Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные направления эпохи Возрождения



Направление период Основные характерикстики Представитеди
Гуманистическое ХIV-XV вв решались проблемы человека, утверждались его величие и могущество, отрицались догматы церкви Ф. Петрарка Л. Вала
Неоплатоническое XV-XVI вв с позиций идеализма пытались познать явления природы, Космос, проблемы человека, развивали учение Платона Н. Кузанский П. Мирандола Парацельс
Натурфилософское XVI – нач. XVII вв опираясь на научные и астрономические открытия, сделали попытку изменить представление об устройстве Вселенной, Космосе и основе мироздания, что привело к смене геоцентрической концепции Вселенной на гелиоцентрическую Н. Коперник Дж. Бруно Г. Галилей
Реформационное (XVI – XVII вв.)   попытка пересмотра церковной идеологии и взаимоотношений между людьми и церковью Э. Роттердамский Ж. Кальвин М. Лютер Т. Мюнцер Усенлиф
Политическое (XV-XVI вв.)   связано с проблемами управления государством Н. Макиавелли
Утопическо-социалистическое (XV – XVII вв.) поиски идеального общества на основе регулирования всех взаимоотношений со стороны государства при условии отсутствия частной собственности Т. Мор Т. Кампанелла

Приложение № 5

Таблица основные направления и представители философии Нового времени

Направ- ление, школа Философ, годы жизни Основные труды Основные проблемы, понятия и принципы Сущность главных идей
Рационализм Р.Декарт, (1596 - 1650) "Рассуждение о методе" (1637), "Метафизические размышления" ("Размышления о первой философии...") (1641), "Начала философии" (1644), "Страсти души" (1649). Проблемы познания. Радикальное сомнение как методический прием, направленный на пересмотр оснований, принципов познания. Редукция. Исследования сознания, мышления. Рационалистический метод объективного познания. Рефлексивный конструктивизм в познании. Философия с опорой на собственный разум, требованием очевидности и достоверности,стремлением к истине и призывом брать за нее ответственность на себя. Опыт у Декарта - шире, чем опыт внешнего мира или опыт-эксперимент. Важнейшие свойства и истины, принадлежащие нашему сознательному существованию(напр.,свободу воли), мы постигаем именно "на опыте". Получение внешнего опыта,пригодного для построения знания,должно предваряться радикальной работой сознания, разума над самим собой. Мы объективно и рационально понимаем мир в той мере,в какой понимаем организацию и структуры своей познавательной способности,учитываем в познании то, что сделано нашим интеллектом.
Рационализм Б.Спиноза, (1632 - 1677) "Основы философии Декарта" (1663), "Богословско-политический трактат" (1670), "Этика, доказанная в геометрическом порядке" (1677) и "Трактат об усовершенствовании разума" (1677). Онтология. Проблемы познания. Три рода познания. Позиции математического естествознания и рационалистического метода Декарта. Этика. Основы научной критики Библии. Идея интеллектуальной любви к Богу: "познающий себя самого и свои аффекты ясно и отчетливо любит Бога". Единство Бога и природы, выражаемое в идее единой, вечной и бесконечной субстанции. Бесконечно многообразные вещи чувственного и умопостигаемого мира суть модусы - различные состояния единой субстанции. Познавая модусы, мы познаем субстанцию. Первый род познания есть познание чувственное, называемое также мнением, или воображением. Второй род познания составляет понимание, дающее уже отчетливое представление модусов. Третий и высший род - это интеллектуальная интуиция, или непосредственное усмотрение истины. Человек должен руководствоваться в своей деятельности исключительно разумом.
Рационализм Г.Лейбниц, (1646 - 1716) "Рассуждения о метафизике" (1685), "Новая система природы" (1695), "Новые опыты о человеческом разумении" (1704), "Теодицея" (1710), "Монадология" (1714). Проблемы познания. Рационалистический метод и учение о Боге и субстанции.Априорные принципы метода Лейбница - это положения о непротиворечивости всякого возможного бытия и о возможности бесчисленного множества непротиворечивых миров. Существование данного мира имеет достаточное основание и таковым выступает оптимальность, полнота, совершенство его устройства. Монадология - плюралистическая онтологическая концепция,описывающая разнообразие действительного мира. Раскрытие логической природы утверждения. Первичные истины выражают аналитические суждения, в которых предикат раскрывает признаки, уже заключенные в понятии субъекта. Иначе, они отвечают требованиям законов логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего. Возможное - это то, что логически непротиворечиво, тождественно-истинные утверждения; это область вечных истин или истин разума. Закон достаточного основания, а также принцип каузальности в естествознании и принцип предустановленной гармонии в онтологии позволяют сделать опыт источником необходимых положений - законов. Совершенство, разумность выражаются в ряде законов, которым подчиняется мир и познание. Субстанциальное единство мира на уровне истин разума, т.е. порядок и полнота иерархии идеального мира, обозначается категорией Бога. В понимании Л., Бог - актуальная бесконечность человеческого духа, полная реализация чистого познания, которое не осуществимо для индивида.
Британский эмпиризм Ф.Бэкон, (1561 - 1626) "Новый Органон или истинные указания для истолкования природы" (1620); "Новая Атлантида" (1627). Проблемы познания. Правильный метод исследования природы - эмпирический метод. Понятия: "призраки рода", "призраки пещеры", "призраки рынка", "призраки театра". Индукция.Принципы идеального устройства государства, а также проект государственной организации науки. Целью человека и общества является познание и раширение власти над природой. Природу можно покорить, лишь подчиняясь ее собственным имманентным законам, не искажая ее образа. "Призраки" являются атрибутами самой человеческой природы. Они являются препятствиями на пути к истине.
Британский эмпиризм Дж.Локк, (1632 - 1704) "Опыт о человеческом разуме" (1690);"Письма о веротерпимости","Трактаты о государственном правлении". "О пользовании разумом"(1706),"Исследования мнения отца Мальбранша о видении всех вещей и Боге"(1694). Проблемы познания. Теория познания, базирующаяся на принципах эмпиризма и сенсуализма. Теория разделения властей. Концепция буржуазного здравого смысла (отрицание существования каких-либо врожденных моральных принципов). Отрицание теории врожденных идей, включая идею Бога. Все знание приобретается нами из опыта, который является сугубо индивидуальным, а не результирующим из социального взаимодействия. Опыт по своей структуре состоит из идей - ощущуний и чувственных образов памяти. Внешний опыт состоит из ощущений свойств и восприятий тел, а опыт внутренний, рефлексия, представляет собой познания души о своей собственной деятельности, получаемые через самонаблюдение. Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью.
Британский эмпиризм Т.Гоббс, (1588 - 1679) "Элементы законов, естественных и политических" (1640); "Основы философии" (1640-1658); "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651); Познание. Три основных понятия: Человек; Тело; Гражданин. Философия природы.Семиотичность, номиналистическая ориентация. Философия государства - общественный договор и гражданское согласие. Философия - "познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющее действия или явления из известных нам причин или производящих оснований и, наоборот, возможные производящие основания - из известных нам действий". Рассуждать значит то же самое, что складывать или вычитать.
Британский эмпиризм Дж.Беркли, (1685 - 1753) "Трактат о принципах человеческого познания" (1710), "Сейрис, или Цепь философских рефлексий и исследований..." (1744) и др. Имматериализм.Проблемы познания. Критерии истинности суждений:"яркость"восприятий;"одновременность подобных восприятий";преимущественная согласованность "идей" между собой;соответствие наших восприятий восприятию ожественного существа. "Тела существуют вне сознания, т.е. они не сознание, но от него отличаются...". Принципиальная возможность мира в основании которой - Бог, автономный от сознания людей. Наше восприятие всякой вещи без какого-либо остатка разлагается на восприятие определенной совокупности отдельных ощущений или "идей".
Британский эмпиризм Д.Юм, (1711 - 1776) "Опыты" ("Эссе", 1741),"Исследование о человеческом познании" (1748),"Исследование о принципах морали" 1752) и др. Проблема человека, человеческой природы. Теория познания. Понятия: впечатление, "инстинкт причинности", причинность. Человек - существо разумное, общественное, деятельное, а также в силу разнообразных потребностей склонное к "различным делам и занятиям" вкупе с увлечением наукой. Высшая цель человеческого познания - интегрирование эмпирически установленных причин естественных явлений и подчинение многообразия особых следствий ограниченной совокупности общих конечных причин.
Французское Просвещение и материализм Ш.Л.Монтескье, (1689 - 1755) "О духе законов" (1748) Деизм. Теория среды. Понятия: "Дух народа". Принцип и природа правления. Бог, как создатель, действующий по объективным законам материального мира. "Многие вещи управляют людьми - климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий "дух народа".
Французское Просвещение и материализм Вольтер, (1694 - 1778) "Философские письма" (1727-1733), "Метафизический трактат" 1734, издан посмертно), "Основания философии Ньютона" (1736-1738) и др. Новое доказательство бытия Бога. Философская критика теологии. Философский способ рассмотрения истории. "Философия истории". "Я существую, а следовательно нечто существует вечно". "Мне свойственно всего лишь человеческое мышление, теологи принимают божественные решения". Мировая история - это высший суд человеческих мнений. Поскольку все действия людей основываются на каких-то убеждениях, борьба мнений выступает в форме движущего фактора исторического процесса.
Французское Просвещение и материализм Ж.Ж.Руссо, (1712 - 1778) "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" (1755), "Об общественном договоре…"(1762). Критика общественного прогресса. Понятия: имущественное неравенство. Основы философского анализа феномена отчуждения. Проблема власти. Имущественное неравенство закрепляется в неравенстве политическом. Фундаментальной сущностью человека является свобода, в том числе и свобода быть несвободным, т.е. реализовать себя не в соответствии, а в рассогласовании со своею подлинной природой. Основная характеристика свободы - ее разумность.
Французское Просвещение и материализм Д.Дидро, (1713 - 1784) "Мысли философа" (1746),"Философские принципы материи и движения" (1770) и др. Онтологическая концепция - последовательный материализм. Политико-социальная проблематика. Плохие и хорошие законы.Концепцияискусства как "подражания природе". Метод парадоксов. Человек должен поступать по отношению к другим так, как он хотел бы, чтобы они поступали по отношению к нему. Парадокс возвещает о границе позитивного тезиса, за которым - антитезис как его противоположность. Допущение влияния на нравственное сознание социальных факторов: "если законы хороши, то и нравы хороши; если законы и дурны, то и нравы дурны".
Французское Просвещение и материализм П.Гольбах, (1723 - 1789) "Система природы, или О законах мира физического и мира духовного" (1770),"Разоблаченное христианство"(1761),"Карманное богословие" (1768),"Здравый смысл" (1772) и др. Философская картина Вселенной как единого целого, где все находится во взаимосвязи друг с другом Проблема человека. Эволюционизм.Учение о ведущей роли потребностей и интересов в социальном развитии.Теория познания. Принцип матер.сенсуализма. Первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Материя есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства. Движение - это способ существования материи.Человек - продукт самодеятельности природы, ступень в ее развитии, полностью подчиняющаяся объективным законам природы. Мерило свободы членов общества - благо общества в целом.
Французское Просвещение и материализм Ж.О.Ламетри, (1709 - 1751) "Естественная история души" (1745),"Человек-машина" (1747),"Человек-растение" (1748), Радикальный материализм и механицизм. Эволюция природы. Атеизм. Мир - совокупность проявлений протяженной, внутренне активной, ощущающей материальной субстанции, видами которой выступают неорганическое, растительное и животное (включающее человека) царства. Человек ("чувствующая", самозаводящаяся машина) отличен от животного лишь большим количеством потребностей и, соответственно, ума, мерилом которого они являются.
Этап Авторы основных философских концепций Основной интерес
XV-XVI вв.   Гуманизм Эстетическое отношение к действительности
XVII в. Декарт Ясные идеи и дедуктивные построения теории
Локк Теория познания: сенсуализм
XVIII в. Кант Априорные принципы и их воплощение в науке и морали
XIX в. Гегель Универсальная системная философия идей
Маркс Концепция общественного руда, критика капитализма
Ницше Критика "разумных" ценностей

 

Таблица 5. Философия XX века
Главное философское направление Главный философский интерес
Феноменология "Работа" сознания с феноменами
Герменевтика Бытие человека в мире, поиск сущего
Аналитическая философия Логический анализ языка, употребление языка
Постмодернизм Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм

 

 






Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-15; Просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.125 с.) Главная | Обратная связь