Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эпоха бронзы. Андроновская и Бегазы-Дандыбаевская культуры на территории Казахстана.



Тема 2. Казахстан в средние века

1. Государства раннего средневековья (VI-X вв.).

2. Государства развитого средневековья (XI-XIII вв.)

3. Развитие экономики и культуры Казахстана в средние века.

Цель: углубить знания о политической и социально-экономической истории государств VI-XII вв. на территории Казахстана

Основные положения: раннее средневековье, тюркский этногенез, Тюркский каганат, Западно-Тюркский каганат, Тюргешский каганат, тюркский эль, Караханидский каганат, Мавераннахр, насаждение ислама, орхоно-енисейские надписи, культура тюркского периода.

Ключевые слова: тюрк, кидании, тюргеш, он ок эль, Ашина, Огуз, кереиты, кипчаки, Тенгри, Умай, шахристан, рабад, Дешт-и-Кипчак, ислам.

Развитие экономики и культуры Казахстана в средние века

Основное занятие - экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Скотоводы, нуждаясь в пастбищах, вынуждены были совершать длительные переходы. Радиус кочевания был очень велик: Кыпчаки, обитавшие в Западном Казахстане, лето проводили в южных предгорьях Урала, а на зиму откочевывали в районы Аральского моря и в низовья Сырдарьи. В основном разводили лошадей, овец. Крупный рогатый скот и коз содержало в основном полуоседлое население, а верблюды были распространены в южных и западных районах края. Основой имущественного неравенства была частная собственность - на скот. Знать сосредоточила в своих руках огромное количество скота, который было основным капиталом в степи. Плененный арабами тюргешский каган Кюль-чор предлагал за себя выкуп в 1000 лошадей и 1000 верблюдов.

Важную роль в жизни кыпчаков играла лошадь, которая давала мясо, жир, кобылье молоко - кумыс и кожу, использовавшуюся в домашних промыслах. Лошадь являлось и основным средством передвижения. Кони использовались также на войне и охоте. Нередко она служила тягловой силой. Говоря словами Аль-Джахиза (X в.), «тюрок сидел на спине лошади больше, чем на поверхности земли» Кыпчакк же славились своими прекрасными, породистыми конями.

Охота. Население каганатов также занимались охотой. Охотились на семиреченских тигров, барсов, лис, добывали выдру, горностая, куницу, сурка.

Рыболовство. Немалую роль в бассейнах рек Или, Чу, Таласа, на среднем течении Сырдарьи играла рыбная ловля, особенно для бедняков.

Тюркские племена занимались земледелием. В 1Х-Х вв. часть тюркских племен переходит к оседлости, приобщается к городской культуре. Оседание было вызвано в основном: 1. сокращением поголовья скота у части населения: 2 сосредоточением у кочевой знати огромного количества скота, лучших пастбищ и источников воды.

Земледелие было распространено в основном по берегам рек Сырдарьи, Чу, Таласа, Или и предгорьях Алатау. Земледелие было поливным. Крупные оросительные системы в Южном Казахстане: Алтынтобе, Куюруктобе, Пышакшытобе, Актобе, Весидж, Жетиасар, Калмакарык.

Самый крупный центр поливного земледелия Х-ХП вв. - Отрарский оазис.

В оседло-земледельческих районах развивалось садоводство, виноградарство, огородничество и бахчеводство.

Развитие ремесла связано с запросом городского населения и кочевого мира. Ведущие отрасли ремесла - гончарное дело, кузнечное дело, ювелирное дело, ткачество, ковроткачество, стеклоделие, резьба по кости, обработка по камню и дереву.

Высокого уровня достигло гончарное дело -изготовление керамической посуды, кухонной керамики, светильников.

Раннесредневековые государства имели торговые связи с Византией, Ираном, Средней Азией, Кавказом, Алтаем, Восточным Туркестаном и Сибирью.

С середины I тыс. на территории Казахстана складывается несколько древне-тюркских языковых групп: 1.Булгарско-хазарская; 2.Западно-тюркская огузская); 3. Карлукская.

В 1Х-ХП вв. в связи с распространением ислама широко употребляется арабский язык. На нем создаются литературные и научные произведения. Наиболее древние памятники древнетюркской письменности найдены в северной Монголии на р.Орхон, Толы, Селенги - каменные стелы в честь Билъге-кагана, Кюль-тегина и Тоныкука.

В VI-VII вв. среди тюркоязычных племен существовала устно-поэтическая традиция, восходящая к еще более ранней эпохе. Основные памятники:

В VIII-Х вв. в долине Сырдарьи среди кыпчако-огузских был распространен эпос «Коркут-ата». Коркут ата - знаменитый жырау, мыслитель, родился в Кармакчинском районе Кызыл-ординской области. Впервые «Книгу Коркыт ата» исследовал немецкий ученый Н.Ф.Диц.

Эпос «Огуз-наме», в нем описывается о жизни и борьбе хана Огуза. Эпос был переписан Рашид-ад-Дином (XIII в.) и Абулгази (XVIII в.).

В Казахстане с VII в. складывается письменная литература, а с IX в. появляются литература на арабском языке.

В период раннего средневековья тюрко-язычные племена Казахстана были язычниками. Они поклонялись:

1. Культ Неба (Тенгри).

2. Культ Земли-Воды (Иер-су);

3. Культ огня;

4. Умай - женское божество, покровитель­ница очага и детей.

5. Культ священных гор - Хаптайскне горы.

Умерших тюрки хоронили по древнему ша­манскому ритуалу.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как происходил процесс сложения Тюркского каганата?

2. Назовите причины распада Тюркского каганата.

3. Какие территории занимали кереиты и найманы?

4. Какие племена составляли основу караханидского государства?

5. Какую роль сыграли кипчаки в развитии мировой цивилизации?

6. Как развивались отношения между тюрками и арабами?

7. Какой вклад в мировую культуру внесли народы, жившие в тюркский период на территории нынешнего Казахстана?

Тема 4. Образование Казахского ханства

1. Завершение процесса сложения казахской народности.

2. Этноним «казах» Казахские жузы.

3. Образование Казахского ханства.

4. Политическое положение Казахского ханства в XV-XVI вв.

5. Джунгаро-казахские войны в XVII-XVIII вв.

Цель: углубить знания о процессе сложения казахской народности, образовании Казахского ханства, его политическом и социально-экономическом развитии.

Основные положения: казахская народность, казахские жузы, этническая территория, этно-территориальная организация, образование Казахского ханства, Касым-хан – собиратель казахских земель, институт бийства.

Ключевые слова: узбек-казах, откочевка, казах, жуз, род, этноним, джунгар, кодекс, свод законов, Касым-хан, «Жеты Жаргы», курултай, бий.

4.1 Завершение процесса сложения казахской народности.

Начало I тыс. н.э. для большей части Евразии, включая Казахстан и Среднюю Азию, ознаменовалось новым этапом в этногенетическом развитии, вследствие чего произошел переход и прототюркской этнокультурной и языковой общности. Территория Казахстана стала на долгие годы и века мостом между Востоком и Западом.

Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюркских народов Центральной Азии составили многочисленные племена от саков, усуней, канглов, гуннов, тюрков, тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков, найманов, киреев, аргынов и др., обитавших в разное время на территории Казахстана.

В XIII в. поступательное развитие этнической консолидации на­селения Казахстана было задержано монгольским нашествием. Добавился новый этнический компонент - монгольские роды и племена - жалаиры, конграты, мангыты, барласы и др. Монголы составляли правящий слой, хотя были ассимилированы тюрками.

Этнос - это исторически сложившаяся устойчива совокупность людей с общими физическими чертами, общностью культуры, языка, этническим самосознанием и само формирования и сохранения этноса имеет его территориально-социальное единство.

В ХУ-ХУI вв. в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории.

4.2. Этноним «казах» Казахские жузы

Еще у древних и раннесредневековых племен Казахстана в силу естественно-географических и хозяйственных условий обитания, вхождения в разные племенные союзы и государства формируется три этно-культурных группы.

До сих пор нет утвердившегося мнения о происхождении термина «жуз» и согласованности в определении времени появления казахских жузов.

В ХVII-ХVIII вв в состав трех жузов входило всего - 112 родо-племенных подразделений.

Происхождение этнонима «казах» долгое время являлось предметом дискуссий исследователей, отражено в многочисленных легендах народа о своем происхождении:

Имеются все основания считать, что само слово «казах» возникло в регионе обитания кыпчаков. По мнению ряда тюркологов, первоначальный ареал распространения термина «казах» связан с Восточным Дешт-и Кыпчаком.

Принято считать, что впервые термин «казах» в письменном источнике употреблен в арабо-кыпчакском словаре, составленном в кыпчакской среде Мамлюкского государства Египта в 1245 г. В нем слову «казах» придается значение «свободный, скиталец».

В переводе с тюркского языка этноним «казах» означает «свободолюбивый, вольный человек».

В социальном смысле термин «казах» означал «человека, отделившегося от своего государства, племени, рода и вынужденного вести жизни искателя приключений» (В.В.Бартольд).

По «Тарихи-и Рашиди» М.Х.Дулати термин «казахи» применялся для обозначения политической группировки во главе с Джанибеком и Кереем, откочевавшей в Семиречье, сначала в форме «узбек-казахи», а затем «казахи».

Ибн Рузбихан (XVI в.) писал: «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз хана. Ныне одно из них -шибаниты и его ханское величество после ряда предков был и есть их повелитель. Второе племя - казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью, третье - мангыты, а из них цари астраханские».

По сведению М. Ахинжанова термин «казах» происходит от слова «сак» или «кас-сак».

М.Тынышпаев в своей книге «Материалы к истории киргиз-кайсацкого народа», приводит легенду о «белой гусыне - Ак -каз».

С укрепления Казахского ханства «казахами» стало называться все подвластные им население. Постепенно термин «казах» стал употребляться как этноним для обозначения уже сложившейся тюркской народности Восточного Дешт-и-Кыпчака, Семиречья и Южного Казахстана.

4.3. Образование Казахского ханства

Образование казахского ханства связано с именами Джанибека и Керея Ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием ханства Абулхайра и Могулистана, которые во II половине XV в. пришли в упадок. Поражение хана Абулхайра от ойратов заставляли основную массу населения этих государств искать силы, способные консолидировать все племена и роды и создать этно-территориальную организацию.

Джанибек и Керей отказались повиноваться Абулхайру, откочевали в Могулистан, где были разрушительно встречены Есен-Бугой. Он назначил им для обитания долины Чу и Козы-Баши. В лице Джанибека и Керея Есен: Буга видел оплот для защиты западных границ своих владений. В 1462 году он умер, что укрепило роль Джанибека и Керея. Согласно датировке Мухаммада Хайдара Дулати время образования Казахского ханства -1465-1466 годы.

Таким образом, образование Казахского ханства - что переплетение политических и этнических процессов. Его основными этапами стали - откочевка Керея и Джанибека в западные пределы Могулистана. Важным событием здесь стало закрепление за сторонниками Керея и Джанибека имени узбек-казах, а потом просто казах. Новое государственное образование стало называться Казахстан.

4.4. Политическое положение Казахского ханства в XV-XVI вв.

С середины XV до начала XVII века Казахское ханство было единым политическим образованием. В XVII в. в жузах стали избирать своих ханов. В годы становления Казахского ханства, а также в последующие десятилетия его правители вели постоянную с переменным успехом борьбу за сырдарьинские оазисы и города с шейбанидами. Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти XVI в. при хане Касыме (1511-1521гг.). Он укрепил свою власть в Южном Казахстане, взял под контроль г. Сайрам и предпринял поход на Ташкент.

Казахское ханство постепенно втягивалось в международные отношения. Число поданных хана Касыма определялось миллионом человек.

Известным ханом был сын хана Касыма Хак Назар(1538-1580 гг.), очень многое сделавший для расширения владений казахов.

При Тауке хане (1680-1718гг.) произошло укрепление Казахского ханства, ослабление натиска джунгар. В июне 1582 года Тауке вместе с бухарцами разбил войско ташкентцев около г. Яссы. Перед Тауке ханом в конце шестнадцатого века стояли две задачи: овладение Ташкентом и и борьба с Сибирским ханом Кучумом. В 1598 г. войска Тауке, овладев Ташкентом, у стен Самарканда разбили армию бухарцев. Все города Средней Азии были подчинены казахским султанам. Но при осаде Бухары Тауке был ранен и вскоре скончался. При нем был составлен свод законов обычного права «Жеты Жаргы».

Его преемнику хану Есиму пришлось произвести своего рода бийскую революцию, ограничившую политические права сословия чингизидов и установившие широкие права для общин и их руководителей (Есим ханнын ески жолы).

По прежнему высшей законодательной властью оставался Маслихат. В состав его входили все представители казахских общин и лишь наиболее влиятельные султаны. Маслихат принимал важные решения о войне и мире, о распределении пастбищ и водопоев, о выборах хана. Ослабление роли хана в политической системе привело к изменению принципа выбора хана. Вместо улусной системы была введена жузовая организация. Во главе жузов стояли Бии. Они же и формировали Совет биев, которыйограничивал власть хана. Как результат, Казахское ханство из унитарного государства превращается в федерацию со сложной внутренней структурой и широкой автономией входящих в нее субъектов всех уровней. В этот период была определена и столица ханства – г.Туркестан.

ПЕРВОЕ

Перераспределение властных полномочий и ответственности, повышение роли Парламента.

ПРЕЗИДЕНТ-----------------------------------ПАРЛАМЕНТ

передача полномочий

 

РК из президентской республики в президентско-парламентскую с 7 лет до 5 лет.

Снижен срок президентского правления (после 2012 года).

Мажонитарная – к пропорциональной избирательной системе численность президентской квоты в Сенат –Парламент (в случае роспуска Мажилиса) по принятию законов, с Сенатом согласовывается кандидатура председателя Национального банка.

Количество депутатов Мажилиса увеличено с 77 до 107 человек.

Численность Парламента увеличилась с 116 до 154 депутатов.

Правительство ответственно перед Президентом.

ВТОРОЕ

- Укрепление роли политических партий.

- Выборы депутатов Мажилиса по пропорциональной системе.

- Премьер-министр представляет партию парламентского большинства.

- Партия парламентского большинства

- Финансирование политических партий из республиканского бюджета.

-Фракции в Мажилисе определяют, как голосовать депутатам.

 

ТРЕТЬЕ

- Развитие местного самоуправления.

- Маслихаты – основа местного самоуправления (срок полномочий до 5 лет).

- Президент назначает Акимов с согласия маслихатов.

 

ЧЕТВЕРТОЕ

- От Министерства Юстиции к Комитету по судебному администрированию при Верховном суде.

- С 1 января 2007 года – суды присяжных (по уголовным делам).

Предлагается:

- Могут быть созданы ювенальные суды (для несовершеннолетних).

- Судебное санкционирование ареста.

Отбор кандидатов на должность судей передать от квалифицированной коллегии к Высшему судебному Совету (независимый орган).

 

ПЯТОЕ

Обеспечение межнационального согласия и укрепления Ассамблеи народа Казахстана.

- АНК - организация, обеспечивающая представительство различных этнических групп в общественно-политической жизни.

 

Сенат Мажилис

АНК

 

Укрепление мира и согласия, дружбы народов Казахстана через представительство в парламенте.

 

ШЕСТОЕ

- «О социальном партнерстве в РК»

- «О государственном социальном заказе».

 

СЕДЬМОЕ

Укрепление системы защиты прав и свобод граждан.

 

- Создан институт уполномоченного по правам человека.

- Создана Комиссия по правам человека при Президенте.

- Правоохранительные органы освобождаются от несвойственных им функций.

- Уголовно-исполнительная система передается от органов внутренних дел в Министерство юстиции.

- Санкционирование ареста судом.

- Фактическая отмена в Казахстане смертной казни (исключение – терроризм, тяжкие преступления в военное время).

 

Эпоха бронзы. Андроновская и Бегазы-Дандыбаевская культуры на территории Казахстана.

С освоением выплавки металла человечество входит в следующий период своего развития, названный археологами эпохой бронзы, так как основным материалом был сплав меди с оловом. Характерные призна­ки эпохи бронзы, последнего археологического периода доистории - развитая металлургия в сочетании с комплексным земледельческо-скотоводческим хозяйством.

На территории Казахстана появляются новые культурные сообще­ства, продолжающие традиции неолита. Эти локальные группы были во многом схожи, что позволило выделить новую археологическую куль­туру - андроновскую.

Эта культура получила свое название по месту первых находок в Минусинской котловине и разделяется на два этапа - ранней и средней бронзы. Эпоха ранней бронзы носит для Северного Казахстана назва­ние Федоровского, а для Центрального - нуринского периода (XVIII-XVI вв. до н.э.). Средняя бронза в Северном Казахстане носит название алакульского, в Центральном — атасуского периода (ХУ-ХП вв. до н.э.). Начиная с XII в. до н.э., андроновская культура сменяется культурными кочевыми общностями поздней бронзы: срубной - в Западном Казах­стане и бегазы-дандыбаевской - в Центральном (XII-VIII вв. до н.э.).

Хозяйство андроновцев.С изобретением бронзы человек получил прочные орудия труда для обработки степных почв. В результате осед­лое скотоводческое хозяйство превратилось в комплексное скотоводческо-земледельческое. Андроновцы жили в жилищах типа полузем­лянки, покрытой ветками, шкурами и дерном.

Археологические памятники.В эпоху ранней бронзы в северо-за-шом Казахстане появились крупные укрепленные поселения городского типа. Наиболее исследованным из них является Аркаим на территории Южного Урала. Это был своеобразный город с четкой планировкой, двумя линиями укреплений, многочисленными ремесленными мастерскими.

Интересен и погребальный обряд андроновцев. Хоронили умерших в каменных ящиках, сделанных из вертикально поставленных плит. Ямы накрывалась сверху каменной плитой, над которой насыпался ми­ни курган. Умершего сопровождали богато орнаментированные украшения из бронзы и золота. Иногда встречались случаи трупосожжения, когда хоронили пепел умершего.

Бегазы-Дандыбаевская культура - археологическая культура эпохи поздней бронзы Центрального Казахстана. Первые раскопки культуры были проведены археологической экспедицией во главе Маргуланом А.Х.

Особенности Бегазы - Дандыбаевской куль­туры:

• Хозяйственная жизнь основана на кочевом скотоводстве

• Строительство особого типа надгробных сооружений

• Своеобразный погребальный обряд

• Появление новых форм глиняной посуды

• Наличие большого количества шахт по добыче меди

1.4. Ранние государственные образования. Саки, усуни, кангюи, гунны.

В VII – VI вв. до н.э. в хозяйственной жизни населения казахских степей произошли серьезные изменения, связанные с освоением железа и переходом на кочевой способ производства. С Семиречье складывается сакско-усуньская, Приаралье – кангюйская, северо-восточной части Казахстана – гуннская, в Западном Казахстане – аланская этнокультурные общности.

Кочевые племена Казахстана середины первого тысячелетия до нашей эры играли заметную роль в истории древнего мира. Греки называли кочевников " скифами", персы – " саками".

В персидских клинописных надписях говорится о 3 группах саков:

- саки-тиграхауда (" носящие остроконечные шапки" ), жившие в районе Сырдарье и Тянь-Шане.

- саки-хаомаварга (" изготавливающие напиток хаома" ), располагались на территории верховьев Амударьи и Сырдарьи, Южного Казахстана

- саки-парадарайя (" заморские, живущие по ту сторону моря" ), занимали территорию Приаралья, низовья Сырдарьи и Амударье, северное Причерноморье).

Изменение климата создало благоприятные условия для перехода населения Казахстана к кочевому скотоводству. Племена сочетали три вида скотоводства: кочевое, полукочевое, оседлое. В основном разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот – бараны, овцы, верблюды. Выращивали просо, ячмень, пшеницу. На базе скотоводческого сырья развивалось ремесло. Изготовляли колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колчаны, короткие мечи – акинаки, ножи и др.Добывали и обрабатывали металл: железо, медь, олово, свинец, золото и серебро.

Первые государственные структуры на территории Казахстана стали появляться в I тыс. до н.э. в форме союзов племен. Рядовые общинники более полно участвовали в принятии политических решений. Инструментом этого участия было народное собрание. В общем, строй саков можно назвать военной демократией, во главе государства стоял вождь царь, который избирался военным советом. В функции царя входили: распределение земных угодий, провозглашение мира и войны, возглавлять военных походов. Женщины в обществе саков могли участвовать в войне наравне с мужчинами, могли быть также и верховными вождями. Это доказывают сведения о царицах Томирис и Зарине. Царь являлся избранником богом, именно ему предоставлялось право первой борозды. Основу армии составляло конное ополчение свободных общинников. Были также тяжеловооруженные конники, из бедноты и земледельцев формировалось пешее войско.

Кочевники жили в войлочных юртах и жилищах из саманного кирпича и бревен.

Доминирующей формой религиозных верований был культ предков. Но также существовали культы вождя и царя, огня, бога грома Кабана и поклонение силам природы. Верховным божеством у саков был Митра, который по их верованиям сотворил мир. Существовал также звериный стиль саков – особая знаковая система для выражения идеологии кочевников с VII в. до н.э.

Саки вели войны с персами, Александром Македонским.

Первое упоминание о хунну в письменных источниках относится к 822 г. до н.э., когда они совершают поход на Китай. В III в. до н.э. хуннские нападения усилились, что заставило китайских императоров построить Великую стену. Хунну в этот период представляли собой союз родственных родов, возглавляемых выборным вождем. В 209 г. до н.э. сын вождя Тумана Моде объявил себя сенгиром и начал активную деятельность по созданию хуннской державы.

Хунну подчинили себе такие племена как дунху, юечжи, усуни, лоуфань, байян. Войны между хунну и Китаем шли долгие годы. В результате этого и междоусобных войн наследников сенгира за власть в 47 г. до н.э. хунну разделились на две части – северных и южных. Северные приняли подданство Китайской империи, южные сохранили независимость. Часть северных хунну, упорно сопротивлявшихся китайской агрессии, вынуждена была откочевать в страну кангар. С этого момента начинается массовое переселение хуннских племен на территорию Казахстана. В 93 г. северные хунну, теснимые китайскими войсками, достигли Тарбагатая, затем степей Центрального Казахстана и берегов Сырдарьи.

Во главе хуннской державы стоял монарх, носивший сложный титул " рожденный небом и землей, поставленный солнцем и луной, хуннский великий сенгир". Кроме того, сенгиры носили титул " танир-кут" – " обладающий небесной благодатью". Хуннский сенгир сыполнял функции как светского правителя, так и первосвященника. Главной в формой престолонаследия было завещание, хотя часто власть передавалась по наследству. Но были случаи узурпации власти и выборов сенгира знатью. У сенгира были широкие полномочия: политическое и духовное руководство, являлся главнокомандующим и выполнял дипломатические функции.

В государстве хунну была очень сложная иерархия чиновников. Большое значение в системе управления хунну играл Совет чиновников, собиравшийся дважды в год для проведения религиозных ритуалов и решения государственных дел. Каждую осень собирался съезд чиновников и правителей уделов отдельных кочевых общин, на котором проводилась своеобразная " перепись населения" и " ревизия" скота.

При приемниках Моде в державе хунну были заведены " книги, чтобы по числу обложить податью народ, скот и имущество". Существовали ежегодные подати с покоренного и оседлого населения. Одной из форм повинности было переселение населения оседлых регионов в центр империи и превращение его в податное сословие. Сбором податей занимались чиновники, " воеводы" и " наместники".

Часть северных хунну в I в н.э. проникла на территорию Казахстана и оказались между Волгой, Доном и Аральским морем. К этому времени племена аланов и кангаров потеряли свое этническое своеобразие и ассимилировались с местными кочевыми племенами. Образовался новый этнос – гунны. Так их называли западные источники.

В 375 г. гунны разбили племенной союз остготов. Жившие к западу от остготов вестготы, спасаясь от гуннов, форсировали Дунай и поселились во Фракии, в пределах Восточно-Римской империи. Так началось " Великое переселение народов". Далее гунны совершают набеги на Восточно-Римскую империю, Константинополь, Закавказье, Месопотамию, Паннонию. Эти войны обогатили гуннскую знать, что позволило ей жить в роскоши, владеть большим количеством скота, рабов.

В 434 г. во главе государства гуннов встал Атилла. В 445 он стал единоличным правителем. Начался период его короткого, но полного событий царствования. После его смерти в 453 г. его держава распалась. Между его сыновьями начались раздоры. Эти воспользовались покоренные племена. Единое гуннское государство распалось на отдельные владения – хазарское, утургурское, кутургурское, сабирское. Эти племена, занимавшие территорию от Дуная до Волги, часто враждовали между собой.

С массовым проникновением гуннов на территорию Казахстана и дальнейшим движением гуннских и кангарских племен на запад связано изменение антропологического типа коренного населения и распространение протокипчакского диалекта тюркского языка.

Усуни.В конце первого тысячелетия до н.э. на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство, пришедшее на смену сакам, известное в китайских источниках как " Страна Усунь". Столицей усуней был город Чигучен, который находился на берегу Иссык-Куля. Говорили усуни на древнетюркском языке.

Государство делилось на 3 части: западное, восточное, центральное. Во главе стоял куньбек – великий правитель, передававший престол по наследству. В усуньском обществе было имущественное и социальное расслоение, общество делилось на 4 класса: племенная и родовая знати, дружинники, жрецы, рядовые скотоводы и земледельцы. Частная собственность разделялась на скот, жилище и землю. Каждая семья отмечала свои стада отличительным знаком – тамгой. История усуней полна междоусобных войн.

Китайские источники характеризуют усуней как кочевников. Они разводили лошадей, коз, двугорбых верблюдов, ослов, но все же особо развито было развито коневодство. Наряду со скотоводством, развивалось земледелие. Они использовали как богарные, так и орошаемые поля. Оседлость и земледелие развивались у древних усуней еще в первых веках до н.э, и более широко в III – V вв. н.э.

У усуней было развито ремесло: деревообрабатывающее, керамика, металлургия, ювелирное искусство, ткачество и т.д. Ювелирные изделия, украшения усуней отражали их религиозные представления и взгляды на мир.

Кангюй. На запад от усуней, в долинах Таласа, Сырдарьи и Центральном Казахстане обитали племена кангаров. Китайцы называли эти земли " страной Кангюй". Государство кангаров возникло в III в. до н.э. в среднем течении Сырдарьи. Во главе этого государства стоял род уын, происходящий из восточно-сакского народа юэчжей. Кангарами управлял царь, носивший титул " би" и " ябгу". В государственный аппарат входили заместитель царя и три советника.

Кангарам подчинялись 5 владений, во главе которых стояли поставленные царем наместники. Столица государства – город Битянь (в среднем течении Сырдарьи). В первые века нашей эры кангары подчинили себе аланские племена северо-западного Приаралья. В Средней Азии кангарскому правителю подчинялись пять " малых владений" – Сусе, Фуму, Юени, Ги, Юетянь.

Подвергаясь давлению усуней, кангары в конце I в. до н.э. заключают союз с хунну. Заполучив сильного союзника, кангары начали войну с усунями, но хунну не захотели переселяться на земли побежденных усуней и подчиняться законам кангаров. Это послужило причиной разрыва союза. Кангары придерживались антикитайской политики.

Основным занятием кангаров было полукочевое скотоводство. Китайцы определённо называют Кангюй " кочевым владением". В долине Сырдарьи кангары занимались богарно-лиманным земледелием, выращивали зерновые, огородно-бахчевые культуры, разводили овец, верблюдов, лошадей, оседлые кангары – коз, коров.

Аланы.К западу от кангаров кочевали потомки савроматов – сармато-аланиские племена. Их земли простирались к северу от Аральского и Каспийского морей. В VII в. до н.э. здесь образовался союз, в котором главенствовали аорсы и роксаланы. Честь аланов, разбив скифов, ушла в Причерноморье и далее в Европу. Оставшиеся племена объединились и создали в Северном Приаралье государство Абзойа (Яньцай)., в I в. до н.э. одно подчинилось кангарам, а во II веке аланы вошли в состав гуннского государства и окончательно ассимилировались с гунно-кангарскими племенами Западного Казахстана.

Обычаи и быт аланов были схожи с кангарскими, т.е они также занимались кочевым и полукочевым скотоводством. Считается, что аланы были ирано-язычным народом.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие задачи решает история?

2. Назовите основную цель и задачи курса истории Казахстана.

3. Какие виды исторических источников вы знаете?

4. Обозначьте актуальные проблемы истории Казахстана.

5. Почему эпоху разложения первобытнообщинных связей принято называть периодом «военного коммунизма»?

6. К какому антропологическому типу принадлежали племена саков, усуней, хуннов, канглов?

7. Какой вклад в развитие мировой цивилизации внесли кочевники?

8. К какому историческому периоду относится андроновская культура?

9. Какого уровня достигла сакская культура?

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1504; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.075 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь