Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие «Древний Восток». Хронологические рамки и основные этапы исторического развития древнего Востока.

Понятие «Древний Восток». Хронологические рамки и основные этапы исторического развития древнего Востока.

Понятие. Египтяне называли его «Абет», по-семитски: «Кедеш». Латинский вариант – «Orient». Понятие «Древний Восток» возникло еще в античной Греции.

Хронология. Рамки: от 4 тыс. до македонского завоевания (334-327) или до 5 в. н.э. (Средняя Азия, Индия, Дальний Восток). Ранняя древность 3-2 тыс. Поздняя древность 1 тыс. Перелом 1 тыс. Дьяконов – периодизация по развитию общины. Еще есть периодизация по развитию государств (номовые, территориальные, мировые).

Территория. Грубо говоря – это азиатские и североафриканские страны. От 10* восточной долготы (Карфаген) до океана, и от 42* северной широты до экватора. Для греков запад – это они сами, а восток – это Персидская империя. Отсюда – соответствующий деспотический имидж востока в противопоставлении с демократическим западом. Запад + Восток в древнегреческом понимании этого слова – это то, что мы называем Древним миром.

 


Природные условия в странах древнего Востока. Экологические проблемы региона и опыт их решения в древности.

1. Природные условия.

a. Страны долин великих рек. Реки, их сезонные разливы. Берега нужны – низкие, течение – тихое. Вокруг – пустыня. Необходимость централизованной ирригации, так как без нее посевы либо будут затоплены, либо сгорят. Ирригация это осушение, орошение и мелиорация. Чем больше территория, тем государство прочнее.

Там, где реки магистральные (Египет) – больше предпосылок к обр. единого гос-ва, иначе все передерутся. Там, где у реки много рукавов (Шумер) – больше предпосылок к сепаратизму отдельных номов.

b. «Неречные» страны. Обычно в предгорьях, где разливы вполне предсказуемы и растет все, что ни воткни. К тому же, там нет пустынь. Нет необходимости в массовой организованной работе. Главенство общины.

2. Природные ископаемые. Там, где они есть – ранний железный век. Там, где их нет – стимул ко внешней политике или к приспособлению к тому, что есть.

3. Связь с религией. Природа обожествляется, а потому религия не очень-то дружелюбная, боги – ребята не самые приятные (смертоносные насекомые, жара, пустынные ветры и др.). Своеобразие религии (обожествление Нила и глиняные мотивы в шумерской космогонии).

4. Экологические проблемы. Засоление почв, наступление морских вод, потопы, пустынные ветры.


Расы, языки и народности древнего Востока. Некоторые проблемы этно- и лингвогенеза в современной науке.

Расы. Процессы метисации. Никакой ксенофобии. Экваториальная, Евразийская, Монголоидная расы.

Языки и народности. К 4 тыс. формируются этноязыковые группы.

1. Афроазийская (семито-хамитская) яз. семья. (прародина – в Сахаре): аккадцы, амореи, арамеи, ассирийцы, ханаанеи, евреи, арабы.

a. Египетская ветвь (долина Нила и М. Азия)

b. Берберо-ливийская ветвь (к западу от Египта)

c. Кушитская ветвь (Нубия)

d. Семитская ветвь (Вост. – Аккад; Зап. – Ханаанеи; Юг – Арабы).

2. Индоевропейская яз. семья (11 век; центр неизвестен, но теории: Балканская, где-то между малой Азией, Восточно-Средиземноморским побережьем и Двуречьем – Гамкрелидзе, Иванов): хетты, лидийцы, карийцы, персы, мидийцы, парфяне, скифы.

a. Хетто-лувийская ветвь (Хетты, Лувийцы).

b. Индо-иранская ветвь (Иранское нагорье, Мидия, Арии Индии, Филистимляне).

c. Фрако-фригийская ветвь (Фригийцы, Фракийцы).

d. Анатолийская ветвь (Лидийцы, Хетты, Лувийцы)

e. Народы моря. Видимо, объединение нескольких народов. Шарданы с Сицилии погубили хеттов.

3. Северо-кавказская яз. семья:

a. Хуррито-урартская ветвь (Хурриты)

b. Хатты (Каски, Хатты)

4. Дравидийская яз. семья.

Вся Индия (между индской и ведийской цивилизациями) Затем – только на юге (потеснены индоеврорпейцами). Сюде же, вилимо, Элам. Но не ясно.

5. Сино-Тибетская яз. семья.

Китай, Корея, Вьетнам.

6. Никуда не относится шумерский.

Проблемы. Непонятно происхождение шумеров (скифо-тюркская теория Раулинсона, кавказская, суданская, малайско-полинезийская и др., мундийская теория (Дьяконов)). Непонятно происхождение касситов. Индоевропейская проблема: где прародина? Возможно, в области Балкан. Афроазийская проблема: где прародина? Дьяконов: м.б. у о. Чад.

Механизм этногенеза. Марков: есть несколько локальных групп, одна из них возвышается, транслирует остальным свой язык => образуется этнос. Марков – еретик и колдун, за что его не любят на кафедре этнологии.

Механизм лингвогенеза. Есть язык-основа, из него путем изменений (эволюцией или заимствованием) - ветви родственных (только по происхождению!) языков. Их совокупность – языковая семья. Существует гипотеза о восхождении самих языковых семей к еще более

древним языкам-основам (не подтверждена).


Характерные черты экономического развития стран Древнего Востока. Рабство и община на Древнем Востоке.

Черты экономического развития.

Существует три пути развития стран дрвенего Востока с соответствующими достижениями в области материальной культуры:

а.Шумер и Средний Элам.

Экономика.Земля делится на общинную и храмовую. Впоследствии вторая превратилась в государственную. Она преобладает. Община владеет своей землей. Общинник обрабатывает свою землю силами своими и своих родственников. Возможны также кабала и рабство. Люди, обарабатывающие государственную землю, имеют ее условно (выдается за службу, причем не семье, а индивидуально; может быть отнята или перераспределена по решению администрации). Некоторые служащие за службу получали не землю, а паек.

Политика. У Евфрата много рукавов => больше предпосылок к существованию номовых государств, чем в Египте, где единая магистраль. Баланс государства и общины.

Социум. Т.о., сословное деление на свободных общинников и более низких по статусу служащих, которые владеют землей условно. Однако было и другое деление, е совпадавшее с сословным:

· храмовая знать, которая могла и не иметь земли, но распоряжавшаяся государственной землей, как своей;

· средний класс; для него рабский труд – подсобный, в осн. все своими силами; крстьне и ремесленники; сюда же – не очень состоятельные владельцы условной земли.

· низший класс – рабы и люди, находящиеся в других типах зависимости

б.Египет.

Экономика. Из-за сильной роли государства, общинная земля если и была, то очень скоро поглотилась государственной.

Политика. Единая речная магистраль, с двух сторон – пустыня => цивилизация вытянута => маловероятен сепаратизм номов (проще быть независимым, когда номы расположены кучкой, чем когда они в строчку; к тому же, если номы в кучку, соседям легче смириться с сепартизмом одного нома, чем если они в строчку и отделение одного нома сводит на нет всю ирригацию). Поэтому здесь с самого начала – сильное государство и мала роль общины. В принципе, не сильно отличается от Шумера, так как там в конце концов сложилась та же ситуация, только юзание государственных земель чиновниками и жрецами происходило неформально.

в.Хетты, Миттани и др.

Экономика. Нет рек, есть предгорья, поэтому для достижения тех же целей нужно гораздо больше времени. Кроме с/х очень важны скотоводство, торговля, ремесло.

Социум. Вроде бы, в таких условиях главенствовать должна община, но из-за отставания в развитии, такие державы успели подвергнуться влиянию государств первых двух типов => кое-где государство, а не община, было главным.

Политика. Иногда складывались военные союзы ряда номов вокруг сильного соседа.

Раздвоение этого типа государств на античное (полис) и другой (большая часть населения в результате – под государством.

Рабство

1. Историография.

a. Струве. Рабство господствует на ДВ, и из него растут все ноги. Формационный подход.

b. Дьяконов и Якобсон – оппозиция Струве. Считают, что рабство не может определять хозяйство в принципе. Рабский труд не эффективен (нет стимула, огромные ресурсы для удержания рабов), определяющий всегда труд свободных. Однако, это не опровергает идею формационного подхода.

2. Возникновение рабства. Ирригация в долинах крупных рек => огромные урожаи => есть излишки => врагов-мужчин теперь не умервщляют, а обращают в рабство, как и женщин. Теперь это возможно еще и потому, что бронза => более совершенны средства умервщления (Дьяконов, вслед за ним – Емельянов). Эти военнопленные в общинах – на правах младших родственников.

3. Источники рабства.

a. Военное. Пока не было металла – только женщин и детей, затем и мужчин (Емельянов). Последних, впрочем, сажали исключительно на государственную землю (Якобсон).

b. За долги. Патриархальное, на правах младшего члена семьи.

c. За провинности (в Египте – за нарушение ирригации).

4. Социальный аспект. Рабы не осознавали себя как единый класс. Имели статус живых трупов и не были против, т.е. отноислись к этому статусу вполне серьезно. Долговое рабство не могло длиться более 3 (Хаммурапи) или 6 лет (Семиты). Освобождение – редкость.

5. Внеэкономическое принуждение, его значение и формы. Вся древность – эпоха господства внеэкономических средств принуждения, т.к. производительность человеч. труда слишком низка, чтобы окупать наем. Продукты ремесла намного дороже по сравн. с современностью, т.к. нет промышленности, любой товар – штучный. Формы внеэкономического принуждения:

a. Рабство (у клиента отбирают все продукты его труда, взамен дают минимум для того, чтобы выжить).

b. Рентная эксплуатация (клиента сажают на землю, большую часть продукта он отдает дяде, нек. часть оставляет себе).

6. Виды рабства. Рабство бывает классическое и патриархальное. На востоке классическое невозможно, т.к.:

· несовершенство орудий уничтожения (Дьяконов)

· нужно слишком много надсмотрщиков (потому 3 дин. Ура и загнулась в 100 лет - Ладынин)

· родственные и культурные связи не позволяют одному общиннику плохо обращаться с другим;

а потому два варианта:

a. Рабство патриархальное. Два-три раба – «члены» (только в кавычках!) общины, почти наравне с младшими родственниками. Параллельно с простыми рабами существовали «крепостные» (на Западе - serfs) – прикреплены к земле, оторваны от общины, но могут быть субъектами права (хеттские «рабы», мушкенумы). Они – государственный сектор, в то время как собственно рабы - частные. Положение собственно рабов лучше.

b. Гос-земля делится на мелкие хозяйства, в каждом – хозяин и рабы, с хозяина – рента. Но у этого хозяина все равно нет собственности на землю.

Община

1. Историография.

a. Струве и вся советская историография за ним полагает общину в древности пережитком первобытки. Разложение общины – прогресс.

b. Дьяконов и Якобсон полагают общину единственно возможной ячейкой производства на ДВ. Община возникает сама собой, в любых условиях (так, «вторичные» общины ремесленников на великих стройках в Египте). Даже там, где, казалось бы община задавлена (Египет) можно по документам установить общину «идеологическую» (весь Египет как одна община вокруг фараона). Разложение общины – не показатель. В чём согласны со Струве: община – это явление ещё из животного мира. Историю общины (в т. ч. соотношение общины и государства) выдвигают как основу для периодизации истории древнего мира (статья 97 года в ВДИ).

2. Эволюция общины от родовой к соседской. Усиление обмена => сложность сохранения общности только по родовому признаку => соседская община.

3. Функции общины. Коллективные землевладение, землепользование и защита равноправных общинников. Существует два сектора в экономике: государственный и частный (общинный). Внутри общины дела раздела земли и её обработки. Также мелкое строительство. Члены общины равноправны и отвечают друг за друга. Отсюда её выгодность для гос-ва: круговая порука. Авторитетность общины: изгнание – серьезное наказание.

4. Власть в общине. Военная демократия (Якобсон): совет старейшин решает вопросы, на сходке решения утверждаются, на ней же выбирают одного или двух вождей, который общаются со внешним (в т.ч. и с божественным) миром. Эти вожди не работают, а получают еду от других. В этом – основа эксплуатации и имущественного расслоения. Государство возникает как аппарат насилия для сбора средств, на которые живет этот вождь. Налоги, войско. Иногда налоги прямые (т.е. деньгами или продуктами), иногда – косвенные (ср. в Шумере – в виде участка земли, отдаваемого в храмовое пользование; на этом участке – гос-рабы; или в виде отработки на ирригации).

5. Община и гос-во. Либо сосуществуют с политической автономией общины или даже поглощением ею государственных функций («ранняя древность». Номы, полисы). Либо государство полностью подчиняет общину («поздняя древность»). Человек имеет долг как перед государством, так и перед общиной. Хорошо, если они совпадают. А если нет? Тогда попытки со стороны государства подавить общину. Для понимания важности общины ср. Египет и Месопотамию в начале 2 тыс: и там и там глобальные потрясения, но в Египте общины нет, а в Месопотамии есть. Результат: в Египте все думают, что все, здецпи, в Месопотамии же – ничего, сносно.

Право на древнем Востоке.

Право – характерная черта поздней древности. Связь с индивидуализацией человека на фоне обесценивания общины, возникновнием мировых религий спасения, где все тоже индивидуально, прежде всего – ответственность за содеянное на земле. Свобода – не главная ценность. Главное – справедливость. Право на ДВ связано прежде всего с выдающимися памятниками права (Ур-Наму, Иссина, Ларсы, Хаммурапи, Хеттские, Моисея, Ману, Цинь-Шинь-Хуанди). По ним и пойдем. В таких памятниках обычная структура – «введение-законы-заключение».

Источники права.

Община. Локальное, бытовое, традиционное право.

Государство. Прецедентальное, коньюнктурное право. Нет стремления описать все правовое поле.

Законы Ур-Намму. 22 в. Шумер, III династия Ура. Дошли две таблички, но обе разбиты => сохранились плохо (всего 29 статей). Семейное право, судопроизводство (суд Реки), членовредительство (нет талиона, компенсация), о рабстве, об аренде земли, о ее затоплении и невозделывании.

Законы Хаммурапи. 18 в., Вавилон. Найдены в начале 20 века в Сузах, сейчас в Лувре. Черный базальтовый столб в свое время был захвачен в качестве трофея эламитами. На одной из сторон столба – сам царь в молитвенной позе перед богом Шамашем, дающим ему законы. 35 из 282 статей были, очевидно, выскоблены эламским царем-победителем, видимо, для реляции о собств. победе. Первый хорошо сохранившийся случай кодификации прежде существовавшего, но не записанного права. Введение, заключение, 282 статьи (нумерация и структура – исследователи). Введение и заключение – ритмически. Выделяются три группы людей: полноправные, мушкенумы, рабы. Статьи по собственности и по семейному праву занимают наибольшую часть (залог, аренда, наемный труд, собственность за службу, кредиты, ростовщичество). Постатейное содержание законов:

1-5 О судопроизводстве

6-13 О краже движимой собственности

14 О краже человека

15-20 О краже раба

21-25 О краже с разбоем и мародерстве

26-39,41 О редум и баирум, а также об их собственности

40 О собственности надитум и тамкаров

42-52 О пашне и ее аренде для обработки

53-56 Об ирригации

57-58 О пастушестве

59-66 О садах и их аренде для обработки

71 О покупке недвижимости

73 Об арнеде недвижимости

88 О процентном максимуме для ростовщиков

94 О ростовщичестве

96 О ростовщичестве

99 О паях

100-107 Об отношения тамкаров и шамаллумов

108-111 О шинкарках

112 О доставке ценных грузов

113-119 О долгах и долговом рабстве

120-125 Об аренде склада

126-127 О ложном обвинении

128-195 О семье, наследстве, приданом

196-214 О членовредительстве и убийстве (талион)

215-225 О лекарях и ветеринарах

226-227 О цирюльниках

228-233 О строителях и строительстве

234-240 О лодочниках и судах

241-272 Об аренде скота и с/х техники

273-274 О найме мастерового

275-277 О найме судна

278-282 О рабстве

Хеттские законы. В нескольких копиях, самая древнияя – 16 в. Найдены в Хаттусасе, столице Хеттского царства. Божественное происхождение зкаонов. Две основные таблицы по 200 статей. Защита собственности. В особенности - свободного человека. Твердые цены (признак развития товарно-денежной системы, наличия общего эквивалента). Семейное право. Патриархальная семья. Браки между различными категориями свободных и несвободных. Брак выкупом (причем в обе стороны). Брак похищением. Ощущается сильная власть царя и бюрократии – №173. Военнопленных зажают на землю.

Законы Ману. (санскр. Манавадхармашастра), древнеиндийский сборник предписаний, определяющих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с господствовавшими в древнеиндийском рабовладельческом обществе системой взглядов и религиозными догматами брахманизма.

Составление Законов Ману.

Индийская традиция приписывает мифическому прародителю людей Ману. Законы Ману написаны на санскрите, содержат 2650 двустиший (шлок), разбитых на 12 глав; 1-я глава содержит представления древних индийцев о происхождении Вселенной, человеческого общества, сословий — варн;

2-я — правила жизни человека в период ученичества;

3—4-я — правила жизни семьянина-домохозяина (брачные обычаи, культовые предписания и прочее);

6-я — правила жизни отшельника;

7-я — наставления об обязанностях царя и управлении государством;

8-я — наставления о судопроизводстве и юридической практике;

9—10-я посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн;

11-я — предписаниям о покаяниях и обетах во искупление совершенных грехов;

12-я — описанию посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни.

В дошедшем до нас виде Законы Ману были составлены, по-видимому, около 2 века до н. э. — в 1 веке н. э. Основной материал в Законах Ману можно отнести ко времени существования империи Маурьев — 4—2 века до н. э. (но во всех главах есть места более древние). Законы Ману — ценный источник для изучения социально-экономической истории и культуры Древней Индии.

 


Важнейшие достижения.

a. Письменность.

i.Значение: впервые – возможность накопления эмпирического знания.

ii.Развитие.

1. Пиктограмма (счетные фишки – их оттиски на глине). Шумер. Невозможность фиксировать абстрактные понятия. Неоднозначность фразы.

2. Слоговое (абстрактизация оттисков на глине). Клинопись. Шумер, нач. 3 тыс. Сложна, отсюда – престижность и хтоничность сословяи писцов. Детерминативы. Иероглифика (один знак – одно слово) - Особый случай и изолированное возникновение. Отсутствие флексии.

3. Алфавит (окончательная победа фонетического письма). Финикия, 7 в. Сначала – консонантный => необходими детерминативы. Однозначность фразы. Основа многих алфавитов.

b. Мифы и фольклор (пословицы, басни, притчи, мудрости) Мифы – основа религии. Связь с природой.

c. Эпос. Рамаяна, Махабхарата, Эпос о Гильгамеше. Взаимопроникновение.

d. Прото-наука. Пока только накопление эмпирического знания и его систематизация. Все не спроста: медицина – так как вокруг полно змей и нужно бальзамировать покойника, геометрия – например, для планировки сложных алтарей и в связи с наличием открытых пространств, необходимостью делить землю, астрономия – из-за религии, филология (в Индии – из-за того, что изустно передаваемые веды на опр. этапе стали непонятны самим брахманам, они начали разбираться и возникла наука). Школы Шумера.

2. Особенности.

a. Огромное значение традиций. Медленное и консервативное развитие.

b. Зависимость от природы.

c. Преемственность культуры при смене культурных слоев.

d. Неравномерность развития.

e. Религиозный синкретизм и как следствие - толерантность.

f. Сакральный характер культуры.

g. Древний Восток – родина всех мировых религий.

h. Свобода – не главная ценность. Главное – справедливость.


Развитие.

1. Пиктограмма (счетные фишки – их оттиски на глине). Шумер. Невозможность фиксировать абстрактные понятия. Неоднозначность фразы.

2. Слоговое (абстрактизация оттисков на глине). Клинопись. Шумер, нач. 3 тыс. в. Сложна, отсюда – престижность и хтоничность сословяи писцов. Детерминативы. Иероглифика (один знак – одно слово). Особый случай. Отсутствие флексии.

3. Алфавит (окончательная победа фонетического письма). Финикия, 7 в. Сначала – консонантный (важна краткость письма для экономии материалов) => необходими детерминативы. Однозначность фразы. Основа многих алфавитов.

Возникновение. Рубеж 4-3 тыс. в Шумере. Нету камня и папируса, зато глины – как грязи. Ей не страшен серый волк, а также красный петух. Она долговечна. Сначала – счетные фишки (Шмандт-Бессер в Месопотамии). Фишек вскоре стало не хватать – пользовались их оттисками на глине. Это и есть рисуночное письмо. По существу – еще не письменность, так как нельзя фиксировать абстрактные понятия + многозначность. Далее – словесно-слоговое письмо в результате ассоциации пиктограммы и слова; идеограмма. Полифоничность идеограммы. От реалистичных изображений к абстрактным (вместо птицы – ее крыло, и то – схематично). Постепенно – вплоть до черточек на глине. Зависимость от материала. Комбинация чёрточек разного наклона и толщины – клинопись(слоговое письмо, 600 знаков, у каждого – 5 значений и 10 произносений, словоразделов нет, детерминативы; именно поэтому в клинописи нет алфавита, т.е. она – не звуковое письмо). Клинопись – стержень культуры. Из-за своей сложности и полифоничности доступна лишь немногим, а именно – писцам. 24 в. – первые тексты на шумерском. Примерно тогда же Аккадцы заимствовали от Шумера клинопись и так возник аккадский язык. Взаимопроникновения языков при доминировании шумерского. Шумерская клинопись также заимствована эламитами, Эблой, урартами, хеттами, хурритами и ваще всей Передней Азией. Клинопись – язык дипломатии. Библиотека Ашшурбанапала (669-635). Первая систематизация. Архивы – с 3 тыс. д.н.э

Значение: впервые – возможность накопления эмпирического знания.

Сакрализация письменности («божественное слово» по-египетски).

 


 

Культура древних египтян.

Традиционализм. Отсюда представление – всё новое, лишь совершенствование старого. Очень много богов (в договоре Рамсеса с Хеттусили упомянута 1000). Ра (Гелиополь), Птах (Мемфис), Амон (Фивы). Очень синкретична, часто включает в себя иноземных божеств: Астарта, Анат. Много внимания фетишизму и тотемизму. Со временем – трансформация в более абстрактных (Нун – хаос) – отсюда попытка реформы Эхнатона. Культ фараона – близок к Осирису (смерть и возрождение). Очень важно - заупокойный культ.Из него видны основные ментальные установки. В человеке 3 части: физическое тело, «ка» – духовный двойник, «ба» – душа. Только когда все три в порядке тебе обеспенчено посмертное житьё. Отсюда – мумификация, причём по обязательному обряду и обязательно на Родине (Рассказ Синухета). Своеобразное представление о «предназначении». Ремесленник после смерти будет ремесленником, вельможа вельможей etc. Письменность.Различается по периодам, есть Древняя, наиболее крутая – Среднего царства. Остальное – новоегипетская, демотическая, коптская лишь подражают ей. Уже к III веку после (при коптском) египетский язык стал мёртвым. Вид – иероглифика пиктограмм, дальше большая абстракция и частичная замена символов на звуковые. Писали на гробницах, деревянных саркофагах и папирусе. В литературе – Синухет, очень много «поучений» и гимнов. Основные идеи: величие богов и фараона. Заупокойные храмы (Рамсеса II в Абу-Симбеле). Календарь похож на наш. 3 сезона по 4 месяца. В месяце обычно 30 дней. Основные математические действия (умножение, деление, дроби). Очень известны врачи (узко специализированные, лечили около 100 болезней).


 

Дешифровка клинописи.

1) XVIII в. – первое научное путешествие в Месопотамию и Персию датчанина Нибура, копии клинообразных надписей из дворца в Персеполе

2) 1802 – Гротефенд прочел имена Дария, Ксеркса и Гистаспа, дешифровал 10 из 39 знаков, 3 надписи определены как древнеперсидская, вавилонская и, впоследствии, как эламская. Эта трилингва – первый источник.

3) 30-40-е гг. XIX в. – англичанин Раулинсон обнаружил Бехистунскую скалу, к 1847 определил 250 из 600 знаков вавилонской части

4) Опперт и Хинкс вносят вклад в дешифровку глин. табличек на аккадском

5) 1855 – дешифрована третья часть Бехистунской скалы

6) 90-е XIX в. – Делич создал грамматику и словарь аккадского языка

7) пер. пол. XX в. – дешифровка шумерской письменности Тюро-Данженом, Пебелем, Даймелем, Фалькенштейном и др.

8) пиктография до сих пор в стадии дешифровки

 

Археологическое изучение.

1) сер.XIX в.– археологические раскопки начались

2) 1842 – Ботта начал раскопки холма Куюнджик, 1843 – раскопки у деревни Хорсабад, обнаружены руины резиденции ассирийского царя Саргона II – города Дур-Шаррукина

3) 1845-1847 – Лэйард начал раскопки холма Нимруд и обнаружил Кальху, 1847 – он открыл на раскопках Ботта холма Куюнджик руины Ниневии, дворец Синаххериба (VII), библиотеки Ашшурбанапала

4) вт.пол. XIX – нач. XX в. – Рассам обнаружил дворец Ашшурбанапала, Балаватские ворота, развалины Сиппара с храмом Шамаша, «Цилиндр Рассама» – летопись Ашшурбанапала

5) вт.пол. XIX в. – англичане открыли Урук, Ур, Ларсу и Эреду

6) конец XIX в. – французы раскопали Ларсу: статуи Гудеа, сереб. и алебастр. вазы, «Стелу коршунов», надписи Уруинимгины

7) конец XIX в. – американцы разрыли Ниппур: храм Энлиля, библиотека на 60000 табличек, прочая дребедень

8) 1899 – 1917 – Кольдевей обнаружил Вавилон: дворец Навуходоносора II, улица религиозных процессий, храм Мардука, гигантский зиккурат…

9) 1903 – 1914 – Андре раскопал Ашшур: храм Ашшура, склепы царей… Ведутся раскопки Шуруппака близ деревни Фара – древнейшие хозяйственные тексты, Борсиппы – 49 м зиккурат, обнаружен Умма

10) 1933 – 1939 – Парро раскопал Мари, дворец Зимлрилима, 20000 глиняных табличек, в 70-х обнаружено еще три дворца, храм Иштар, погребения…

11) 1922 – 1934 – Вулли вел раскопки Ура: храм Наннара и Нингаль, зиккурат Ур-Намму

12) 1925 – 1930 – американцы раскопали Аррапху

13) 1930 – 1936 – американцы отрыли Эшнуну – бассейн Диялы

14) характерные черты археологического изучения Месопотамии после ВМВ:

а) включение в работу иракских ученых:

- Фуад Сафар и Таха Бакир нашли судебник из Эшнуны при раскопках Шадуппума

- 50-60-е – раскопан дворец Асархаддона в Ниневии (холм Неби-Юнус)

- исследования археологов поставлены под государственный контроль

б) 50-80-е – повторное обращение к раскопанным памятникам:

- раскопки археологов из ФРГ в Уруке: храм Инанны, «стена Гильгамеша»

- Мэллоун раскопал Нимруд и обнаружил «форт Салманасара»

- американцы продолжили раскопки Ниппура

в) обращение археологов к древнейшим эпохам Месопотамии

- палеолитические стоянки Шанидара

- неолитические стоянки Джармо, Хассуна

 

Историография Месопотамии.

1. Накопление материала: в основном - XIX-1/2 XX.

a. Письменность: Расшифровка клинописи. Первый источник – трилингва персепольского дворца (персидский, аккадский, эламский; найдена в XVIII Нибуром). Затем Бехистунская надпись, глиняные таблички. Персидская, как самая простая, (всего 39 знаков) расшифрована первой (флагман - Гротенфенд). Расшифровка аккадской затянулась до конца века (флагман – Раулисон. Итог: грамматика и словарь аккадского языка Делича, 90-е гг.). На этой базе создаётся ассирология, которая, по мере накопления материала активно членится. Шумерская клинопись расшифрована в первой половине XX (спасибо Тюро-Данжену, Пебелю и пр.)

b. Маткультура (история архизучения): Первые раскопки – с середины XIX: Ботт находит резинцию Саргона II. Лэйярд – Ниневию. Эта находка открывает период раскопок крупнейших городов по Месопотамии (до нач. XX вв.). Помимо: дворец Ашшурбанапала, обшивка Балаватских ворот – нашёл Рассам. Найдено большинство архивов (см. воп. 20). Во второй половине – Шумер. В начале XX – Вавилон. Все раскопки этого периода – дилетанство по большей части. В межвоенный период найден архив Мари, проводятся раскопки Ура. Новый период – после войны: профессионально, обращение к уже копавшимся памятникам на новом уровне, интерес к древнейшей истории.

2. Обработка материала и создание научных трудов:

a. Первое время ассирология – комментарии к Библии. Ничего серьёзного

b. С конца XIX начинается масштабное издание дешифрованных документов, работа усиливается во 2/2 XX (флагман - Крамер). Одновременно – первые общие труды по истории Месопотамии (Бецольд и Майнснер, Оппенхейм). Положен первый камень.

c. Сад камней. На западе ассирология изначально гнездилась в Англии и Франции. Затем центром стала Германия. После Гитлера 2 центра: Америка и З и Ю Европа. Основные проблемы, изучаемые западными: политика и государство («идеализация восточной деспотии», главный мотор – не классовая борьбя, отсюда, как кажется авторам учебника, недостаточная обобщённость. Флагман – Якобсен (американец)), право, культура и религия (главная проблема. Весомы идеи «панвавилонизма» (месопотамия – основа мировой культура), одна из задач – критика Библии. Работы Делича (см. выше) и Винклера), этногенез. До последнего мало внимания соц-экономике (освещались через теорию циклизма Мейера (каждая цивилизация начинается с феодализма и через капитализм идёт к гибели) или теорию о непознаваемости истпроцессов). В России: основатель – Никольский. До рев: Тураев (см. историография Египта), Шилейко (переводчик). Основатели марксистской школы: Струве и Тюменев («Государственное хозяйство древнего Шумера»). Разумеется, Дьяконов. Дандамаев (формы зависимости позднего Вавилона), Массон (формирование государства).


 

Периодизация Месопотамии
*Междуречье Тигра и Ефрата. Ныне территория Ирана. Было разделение на Нижнюю и верхнюю. Опасные разливы рек.

30-28 вв.
Протописьменный период
28-24 вв.
Раннединастический период
-1 династия (Киш) 28-27 вв.
-2 династия (Урук) 27-26 вв.
-3 династия (Ура, Лагаш) 26-24 вв.
24-22 вв.
Объединение Аккадского Царства
*Сорбон Аккадский
22-21 вв.
3 династия Ура. Новое возвышение Лагаша и Уры
21-12 вв.
Возвышение Вавилона. Старовавилонское Царство
12-7 вв.
Падение Вавилона. Возвышение Ассирии. Ассирийское Царство
7-6 (539 год)
Нововавилонское Царство
539 год до н.э.- Завоевание Кира
Вплоть до 2 века н.э.
Господство Персии

 


 

Хурритский мир и Митанни.

1) Становление государства.

- Хурриты – народ восточно-кавказской этнич.общности. К нач. III тыс. занимали горы к Ю и В от оз. Ван. В пер.пол III тыс. проникали в Палестину, Загрос и Центр. Иран.

- XXII-XX вв. – государство с центром в Уркеше – образец госстроительства у хурритов.

- Вт.пол.XVIII – нач.XVII – наступление на страны Плодородного Полумесяца, захват власти на большей части Сирии – Палестины, ВМ, Северного Загроса, Ю-В Малой Азии. Колесничные армии вне конкуренции.

- Крупнейшее государство – Хурри-Ханигальбат на территории амореев. Борьба с Древнехеттским царством, истощение сил.

- Индоарийские «манда» пришли к власти в Хурри-Хан. и основали Митанни (Майттанне ок.1560-1260)

- Столица – Вассокканн на верховьях Хабура

- Коренная территория к 1500 – ВМ: горы Тур-Абдин, долина Ср.Евфрата, Ср.Тигра, Ниневия

- Аррапхи – вассальное гос-во. Архив в Нузе

- Пантеон – индоарийские боги (Индра, Митра-Варуна, Насатьям), верховный хурритский бог – Тессоб

2) Экономика:

- богарное земледелие

- скотоводство – крупнейшее коневодство

- отличная металлургическая база

- активная торговля на перекрестке стратегических путей Ближнего Востока

3) Общественный строй

- двор (военно-бюрократическая верхушка: старшая дружина, воины-«марйанне», представители царя за рубежом, вассальные владетели)

- земля (обложенные данью самоуправ.общины)

- царские и храмовые хозяйства, отсутствие «царских людей» - есть рабы и свободные

- тер.сел.общины «алу» и большесем.домовые общины «димту»

- непосредственная купля-продажа земли запрещена

- ¾ II тыс. – рост имущественного расслоения, «усыновления»

- верховная власть осуществлялась царем и «синагилой» («второй после царя»)

- надзор на местах - областеначальники

- колесничное войско, «марйанне»

4) Внешняя политика:

- кон.XVI – Митанни – всехурритская империя от Загроса до Сев.Сирии

- столкновение с Египтом после проникновения в Сирию – кон.XVI-кон.XV – непрерывные войны

- Тутмос I отбросил Митанни за Евфрат

- Парраттарна ок.1475 покорил ВостСред-морье от Киликии до Центр.Палестины, борьба за Киццувадна, ответные вторжения хеттов в Сев.Сирию

- Тутмос III дошел до Евфрата, конец правления – граница по Кадешу

- Тогда же Сауссадаттар разгромил Ашшур

- Аменхотеп II заключил позорный мир с Митанни

- После захвата Ам.II Халпы в Сев.Сирии Тутмос подписал компромиссный мир с Ардадамой I (ок.1410). Юж.Сирия за Египтом, Сев.Сирия за Митанни

- «Амарнский порядок» Египет + Митанни + Вавилон (пер.пол.XIV)

- Ардадама I нанес сокрушительное поражение хеттам и отодвинул границу до Тавра и Верхнего Галиса в Малой Азии

- Нач.XIV в. – дворцовые смуты и династический кризис, ухудшение отношений с Египтом ослабили Митанни, отложился Ашшур

- Тужратта (1380-1355) отбил натиск хеттского царя Суппилулиумы

- После ссоры с Эхнатоном Митанни в изоляции, Суппилулиума завоевал Сев.Сирию

- В Митанни борьба за власть, на него влияют Ашшур и Алзи (Верх.Тигр)

- Союз с Ассирией, интервенция хеттов, возведен на престол Саттиваса

- Ашшурубалит (Ассирия) аннексировал восток страны, Ниневию, часть земель перешла Вавилону (Аррапхи), Ассирии, Хатти

- Ок.1260 – Салманасар I (Ассирия) уничтожил Митанни

- Последнее хурритское гос-во Шубрия (Хурри) – погибло в 673 от рук ассирийцев

Хурриты остались одним из крупнейших этносов в сер.-пер.пол. I тыс., известные, как «матиены»

 

Условия.

Причины.

Захват военнопленных

Грабеж чужих территорий

Овладение торговыми путями

Рабство.

Естественно, СХ. Рабство уже сильно развилось, имеет богатую историю. Часто рабов отдают учиться ремеслу, у них самих есть рабы. Был движимый и недвижимый пекулий (условное владение). Полные права в суде, вплоть до суда со свободными. Но есть и другое – развилось долговое рабство (теперь правда должник сидит в тюрьме, а не сразу идёт в рабы), но срок отработки долга теперь исчез. Трёх видов – царские, храмовые и частные. Неочевидная система, так как даже марксисты признают большую роль наёмников в СХ.

 


 

Общие слова.

У каждого города свой бог-покровитель. Кроме того – несколько общих богов с центрами культа. Большая часть богов отождествляется с некими абстрактными понятиями и с небесными телами. Зависимость между политической значимостью города и религиозной значимостью его бога-покровителя. Кроме богов – множество демонов и духов. С богами и духами отношения на уровне «ты мне – я тебе», никакого абсолютного поклонения. Бог

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.241 с.) Главная | Обратная связь