Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Возникновение, функции и формы государств Древнего Востока. Типология и этапы развития древневосточных государств.

1. Функции государства зависят от природных условий:

a. В гидравлических цивилизациях (Египет, Шумер, Элам) государство становится организатором сельскохозяйственных работ. Общество выделяет особую прослойку и отдаёт ей часть излишка (прибавочного продукта). Такая прослойка – не только организаторы мирские, но и жрецы (именно на них держится весь миропорядок). Изначально должности совмещаются, отдельные ветви не конфликтуют.

b. В цивилизациях предгорий (Урарту), где организатор не нужен, всё и без того хорошо, государство возникает для обороны (там это нужней – всегда кто-то ломится с гор), а главная – община.

2. Типология. Возникновение государства вызывает выделение двух секторов хозяйства – государственного и общинного. Отсюда – три пути. Магистральная река, многорукавная река, предгорья (см. 6).

3. Этапы развития.

a. Первый этап – номовый. Ном – локальное государственное образование на территории, ограниченной естественными рубежами с центром в храме божества нома (Дьяконов и Якобсон). Вокруг – забор. Внутри его – администрация и склады. Функция – перераспределение и реализация прибавочного продукта.

b. При усложнении функций (что неизбежно) государство стоит дороже, нужно больше излишков. Путь внутренний (интенсификация) после «городской революции» исчерпал себя. Внешний: грабёж, захват рабочей силы, контроль над торговыми путями и торговля. Внешний путь ведёт к возникновению территориальных царств (первые – в Египте, где номы соприкасаются друг с другом). Цель войны – именно грабеж и дань, а не захват территорий.

c. Во II-I тыс. до появляется ещё развилка: античный путь (не рассматриваем) и азиатский. Для увеличения производства, эффективности и устойчивости государства как механизма нужно включение в его состав областей с разными типами и особенностями производства (Дьяконов выделяет два типа – производство средств потребления (земледельцы) и средств производства (городские цив-и и (!) кочевники-скотоводы). Они нужны друг другу). Так возникают «империи». Признаки: Устойчивость империи определяется сочетаемостью составных частей. Создатели империй всегда государства с упором на войну (Ассирия и Персия). Механизм устойчивости империи – автономные города (им - привилегии). Отсюда – возникновение центров, напоминавших античный полис. Также империю характеризует расширенная бюрократия. Цель войны – захват территорий.

Право на древнем Востоке.

Право – характерная черта поздней древности. Связь с индивидуализацией человека на фоне обесценивания общины, возникновнием мировых религий спасения, где все тоже индивидуально, прежде всего – ответственность за содеянное на земле. Свобода – не главная ценность. Главное – справедливость. Право на ДВ связано прежде всего с выдающимися памятниками права (Ур-Наму, Иссина, Ларсы, Хаммурапи, Хеттские, Моисея, Ману, Цинь-Шинь-Хуанди). По ним и пойдем. В таких памятниках обычная структура – «введение-законы-заключение».

Источники права.

Община. Локальное, бытовое, традиционное право.

Государство. Прецедентальное, коньюнктурное право. Нет стремления описать все правовое поле.

Законы Ур-Намму. 22 в. Шумер, III династия Ура. Дошли две таблички, но обе разбиты => сохранились плохо (всего 29 статей). Семейное право, судопроизводство (суд Реки), членовредительство (нет талиона, компенсация), о рабстве, об аренде земли, о ее затоплении и невозделывании.

Законы Хаммурапи. 18 в., Вавилон. Найдены в начале 20 века в Сузах, сейчас в Лувре. Черный базальтовый столб в свое время был захвачен в качестве трофея эламитами. На одной из сторон столба – сам царь в молитвенной позе перед богом Шамашем, дающим ему законы. 35 из 282 статей были, очевидно, выскоблены эламским царем-победителем, видимо, для реляции о собств. победе. Первый хорошо сохранившийся случай кодификации прежде существовавшего, но не записанного права. Введение, заключение, 282 статьи (нумерация и структура – исследователи). Введение и заключение – ритмически. Выделяются три группы людей: полноправные, мушкенумы, рабы. Статьи по собственности и по семейному праву занимают наибольшую часть (залог, аренда, наемный труд, собственность за службу, кредиты, ростовщичество). Постатейное содержание законов:

1-5 О судопроизводстве

6-13 О краже движимой собственности

14 О краже человека

15-20 О краже раба

21-25 О краже с разбоем и мародерстве

26-39,41 О редум и баирум, а также об их собственности

40 О собственности надитум и тамкаров

42-52 О пашне и ее аренде для обработки

53-56 Об ирригации

57-58 О пастушестве

59-66 О садах и их аренде для обработки

71 О покупке недвижимости

73 Об арнеде недвижимости

88 О процентном максимуме для ростовщиков

94 О ростовщичестве

96 О ростовщичестве

99 О паях

100-107 Об отношения тамкаров и шамаллумов

108-111 О шинкарках

112 О доставке ценных грузов

113-119 О долгах и долговом рабстве

120-125 Об аренде склада

126-127 О ложном обвинении

128-195 О семье, наследстве, приданом

196-214 О членовредительстве и убийстве (талион)

215-225 О лекарях и ветеринарах

226-227 О цирюльниках

228-233 О строителях и строительстве

234-240 О лодочниках и судах

241-272 Об аренде скота и с/х техники

273-274 О найме мастерового

275-277 О найме судна

278-282 О рабстве

Хеттские законы. В нескольких копиях, самая древнияя – 16 в. Найдены в Хаттусасе, столице Хеттского царства. Божественное происхождение зкаонов. Две основные таблицы по 200 статей. Защита собственности. В особенности - свободного человека. Твердые цены (признак развития товарно-денежной системы, наличия общего эквивалента). Семейное право. Патриархальная семья. Браки между различными категориями свободных и несвободных. Брак выкупом (причем в обе стороны). Брак похищением. Ощущается сильная власть царя и бюрократии – №173. Военнопленных зажают на землю.

Законы Ману. (санскр. Манавадхармашастра), древнеиндийский сборник предписаний, определяющих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с господствовавшими в древнеиндийском рабовладельческом обществе системой взглядов и религиозными догматами брахманизма.

Составление Законов Ману.

Индийская традиция приписывает мифическому прародителю людей Ману. Законы Ману написаны на санскрите, содержат 2650 двустиший (шлок), разбитых на 12 глав; 1-я глава содержит представления древних индийцев о происхождении Вселенной, человеческого общества, сословий — варн;

2-я — правила жизни человека в период ученичества;

3—4-я — правила жизни семьянина-домохозяина (брачные обычаи, культовые предписания и прочее);

6-я — правила жизни отшельника;

7-я — наставления об обязанностях царя и управлении государством;

8-я — наставления о судопроизводстве и юридической практике;

9—10-я посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн;

11-я — предписаниям о покаяниях и обетах во искупление совершенных грехов;

12-я — описанию посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни.

В дошедшем до нас виде Законы Ману были составлены, по-видимому, около 2 века до н. э. — в 1 веке н. э. Основной материал в Законах Ману можно отнести ко времени существования империи Маурьев — 4—2 века до н. э. (но во всех главах есть места более древние). Законы Ману — ценный источник для изучения социально-экономической истории и культуры Древней Индии.

 


Важнейшие достижения и особенности культуры народов древнего Востока.

Важнейшие достижения.

a. Письменность.

i.Значение: впервые – возможность накопления эмпирического знания.

ii.Развитие.

1. Пиктограмма (счетные фишки – их оттиски на глине). Шумер. Невозможность фиксировать абстрактные понятия. Неоднозначность фразы.

2. Слоговое (абстрактизация оттисков на глине). Клинопись. Шумер, нач. 3 тыс. Сложна, отсюда – престижность и хтоничность сословяи писцов. Детерминативы. Иероглифика (один знак – одно слово) - Особый случай и изолированное возникновение. Отсутствие флексии.

3. Алфавит (окончательная победа фонетического письма). Финикия, 7 в. Сначала – консонантный => необходими детерминативы. Однозначность фразы. Основа многих алфавитов.

b. Мифы и фольклор (пословицы, басни, притчи, мудрости) Мифы – основа религии. Связь с природой.

c. Эпос. Рамаяна, Махабхарата, Эпос о Гильгамеше. Взаимопроникновение.

d. Прото-наука. Пока только накопление эмпирического знания и его систематизация. Все не спроста: медицина – так как вокруг полно змей и нужно бальзамировать покойника, геометрия – например, для планировки сложных алтарей и в связи с наличием открытых пространств, необходимостью делить землю, астрономия – из-за религии, филология (в Индии – из-за того, что изустно передаваемые веды на опр. этапе стали непонятны самим брахманам, они начали разбираться и возникла наука). Школы Шумера.

2. Особенности.

a. Огромное значение традиций. Медленное и консервативное развитие.

b. Зависимость от природы.

c. Преемственность культуры при смене культурных слоев.

d. Неравномерность развития.

e. Религиозный синкретизм и как следствие - толерантность.

f. Сакральный характер культуры.

g. Древний Восток – родина всех мировых религий.

h. Свобода – не главная ценность. Главное – справедливость.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.088 с.) Главная | Обратная связь