Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Римская и византийская эпохи.

Палестина попала под власть Рима в 63 до н.э. В течение некоторого времени на иерусалимском престоле находились в качестве подданных Рима иудейские цари из династии Иродиадов. При Ироде Великом (ок. 37–4 до н.э.) Иерусалим украсили многочисленные монументальные сооружения; в частности, был обновлен Храм. Это был Иерусалим Иисуса и апостола Павла. Однако после 6 н.э. резиденцией римских правителей стала Кесария на средиземноморском побережье. Многие иудеи возмущались римскими порядками, и сформировалось тайное антиримское движение зилотов. В 66 н.э. вспыхнуло великое восстание иудеев против Рима. Имеются наглядные археологические свидетельства разрушения Иерусалима римлянами в 70 н.э. Разрушения прослеживаются также в Кумране, где именно в это время в пещерах была спрятана библиотека членов секты, именуемая свитками Мертвого моря.

Второе восстание под предводительством Бар-Кохбы (132–135 н.э.) было жестоко подавлено римлянами, основавшими на развалинах Иерусалима римский город Элия Капитолина и изгнавшими из него всех иудеев.

Завершающий период римской эпохи был ознаменован сохранением пережившей потрясения иудейской общины и постепенным усилением христианских групп, отделившихся от иудаизма в конце 1 в. н.э. В это время регион приобрел славу выдающегося центра религиозной учености. Около 200 н.э. Иудой га-Наси и другими богословами была составлена Мишна – авторитетный свод правил и установлений иудаизма. В Кесарии в первой половине 3 в. н.э. жил Ориген – величайший представитель греческой христианской учености того времени. В Вифлееме в конце 4 – начале 5 в. жил Иероним – крупнейший латинский христианский автор своей эпохи.


 

Израильско-Иудейское царство и его распад. «Вавилонское пленение».

1. Семиты, семитская ветвь. На месте – XIII в. (до этого – мытарства в пустыне и Египет).

2. Союз 12 племён. Придя в Палестину, потеснили ханаанеев. Там оседают, но государство только с XI в. (основной стимул – войны с филистимнянами – см. воп. 34). Первый царь – Саул. Терпит сокрушительное поражение от филистимнян и кончает с собой. На его месте – Давид (1000-965). Присоединяет Иерусалим, заключает мир с филистимнянами. Укрепляет государство: новый аппарат управления, перепись населения, общая централизация. Младшего сына зовут Соломон (965-935). Строит Храм, отстраивает города и ставит новые. Для этого увеличиваются налоги, вводится тродовая повинность для всего населения, что ведёт к росту недовольства. Усложняется обстановка вовне – возникает Дамаск. Происходит раскол: Иудея и Израиль. В 930 по ним проходится египетское войско (фараон Шешонк). Затем медленно гниёт и попадает под Ассирию.

После разгрома Ассирии Иудея восстанавливает на короткий период независимость. Царь Иосия (640-609) – последняя попытка возродить величие: расширение владений, ряд реформ 622 года, чтобы снять соцнапряжённость. Реформы: общ: централизация культа + соц: кабальные отпускаются через 6 лет (подтвреждение Библейских правил) и им даётся некоторый капитал в дорогу. Но к концу правления Иосии – Египет усиливается настолько, чтобы заняться ПА (см. Саисское возрождение). После битвы при Мегиддо 609 года (Битвы при Мегиддо было 2: одна – Тутмос III в 1503/4 громит антиегипетскую коалицию. Другая – эта) Иудея подчиняется Египту. В 587 переходит к Вавилонии. Там – депортация иудеев в Вавилон (политика переселений – «насаху»: враждебное окружение – восстание исключено), продолжающаяся до прихода персов. Персы отпускают и восстанавливают Иерусалим как привилегированный город (см. раздел Империя воп. 5).

3. Экономика: Торговля. В основном, ремесло, но большое значение имеет с/х. Очень силён частный сектор. Царская земля – для раздач чиновникам.

4. Соц.: Основные группы: светская аристократия, духовная, «дети земли» (общинники – ополчение, налоги, трудовая повинность), чужеземцы (ограничены в правах). Рабы (число незначительно). Пророческое движение VIII-VI вв.: пророки ужасаются современной картиной жизни и надежды свои возлагают на Спасителя. Ссылаясь на их идеи, проводят реформы (см. выше).

5. Источники: пророк Иеремия.


 

Культура и религия народов Сирии и Финикии.

Главное культурное достижение - финикийское письмо. Первое письмо – протобиблское (слоговое линейное). Там около 100 знаков. Чуть усложнили – и вот уже слогове письмо в 30 знаков (Угарит, XIV век). Именно финикийское (хотя долго считалось семитским). Для умников: по сути квазиалфавитное (потому что многие звуки и фонемы просто отсутствуют). В целом культура сильно опирается на Месопотамскую. Очень большие дворцы, украшены в шумерском духе. В Финикии особое внимание – фортификации. Крепости. Финикийцы хороши в резке по кости, очень хорошие портреты и графика. «Золота чаша с охотничьей сценой» из Угарита (очень круто передано движение). Хорошие географы и математики. Так популярны, что даже Фалеса считают выходцем из Финикии. Их пантеон со временем развился. У каждого города – покровитель. Адонис («сады Адониса»), Баал, Мелек (Молох), Мелькарт и Астарта. «Библейское время». Большинство ветхозаветных книг – тогда. Исайия, Иезекииль, Иеремия. Неясно, что за «культура Сирии» (в городах Алалахе, Эбе).


 

Ветхий Завет. Его формирование, состав, структура.

Христианская Библия состоит из Нового завета и Ветхого завета. Ветхий завет писался на протяжении 2-1 тыс. до н.э. на еврейском языке. В нем есть книги канонические, и не канонические. Канонические – более древние (к 5 в. д.н.э. канон был по большей части сформирован Ездрой). К 1 в. н.э. Библия приобрела вид современной еврейской (масоретской) Библии (вкл. только Ветхий завет). Но после вавилонского пленения к Библии было добавлено еще кое-что, что не вошло в еврейскую Библию, но вместе с остальным Ветхим заветом вошло Септуагинту (греческий перевод для евреев-эллинистов; название от 72-х толковников). Здесь – нек. изменения. Затем была Вульгата Блаж. Иеронима (4-5 вв. н.э.) на латыни. Затем в 9 в. Кирилл и Мефодий перевели Библию на славянский. В сер. 19 века – перевод Библии на русский (выверена по Септуагинте и масоретской, а 3 кн. Ездры – ваще из Вульгаты, т.к. нигде больше не сохранилась). Современная русская православная Библия содержит 39 канонических и 11 неканонических книг Ветхого Завета.

39 книг канонических книг по 3-м отделам.

1. Закон (еврейская тора): Пятикнижие Моисея (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие)

2. Пророки:

1) Старшие: Иисус Навин, Книга Судей израилевых, Книга Самуила (правосл. трад.: 1 и 2 книга царств), Книга царей (правосл. трад.: 3 и 4 книга царств)

2) Младшие:

§ Великие: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил

§ Малые: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия.

3. Писание: Псалтирь, Притчи, Иов, Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклезиаст, Есфирь, Ездра, Неемия, Летопись (правосл. трад.: книги 1 и 2 кн. Паралипоменона)

Плюс 11 неканонических.


 

История и культура Элама и Мидии.

История Элама.


1. Гео: к ЮВ от Месопотамии. Реки – Каруна и Керха (их долины – экономический центр (область Сузиана – от Суз)). Этн.: неизвестно, язык близок к дравидийским, но тоже никуда не отнесёшь.

2. Политистория: Вся в белых пятнах. Первые государства возникают в нач. III тыс. Главные номы: Сузы, Аншан, Симаш. Потихоньку объединяются, но в XXIV в. подпадают под Аккад.

Однако в начале XXII, пользуясь тем, что Аккад занят борьбой с кутиями, отлагаются.

Независимость ненадолго: скоро кутии дошли и до них. Век под кутиями, затем пришла III династия Ура и ещё век под ней.

К концу XXI освобождаются и фактически уничтожают урское государство, ослабленное битвами с амореями. Что происходит с XX по XVIII в. неясно, но в 18 снова появляются в Месопотамии и делят её с Вавилоном

Затем снова тёмный период. В XIV в. их захватывают Вавилоняне (касситская династия) и держат до XII. В XII – противоборство с Вавилоном, причём в основном выигрывают эламиты (так, в 1180 захватывают Вавилон и увозят законы Хаммураппи; а в 1155 полностью подчиняют Вавилонию). Но к концу века вавилоняне громят так сильно, что эламиты больше не оправились.

До VIII в. о них ничего не известно. Затем – поддерживают все антиправительственные восстания в Ассирии, за что неоднократно поплатились (Ассаргадон, Ашшурбанапал громят). После ассирийцев над ними новые вавилоняне, потом персы.

Управление: главные особенности – власть в руках трёх лиц (которые друг друга заменяют в случае смерти кого-либо) + левират (правление легитимно только в том случае, если преемник (чаще – брат. С XIII в. - сын) женится на вдове умершего царя) + браки с сёстрами. Главные лица: сукаллмах (верховный правитель в Сузах), суккал (правитель рангом ниже, в Симаше) и наместник города Сузы. Власть наследственная, однако (если кто-то умирает и нет преемников?) можно прыгнуть на ступень выше. Суды вроде месопотамских. Законы – оттуда же + обычное право.

3. Экономика: в основном, с/х. Торговля в меньшей степени, хотя важна. Большую роль играет частный и общинный сектор земли. Община постепенно разлагается. Но, в основном, храмы. На храмовых землях трудятся местные рабочие + они сдаются в аренду.

4. Соц.: наверху – чиновничество, общинная знать (часто – наместники на территории общины) и жрецы. Большая роль у общины (т. к. гидравлическая цивилизация). Общинники несут повинности храмам. Важную роль, по всей видимости играло рабство.

5. Культ.: письменность немного младше шумерской (различные). Пиктографическая. Не расшифрована. Этапы становления: 3000 – появление протоэламской, 2/2 III тыс – эламское линейное письмо (словесно-слоговая система, расшифрована). С XXII – аккадская клинопись, со 2/2 II тыс. пользуют клинопись для записей на эламском (расшифровано). С V – арамейский язык. Религ.: куча богов, главный центр – Сузы. Иск.: в общем, под влиянием Месопотамии. Своё только совсем рано – IV –1/2 III тыс.: клёвые изображения животных, бытовые сцены. Расцвет – XIII-XII в., когда самое масштабное сооружение – зиккурат в Дур-Унташе.

 

История Мидии.

1. Гео: СЗ Ирана. ЭтнЛин: с XII – индоевропейцы (иранская ветвь, скотоводы прародина – вероятно, северное Причерноморье). До этого – куча неиндоевропейских языков

2. После проникновения индоевропейцев XII-XI вв. что-то, по всей видимости, складывается, о чём свидетельствуют богатые могильники. К IX в. здесь – куча мелких княжеств. Начинаются набеги ассирийцев, которые с тех пор и держат эту территорию до конца VIII. К концу VIII впервые образуется что-то крупное и независимое: ряд крупных политических объединений, в т. ч. Манна. Тогда же вторгаются киммерийцы и саки, начинается их противоборство с уже сложившимися гос-вами (см. Фригия, Урарту), в т. ч. Ассирией. Воспользовавшись временной слабостью последней, мидийцы во главе с Каштарити поднимают восстание в –672. Успешно. Вся история – 3 царя. Резко усиливаются (создаётся собственно Мидия) и через 20 лет пытаются напасть на ассирийцев, однако те натравливают против Мидии саков, которые захватили всю страну и держали её 30 лет.

Новое возрождение связано с именем сына Каштарити, Киаксара. Вступив в 625 г. на престол, он разгромил саков, окончательно объединил мидийские племена и провёл военную реформу (отряды не на племенном принципе, а по вооружению). Это позволило вновь напасть на Ассирию и в 610-х годах фактически её уничтожить (в коалиции с новым вавилоном). При дележе территорий досталась сев. Месопотамия и Харран. С этих пор – великая держава. В нач. VI в. подбирает тех, кто раньше был под ассирийцами (Персия, Парфия, Урарту и пр.). Пытались воевать с Лидией, но… (см. воп. 33).

Сын Киаксара – Астиаг. Уже в начале правления резко ухудшаются отношения с Вавилонией (за Элам, захваченный мидийцами). Однако же подраться не успели – персы (550).

Управление: ничего не ясно.

3. Эк.: жили, очевидно, торговлей и войной. Известно очень мало чего.

4. Соц.: До разгрома Ассирии дифференциация не сильна. Большая роль у общинников. Рабство патриархальное. После разгрома и захвата её казны – темпы увеличиваются, но серьёзно сказаться не успевает, т. к. 550 г.

5. Культ.: известно также мало. В общем, потом переймётся персами. Монументальная архитектура: храм огня в Экбатанах (зороастризм) + описание дворца у Геродота.


 

Образование Персидской державы Ахеменидов. Её организация при Дарии I.

Возникновение Персидской державы:

1. Персы фигурируют в источниках с IX в. Всё время под кем-то. Сначала ассирийцы, потом мидийцы. Ахемениды – несменяемые правители с древнейших времён. Кир II Великий. Самое важное: 553 – восстание против Мидии (царь - Астиаг). 550 – её разгром и захват столицы (Экбатаны). Потом: соседний Элам, Лидия. После этого в МА остаются греческие города – берёт силой всех, кроме Милета, который решил расслабится и получить удовольствие. Потом Средняя Азия. Следующая очевидная мишень – Вавилон (взят в 539). Кир погибает в битве с массагетами (см. «раннее железо», археология) в 530 г. Наследник – сын Камбиз. Фактически без боёв берёт Египет (525)(см. Саисское возрождение, Египет позднего царства). Пытался пройти дальше, но не случилось. Вся значимая Азия покорена.

2. Деталь: персы принимают форму ёмкости, которую заполняют. В Египте они фараоны и сыновья Ра. В Вавилоне находятся в родственной связи с Мардуком. Т. е. подстраиваются под традицию. Это первые зачатки имперской политики, которая вполне оформится при Дарии. Всё делается для того, что народы чувствовали себя включёнными, а не завоёванными и угнетёнными (учтён урок Ассирии).

 

3. Однако за завоеваниями первые цари не столь внимательно обращались к внутренним проблемам, как этого требовало моментально возникшее государство. Отсюда – восстание Гауматы (правление магов) 522 года. Характерно стремление Гауматы оттолкнутся от архаичного устройства Персидской державы, провести централизацию всей державы. Однако методы – убийства, разрушения храмов и пр. Убит после 7 месяцев правления. В стране нет правителя (Камбиз умер при возвращении в Персию из Египта). Выбирают Дария. Но тут – угроза распада: ряд очень мощных восстаний по всей стране (в т. ч. Вавилоне, Армении, Парфии, Персии). Видим, что целостной империи нет. Дарий по сути создаёт державу по новой сначала военным путём (подавив восстания), затем административным. В память о восстаниях – Бехистунский рельеф.

Из этих документов мы узнаём, что Кир начал войну с мидийским царём Иштувегу (Астиаг). Геродот, описывая эту войну, в значительной степени использует народное сказание, в частности изображает Кира внуком Астиага. Более объективное и сухое повествование Вавилонской хроники сообщает, что «Иштувегу собрал своё войско и пошёл против Кира, царя Аншана, чтобы победить его. Но против Иштувегу взбунтовалось его войско и, взяв его в плен, выдало его Киру. Кир пошёл в его столицу Экбатаны. Серебро, золото и прочие сокровища Экбатаны были разграблены и унесены в Аншаш». Таким образом, эта война окончилась разгромом Мидии и полной победой персов. Персидские войска захватили столицу Мидии Экбатаны. Кир присоединил Мидийское государство к Персии. Историческая традиция сохранила предание о том, что Кир, захватив в плен индийского царя Астиага, предоставил ему почётное положение в своём государстве. Весьма возможно, что это предание стоит в связи с тем фактом, что мидяне занимали в Персидском государстве наряду с персами особое привилегированное положение.

Не ограничившись завоеванием Мидии, Кир начал вести крупную военную политику. В течение короткого времени Кир завоевал Армению, Каппадокию, Лидию (547–546 гг. до н. э.) и Вавилон. Вавилонское царство, достигшее высокого расцвета при Навуходоносоре, было крупнейшим торговым государством того времени, столица которого Вавилон представляла собой мощную, почти неприступную крепость. Высоко оценивая экономические ресурсы и военные силы Вавилона, Кир направил сперва своё внимание на то, чтобы прочно закрепить свою власть в северной части Передней Азии, главным образом, в Малой Азии. Это было тем более важно, что Крез, царь Лидии, и Амазис (Яхмос II), царь Египта, заключили с вавилонским царём оборонительный союз против Персии. Поэтому Кир и нанёс свой первый удар против слабого звена в этой цепи — Лидии, для того чтобы, используя экономические и людские ресурсы северной части Передней Азии, изолировать Вавилон от его союзников и перерезать его торговые и военные коммуникации. Когда Лидия пала под ударами персидского завоевателя, над гордым и древним Вавилоном нависла реальная угроза. Кир смог теперь направить все свои возросшие силы против вавилонского царя. Вавилон, лишённый союзников и переживавший крупные внутренние волнения, не смог противиться персидскому завоевателю. Все сохранившиеся источники свидетельствуют о том, что Кир быстро и без особенного труда захватил Вавилон и присоединил Вавилонское государство к Персии (538 г. дон. э.). Об этом крупнейшем событии сохранились свидетельства в Вавилонской хронике Набонида, в историческом труде вавилонского жреца Бероса, у греческого историка Геродота и, наконец, в манифесте самого Кира, клинописный текст которого сохранился До нашего времени. В нём говорится, что многочисленные войска персов «мирно вступили в Вавилон». Здесь Кир изображает себя в качестве защитника Вавилона, вавилонской культуры и вавилонской религии. Несомненно, что Кир при завоевании Вавилона опирался на некоторые группы вавилонского жречества, изображая себя сторонником вавилонской религии. В своём манифесте Кир говорил: «Забота о внутренних делах Вавилона и обо всех его святилищах тронула меня. И жители Вавилона нашли исполнение своих желаний, и бесчестное иго было снято с них… Мардук, великий владыка, благословил меня, Кира, царя, чтущего его, и Камбиза, моего сына, и всё моё войско милостью, когда мы искренне и радостно величали его возвышенное божество». Включение Вавилонии в состав Персидского государства, претендовавшего на объединение под своей властью всего древневосточного мира, открыло широкие перспективы развитию внешней торговли для торгово-рабовладельческой аристократии и крупных храмов Вавилона.

Завоевав Вавилон, Кир двинулся дальше на запад. Но продвижение Кира на запад носило мирный характер. Так, мы знаем, что Кир восстановил Иерусалим, разрешил иудеям вернуться из вавилонского плена на родину и приступил к восстановлению финикийских городов. Очевидно, целью этой политики Кира было укрепление дружеских связей между Персией и мелкими государствами Палестины и Финикии, которых Кир стремился заинтересовать широкой завоевательной политикой Персидского царства. Весьма возможно, что Кир пытался таким образом заручиться содействием финикийских приморских городов для организации крупного военного похода против Египта, последнего соперника могущественного царя Персии. Не имея в своём распоряжении достаточно сильного собственного флота, Кир нуждался в финикийских кораблях. Кир, кроме того, готовил в Финикии и в Палестине плацдармы для развёртывания военных сил с целью переброски их в Египет. Этот план завоевания Египта, ещё сохранявшего некоторые остатки своего былого могущества, тщательно и исподволь подготовлялся Киром. Однако этот замысел не был им осуществлён. Кир был убит в 529 г. до н. э. в битве со скифами в закаспийских степях. План Кира был осуществлён его сыном Камбизом.

О царствовании Камбиза нам известно по рассказам греческих историков и по египетским надписям, относящимся ко времени завоевания Египта персами. Камбиз вступил на престол после смерти Кира в качестве его законного престолонаследника. Однако при его вступлении на престол в стране возгорелись смуты. Отдельные страны, покорённые Киром, но не прочно связанные с Персией, воспользовались смертью завоевателя и отпали. Камбизу пришлось потратить много усилий для того, чтобы их усмирить.

Укрепившись на престоле, Камбиз стал готовиться к походу в Египет, продолжая завоевательную политику Кира. Египет, несколько усилившийся при фараонах XXVI Саисской династии, гордый своей тысячелетней древней культурой и своим былым могуществом, всё ещё казался опасным соперником персидским царям. Египетский фараон Яхмос II (Амазис) пытался укрепить экономическое и военное могущество Египта при помощи греков, вербуя их в качестве наёмников в свою армию. Кроме того, фараон заключил союз с Кипром, Лидией, Вавилоном и Самосом. Однако быстрое усиление Персии выбивало последние козыри из рук слабеющего и внутренне немощного Египта. Вавилон и Лидия были покорены Киром. Кипр, Поликрат Самосский и даже начальник греческих наёмных отрядов иониец Фанет, служивший ранее Яхмосу II, перешли на сторону Камбиза. Таким образом, Египет, потеряв своих союзников, должен был один встретить лицом к лицу персидского завоевателя, надвигавшегося на Египет подобно лавине.

Опираясь на свою громадную армию и на сильный флот своих союзников, финикийцев, кипрян и самоссцев, Камбиз в 526 г. до н. э. выступил в поход против Египта. В этом походе Камбиза сопровождали бывший лидийский царь, престарелый мудрец Крез, и Силосон, брат Поликрата Самосского. Камбизу удалось заключить соглашение с вождём арабских племён, который снабжал водой персидское войско во время его перехода через Синайскую пустыню.

Наконец, последний удар постиг Египет. В момент приближения огромного персидского войска к границам Египта умер Яхмос II, крупный политический деятель своего времени, умело пользовавшийся поддержкой греков. На престол вступил- Псамтик III, который не смог оградить своей страны от натиска врагов и сохранить независимость своего государства. Несмотря на то, что египетские войска оказали упорное сопротивление как в битве при Пелузии, так и при защите Мемфиса, персы одержали полную победу над египтянами и покорили Египет (525 г. до н. в.).

Очевидно, завоевательная и деспотическая политика Камбиза вызвала большую оппозицию в Мидии и в Персии, взрыв патриотических чувств в Египте и тревогу во всём греческом мире. Поэтому неудивительно, что особенно в греко-египетских кругах появились легенды о жестокости и деспотическом безумии Камбиза, которые нашли своё яркое отражение у греческих историков, в частности у Геродота.

Согласно античной традиции, Камбиз не ограничился завоеванием Египта и сделал несколько попыток завоевать другие африканские страны, покорить Карфаген, оазисы и далёкую Эфиопию. Однако его попытки не увенчались успехом. Финикийский флот отказался выступить против своих карфагенских единоплеменников; экспедиция, посланная в оазисы, погибла в песках пустыни; войскам Камбиза не удалось завоевать всей Эфиопии. Только полугреческая область Киренаика признала власть Камбиза. Возможно, что и оазис эль-Хардже был занят войсками Камбиза. Приблизительно в это время в Египте начались волнения, которые вызвали ответные репрессии персов, в частности убийство Псамтика III, последнего египетского фараона XXVI династии.

Конец царствования Камбиза был ознаменован крупными восстаниями, глубоко потрясшими Персидское государство. Воспользовавшись продолжительным пребыванием Камбиза в Египте и, может быть, его неудачным походом в Эфиопию, один из индийских жрецов (магов), по имени Гаумата, выдававший себя за брата персидского царя, поднял восстание против Камбиза. Это восстание, очевидно, было организовано индийским жречеством и аристократией с целью восстановления независимого Мидийского государства. Обещая народу освобождение от воинской повинности и уменьшение налогов, Гаумата сумел собрать вокруг себя довольно значительные силы. Большое Персидское царство, быстро созданное, стало быстро распадаться. После смерти Камбиза во многих частях Персии начались восстания, направленные против персов. Персидское царство было очень непрочным государственным образованием, лишённым внутреннего экономического единства.

38. Организация Персидской державы при Дарии 1. Бехистунская надпись.

 

Внутри страны Дарий I провел ряд административных реформ. Они были призваны поднять царскую власть неизмеримо выше власти персидской знати. Однако, в отличии от Бардии, Дарий сохранил привилегии знати, но увеличил ресурсы и прочность ц. власти.

1) Организовал 20 сатрапий, с границами, отличающимися от границ исторически сложившихся областей.

2) У сатрапов только гражданские функции, военные-у командиров, подчинявшихся только царю.

3) 10 тысяч охранников царя- «бессмертные».

4) Канцелярии во всех столицах и гл. городах сатрапий, делопроизводство на арамейском яз.

5) Тайная полиция с контрольными функциями.

6) гос. Эстафетная почта, налажена дорожная сеть.

7) Налоговая реформа: впервые строго установленный налог у каждой сатрапии. Всего 232т серебра в год в кач. налогов в казну.

8) Новая основная монета- золотой дарик (8,4гр.)

9) Столицы: Сузы, Персеполь, Вавилон, Экбатаны.

 

БЕХИСТУНСКАЯ НАДПИСЬ.

Высечена Дарием I после подавления мятежей по приходу к власти, на высоте 105 метров на скале над дорогой Вавилон- Экбатаны, 7м. в высоту и 22 в ширину. Составлена на 3 языках: древнеперсидский, эламский, аккадский.

Согласно надписи, Камбиз приказал убить мл. брата Бардию еще до похода в Египет. Затем, маг (жрец), Гуамата, назвался Бардией и совершил переворот. После, он был убит знатью, в т.ч. Дарием.

На надписи присутствуют барельефы: Дарий под покровительством Ахурамазды встречает побежденных врагов – лидеров подавленных восстаний.


4. Реформы Дария:

1) Административная: всё гос-во разделено на сатрапии. Во главе их – назначенцы из центра, как правило, персы – сатрапы. Они лишены военной власти. Должны: следить за налогами, судить, разбираться с внутренними проблемами; могут чеканить монету. Военная власть принадлежит особому ведомству, растущему от царя. Контроль над сатрапами осуществляло специальный орган при царе. При царе и каждой сатрапии своя канцелярия. В реальности всё было не идеально: под одним сатрапом могло быть несколько провинций, сатрап мог кооперироваться с военным начальником и т. д.

2) Единый государственный язык – арамейский. Наряду с ним использовались языки провинций.

3) Кодификация законов. Основа – обычное персидское право + местные варианты.

4) Налоговая реформа: чётко закреплены размеры податей с каждой провинции. Персы не платят деньгами (только натуральные подати). Система подарков – фактически дань с формально не включённых в состав державы территорий, но подчиняющихся Персии В реальности приводили к упадку экономики: подати никогда не менялись. Во многих странах земледельцы разоряются и попадают в кабалу.

5) Денежная реформа: единая монета – дарики и сикли. В реальности: роль персидской монеты не велика. Пользовались в основном греческой. Запасы серебра, собираемые со всей страны, оседали в кладовых царя, что наносило ущерб торговле.

6) Военная реформа. Создаётся гвардия: 10000 «бессмертных» (потому что всегда одинаковое количество). Основа армии – пехота, набираемая со всей державы. В каждой провинции немаленький контингент + расселяются воины по границам.

 


 

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.164 с.) Главная | Обратная связь