Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Новый виток «холодной войны»



 

Пришедшая к власти в 1981 г. в США администра_ ция президента Р. Рейгана взяла курс на создание ситу_ ации стратегического превосходства над СССР. Ломка стратегического паритета и достижение Соединенными Штатами военного преобладания должны были стать предпосылками для возможности оказания политическо_ го давления на Россию. Значительно увеличивая свой военный потенциал, американская администрация пыта_ лась решить несколько задач:

 

— достижение превосходства по основным показате_ лям в военной области;

 

— укрепление позиций американской дипломатии на двусторонних переговорах с СССР и на многосторонних форумах с целью реализации внешнеполитических целей США за счет уступок со стороны противников и целенаправленного ужесточения своих позиций;

 

— втягивание Советского Союза в процесс гонки вооружений с целью отвлечения ресурсов в непроизво_ дительные сферы, ослабления советской экономики, за_ труднение связей СССР с социалистическими и развива_


 

Глава 3

 

 


 

История России 1945—2008


 

 

Глава 3

 

 


СССР в середине 1960_х — начале 1980_х гг.

 

ющимися странами, создание возможностей для эконо_ мического давления на СССР.

 

Американское руководство пошло по линии поиска новых участков борьбы против СССР — переноса воен_ ных действий в космическое пространство. Перед амери_ канскими вооруженными силами была поставлена зада_ ча: во_первых, защитить территорию США от нападения из космоса, создать «космический щит», во_вторых, соз_ дать возможность «ослепления» противника и быстрого уничтожения космических коммуникаций СССР. Эта программа получила название «Звездные войны».

 

Главным качественным ориентиром рейгановского военного строительства стало превращение прежней три_ ады стратегических вооруженных сил в стратегическую систему, состоящую из пяти компонентов. К прежней триаде (межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводных лодок и стратегичес_ кая авиация) были добавлены еще крылатые ракеты морского, наземного и воздушного базирования и пред_ назначенные для выполнения стратегических функций ракеты средней дальности.

 

Стратегия США преследовала цель изменить ситуа_ цию ракетно_ядерного паритета двух великих держав. Программа противоспутникового оружия предполагала разработку и развертывание таких систем, которые поз_ волили бы уничтожить находящиеся в космосе средства слежения потенциального противника, сделали бы для него невозможным наблюдение за перемещением воору_ женных сил США, корректировку собственных оборони_ тельных систем. В сентябре 1982 г. в военно_воздушных силах США было создано специализированное космичес_ кое командование. В июне 1983 г. космическое коман_ дование было создано в ВМС США. В 1984 г. начались испытания противоспутниковой системы АСАТ — каче_ ственно нового шага в космической технике. АСАТ представляет собой оружие, запускаемое с истребителя Ф_15, поднимающегося на значительную высоту. Это ракета, несущая специальную боеголовку, созданную для уничтожения спутников. Администрация Р. Рейга_


 

История России 1945—2008


СССР в середине 1960_х — начале 1980_х гг.

 

 

на считала, что США на этом пути сумеют значительно обойти СССР, поставить советские ракеты под прицел, оставляя свои средства нападения неуязвимыми.

 

Документы эпохи

 

Из открытого письма А.Д. Сахарова Президиуму Верховного Совета СССР, председателю Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежневу. 1980 г.

 

...Внутри СССР усиливается разорительная сверхмилита_ ризация страны (особенно губительная в условиях экономи_ ческих трудностей), не осуществляются жизненно важные ре_ формы в хозяйственно_экономических и социальных областях, усиливается опасная роль репрессивных органов, которые мо_ гут выйти из_под контроля...

 

Заявление ТАСС о вступлении на территорию Чехословакии советских войск. 21 августа 1968 г.

 

Дальнейшее обострение обстановки в Чехословакии затра_ гивает жизненные интересы Советского Союза и других соци_ алистических стран, интересы безопасности государств социа_ листического содружества. Угроза социалистическому строю Чехословакии представляет собой вместе с тем угрозу устоям европейского мира.

 

Братские страны твердо и решительно противопоставляют любой угрозе свою нерушимую солидарность. Никому и ни_ когда не будет позволено вырвать ни одного звена из содру_ жества социалистических государств.

 

Из Заключительного акта Совещания по безопаснос_ ти и сотрудничеству в Европе. 1 августа 1975 г.

 

VI. Мирное урегулирование споров

 

Они [страны] будут добросовестно и в духе сотрудничества прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве.

 

В этих целях они будут использовать такие средства, как переговоры, обследование, посредничество, примирение, ар_ битраж, судебное разбирательство или иные мирные средства по их собственному выбору, включая любую процедуру уре_ гулирования, согласованную до возникновения споров, в кото_ рых они были бы сторонами.


 

 

Глава 3

 

 


 

История России 1945—2008


 

 

Глава 3

 

 


СССР в середине 1960_х — начале 1980_х гг.

 

Из открытого письма А.Д. Сахарова Президиуму Верховного Совета СССР, председателю Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежневу. 1980 г.

 

...Военные действия в Афганистане продолжаются уже семь месяцев. Погибли и искалечены тысячи советских людей и десятки тысяч афганцев — не только партизан, но, главным образом, мирных жителей — стариков, женщин, крестьян и горожан.

 

Также не подлежит сомнению, что афганские события кар_ динально изменили политическое положение в мире. Они по_ ставили под удар разрядку, создали прямую угрозу миру не только в этом районе, но и везде. Они затруднили ратифика_ цию договора ОСВ_2…

 

 

21. Культура и духовный климат во второй половине 1960*х — начале 1980*х гг.

 

Со второй половины 1960_х гг. наметились перемены в духовном климате советского общества. Показа_ тельные судебные процессы над И.А. Бродским (1964), А.Д. Синявским и Ю.М. Даниэлем (1966) вызвали ответ_ ную реакцию в советском обществе, в защиту обвиняе_ мых выступили многие известные писатели. Стремление к свободе творчества рождало и потребность в развитии свободной личности. Проблема гражданской ответствен_ ности становится для многих проблемой нравственного, этического выбора.

 

Настроения «оттепели» в среде интеллигенции по_ степенно перерастали в настороженное и критическое отношение к существующему режиму. Власть проявля_ ла неспособность и нежелание вести открытый диалог с обществом о путях дальнейшего развития страны. Появи_ лись признаки возврата к прошлому, тема преодоления последствий «культа личности» И.В. Сталина исчезла из печати. Рассматривался вопрос о новом пересмотре от_ ношения к Сталину, тем более что в творческой среде у этих позиций были сторонники, группировавшиеся во_ круг журнала «Октябрь». До открытой реабилитации


 

История России 1945—2008


СССР в середине 1960_х — начале 1980_х гг.

 

 

Сталина дело не дошло, но были приняты серьезные ме_ ры против тех, кто активно выражал несогласие с пере_ смотром политического наследия «оттепели». В 1970 г. редакцию «Нового мира» был вынужден покинуть А.Т. Твардовский. Непосредственным поводом грубого нажима на главного редактора журнала стали ходившие

 

в самиздате списки поэмы «По праву памяти», направ_ ленной против сталинского режима и опубликованной на Западе. После ухода Твардовского «Новый мир» по_ терял репутацию носителя демократических настроений.

 

«Октябрь» также подвергся критике за «крайности»

 

в издательской политике и низкое качество публикуе_ мых произведений. Ликвидируя «крайности», власти стремились возродить единомыслие. «Толстые» литера_ турные журналы имели огромную читательскую аудито_ рию, и контроль за их издательской деятельностью был действенным средством влияния на умы людей.

 

Сфера самиздата продолжала расширяться, для неко_ 3 торых представителей творческой интеллигенции она ста_ Глава ла единственной возможностью контакта с читательской аудиторией. Ряд известных советских писателей, чьи про_ изведения не печатались в СССР, были вынуждены под нажимом властей уехать за границу. В 1974 г. из СССР

 

был выслан выступавший с открытой критикой власти

 

А.И. Солженицын, лауреат Нобелевской премии по ли_ тературе 1970 г. В Нобелевской лекции, размышляя о 253 призвании и об ответственности писателя, Солженицын выразил убежденность в том, что, «однажды взявшись за слово, уже потом никогда не уклониться: писатель — не посторонний судья своим соотечественникам и совре_ менникам, он — совиновник во всем зле, совершенном у него на родине или его народом. И если танки его отече_ ства залили кровью асфальт чужой столицы, — то бурые пятна навек зашлепали лицо писателя… спасение челове_ чества только в том, чтобы всем было дело до всего: лю_ дям Востока было бы сплошь небезразлично, что делают на Западе; людям Запада — сплошь небезразлично, что совершается на Востоке. И художественная литература — из тончайших, отзывчивейших инструментов человечес_


 

История России 1945—2008


 

 

Глава 3

 

 


СССР в середине 1960_х — начале 1980_х гг.

 

кого существа — одна из первых уже переняла, усвоила, подхватила это чувство растущего единения человечест_ ва... Одно слово правды весь мир перетянет. Вот на таком мнимо_фантастическом нарушении закона сохранения масс и энергий основана и моя собственная деятельность, и мой призыв к писателям всего мира».

 

За рубежом оказались писатели В.П. Аксенов, А.Д. Синявский, В.Н. Войнович, С.Д. Довлатов, скульп_ тор Э. Неизвестный, поэты А.А. Галич и И.А. Бродский, некоторые другие известные деятели культуры. Попыт_ ки группы писателей уже в конце 1970_х гг. наладить открытый выпуск неподцензурного издания — литера_ турного альманаха «Метрополь» — натолкнулись на жесткое сопротивление власти и верхушки Союза пи_ сателей. Пересекавшиеся в годы «оттепели» «официаль_ ная» и «неофициальная» сферы культурной жизни стали заметнее расходиться друг с другом. В художест_ венной среде четко обозначился водораздел между ра_ ботавшими в рамках привычных идейных установок и теми, кто искал новые формы творческого самовыраже_ ния. Свобода творчества последними рассматривалась как высшее проявление свободы личности. Выражение внутренней свободы стало тем камертоном, по которому настраивалось «настоящее» (т. е. свободное) искусство.

 

Художественная жизнь 1970—1980_х гг. была, несмотря на жесткие цензурные ограничения, яркой и насыщенной. Крупные культурные события вызывали огромный интерес. Аудитория читателей современной литературы исчислялась миллионами, в литературе ис_ кали ответы на волновавшие общество проблемы. Поэ_ зия постепенно отступала перед прозой, размышлявшей о духовном мире современника и об ответственности человека за свой моральный выбор. Печатавшиеся в «толстых» журналах произведения известных и люби_ мых авторов передавались из рук в руки, книжные издания нельзя было купить в магазине, даже если они выходили многотысячными тиражами.

 

Огромный резонанс вызывали произведения, без прикрас, трезво рисующие нелегкую жизнь советской


 

История России 1945—2008


СССР в середине 1960_х — начале 1980_х гг.

 

 

деревни. Собирательно авторов называли «деревенщика_ ми». Крупнейшие из писателей — В. Распутин, В. Белов, В. Шукшин, В. Астафьев, Б. Можаев, С. Залыгин, Ф. Абрамов, В. Солоухин — оставили значимый след в русской литературе. Они следовали великой традиции русского критического реализма, стремясь изображать жизнь как она есть. Их творчество было пронизано вы_ соким моральным пафосом. В ответ на урбанизацию и умирание деревни они призывали к раскрытию ценнос_ тей крестьянского мира, уважению к памяти предков и к преемственности поколений.

 

Уважение к отечественной истории, стремление вер_ нуться к национальным корням выразились в успехах движения в защиту памятников истории и культуры. Его истоки относились ко второй половине 1950_х гг., когда активное городское строительство привело к мас_ совому разрушению многих ценных архитектурных объ_ ектов, по размаху сопоставимому с уничтожением исто_ рической застройки в 1930_х гг. Инициатором движения стал один из крупнейших отечественных специалистов_ реставраторов П.Д. Барановский. В 1964 г. по его ини_ циативе был создан клуб «Родина», члены которого без_ возмездно работали на восстановлении Крутицкого под_ ворья в Москве.

 

В 1965 г. при Русском музее в Ленинграде был соз_ дан клуб «Россия». Оба клуба повели активную просве_ тительскую деятельность. Большое участие в ней прини_ мали художники С.Т. Коненков и П.Д. Корин, писате_ ли Л.М. Леонов и В.А. Солоухин, певец И.С. Козловс_ кий, космонавт А.А. Леонов, журналист В.М. Песков. В феврале состоялся учредительный съезд Всероссийско_ го общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК). Спустя пять лет в обществе насчитывалось уже около 6 млн человек.

 

На рубеже 1970—1980_х гг. движение в защиту па_ мятников истории и культуры вступило в новый этап, связанный с именем академика Д.С. Лихачева. Он выдви_ нул особое понятие — «экология культуры». Лихачев поставил задачу бережного сохранения не просто отдель_


 

Глава 3

 

 


 

История России 1945—2008


 

 

Глава 3

 

 


СССР в середине 1960_х — начале 1980_х гг.

 

ных памятников, а окружающей человека среды, соз_ данной «культурой его предков и им самим». Этой за_ боте об экологии культуры в значительной мере были посвящены его книги «Заметки о русском» (1981), «Зем_ ля родная» (1983) и «Письма о добром и прекрасном» (1985), специально адресованные молодому поколению.

 

Опубликованная в журнале «Дружба народов» в 1976 г. повесть Ю. Трифонова «Дом на набережной» — рассказ о человеческой судьбе, исковерканной сталинс_ кой эпохой, — вызвала бурную общественную реакцию. Повести Трифонова о повседневной жизни и мироощу_ щении горожан («Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание») также стали важным обществен_ ным событием. Сама тема была новой для современной литературы.

 

Продолжая традиции «оттепельной» литературы и кино, на экран вышли фильмы о духовном мире и граж_ данской позиции современника («Доживем до поне_ дельника», реж. С.И. Ростоцкий, 1969, «У озера», реж. С.А. Герасимов, «Начало», реж. Г.И. Панфилов, оба 1970). Они чутко уловили общественную атмосферу начала 1970_х гг. и собрали огромную зрительскую аудиторию.

 

Массовый переезд горожан в отдельные квартиры сде_ лал массовыми домашние библиотеки. Такие библиотеки собирались во многих семьях, в них непременно присут_ ствовали собрания сочинений русских и советских писа_ телей (М. Горький, В.В. Маяковский, А.Н. Толстой, М.А. Шолохов, К.Г. Паустовский были в числе самых читаемых советских классиков).

 

В стране существовал настоящий «голод» на хорошую книгу. Ежедневно (! ) выходило 4, 3 млн экземпляров книг и брошюр (более 1, 5 млрд в год, данные 1971 г.), число наименований к концу десятилетия достигло 85 тыс. Но очень значительную часть этой продукции составляла общественно_политическая литература — произведения Маркса, Энгельса, Ленина, программные выступления руководителей КПСС, документы съездов и пропагандистские материалы. Их изучение входило в


 

История России 1945—2008


СССР в середине 1960_х — начале 1980_х гг.

 

обязательную программу старших классов школ, вузов

 

и специально организованной системы повышения обще_ ственно_политической подготовки, в которую была во_ влечена значительная часть взрослого населения. В таких мерах, которые должны были способствовать формиро_ ванию «правильного» мировоззрения, власти видели эф_ фективный путь контроля над умами людей. Открыто критиковать партийные установки и саму систему идео_ логического воспитания мало кто решался, но на протя_ жении 1970—1980_х гг. наблюдался стойкий рост скеп_ тического отношения к этим пропагандистским усилиям власти при внешнем соблюдении «правил игры». Имен_ но в эти годы в среде интеллигенции укореняется «двое_ мыслие» — состояние внутреннего несогласия с идеоло_ гическими установками и с укладом жизни, который они порождали, при внешнем одобрении или примире_ нии с действительностью, когда приходилось говорить

 

одно, думать другое, а делать третье. Для многих уход 3 в частную жизнь (означавший добровольное лишение Глава возможности быстрого продвижения по службе и повы_ шения уровня жизни) стал гражданской позицией.

 

Круг чтения и характер читательских предпочте_ ний — яркая иллюстрация этого феномена. Художест_ венной, учебной и детской литературы катастрофически не хватало. Несмотря на постоянный рост тиражей, рос

 

и спрос на книги, и любое вызывавшее читательский 257 интерес издание превращалось в дефицит. Особенно это касалось издававшихся небольшими для того времени тиражами стихов А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака, О.Э. Мандельштама, прозы М.А. Бул_ гакова, М.М. Зощенко, А.П. Платонова и др. Тем не менее их книги или машинописные копии текстов были во многих домашних библиотеках. Чтобы утолить книж_ ный голод, было предпринято грандиозное издательское начинание. В 1967—1977 гг. тиражом 300 тыс. эк_ земпляров была издана «Библиотека всемирной литера_ туры» — 200 томов, в которые вошли лучшие художе_ ственные творения от древнешумерского «Эпоса о Гиль_ гамеше» до современности. После ее завершения было


 

История России 1945—2008


 

 

Глава 3

 

 


СССР в середине 1960_х — начале 1980_х гг.

 

начато издание «Библиотеки классики». Вершиной кни_ гоиздательской деятельности была серия «Литературные памятники» издательства «Наука». Основанная в 1947 г. по инициативе президента Академии наук С.И. Вавило_ ва для издания особо значимых в истории мировой лите_ ратуры произведений серия первоначально адресовалась главным образом академическим кругам. На рубеже 1960—1970_х гг. эта серия становится поистине массо_ вой — книги выходят стотысячными тиражами, часть изданий выпускается в карманном формате и мягкой обложке. Председателем редакционной коллегии серии «Литературные памятники» был академик Д.С. Лихачев. Современные авторы печатались в «толстых» журналах, на которые очень трудно было оформить подписку, и за этими изданиями выстраивались читательские очереди в библиотеках. Среди зарубежных писателей наибольшим спросом пользовались Э. Хемингуэй, Э.М. Ремарк, Дж. Лондон, М. Твен, А. Труайя и др. Обсуждение про_ читанных новинок было частью повседневной жизни, а цитирование любимых произведений стало неотъемле_ мой частью речевого этикета близких по духу людей, способом узнавания «своих». Художественные вкусы и оценки формировали пространство общения и были сво_ его рода пропуском в среду единомышленников.

 

Обостренный интерес к художественному творчеству, связанному со словом, отчасти компенсировал отсутство_ вавшую публичную политическую дискуссию. Не слу_ чайно в центре общественного внимания оказался театр. Театральное искусство переживало настоящий взлет. Яркий публицистический характер отличал постановки знаменитой московской Таганки (Театра на Таганке под руководством Ю.П. Любимова).

 

В иной стилистике работал Ленком (Московский те_ атр им. Ленинского комсомола, которым с 1973 г. руко_ водит М.А. Захаров). На его сцене в 1970_е гг. появи_ лись обращенные к молодежной аудитории мюзиклы, а в 1981 г. первая советская рок_опера «Юнона» и «Авось». Эта постановка бросила вызов привычным сценическим канонам и стала символом самозабвенного творческого


 

История России 1945—2008


СССР в середине 1960_х — начале 1980_х гг.

 

 

единения театра со своим зрителем. Настоящий расцвет переживал ленинградский Большой драматический те_ атр (БДТ), в труппе которого режиссер Г.А. Товстоногов собрал созвездие замечательных актеров. Популярными у молодого зрителя были спектакли молодежных теат_ ров_студий и самодеятельное театральное творчество.

 

Неотъемлемой частью культурного багажа интелли_ генции стало так называемое интеллектуальное (автор_ ское) кино. Фильмы_притчи А.А. Тарковского («АндрейРублев», 1966—1971, «Солярис», 1972, «Зеркало», 1974, «Сталкер», 1979) приоткрывали перед вниматель_ ным зрителем внутренний мир человека и приглашали к философскому осмыслению этого мира, к путешествию «внутрь себя». Мир новых художественных средств и новых подходов к осмыслению прошлого (а через прош_ лое — современности) открыли фильмы А.Ю. Германа, К.Г. Муратовой. Некоторые фильмы подолгу не выхо_ дили в прокат и тиражировались в очень небольшом количестве копий и с цензурными купюрами, но у них была своя преданная аудитория.

 

Ясность и оптимизм относительно возможностей, ко_ торые открываются перед человеком «нового общества», во второй половине 1970_х гг. постепенно сменились настроениями иной тональности. В центре внимания по_ коления «семидесятников» находились проблемы ответ_ ственности и морального выбора личности. Одно из самых ярких свидетельств смены общественных настро_ ений — изменение тональности смеховой культуры. В 1960_е гг. непременным участником дружеского об_ щения был юмор. В молодежной среде было принято вы_ казывать несерьезное отношение к серьезным делам, весе_ лый настрой сопутствовал общим начинаниям. В газетах печатали юморески, в клубах проводили юморины (кон_ курсы юмора). Из таких инициатив на телевидении вырос знаменитый «КВН» («Клуб веселых и находчивых»), одна из самых популярных телепередач 1960_х гг., начавшая победное шествие по стране в форме студенческой само_ деятельности. Передачу закрыли в 1971 г. Юмор стала быстро теснить разрушительная ирония, а затем — откро_


 

Глава 3

 

 


 

История России 1945—2008


 

 

Глава 3

 

 


СССР в середине 1960_х — начале 1980_х гг.

 

венное издевательство над неэффективностью системы, пусть и высказанное эзоповым языком.

 

Не случайно любимым жанром советского кинозрите_ ля стала комедия с социальным подтекстом. Подспудно копившееся недовольство медленным ростом уровня жизни и бытовыми трудностями, которые власти списы_ вали то на «родимые пятна капитализма», то на про_ счеты местного руководства, то на неблагоприятные по_ годные условия, отражало растущее неверие в преиму_ щества советского строя. Комедия фиксировала людские недостатки и социальные пороки, но постепенно меня_ лись тональность показа советской действительности и характер изобразительных средств. Красноречивый при_ мер — эволюция творчества одного из самых известных

 

и любимых кинорежиссеров эпохи, Г.Н. Данелии: от фильма, ставшего символом «оттепели» («Я шагаю по Москве», 1964), и комедии «Не горюй! » (1969), которые отличает мягкая авторская ирония, через усиление эле_ ментов социальной сатиры («Афоня», 1975, «Мимино», 1978) до сарказма («Осенний марафон», 1979) и разоб_ лачительного социального пафоса («Кин_дза_дза», 1986).

 

Общество умело смеяться над своими недостатками. Невероятной популярностью пользовались репризы А.И. Райкина, в которых высмеивались пороки людей — «бюрократов, ханжей, тунеядцев», но за ними с годами все явственнее проступали пороки системы. Фразы из монологов его героев («Бу’ cделано», «Уже смеюсь», «В греческом зале») стали крылатыми.

 

На эстраде, по радио и телевидению выступали дуэты сатириков — Тарапунька и Штепсель (Ю.Т. Тимошенко

 

и Е.И. Березин), Р.А. Карцев и В.Л. Ильченко. Редкий сборный концерт обходился без представителей этого жанра. На смену исполнителям легких сатирических зарисовок пришли писатели_сатирики, выступавшие с мо_ нологами собственного сочинения (М.М. Жванецкий, М.Н. Задорнов). «Монологи в образе» в исполнении Г.В. Хазанова стали олицетворением менявшихся настро_ ений. Киносеансы предваряли выпуски сатирического киножурнала «Фитиль», огромную аудиторию имел ил_


 

История России 1945—2008


СССР в середине 1960_х — начале 1980_х гг.

 

 

люстрированный сатирический журнал «Крокодил». Фельетон стал непременной рубрикой и центральных, и местных газет. В повседневном общении прочное место занял бытовой и политический анекдот.

 

Образ «эпохи развитого социализма» прочно ассоци_ ируется с творчеством поэта, артиста театра и кино, автора и исполнителя песен В.С. Высоцкого. Значение наследия поэта выходит далеко за рамки явления куль_ турной жизни. Глубоко демократичное творчество Высоцкого было популярно в самых разных слоях, в его героях советское общество узнавало себя. Его тематичес_ кие циклы посвящены памяти войны и самым разным сторонам повседневности — спорту, быту, друзьям, люб_ ви, людям, избравшим целью жизни преодоление труд_ ностей и борьбу со стихией, — морякам, альпинистам, геологам. Советские реалии 1970_х гг. переданы с по_ мощью узнаваемых метафор, за ними угадывается по_ нятный всем социальный подтекст. Высоцкий воссоздал не только образ мысли, но и интонации «шестидесятни_ ков» и героев, пришедших им на смену. Для многих ув_ лечение творчеством Высоцкого стало формой гражданс_ кого самовыражения и критического осмысления действительности, протестом против бытового и идейно_ го конформизма. При жизни стихи поэта практически не издавались и тиражировались в виде магнитофонных записей его выступлений перед небольшими аудитория_ ми слушателей в клубах и НИИ.

 

Высоцкий работал одновременно в поле подцензурной культуры (он был артистом Театра на Таганке, снимал_ ся в кино и писал тексты песен для кинофильмов и спектаклей) и культуры неофициальной. В 1970_е гг. эти две сферы все дальше расходятся и в темах, и в фор_ мах творческого самовыражения. Особенно ярко такое расхождение проявилось в изобразительном искусстве и в молодежной музыкальной культуре. Массовым увлече_ нием советской молодежи стал рок — самое заметное направление неофициального искусства последних совет_ ских десятилетий. Первые рок_группы появились в

СССР еще в начале 1960_х гг., но они играли зарубеж_


 

Глава 3

 

 


 

История России 1945—2008


 

 

Глава 3

 

 


СССР в середине 1960_х — начале 1980_х гг.

 

ную музыку, пропагандировали творчество своих куми_ ров — «Битлз», «Роллинг Стоунз». На рубеже 1960— 1970_х гг. родились популярные советские рок_группы («Машина времени», «Цветы», «Скоморохи», «Аквари_ ум»), музыканты исполняли песни собственного сочине_ ния. В отличие от западного рока, где основную роль играл ритм, в молодой советской рок_культуре большую смысловую нагрузку несли тексты (что соответствовало отечественной культурной традиции). В песнях поднима_ лись философские и социальные проблемы. Попытки власти поставить рок под контроль через систему офи_ циально зарегистрированных клубов не увенчались успе_ хом: и музыканты, и зрители не готовы были посту_ питься обретенной свободой. В подцензурной культуре рок, как и авторская песня, не присутствовал, хотя по_ пулярность лучших отечественных групп была огром_ ной, а записи песен широко тиражировались населени_ ем. Рок_фестивали прошли в молодом городе физиков Черноголовке под Москвой (1978) и в Тбилиси (1980), но в основном музыканты выступали от случая к слу_ чаю в школах, клубах, НИИ, на квартирах. Особенно жесткие запретительные меры принимались против сто_ личных групп; в Ленинграде, где цензурный пресс в эти годы был несколько слабее, рок_культура чувствовала себя свободнее. Первый легальный концерт «Машины времени» в Москве состоялся только в 1985 г. в рамках ХII Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

 

В условиях запретов на альтернативные формы ху_ дожественного творчества общественно_политическое звучание приобрели выступления художников «другого искусства», хотя прямое противостояние официальной идеологии отнюдь не было целью их деятельности. В сентябре 1974 г. по распоряжению властей при помо_ щи бульдозеров была разгромлена выставка картин, ор_ ганизованная на московском пустыре в Измайлово. Этот разгром вызвал очень острую реакцию на Западе, что негативно сказывалось на образе СССР в мире.

 

Открытое столкновение с Западом вокруг проблем культурной жизни в СССР было нежелательным. Тем


 

История России 1945—2008


СССР в середине 1960_х — начале 1980_х гг.

 

 

более что в эти годы предметом острых разногласий ос_ тавался вопрос о праве советских граждан эмигрировать в Израиль. В то же время в 1970_е гг. советское руко_ водство провозгласило курс на разрядку международной напряженности. В этих условиях допущение определен_ ной свободы творчества было веским аргументом в диа_ логе, оно отражало готовность пойти на некоторые не столь принципиальные, с точки зрения власти, компро_ миссы. Одновременно бурное обсуждение проблем свобо_ ды творчества в СССР, развернутое в западных средствах массовой информации, поддерживало повышенный ин_ терес к альтернативной культуре внутри страны, через иностранное радиовещание («радиоголоса») отголоски дискуссии доходили до советской аудитории и подпиты_ вали критические настроения. Власти сочли целесо_ образным разрешить небольшие экспозиции художни_ ков_неформалов (О. Рабин, В. Немухин, Л. и В. Кропив_ ницкие, Л. Мастеркова и др.). Первые такие выставки состоялись спустя несколько недель после разгрома «бульдозерной выставки» в Москве и в Ленинграде. Выставку в павильоне «Пчеловодство» ВДНХ СССР, сос_ тоявшуюся в 1975 г., от толпы желающих попасть, не имевших пригласительных билетов, охраняла конная милиция.

 

При этом «идейно чуждое» искусство жестко крити_ ковалось в печати. В дальнейшем для контроля над этой сферой неформального творчества создали официальные объединения (под эгидой Московского комитета худож_ ников_графиков), которые проводили небольшие выстав_ ки. В среде «другого искусства» родилось новое направ_ ление, получившее название московского концептуа_ лизма. Работы художников И. Кабакова, Э. Булатова, Д. Пригова, И. Чуйкова стали «визитной карточкой» альтернативного искусства последних советских десяти_ летий.

 

Московские художники стремились воспроизвести на плоскости холста и в концептуальных инсталляциях мир идей, а не мир вещей, и главной была идея свобо_ ды. Создавая пространство свободы, они широко исполь_


 

Глава 3

 

 


 

История России 1945—2008


 

 

Глава 3

 

 


СССР в середине 1960_х — начале 1980_х гг.

 

зовали текст и узнаваемые символы времени (лозунги, портреты вождей, государственную символику), отра_ жавшие пространство «несвободы», за пределы которого стремился вырваться человек.

 

По аналогии с западным поп_артом родился соц_арт, интерпретировавший советские символы уже в ирони_ ческой, гротескной форме (В. Комар, А. Меламид).

 

В создании московского авангардного искусства участвовало всего около 100 человек. Но при напряжен_ ности идеологического, культурного поля их деятель_ ность стала предметом заинтересованности множества людей.

 

Эти творческие эксперименты оставались достоянием небольшой аудитории, однако самим фактом своего появ_ ления и характером реакции властей они оказали замет_ ное влияние на духовный климат в советском обществе. Альтернативная культура, за редкими исключениями, не выражала открытого политического протеста, главным ее посланием миру было утверждение творческой свободы, свободы от жесткого идеологического канона. Многие произведения культуры подцензурной имели, напротив, ярко выраженную критическую тональность, и именно это обстоятельство определяло заинтересованное внима_ ние к ним широкой аудитории.

 

Носителями открытого несогласия с режимом стали представители диссидентских движений. Диссидент в широком смысле этого понятия — человек, несогласный с установленными правилами и порядками; в СССР сино_ нимами этого понятия стали слова инакомыслящий и правозащитник. Действительно, разных по политичес_кой ориентации представителей инакомыслия в СССР

 

(среди них были сторонники либеральных и социал_демок_ ратических идейных течений, русские «почвенники», представители религиозного инакомыслия) объединяло утверждение человеческой свободы как высшей ценности и неприятие подавляющего такую свободу строя. После 1965 г., когда состоялась демонстрация и сбор подписей в защиту Синявского и Даниэля, и особенно после собы_ тий в Чехословакии в Советском Союзе появились раз_


 

История России 1945—2008


СССР в середине 1960_х — начале 1980_х гг.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1011; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.124 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь