Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Политика первых киевских князей



Х век

После Олега (879-912) княжил Игорь, которого называют Игорем Старым (912-945) и считают сыном Рюрика. После его гибели во время сбора дани в земле древлян в 945 г. остался сын Святослав, которому в это время было четыре года. Регентшей при нем стала вдова Игоря княгиня Ольга. Летописи характеризуют княгиню Ольгу как мудрую и энергичную правительницу.

Около 955 г. Ольга совершила поездку в Константинополь, где приняла христианство. Этот визит имел также и большое политическое значение. Вернувшись из Константинополя, Ольга официально передала власть сыну Святославу (957-972).

Святослав, прежде всего, был князем-воином, стремившимся приблизить Русь к крупнейшим державам тогдашнего мира. Вся его короткая жизнь прошла почти в непрерывных походах и сражениях: он разгромил Хазарский каганат, нанес сокрушительное поражение печенегам под Киевом, совершил два похода на Балканы.

После гибели Святослава великим князем стал его сын Ярополк (972-980). В 977 г. Ярополк поссорился со своим братом, древлянским князем Олегом, и начал против него военные действия. Древлянские дружины князя Олега были разбиты, а сам он погиб в бою. Древлянские земли были присоединены к Киеву.

После смерти Олега княживший в Новгороде третий сын Святослава Владимир бежал к варягам. Ярополк послал в Новгород своих наместников и стал, таким образом, единоличным правителем всего Древнерусского государства.

Вернувшись через два года в Новгород, князь Владимир изгнал из города киевских наместников и вступил в войну с Ярополком. Основным ядром войска Владимира была наемная варяжская дружина, которая пришла вместе с ним.

Жестокое столкновение между войсками Владимира и Ярополка произошло в 980 г. на Днепре близ города Любеча. Победу одержала дружина Владимира, а великий князь Ярополк вскоре был убит. Власть на всей территории государства перешла в руки великого князя Владимира Святославича (980-1015).

Расцвет Древнерусского государства

В княжение Владимира Святославича к Древнерусскому государству были присоединены червенские города — восточнославянские земли по обе стороны Карпат, земля вятичей. Созданная на юге страны линия крепостей обеспечила более действенную защиту страны от кочевников-печенегов.

Владимир стремился не только к политическому объединению восточнославянских земель. Он хотел подкрепить это объединение единством религиозным, унифицировав традиционные языческие верования. Из многочисленных языческих богов он выбрал шесть, которых провозгласил верховными божествами на территории своего государства. Фигуры этих богов (Даждь-бога, Хорса, Стрибога, Семаргла иМокоши) он распорядился поставить рядом со своим теремом на высоком киевском холме. Возглавлял пантеон Перун—бог громовержец, покровитель князей и дружинников. Поклонение другим богам жестоко преследовалось.

Однако языческая реформа, получившая название первой религиозной реформы, не удовлетворила князя Владимира. Проведенная насильственным способом и в кратчайшие сроки, она не могла быть успешной. Кроме того, она никак не отразилась на международном престиже Древнерусского государства. Христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварское государство.

Давние и прочные связи Руси и Византии в конечном итоге привели к тому, что Владимиром в 988 г. было принято христианство в православном его варианте. Проникновение христианства на Русь началось задолго до признания его официальной государственной религией. Христианами были княгиня Ольга и князь Ярополк. Принятие христианства уравняло Киевскую Русь с соседними государствами, Христианство оказало огромное влияние на быт и нравы Древней Руси, политические и правовые отношения. Христианство, с его более развитой по сравнению с язычеством богословско-философскойсистемой, более сложным и пышным культом, дало огромный толчок развитию русской культуры и искусства.

Чтобы укрепить свою власть в различных частях обширного государства, Владимир назначил своих сыновей наместниками в различные города и земли Руси. После смерти Владимира между его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть.

Один из сыновей Владимира, Святополк (1015-1019), захватил власть в Киеве и объявил себя великим князем. По приказу Святополка были убиты трое его братьев — Борис ростовский, Глеб муромский и Святослав древлянский.

Занимавший престол в Новгороде Ярослав Владимирович понимал, что опасность угрожает и ему. Он решил выступить против Святополка, призвавшего себе на помощь печенегов. Войско Ярослава состояло из новгородцев и наемников-варягов. Междоусобная война между братьями завершилась бегством Святополка в Польшу, где он вскоре умер. Ярослав Владимирович утвердился в качестве Великого князя Киевского (1019-1054).

В 1024 г. против Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутараканский. В результате этой усобицы братья поделили государство на две части: область к востоку от Днепра переходила к Мстиславу, а территория западнее Днепра осталась за Ярославом. После смерти Мстислава в 1035 г. Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси.

Время Ярослава — это время расцвета Киевской Руси, ставшей одним из сильнейших государств Европы. Самые могущественные государи стремились в это время к союзу с Русью.

Носителем верховной власти в

Первые признаки раздробленности

Киевской державе считался весь княжеский род, а каждый отдельный князь считался только временным владельцем княжества, которое доставалось ему по очереди старшинства. После смерти великого князя на его место " садился" не его старший сын, а старший в роду между князьями. Его освободившийся удел доставался также следующему по старшинству среди остальных князей. Таким образом, князья передвигались из одной области в другую, из менее в более богатую и престижную. По мере увеличения княжеского рода расчет по старшинству становился все труднее. В отношения князей вмешивалось боярство отдельных городов и земель. Способные и даровитые князья стремились подняться выше старших родичей.

После смерти Ярослава Мудрого Русь вступила в период княжеских усобиц. Однако о феодальной раздробленности в это время говорить еще нельзя. Она наступает, когда окончательно сформировываются отдельные княжества — земли со своими столицами, а на этих землях закрепляются свои княжеские династии. Борьба же между сыновьями и внуками Ярослава Мудрого была еще борьбой, направленной на поддержание принципа родового владения Русью.

Ярослав Мудрый перед смертью разделил Русскую землю между своими сыновьями — Изяславом (1054-1073, 1076-1078), Святославом (1073-1076) и Всеволодом (1078-1093). Княжение последнего из сыновей Ярослава, Всеволода, было особенно беспокойным: младшие князья ожесточенно враждовали из-за уделов, половцы часто нападали на русские земли. Сын Святослава, князь Олег, вступил в союзные отношения с половцами и неоднократно приводил их на Русь.

Владимир Мономах

После смерти князя Всеволода его сынВладимир Мономах имел реальные шансы занять княжеский престол. Но наличие в Киеве достаточно могущественной боярской группировки, настроенной против потомков Всеволода в пользу детей князя Изяслава, имевших больше прав на княжеский стол, заставило Владимира Мономаха отказаться от борьбы за киевский стол.

Новый великий князь Святополк II Изяславич (1093-1113) оказался слабым и нерешительным полководцем и плохим дипломатом. Его спекуляции хлебом и солью во время голода, покровительство ростовщикам вызывали озлобление среди киевлян. Смерть этого князя послужила сигналом к народному выступлению. Горожане разгромили двор киевского тысяцкого, дворы ростовщиков. Боярская дума пригласила на киевский стол популярного среди народа князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125). Летописи в большинстве своем дают восторженную оценку княжению и личности Владимира Мономаха, называя его образцовым князем. Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю.

После его смерти единство Руси еще держалось при его сыне Мстиславе Великом (1125-1132), после чего Русь окончательно распалась на отдельные самостоятельные земли-княжества.

Раннефеодальная монархия

Управление

Древнерусское государство было раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял киевский великий князь.

Отдельными землями страны ведали родственники великого князя — удельные князья или его посадники. В управлении страной великому князю помогал особый совет — боярская дума, в которую входили младшие князья, представители племенной знати — бояре, дружинники.

Княжеская дружина занимала важное место в руководстве страной. Старшая дружина фактически совпадала по своему составу с боярской думой. Из старших дружинников обычно назначались княжеские наместники в наиболее крупные города. Младшие дружинники (отроки, гриди, детские) выполняли в мирное время обязанности мелких управителей и слуг, а в военное были воинами. Они обычно пользовались частью княжеских доходов, например, судебных пошлин. Князь делился с младшей дружиной собираемой данью и военной добычей. Старшая дружина имела иные источники дохода. На ранних этапах существования Древнерусского государства старшие дружинники получали от князя право на дань с определенной территории. С развитием феодальных отношений они становились собственниками земли, владельцами вотчин. Местные князья, старшие дружинники имели собственные дружины и боярские думы.

Военные силы Древнерусского государства состояли из отрядов профессиональных воинов — княжеских и боярских дружинников и народного ополчения, собиравшегося в особо важных случаях. Большую роль в войске играла конница, пригодная для борьбы с южными кочевниками и для дальних походов. Конницу составляли в основном воины-дружинники. Киевские князья располагали также значительным ладейным флотом и совершали дальние военные и торговые экспедиции.

Кроме князя и дружины, значительную роль в жизни Древнерусского государства играло вече. В некоторых городах, например, в Новгороде, оно действовало постоянно, в других — собиралось лишь в чрезвычайных случаях.

Сбор дани

Население Древнерусского государства облагалось данью. Сбор дани назывался полюдье. Ежегодно в ноябре князь с дружиной начинал объезд подвластных ему территорий. Собирая дань, он осуществлял при этом судебные функции. Размер государственных повинностей при первых киевских князьях не был зафиксирован и регулировался обычаем. Попытки князей увеличивать дань вызывали сопротивление населения. В 945 г. киевский князь Игорь, попытавшийся произвольно увеличить размер дани, был убит восставшими древлянами.

После убийства Игоря его вдова, княгиня Ольга, объехала некоторые части Руси и, по словам летописи, " уставила уставы и уроки", " оброки и дани", то есть установила фиксированный размер повинностей. Ею же были определены места сбора податей: " становища и погосты". На смену полюдью постепенно приходит новая форма получения дани — повоз — доставка дани податным населением в специально установленные места. В качестве единицы обложения было определено крестьянское земледельческое хозяйство (дань от рала, плуга). В некоторых случаях дань брали от дыма, то есть с каждого дома, имеющего очаг.

Почти вся собранная князьями дань представляла собой предмет экспорта. Ранней весной, по высокой полой воде дань отправлялась для продажи в Константинополь, где обменивалась на золотые монеты, дорогие ткани и овощи, вино, предметы роскоши. Почти все военные походы русских князей на Византию были связаны с обеспечением для этой межгосударственной торговли наиболее благоприятных условий безопасности на торговых путях.

" Русская правда"

Первые сведения о существовавшей на Русисистеме права содержатся в договорах киевских князей с греками, где сообщается о так называемом " законе Русском", текст которого мы не

знаем.

Наиболее ранний из дошедших до нас юридический памятник — " Русская правда". Самую древнюю часть этого памятника называют " Древнейшей правдой", или " Правдой Ярослава". Возможно, она представляет собой грамоту, изданную Ярославом Мудрым в 1016 г. и регулирующую взаимоотношения княжеских дружинников между собой и с жителями Новгорода. Кроме " Древнейшей правды" в состав " Русской правды" входят юридические установления сыновей Ярослава Мудрого — " Правда Ярославичей" (принята около 1072 г.). " Устав Владимира Мономаха" (принят в 1113 г.) и некоторые другие юридические памятники.

В " Правде Ярослава" говорится о таком пережитке патриархально-общинных отношений, как кровная месть. Правда, этот обычай уже отмирает, так как разрешена замена кровной мести денежным штрафом (вирой) в пользу семьи убитого. " Древнейшая правда" также предусматривает наказания за побои, нанесение увечий, удары палками, чашами, питьевыми рогами, укрывательство беглого холопа, порчу оружия и одежды.

За уголовные преступления " Русская правда" предусматривает штраф в пользу князя и вознаграждение в пользу потерпевшего. За наиболее тяжелые уголовные преступления предусматривалась потеря всего имущества и изгнание из общины или лишение свободы. Такими тяжкими преступлениями считались разбой, поджог, конокрадство.

Церковь

Кроме гражданского права в Киевской Руси существовало и церковное право, регулирующее долю церкви в княжеских доходах, круг преступлений, подлежащих церковному суду. Это церковные уставы князей Владимира и Ярослава. Церковному суду подлежали семейные преступления, колдовство, богохульство и суд над людьми, принадлежащими к церкви.

После принятия христианства на Руси возникает церковная организация. Русская церковь считалась частью вселенской Константинопольской патриархии. Ее глава — митрополит — назначался константинопольским патриархом. В 1051 г. киевский митрополит был впервые избран не в Константинополе, а в Киеве собором русских епископов. Это был митрополит Иларион, выдающийся писатель и церковный деятель. Однако последующие киевские митрополиты по-прежнему назначались Константинополем.

В крупных городах были учреждены епископские кафедры, бывшие центрами крупных церковных округов — епархий. Во главе епархий находились епископы, назначаемые киевским митрополитом. Епископам подчинялись все расположенные на территории его епархии церкви и монастыри. Князья давали на содержание церкви десятую часть получаемых даней и оброков —десятину.

Особое место в церковной организации занимали монастыри. Монастыри создавались как добровольные сообщества людей, отказавшихся от семьи и от обычной мирской жизни и посвятивших себя служению Богу. Самым известным русским монастырем этого периода был основанный в середине XI в. Киево-Печерский монастырь. Так же как и высшие церковные иерархи — митрополит и епископы, монастыри владели землей и селами, занимались торговлей. Скапливавшиеся в них богатства расходовались на строительство храмов, украшение их иконами, переписку книг. Монастыри играли очень важную роль в жизни средневекового общества. Наличие в городе или княжестве монастыря, по представлениям людей того времени, способствовало стабильности и процветанию, так как считалось, что " молитвами иноков (монахов) мир спасается".

Церковь имела большое значение для Русского государства. Она способствовала укреплению государственности, объединению отдельных земель в единую державу. Невозможно также переоценить влияние церкви на развитие культуры. Через церковь Русь приобщилась к византийской культурной традиции, продолжая и развивая ее.

Внешняя политика

Основными задачами, стоявшими перед внешней политикой Древнерусского государства, были борьба со степными кочевниками, защита торговых путей и обеспечение наиболее благоприятных торговых связей с Византийской империей.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1266; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь