Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Развитие благотворительности и государственные меры помощи нуждающимся в европейских странах в эпоху Средневековья



Эпоха Средневековья берет свое начало с падения Западной Римской империи в V в. н.э. и заканчивается в середине ХVII в. победой Английской буржуазной революции.
В рамках этого периода выделяются три этапа: 1)раннее средневековье (V–ХI вв.); 2) классическое средневековье (ХI− ХV вв.);

3) позднее средневековье (ХVI–ХVII вв.) - период кризиса феодализма и становления буржуазного общества в европейских странах. Совершенно очевидно, что здесь обнаруживает себя европоцентристский подход, т.е. за точку отсчета берутся события прежде всего в Европе. Но народы, находившиеся за пределами европейского континента, не были на периферии истории: в это время монголы создали империю, простирающуюся от Тихого океана до Черного моря, а арабы − от Атлантического океана до Индии. Это было время формирования новой мировой религии - ислама, развития различных наук и искусств, ремесел. Однако динамизм развития восточных стран в эпоху средневековья был потерян, в то время как в европейских странах, напротив, примерно с ХIII–ХV вв. начинают действовать силы, которые обеспечили лидерство западной цивилизации в настоящее время.

Сложившиеся в восточных странах в предыдущий период социальные отношения в эпоху средневековья не претерпели существенных изменений и сохранили свои основополагающие черты: принципы коллективизма, реализованные через общину для основной массы трудящихся классов, неограниченная власть правителя, вертикальные связи в обществе - все оставалось без изменений многие века.

Какие же черты были присущи европейскому средневековому обществу в целом? Основной род занятий жителей Европы – земледелие – обработка полей, огородничество, садоводство, виноградарство. Хозяйство было преимущественно мелким и натуральным. Средневековые города, бывшие центрами ремесел и торговли, как правило, насчитывали 3–5 тыс. жителей. Этнический состав Европы в раннее средневековье (V–ХI вв.) был пестрым: греки, романские народности, кельты, фракийцы, германцы, балты, славяне, угро-финны и др. V–ХI вв. - это время перемещения больших масс людей, «великое переселение народов», оно привело к смешению различных племен и народностей. Что касается численности населения, то она увеличивалась мед-

ленно. К ХI в. на Британских островах проживало около 2 млн. человек, в Италии и Франции примерно по 6 млн., на Пиренейском полуострове - более4 млн., в Скандинавских странах примерно 1 млн., в Германии - 3, 5 млн., на Балканах от 2 до 4 млн. человек. На рубеже I и II тысячелетия произошел демографический скачок, и до конца ХIII в. численность населения продолжала медленно увеличиваться, в середине ХIV в. она резко упала в результате эпидемии бубонной чумы - «черной смерти» (1348-1349 гг.). Эта эпидемия унесла в разных странах от 25 до 50 % населения. Затем − Столетняя война идругие вооруженные конфликты, народные восстания - все это сокращало население. Только к началу ХVI в. был достигнут до эпидемический уровень.

Кроме чумы, наиболее опасными болезнями, нередко со смертельным исходом, были оспа, холера, туберкулез, дизентерия, проказа, брюшной тиф, венерические болезни, малокровие, кожные поражения, паразиты. Женщины часто погибали от родов, дети - от рахита и детских болезней. С ХII в. европейские народы поразила эпидемия проказы (лепры). Это была страшная болезнь, появившаяся в Европе после контактов на Ближнем Востоке с больными людьми во время крестовых походов. Это заболевание означало по существу медленное умирание в течение нескольких лет. Больных проказой требовалось изолировать от общества. Так появились специальные учреждения л е п р о з о р ии, которых в ХIII в. насчитывалось в Европе до 19 тысяч.

Средневековое общество отторгало прокаженных: им предписывалось, выходя из лепрозориев, предупреждать о себе шумом трещоток и колокольчиков. Им запрещалось приближаться к источникам питьевой воды, пекарням и булочным.

Кроме эпидемий и различных заболеваний, людские жизни уносили войны и голод. В условиях прямой зависимости от природы любое стихийное бедствие - ураган, засуха, излишние осадки, пожар или наводнение, размножение вредителей или эпизоотия - вызывали неурожай, падеж скота и как следствие - голод. Средневековые документы свидетельствуют о хроническом недоедании основной массы тогдашнего населения и гибели многих лю-дей от голода. Описан катастрофический, доводивший до людоедства голод в VI и VIII–IХ вв., ХI и ХII вв. Неурожаи и голод в среднем в Западной Европе повторялись каждые 3–6 лет. Рекордным в этом отношении оказался ХI век.

Например, во Франции в этом веке оказалось голодных 48 лет. Хроники одного из французских монастырей сообщают, что «атмосферные условия стали настолько неблагоприятными, что нельзя было выбрать подходящий день для сева… Продолжительные дожди пропитали всю землю влагой до такой степени, что в течение трех лет нельзя было провести борозду, могущую принять семя…

Если по случаю и удавалось найти в продаже что-нибудь из продуктов, то продавец мог запрашивать любую цену. Когда же съели и диких зверей, и птиц, неутолимый голод заставил людей подбирать падаль и творить такие вещи, о каких и сказать страшно.

…Вещь, неслыханная во веки веков: свирепый голод заставил людей пожирать человеческую плоть. Кто был посильнее, похищал путника, расчленял тело, варил и поедал… Во многих местностях, чтобы утолить голод, выкапывали из земли трупы… Повсюду были видны лишь бледные, исхудалые лица да вздутые животы, и сам человеческий голос становился тонким, подобным слабому крику умирающих птиц». Как правило, первыми жертвами голода были бедняки. Но бывали периоды, когда от голода страдали люди богатые и влиятельные.

Средняя продолжительность жизни составляла примерно 40–45 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Треть детей не доживала до 12–15 лет (возраст совершеннолетия и брачности), из них большая часть - до года. До 50 лет доживало менее одной четверти людей, в основном из более состоятельных слоев. Нередко до половины мужчин оставалось вне брака: военные, монахи, работники, с ХI в. - белое духовенство. Религия и обычаи того времени поощряли высокую (естественную) рождаемость. Но из-за высокой детской смертности и частого бесплодия женщин в большинстве семей вырастало обычно лишь от одного до трех детей.

В Средневековье по всей Западной Европе окончательно сформировалась и распространилась малая индивидуальная семья (родители и неженатые дети).

Эпоха западноевропейского средневековья неразрывно связана с таким выдающимся явлением в истории народов Европы, как распространение христианства. Именно под влиянием христианства сформировались многие стороны социальных отношений, духовной, культурной жизни вЗападной Европе. Важным социальным институтом в эпоху средневековьястановится христианская церковь как организация верующих. Наряду с поли-тической, военной, культурно-просветительной, церковь выполняла хозяйст-венную и социальную функции, то есть защищала слабых и обездоленных, распределяла продовольствие и милостыню. Именно церковь в этот период становится носителем благотворительности и поддержки нуждающихся. Большую роль в церкви играли монашеские ордена.

Впервые монашество возникло в первые века н.э. в Египте, Сирии, Палестине. Именно здесь появились люди, желавшие «послужить Богу» особенным образом: они поселялись в пещерах, пустынях; отказывались от жизни в грешном мире рядом с грешными людьми. Уединенная аскетическая жизнь монахов-отшельников была знаком истинной, непоколебимой веры. Но существовала и другая разновидность монашества - монашеские общежития, монастыри. Поначалу они были невелики (5–10 человек). Монахи называли себя «братьями», они объединялись для праведной жизни под руководством настоятеля - аббата (от сирийского слова «abba» - отец). На территории Западной Европы первые монастыри появились в IV в. в Италии, Галлии, Испании. Однако в обители спасали не только душу. Довольно часто монастыри превращались в убежища множества случайных людей. Это привело к тому, что нравы монахов портились, дисциплина падала.

К началу VI в. стало ясно, что монастыри нуждаются в реформе: молитву следовало сочетать с физическим трудом, так как монастыри содержали себя сами. Новшества были введены итальянским монахом Бенедиктом из города Нурсия. Собственно западное монашество берет свое начало с 529 г., когда в местечке Монтекассино (к югу от Рима) Бенедикт создал сою образцовую общину. Главным его творением стал устав монашеской жизни - правила, которыми монахи должны были руководствоваться во время труда и от-

дыха. Вся жизнь в обители была организована вокруг церковных служб. В обязанности монахов входили чтение и переписка книг, обучение детей. Это сыграло положительную роль в сохранении остатков образованности в период культурного упадка Европы в раннем средневековье. Бенедиктинский Устав возлагал на монахов четыре обета: нестяжание, целомудрие, повиновение и постоянство. Под последним понималось пребывание монахов в одном итом же монастыре.

Обитель была не только местом бегства от мира, она быстро превратилась в одну из важнейших частей мира средневековья. Большую роль играло монашество и в хозяйственной жизни средневековья. Монашеские владения не дробились при наследовании, как это было с землями светских феодалов, а постоянно увеличивались за счет пожертвований и дарений. Монахи не отвлекались военными походами и развлечениями, как рыцари, и вели свое хозяйство более умело, чем они. За счет этих и некоторых других факторов, монастыри становились средоточием больших материальных богатств. Именно материальные ресурсы монастырей и церковная десятина использовались для того, чтобы на практике выполнять одну из главных христианских заповедей – заботиться о ближнем, нуждающемся. Поэтому как дела, угодные Богу, стали рассматриваться устройство больниц, школ и приютов.

По образцу Бенедиктинского ордена (так называлось объединение всех монастырей, признающих Устав Св. Бенедикта) стали создаваться другие уставы. На их основе возникали другие монашеские ордена. В начале ХII в. в период крестовых походов возник орден госпитальеров или иоаннитов – по названию госпиталя Св. Иоанна, где находили приют паломники, шедшие в Святую Землю. Первоначально резиденция ордена располагалась в Иерусалиме, но в ХVI в. переместилась на остров Мальту, и орден стал называться Мальтийским. В ХI–ХIII вв. монашеские ордена разделились на два основных типа. Традиционные ордена, к числу которых относились бенедиктинцы, доминиканцы, францисканцы и др., служили Богу соблюдением обетов, молитвой, проповедью. Но появились и другие ордена, которые ставили практические задачи. Например, тринитарии занимались освобождением пленных; сепулькринки - найденышами и больными детьми. Братства бегардов и бегинков занимались помощью вдовам, сиротам, больным, умирающим. Орден Св.Лазаря занимался организацией специальных учреждений для призрения прокаженных (отсюда появилось название лечебного заведения – лазарет). Примечательно также то, что главой ордена Св. Лазаря мог стать только больной проказой. В ХI в. в Европе распространилась эпидемия горячечной болезни, которую вызывало употребление в пищу зерна, пораженного грибком спорыньи. Жар внутри человеческого тела, названный «священным огнем», пожирал внутренние органы, которые становились черными как уголь. Для борьбы с этой эпидемией возник монашеский орден антонитов. Среди мирян и монахов возникло убеждение, что мощи Св. Антония, привезенные из Константинополя, могут излечивать «священный огонь», который стали называть «антоновым огнем». Монахи-антониты открывали в своих аббатствах госпитали для таких больных.

Положение церкви в эпоху средневековья отличала определенная двойственность. С одной стороны, став государственной религией, христианство, несмотря на борьбу Римских пап и королей, освящало существующий порядок и требовало подчинения властям. С другой стороны, в стремлении сгладить социальные противоречия церковь сочувствовала беднякам и поощряла облегчить их участь подачей милостыни. В решениях вселенских и поместных соборов церковь многократно возвращалась к проблеме поддержки нуждающихся - бедняков, вдов, сирот, слепых и хромых.

Церковь считала также необходимым, чтобы и светская власть взяла на себя заботу и защиту бедных и неимущих. Такая позиция находила отклик, и европейские монархи вносили свой вклад в благотворительность. Так, в капитулярии франкского короля Карла Великого (768–814 гг.) было записано, что королевская власть обеспечивает «мир для церкви, вдов, сирот и слабых». Его преемник Людовик Благочестивый (814–840 гг.) предписал графам в их владениях «защищать вдов, сирот и бедняков, почитать церковь и ее служителей». Короли, богатые монастыри и города выделяли деньги на содержание приютов для стариков и сирот, больниц для бедных, постоялых дворов для пилигримов, раздавали им деньги возле церкви. Например, в Англии в 1084 г.в г. Кентербери был открыт Дом милостыни для бедных, в ХII в. в Лондоне открыта больница, в Бристоле организовано Благотворительное общество. Во Франции в 1362 г. в Париже был организован приют для нищих, в 1445 г. -приют для детей-сирот. К концу ХVI в. во Франции действовало около2 тыс. заведений помощи. Для их содержания французский король Людовик ХIV в 1699 г. издал указ об обложении благотворительным сбором увеселительных мероприятий, а именно: театров, балов, игорных домов. Например, билеты в оперу облагались благотворительным сбором в размере 1/6 их стоимости.

Вообще в средние века число людей, которые появлялись на свет на обочине жизни и там же заканчивали свои дни, было немало. Однако не все они были «бродягами» в современном смысле слова. Ремесленники переходили из города в город в поисках заработка, проповедники искали новых слушателей студенты сами хотели слушать лекции знаменитых профессоров. Но выгоняла людей на дороги и обычная нужда: оставшиеся без кормильца женщины, дети, старики покидали родные места и скитались по окрестным городам и деревням, добывая себе пропитание нищенством, а то и воровством.

Бродяжничество имело в средние века довольно благопристойный вид. Это объяснялось тем, что скитальцы посещали наиболее известные храмы и монастыри, поклонялись святым мощам. Такие богомольцы назывались паломниками или пилигримами. Считалось, что молитвы нищих лучше всего доходят до Господа. Многие набожные люди просили пилигримов помолиться за них в храме, за это странник получал у приютивших его хозяев мелкую монету или кусок хлеба. Отношение к обездоленным, больным и убогим в средневековой Европе было довольно терпимым.

В городских документах средневековых английских городов встречается термин «наши городские нищие». Они были даже объединены в некое подобие цеха; возглавлял этот цех избранный самими нищими старшина. С ним городские власти обсуждали все дела, касающиеся сбора милостыни. На нищих и бродяг еще не смотрели как на чужаков, отделенных резкой чертой от«порядочных людей» - бюргеров - и опасных для общества. Человек оказывался под открытым небом под воздействием разных факторов - болезнь, не-урожай, разорение, смерть родственников. А это угрожало всем и каждому.

Средневековый человек находил привлекательные черты даже в лесных разбойниках. Они наделялись благородством, справедливостью, особой заботой о бедняках. Наиболее ярко эти черты проявились в любимом герое английских сказаний Робине по прозвищу Добрый из Шервудского леса (по-английски «Good» - добрый, хороший).

Одним из каналов снятия социальной напряженности в средневековых европейских городах была ц е х о в а я о р г а н и з а ц и я. Население в городах было дифференцировано прежде всего по имущественному принципу. В городскую верхушку - патрициат - входили представители самых богатых городских родов - купцы, ростовщики, владельцы крупных строений. На другом полюсе городской жизни сложилась группа населения, состоящая из неудачливых подмастерьев, поденщиков, нищих. Они назывались плебейством. Между патрициатом и плебейством находились средние слои городского населения - ремесленники, мелкие и средние торговцы. Эти мелкие собственники объединялись в особые союзы - цехи, гильдии, братства. Они объединяли лиц определенных профессий в пределах каждого города. Ремесленные цехи и гильдии появились примерно одновременно с самими городами во Франции, Англии и Германии с ХI - начала ХII вв.

Цеховая организация охватывала все стороны жизни ремесленника. Например, при обороне города цех выступал как отдельное боевое подразделение; цех имел своего святого патрона - покровителя, часто свою церковь или часовню, то есть цех был своеобразной церковной общиной. Не только профессиональные, экономические, но и социальные проблемы решались в рамках цеха и/или гильдии. Цеха и гильдии были организацией взаимопомощи, обеспечивали поддержку нуждающимся мастерам и их семьям в случае болезни или смерти кормильца. Цеха и гильдии строили свои больницы, кормили нуждающихся во время голода, распределяли между ними зерно, предоставляли приют обездоленным.

Однако эта терпимость к нищенству и бродяжничеству стала уменьшаться с конца ХV - начала ХVI вв.

Причины этого явления в следующем:

1. Реформация церкви в начале ХVI в. привела к появлению нового направления в христианстве - протестантизма. Протестантизм одержал победу во многих европейских странах, и это обстоятельство привело к тому, что взгляд на нищенство, бедность изменился: нищенство перестало быть уважаемым занятием. Основная идея нового учения сводилась к тому, что р а б о т а являлась божественным призванием и что работать означало служить Богу (в отличие от раннехристианского учения, когда под служением Богу понималась любовь и забота о ближнем). Эта новая ценностная установка опиралась на слова апостола Павла, что труд является главной целью жизни человека. Во втором послании к фессалоникийцам апостол Павел писал: «Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо, когда мы были у вас, то завещали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (Гл. 3, ст.8 – 10 ).

На социально-экономическое развитие западноевропейских стран большое влияние оказал кальвинизм - одно из направлений в протестантизме. Это направление усиливало ответственность человека за свое благополучие. В своих отношениях с обществом человек должен был отвечать за свои поступки сам, стремиться выжить в одиночку, перенести все жизненные тяготы и не перекладывать их на других. Лень и безделье объявлялись социальным злом. Отсюда отношение к бедным, бродягам и попрошайкам носило сугубо отрицательный характер. Считалось, что их состояние являлось порождением их собственной лености и бездуховности. Напротив, преуспевание в делах рассматривалось как богоизбранность.

Эти идеи кальвинизма были положены в основу создания работных домов как исправительных учреждений, в которых люди, чтобы получить крови питание, должны были работать сообразно состоянию физического здоровья и возрасту. В Англии организация работных домов возлагалась на мировых судей. Неотъемлемой частью работного дома были мастерские или мануфактуры, где царили постоянный надзор и тюремная дисциплина. По одним источникам первый работный дом в Англии был открыт в Бридвеле в1557 г., по другим источникам - после принятия английским парламентом в1697 г. закона о работных домах в том же году был открыт первый работный дом в Бристоле.

Очень интенсивно шло развитие буржуазных отношений в рассматриваемое время и в Голландии, но, в отличие от Англии, в этой стране создание работных домов имело своеобразие: труд бедняков, помещенных в эти заведения, оплачивался. Свободное от работы время они должны были посвящать молитвам и чтению религиозных книг. Пребывание в таких работных домах ограничивалось 8–12 годами.

По образцу голландских были устроены работные дома в Германии, которые отличала специализация в производстве тех или иных изделий. Хотя идея создания работных домов принадлежала протестантским странам, но практика изоляции нищих и бродяг и перевоспитания их трудом получила распространение и в католических странах Европы - Франции и Италии.

2. ХV− ХVI и последующие века были в западноевропейских странах временем массовых разорений крестьян и ремесленников. Это был период первоначального накопления капитала, т.е. формирования слоя неимущих граждан, лишенных средств к существованию и продававших свою рабочую силу, чтобы выжить. С другой стороны, формировался слой собственников, капиталистов, владевших мануфактурами. Широкое распространение наемного труда в Европе в период позднего средневековья давало возможность прокормить себя и людям, которые не входили в цех или в общину, не имели семьи.

Поэтому толпы бродяг на дорогах стали вызывать все большее раздражение, особенно у предпринимателей: теперь в нищих видели не подобие Христа, а дешевую рабочую силу, которую можно было с выгодой использовать.

Города стали закрывать ворота перед оборванцами и нищими. Нарушение законов о нищенстве строго каралось. Например, в Кельне (Германия), если бродяга трижды попадался на незаконном попрошайничестве (а незаконным оно могло быть, если он не входил в установленное число «наших городских нищих»), он заканчивал свою жизнь на виселице.

Городские власти обходились с этой опасной публикой без всяких церемоний. Но еще более жестко вела себя по отношению к ним королевская власть. В ХVI в. английские короли издали целый ряд законов против бродяг, которые народ назвал «кровавыми». Социальные проблемы в Англии обострились при Генрихе VIII. Это было связано с тем, что после отказа Римского папы утвердить развод Генриха VIII с Екатериной Арагонской Генрих порвал отношения с Римской католической церковью, провозгласил себя главой англиканской церкви. Реформированная в таких обстоятельствах церковь в Англии не имела глубоких расхождений с католичеством, но тем не менее Генрих VIII закрыл монастыри, конфисковал их имущество и земли. Это лишило бедняков так нужной им помощи. Генрих VIII разрешил собирать милостыню только старым и неспособным к труду нищим, а работоспособных бродяг приказал бичевать и после этого брать с них клятвенное обязательство возвратиться в родные места и «приняться за труд». Если же нищий после первого наказания был бы задержан второй раз, его должны были бичевать и отрезать половину уха. Если он был бы задержан в третий раз - его должны были бы казнить как преступника. Дети бедняков в возрасте от 5 до 14 лет должны были направляться для обучения ремеслам и торговле.

В 1547 г. английский король Эдуард VI (1547–1553 гг.) предписал уклоняющихся от работы безработных отдавать в рабство тем, кто донесет властям, что они являются бродягами. Хозяин имел право принуждать паупера-раба ко всякой работе, продать, завещать его по наследству и т.д. Паупера-раба за самовольный уход от хозяина в первый раз осуждали на пожизненное рабство и клеймили его, выжигая на щеке или на лбу слово «раб». За второй побег ставили ему на лице второе клеймо, а в случае побега в третий раз его казнили как государственного преступника. Королевская власть заботилась также о том, чтобы обеспечить мануфактуристов дешевой рабочей силой. В1563 г. королева Англии Елизавета I (1558–1603 гг.) издала статут о подмастерьях. Этот статут предусматривал, чтобы всякий в возрасте от 20 до 60 лет, не имеющий определенных занятий, был обязан работать у того хозяина, который пожелает его нанять. До истечения контракта о найме ему запрещалось бросать работу. Несколько раз пойманного и бежавшего бродягу клеймили как уголовного преступника.

Однако при помощи одних только репрессий было невозможно обеспечить социальную стабильность. Поэтому в течение ХVI в. в Англии была сформирована система местных органов управления. Основной административной единицей становился церковный приход. Во главе его стоял назначаемый королем лорд-лейтенант. Приход сочетал функции местного территориального и церковного управления. Ведение церковных дел осуществлялось настоятелем прихода. Собрание налогоплательщиков-прихожан решало вопросы распределения налогов для местных нужд. На местные приходы были возложены также функции упраздненных монастырей по поддержке неимущих.

Большое значение в развитии социальной защиты и мер помощи неимущим сыграл закон о бедных Елизаветы I, принятый в 1601 г. Этот закон лег в основу правового регулирования благотворительности и подвел черту под серией законов, изданных королем и парламентом Англии после Реформации и появления англиканской церкви. Этот закон стал образцом для английских колоний в Северной Америке. Например, одна из колоний в западном полушарии - Род-Айленд (ныне штат в Соединенных Штатах Америки) − ввела усебя закон о бедных в 1647 г. Впоследствии это сделали и другие штаты. На Ямайке этот закон был введен в 1682 г. и т.д. В соответствии с этим законом был утвержден Статут для благотворительных организаций. Раньше богатые люди делали пожертвования церкви, а та в свою очередь действовала, следуя пожеланиям дарителей. По Статуту 1601 г. частные лица и их ассоциации получили право выделять средства любым благотворительным организациям, а не только церкви. Богатые люди могли учреждать богадельни, больницы, школы, делать пожертвования в виде земельных участков. Эта благотворительная деятельность совершалась помимо органов власти и совсем не обязательно через церковные приходы. Таким образом, закладывался фундамент гражданского общества. Кроме этого Статута, в 1601 г. был принят закон о бедных. Этот закон определил круг тех, кто мог рассчитывать на благотворительную помощь от церковных приходов.


Закон предусматривал:

• помощь престарелым, немощным и бедным;

• содержание больных и увечных солдат и матросов;

• содержание бесплатных школ, а также студентов в университетах;

• обучение и дальнейшую заботу о сиротах;

• предоставление имущества и содержание исправительных домов;

• выдачу замуж бедных девушек;

• поддержку, помощь молодым ремесленникам, торговцам и разорившимся лицам;

• помощь или освобождение заключенных или пленников.

Закон о бедных 1601 г. предусматривал также специальное налогообложение в пользу бедных, что позволяло концентрировать средства и распределять их в церковных приходах. Мировой судья и епископ получили право наказывать всех, кто уклонялся от налога.

По-прежнему представляло серьезную проблему существование нищих, физически здоровых, ведущих бродячую жизнь. С точки зрения властей, они представляли серьезную угрозу социальной стабильности. Эти люди выпадали из поля деятельности церковных приходов и благотворительных организаций, и выход из ситуации был найден в следующем. В ХVII в. по мере того как купцы организовывали в Америке торговлю табаком, рыбой, мехами, британское правительство решило ссылать физически здоровых нищих в Новый Свет, где они могли быть полезны. Вообще британские колонии были не только источником ресурсов и богатств для метрополии, они были также местом, куда ссылались социально опасные элементы. Например, та же Австралия в течение длительного времени была местом каторжных работ для преступников. Но сосланными могли оказаться и нищие.

Ввиду того, что процесс экспроприации мелких собственников в Германии проходил позже, чем в Англии и Франции, аналогичное английскому и французскому законодательство против бродяг в германских государствах было принято позднее. Например, в ХVII в. в Германии нищенствующих здоровых физически мужчин насильно зачисляли на военную службу или принуждали к тяжелым работам. Широко использовалась система штрафов для просящих милостыню. Но применялись и более суровые меры. Например, в1714 г. в Ганновере был принят закон, в соответствии с которым нищих, задержанных за попрошайничество в первый раз отправляли в тюрьму, попавшихся во второй раз секли розгами и клеймили, в третий раз - вешали, даже если они не совершали никакого преступления.

Вообще в конце средневековья бродяги и нищие были отделены резкой гранью от добропорядочных бюргеров. Правящие и обеспеченные классы видели в каждом человеке, лишенном крыши над головой, своего врага и, если не сегодняшнего, то завтрашнего преступника.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1845; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь