Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОСТВЕННОСТИ

В.И. Яковлев

 

ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОСТВЕННОСТИ

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

 

 

Белгород

 

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ, ЭНОМИКИ И ПРАВА

 

 

В.И. Яковлев

 

ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОСТВЕННОСТИ

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

 

Рекомендовано Научно-методическим советом университета

 

Белгород

 


Рекомендовано к изданию кафедрой

гражданского права и процесса.

Протокол № от.

 

 

Автор

Яковлев Валерий Иванович, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса БУКЭП

 

 

Рецензент

Кондракова Инна Александровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса БУКЭП

Яковлев В.И.

Право интеллектуальной собственности:

Курс лекций – Белгород: ,

 

Курс лекций содержит в себе материалы для углубленного изучения студентами, обучающимися по специальности «Юриспруденция» учебной дисциплины «Право интеллектуальной собственности».

Пособие включает лекционные материалы, предлагаемые для контроля усвоения знаний контрольные вопросы и дополнительную литературу по учебной дисциплине.

 

© Издательство Белгородского университета кооперации, экономики и права

 

 

Учебное издание

Яковлев Валерий Иванович

 

 

Право интеллектуальной собственности

 

Курс лекций

 

Технический редактор

Компьютерный набор и верстка

 

Сдано в набор г. Подписано в печать г.

Формат 60 x 84 1/16. Бумага офсетная.

Гарнитура Times Roman. Ризография. Усл. печ. л. . Тираж экз.

Заказ Издательство Белгородского университета кооперации, экономики и права

 

 

308023, г. Белгород, ул. Садовая, 116а


ВВЕДЕНИЕ

 

Современный этап развития российского общества и государства характеризуется длящимися глобальными преобразованиями экономической и социальной системы в целом.

Интеллектуальная деятельность является одним из основных направлений прогресса человечества, что влечет за собой насущную необходимость в правовом регулировании мер защиты результатов этой деятельности.

Результаты интеллектуальной деятельности, будучи надлежащим образом включенными в имущественный оборот, приобретают имущественно-стоимостное выражение и способны приносить доход в результате их использования.

Обращение результатов интеллектуальной деятельности сопряжено с заключением гражданско правовых договоров направленных на отчуждение или передачу на время исключительного права на них.


Лекция 1 Понятие права интеллектуальной собственности. (ИС) правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности

1. История развития охраны интеллектуальной собственности

2. Понятие ИС и права ИС.

3. Принципы права ИС.

4. Законодательство регулирующее интеллектуальную собственность.

 

Лекция 2 Объекты права интеллектуальной собственности.

1. Понятие и признаки охраноспособности объектов интеллектуальной собственности

2. Отдельные виды объектов интеллектуальной собственности

3. Участие объектов интеллектуальной собственности в гражданском обороте.

 

Понятие и признаки охраноспособности объектов интеллектуальной собственности

Результаты творческой и интеллектуальной деятельности, права на которые предоставлены тем или иным лицам национальным законодательством и международными договорами, называют объектами интеллектуальной собственности, следовательно:

Возникновение права на объекты интеллектуальной собственности в национальном законодательстве связывают с критериями правоспособности того или иного объекта.

Следует подчеркнуть, что ни Парижская конвенция по охране промышленной собственности, ни Бернская конвенция об охране произведений литературы и искусства не содержат критериев правоспособности. Более того, обе конвенции не содержат даже упоминания о творческом характере деятельности по созданию того или иного объекта. Положение вполне объяснимое, поскольку многие объекты интеллектуальной собственности не являются не только результатом творческой, но даже интеллектуальной деятельности. Достаточно напомнить о фонограммах, некоторых передачах организаций вещания, географических или фирменных наименованиях.

Критерий творческого характера произведений литературы, науки и искусства в той или иной мере включен в законодательство многих стран. В частности, в ст. 1257 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что «автором произведения науки, литературы и искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано».

Критерии правоспособности объектов смежных прав в большинстве случаев связаны с правомерностью использования некоторых видов объектов авторского права и смежных прав.

Критерии правоспособности объектов промышленной собственности на международном уровне установлены в Договоре о патентной кооперации и в Соглашении ТРИПС. Важнейшими из них являются новизна и промышленная применимость соответствующих объектов.

 

Отдельные виды объектов интеллектуальной собственности

Объекты интеллектуальной собственности - это результаты творческой и интеллектуальной деятельности, которым предоставлена правовая охрана.

Таким образом, объектами интеллектуальной собственности являются не любые результаты интеллектуальной деятельности, а только те из них, на которые распространяется действие соответствующих правовых норм.

Перечни охраняемых объектов интеллектуальной собственности представлены в нескольких международных договорах. Конвенция, учреждающая ВОИС, и Соглашение ТРИПС (Соглашение о торговых аспектах права интеллектуальной собственности) признают объектами интеллектуальной собственности:

- произведения литературы, науки и искусства;

- исполнения некоторых произведений;

- фонограммы;

- передачи вещательных организаций;

- изобретения;

- промышленные образцы;

- топологии интегральных микросхем;

- товарные знаки;

- географические указания;

- фирменные наименования.

Кроме того, к объектам интеллектуальной собственности относят:

- научные открытия;

- защиту против недобросовестной конкуренции;

- закрытую информацию.

В отношении этих объектов необходимы пояснения.

Во-первых, на международном уровне научные открытия не признаются охраняемыми объектами, поскольку Договор о международной регистрации научных открытий не вступил в силу.

Во-вторых, защита против недобросовестной конкуренции - это совокупность некоторых действий. Поскольку действие не является объектом, то защита против недобросовестной конкуренции не может быть объектом интеллектуальной собственности.

В-третьих, закрытая информация в большинстве случаев является объектом авторского права, а не самостоятельным объектом интеллектуальной собственности. Другое дело, что закрытой информации стремятся придать дополнительную охрану, но обеспечена она может быть не правовыми методами.

В соответствии с современными представлениями интеллектуальная собственность представляет собой правовое положение следующих трех категорий результатов интеллектуальной деятельности:

- объекты авторского права и смежных прав;

- объекты патентного права;

- маркетинговые обозначения.

Объекты патентного права и маркетинговые обозначения объединяются понятием «объекты промышленного права» или «объекты промышленной собственности».

Правовое различие между категориями объектов интеллектуальной собственности заключается в принципах возникновения права:

- права на объекты авторского права и смежных прав возникают с момента их создания;

- права на объекты промышленного права возникают с момента их регистрации и.

 

Промышленное право

Охраняемые промышленным правом объекты имеют непосредственное отношение к промышленному производству. Объекты промышленного права создаются не только для совершенствования действующего производства и для становления новых производств, но и для закрепления правовой монополии и подавления конкуренции.

В настоящее время промышленное право распространяется на:

- изобретения;

- полезные модели;

- промышленные образцы;

- топологии интегральных микросхем;

- селекционные достижения;

- товарные знаки и знаки обслуживания;

- фирменные наименования;

- наименования мест происхождения товаров.

Подробная характеристика этих объектов промышленного права дается в соответствующих разделах данного издания.

В отличие от объектов авторского права и смежных прав, охрана которых начинается с момента создания, охрана объектов промышленной собственности начинается после их регистрации в патентных ведомствах или иных организациях и получения охранных документов (патентов или свидетельств).

Регистрационные системы являются возмездными. Оплачиваются все услуги патентных ведомств. Для поддержания в силе охранных документов необходимо регулярно оплачивать установленные пошлины, в противном случае охрана объекта промышленной собственности приостанавливается.

Несмотря на то что все объекты промышленной собственности признаются результатом интеллектуальной деятельности, доля творческого труда в создании того или иного объекта промышленной собственности может быть весьма низкой и даже вообще отсутствовать. Прежде всего это относится к маркетинговым обозначениям, т.е. товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, наименованиям мест происхождения товаров.

Следует подчеркнуть, что между объектами авторского права и промышленного права во многих случаях существует взаимосвязь. Дело не только в том, что многие объекты промышленной собственности создаются на основе знаний, выраженных в научных и научно-технических произведениях, а сами заявочные документы, подаваемые в патентные ведомства для получения охранных документов (патентов или свидетельств), являются объектами авторского права. Некоторые объекты интеллектуальной собственности могут охраняться авторским правом и (или) патентным правом. Примерами могут быть произведения прикладного искусства и промышленные образцы, топологии интегральных микросхем и картографические произведения. Кроме того, компьютерные программы, как признанные объекты авторского права, иногда охраняются как объекты патентного права.

 

Тема 4. Содержание права интеллектуальной собственности

1. Общие положения о содержании права ИС; соотношение прав и обязанностей в правоотношениях в сфере ИС.

2. Личные неимущественные права

3. Имущественные права (исключительные права).

 

Общие положения о содержании права ИС; соотношение прав и обязанностей в правоотношениях в сфере ИС.

Результаты интеллектуальной творческой деятельности отличаются от результатов иных видов деятельности тем, что они связаны с именем своего создателя. Права на результаты интеллектуальной деятельности стали признаваться только с XV в. с возникновением и развитием книгопечатания. Первое законодательство в области авторского права признавало не права авторов, а права издателей. В английском законе об авторском праве 1710 г. установлено, что автор мог получить права на свое произведение только после того, как исключительное право на его произведение в течение 14 лет принадлежало издателю. Личные неимущественные права автора признаны в 1791 г. во французском законе об авторском праве. С тех пор личные неимущественные права авторов стали признаваться в странах, которые следовали французской модели авторского права.

На международном уровне исключительное право авторов признается с 1886 г. Бернской конвенцией. Однако личное неимущественное право стало признаваться лишь с 1928 г., когда в Бернскую конвенцию была включена ст. 6bis, в соответствии с которой «независимо от исключительных прав автора и даже после уступки этих прав автор имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора». Другими словами, Бернская конвенция признает только два личных неимущественных права авторов:

- право авторства;

- право на защиту репутации.

Следует подчеркнуть, что в соответствии с Соглашением ТРИПС страны могут не признавать личные неимущественные права, что противоречит правам человека, но соответствует закону об авторском праве США.

Исключительные права исполнителей на результаты их исполнительской деятельности на международном уровне признаются с 1964 г., когда вступила в силу Римская конвенция. Личное неимущественное право исполнителей на международной уровне было признано почти через 40 лет, когда в 2002 г. вступил в силу Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам, признавший два личных неимущественных права исполнителей:

- право исполнительства;

- право на защиту репутации.

В договоре сделана оговорка, в соответствии с которой личное неимущественное право исполнителю предоставляется только в отношении незаписанных устных исполнений и исполнений, записанных на фонограммы. В отношении любых других исполнений личные неимущественные права исполнителей на международном уровне не признаются.

Как отмечалось в, помимо личного неимущественного права, которое может принадлежать лицам, создающим объекты интеллектуальной собственности своим творческим трудом, интеллектуальное право включает и исключительное право как право на использование объекта интеллектуальной собственности.

Международные договоры не содержат перечней видов использования объектов интеллектуальной собственности, понимаемых как отдельное исключительное право. Из содержания Бернской конвенции, Римской конвенции, Договора ВОИС по авторскому праву и Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам следует, что эти права относятся в основном к праву на воспроизведение и праву на распространение, понимаемым в самом широком смысле.

Национальное законодательство большинства стран содержит подробные перечни видов использования.

Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 1270 устанавливает следующие виды использования произведений:

- воспроизведение;

- переработку;

- распространение;

- публичный показ;

- публичное исполнение;

- сообщение для всеобщего сведения;

- доведение для всеобщего сведения;

- импорт;

- прокат.

Перечни видов использования объектов смежных прав установлены в ст. 1317, 1324, 1330, 1334, 1339 Гражданского кодекса Российской Федерации. По существу, эти перечни относятся к уже приведенным видам использования произведений с некоторыми особенностями. Например, запись исполнения - это воспроизведение исполнения произведения на материальном носителе.

Современный перечень исключительных прав складывался исторически с появлением новых технических методов использования произведений и объектов смежных прав для охраны прежде всего экономических интересов правообладателей.

Следует особо отметить два важных обстоятельства.

Во-первых, не все из перечисленных исключительных прав предоставляются законодательством на использование любых объектов авторского права или смежных прав, например, невозможен прокат передач вещания, не записанных на материальный носитель. Другими словами, способы использования определяются видом объекта и положениями законодательства.

Во-вторых, перечень исключительных прав, предоставляемых законодательством, является исчерпывающим и его нельзя понимать расширительно. Таким образом, в отношении тех или иных объектов существуют только те исключительные права, которые прямо признаны в законодательстве. Никакие иные права не могут подразумеваться, как и иные интерпретации предоставленных прав. Существование исчерпывающего перечня имущественных прав следует из того простого обстоятельства, что целью и задачей всех международных конференций по пересмотру существующих правовых норм является обоснование и принятие новых или уточнение существующих прав.

Принцип автоматической охраны распространяется на произведения науки, литературы и искусства, если выполнены следующие условия охраноспособности произведений:

объективное существование произведения;

творческий характер произведения;

правомерность использования иных охраняемых объектов.

1) Условие объективного существования произведения означает действительное существование произведения независимо от его автора.

Правовая охрана может распространяться только на действительно существующие произведения, доступ к которым могут иметь иные люди (представители публики) в любой ими выбранный момент времени.

Произведение является нематериальным объектом, но может ли оно существовать без воплощения в той или иной материальной форме? Другими словами, можно ли признать его объективно существующим? Например, поэт или композитор может создавать свои произведения, не воплощая их ни в своих исполнениях, ни на каком-либо материальном носителе, например бумаге, с помощью той или иной системы письменности.

Если произведение существует только в памяти автора, то его нельзя считать объективно существующим, поскольку доступ к созданному или создаваемому произведению или его восприятию имеет только автор, а не представители публики, т.е. такие произведения недоступны иным лицам без автора. Даже если поэт читает свои стихи, а композитор исполняет свое произведение публично, их творения существуют только ограниченный промежуток времени, и по его истечении произведение перестает объективно существовать.

Для того чтобы произведение было доступно другим людям без посредничества автора, оно должно находиться в такой объективной форме, которая может восприниматься человеческими чувствами, т.е. с помощью зрения и слуха, а при отсутствии зрения - посредством осязания (произведения для слепых, созданные специальными способами) независимо от автора.

Имеется только единственная возможность сделать произведение объективно существующим - это воплотить его в материальном объекте, доступном иным людям без посредничества автора.

Таким образом, чтобы признать произведение объективно существующим, т.е. доступным иным людям по их выбору, само произведение должно быть воплощено либо на материальном носителе, либо на таком носителе должно быть воплощено исполнение произведения. Лишь тогда представители публики могут получить доступ к произведению по своему выбору. При этом любое произведение, как и любой объект интеллектуальной собственности, приобретает дуалистическую природу как нематериальный объект и как воплощение в материальных объектах, в частности в товарах.

 

Право авторства

Право авторства - это личное неимущественное право автора требовать признания своего авторства на свое произведение, т.е. что именно он является автором созданного им произведения.

Это личное неимущественное право автор обычно реализует, размещая свое имя на товарах, в которых воплощены произведения.

Право авторства возникает у автора с момента создания произведения. Для возникновения этого права необходимо, чтобы были выполнены условия объективности существования произведения, творческого характера произведения и правомерности использования иных произведений.

Право авторства может принадлежать только лицу, творческим трудом которого создано произведение. В большинстве стран право авторства признано неотчуждаемым и непередаваемым, т.е. право авторства не только не может быть изъято у автора, но и автор не может это право передать кому-либо, в том числе и своим родственникам.

 

Право на имя

Право автора на имя - это право автора использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под псевдонимом или без обозначения имени, т.е. анонимно.

В случае обнародования произведения право авторства и право на имя идентичны, т.е. при любом использовании обнародованного произведения, в том числе и отрывка из него, имя автора в том или ином виде должно быть упомянуто.

В некоторых случаях применимость права на авторство и права на имя оказывается весьма сложной. Достаточно рассмотреть феномен появления новоявленных «писателей» - всевозможных политических и прочих деятелей. Ни для кого не секрет, что мемуары, автобиографии пишут не лица, обозначенные на обложках книг, а совершенно иные люди.

Как соотносится такое явление с законодательством об авторском праве? Возможно ли в рамках действующего законодательства существование гетеронимов, т.е. лиц, пишущих книги, статьи, доклады по заказу иных лиц?

Гетероним (литературный поденщик) - это автор, пишущий по заказу для другого лица, которое и обнародует такое гетерономное произведение от своего собственного имени.

 

Право на защиту репутации

Право автора на защиту репутации - это личное неимущественное право автора противодействовать любому извращению, искажению, изменению и иному посягательству на произведение, включая его название, способному нанести ущерб его чести, достоинству или репутации.

Право на защиту репутации признается Бернской конвенцией с 1928 г.

Ущерб чести и достоинству автора, т.е. его репутации, могут нанести только такие изменения его произведения, которые искажают и извращают содержание произведения.

Ситуация не меняется, если произведение перешло в общественное достояние, т.е. когда переработка может осуществляться без согласия автора. Даже в этом случае наследники автора или иные заинтересованные лица имеют право запрещать изменения произведения, которые, по их мнению, искажают или извращают содержание произведения и наносят ущерб чести и достоинству автора.

 

Право на неприкосновенность

Несмотря на то, что Российская Федерация является членом Бернского союза и должна соблюдать все положения Бернской конвенции, однако право на защиту репутации автора, было заменено в Гражданском кодексе Российской Федерации на право на неприкосновенность произведения, существовавшее ранее в законодательстве СССР.

Нетрудно убедиться, что право на неприкосновенность произведения не идентично праву на защиту репутации автора, которое признано Бернской конвенцией. Более того, различно и существо этих прав: право на неприкосновенность произведения является имущественным правом, а право на защиту репутации - личным неимущественным правом. К большому сожалению, в течение многих десятилетий это различие прав продолжает игнорироваться как в Российской Федерации, так и в ряде иных стран с переходной экономикой.

Рассмотрим право на неприкосновенность произведения подробнее. В соответствии со ст. 1266 Гражданского кодекса Российской Федерации право на неприкосновенность произведения имеет следующее содержание - запрещено без согласия автора вносить в его произведение изменения, сокращения и дополнения, снабжать произведение иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

 

Право на обнародование

 

Право на обнародование произведения - это право автора обнародовать или разрешать обнародовать свое произведение.

Обнародование произведения - это осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным публике путем его опубликования, публичного исполнения, сообщения или доведения до всеобщего сведения.

 

Право на отзыв

 

Право на отзыв произведения - это право автора отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения.

 

3. Имущественные права (исключительные права).

Исключительное имущественное авторское право - это право автора или иного правообладателя на использование созданного автором произведения.

Произведение может быть использовано различными способами, и каждый такой способ использования произведения понимается как отдельное имущественное право. С этой точки зрения: право на использование произведения - это право автора или иного правообладателя осуществлять или разрешать осуществлять некоторые действия (способы использования) в отношении произведения.

В ст. 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации, признаются имущественные права на:

воспроизведение произведения;

переработку произведения;

распространение произведения;

импорт произведения;

прокат произведения;

публичный показ произведения;

публичное исполнение произведения;

сообщение произведения для всеобщего сведения;

доведение произведения для всеобщего сведения.

В отличие от перечня видов произведений, который не является исчерпывающим перечень имущественных прав, закрепленных законодательно, является исчерпывающим.

 

Право на воспроизведение

Понятие «воспроизведение» произведений является одним из важнейших и как правовая категория возникло вместе с авторским правом. В английском Статуте Анны 1709 г. сущность авторского права выражалась термином «copyright», под которым понималось право на копирование книг. Впоследствии копирование книг, в которых воплощены произведения, стали называть воспроизведением произведений, поскольку копирование книг вело к копированию и произведений. В законодательстве большинства стран давно введено право на воспроизведение произведений, воплощенных не только в книгах, но и в иных товарах.

Право на воспроизведение произведения - это исключительное имущественное право на воплощение произведения науки, литературы или искусства в любой форме, в том числе в цифровой, в товаре любым возможным способом.

 

Право на переработку

 

Обычно в законодательстве из общего права на воспроизведение произведений выделяется право на перевод произведений и право на переделку или иную переработку произведений.

Право на перевод произведения - это исключительное право автора или иного правообладателя осуществлять или разрешать перевод произведения на другие языки.

Любое лицо, которое намерено перевести охраняемое произведение на другой язык, должно получить разрешение от автора или иного правообладателя. В противном случае перевод будет нарушать имущественное право автора на перевод и должен считаться контрафактным.

Право на переделку или иную переработку произведения - это исключительное имущественное право автора или иного правообладателя осуществлять или разрешать переработку произведения в другие формы.

Любое лицо, которое намерено переработать охраняемое произведение, обязано получить разрешение от автора или иного правообладателя. В противном случае переработка охраняемого произведения будет нарушать право автора на переделку или иную переработку произведения и должна считаться контрафактной.

 

Право на распространение

Помимо имущественного права на воспроизведение автору или иному правообладателю предоставлено право на распространение произведения, т.е. на обнародование произведения. Это право относится к совокупности различных действий, которые позволяют распространять произведения. Например, произведение может быть распространено или обнародовано как:

товары, в которых воплощены произведения;

сообщение для всеобщего сведения исполнений произведения с помощью технических средств, прежде всего телевидения и радиовещания, а также записей звуковых или аудиовизуальных исполнений;

доведение произведения до всеобщего сведения в компьютерных сетях.

Исключительное право на распространение означает, что товар, в котором воплощено произведение, может быть введен в гражданский оборот только с разрешения правообладателя.

Принцип исчерпания права на распространение - после введения в гражданский оборот товара, в котором воплощены объекты авторского права, для дальнейшего распространения товара не требуется согласие правообладателей этих объектов, воплощенных в этом товаре.

Исчерпание права на распространение означает, что срок действия права на распространение гораздо меньше срока действия всех иных исключительных прав, поскольку действует только с момента создания произведения до введения в гражданский оборот товара, в котором воплощено произведение.

При распространении оригиналов произведений изобразительного искусства или оригиналов рукописей исчерпание права на распространение также признается, однако автор обычно имеет право на авторское вознаграждение от перепродажи оригинала произведения.

 

Право на импорт

Право на импорт произведений - это исключительное имущественное право автора или иного правообладателя запрещать импорт контрафактных товаров, в которых воплощены произведения, без разрешения автора или иного правообладателя.

Гражданский кодекс Российской Федерации признает право на импорт, но никаким образом его не определяет - ст. 1270(2)(4).

 

Право на прокат

Под прокатом понимается предоставление товаров во временное пользование, как правило, на возмездной основе. Прокат широко распространен и имеет различные формы, начиная от библиотечного обслуживания до лизинга. В законодательстве об авторском праве под прокатом понимают предоставление за плату товаров, в которых воплощены объекты авторского права, во временное пользование.

Право на прокат - это исключительное имущественное право авторов или иных правообладателей осуществлять или разрешать прокат товаров, в которых воплощены объекты авторского права.

Автору или иному правообладателю предоставлено право на прокат товаров, в которых воплощены не любые, а некоторые виды произведений:

компьютерные программы;

базы данных;

аудиовизуальные произведения;

нотные тексты музыкальных произведений;

произведения, воплощенные в фонограммах.

Анализ международных и национальных норм позволяет установить ряд важных особенностей проката товаров, в которых воплощены вышеуказанные произведения:

1) право на прокат товара принадлежит автору или иному правообладателю независимо от принадлежности права собственности на товар;

2) право на прокат товара принадлежит автору или иному правообладателю даже после введения товара в гражданский оборот, осуществленного автором или по его разрешению иными лицами;

3) объектом проката являются только вещественные товары;

4) право на прокат предоставляется, если он не наносит существенного ущерба исключительному праву на воспроизведение;

5) право на прокат товаров, в которых воплощены компьютерные программы и аудиовизуальные произведения, не применяется, если:

Эти ограничения права проката для данных видов товаров вводятся потому, что их прокат может не наносить существенный ущерб имущественному праву на воспроизведение.

 

Право на публичный показ

Право на публичный показ произведения - это исключительное имущественное право автора или иного правообладателя осуществлять или разрешать представление или демонстрацию произведения в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи.

Форма демонстрации произведения зависит от его вида. Для литературных, музыкальных, аудиовизуальных произведений и произведений искусства способы показа различны и могут требовать различных технических средств.

Право на публичный показ произведения признается исключительным имущественным правом автора. Особенно важно право автора запрещать публичный показ произведения, поскольку плохо организованный или тенденциозный публичный показ может стать антирекламой, что может снизить объем продаж товаров, в которых воплощено произведение, т.е. приведет, по меньшей мере, к упущенным доходам. Именно поэтому автору предоставляется право разрешать или запрещать публичный показ своего произведения, если, конечно, это право не было передано иным лицам исключительным образом.

 

Право следования

Право следования, или право долевого участия, - это право автора на долю доходов от каждой публичной перепродажи оригиналов произведений изобразительного искусства, а также оригиналов рукописей.

Право следования ограничивается случаями публичной перепродажи произведений. При каждой публичной перепродаже произведения изобразительного искусства, оригиналов рукописей через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон или магазин автор имеет право на получение от продавца вознаграждения, как правило, в размере 5% перепродажной цены.

 

Право доступа

Право доступа - это право автора произведения изобразительного искусства требовать от его собственника возможности осуществлять право на воспроизведение произведения, например, фото- и видеосъемкой.

Введение права доступа делается в интересах автора, который мог продать свое произведение изобразительного искусства без договора и без документа, подтверждающего такую сделку. Продажа товара, в котором воплощено произведение изобразительного искусства, не означает перехода исключительного права к собственнику товара. С другой стороны, автор лишен возможности требовать обеспечения своего исключительного права, поскольку его авторство на воплощенное в товаре произведение трудно установить. Именно по этой причине многие страны отказываются от введения права доступа.

Контрольные вопросы

 

1. Что такое право авторства?

2. Что такое право на авторское имя? Вправе ли автор произведения посвятить его кому-либо и потребовать указать это посвящение при издании произведения?

3. Какие личные неимущественные права имеет автор произведений и обладатель смежных прав? Дайте их краткую характеристику.

4. В каких случаях авторам произведений и обладателям смежных прав выплачивается вознаграждение за использование соответствующих объектов без их согласия?

5.Оформляются ли авторские права на произведения науки, литературы и искусства и права на объекты смежных прав?

Тема 5. Осуществление и прекращение исключительного права на объекты интеллектуальной собственности.

1. Ограничение действия исключительных прав.

2. Свободное использование объектов ИС.

3. Срок действия авторских и смежных прав.

 

 

Общие положения

Независимо от мотивации интеллектуальной деятельности ее результаты могут быть использованы самим владельцем (автором или его работодателем) либо проданы им другим лицам.

В первом случае владелец может использовать свое изобретение, полезную модель, промышленный образец, топологию интегральной микросхемы, компьютерную программу, иной объект авторского права или смежных прав в своем собственном производстве, если оно у него есть.

Во втором случае право продается иным лицам. Продажа прав интеллектуальной собственности широко распространена на большинство объектов авторского права, смежных прав, промышленного права. Причем объектом продажи промышленного права обычно является право, п

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.165 с.) Главная | Обратная связь