Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Отечественная культура и постмодернизм. Современный литературный процесс



Большое влияние на развитие отечественной культурной жизни оказал постмодернизм. В нашей стране он сложился под влиянием современного западного искусства, традиций русского авангарда и неформального советского искусства времен «оттепели».

Характерными чертами постмодернизма являются фрагментарность, признание относительности любых ценностей, эклектическое сосуществование взаимоисключающих идей и концепций, ирония. Ему свойственны цитатность и повторение известных идей в новом художественном оформлении. Постмодернизм утверждает принципы всеобщей равнозначности всех явлений и сторон жизни, отсутствие иерархии ценностей, стилей и вкусов. Его отличает «всеядность» относительно каких бы то ни было творческих проявлений.

В России постмодернизм стал своеобразным вызовом идеологизированным ценностям советского общества и поиском миропонимания в новых условиях развития страны.

Изменились роль и место литературы в общественной жизни. Она перестала быть центром общественных дискуссий. В литературном процессе произошло расслоение на произведения для массового читателя с откровенным поиском коммерческого успеха (детективы, любовные романы, стилизации в стиле фэнтези, документально-исторические хроники) и произведения для ценителей словесности.

Влияние писателей на формирование общественного мнения заметно упало, хотя многие из них публично выражали свои политические пристрастия и принимали активное участие в полемике. Произведения А.И. Солженицына были изданы массовыми тиражами, однако попытки писателя говорить об «обустройстве России» не находили широкого читательского отклика. Продолжали выходить в свет произведения таких известных писателей советского периода, как В.Г. Распутин, В.И. Белов, Ч.Т. Айтматов, ФА. Искандер, Ю.М. Поляков, уделявших внимание традиционной для русской литературы социальной проблематике. За счет развития коммерческого книгоиздания стал удовлетвориться читательский спрос на произведения популярных авторов последнею советского десятилетия - В.С. Токарева, Л.М. Петрушевской, С Д. Довлатова.

В развивавшейся в русле постмодернизма литературе отмечались эксперименты с новыми формами литературного творчества. В основе исканий представителей «новой» литературы оказались отношения писателя не с жизнью, как в творчестве реалистов, а с текстом. В их прозе смещены границы реального и ирреального, прошлого и будущего. Особенно показательна в этом смысле проза В.О. Пелевина («Омон Ра», «Чапаев и Пустота», «Generation " П" »).

Широкой популярностью пользовались «бытийные» романы Л.Е. Улицкой. Произведения Т.Н. Толстой сочетали приемы реалистической прозы и гротеска, мифологизации, переклички с литературным текстом прошлого.

Появились новые литературно-критические издания («Новое литературное обозрение» и др.), печатающие концептуальные работы и мемуары. Публикация воспоминаний деятелей отечественной истории и культуры и новых документов из от-крывшихся архивных фондов стала одним из самых ярких событий культурной жизни последнего десятилетия.

Театр, музыка, кино

Переход на коммерческие принципы деятельности, уменьшение государственной поддержки и обострение конкуренции с шоу-бизнесом сократили аудиторию популярнейших в советский период театра и кинематографа. Тенденция к преодолению кризисных явлений наметилась к середине 1990-х гг. Возникли независимые театры и антрепризы (временные коллективы актеров), только в Москве выходило ежегодно около 1000 премьерных спектаклей.

В театральных работах сочетались традиции прошлого и эксперимент с новейшими формами. Режиссерский театр выдвинул целую плеяду замечательных мастеров - П.Н. Фоменко, Л.А. Додина, А.А. Житинкина и др.

Известнейшие режиссеры Ю.М. Соломин (Малый театр), М.А. Ульянов (Театр им. Евг. Вахтангова), К.Ю. Лавров (Санкт-Петербургский АБДТ им. Г.А. Товстоногова), Т.Е. Волчек («Современник»), М.А. Захаров («Ленком»), О.П. Табаков (МХАТ и театр-студия «Табакерка») ориентировались не только на классический репертуар, но и на современную драматургию. Популярностью у любителей театра пользовались постановки по пьесам Г.И. Горина, Н.В. Коляды, Е. Гришковца. Незабываемые сценические образы создали популярные актеры Е.П. Леонов, ИМ. Чурикова, А.Г. Абдулов, А.Б. Фрейндлих, Л.М. Гурченко, О.Е. Меньшиков, Г.С. Жженов, П.Г. Гундарева, В.С. Лановой и другие.

Драматический театр экспериментировал со сценическим дизайном, проектированием пространства с помощью новейших технических средств. Другим направлением поисков стал сценический минимализм, выразившийся в полном отсутствии декораций и оформления.

Этот прием позволял сосредоточить внимание зрителей на актерском исполнении, особенностях текста и сценической речи. Складывался облик нового поколения режиссеров и драматургов, ориентированного на театр с ярким индивидуальным сценическим почерком.

Лидером в освоении оперного и балетного репертуара стал Мариинский театр Санкт-Петербурга. Под руководством главного дирижера и художественного руководителя театра В.А. Гергиева был поставлен цикл опер С.С. Прокофьева и оперная тетралогия Р. Вагнера «Кольцо Нибелуигов». Ежегодный фестиваль «Белые ночи», проходящий на сцене Мариинского театра и других концертных площадках северной столицы, неизменно привлекал лучших отечественных и зарубежных исполнителей.

Первые премьеры прошли на сцене открытого в 2002 г филиала Большого театра. Новые здания появились у Новой оперы» (художественный руководитель Е.В. Колобов), Камерного музыкального театра Б.А. Покровского. Заметшими событиями стали музыкальные постановки в российских городах Нижнем Новгороде (опера С.М. Слонимского «Видения Иоанна Грозного», дирижер М.Л. Растропович), Саратове, Самаре. Перми, Казани, Новосибирске.

Для современной отечественной музыки характерно смешение разных видов композиторской техники и языка, что создает основы для развития сугубо индивидуальной манеры ее исполнения. Высший уровень творчества музыкальная общественность по-прежнему связывает с именами А.Г. Шнитке, Э.В. Денисова, С.А. Губайдулиной, Г.А. Канчели и др.

Во второй половине 1990-х гг. вновь повысился интерес к классическому исполнительству. Традиции отечественного пианизма продолжали М.В. Плетнев, А.Б. Любимов, Е.И. Кисин, Д. Мацуев. Образцы исполнительского мастерства самого высокого уровня демонстрируют Н.Г. Гутман (виолончель), Ю.А. Башмет (альт), Г.М. Кремер и В.В. Третьяков (скрипка).

Лучшие отечественные дирижеры - Е.Ф. Светланов, Г.Н. Рождественский, В.А. Гер/нее. Ю.Х. Темирканов, ВМ. Федосеев - работали и в России, и за рубежом.

Ключевыми проблемами отечественного кинематографа кроме скудного финансирования оказались потеря обратной связи со зрителем из-за развала системы кинопроката, трудностей взаимодействия кинематографа и телевидения, а также медленных темпов внедрения новых технологий в кинопроизводство.

Кинематограф в последние годы стал возвращаться к системе государственных дотаций. Удалось преодолеть тенденцию к сокращению национального кинопроизводства. Среди заметных черт в развитии отечественного кино можно выделить поиски нового героя, будь то в современности («Брат» и «Брат-2», в главной роли С.С. Бодров-мл.) или в героических эпизодах истории («Звезда» Н. Лебедева). Появилось направление в киноискусстве, переосмысливающее историческое прошлое («Хрусталев, машину! » А.Г. Германа и «Русский ковчег» А.Н. Сокурова, «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник» Н.С. Михалкова).

Известнейшие литературные произведения были экранизированы в новой манере, развивающем традиции реалистического кино («Муму» К).И. Грымова, «Русский бунт» А.А. Прошкина). Постмодернистские искания в кино пользовались приемами игры, фантасмагории, гротеска и нашли отражение в фильме «Макаров» В.И. Хотиненко. Популярным, как и в литературе, оставался жанр иронического фильма-притчи («Свадьба» II.С. Лунева). Известность получили такие разные по жанрам работы режиссера А.В. Рогожкина, как «Особенности национальной охоты», «Блокпост», «Кукушка». Появились популярные телесериалы российского производства, поставленные молодыми режиссерами («Бригада» А. Сидорова).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 2248; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь