Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция 11. Культура и глобальные проблемы современности.



План.

1.Понятие о глобальных проблемах.

2.Виды и сущность глобальных проблем.

3.Черты современной западной культуры и основные тенденции её развития.

 

1. Культура в XX и XXI веке развивается убыстряющимися темпами. Финансы, идеи, люди, культурные образцы становятся мобильны как никогда ранее. Развитие мировых товарных и финансовых рынков, средств массовой информации и коммуникации, усилившиеся миграционные потоки привели к росту культурных обменов. Межкультурная коммуникация осуществляется в самых разных областях человеческой деятельности: экономике, политике, образовании, искусстве, спорте, туризме, науке и т.д. Практически ни одна культура, социальная или этническая группа не остаются в стороне от глобализации – процесса вхождения, интеграции отдельных этнических культур в единую мировую культуру на основе развития транспортных средств, экономических связей и средств коммуникации.

В ходе глобализации исчезает множество традиционных форм жизни и способов мышления. Одновременно глобализация ведёт к появлению новых культурных форм, систем ценностей, взглядов, способов мышления. При этом глобальные масштабы могут приобретать как целостные структуры (например, Интернет), идеалы и ценности (например, права человека), а также проблемы. Современный этап в развитии культуры характеризуется появлением нового типа проблем – глобальных проблем, которые отличаются:

- широкими масштабами проявления,

- тенденцией к усилению, обострению,

- комплексностью, связанностью друг с другом,

- динамизмом,

- общечеловеческим характером.

Ещё одно важное свойство глобальных проблем состоит в невозможности решать их отдельными (даже самыми экономически развитыми) странами.

Глобализация – не автоматический процесс, который завершится бесконфликтным и идеальным миром. Она таит в себе как новые возможности, так и новые риски, последствия которых могут повлиять на судьбу человечества. Историческая практика свидетельствует, что конфликтный потенциал глобализации очень велик, так как этот процесс предусматривает отказ от многих традиционных принципов, ценностей, форм национальных и этнических культур. Общества и люди реагируют на глобализацию по-разному. Диапазон сопротивления процессу широк – от пассивного неприятия новых ценностей до агрессивных форм противодействия. Существуют общества антиглобалистов, организующие митинги и публичные акции с целью привлечения общественного внимания.

Двадцатый век продемонстрировал человечеству, что культура как интегрирующее начало общественного развития охватывает не только сферу духовного, но во все большей степени – материального производства. Чуть более 300 лет назад было отмечено рождение техногенной цивилизации, которая, с одной сторон, обеспечила впечатляющий социально-экономический прогресс, а с другой – поставила нас на грань утраты власти над техникой и результатами её вмешательства в жизнь человека. Цель развития техногенной цивилизации – в производстве, накоплении и потреблении всё большего количества материальных благ. Техногенная цивилизация смогла реализовать свои возможности только через полное подчинение сил природы человеческому разуму. Такая форма взаимодействия неизбежно связана с широким использованием научно-технических достижений, которые помогали человеку ощущать свое господство над природой и лишали при этом его возможности ощутить радость гармонического сосуществования с ней.

2. Контроль над природой дал возможность продлить человеческую жизнь, сделать её более комфортной и обеспеченной, но вызвал к жизни неожиданные и сложные процессы, к числу которых относятся:

а) перенаселение Земли и его последствия;

б) опустошение естественного жизненного пространства;

в) генетическое вырождение человечества;

г) существование опасных технологий (ядерного, нейтронного, бактериологического оружия);

д) гедонизация человеческой жизни;

е) унификация общественных взглядов и систем ценностей;

ж) голод, нищета, неграмотность; разрыв между уровнем жизни богатого Севера и бедного Юга (развивающиеся страны).

Вопросам перенаселения посвящены работы финского философа Пенти Линколы, который считает, что ни один биологический вид не заслуживает выживания за счёт всей биосферы. Современных жителей Земли уже больше 5 млрд. С учётом пищевых требований и производимых отходов биосфера способна поддерживать популяцию млекопитающих человеческого размера около 5 млн. так, чтобы не разрушать другие формы жизни. Рождаясь огромными, производящими отбросы толпами, человечество душит и позорит собственную культуру. Все виды обладают избыточной способностью к размножению, иначе они вымирали бы во времена кризисов. Размер популяции контролируется голодом. Но черта голода отодвинута человечеством (хотя и не отдельными народами). История человечества – это отчаянная схватка Природы с ошибкой её эволюции – человеком. Природа попробовала применить оружие нового поколения – заразные болезни, но учёные постепенно оттесняют природу. Человек – опухоль Природы, а судьба любой опухоли – погибнуть вместе с организмом-хозяином.

Можно как угодно относиться к мыслям Линколы, но по статистике, сегодня на Земле каждую секунду рождается 3 человека, каждый час – 10 тысяч и 254 тысячи каждый день. Появляющиеся ежегодно новые 100 млн. человек обостряют нехватку природных ресурсов и резко увеличивают количество отходов, с которыми биосфера планеты уже не может справиться. Бытовые и промышленные отходы являются важнейшим фактором разрушения природной среды. Например, в Америке 90% мусора закапывается, что приводит к загрязнению подземных вод, повышению количества метана, который при определённых концентрациях может взрываться. В Европе мусор в основном сжигают (при этом его объём уменьшается на 70-90 %). Но сжигание дорого и приводит к ухудшению состояния воздуха. Наиболее перспективной является переработка отходов и их вторичное использование. Серьёзным подспорьем для улучшения экологической ситуации стала бы демилитаризация экономики, так как именно военные расходы съедают значительную часть госбюджета, требуют большого импорта, а сами военные предприятия являются наиболее опасными для окружающей среды. Важно, что защита окружающей среды – дело дорогое, так что способность государства оплачивать экологические программы – необходимое условие решения этой сложной проблемы.

Освоение природных ресурсов в 20 в. приобретает форму их истощения и полной ликвидации. Так, по подсчётам специалистов, нефти хватит на ближайшие 15-50 лет (при нынешнем уровне добычи). Человек, получив доступ к природным ресурсам, перестал заботиться об их восстановлении: за последние 30 лет одно из лёгких планеты – Сибирская тайга – потеряла по разным оценкам от трети до половины деревьев, а самое чистое и большое озеро на Земле – Байкал - значительно загрязнено. Хотя учёные говорят об относительности проблемы нехватки энергетических, продовольственных и минеральных ресурсов, сами эти проблемы существуют. Сегодня около 1 млрд. человек не получают полноценного питания или голодают. Всё долее острой становится проблема нехватки питьевой воды, которая через 50 лет станет самым ценным продуктом. Нехватка природных ресурсов может стать и уже становится источником кризисов и конфликтов (в том числе, военных). Они усугубляются ускорением темпа жизни современного человека: быстро меняется предметное окружение человека, отвлекая его внимание на сиюминутные интересы. Человек легче переориентируется на новое, чем сохраняет старое, т.е. традицию, классические ценности. Ситуация нарушения культурной целостности и разрыва органической связи человека с природными основаниями жизни в XX веке интерпретируется культурологами как ситуация отчуждения.

Вследствие интенсивной урбанизации и индустриализации нашей планеты, хозяйственные нагрузки стали превышать способность экосистем к самоочищению и регенерации. Нарушение естественного круговорота веществ в природе угрожает здоровью нынешнего и всех последующих поколений. Наследственные заболевания, хронические недуги не только среди старых и пожилых людей, но и среди детей и молодёжи стали нормой.

Важной особенностью жизни современного человека является гедонистическая направленность его жизни. Гедонизм– морально-этическая доктрина, система и стиль поведения, утверждающие наслаждение высшим благом, целью жизни и основным критерием поведения. Удовольствия становятся не столько целью, сколько содержанием существования, вытесняя нравственные ценности, традиционные представления о высоком назначении человека. Искусство, СМИ стали «индустрией» удовольствий и развлечений, а растущие материальные возможности людей стимулируют их развитие – так образуется замкнутый круг. Разрыв с нравственными традициями и общечеловеческими ценностями делает личность уязвимой для рекламных кампаний разного толка. Сегодня телевидения для множества людей (по некоторым подсчётам – для большей части общества) является единственным источником информации. Священники называют телевизор говорящей иконой, так как именно телевизор подчас заменяет общение, книги, театры и другие составляющие культуры и поэтому имеет колоссальное воспитательное значение. Как известно, телевизионные каналы находятся в собственности государства и частных лиц. Поэтому возникает исключительная возможность формирования общественного мнения посредством телевидения. Повторяемость сюжетов, способность их воздействия на подсознание в сочетании с внушаемостью населения открывает пути для зомбирования общественного мнения. Особенно ярко это проявляется в области государственной политики, так как доступ к достоверной информации оказывается невозможным для рядовых граждан.

Глобальные проблемы порождены бурным развитием культуры, следовательно, и решаться они должны через культуру. Вся деятельность людей по решению глобальных проблем распадается на две составляющие. В первую из них входит ряд конкретных мер, которые могут облегчить, разрядить сложную ситуацию. Это принятие юридических нормативных документов (например, регулирующих использование природных ресурсов), развитие экологического воспитания и образования, ужесточение санкций за некоторые виды нарушений и преступлений (так, в Европе высокие требование предъявляются к уровню выбросов автомобилей, самолётов), разработка социальных программ по регулированию рождаемости. Но это меры частного характера. Другая составляющая решения глобальных проблем более сложна – это воспитание нового типа личности – человека, осознающего последствия своей деятельности, стремящегося к гармонии с природой и окружающим миром. Так, учёные считают, что нынешний экологический кризис вызван неспособностью человека подняться до осознания своего могущества, своей реальной роли в мире. Поэтому единственный путь решения глобальных проблем лежит через усовершенствование, развитие индивидуальной культуры не только элиты общества, но и народных масс.

Необходимыми условиями решения глобальных проблем являются:

­ равноправие и взаимовыгодное сотрудничество широкого круга стран;

­ прочный и длительный мир, преодоление военной и террористической угрозы;

­ обеспечение мирного сосуществования стран с различным социально-экономическим и политическим строем и культурными традициями.

Глобальные проблемы создаются равнодушием, алчностью и жестокостью людей. В этих условиях роль культуры неуклонно возрастает, так как именно культура стимулирует моральное прозрение человека, его внутреннее совершенствование. Безопасность государств, защита национальных интересов и прав личности может быть обеспечена не только правовыми и политическими (т.е. силовыми) средствами. Так, художественная культура накопила богатый опыт воздействия на человеческое сознание, и этот опыт следует учитывать при создании систем образования и воспитания. Состояние культуры отражает эволюцию общественного и личностного сознания. Поэтому гуманизация культуры должна приобрести новое направление: человеку необходимо осознать свою ответственность за судьбы мира. Важнейшей задачей развития культуры на современном этапе является поддержание и развитие социокультурного богатства и многообразия человечества, сохранение и развитие культурного многообразия – это условие устойчивого развития общества, его успешного приспособления к быстро меняющимся условиям жизни.

Пессимистические модели разрешения глобальных проблем развития человека и культуры привели к тому, что в 60-70 годы возникают объединения учёных, пытающихся прогнозировать, моделировать образы будущего. Например, в 1968 году появилась организация учёных из 30 стран мира, которая называется Римский клуб. Основная проблематика Римского клуба – глобальное моделирование с учётом разных аспектов человеческой деятельности: социально, политической, нравственной, экономической и т.д. Так зарождалась футурология – совокупность человеческих знаний, представлений о будущем человеческого рода. Элвин Тоффлер, один из самых известных футурологов, написал книгу-прогноз «Футурошок», в которой подробно описал разные составляющие будущего.

Современная мировая культура характеризуется рядом черт, говорящих о её переходном состоянии. Это такие черты, как европоцентризм, вестернизация мировой культурной традиции, видоизменение знания в информацию, прагматическая направленность культуры, быстрое развитие техники, демократизация культуры. Европоцентризм – культурфилософская и мировоззренческая установка, согласно которой Европа с присущим ей духовным и культурным укладом является центом мировой культуры и цивилизации. Казалось бы, для этого взгляда есть все основания: в Древней Греции зародилась наука, профессиональное искусство, философия.

Крестовые походы, путешествия, приведшие к великим географическим открытиям, захват новых земель, колониальные войны – это, в конечном итоге, воплощение в реальных исторических действиях европоцентристской точки зрения. Согласно ей, Европа, Запад с их историческим укладом, политикой, религией, искусством, системой взглядов представляют собой единственную и несомненную ценность. Идея европоцентризма несла с собой обособление запада, в некоторой мере мешала увидеть уникальность и богатство других культур. С другой стороны, уверенность, что все народы пойдут по пути Европы в своём развитии, содержит и идею единства, веру в общее будущее мировой культуры. Невнимание и неуважение, скажем, к африканской музыке - это культурная близорукость, отсутствие культуры.

Вестернизация – это влияние западных идей и обычаев на образ мыслей представителей других культур, преобразование на западный манер характера личности, социальных институтов и стиля жизни. Влияние западного мира на другие страны в области культуры глубоко противоречиво. Оно способствует закреплению подчиненного положения этих стран на мировом рынке, приводит нередко к разрушению прежних форм культуры, моральных норм и ценностей без полноценной замены их новыми, к подрыву духовного потенциала общества. Поэтому экспансия Запада встречает отрицательное отношение общественности, а политика многих государств направлена на отпор культурной экспансии Запада или, по крайней мере, на ее ограничение. В некоторых государствах вестернизация протекает как использование политической и экономической власти для возвышения и распространения ценностей и обычаев иностранной культуры за счет культуры другой нации. Среди важнейших каналов вестернизации российского общества следует назвать СМИ, деятельность учебных заведений и центров прозападной ориентации (школы бизнеса, медицинские и благотворительные центры), деятельность представителей власти, ориентирующих Россию на вхождение в «общеевропейский дом», развитие новых технологий (в частности, компьютерных).

Развитие современного общества неразрывно связано с накоплением, обработкой и использованием разнообразной информации, которая постепенно вытесняет знание. Главное отличие знания от информации состоит в том, что знание – неотъемлемая составляющая личности, её интеллектуальная собственность. Информация же может использоваться без присвоения, ситуативно, и сразу забываться. Этому способствует относительная доступность информации по разным вопросам, а также слишком большие объёмы информации, которые невозможно усвоить и которые быстро вытесняются вновь поступающей информацией. Отбор и жёсткая регламентация используемой информации связана с развитием узких специализаций в разных областях знания. Сейчас знать всё и обо всём невозможно и ненужно, но профессиональный уровень специалиста тесно связан с его способностью находить, отбирать, обрабатывать и использовать самую свежую информацию. Специализированная информация часто бывает доступна только узкому кругу профессионалов. С другой стороны, демократизация общества, повышение общего образовательного уровня позволяет личности самостоятельно определять круг интересов, выбирать направление научной и любой другой деятельности.

Одной из причин возникновения в современной культуре глобальных проблем является подчинённое положение культуры по отношению к экономике и производству. Интересы общества на стадии цивилизации имеют материальную направленность. Борьба за повышение благосостояния, рост числа соблазнов и удовольствий заслоняют для человека общекультурные проблемы, которые являются по сути самыми главными.

3. Тенденции культурного развития – это индикатор, показатель состояния и уровня развития общества. Основными тенденциями развития современной культуры являются:

1. распространение массовой культуры;

2. возникновение и углубление противоречий между содержанием духовной и материальной составляющими культуры;

3. плюрализм и поляризация систем ценностей, норм поведения, взглядов, стилей жизни;

4. развитие новейших технологий, отличающихся высокой точностью;

5. ускорение культурно-динамических процессов;

6. универсализация культуры – мировоззренческая установка на культурный синтез, схождение, объединение культур, всемирность истории человечества.

Формирование единой человеческой общности должна логически привести к образованию общей системы ценностей, учитывающей интересы всех жителей Земли. Задача кажется невыполнимой, но её решение является условием дальнейшего развития человечества и культуры. При этом контакты между отдельными культурами в рамках глобализации и универсализации не всегда являются позитивными. Так, А. Тойнби отмечал, что эллинская цивилизация окончательно распалась в результате тесного контакта с современными ей цивилизациями, например, сирийской. Контакт между этими культурами привёл к гибели обоих, а на смену им пришла христианская цивилизация.

Такие процессы, как интенсивный диалог между культурами, взаимопроникновение культур, ассимиляция (приспособление) одних культур другим приводят к универсализации современной культуры. В европейской культуре универсализация - это собирательное понятие, раскрывающее общность народов, населяющих Землю. Становление общечеловеческой культуры на основе представлений о целостности мира – универсализация – предполагает принятие представителями отдельных национальных культур системы общечеловеческих ценностей. Однако универсализация не предполагает унификации (т.е. сведения культурного многообразия к одному образцу). Тенденция культурной универсализации проявляется тогда, когда нация или социальная группа готовы воспринять соответствующие её уровню развития элементы общечеловеческой культуры. При этом диалог как принцип культурного развития позволяет не только органично заимствовать лучшее из мирового наследия, но и вынуждает человека подать «свой» голос, совершить личностное переосмысление «чужой» культуры. Только внутреннее переосмысление культурных ценностей, только активный диалог с культурными фигурами делает человека культурным, приобщенным к большому космосу культуры.

Российский философ В. Библер писал: «Каждая культура есть некий «Двуликий Янус». Ее лицо столь же напряженно обращено к иной культуре, к своему бытию в иных мирах, сколь и внутрь, вглубь себя в стремлении изменить и дополнить свое бытие». Сегодня развитие принципа диалога культур – реальная возможность преодолеть глубочайшие противоречия духовного кризиса, избежать экологического тупика и атомной ночи. Реальным примером консолидации различных культурных миров является союз, сформировавшийся к исходу XX века в Европе между европейскими нациями. Возможность аналогичного союза между огромными культурными регионами может возникнуть только при условии диалога, который сохранит культурные различия во всем их богатстве и многообразии и приведет к взаимопониманию и культурным контактам.

Возникновение единой общечеловеческой культуры осуществляется на основе целостности мира. Целостность мира – это взаимосвязь и взаимозависимость людей и народов, появившаяся как следствие глобализации.

Понятия глобализация и универсализация часто употребляются как синонимы, но глобализация чаще воспринимается с негативным оттенком значения по причине стирания в ходе глобализации национальных различий между культурами, ликвидации суверенитета национальных государств в пользу наднациональных органов или финансовой олигархии. Не случайно появление такого общественного движения как антиглобализм. Антиглобалисты не имеют общей идеологии и руководства, в их состав входят анархисты, либералы, коммунисты, экологи, хиппующие студенты и т.д. Выступая против подчинения всего мира интересам США и других богатых государств, они используют активные методы борьбы – от битья стёкол и оскорбительных выходок и лозунгов до открытых стычек с полицией. Как и партия «зелёных», антиглобалисты прежде всего стремятся привлечь общественное мнение к проблемам современной культуры.

 

Контрольные вопросы:

1.Какие проблемы относят к числу глобальных?

2.каковы свойства глобальных проблем?

3.Возможно ли решение глобальных проблем путём совершенствования отдельных культур?

4.Что такое вестернизация?

5.К чему ведёт перенаселение Земли?

6.Что такое универсализация и как она влияет на характер современной культуры?

7.Какие проблемы изучает футурология?

8.Что такое гедонизм?

9.В чём сущность и ценность принципа диалога культур?

10.В чём состоит роль культуры в решении глобальных проблем?






Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-15; Просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.175 с.) Главная | Обратная связь