Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция 13. Отечественная культура.



План:

1.Исторические особенности русской культуры.

2.Древнерусская культура.

3.Средневековая русская культура.

4.Век Просвещения в России. Значение и сущность реформ Петра I в области культуры.

5.XIX век – «золотой век» русской культуры.

6.«Серебряный век» русской культуры.

7.Советский период развития отечественной культуры: достижения и утраты.

8.Современная российская культура: проблемы и перспективы.

 

1. Исторические особенности русской культуры. Русский философ И.А. Ильин считал, что российская культура сложилась под влиянием 4-х факторов:

­ природа (континентальность, равнина, климат, почва);

­ славянская душа (национальный характер);

­ вера (православие);

­ историческое развитие (государственность, войны, размеры территории, многонациональность, хозяйство, образование, техника и т. д).

Не следует абсолютизировать каждый из факторов, только их совокупность проливает свет на закономерности развития отечественной культуры. Культура любого народа содержит проблемы и парадоксы, плохо объяснимые даже для самих носителей культуры, тем более для посторонних наблюдателей. Западная и восточная культуры очень разные, во многом противоположные. Россия – страна на стыке Востока и Запада. Н.А. Бердяев писал: «Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира». Близость к восточному типу культур многие века демонстрировали такие черты культуры России, как созерцательность, склонность к философствованию, следование традициям, крепкое общинное начало (серьёзные проблемы принято было решать всем миром, сообща), тоталитарный тип власти и своеобразный фатализм русских людей (русская судьба – чёрно-белая тельняшка, чередование благоприятных и кризисных периодов жизни).

Восточная специфика русской культуры есть результат её истории: отражение набегов азиатских кочевников, принятие православия – восточной разновидности христианства, освобождение от монгольских завоевателей и объединение разрозненных княжеств в самодержавно-деспотическое государство. В сознании русского народа после монгольского нашествия сформировались чувства и настроения, отразившиеся в фольклоре и литературе и ставшие неотъемлемой частью русской культуры: необходимость сильной государственной власти как гарантии национальной независимости, патриотизм, недоверчивое отношение к чужеземным государствам, любовь к «царю-батюшке». Крестьянская масса видела в царе прежде всего защитника, опору и поэтому поддерживала его в войнах против иноземцев. «Восточный» деспотизм царского самодержавия в определённой мере является наследием монгольского ига.

Большую роль в развитии самосознания русского народа сыграла православная церковь. Приняв христианство именно от Византии, князь Владимир совершил великий исторический выбор, определивший судьбу Российского государства, а, возможно, и судьбу мировой истории. Этот выбор, во-первых, был шагом к Западу, к цивилизации европейского типа. Произошло отделение Руси от Востока и тех вариантов культурной эволюции, которые связаны с буддизмом, индуизмом, мусульманством. Во-вторых, выбор христианства в его православной, греко-византийской форме позволил Руси остаться независимой от духовно-религиозной власти римского папства. Православие явилось духовной силой, которая скрепляла русские княжества и толкала народ к объединению, чтобы выстоять под давлением как с Востока, так и с Запада. После падения Византии в 15в. Московское княжество стало единственным независимым православным государством в мире. Великого князя Московского Ивана III стали считать преемником византийского императора и называли царём – слово, произошедшее от лат. «цезарь». А на рубеже 15-16 вв. родилась гордая теория, объявлявшая Москву «третьим Римом». Так в конце 15в. была сформирована национально-государственная идеология, на многие века определившая ход российской истории.

Имперская идеология за 5 веков завоевала прочные позиции в русской культуре. Она проникла в умы аристократов и простых крестьян, закрепившись в виде традиции прославления «православие, самодержавия, народности». На её почве развивалось мессианское сознание - представление о данном от Бога великом предназначении России в истории человечества. В крайних формах мессианство доходит до воинствующего шовинизма и высокомерного национализма, граничащего с манией величия. Споры об исключительной исторической миссии России не прекращаются до сих пор.

2. Культура Древней Руси (до 15 в.) не является чисто славянской. Древнерусская народность складывалась в смешении нескольких народностей. Она зарождалась как общность, образуемая из соединения трех хозяйственных укладов - земледельческого, скотоводческого, промыслового; трех образов жизни – оседлого, кочевого, бродячего; в смешении нескольких этнических потоков – славянского, балтийского, финно-угорского с заметным влиянием германского, тюркского, северокавказского, в пересечении влияния нескольких религий. Единственный элемент древнерусской культуры, в котором славянское доминирование не вызывает сомнений – это язык.

С древних времен наряду с земледелием и скотоводством население Древней Руси успешно занималось торговлей. Традиционные торговые связи славяне имели с хазарами, Византией, через территории славян проходил важнейший торговый путь «из варяг в греки». При таком условии можно предположить раннее существование городов, уже в III–VIII веках. Летопись не приводит времени их появления. Они были «изначала» – Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев – все на речных, торговых путях. Города являлись не только пунктами племенной обороны и культа. К XI веку они – центры политической, культурной жизни, ремесленного производства. С появлением частной собственности, богатых земледельцев, возникают грады – хоромы (замки). В скандинавских сагах IX века. Древняя Русь называлась «Гардарикой» – страной городов. Формирующаяся культура Киевской Руси была городской.

Центральное место в культуре этого периода занимала языческая религия. Язычество – это религиозная форма освоения человеком мира. В центре мифологической картины мира находилась природа, к которой приспосабливался человеческий коллектив. Боги древних славян олицетворяли явления природы, им посвящались обряды и культы, создавались их изображения из дерева и камня – идолы, которые устанавливались на открытых площадках – капищах или погостах. В жертву богам приносили растения, животных, редко (если всему роду угрожала опасность) людей. Поклонялись Роду (прародитель всего живого, отец мира) и Рожаницам (матери мира, богини любви и брака), Перуну (бог грозы, покровитель воинов), Велесу (покровитель домашних животных), Яриле (бог солнца), Мокоши (богиня земли) и другим.

В связи с потребностью внутреннего объединения княжеский бог Перун становится богом общегосударственным. В 980 году Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой – слияние разнородных богов в едином пантеоне. Но она потерпела неудачу.

Принятие христианства в 988 году изменило характер и содержание славянской культуры. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киева и Константинополя. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение, зависела от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Для него было важным, чтобы крещение и связанное с этим заимствование византийской культуры не лишало Руси ее политической и культурной самостоятельности. Кроме того, в католицизме богослужение проходило на латыни, а Византийская церковь разрешала отправление религиозного культа на национальном языке.

Рядом с христианской верой, недостаточно крепкой в народе, были живы культы старых богов. Складывалось не двоеверие, а новая синкретическая вера как результат обрусения христианства. Христианство было своеобразно усвоено русскими, как и все, что попадало извне.

К XII–XIII векам древнерусская культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Восточной Европы. Выдающееся развитие получило русское ремесло. В Древней Руси существовало более 40 ремесленных специальностей. Важное место занимало кузнечное дело. Производилось более 150 видов изделий из железа, стали. На Руси были сделаны научно-технические открытия, в том числе создание цилиндрического замка, который с успехом продавался в Европе. Знания ремесленно-практического толка развивались, укреплялись, передавались из поколения в поколение.

В дописьменный период значительных успехов достигло устное народное творчество. Богатство устной языковой культуры запечатлено в народной поэтической и песенной традиции: песнях, сказках, загадках, пословицах. Значительное место в фольклорной языковой традиции занимала календарная языковая поэзия, опиравшаяся на языческий культ: заговоры, заклинания, обрядовые песни. На протяжении многих поколений народ создавал и хранил своеобразную «устную» летопись в виде эпических сказаний о прошлом родной земли. Устная летопись предшествовала летописи письменной. К X веку относится возникновение героического былинного эпоса, явившегося вершиной устного народного творчества. Былины – это устные поэтические произведения о прошлом. В их основе лежат реальные исторические события. Былины пелись часто в сопровождении гусляров. Главной темой былин Киевского цикла была тема борьбы с иноземными захватчиками, идея единства и величия Руси.

Значительным культурным переворотом было введение единой письменности, так как язык являлся несущим элементом культуры. Славянская азбука была составлена греком Кириллом Философом и распространена его братом Мефодием. Славянская письменность, литература в XI–XII веках достигла своего расцвета. За менее чем 150 лет Русь прошла путь от периода бесписьменности к вершинам словесного искусства. Язык величайшего произведения «Слово о полку Игореве» корнями уходит в народную устную поэзию, откуда автор черпал свои образы, эпитеты, сравнения. «Слово» уникально, оно наиболее полно отражает дух эпохи, ее мировоззрение. Для истории русской культуры важно подчеркнуть еще одно свойство. Русский язык, литература при наличии особенностей народных говоров прочно внедрились на всей территории Руси. Благодаря мощным связям с Византией развивалось просвещение. Городское население Руси было грамотным. Князья владели иностранными, древними языками. Киевскую Русь называли «книжной страной». При монастырях были созданы школы, библиотеки, архивы, переводилось большое количество литературы, писались летописи. Уровень развития культуры Киевской Руси для своего времени был достаточно высок. Так, в Киеве к началу XIII века действовало 40 школ, где учили грамоте, арифметике, риторике, церковному пению. При храме Софии Киевской действовала библиотека, а при Киево-Печёрском монастыре – больница и аптека. Берестяные грамоты, найденные в Новгороде, свидетельствуют о том, что грамотными были и простые люди, и женщины.

Уже в XII веке русские иконописцы создают оригинальные художественные композиции на темы, не известные в Византии. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем в XI веке. Эта икона получила название «Владимирской Богоматери» и стала своеобразным символом Руси. В середине XII века во Владимиро-Суздальском княжестве началось широкое строительство монументальных храмов (Успенского, Дмитровского во Владимире, роскошных дворцовых сооружений в Боголюбове). Высокого развития достигло церковно-певческое искусство.

В XIII–XIV веках крупнейшим центром древнерусской культуры становится Новгород. Искусство Новгорода отличалось чертами яркого своеобразия. В новгородских былинах воспевалась не только защита страны от внешнего врага, но и внутренняя жизнь большого города с его контрастами, борьбой интересов, широким разгулом, весельем, расточительностью. Популярный герой новгородского эпоса Садко – бедный гусляр, певец – становится первым в городе купцом. Типично русским явлением в новгородской культуре было искусство колокольного звона, которое здесь доведено до степени высокого и тонкого мастерства.

Монголо-татарское иго задержало развитие страны. На земле Руси были разрушены города, села, ремесла, утрачена культура земледелия, резко сократилась численность населения. Становление Московской Руси определялось ее сложной и противоречивой связью с Золотой Ордой. С одной стороны – неприязнью к завоевателям, с другой – Орда была метрополией, т.е. источником привилегий, должностей. Орда провоцирует внутренние распри между князьями, уничтожает лучших людей, стремившихся к освобождению и объединению Руси, честных и неподкупных, поощряет доносчиков и изменников. Экономическая зависимость является тормозом в развитии экономики. Духовная жизнь на Руси не исчезла (захватчики не вмешивались в религиозные вопросы), но значительно затруднена: погибло множество памятников религиозного искусства, сгорели библиотеки и храмы. Но именно христианство стало «национальной идеей» того времени: с монголо-татарами боролись как с язычниками, отстаивая свою социокультурную независимость.

3. Средневековая русская культура (XV-XVII века).

В XIV–XV веках на северо-востоке Руси складывается централизованное государство со столицей в Москве. Если на Западе в это время общество освобождается от влияния церкви, то в Москве наоборот, это влияние возрастает, оказывая большое воздействие на жизнь государства и повседневную жизнь людей. Общественным идеалом стало религиозное подвижничество во имя Христа, общества. Духовными символами Москвы стали святой Сергий Радонежский и князь Дмитрий Донской. Поэтому средневековая культура Руси носит религиозный характер.

С 1547 года, с венчания Ивана IV на царство, Русь стала называться Россией. В 1480 году была ликвидирована зависимость Москвы от Золотой Орды. Но влияние культуры восточного типа на русские земли не ослабело. Иван IV не принял европейский тип светского государства. Его идеал – неограниченная монархия, где власть санкционирована церковью. Этой цели служила опричнина. Она была самым своеобразным в культурно-психологическом отношении событием истории Московской Руси. Опричнина – это уникальный в мировой практике, нетипичный для России политический строй. Новая власть, была основана на праве силы, а не на кровном, моральном или духовном превосходстве.

Большое событие в культуре XVI века – появление русского книгопечатания. Его началом принято считать 1564 год, когда была издана первая датированная книга «Апостол». Издали ее Иван Федоров и Петр Мстиславец. За весь век было напечатано 20 книг, поэтому рукописная книга еще и через сто лет будет занимать ведущее место.

Шел процесс накопления теоретических и практических знаний. Строились крепостные сооружения, храмы, церкви, для которых требовались строгие математические расчеты. Были написаны первые пособия по математике, геометрии. Развивалась техника. Русские первыми изобрели вышки-копры для бурения скважин при добыче соли. Выдающиеся гидротехнические сооружения были созданы в Соловецком монастыре. Система каналов соединяла десятки озер. Мельницы, молоты приводились в движение водой, каменная дамба с многочисленными мостами соединяла острова.

Особое развитие получает иконопись. Ее расцвет приходится на XIV–XV века, начинается в Новгороде. Здесь работал приглашенный из Византии Феофан Грек. Он расписывал церковь Спаса на Ильине. Грек – гениальный колорист, свободно владеющий техникой письма и мастерством тональной живописи. Его образы отличали особая выразительность, динамика, душевность, порыв. Совместно с Андреем Рублевым он расписал иконостас Благовещенского собора в Москве. Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством гениального русского художника Андрея Рублева. Он работал на рубеже XIV–XV веков. Знаменитая «Троица», ставшая одной из вершин мирового искусства, воплотила основные черты и принципы живописной манеры Рублева. Искусство средневековой Руси носило религиозный характер, как и вся культура.

В XVII веке завершилась история средневековой русской культуры. Зарождались элементы культуры нового времени. Для него был характерен процесс формирования светской культуры. В литературе это проявилось в формировании демократического, светского направления; в архитектуре – в сближении облика культовых и гражданских построек; в науке – в росте интереса к обобщению практического опыта; в живописи – в разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций. Усложнение городской жизни, рост государственного аппарата, развитие международных связей предъявляло новые требования к образованию. Уровень грамотности в XVII веке значительно вырос и в различных слоях составлял: среди помещиков – 65%, купцов – 96%, крестьян – 15 %. В середине XVII века создаются государственные, частные школы, где изучали иностранные языки, другие предметы. В 1687 году в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Ею руководили греки братья Лихуды, окончившие Падуанский университет в Италии. Здесь учились представители различных сословий и национальностей. Появились рукописные учебники, самоучители, печатались книги по математике.

В практике XVII века широко использовались знания в области механики (в строительстве, на первых мануфактурах). Заметные изменения произошли в медицине. Продолжает развиваться народное целительство, закладываются основы государственной медицины. Открыты первые аптеки, больницы. Наметились перемены и в гуманитарном знании. Вырос слой потребителей и авторов исторических сочинений. В XVII веке старые формы исторических сочинений (летописи, хронографы) постепенно теряют значение и исчезают. Появляются новые виды сочинений, в которых даются более развитые психологические характеристики правителей России, создаются более широкие картины исторического прошлого. Таков «Синопсис» И. Гизеля – первый учебник русской истории.

4. Век Просвещения в России. Значение и сущность реформ Петра I в области культуры.

XVIII век открывает новый этап в развитии русской культуры. Для этого периода характерно становление национальных школ в искусстве (живописи, музыке, архитектуре), что свидетельствует об активном формировании национальной культуры. Отличительной чертой новой культуры была светскость, особенно в художественной сфере, открытость для контактов с другими народами. В XVIII веке усложняется идейно-художественная жизнь общества, правительство впервые проводит целенаправленную политику в области образования и просвещения. Центром новой культуры становится город, где возникают такие социокультурные учреждения, как школы, музеи, театры, библиотеки.

Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули практически все сферы жизни общества. Содержанием их явились решающий сдвиг от средневековья к новому времени и европеизация всех областей жизни:

1. Происходила ломка старых государственных учреждений, замена их новыми, складывался современный административно-бюрократический аппарат: Пётр создал коллегии, прообразы современных министерств, вместо Боярской думы создал высший совещательный орган при государе – Сенат, в состав которого входит 9 человек. При назначении в Сенат учитывались лишь деловые качества. Выдвигается и новый класс общества, на 200 лет определивший культурный облик России: дворянство получало привилегии за государственную службу и обязанности перед Отечеством – деятельность на благо Родины в военной, дипломатической или чиновничьей сферах.

2. Важное место в преобразованиях Петра I занимала церковная реформа, в результате которой относительно независимая прежде церковь оказалась под властью государства. К концу XVII века церковь обрела материальное богатство и даже могущество (её принадлежали огромные земли с приписанными крестьянами), но перестала быть носительницей православных начал в государстве: среди священников царили грубость, стяжательство, невежество; монастыри утратили своё просветительское значение. Кроме того, церковь была против перемен в стане. Поэтому Петр I проводит секуляризацию (сокращение власти церкви над обществом). Церковь постепенно подчиняется государству, а духовенство превращается в сословие, имеющее государственные обязанности и задачи. Так, священники должны были во время проповедей защищать проводимые правительством реформы, помогать в поиске неблагонадёжных лиц, нарушать тайну исповеди (под страхом смертной казни!), если верующий замышлял государственную измену, покушение на царя и т.д. Отмена патриаршеского управления церковью и создание Святейшего Синода (орган, состоявший из наиболее уважаемых и именитых представителей духовенства) окончательно утвердило подчинённое положение церкви в России. Синод подчинялся непосредственно государю, который сосредоточил в своих руках и светскую, и духовную власть.

3. Замена народных обрядов, традиций светскими, в том числе в области моды, форм общения, бытовых правил. Эти изменения затронули, прежде всего, высший слой общества. Так, после нескольких веков затворничества, русские женщины стали хозяйками балов и вечеров, познакомились с европейским искусством, надели заграничные платья.

4. Наиболее значимыми были реформы в области образования. Создается система светских школ. В Москве основаны пушкарские, навигацкие, медицинские школы. В Петербурге учреждена морская и инженерная академии, школа переводчиков. Помимо государственной, профессиональной школы зарождаются частные, общеобразовательные школы, распространяется практика обучения молодых людей за границей. Недостаток складывавшейся системы образования был в том, что крестьяне в эти школы не принимались. Ученье приравнивалось к службе, учащиеся получали кормовые деньги (стипендию). Чем больше продвигался молодой человек в обучении, тем больше получал. За побег из школы грозила смертная казнь. Петровская школа создавалась как профессиональная, техническая, ставившая своей целью подготовку кадров в тех областях, которые были нужны государству на данном этапе. Пётр сам знал 14 профессий: бомбардир (артиллерист), плотник, матрос, кузнец, зубной врач и т.д. К концу царствования Петра почти в каждом крупном городе было две школы: духовная (для детей духовенства) и светская (для приказных и солдат). В дворянских семьях преобладает домашнее обучение. Образование в России приобретает сословный характер, высшее образование постепенно становится привилегией дворянства.

5. Следствием развития образования становится растущий интерес к научным знаниям, особенно техническим. Проникновение в Россию западных просветительских, рационалистических концепций создавали почву для развития качественно нового естествознания. Наука постепенно становится частью светской культуры. Появляется целый ряд изобретений и технических новшеств. Так, механик и изобретатель А.Н. Нартов создаёт ряд приборов и машин, в том числе, первый в мире токарно-винторезный станок. В.П. Татищев вносит усовершенствования в горное дело, Я.В. Брюс – в военное. Закономерным результатом развития науки и техники становится открытие Академии наук в Петербурге, что означало оформление науки как социального института, создание базы для теоретической, фундаментальной науки в России.

6. Реформа армии и флота. Введение рекрутских наборов, предполагавших службу в армии в течение 25 лет, тяжело отразилось на жизни крестьян, но позволило создать опытную, боеспособную армию, в которой простой солдат мог стать офицером и продолжить карьеру. За 25 лет правления Петра было построено 48 линейных кораблей и 800 галер, что сделало Россию морской державой.

7. Результаты реформ Петра I были противоречивы и неоднозначны. В итоге всех преобразований в политическом строе Российского государства завершилось оформление абсолютной монархии: была укреплена централизованная власть, создана регулярная армия, церковь включена в государственный аппарат, создана бюрократия. Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре. Мощным средством просвещения народа явилась периодическая печать. Первой печатной газетой в России были «Ведомости», вышедшие в 1703 году. Рост книгопечатания способствовал развитию книжной торговли. В 1714 году была открыта первая библиотека, ставшая основой библиотеки Академии наук. Она была доступна для свободного посещения. В 1719 году открывается первый русский музей – Кунсткамера. Закономерным итогом реформ в сфере просвещения, науки стало открытие в Петербурге в 1725 году Академии наук. Взамен старого летосчисления – «от Сотворения мира» – с 1 января 1700 года введено летосчисление «от Рождества Христова». Появился обычай праздновать Новый год: устраивать фейерверки, наряжать елки. Новой формой общения стали ассамблеи (балы, приёмы).

8. Важной чертой культуры нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурами других народов, что явилось результатом политики, направленной на подрыв национальной и конфессиональной замкнутости. Расширяются связи с западными странами. Контакты с Европой способствовали проникновению в Россию гуманистических и рационалистических учений. Идеология абсолютизма начала подкрепляться идеями рационализма, европейского Просвещения. Для Нового времени характерны такие процессы, как ускорение темпов развития, усложнение общественного развития в целом. Начинается процесс дифференциации, появления новых отраслей культуры: науки, театрального дела, портретной живописи, поэзии, журналистики. Отличительной чертой этого периода является появление авторства, хотя в значительной части культура еще продолжала оставаться анонимной.

9. Наиболее решительный поворот в сторону европеизации русской культуры произошел в период правления Екатерины II. Ее царствование положило начало эпохе просвещенного абсолютизма, продлившейся до 1815 года. Эпоха характеризовалась попыткой провести либеральные реформы при сохранении неограниченного самодержавия. Идеология «просвещённого абсолютизма» формировалась как система общественно-политических взглядов, основанных на вере в «мудреца на троне», который правит в стране по разумным, справедливым законам и стремится к благу своих подданных. Особое внимание Екатерина решила уделить воспитанию «новых людей», нравственно совершенных, которые в таком же духе будут воспитывать своих детей, что привело бы к изменениям в обществе. Предполагалось, что новый человек будет воспитываться в исключительно западном духе. Большое внимание уделялось гуманитарному образованию. Появились воспитательные дома в Москве, Петербурге, закрытые институты, кадетские корпуса. В 25 губернских городах открываются главные народные училища. В течение долгого времени во всех училищах и гимназиях в качестве учебника использовалась книга «О должностях человека и гражданина», изданная по распоряжению Екатерины II, представлявшая собой кодекс нравственных и общественных правил поведения человека.

Особенно яркое свидетельство совершившегося поворота в системе ценностей XVIII века – архитектура Петербурга и портретная живопись. В своих произведениях мастера стремились передать приверженность к упорядоченному, восхищение силой разума. Зодчие отражают это в облике города, художники – в изображении человека. Новая столица была заложена в мае 1703 года. В области градостроения произошел переход от средневековой радиально-кольцевой схемы строительства (как в Москве) к регулярной планировке, для которой были характерны геометрическая правильность, симметричность в застройке улиц. Для успешного решения задач в области градостроительства были приглашены иностранные архитекторы. К началу XIX века город приобрел «строгий, стройный вид». В этом большая заслуга иностранных архитекторов – Ж.-Б. Леблона, Д. Трезини, Д. Кваренги и представителей русской архитектурной школы В. Баженова, И. Старова, М. Казакова, В. Растрелли.

В XVIII веке создаются предпосылки для образования русского национального языка, происходит сближение литературного языка с разговорным, прекращается процесс образования новых диалектов. Формируется русский общенародный разговорный язык. Как образец выступает московский диалект. В 90-е годы Н. Карамзин провел реформу литературного языка. Это позволило привлечь к чтению широкий круг населения. В середине XVIII века господствующим направлением во всей художественной культуре стал классицизм. Появляются первые национальные трагедии и комедии (А. Сумароков, Д. Фонвизин). Наиболее яркие поэтические произведения созданы Г. Державиным. На рубеже XVIII-XIX веков формируется новое направление в литературе – сентиментализм, связанное с творчеством Н. Карамзина и А. Радищева. Расширяются культурные связи с другими странами. Более подвижный образ жизни, популярность путешествий привели к развитию таких литературных жанров, как жанр письма, путевых заметок, воспоминаний, дневниковых записей.

Активизировалась общественная и научная мысль страны. В 60-70 гг. XVIII века большое распространение получила сатирическая журналистика. На страницах журналов печатались произведения, «для исправления нравов служащие», т.е. имевшие целью воспитать достойных членов общества. В этот же период времени в России бурно развивается естествознание, проводятся академические экспедиции во главе с крупными учёными. Собранные во время этих экспедиций материалы по зоологии, ботанике, этнографии, археологии способствовали научному осмыслению природы и культуры нашей страны. Изданный в 1745 году «Атлас Российской империи» имел мировое значение: к середине XVIII века такой атлас имела только Франция. К концу века распространяются географические знания.

Своеобразным явлением культурной жизни России второй половины XVIII века являлся крепостной театр. Некоторые из крепостных театров (например, графа Н.П. Шереметьева в Останкине, князя Н.Б. Юсупова в Архангельском, графа Каменского в Орле) были широко известны в среде любителей-театралов. На их сцене выступали многие талантливые актёры и музыканты, в театре славилась своей игрой П.И. Ковалёва-Жемчугова, знаменитый актёр Щепкин долгие годы был крепостным.






Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-15; Просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.175 с.) Главная | Обратная связь