Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СОЛОВЕЦКИЕ ПРЕДКИ ПРЕДКОВ НАШИХ.



Соловьи тут не бывали,
Не певали. Ох, тяжки
Муки тех, кого пытали,
Клали в «вечные мешки».

Камни выглажены морем —
Белым морем, не другим!
Стены выложены горем,
Свищет ветер по таким!

Соловей-разбойник свищет…
Солон ветер Соловков…
А турист все ходит, рыщет,
Ищет певчих соловьев. Виктор Сергин

Основанный в 1436 году на далеких «краесветных» островах Белого моря, Соловецкий монастырь со временем стал одним из самых известных и почитаемых в России. Монастырь совмещал свой монашеский подвиг с гражданским долгом: начиная с конца ХVI века, он становится защитником северных рубежей России.

Из-за отказа монастыря принять нововведения правительство распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря. Монастырь был хорошо укреплён и вооружён, а его насельники (425 человек на 1657 год) владели воинскими навыками. Соответственно монастырь обладал съестными припасами на случай неожиданной шведской блокады. Его влияние широко распространялось по берегам Белого моря (Кемь, Сумский острог). Поморы активно снабжали продовольствием защитников Соловецкого монастыря.

Причиной восстания послужили присланные из Москвы в 1657 году новые служебные книги. Решением совета соборных старцев эти книги были запечатаны в монастырской казённой палате, а богослужение продолжали проводить по старым книгам.

В 1666—1667 годах соловляне написали царю пять челобитных в защиту старых богослужебных чинов. В 1667 году состоялся Большой Московский собор, который предал анафеме старообрядчество, то есть древние богослужебные чины и всех тех, кто их держится. 23 июля 1667 года власти назначили настоятелем монастыря сторонника реформ Иосифа, который должен был провести реформу в Соловецком монастыре. Иосиф был приведен в монастырь, но здесь на общем соборе монахи отказались принять его в качестве настоятеля, после чего Иосиф был изгнан из монастыря, позже настоятелем был избран архимандрит Никанор. Открытый отказ от принятия реформ был воспринят московскими властями как открытый бунт.

3 мая 1668 царским указом для приведения в повиновение непокорной обители на Соловки было послано стрелецкое войско. Стрельцы высадились на Соловецком острове, однако встретили решительный отпор. Пять лет царские войска безуспешно пытались взять монастырь штурмом.

В сентябре 1673 года на Белое море прибыл воевода Иван Мещеринов с указаниями начать активные военные действия против защитников Соловецкого монастыря, включая обстрел стен монастыря из пушек. До этого момента правительство запрещало обстрел. Царём было гарантировано прощение каждому участнику восстания, добровольно явившемуся с повинной.

До конца 1674 года монахи, остающиеся в монастыре, продолжали молиться за царя Алексея Михайловича. Но в январе 1675 года на сходке участников восстания было принято решение не молиться за царя - " ирода".

В январе 1676 года один из перебежчиков - чернец предатель Феоктист сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь через окно под сушилом у Белой башни, заложенное кирпичами, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остается только по одному человеку на башне и стене. Темной снежной ночью 1-го февраля (22-го января старого стиля) 50 стрельцов во главе с Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четырёх человек.

Почти все защитники монастыря погибли в короткой, но жаркой схватке. В живых осталось только 60 человек. 28 из них были казнены сразу, остальные — позднее. Иноков жгли огнём, топили в проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, заживо морозили во льду. Из 500 за­щитников в живых осталось лишь 14, они были разосланы в Кольский и Пустозерский остроги.

Отсюда и проистекают корни уренских староверов: тех из них, кто растворился в лесах Поморья еще до падения монастыря и тех, кто уцелел при осаде его и через проживание в Выгорецкой обители, основанной соловецкими монахами, оказался на Уренщине.

 

ВЫГОРЕЦКАЯ ОБИТЕЛЬ

 

(Выгорецкая пустынь, Выголе́ ксинское общежи́ тельство, Вы́ говская киновия). Полное название — Всепречестная и богоспасаемая киновия отец и братия Всемилостивого Спаса Господа и Бога нашего Исуса Христа Богоявления.

После разгрома Соловецкого монастыря в 1676 году соловецкий беглец, черный дьякон Игнатий поселился среди болот, простирающихся вдоль реки Выг. Начало обители и было положено в октябре 1684 года на небольшом острове озера Сарозеро вблизи Онежского озера (ныне Пудожский район Карелии) где укрылись беглецы, а иже с ними Пётр Прокопьев, Емельян Повенецкий, мирянин Андрей Денисов (1674—1730) и местные жители.

Между тем, в 1684 году к власти пришла поддержанная стрельцами Софья Алексеевна. Царевна продолжила борьбу с «расколом» уже на законодательном уровне, приняв в 1685 году «12 статей», на основании которых были казнены тысячи человек, обвинённых в «расколе». Правительство Софьи издало указ: всех нераскаявшихся раскольников жечь в срубах. Тем, кто отказывался причащаться, вкладывали в рот " кляп" и причащали силой. Оставалось умереть или бежать в пустыню.

Михаил Пришвин подробно описал злоключения Соловецких беглецов в очерке «Выговская».

Игнатий Соловецкий долго укрывался от преследований карательных экспедиций, которые посылались для розыска раскольников в лесах. Странствуя по деревням в Поморье, Игнатий искал подходящих людей для основания новой обители. Скоро он встретился с шунгским дьяком Данилом Викуличем, который тоже укрывался в выговских лесах, и близко сошелся с ним. (Викулин Даниил (1653 - 1733), видный деятель старообрядчества, основатель Выголексинского общежительства).

Но, узнав о посылке воинской команды и желая уберечь свои жилища от разорения, часть выговских жителей под руководством Игнатия, Германа Соловецких и Емельяна Повенецкого вышла в Палеостровский монастырь и заняла здесь оборону, затем устроила самосожжение (Палеостровская «гарь» 4 марта 1687 года, события повторились 23 ноября 1688 года).

Не так далеко от Андрея и Данила жил очень почитаемый 124-летний старец Корнилий Выговский. По непосредственному благословению старца, подвизавшегося в то время уже около полутора десятка лет на реке Выг, и началось строительство новой обители. Вдохновителем строительства " общежития" стал Андрей Денисов (кн. Андрей Дионисиевич Мышецкий), а духовными руководителями — Даниил Викулин и священноинок Пафнутий Соловецкий, первый настоятель обители. Инок Корнилий умер через год после начала строительства обители, в 1695 году, в возрасте 125 лет, как бы исполнив полностью свою миссию в этой жизни.

Первоначальное число участников общежития (насельников) составляло 40 человек. Но слyx о новой обители быстро распространился и общежительство стало расти. К 1695 году община за счет бежавших «по перемене благочестия» колонистов уже называлась Выгорецкой пустынью. А имя его основателя Данилы дало название монастырю и дошло до наших дней в названии деревни, которая стоит на месте пустыни.

Пу́ стынь — термин, обозначающий монашеское поселение в традиции православия, обычно удалённый от основного монастыря скит. Прежде пустынями называли небольшие мужские монашеские общины, имевшие обычно не более одного храма.

В 1698 году число выговских насельников уже достигало двух тысяч. Постепенно жизнь пустыни стала организовываться по монастырскому чину. Следуя заложенному с самого начала общежительства принципу раздельного проживания мужчин и женщин, поселение было обнесено оградой и разделено стеной на две половины — мужскую и женскую. Mежду женскими келиями и мужскими поставили небольшую келию с окном, где могли бы видеться родственники. За отсутствием свечей совершали службу при лучине и вместо колокола стучали в доску.

В 1702 году Пафнутий Соловецкий ушёл с Выга и настоятелем обители был избран Андрей Денисов.

Первый период истории Выговской обители на рубеже XVII - XVIII вв. был для выговцев одним из самых трудных. В 1698 году выговцы обсуждали проекты перехода из государственных крестьян в помещичьи и переселения в нижегородские земли, где к тому времени процветали керженские скиты и зарождались уренские. С 1705 года семь лет были неурожайные годы: «великий был хлебный недород». Наступили " зяблые и зеленые" годы. Подует морянка, то есть ветер с моря, хватит во время налива зерна мороз, и весь урожай погибает, — это " зяблые годы". А бывает, что хлеб до зимы не успеет вызреть, — это " зеленые годы". Чтобы не умереть с голоду, выговцы построили мельницу-толчею для изготовления муки из соломы и сосновой коры. Однако хлебы не всегда удавалось испечь из такой муки: они часто рассыпались в печи, и их выметали оттуда помелом. Наконец надумали для устранения такого рассыпания хлеба печь их в берестяных коробочках. " И такая скудость бысть тогда, что днем обедают, а ужинать и не ведают что, многажды и без ужина жили."

Так или иначе, очень остро встал вопрос о переходе на другие, более плодородные земли. Люди уходили с Выга семьями. Андрей Денисов, настоятель общежительства, решил исключить самую возможность голода. Из обители разослали людей «пашенной земли искать, где бы поселиться житии, и пахать». Разведчики побывали в Поморье, в Мезенской земле, даже в сибирских краях и поволжских губерниях. Видимо, тогда и прибыли на Уренщину поморские старообрядцы, о которых подробная речь будет впереди. Собрали все, что у кого было: деньги, серебряные монисты, платья и отправили Андрея для закупки хлеба на Волгу. Кое-как справились с бедой.

В 1702 году по лесам и болотам недалеко, всего в пятидесяти верстах проходил с войском Петр Первый. Старообрядческую округу охватил страх: иные, по примеру отцов, были готовы принять огненное страдание. В часовне уже были приготовлены смола и хворост. Все пребывали в неустанной молитве и посте. Другие собирались покинуть уже обжитые места. Царю донесли, что здесь неподалеку живут старообрядцы-пустынники.

- А подати платят? - спросил он.

- Подати платят, народ трудолюбивый, - отвечали ему.

- Пусть живут, - сказал Петр.

" И проехал смирно, яко отец отечества благоутробнейший", - радостно повествует скоропишущая трость Ивана Филиппова.

Мало того, старообрядцы получили от царя Петра I право отправлять службы по старым книгам и ряд экономических льгот, одновременно монахи обители были приписаны к Олонецким горным заводам.

С этого времени значительно возрос приток на Выг старообрядцев не только из окрестных мест, но и со всей России. Спасаясь от преследований, сюда стекались выходцы из Москвы, Поволжья. Новгорода, Архангельска, Устюга Великого.

В 1706 году в 20 верстах от Богоявленской обители, стоявшей на реке Выг, построили женскую — Крестовоздвиженскую — на реке Лексе. Первой настоятельницей стала мать Феврония (родная сестра Андрея Денисова — Соломония). Выгореция развивалась стремительно. Приток населения в монастырь увеличивался с каждым годом. Насчитывалось 27 скитов, отдельным же кельям и поселенцам по дебрям и горам не было счета.

К 1720-м годам обитель превратилась в экономически процветающую, крупную общину, окружённую многочисленными скитами (где разрешалось проживание с семьями) с пашенными дворами, административно подчинявшимися выговскому собору. Есть сведения, что в 1729 году число раскольников Выговской обители составляло 12 488 человек. В обители действовали библиотека, школы иконописания и грамоты, мастерская литья медных икон.

Однако в 1737 году под угрозой закрытия пустыни выговцы были вынуждены принять моление за царя. А в 1744 году на Выгу явилась следственная комиссия Самарина и еще более принудила к этому поморцев, получивших за уступку комиссии от неуступчивых последователей старой веры, противников молитвы за царя, еще и неодобрительное прозвище «самаряне». Это действие стало решающим в конфликте между иноком Филиппом и Симеоном Денисовым, в результате которого в том же году образовалось филипповское согласие. Многие олонецкие и архангельские беспоповские общины, жившие в лесу натуральным хозяйством и почти не имевшие сношений с внешним миром, осудили отступничество выговской общины. Филипповское согласие сумело пустить корни и получило довольно широкое распространение не только на Севере России, но и в Поволжье. Старец Филипп так обличал соглашательство выговских руководителей: " Зверевы указы паче Евангелия облабызали, помалу начали в мире проживати и свое благочестие забывати". Так произошло разделение беспоповщины на два разных толка - допускающих молитву за царя самарян и противившихся этому филипповцев и федосеевцев (по имени их нравоучителя дьячка Феодосия). В знак протеста Филипп со сторонниками покинули обитель. Очень вероятно, что иные из них оказались и оказались тогдана Уренщине.

В 1855 году при Николае I обитель прекратила своё существование. Таким образом Выговская пустынь являлась единственным крупным организационно оформленным центром старообрядцев-беспоповцев, сохранявшимся на протяжении более полутора столетий.

Ныне на месте процветающего некогда монастыря расположены небольшая деревня Данилово с часовней и несколько древних деревень со старинными постройками. А еще установлен поклонный крест с простенькой табличкой.

И ведь, что самое удивительное, связь Уренщины с реками Выгом и Лексой, на которых проживали соловецкие изгнанники с сотоварищи весьма убедительно подтверждается даже уренскими фамилиями! Так, в Арье проживает Т.Ф. Выговская, а в Урене – Ю.Г. Лексин.

Работы по восстановлению христианской жизни на месте бывшего Выговского Данилова мужского монастыря начались еще в 2010 году. За три последних года был приобретен участок земли, поставлен крест под сенью, выстроен небольшой гостевой дом, кладбищенские ворота и часть ограды, и главное — возведена часовня, освященная в 2014 г. во имя Пророка Илии и преподобных Зосимы и Саватия, Соловецких чудотворцев. Строительство продолжается...


УРЕНЦЫ – ПОТОМКИ СОЛОВЛЯН И ВЫГОВЦЕВ-ПОМОРЦЕВ

 

История, написанная федоссевцами и обнаруженная в Урень-крае, излагает версию образования старопоморских согласий. Для начала – небольшое разъяснение.

ПОМОРСКОЕ СОГЛАСИЕ (или толк) — старообрядческая доктрина, возникшая вскоре после образования раскола среди населения Поморья, от которого она и получила свое название. Основные пункты Поморского согласия сложились под влиянием тех условий, в которые было поставлено население Поморья. Разбросанные небольшими кучками, жители пустынного севера давно уже привыкли обходиться без иерархии, сами крестили младенцев, хоронили усопших и вступали в брачное сожитие без благословения священников, нередко сами же отправляли службы в часовнях. Это способствовало образованию первого основного пункта Поморского согласия, перенятого впоследствии и другими беспоповщинскими толками. В тесной связи с ним возникло деление таинств на " нужно-потребные" для спасения (крещение, покаяние и причащение) и просто " потребные" (остальные четыре), без которых, однако, спасение возможно. Таинства могут быть совершаемы и мирянином.

При этом стоит уточнить, что понятие " помор" и " поморцы" это две большие разницы. Поморы - коренные жители северо-запада Руси, поморцы же - приверженцы Древлеправославной Поморской Церкви (ДПЦ). Название дано в связи с географическим местом нахождения при её возникновении.

Уренские староверы неоднократно ездили в Данилов монастырь, так сказать, на практику. В одной из архивных бумаг – списке жителей, отправлявшихся туда по делам служения, под номером 18 записан житель деревни Бердники Леонтий Федоров, а под номером 22 – Лука Михайлович из Тонкина. Связи с Поморьем были постоянными. Известно, что глава Даниловского монастыря отче Андрей Дионисович бывал в Нижегородских краях.

Следует при этом усвоить, что с незапамятных времен уренская и тонкинская вотчины вкупе с семеновской, черновской и карповско-пакалевской являли собой единое целое под названием Урень-край. Отчего и данное исследование называется «История старообрядества в Урень-крае». Впрочем, автор несколько сузил предмет исследования, поскольку обладает сведениями более по уренским и тонкинским кустам деревень.

 

Рассмотрим подробнее картину появления старообрядцев-поморцев в наших краях. Старинная рукопись, описывающая это событие - настоящая изюминка данного повествования. Для удобства чтения старорусский текст несколько адаптирован мной (пояснительные слова заключены в скобки), и пунктуация упорядочена. Во фрагменте рукописи подробно описывается прибытие старообрядцев в тонкинские селения Урень-края в первой половине XVIII века без упоминания селений собственно уренских. Хотя ссылка на них делается. Надо полагать, ситуация с деяниями поморцев-федосеевцев и родственных им филипповцев была характерна для всех селений Урень-края


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 2566; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь