Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 5 Психолого-педагогические основы развития детского художественного творчества



 

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6 - 1 0 ЛЕТ)

Переход ребенка в школьный возраст связан с изменениями в деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности. Ведущей деятельностью становится учение.

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: замедляется рост и заметно увеличивается вес, скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста. Совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции.

Мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Мышление развивается во взаимосвязи с речью. Словарный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500—4000 слов. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 4 5 %, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 8 0 % (А. Н. Леонтьев).

Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Восприятиемладших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия.

Повышенная впечатлительность стимулирует яркое воображение и восприимчивость к образному содержанию. Внимание непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему.

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать и развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности. Для ребенка в младшей школе характерна вера в истинность всего, чему учат, и практически безграничное доверие к учителю.

Детей этого возраста отличает известная внушаемость, доверчивость, податливость, склонность к подражанию и особая расположенность к усвоению нового.

Развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения - такие, как коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др. В этот период обнаруживаются первые попытки ребенка приспособиться к требованиям окружающих через исправление поступков, вызывающих их негативную реакцию.

Основная особенность - стремление ребенка изменить конкретные формы поведения, а не качества личности (по мнению психологов, ребенок еще не осознает своих качеств). Доступное детям наивно-формальное знание жизненно важных понятий оказывается включенным как бы в детский контекст и реализуется прежде всего в игре.

Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер, поэтому теоретические знания требуют наглядности. Следует помнить, что речь организует мышление ребенка в этом возрасте, следовательно, особое значение на уроке изобразительного искусстваприобретает так называемое словесное рисование, когда ребенок сначала проговаривает задуманную композицию. Причем замысел ребенка достаточно неустойчив и может часто меняться в процессе рисования.

В этом возрасте восприятие изображений еще несовершенно, дети затрудняются в узнавании вещей при изменении ракурса, не ориентируются в пространственных соотношениях нарисованных предметов, делают ошибки в масштабе изображений. Ребенок рисует более по памяти, а не с натуры. Часто это графический рассказ об изображаемом предмете, смесь формального и схематического изображения, похожего на действительность. В рисунке отсутствует перспектива и пластичность, а предмет изображается в виде силуэта или контура, часто в фас и профиль. Только к 10-11 годам у ребенка появляется способность к пространственному изображению предметов, он начинает учитывать и передавать их пластическую форму. Эта ступень пластического изображения возможна лишь при специальном обучении.

Будучи одновременно и продуктом и процессом игры, детский рисунок, по мнению М.Н. Нестерова, ценен вдвойне, т.к. является отражением внутреннего мира ребенка и к тому же единственным документом, нарисованным рукой самого ребенка, самой верной фиксацией сложных переживаний.

В эволюции изображения формы в детских рисунках установились 4 ступени.

До 4 лет - период каракуль.

 

1 ступень (4-6лет) ребенок рисует схематически то, что знает о предмете, а не то, что видит. Дошкольный и младший школьный возраст некоторые авторы (А.Б. Бакушинский, И.П. Сакулина, В.А. Фаворский) рассматривают как период преимущественно двигательного (а не зрительного, как в дальнейшем) освоения действительности. Изобразительная деятельность детей этого возраста характеризуется большой динамикой образов: художественный замысел на этапе претворения в материале мгновенен, зыбок, повержен трансформации, стремится вобрать в себя различную информацию, идущую извне. Сам характер детского рисования, как процесса игры, способствует увеличению числа сюжетов и персонажей по мере воплощения первоначального замысла на листе бумаги.

Все это определяет приемы стимуляции художественного замысла, которыми пользуется педагог:

1. Емкий, с оттенком юмора, рассказ педагога, направленный в основном на обострение внимания и наблюдательности детей, помогающим им выделять и оценивать интересные колоритные моменты окружающей среды.

2. Рассказ педагога, стимулирующий у детей образные реакции (пластика движения рук, имитирующих движение веток деревьев, звуки, имитирующие завывание ветра, шум бури и т.п.). В свою очередь, это стимулирует художественный замысел в детском рисунке.

3. Чтение ритмичных стихов, сюжет которых насыщен динамическими действиями и характеризуется повествовательностью.

4. Пение, рассказы самих учащихся также создают активную основу для возникновения замысла.

5. Демонстрация рисунков учащихся старших детей, рождающаяся у детей активную реакцию.

6. Фактура и цвет художественного материала, силуэт графической линии, характер цветового подмалевка, рождающие всевозможные зрительные ассоциации, также способствует развитию замысла в определенном направлении.

Замысел в процессе своего воплощения направлен на преодоление плоскости листа, связан со стремлением «выйти за его пределы». У ребенка, поступающего в школу, отсутствует умение всесторонне сравнивать предметы между собой, соизмерять их различные качества – размер, вес, форму. У него мало развиты зрительно-моторные координации.

 

2 ступень (7-9 лет) - в рисунке можно обнаружить визуальные признаки формы. Характерна большая в сравнении с предыдущим периодом композиционная завершенность. Воплощенный замысел (в условиях педагогического руководства изобразительной деятельностью) уже предполагают какую-то интеграцию последовательных впечатлений. На смену сверхдинамичному восприятию деятельности, адекватно реализующемуся в рисовании-игре, постепенно приходит преимущественно зрительная установка восприятия окружающего мира. Техника выполнения рисунков обычно однообразная, преобладает жесткая линейность их изображения, цвет очень часто используется как обозначение, а не цветовое выражение формы. Младшие школьники игнорируют реальный цвет изображаемых объектов. Отдают предпочтение насыщенным цветовым гаммам, чистым ярким тонам, в основном теплой части спектра. Цвет в представлении ребенка становится насыщеннее, чем в восприятии.

Приемы стимуляции художественного замысла:

1. Чтение поэтических строк, дающих большой простор воображению слушателя, что способствует рождению собственной трактовки образа в художественных замыслах учащихся.

2. Звучание музыки, которое иногда является стимулом, определяющим сам характер изображения, а иногда только фоном, сопровождающим деятельность.

3. Демонстрация слайдов репродукций произведений художников с яркими, контрастными, эмоционально-выразительными образами, а также демонстрация подлинников (живописи, графики, скульптуры) направленная на освоение, как образности, так и языка художественной выразительности каждого конкретного вида искусства.

4. Восприятие и изучение под определенным углом зрения живой натуры.

5. Стимуляция образа при помощи линии произвольного цветового пятна, побуждающих к развитию замысла в определенном направлении.

6. Совместная работа ребенка с педагогом по освоению графических и живописных упражнений, направленных на раскрытие выразительных возможностей различных художественных материалов.

7. Изучение вспомогательного материала по архитектуре, костюму, декоративно-прикладного искусства, и т.д. позволяющее более успешно воплотить темы определенных заданий.

В этом возрасте появляется необходимость в разработке «рабочих рисунков» предваряющих гравюру или графическую композицию. Он еще не является эскизом т.к. преследует цель точного переноса на такой же формат.

С возрастом появляется стремление детей к наиболее адекватному решению цветовой характеристики образа, подаче формы, пропорций.

Уровень изобразительных умений детей зависит от качества представлений о реальных вещах. В начальных классах изобразительная деятельность отвечает широким познавательным, творческим интересам детей. Она охватывает все наиболее существенные стороны интеллектуальной жизни ребенка. Главное здесь разностороннее, целостное познание мира и овладение доступными для детей формами отражения их знаний и представлений о нем.

Основные учебно-воспитательные задачи в этом возрасте:

Развитие эмоциональности, эстетического восприятия действительности, творческой активности и инициативы, обучение умению строить сюжет, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами, обучение доступным их возрасту основам изобразительных умений, приемам пользования графическими и живописными материалами, ознакомление с разными видами ДПИ.

Виды работ:

1. Композиция на темы.

2. Рисование и живопись отдельных предметов по памяти, наблюдению с натуры - имеет творческий характер.

3. ДПИ.

4. Лепка.

5. Знакомство с искусством.

 

3 ступень (10-11 лет) ребенок воспринимает объективный мир плоскостно, поэтому рисует плоские изображения формы. Полный переход к зрительному реализму к 12 годам.

Приемы стимуляции художественного замысла.

1. Большое внимание уделяется как изучению живой натуры, так и работе непосредственно с натуры (натюрморты, зарисовки, фигуры человека, архитектурные зарисовки, пейзаж).

2. Большое место занимает восприятие подлинников (в музеях, выставках) с целью изучения образного языка искусства, путей воплощения художником своего замысла.

3. Целенаправленное (самостоятельное или с помощью родителей) изучение разнообразного справочного материала по художественным стилям, материальной культуре определенных исторических периодов, необходимое для сбора материала к композиции.

4. Осознанные, целенаправленные поэтапные поиски художественного замысла в эскизах, рабочих рисунках, набросках.

В 10-11 лет в изобразительном творчестве появляется тенденция перехода от замысла, внешне не зафиксированного (на этапах, предваряющих окончательный результат) и очень часто меняющегося в процессе своего воплощения, к более устойчивому замыслу, воплощенному в эскизе. В живописных композициях появляются стремление к большей органичности и композиционной уравновешенности всех частей. Динамика живописных пятен и фактур уже больше организует движение внутри самой картинкой плоскости изображения, стремясь передать глубину, перспективные пространственные изменения. Замысел, воплощенный в рисунке, привлекает уже не только сюжетом, но и формой своего выражения. В работах уже меньше рассказа, сюжетности, воплощенных в динамику образов, больше статики, созерцательности, любования декоративными, красочными фактурами. Детям до 11 лет недостает необходимой зрелости для восприятия формы, поэтому на начальной ступени обучения возможно рисование только по памяти, по представлению.

Работа с детьми этого возраста - индивидуальный подход и большое разнообразие вариантов заданий. Необходимо преодолеть склонность детей рисовать «от себя» готовыми штампами, нередко вынесенными из более раннего возраста, без опоры на живые наблюдения в натуре.

 

4 ступень (11-15 лет) ребенок ощущает и рисует объемную форму. Адекватно передает реальный цвет предметов. У подростков велика потребность в целостном отражении мира. Более сложные требования к изображению, критическое отношение к своему рисунку порождают у подростка неуверенность в своих возможностях, инертность, а часто и полный отказ от работы. Однако правильно поданное учителем задание, своевременная помощь ученику, указавшая ему ход к убедительному изображению, в корне изменяла отношение подростка не только к выполняемому заданию, но и к последующим.

Учащиеся обнаруживают стремление к глубокому изучению натуры: ее формы, цвета, фактуры, освещения, воздушной среды, к выражению колористического состояния природы, активно проявляют свое отношение к окружающей жизни.

Если рассматривать детскую деятельность с позиций объек­тивной новизны и значимости, то, конечно, ее нельзя назвать творчеством. Рисунки, поделки детей - это не произведения ис­кусства, они не имеют художественной ценности. На этом основа­нии целое направление в психологии и педагогике отрицало воз­можность творчества в младшем школьном возрасте.

Однако многие ученые придерживались других взглядов. Они утверждали, что детское творчество совершенно в своем роде. Ребенок, наследуя богатейший опыт человечества, повторяя эта­пы его развития (биогенетическая теория), только проявляет этот родовой опыт в разные периоды своей жизни. Поэтому детская продукция, являясь конкретным воплощением родового опыта, совершенна и равноценна деятельности взрослого. На этом осно­вании, отрицалась необходимость, какого бы то ни было воздейст­вия на деятельность детей, т. е. полностью отрицалась роль взрос­лого в развитии творчества малышей. Теория свободного воспи­тания в художественной деятельности имела разные обоснования. Одно из них - признание совершенства художественной деятель­ности ребенка.

В последние годы отчетливо обозначилась позиция безогово­рочного придания самоценности детского творчества, без снис­ходительного слова «детское». Появление этой позиции связано с уточнением более общей проблемы - понимания психологии детства, смысла и значения этого периода в жизни человеческо­го общества. Наметился своеобразный пересмотр отношений между миром взрослых и миром детства. За последним призна­ется право на равноценное сосуществование и взаимодействие с миром взрослых, построение отношений на новых принципах: равенства, диалога (взрослый учит ребенка, но при этом и сам развивается, воспитывается); соразвития (гармонизации в лич­ности ребенка и взрослого позитивных начал взрослости и дет­ства); единства этих миров, принятия любого человека, любого возраста таким, каков он есть (Петровский В. А. Личность в психологии. - Ростов-н/Д. 1996; Орлов А. Б. Психология детства: новый взгляд // Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Секция V. Детство и творчество - М.. 1988. - С. 3-10.). В свете этой позиции не следует понимать детство только как подготовку ребенка к взрослой жизни, а отношение к нему мира взрослых только как обеспече­ние постепенного взросления детей.

Подводя итог всему вышесказанному, мы можем сделать вы­вод: детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. При реализации этих возможностей в условиях правильного руководства ребенок раз­вивается как творческая личность. Детское творчество по своей сути - подлинное, только находится в начальной стадии своего развития. Не случайно Е. А. Флерина назвала его «зернышком», а в зернышке заложено все, что появляется в зрелом растении, только вырастить надо.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 2174; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь