Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 4.9 Виды красноречия. Успех публичного выступления.



План.

1.Роды и виды ораторского искусства

2. Успех публичного выступления.

1. Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно. Так, например, в России XVII-XVIII веков авторы риторик выделяли пять основных типов (родов) красноречия: придворное красноречие, развивающееся в высших кругах дворянства; духовное (церковно-богословское); военное красноречие – обращение полководцев к солдатам; дипломатическое; народное красноречие, особенно развивавшееся в периоды обострения борьбы, во время которой вожаки крестьянских восстаний обращались с пламенными речами к народу.

Ораторское искусство никогда не было однородным. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные роды и виды. В отечественных риториках выделяются следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (богословско-церковное). Каждый род объединяет определенные виды речи с учетом функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения, а также ситуации выступления, его темы и цели.

3. К социально-политическому красноречию относят выступления, посвященные вопросам государственного строительства, экономики, права, этики, культуры, продуцируемые в парламенте, на митингах, общественных собраниях, заседаниях ит.д.; к академическому — учебную лекцию, научный доклад, обзор, сообщение;

4. к судебному — речи, произносимые участниками судебного процесса — прокурором, адвокатом, обвиняемым и др.; к социально-бытовому — приветственные, юбилейные, застольные, поминальные речи и т.п.;

5. к богословско-церковному — проповеди, речи на соборе.

Роды и виды красноречия выделяются в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию. Существует несколько сфер коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская и социально-бытовая. К первой, напри-

мер, можно отнести вузовскую лекцию или научный доклад, ко второй – дипломатическую речь или выступление на съезде, к третьей – военно- патриотическую речь или речь митинговую, к четвертой – юбилейную (похвальную) речь или застольную речь (тост). Конечно, такое деление не имеет абсолютного характера. Например, выступление на социально-экономическую тему может обслуживать научную сферу (научный доклад), деловую сферу (доклад на съезде), информационно-пропагандистскую сферу (выступление пропагандиста в группе слушателей). По форме они также будут иметь общие

черты. В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское). К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи.

Политическое красноречие в России в целом было развито слабо. Лишь

военное ораторское искусство достигло сравнительно высокого уровня. Не разобращался к воинам Петр I. Выдающимся военным оратором был и полководецА.В. Суворов. Его беседы с солдатами, его речи и приказы, дошедшая до нас «Наука побеждать» наглядно показывают, как искусно владел он словом. Говоря о военных ораторах, следует упомянуть и русского полководца конца XVIII

– начала XIX в. М.И. Голенищева-Кутузова. Он неоднократно обращался с речами к солдатам и народу, призывал их к борьбе с врагами Отечества в ходе войны 1812 года. Среди русских дипломатов-ораторов XVII-XVIII вв. видноеместо занимает А.О. Ордын-Нащокин. Во второй половине XVIII в. при Екатерине П выдвинулись талантливые дипломаты-ораторы Г.А. Потемкин и Н.И.Панин.

В России академическое красноречие сложилось в первой половине XIX в. с пробуждением общественно-политического сознания. Университетские кафедры становятся трибуной для передовой мысли. Ведь в 40-60-е гг. на многие из них пришли работать молодые ученые, воспитанные на прогрессивных европейских идеях. Можно назвать таких ученых XIX-XX вв., как Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, А.Г. Тимирязев, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов, – прекрасных лекторов, которые завораживали аудиторию.

Судебное красноречие – это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь.

К социально-бытовому красноречию относится юбилейная речь, посвя-

щенная знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящая торжественный характер; приветственная речь; застольная речь, (тост) произносимая на официальных, например дипломатических, приемах, а также речь бытовая; надгробная речь, посвященная ушедшему из жизни.

Духовное (церковно-богословское) красноречие – древний род красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Выделяют проповедь (слово), которую произносят с церковного амвона или в другом месте для прихожан и которая соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную

самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием.

Дар речи – это возможность творить добро, но это и опасное оружие, которым, к сожалению, иногда злоупотребляют.

Во все времена речь, не содержащая в себе новых мыслей, наполненная уже известными сентенциями, неточная, невыразительная, не привлекала и не привлекает слушателей. Старый английский афоризм гласит: есть люди, которых нельзя слушать, есть люди, которых можно слушать, и есть люди, которых нельзя не слушать.

Люди Античного мира любили и умели мыслить образно. Древние риторы и ораторы нередко сравнивали ораторское выступление с деревом, в котором есть такие отдельные древесные части, как корень, ствол, ветви (большие и маленькие), листья, цветы (рис. 1). Все эти древесные части они соотносили с частями ораторского выступления, полагая, что каждая из частей взаимосвязана со всем другими частями лекции (выступления оратора, беседы двух мыслителей и пр.).

 

Рис. I. Риторическое «древо»

1) — корень древа, скрытый от глаз аудитории. Под ним понимается причина, приведшая оратора на трибуну:

а) стремление прославиться, стать известным,

б) надежда получить плату, гонорар за выступление,

в) предположение, что выступление будет для аудитории полезным, будет способствовать расширению ее кругозора, становлению профессиональных умений и навыков;

2) ствол, который представляет собой тему выступления, основную проблему ораторской речи.

3) основные несущие ветви, под которыми подразумеваются основные вопросы в плане лекции, в классической риторике чаще всего этих ветвей три;

4) более мелкие веточки — подвопросы, на которые делится каждый основной вопрос темы;

5) крона древа, представленная листьями, т.е. словами, в которые оратор «одевает» свое устное высказывание.,

6) цветы, т.е. те украшения, которые могут сделать речь изящной, выразительной.

Так, причину, заставившую оратора подняться на трибуну, древние риторы связывали с теми словесными украшениями, которые оратор посчитает нужным использовать во время своего выступления. Это решение должно учитывать особенности, которыми обладает аудитория.

Ещё римский философ Сенека говорил: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Итак, ещё со времён античности принято считать, что работа над речью состоит из таких частей, как 1) изобретение, 2) расположение, 3) выражение, 4) запоминание, 5) произнесение.

Первый этап в работе над любым связным текстом, в том числе и над ораторским выступлением, включает элемент творчества, который и обозначен термином «изобретение», или инвенция.

2.В чём успех публичного выступления? Во-первых, каждое публичное выступление должно иметь тему и цель. Выбор темы выступления должен отвечать некоторым требованиям.

После того как оратор определил тему речи, отобрал содержание, соответствующее его концепции, общему замыслу речи, системе ценностей слушателей, необходимо решить, как лучше расположить части выступления, т.е. необходимо обдумать композицию. Расположение, или диспозиция, - второй этап работы над речью.

Простейшая композиция любого текста состоит из трех частей: вступления, основной части, заключения. Универсальная композиция публичной речи была выработана еще в античной риторике и включала восемь компонентов, которые назывались частями речи. Их последовательность такова:

1. Обращение. (Устанавливает контакт между оратором и аудиторией.)

2. Обозначение темы. (Название темы и ее толкование имеют своей целью заинтересовать аудиторию.)

3. Повествование. (Содержит историю предмета речи, либо историю мысли об этом предмете.)

4. Изложение. (Предмет речи описывается системно, т.е. по частям. В изложение обычно вводятся примеры.)

5. Доказательство. (Эта часть — смысловой центр речи, аргументация тех основных суждений, которые лежат в основе выступления.)

6. Опровержение. (Критическое осмысление собственных положений, их доказательство «от противного».)

7. Воззвание. (Обращение к чувствам слушателей. Содержит оценку сказанного, передает личное отношение оратора к своей речи.)

8. Заключение. (Подведение итогов рассуждения, краткое изложение основного содержания.)

Перечисленные компоненты речи до сих пор используются в ораторской практике. Первые две части условно можно назвать вступлением, следующие пять - главной частью, последнюю часть — заключением. Главная цель вступления и заключения — привлечь внимание аудитории, усилить интерес к речи. Существует психологический закон памяти, который называют фактором края: лучше всего слушатели запоминают то, что сказано в начале и в конце речи.

Самым трудным для оратора бывает заинтересовать слушателя, вывести его из состояния покоя, заставить работать его мысль. Поэтому вступление — наиболее ответственная часть речи.

Сейчас в качестве разновидностей начала чаще всего используются следующие: притча, легенда сказка, чья мораль должна помочь разрешению поставленной в речи проблемы;

афоризм может выполнять ту же роль, что и притча, или льстить самолюбию слушателей, что тоже немаловажно в критически настроенной аудитории.

Аналогия, которую оратор использует, чтобы заинтересовать аудиторию, привлечь ее внимание, подчеркнуть важную мысль;

- ироническое замечание или шутка, не связанные с содержанием речи.

Общественная или моральная оценка обсуждаемого вопроса характерна для судебных речей и имеет близкое отношение к предмету речи.

Не менее существенный момент - краткость вступления.

Главная часть выступления может строиться по-разному, включать лишь некоторые из пяти возможных компонентов, определенных классической риторикой, или все части. Кратко охарактеризуем основные из них.

Исторический (хронологический) метод - изложение действий, событий в хронологической последовательности,

Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему.

Дедуктивный метод - изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах.

Метод аналогии — сопоставление различных явлений, событий, фактов. Концентрический метод - расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором.

Ступенчатый метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Иллюстративная концовка, включающая метафору, притчу, аллегорию, передающие основной смысл сказанного в яркой, образной форме.

Стройность, продуманность композиции речи — одна из важнейших составляющих успеха оратора.

Начинающий оратор должен овладевать всеми средствами «укра­шения» речи, беря на вооружение то, что наиболее полно соответствует его речевой индивидуальности.

Запоминание, или мемория, – это технический этап, когда оратор размышляет над тем, как донести созданный текст до слушателей: выучить наизусть, составить заметки и т.д.

Наконец, последняя часть работы над речью называется произнесением, или акцией. Произнесение речи перед аудиторией венчает все усилия оратора по подготовке выступления. Каков же должен быть образ оратора и каковы его взаимоотношения с аудиторией?

Оратор должен помнить, что его речь воспринимается не только на слух, но и зрительно: слушатели присматриваются к внешнему виду говорящего (особенно внимательно первые 2-3 минуты), к его позе, одежде, манерам, мимике и жестам. Благородство оратора, т.е. его высокая нравственность, при этом ставилось на первое место. По мнению Цицерона, четырьмя главными добродетелями оратора должны быть честность, скромность, доброжелательность и предусмотрительность. Первые три качества должны демонстрировать прежде всего уважение к аудитории. Предусмотрительность определяет ответственность оратора за сказанное им слово, которое не должно внести разлад в сознание слушающих его людей.

Знаменитый русский юрист А.Ф. Кони, сам великолепный мастер слова, советовал начинающим ораторам и лекторам, во-первых, знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробности, выяснив для себя все его положительные и отрицательные свойства. Во-вторых, оратору необходимо знать родной язык и пользоваться его гибкостью, богатством, своеобразием оборотов речи, быть знакомым с сокровищами родной литературы. В-третьих, оратор не должен лгать. Кони составил даже своеобразную классификацию типов лжи: «Человек лжет в жизни вообще часто, а в нашей русской жизни и очень часто, трояким образом:

1) говорит не то, что думает, — это ложь по отношению к другим;

2) он думает не то, что чувствует, — это ложь самому себе, и, наконец,

3) он впадает в ложь «в квадрате»: говорит не то, что думает, а думает не то, что чувствует».

Таким образом, искренность должна стать необходимым качеством оратора.

В зависимости от содержания, условий и цели высказывания в современной практике публичного общения выделяют следующие роды и виды (жанры) красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное, или церковно-богословское.

К социально-политическому красноречию относятся парламентские и митинговые речи, военно-патриотические, дипломатические, политические, агитаторские, выступления на социально-культурные, этико-нравственные, социально-политические и политико-экономические темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчётные доклады на съездах, конференциях, собраниях.

К академическому красноречию относятся вузовская и школьная лекции, научный доклад, научный обзор, научно-популярная лекция.

К судебному красноречию относятся прокурорская, или обвинительная, речь; адвокатская, или защитительная, речь.

К социально-бытовому красноречию относятся юбилейная речь, приветственная речь, застольная речь (тост), поминальная речь (надгробное слово), речь на приёме и т. д.

К духовному (церковно-богословскому) красноречию относятся проповедь (слово для прихожан), официальная церковная речь.

Границы между родами красноречия весьма подвижны, в частности это касается социально-политического и академического красноречия.

Для того чтобы успешно выступить с развлекательной речью, говорящий, кроме собственно ораторской подготовки, должен обладать определенными личностными качествами: обаянием, раскрепощённостью, чувством юмора.

Информационная речь должна отвечать следующим требованиям:

- в ней не должно быть ничего спорного;

-в информационной речи любой вопрос находит своё разрешение при соблюдении двух условий: он должен быть связан с тем, что уже существует, и выражать подлинную правду.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1972; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь