Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Автор-составитель: Макарова Н.П.



Автор-составитель: Макарова Н.П.

Хурал ту

 

Хурал ту

– живая легенда древнего народа

 

 

«Малая Родина всё равно большая,

Потому что она единственная…»

Караульная гора… Хурал ту… Это очень родных и близких два слова. Это место, с которым связано такое понятие, как малая Родина. Это дорогое место, где прошло детство, где ты рос, становился личностью.

Родина – та часть Вселенной, где ты родился, а вернее всего, где ты провел детство, где ты вырос и возмужал. Ведь самые светлые наши воспоминания всегда связаны исключительно с детством. А как же иначе – ведь, тогда, в детстве, мы не знали о том, что существует смерть – тягостное расставание с близкими людьми навсегда... Не знали о мучительных болезнях, о боли и душевной и физической, о страданиях, не задумывались о быстротечности жизни. Не думали, как обидно умирать, оставляя навсегда этот прекрасный и загадочный мир, оставляя любимых людей, любимые вещи, недоделанные дела, непознанные тайны. Тогда мы не представляли всех ужасов немощной старости. А, наоборот, с каждым годом, росли, взрослели, становились сильней, умней и красивей и думали, что так будет вечно.

Но это оказалось не так. Поэтому, когда грусть и страдания томят нашу душу, когда мы устаем от неудач или боль терзает наше сердце, то ты мысленно возвращаемся туда, где все это началось – туда, где всегда светит солнце, где родители вечно молодые, где нет забот и печалей – в свое раннее детство. А, следовательно, на свою Родину! На «малую Родину», на свою, единственную в мире, Родину. Туда, где стоит твой дом, из окна которого, ты познавал мир, улица, где ты играл весь день напролет и откуда тебя никак не могла докричаться домой мать. Улица, по которой ты шел в школу. Деревья, где ты впервые поцеловался. Школа – твоя школа, где были, и друзья, и враги, и любовь, и разлука, и победы, и неудачи – все ТВОЕ и только ТВОЕ! Для каждого человека очень дорог свой край , где он родился , где он вырос , будь то село , деревня или город.

Какие бы потрясения не происходили в жизни деревни, она продолжает жить. Откуда же произошла деревня Караульная гора, кто стоял у истоков ее зарождения? Эти вопросы, наверное, волнуют многих односельчан. И тех, кто родился, вырос и живёт здесь. И тех, кто расправив крылья улетел из родного гнезда, чтобы ненадолго вернуться, отдохнуть, и, набравшись энергии своих корней, лететь дальше. То, что человек подпитывается энергетикой родных и дорогих мест на земле своих предков давно общеизвестно. Собирая по крупицам сведения о прошлом нашего края погружаешься в это прошлое и задумываешься о дне сегодняшнем. История нашей деревни богата , и мы просто обязаны изучать ее для того, чтобы передать будущему поколению.

 

 

Книга Ахмеда Ибн-Фадлана «Рисалят» ("Записки").

О древнейших судьбах чувашского народа не имеется на данный момент никаких письменных документов. Только в Х-ХII вв. в письменных источниках, принадлежащих восточным авторам (писателям и путешественникам), появляются первые упоминания о Волжской Булгарии, прародине современных чувашей. Достаточно большое количество трудов восточных путешественников и писателей в данный период можно объяснить тем, что булгары, предки древних чуваш, славились налаженными торговыми отношениями с окружающими их народами. Именно этот вид деятельности становился основным объектом описания восточных путешественников.

 

Из истории:

Одно из первых упоминаний о чувашах, вернее их древних предках -племени суваров, сувазов ,а также более распространенное описание жизни народа встречаем у Ахмеда Ибн-Фадлана (полное имя Ахмед Ибн-Фадлан Ибн-ал-Аббас Ибн-Рашид Ибн-Хамад). Он лично побывал на берегах Волги в 921 -922 годах в составе посольства багдадского халифа Джафара аль-Муктадира к царю волжских булгар Алмушу в качестве секретаря и дал подробное описание своего путешествия.

 

Целью посланников халифа являлось распространение ислама в Волжской Булгарии, в связи с этим и упоминаются сувазы. Из сочинения Ибн-Фадлана узнаем, что не все сувазы приняли ислам. Требование Алмуша принять ислам в качестве официальной религии и перекочевать вместе с ним привело к разделению этого племени на две части, одна из которых выполнила приказание, а другая отказалась от этого и пыталась оказать сопротивление.

 

Древние булгары.

Одно из первых упоминание о самих чувашах мы встречаем сравнительно поздно, в 1551 году в Никоновской (или Патриаршей) летописи, в которой говорится об основании города Свияжска царем Иваном Васильевичем. Как следует из летописного повествования, "горние же люди", населяющие прилегающие к городу-крепости территории, ранее не принявшие ислама, "били челом" перед православным царем, "чтобы их государь пожаловал, гнев свой отдал, а велел бы им быти у Свияжского города и воевати их не велел". В результате эти народы были приняты в состав Русского государства и христианизированы, что и подтверждает летописец: "Чувашу и Черемису и Мордву и Можаров и Тарханов, привели к правде".

 

 

Чуваши –сувазы.

Булгар считают одной из самых ранних тюркоязычных групп, передвинувшихся с запада к Волге, но не проявлявших себя до конца V века .Одна группа булгар откочевала на Волгу, положив начало Волжской Булгарии. Их потомки – чуваши, казанские татары, марийцы, мордва, удмурты. А другая группа осталась на западе. Это потомки современных болгар, венгров и других народностей.

Еще один документ этому подтверждение – повествование монаха-доминиканца Юлиана, прибывшего в 1236 году из Венгрии в Прикамье навестить своих соплеменников. Почему соплеменников? Монах в своих повествованиях писал, что встретил людей, говоривших на языке булгар и прекрасно понимавших его. И что эти племена были язычники. Юлиан, нанявшись слугой, вместе со своим хозяином отправился в Великую Булгарию. Там он повстречал женщину, которая указала ему путь в искомую страну. "Близ большой реки Этиль" (Волга). Юлиан нашёл людей, язык которых "совершенно венгерский: и они его понимали и он их". Будучи принят радушно, доминиканец около месяца прожил среди них.

Осенью 1237 года Юлиан вновь отправился в путь. Достигнув восточных пределов Руси, он узнал, что Булгария уже разорена монголами. От беженцев Юлиан узнал, что монгольские войска сосредоточены вблизи границ русских княжеств и готовы к вторжению зимой, когда реки и болота замёрзнут. На обратном пути на родину Юлиан побывал в ещё не затронутом войной Суздале, где был принят князем.

 

 

Сувазы

 

Сведений о происхождении нашей деревни очень мало, но все-таки есть. Историю свою деревня несёт еще со времён Волжской Булгарии. Об этом говорят также древние находки – восточные монеты, элементы украшений и оружия, найденные и находимые в нашей деревне. В древних летописях о путешествии Ахмеда Ибн-Фадланда, он упоминает в своем отчете знакомые нам названия природных объектов: Кондурча, Майна, Сок, Утка, Сульча, Джарамсам ( Сярăнсам - название реки чувашском языке) - Большой Черемшан ). То есть места эти были обитаемы, ведь их кто-то назвал и названия эти сохранились до наших дней.

Деревня Караульная Гора получила свое характерное название от сторожевого укрепления –маяка , расположенного неподалеку на противоположном правом высоком берегу реки Большой Черемшан. На горе стоял караул , охраняли деревню во время Пугачевского восстания. Исследователь К.В.Лаврский отметил , что "…в лесу сохранились следы старинного земляного укрепления с названием "Городок".В далеком прошлом отсюда наблюдали за левобережьем и подавали условные сигналы местному населению о приближении степных кочевников. В конце XVIII- начале XIX вв. Караульная Гора имела название "Клявлина" или "Клявлина Караульная Гора". Позднее окончательно закрепилось название Караульная Гора. Деревня Караульная Гора основана на правом берегу реки Большой Черемшан на месте впадения в нее речки Менчушки.

Еще в древние времена Черемшан был местом деловых встреч и торговли изделиями ремесла, продуктами и скотом между оседлыми земледельцами правобережья Черемшана и кочевыми племенами. Здесь , на южной границе Булгарии , проходила с севера на юг известная старинная Ногайская дорога - важная дорога караванной торговли , по которой двигались под охраной наемных конных отрядов караваны купцов восточных и южных стран- Средней Азии , Кавказа , Ирана , Арабского Халифата со своими товарами.

Одни направлялись на север - в Булгарию или позднее в Казанское ханство , другие –обратно на юг с закупленными на местных ярмарках товарами . Покупали они невольников-рабов , меха , кожи, войлок, мед, воск и хлеб, домашний скот, а сами продавали щелк , сукна , чай, изюм , орехи и пряности, фарфоровую посуду , сабли , украшения. Особенно оживленное движение купеческих караванов происходило в летнее время на участке пути от столицы Булгарии города Биляр на юг в сторону деревни Кизляз ( ныне Курманаево) и, минуя сторожевой маяк – пост Караульная Гора , переезжали через реку Большой Черемшан. Пройдя 90 верст за двое суток , на третьи сутки купцы и путники караванов отдыхали за Черемшаном.

Через наши края проходил путь не только восточных торговцев, но и миссионеров, проповедников ислама. И шли они все в булгарские города, где проходили большие базары и оживленная торговля. Этот путь был постоянный и проверенный, но только Ибн-Фадлан дал описание-отчет своему халифу. Тогда было очень мало грамотных людей.

Восточные купцы закупали здесь также мёд, воск, пушнину, войлок, кожу, домашний скот и даже невольников. В древнем городе Биляр ( Алексеевский район ) был невольничий рынок, куда свозились рабы ото всюду. Также были большие базары в Болгаре.

Путь миссионеров проходил через наши края. Караван багдадского посла насчитывал 5 тысяч человек, 3 тысячи лошадей, не считая верблюдов. И как раз в низинах Большого Черемшана они кочевали, чтобы прокормить своих лошадей и вьючных верблюдов. В записях упоминаются сведения о зимней стоянке на реке Сульче, где восточные посланники останавливались. Реки и речушки они переходили надувая кожаные мешки и связывая их. Лошади и животные переплывали реки сами. Вот почему упоминаются названия этих рек, в том числе и наша река Джарамсам (Большой Черемшан)

Прямым доказательством этому является , найденный в 1957 году в огороде у жительницы нашей деревни Бикинеевой И.С клада серебряных монет-дирхэм 14 века Казанской (Булгарской) позднеордынской и русской чеканки , в количестве 2859 экземпляров. Через Караульную Гору проходило оживленное движение торгово-купеческих караванов. Останавливаясь на стоянках, дав отдохнуть людям и животным они отправлялись дальше. Хотя дальше Волжской Булгарии они опасались ехать, это было небезопасно, потому что они могли подвергнуться нападениям степных кочевников.

Сувазы – чуваши

Есть такая легенда о происхождении холмов Караульной горы. Шёл богатырь Улып по дороге. Забилась в его лапти земля, снял он один лапоть с ноги, вытряхнул землю, образовался холм, перешагнул через речку, вытряхнул второй лапоть, получился другой холм на другом берегу реки. Обулся он в лапти и отправился дальше по своим делам.

Чтобы разобраться каким же образом появилась наша деревня нужно произвести небольшой экскурс в историю, начиная с булгарских времен.

В Волжской Булгарии жили разные племена и в том числе наши предки ,предки древних чувашей. Их племя называлось савиры, сувары, сувазы. Богата была Волжская Булгария так, что даже восточные купцы приезжали сюда торговать. Но Волжская Булгария торговала и с Русью.

Молодое государство попало в зависимость от могущественного Хазарского каганата. Для укрепления своего положения булгарский царь Альмуш(Альмас ) обратился за поддержкой к Арабскому халифату, в результате чего Булгария приняла ислам в качестве государственной религии. Но не все булгары приняли ислам. Наши предки , сувары-сувазы отказались от чуждой им религии, потому что нужно было отказаться от своего языка, веры и традиций. А это было неприемлимо для наших предков.

(Из истории)

Распад Хазарского каганата после его разгрома киевским князем Святославом I Игоревичем в 965 закрепил фактическую независимость Булгарии.

Булгария становится самым сильным государством в Среднем и Нижнем Поволжье, благосостояние которого обеспечивалось за счет ее выгодного географического положения на пересечении водных и сухопутных торговых путей, а также, благодаря обилию плодородных черноземных почв. Булгария стала центром производства и вывоза пшеницы, мехов, скота, рыбы, меда, орехов и изделий различных ремесел (шапки, сапоги, известные на Востоке как "булгари", изделия из металла, кожи). Для осуществления торговых операций в Булгарии с начала X века чеканилась собственная монета — дирхем. Оживленная торговля способствовала развитию городов. Помимо г. Булгара, были известны и другие города, такие, как Сувар, Биляр (Буляр), Ошель и др.

Города являлись не только торговыми центрами, но и мощными крепостями. Необходимость защиты от набегов кочевников из соседних степей заставляла булгар возводить оборонительные валы и рвы, которые нередко достигали в длину нескольких километров. В обороне государства немалую роль играли также многочисленные укрепленные усадьбы булгарской знати. Богатство Булгарии, ее стремление контролировать торговлю с Востоком привели к частым нападениям соседей. Если борьба булгар с кочевниками-половцами была достаточно успешной, то столкновения с русскими князьями причиняли Булгарии значительно больший ущерб. Постоянная военная угроза вынудила булгар перенести свою столицу в глубь страны — в город Биляр, получивший в русских источниках имя "Великого города". Несмотря на то, что булгарам удалось в1219г. захватить Устюг, в целом превосходство было на стороне русских. Особенно тяжелое поражение Булгария потерпела в 1220 году, когда русскими дружинами был взят Ошель и др. камские города. Лишь богатый откуп позволил булгарам избежать разорения столицы. После этого установился мир, подтвержденный в 1229г. обменом военнопленных.

Появление в восточноевропейских степях монголо-татарских орд заставило примириться давних соперников.

Но в 1223г. монголы разгромили русско-половецкое войско в битве на Калке, но на обратном пути были сильно потрепаны булгарами. В 1229 и 1232 годах булгарам удается отразить набеги монголов. В 1236г. Батый, собрав значительные силы, начинает крупнейший поход на Запад. Первой его жертвой стала Булгария. Осенью того же года Биляр и другие города были захвачены, разорены и сожжены дотла, после чего монголы двинулись на Русь. Однако сопротивление еще не было сломлено окончательно, и в 1240 году Булгария вновь подверглась разорению, на этот раз кочевниками.

Из истории мы знаем, в 1243г. Батый основал в границах монгольской империи государство Золотая Орда, одной из провинций(улусов), которого стала Булгария. Несмотря на утрату своей самостоятельности, она пользовалась некоторой автономией, ее правители стали вассалами золотоордынского хана, платили ему дань и поставляли воинов в ордынское войско. Высокая культура Булгарии стала важнейшей составной частью культуры Золотой Орды.

Прекращение разорительных набегов кочевников, восстановление торговых связей помогло возродить экономику Булгарии. Наивысшего расцвета она достигла в первой половине XIV века, чему способствовало и утверждение ислама в качестве государственной религии Золотой Орды. Город Булгар становится временной резиденцией золотоордынского хана. Город привлекал своими кирпичными и белокаменными сооружениями. Множество дворцов, мечетей, караван-сараев, а также общественные бани, мощеные улицы, подземный водопровод свидетельствовали о богатстве и процветании Булгара. Булгары первыми в Европе освоили плавку чугуна, из которого отливали котлы. Их металлические изделия, украшения, керамика получили широкое распространение в средневековой Европе и Азии.

С середины XIV века внутриполитическая обстановка в Золотой Орде осложняется, начинается жестокая борьба за ханский престол. В 1361г. князь Булат-Темир отторг от Золотой Орды обширную территорию в Поволжье, включая Булгарию. Золотоордынским ханам лишь на короткое время удается вновь объединить свое государство, где повсюду идет процесс дробления и обособления отдельных территорий.

Булгария распадается на два фактически самостоятельных княжества —

Булгарское и Жукотинское с центром в городе Жукотин (Джукетау, разрушен вXV веке. Остатки — около г. Чистополь в Татарстане).

Во второй половине XIV — начале XV века эти княжества испытывают на себе постоянное военное давление Руси. Ее ставленник в 1370г. занимает булгарский престол, а в 1376г. в Булгаре появляются русские чиновники, в обязанности которых входил контроль за торговлей.

Больший урон булгарам наносили частые нападения ушкуйников, грабивших их города. Тяжелый удар по Булгарии был нанесен в 1431г. московским войском князя Федора Пестрого, после чего Булгария лишилась южных земель, которые перешли в подчинение Москвы. Самостоятельность сохранили только северные территории, центром которых являлась Казань. Именно на базе этих земель началось формирование в Среднем Поволжье нового государства — Казанского ханства и нового этноса —казанских татар и чуваш.

Справедливости ради сказать, первоначально, своими эти земли считали кочевые племена и, как могли, они защищали свои земли от поселенцев. Вот почему кочевники делали набеги на селения вновь прибывших жителей, угоняли скот, иногда сжигали деревни. Это был, своего рода протест против заселения исконно своих земель.

Из истории.

Для прочного закрепления завоеванной территории Среднего Поволжья и для защиты от набегов кочевых народов на левых берегах рек Волги и Камы царское правительство начинает строить оборонительные линии.

В средине 17 века были построены остроги-крепости: Ахтачинская – на реке Ахтай, Шешминская – на реке Шешма, Мензелинская – на реке Мензиля, Челны – на реке Кама.

В 1652-1656 гг. была построена первая Закамская оборонительная линия, которая начиналась от крепости Белый ЯР на Волге, далее шла к Ерыклинскому острогу, по Большому Черемшану к Билярску, по реке Шешма к Новошешминскому острогу и Мензелинскому. Все они были связаны между собой. Только благодаря этим оборонительным завалам останавливали набеги кочевников.

Кроме надельных общинных земель, в Егоркинской волости существовал участок в 725 десятин, приобретенной в 1864 г. в собственность из казны крестьянами трех деревень: Егоркино, Караульная Гора, Чувашская Менча. И эта земля до сих пор находится в собственности жителей.

Местное население использовало различные сельскохозяйственные орудия труда. Пахали землю с помощью тяжелого плуга, который назывался ага-пусь. Рыхлили почву сохой. В тяжелый плуг впрягали не менее трех лошадей. Сеяли вручную, разбрасывая семена из лукошка. Убирали хлеб серпом. Молотили вручную цепами. Использовался еще один способ молотьбы. Среди гумна стоял столб, к нему привязывали двух лошадей. Около столба клали развязанные снопы так, что бы лошади ходили по ним. Лошадей гоняли вокруг столба, и они своими копытами разминали колосья. Очищали зерно деревянными лопатами на ветру. Для размола зерна использовали ручные жернова. Много позже начали строить водяные и ветряные мельницы. Также кроме ржи и пшеницы сеяли овес, коноплю (чув. кандăр), лен (едĕн), гречиху(хура тулă).

На втором месте после земледелия было скотоводство. Крестьяне старались обязательно иметь лошадей, так как невозможно было выполнять без лошади все сельскохозяйственные и транспортные работы.

Кроме лошадей содержали коров, овец, коз, а чуваши и русские свиней. Лошадей и рогатый скот с ранней весны до поздней осени пасли на полях.

Было развито птицеводство. Держали гусей, уток, кур.

Продукты животноводства – мясо и молоко использовались в пищу. Из молока изготавливали масло, кислое молоко, сыр. Два раза в год – весной и осенью стригли овец. Из шерсти пряли нитки, вязали вещи. Также выделывали из овчины шубы и тулупы. Сыромятная кожа шла на конскую сбрую.

Ещё в 17 веке чувашам, татарам и другим народам северного Поволжья было запрещено заниматься кузнечным делом, чтобы не допустить изготовления оружия, которое использовалось во время народных восстаний. Много было среди них хороших оружейников. Оружейное дело передавалось по наследству еще с булгарских времен. Кузнецы бывали только заезжие, и только русские. Этот запрет был снят только в 19 веке.

На реке Большой Черемшан в Караульной горе была построена помещиком С.А. Оболенским водяная мельница. Это было по тем временам крупное промышленное предприятие. Затем в том месте образовалась артель "Единение". После Октябрьской революции он был переименован в поселок Маевка, но затем вернули первоначальное название. Кроме мельницы там же находилась и шерстобильня. На мельницу и шерстобильню съезжались со всей округи на телегах, запряженных лошадьми.

В селе Тюрнясево на средства князя С.А Оболенского был построен спиртзавод, который работает до сих пор.

Центрами являлись местные базары, которые открывались в крупных населённых пунктах. Проводились они регулярно один раз в неделю. Местные крестьяне продавали излишки продуктов, изделия своих промыслов и приобретали необходимые для себя товары. Базары были в селе Вишневая Поляна и Егоркино. Здесь продавались кроме всего прочего чай, сахар, табак, соль, посуда и т.д. В городе Чистополе проводились большие ярмарки.

Постепенно увеличивалась площадь пашенных земель, освобожденных от леса. Сеяли в основном просо, ячмень, рожь, овёс, коноплю, лен, гречиху.

Семена конопли употребляли в пищу ( кăндăр вăрри чемырки) и делали растительное масло. Кстати, река "Кондурча" имеет общие корни ("кăндăр" - конопля), берега этой речушки были заросшими коноплей.

Пшеницу почти не сеяли, так как она давала небольшой урожай. Обрабатывали землю простыми орудиями труда. Конечно, это был тяжелый труд, но нужда заставляла.

Огородничество долго не прививалось у чувашей. Картофель сажали только по приказу. Хмель не только собирали в лесу, но и сажали в больших количествах у себя в огороде. Он был незаменим в варении пива и кваса (сăра) и в выпекании хлеба. Разводили табак в огородах, который потом нарезали, перетирали, сушили. Курили трубку, как мужчины, так были и курящие женщины.

Также было развито пчеловодство, бортничество. У многих бортников в лесу были свои деревья с бортями. Но часто заводили пчел дома. Мед был единственным сладким продуктом и лакомством для детей.

У чуваш нельзя было продавать своих пчел – уйдет счастье.

Пчелиные борти.

Быт

Чувашские селения ("ял", тюрк. "аул") находились, как правило, у воды, у оврагов. Селения жителей часто располагались гнездами вокруг одного, более крупного населенного пункта. Hа юго-востоке, в степных районах и за пределами Чувашии, они располагались в линейном порядке вдоль рек. Чувашские деревни в прошлом не имели четкой уличной планировки. Дворы размещались группами вокруг двора родоначальника.

Булгарская юрта

Древние булгары долгое время были кочевым народом. Жилище у них была юрта, сделанная из теплого войлока. Но когда народ перешел к оседлому образу жизни, войлочные юрты заменили на шестиугольные деревянные срубы, очень похожие на юрты. 0 том, что и у предков чувашей были когда-то такие дома, свидетельствует характерное для них выражение ултă кĕтĕслĕ çурт ("шестиугольный дом"). Чуваши любой сруб характеризуют только по числу углов: ултă кĕтĕслĕ çурт (3, 4, 8 углов) и т. д. Впрочем, у чувашей и татар дом, жилище называется именно юртой (чув. çурт, тат.йорт).

 

Современный чувашский дом

 

Чувашская усадьба разделялась на килкарти, картиш - передний двор (т.е. собственно двор) и задний - анкарти.

К жилому дому (çурт, пўрт) пристраивалась клеть. Хозяйственные постройки у крестьянина-середняка состояли из амбара, конюшни, хлева (витĕ), сарая и погреба. Почти каждый чувашский двор имел летнюю кухню - лас. Баня (мунча) строилась на некотором удалении от усадьбы, на склоне оврага, у реки.

Состоятельные крестьяне имели две избы, добротные двухэтажные амбары, целый комплекс помещений для хранения урожая, содержания скота. У зажиточных крестьян усадьба включала до 30 строений, у бедняков - лишь избу, сени, (заменявшие амбар), и хлев. Дворы огораживались дубовым забором.

С конца ХIХ в. в чувашских деревнях получают распространение двух-трехстворчатые ворота с двускатной крышей - русские ворота"(вырăс хапха ). Их столбы украшались рельефной резьбой, булгарским солярным кругом и "веревочкой".

Во дворе под навесом лупасай хранился набор транспортных средств: телега (урапа), дроги (варăм урапа), сноповозка (кăрман) и сани (çуна).

Зажиточные крестьяне имели праздничные экипажи - тарантас с плетеным кузовом, сани со спинкой, свадебные кибитки (кеме) с обтянутым кожей полузакрытым кузовом.

Внешняя отделка и украшение домов в далеком прошлом почти не применялись. Tолько у зажиточных крестьян фризы домов украшались резьбой. Резьба (чаще солярный круг) накладывалась также на столбы ворот.

Интерьер чувашского дома был прост. Сеней первоначально не имелось, устраивался только чуланчик. С начала ХIХ в. у чувашей появляются рубленые сени. Внутри избы вдоль стен устраивались широкие нары, над дверью, у печи, - полати. Окна затягивались специально обработанным пузырем. Глинобитная печь имела заглубленный очаг и топилась по-черному, дым выпускался через волоковое окно в углу.

С середины ХIХ в. чуваши начинают ставить русские печи с дымоxодом. Однако в них при этом традиционный очаг - "вучах"- с подвешенным котлом у верховых чувашей и вмазанным котлом - у низовых - сохраняется.

Чувашский лас - это четырехугольный сруб с земляным полом, без потолка и окон, сложенный из камней. В нем летом готовили и принимали пищу, варили пиво.

Обстановка в чувашской избе

 

Во второй половине ХIХ в. зажиточные чувашские крестьяне стали возводить более просторные и благоустроенные дома. Вместо курных изб появляются белые избы и каменные дома с застекленными окнами и теплыми сенями. В домах заводятся предметы русской крестьянской, а иногда и городской обстановки. Лучина и сальные свечи постепенно заменяются керосиновыми лампами.

Чувашская одежда

Одежда традиционного типа имела разнообразные формы и варианты. Материалом для одежды чувашей служили холст, домотканое сукно, покупные ткани, войлок, кожа. Для обуви использовались также липовое лыко, луб, дерево. Материал для одежды изготовлялся в основном в домашнем хозяйстве. Из конопли и льна ткали холст. Праздничную одежду шили из тонкого холста (çинçе пир), а из холста среднего качества (ватам пир) — рабочие рубахи, шаровары. Тонкое сукно из овечьей шерсти (тала) шло на праздничные и свадебные кафтаны (сǎхман), грубое — на обычные кафтаны и чапаны.] В ансамбль женской одежды входит: кӗпе (рубашка) с нагруд. медальонами кӗскӗ, шупӑр (вид халата), чӗр ҫитти (передник), пиҫиххи (пояс), платки, атӑ (сапоги), тӑла (онучи, белые у низовых и средненизовых, черные у верховых), головной убор у девушек тухья с закрытым, конусообразным или хушпу с открытым верхом у замужних женщин, сурпан и сурпан тутри (женские полотенцеобразные повязки), чалма (повязка поверх сурпана), масмак (налобная повязка). К чувашским украшениям с монетами, бусами и бисерным шитьем относятся теветь (чересплечная перевязь), сӑрка (подвеска), алка (серьги), шӑрҫа, мӑя (шейные наряды), ама, шÿлкеме, сурпан çакки (нагрудные украшения), ҫӗрӗ (кольцо), сулӑ (браслет), яркӑч (набедренники), сарӑ (поясной наряд), йӗс хъре (нахвостник), ҫӳҫ туни тенки (накосник), енчӗк (кошелечек для зеркала и монет), тӗкӗр (поясное зеркальце) и др. Мужчины носили кӗпе(рубашка), йӗм(штаны), сапоги, валенки, лапти, шляпу, а жених — ҫулӗк, кӗрÿ тутри (вышитый наспинный платок с бахромой), в руке держал саламат (нагайку). Мальчиков одевали идентично взрослым, но без принадлежностей ритуального характера.

 

 

Мужской национальный костюм

Национальные блюда.

Были и есть у чувашей национальные блюда, которое сохранилось до наших времён. Чувашская кухня испытала влияние русской, татарской, удмуртской, марийской, но несмотря на это она сохранила национальные черты. В блюдах чувашской кухни одним из основных продуктов являются овощи. Чуваши издавна занимались земледелием и животноводством, поэтому в кухне большая доля зерновых продуктов и мяса. Но мясо было сезонным продуктом, во время забоя скота. Только с конца XIX века появляется картофель. Супы отличаются разнообразием: мясной или рыбный бульон с приправами (яшка), наваристый мясной суп (шурпе), зелёные щи, окрошка по-чувашски, молочный суп, турӑх яшки (холодный суп).

Старинные жернова

 

Без хлеба не проходит ни одна трапеза чувашей. В языческие времена хлеб считался священным, его могли резать только глава или старшие члены семьи. Детей приучали подбирать упавшие во время трапезы хлебные крошки. Чуваши издавна пекли пироги с крупами, с ягодами (куколь), овощами, творогом (пуремеч), мясом или рыбой (хуплу). Последний готовили в основном в праздничные дни. С появлением картофеля в кухне из него стали делать лепёшки и ватрушки. Чуваши пекли блины и оладьи, куда добавляли овощи. Чуваши в основном ели баранину, свинину, говядину. Низовые чуваши употребляли в пищу конину. Мясные блюда в основном готовились к праздникам. Это могла быть колбаса из желудка овцы, начинённого мясом и салом (шӑртан) или, к примеру, варёная колбаса с крупяной начинкой, приготавливаемой с добавлением рубленого мяса или рыбы и крови (тултармӑш). Из дичи ели, в основном, зайчатину. Чуваши, жившие на берегах рек, промышлявшие рыболовством употребляли в пищу много рыбы.

В основном использовалось коровье молоко. Его пили в "чистом" виде (сет), а также кислым (турӑх). Делали из него творог и творожный сыр (чӑкӑт). Среди низовых чувашей был распространен и кумыс. Готовили сливочное масло. Однако сами его ели мало — больше продавали. Нередко в изделия из творога добавляли картофель.

Мёд был основной сладостью. Из него делали корчаму, мӑрсалу (медовуху). Считается, что у чувашей пиво появилось во второй половине XIX века. Чувашское пиво варили из ячменного или ржаного солода. Также был распространён чай и квас. Для чая заготавливались различные травы: душица, зверобой, иван-чай и другие.

 

 

Язычество.

В священной роще

 

Как мы уже знаем, чуваши изначально были язычниками. В чувашском язычестве верхнего бога Султи Турă с его семейством окружали подчиненные ему добрые божества, такие как Кепе, ведавший судьбами людей, Пулехсе, непосредственно назначавший людям судьбу, Пихампар, дающий людям их душевные качества, он же покровитель домашнего скота, Пирешти, охраняющий людей от несчастий. В пантеоне злых богов и духов после дьявола Шуйттана видное место занимал грозный полевой бог Киреметь. Киремет карти - место совершения общественных жертвоприношений и молений. Как и многие термины древнечувашской религиозной и мифологической сферы, слово "киремет" имеет несколько значений. Это и божество, брат всевышнего бога Турă, и глава злых сил, и место жертвоприношения.

Первоначально Киремет считался родным братом-близнецом всевышнего бога сÿлти Тура. В представлениях о Турă и Киремет отразились древние воззрения о двуедином начале творца Вселенной: доброе начало олицетворялось в образе Турă, а злое — в образе Киремет. Оба близнеца участвовали в акте сотворения Вселенной. Первоначально Киремет активно помогал Турă в его делах, но часто терпел неудачи, за что Бог предопределил ему второстепенное, подчиненное положение.

Первоначально Турă и Киремет обитали в верхнем мире, и Киремет служил посредником между Богом и людьми. По поручению Турă он разъезжал по земле на тройке прекрасных лошадей и творил суд над нарушителями установленного порядка. Такое подчиненное положение со временем перестало его устраивать, и Киремет выходит из подчинения Турă, начинает совращать людей. За ослушание Турă изгоняет его из верхнего мира на землю. На земле Киремет начал притеснять чувашей, отбирал у них жен и девушек, а на тех, кто противился, насылал болезни и несчастья. Чуваши пожаловались богу, и Турă решил изгнать Киремет в преисподнюю. Но за него заступилась одна женщина, и Турă разрешил Киремет жить в оврагах и лесах. Киремет наплодил много детей, и они также расселились по оврагам и лесам...Число Киреметей у чувашей достигало 11-12. В их честь устраивали коллективные моления с жертвоприношениями. Место поклонения Киреметю огораживалось забором и считалось особо почитаемым. И в нашей деревне были два таких священных места. Одно в на правом берегу, на самом высоком месте. И на левом берегу , рядом с кладбищем(Сăртра). Там находились священные рощи и места для жертвоприношений.

Злым духом у чувашей считался Йерех, живущий рядом с человеком. Он представлял собой женщину или мужчину, оловянную фигурку или куколку. Хранились они почти в каждом доме в специальных кузовках или лукошках. Сроки проведения религиозных обрядов определяли знахари (юмас, мачавар).

Обряды

Языческие жертвоприношения и молитвы у чувашей говорят о том, что у них было многобожие.

Весной, прежде чем обрабатывать землю, совершают жертвоприношение с выпрашиванием богатого урожая у Бога. Прежде чем выпустить скот на пастбище, во время созревания хлеба опять-таки просят только Его благословения на скот и на зерно. А осенью, когда уходят домой с поля и вымолачивают первый хлеб, когда из-за снега скот теснится в загоне, опять-таки приносят Богу Турă благодарственные жертвы за обильный урожай и хороший приплод скота. В этих молитвах никогда ни словом не упоминается о каком-то другом Боге, упоминают только его единственного и благодарствуют за полученное благо. Правда, кроме жертв, приносимых этому единственному Богу, встречаются и прочие мелкие жертвоприношения, в которых молятся домовому хĕрт-ҫурт или киреметям . Это небольшие жертвы, благодаря которым стараются жить в хороших отношениях со злыми духами, иначе те повредили бы им, измучили бы болезнями, страданиями.






Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.225 с.) Главная | Обратная связь