Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Третья ступень: благодеяние (искренность) и его определение.



ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНЬЮ ЯВЛЯЕТСЯ ИСКРЕННОСТЬ (БЛАГОДЕЯНИЕ), ОСНОВЫВАЮЩАЯСЯ НА ОДНОМ СТОЛПЕ, А ИМЕННО – НА ТОМ, ЧТОБЫ ТЫ ПОКЛОНЯЛСЯ АЛЛАХУ ТАК, БУДТО ТЫ ВИДИШЬ ЕГО, А ЕСЛИ ТЫ ЕГО НЕ ВИДИШЬ, ТО ПОМНЯ О ТОМ, ЧТО ОН ВИДИТ ТЕБЯ. УКАЗАНИЕМ НА ЭТО ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «ПОИСТИНЕ, АЛЛАХ С БОГОБОЯЗНЕННЫМИ И ТЕМИ, КТО ТВОРИТ ДОБРО!».«Пчелы», 128.АЛЛАХ ВСЕВЫШНИЙ ТАКЖЕ СКАЗАЛ: «И УПОВАЙ НА МОГУЧЕГО, МИЛОСЕРДНОГО, КОТОРЫЙ ВИДИТ ТЕБЯ, КОГДА ТЫ ВСТАЕШЬ, И ВИДИТ, ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ СРЕДИ СОВЕРШАЮЩИХ ЗЕМНЫЕ ПОКЛОНЫ. ПОИСТИНЕ, ОН – СЛЫШАЩИЙ, ЗНАЮЩИЙ!».«Поэты», 217-220. АЛЛАХ ВСЕВЫШНИЙ ТАКЖЕ СКАЗАЛ: «В КАКОМ БЫ ТЫ НИ БЫЛ СОСТОЯНИИ И ЧТО БЫ НИ ЧИТАЛ ИЗ КОРАНА, И ЧТО БЫ ВЫ НИ ДЕЛАЛИ, МЫ БУДЕМ СВИДЕТЕЛЯМИ ВАШЕГО ДЕЛА, КОГДА ВЫ ОТДАДИТЕСЬ ЕМУ».«Йунус», 61.

(БЛАГОДЕЯНИЕ)*.Благодеяние (ихсан) есть нечто противоположное причинению зла (иса’а). Суть благодеяний состоит в том, чтобы человек не жалел сил, творя одобряемое, и воздерживался бы от причинения вреда другим. Это означает, что он должен делать добро рабам Аллаха, используя для этого свое имущество, свое положение, свое знание и свое тело. *[«Благодеяние» является буквальным переводом религиозного термина «ихсан», который часто встречается в Коране и сунне и понимается как искренность, проявляемая мусульманином при исполнении им своих религиозных обязанностей и противопоставляемая ханжескому благочестию (рий’а)].

Что касается имущества, то здесь подразумевается то, что человек тратит на подаяние и закят, причем наилучшим видом благодеяний, совершаемых посредством материальных затрат, является закят, ибо закят относится к числу столпов ислама и его великих основ, и поэтому ислам человека не может быть полноценным без выплаты закята. Для Аллаха Всемогущего и Великого закят является самой любимой из затрат, примыкает же к закяту то, что человек должен тратить на свою жену, свою мать, своего отца, своих детей, своих братьев, своих племянников, своих сестер, своих дядей и теток и так далее. За этим следует подаяние бедным и прочим людям, заслуживающим того, что чтобы им помогали подобным образом, например, ищущим знания.

Что касается совершения добрых дел с помощью использования своего положения, то не следует забывать о том, что люди занимают разное положение, и среди них есть такие, кто пользуется влиянием у правителей и может использовать свое влияние в тех случаях, когда кто-нибудь просит их о заступничестве перед обладающим властью, что может выразиться в отвращении вреда или оказании человеку благодеяния.

Если говорить о знании, то человек может с его помощью оказывать благодеяния рабам Аллаха, наставляя их во время общих и частных встреч, даже если речь идет о встрече за чашкой кофе. Обучение людей и наставление их относится к числу благодеяний. Если ты принимаешь участие во встрече большого количества людей, то благом будет научить их чему-либо полезному, но при этом тебе следует действовать мудро и не слишком обременять их, увещевая их и разговаривая с ними, ибо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) тоже обращался к людям со своими проповедями, избегая многословия, так как душам свойственно испытывать скуку и уставать, а когда они начинают испытывать скуку, они ослабевают, что может привести к тому, что из-за многословия говорящего души почувствуют отвращение к благу.

Что же касается благодеяний, оказываемых людям посредством тела, то об этом пророк, да пребудут над ним благословения и мир, сказал так: «Милостыней может считаться и та помощь, которую ты оказываешь человеку, подсаживая его, когда он садится на свое верховое животное, или помогая погрузить поклажу». Таким образом, ты можешь помочь человеку, погрузив его поклажу, или указав ему дорогу или сделав нечто подобное, и все это будет благодеянием по отношению к рабам Аллаха.

Если же говорить об искренности в поклонении Аллаху, то суть ее в том, чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, как сказал об этом пророк, . Такое поклонение, то есть поклонение человека его Господу так, будто он видит Его, является поклонением страсти и желания, к которому человека приводит внутреннее побуждение, ведь этого желает тот, кого он любит, а человек поклоняется Ему, будто он видит Его, и поэтому Он стремится к Нему, обращается к Нему и хочет приблизиться к Нему, слава Ему. «…а если ты не видишь Его, то помня о том, что Он, поистине, видит тебя». Такое поклонение можно назвать поклонением бегства и страха, и поэтому эта ступень искренности является второй. То есть: если ты не можешь поклоняться Аллаху Всемогущему и Великому так, будто ты видишь Его и стремишься к Нему под воздействием внутренних побуждений, то поклоняйся ему, помня о том, что Он видит тебя. Это будет поклонением боящегося Его и убегающего от Его мучения и Его наказания, что считается более низкой ступенью, чем поклонение первого вида.

О поклонении Аллаху Всевышнему, слава Ему, хорошо сказал Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах: «Поклонение Милосердному – это крайняя любовь к Нему в сочетании с покорностью поклоняющегося Ему, что и является двумя столпами этого поклонения».

Итак, в основе поклонения лежат крайняя любовь и крайняя степень покорности. Любовь подразумевает собой стремление, а покорность предполагает страх и бегство, что и указывает на искренность в поклонении Аллаху Всемогущему и Великому.

Если человек станет поклоняться Аллаху таким образом, то можно будет сказать, что он проявляет искренность по отношению к Аллаху Всемогущему и Великому, и поклонение его не имеет ничего общего с лицемерием, так как цель его состоит не в том, чтобы снискать себе добрую славу или похвалы людей. Такого человека не интересует, знают люди об этом или нет, ибо в любом случае он остается искренним в своем поклонении. Более того, признаком совершенной искренности является желание того, чтобы люди не видели поклонения человека его Господу и оно оставалось бы тайным, если только объявление об этом не пойдет на пользу мусульманам или исламу, например, если у человека есть последователи, которые берут с него пример, или если он хочет показать другим, как следует поклоняться, или если он хочет сделать свое поклонение явным, чтобы показать пример своим коллегам, товарищам и друзьям, ибо тогда в этом будет заключено благо. Польза от такого поклонения может оказаться большей, чем от поклонения тайного, и в связи с этим Аллах Всемогущий и Великий воздает хвалу тем, кто тратит свои деньги тайно и скрыто. Поэтому если тайная форма поклонения принесет больше пользы сердцу и будет больше способствовать обретению покорности и обращению к Аллаху, то поклоняйся тайно, если же открытость поклонения пойдет на пользу исламу, поскольку продемонстрирует людям действие его установлений, и мусульманам, которые будут брать пример с человека, поступающего определенным образом, то поклоняйтесь Аллаху открыто. Верующему следует обращать внимание на то, что окажется наиболее подходящим, ибо чем больше пользы принесет его поклонение, тем лучше.

 

 

Хадис Джибраиля (мир ему).

УКАЗАНИЕМ НА ЭТО МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ИЗВЕСТНЫЙ ХАДИС О ДЖИБРИЛЕ, ПЕРЕДАВАЕМЫЙ СО СЛОВ УМАРА (да довольствуется им Аллах) КОТОРЫЙ СКАЗАЛ:

- ОДНАЖДЫ, КОГДА МЫ СИДЕЛИ ВМЕСТЕ С ПОСЛАННИКОМ АЛЛАХА (да благословит его Аллах и приветствует) К НАМ ПОДОШЕЛ ЧЕЛОВЕК В ОСЛЕПИТЕЛЬНО БЕЛЫХ ОДЕЖДАХ С ИССИНЯ ЧЕРНЫМИ ВОЛОСАМИ, ПО ВИДУ КОТОРОГО НЕЛЬЗЯ БЫЛО СКАЗАТЬ, ЧТО ОН ПРОДЕЛАЛ БОЬШОЙ ПУТЬ, И КОТОРОГО НИКТО ИЗ НАС НЕ ЗНАЛ, ОН СЕЛ РЯДОМ С ПРОРОКОМ (да благословит его Аллах и приветствует) ТАК, ЧТО КОЛЕНИ ИХ СОПРИКОСНУЛИСЬ, И СКАЗАЛ: «О МУХАММАД, ПОВЕДАЙ МНЕ ОБ ИСЛАМЕ». ПОСЛАННИК АЛЛАХА (да благословит его Аллах и приветствует) СКАЗАЛ: «СУТЬ ИСЛАМА В ТОМ, ЧТОБЫ ТЫ ЗАСВИДЕТЕЛЬСТВОВАЛ, ЧТО НЕТ БОЖЕСТВА, КРОМЕ АЛЛАХА, И ЧТО МУХАММАД – ПОСЛАННИК АЛЛАХА, ТВОРИЛ МОЛИТВУ, ВЫПЛАЧИВАЛ ЗАКЯТ, ПОСТИЛСЯ В РАМАДАНЕ И СОВЕРШИЛ ХАДЖЖК ДОМУ, ЕСЛИ У ТЕБЯ БУДУТ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ ПАЛОМНИЧЕСТВА СРЕДСТВА И ЗДОРОВЬЕ». ОН СКАЗАЛ: «ТЫ СКАЗАЛ ПРАВДУ»-, А МЫ УДИВИЛИСЬ ТОМУ, ЧТО ОН ЗАДАЕТ ПРОРОКУ ВОПРОСЫ И ПОДТВЕРЖДАЕТ ПРАВИЛЬНОСТЬ ОТВЕТОВ. ПОТОМ ОН СКАЗАЛ: «ПОВЕДАЙ МНЕ О ВЕРЕ». ОН СКАЗАЛ: «СУТЬ ВЕРЫ В ТОМ, ЧТОБЫ ТЫ ВЕРИЛ В АЛЛАХА, В ЕГО АНГЕЛОВ, В ЕГО ПИСАНИЯ, В ЕГО ПОСЛАННИКОВ И В ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ И ЧТОБЫ ВЕРИЛ ТЫ В ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ, КАК ХОРОШЕЕ, ТАК И ДУРНОЕ». ОН СКАЗАЛ: «ТЫ СКАЗАЛ ПРАВДУ». ПОТОМ ОН СКАЗАЛ: «ПОВЕДАЙ МНЕ ОБ ИСКРЕННОСТИ». ПРОРОК СКАЗАЛ: «СУТЬ ИСКРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТОБЫ ТЫ ПОКЛОНЯЛСЯ АЛЛАХУ ТАК, БУДТОТЫ ВИДИШЬ ЕГО, А ЕСЛИ ТЫ НЕ ВИДИШЬ ЕГО, ТО ПОМНЯ О ТОМ, ЧТО ОН, ПОИСТИНЕ, ВИДИТ ТЕБЯ». ПОТОМ ОН СКАЗАЛ: «ПОВЕДАЙ МНЕ О ЧАСЕ». ОН СКАЗАЛ: «СПРАШИВАЮЩИЙ ОБ ЭТОМ ЗНАЕТ НЕ БОЛЬШЕ ТОГО, У КОГО СПРАШИВАЮТ». ТОГДА ОН СКАЗАЛ: «ПОВЕДАЙ МНЕ О ПРИЗНАКАХ ЭТОГО ЧАСА». ПРОРОК СКАЗАЛ: «ОН ПРИБЛИЗИТСЯ, КОГДА НЕВОЛЬНИЦА РОДИТ ТУ, КОТОРАЯ ТАНЕТ ВЛАСТВОВАТЬ ЕЮ. ИКОГДА ТЫ УВИДИШЬ, ЧТО РАЗМЕРАМИ СВОИХ ЖИЛИЩ СТАНУТ КИЧИТЬСЯ БОСЫЕ, НАГИЕ И НУЖДАВШИЕСЯ ПАСТУХИ». А ПОТОМ ОН УШЕЛ, МЫ ЖЕ ДОЛГО СИДЕЛИ ТАК, ПОСЛЕ ЧЕГО ПРОРОК СКАЗАЛ: «О УМАР, ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, КТО ЗАДАВАЛ ЭТИ ВОПРОСЫ?» Я ОТВЕТИЛ: «АЛЛАХ И ПОСЛАННИК ЕГО ЗНАЮТ ЛУЧШЕ». ТОГДА ОН СКАЗАЛ: «ЭТО ДЖИБРИЛ ПРИХОДИЛ К ВАМ, ЧТОБЫ НАУЧИТЬ ВАС ВАШЕЙ РЕЛИГИИ».

(ХАДИС)Ранее нами уже было дано объяснение большей части этого хадиса.

 

 






Читайте также:

  1. D. Правоспособность иностранцев. - Ограничения в отношении землевладения. - Двоякий смысл своего и чужого в немецкой терминологии. - Приобретение прав гражданства русскими подданными в Финляндии
  2. I. Наименование создаваемого общества с ограниченной ответственностью и его последующая защита
  3. I. Ультразвук. Его виды. Источники ультразвука.
  4. I. Характер отбора, лежавшего в основе дивергенции
  5. II. Вычленение первого и последнего звука из слова
  6. II. Однородные члены предложения могут отделяться от обобщающего слова знаком тире (вместо обычного в таком случае двоеточия), если они выполняют функцию приложения со значением уточнения.
  7. II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА (по источнику «ПОУЧЕНИЕ ГЕРАКЛЕОПОЛЬСКОГО ЦАРЯ СВОЕМУ СЫНУ МЕРИКАРА»
  8. II.1. Общая характеристика отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
  9. III. Проверка полномочий лица, подписывающего договор
  10. III. Регламент переговоров и действий машиниста и помощника машиниста в пути следования
  11. III. Соблазн и его непосредственные последствия
  12. IV. Разработка самоотменяющегося прогноза


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.093 с.) Главная | Обратная связь