Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава VI. Античная культура: социальные и духовные основы



Глава VI. Античная культура: социальные и духовные основы

Античность (лат. antigus – древний) – термин, обозначающий цивилизацию и культуру Древней Греции и Древнего Рима в период с XIII-XII вв. до н. э.– IV-V вв. н. э. Это период, связанный с зарождением, развитием и упадком рабовладельческого общества.

В истории мировой культуры каждый период по-своему ценен и важен для науки. Но особое, можно сказать, исключительное место в европейской и во всей общепланетарной цивилизации занимает античная культура, прежде всего древнегреческая. Античная культура Средиземноморья по праву считается величайшим творением человечества. Древним грекам («эллинам») и римлянам удалось достичь невиданных ранее высот почти одновременно во многих областях культуры:

а) в области экономики обеспечен производительный труд подневольных рабов, получили развитие частнособственнические отношения, межгосударственные торговые связи, складывалась система торгово-денежных отношений, производство ориентировалось на рынок;

б) в области государственного устройства возникло многообразие развитых форм: демократия, аристократическая республика, древнегреческая тирания, империя;

в) в области духовной культуры была рождена модель гармонически развитого свободного человека, в котором сочетались высокие душевные качества и физическое (телесное) совершенство;

г) в области творческой деятельности возникла богатейшая мифология, созданы величайшие произведения литературы и искусства, поражает необычайное разнообразие философских идей, точность математических доказательств. Европейская цивилизация, уходящая корнями в античность, получила мощный фундамент для дальнейшего развития своей культуры в течение последующих тысячелетий.

Наследие, оставленное античной культурой, трудно переоценить. С этим все согласны, но мало кто по-настоящему понимает эту великую непреходящую роль и значение античности не только в прошлом, но и в настоящем. Так что же такое античная культура в своих исходных, основополагающих понятиях? Прежде всего, в истории развития античности ученые выделяют несколько отдельных периодов (этапов).

Периодизация античной культуры

Древняя Греция Древний Рим
Гомеровский период (XI–IX вв. до н. э.) Культура царского Рима (VIII-VI вв. до н.э.)
Архаический период (VIII–VI вв. до н.э.) Культура Римской республики ( V–I вв. до н.э.)
Классический период (V–IV вв. до н.э.) Культура Римской империи ( I–V в. н.э.)
Эллинистический период (IV–I в. н.э.)  

Античность: Древняя Греции и Древний Рим (III-II тыс. до н. э. – V в. н.э.), с одной стороны – это явная целостность, обладающая многими общими чертами, а, с другой – она внутренне неоднородна, в конкретных проявлениях специфична, противоречива. Она многослойна, динамична и прошла в своем развитии целый ряд относительно самостоятельных этапов, где каждый из них вносит свои особенности в общее целое.

Мифологичность и политеизм.

5. Телесность, пластичность. Культ тела человека, пластичность проявлялись в облике прекрасных богов, вискусстве, предметной среде.

6. Агонистичность, т. е. состязательность (агон – состязание), нацеленность на победу характеризует все сферы жизни: политические дебаты, диспуты, спортивные игры (общегреческие, общеримские), художественные состязания, научные диалоги или споры в поиске истины, что впервые привело к формированию научных законов и систем доказательств и пр. Главное — проявить гражданскую доблесть, не преследуя материальную выгоду, воплощая ценности, идеалы своего полиса. Для римлянина главное — честь, могущество и достоинство Рима.

Рациональность — это стремление понять мир в целом как часть космоса и составляющие его элементы, просчитать их соотношение, выявить пропорции, нормы, каноны.

Римляне внесли черты трезвого миропонимания, точный расчет, практицизм, представления о нормативности миропорядка, обязательности римского права, конкретность религиозных представлений, тяготение к точности исторических фактов и пр.

8. Праздничность, зрелищность, красочность. Большинство античных праздников совершалось в честь главных богов и связывалось с религиозными ритуалами, обрядами, культовыми действами, календарным циклом и даже историческими событиями. Ярко оформленные, они сопровождались шествиями, музыкально-драматическими, хореографическими представлениями. У римлян вошли в обиход гладиаторские бои, схватки хищников.

Ценности полисного человека

Полисная организация социально-культурной жизни, универсальные качества культуры формируют специфические ценности полисного человека, их особенности:

1. Коллективизм (социальная солидарность) внутри греческого полиса, где каждый является членом коллектива, гражданской общины, от блага которой зависит благо отдельного человека. Индивидуальность подчинена коллективу и интерес коллектива — это правильно понятый собственный интерес. Для римлянина главное – Рим с его особыми правами, правом властвовать над другими народами и подчинять их Риму.

2. Свободолюбие. Это свобода, которую дает полис. Грек и римлянин ценит свободу отстаивать свои интересы, противопоставляя себя рабу. Это свобода от самоуправства властей, свобода как политико-экономическая независимость гражданина и государства, как равенство всех перед законом: «Знай хорошо, что я не променяю всех своих страданий на рабское служенье» (Эсхил).

3. Патриотизм, гражданственность. Для гражданина полиса главная цель и долг защищать свой полис, не жалея жизни, сознательно служить ему. Для римлянина долг — служить Риму, дорожить римским гражданством как высшей ценностью, умножать его могущество.

4. Активность, личная доблесть, чувство собственного достоинства, личная ответственность. Образец античной добродетели — не терять достоинства ни при каких обстоятельствах. Восточный герой силен причастностью к сверхъестественной силе, античный — тем, что все может сделать сам, благодаря ловкости, уму, физическому совершенству.

5. Дух беспредельного величия Рима, право повелевать другими народами, основанный на «Римской идее», стремлении Рима к мировому господству.

Культура Древнего Рима

Эпигонство (от греч. epigonoi – рожденный) после; пренебрежительное обозначение поздних, измельчавших представителей какого-либо научного течения, школы.

О культуре Древнего Рима в научной литературе высказано немало различных, нередко противоречивых точек зрения. Так, Освальд Шпенглер Древний Рим относил к «эпохе цивилизации», когда «душа культуры» теряет свою творческую потенцию – способность создавать новые духовные ценности. Самобытность римской культуры отрицал и Арнольд Тойнби. Римляне нередко представлялись лишь эпигонами, которые постоянно воевали и подражали греческим образцам, не достигая их высот, не создавая ничего своего.

Такая точка зрения сегодня преодолена, в том числе и учеными России.Выдающийся российский ученый доктор исторических наук Георгий Степанович Кнабе пишет: «Древний Рим играет ключевую роль в истории европейской, да и мировой культуры. … Многие основополагающие духовные представления и нормы общественной жизни, традиционные ценности, социально-психологические стереотипы, переданные Римом Европе (независимо от того, усвоил ли он их от Древней Греции или выработал самостоятельно), на протяжении более полутора тысяч лет, вплоть до XIX столетия, составляли почву и арсенал, язык и форму европейской культуры» [6]. Отрицать величие Древнего Рима невозможно. Римляне были не только отважными воинами, но и великими созидателями: архитекторами, инженерами, строителями, администраторами, юристами, писателями, философами, учеными в разных областях знаний. Культура Древнего Рима – это сложное, многослойное явление, отличающееся большим разнообразием и пестротой форм. Римлян мало интересовала натурфилософия, созерцание Космоса, тайны мироустройства, их больше занимали хозяйственные заботы, житейские будни. Практицизм и рационализм, даже утилитарный подход к знаниям привели к тому, что в Древнем Риме практические методы ведения хозяйства возобладали над теоретическими разработками. По обычаю предков наибольшей ценностью признавались не слова, а деяния. Поэтому не теории, а стремление к прикладному знанию лежали в основе римской культурной традиции. На передний план выходят вопросы управления государством, политика, военное дело. Характерной особенностью римской культуры стал универсализм.

В практической деятельности римлянам не было равных: в области государственного устройства, в строительном деле, сельском хозяйстве и т. п.[7] В центре правоотношений – интересы индивида-собственника, а также ценностная основа правопорядка, ее содержание: справедливость, равенство; целесообразность; добросовестность. Риторика как искусство судебного и политического красноречия стала ступенью в римскую элиту. Термины и понятия составляют основу современной юриспруденции.

Философия, наука и техника

 
Философия становится житейской мудростью, в основных ее направлениях наибольшее значение приобретает этика, морально-нравственные эталоны, имеющие практическую ориентацию.

Характерной особенностью римской культуры стал универсализм, так как Древний Рим стремился стать государством вселенским. Римские мыслители не стремились к оригинальным научным исследованиям, а создавали обширные многотомные труды на основе уже накопленного опыта в сфере разных научных дисциплин, что явилось не компиляцией, а обобщением, систематизацией, описанием энциклопедического характера существующих знаний. Энциклопедичность (многостороннее знание), универсальность стала специфической особенностью римских мыслителей. Энциклопедистами были Варрон, Цицерон, Витрувий, Катон, Цельс, Плиний Старший др.При этом на первый план вышли конкретные науки.


 

Эратосфен стал создателем первой карты Земли («Географические записки»), определения окружности Земли. Большое место занимала санитария и гигиена с использованием терм. Колумелла выдвинул тезис о возможности умножения плодородия почвы, используя вековой практический опыт и достижения сельскохозяйственной теории.

 

 
 

 


Немало нового внесли римляне в развитие техники, особенно связанной со строительным делом. Благодаря техническим приемам и следованию эталонам и идеалам Рима как великого государства оно приобрело особое значение. Рим как столица империи должен был воплощать величие, красоту и мощь уже не полиса (цивитас), а мировой державы. Римляне изобрели бетон как важнейший строительный материал, разработали новый способ возведения зданий, планировки городов, методы использования арок и арочных конструкций, способы создания обширных пространств, свободных от внутренних опор и основанных на сводчатых и купольных конструкциях, что позволило по-новому решать в отличие от греков планировку зданий. Созданы новые типы жилища: виллы для патрициев, инсулы – многоэтажные дома для бедноты. В этом отразился рационализм и практицизм римской культуры.

Благоустройство Рима соответствовало его престижу — водоснабжение, мощеные дороги, оборонительные стены (например, Сервиева стена). Все это потребовало развития техники, инженерного дела, практического применения законов гидравлики, механики, математики и пр. Римляне создали ротационную и водяную мельницу, винтовой пресс, грузоподъемные краны и пр.

В списке занятий, достойных свободного человека, не оказалось живописи, ваяния, которые отнесены к ремеслу. Труд ремесленников приравнивался к рабскому и потому рассматривался как недостойный для свободного римлянина.

Художественная культура Древнего Рима

Особенности и ценности древнеримской культуры достаточно явственно проявляются в художественной культуре. Это – литература, архитектура, изобразительные искусства, музыка и пр., где ярко проявляется взаимовлияние римской, греческой, эллинистической культур, но, как и в сфере философии, науки, усвоение инонациональных традиций происходит не механически, а в соответствии с римскими традициями.

Устное словесное безымянное творчество на ранних стадиях, как и у других народов, было связано с культом, с трудовыми процессами, с праздниками. Это – религиозный гимн, священная песнь (carmen), например песнь Салиев (один из древнейших памятников италийского свободного стихотворного размера). Письменно фиксировалась лишь деловая проза.

Римская литература изначально испытывала влияние Греции, но героический эпос гомеровского типа в Риме не появился, так как мифы сливались с историей, что проявилось в авторских эпопеях: «Пуническая война» Г. Невия, «Летопись» Энния и пр. С III–II вв. появляется собственно римское авторское творчество.

 

Императорский Рим – огромное централизованное государство с единовластным правителем. Но в отличие от раздробленной на суверенные полисы Древней Греции в нем не сформировалась единая культура, так как инонациональные, завоеванные Римом территории продолжали сохранять свои самобытные традиции в различных сферах культуры.

 

* * *

 

Греко-римская античность (IX в. до н. э.–V в. н.э.) оставила миру великие достижения:

v первый опыт демократического устройства, государства, общества;

v богатейшее мифотворчество;

v непреходящие художественные ценности;

v понятие идеала как гармонии внешнего и внутреннего в мире и человеке, т.е прекрасного и доброго — калокагатии;

v многообразие философских идей, основанных на рационально-логическом знании;

v основные проблемы мироздания: бытие и становление, единое и многое, предел и беспредельное, число и величина, мера и сущность, материя, Космос и многое другое;

v богатство и разнообразие научных идей, гениальных прозрений, питающих мировую научную мысль;

v систему детально разработанного римского права, ставшего образцом мирового значения;

v христианство – одну из трех мировых монотеистических религий.

Взаимодействие и творческое использование древнегреческого и древнеримского наследия в культуре создали Европейскую Цивилизацию и самого европейца как социокультурный феномен: единство слова и дела, идеи и ее воплощения, теории и практики, гармонии и пользы. Это драгоценное наследие Античности не исчезло в «отвалах» истории, оно работает и сегодня, обогащая наш сложный технократический мир. Сама история и время подтверждает вывод, сделанный Ф. Энгельсом: «Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы»[8].

 

 

Литература

Аверинцев С. С. и др. Древние цивилизации. М., 1989.

Античность как тип культуры. М., 1999.

Антология культурологической мысли. (Автор-составитель С. П. Мамонтов). М., 1996.

Боннар А. Греческая цивилизация. От Антигоны до Сократа. М., 1992.

Быстрова А. Н. Мир культуры. М., 1999.

Вернан Ж.-П. Происхождение Древнегреческой мысли. М., 1988.

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

Гиро Поль. Быт и нравы Древних греков. Смоленск. 2002.

Гиро Поль. Частная и общественная жизнь римлян. М., 2001.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М., 1992.

Зелинский Ф. Ф. История античной культуры СПб., 1995.

История искусства. М., 2003

Культура Древнего Рима. В 2-х т. М., 1985.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Древнего Рима. М., 1990.

Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1955 и др.

Культурология. ХХ в. (энциклопедический словарь. СПб., 1997

Культурология. ХХ в. Антология. М., 1995.

Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. М., 1980.

Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М., 1989.

Чанышев А. Н. Философия Древнего мира. М., 2003.

 


[1] Энгельс Ф. Анти-Дюринг // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 20. М., 1961. С. 185.

[2] Лосев А. Ф. Страсть к диалектике. М., 1990. С. 58-59.

[3] Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1975.

[4] Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. М., 1990. С. 62.

[5] Аристотель. Поэтика. М., 1957.

[6] Кнабе Г.С. Материалы к лекции по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993. С. 381.

[7] Культура Древнего Рима. Т. 1. М., 1990.

[8] Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 20. М., 1960. С. 185.

Глава VI. Античная культура: социальные и духовные основы

Античность (лат. antigus – древний) – термин, обозначающий цивилизацию и культуру Древней Греции и Древнего Рима в период с XIII-XII вв. до н. э.– IV-V вв. н. э. Это период, связанный с зарождением, развитием и упадком рабовладельческого общества.

В истории мировой культуры каждый период по-своему ценен и важен для науки. Но особое, можно сказать, исключительное место в европейской и во всей общепланетарной цивилизации занимает античная культура, прежде всего древнегреческая. Античная культура Средиземноморья по праву считается величайшим творением человечества. Древним грекам («эллинам») и римлянам удалось достичь невиданных ранее высот почти одновременно во многих областях культуры:

а) в области экономики обеспечен производительный труд подневольных рабов, получили развитие частнособственнические отношения, межгосударственные торговые связи, складывалась система торгово-денежных отношений, производство ориентировалось на рынок;

б) в области государственного устройства возникло многообразие развитых форм: демократия, аристократическая республика, древнегреческая тирания, империя;

в) в области духовной культуры была рождена модель гармонически развитого свободного человека, в котором сочетались высокие душевные качества и физическое (телесное) совершенство;

г) в области творческой деятельности возникла богатейшая мифология, созданы величайшие произведения литературы и искусства, поражает необычайное разнообразие философских идей, точность математических доказательств. Европейская цивилизация, уходящая корнями в античность, получила мощный фундамент для дальнейшего развития своей культуры в течение последующих тысячелетий.

Наследие, оставленное античной культурой, трудно переоценить. С этим все согласны, но мало кто по-настоящему понимает эту великую непреходящую роль и значение античности не только в прошлом, но и в настоящем. Так что же такое античная культура в своих исходных, основополагающих понятиях? Прежде всего, в истории развития античности ученые выделяют несколько отдельных периодов (этапов).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 3137; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь