Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Драматургия и великие драматурги



Эсхил: 525–456 гг. до н.э. Софокл: ок. 497–406 гг. до н.э. Еврипид: 480–406 гг. до н. э. Аристофан: ок. 446–385. гг. до н. э.
  Конфликт богоподобного человека и божественного закона возмездия. Правда, справедливость, благо. («Персы», трилогия «Прикованный Прометей»)     Противоборство человека и рока, где человек сам делает жизненный выбор, Боги не всесильны. («Царь-Эдип», «Эдип в Колоне», «Антигона»)   Обращается к человеку как личности. Трагедия богов и героев превращается в трагедию людей. («Медея», «Ипполит», «Ифигения в Тавриде», «Электра»)   В комедиях пародируются конкретные пороки и персоны, но за ними просматривается всеобщее, выявляется демократизм автора. («Ахарняне», «Лисистрата», «Осы», «Облака»)  

 

У Софокла человек таков, каким он должен быть, Еврипид рисует его таким, каков он есть. Величайший комедиограф Аристофан выступил яростным защитником демократии, гражданских идеалов, обличителем пороков. Комедия вышла также из дионисийских празднеств, из сатировских хоров (исполняемых ряжеными под сатиров), но около 500 г. до н.э. выделилась в самостоятельное действо.

Театр стал трибуной распространения социально значимых идей, воспитателем народа, а также пышным и красочным праздником. Такие праздники, посвященные различным богам, проходили во многих полисах.

Творческий гений греков запечатлел себя в архитектуре, скульптуре, живописи. Они создали тип храма с колоннами (периптер), типы ордеров на основе соотношения несомых и несущих частей (основание, колонны, перекрытия), сравнимые с обликом человека: дорический, уподобляемый мужской фигуре, ионический – женской, коринфский ордер – девической. Храмы, дворцы соотносились между собой, со средой, с человеком по принципу гармонического равновесия. В истории архитектуры остались имена Иктина, Каликрата, Гипподама и др. Шедевр мировой архитектуры — афинский Акрополь.

Трехмерность, пластика явились отражением целостной модели мира. Скульптуры воплощали идеал человека, величие его как гражданина. Воплощение пластического идеала — «Канон» Поликлета, построенный на точных расчетах. Идеальный человек стал основной темой искусства ваяния, так как греческие скульпторы передавали не индивидуальные черты, но обобщенные типы, идеал красоты. Греки еще не знали дуализма телесного и духовного, хотя пытались через движение тела передать движение души. В целом искусство классической Греции характеризует цельность, гармоничность, гуманизм, укорененность в народном творчестве.

В эллинистический период Древняя Греция утратила независимость, став одной из римских провинций. Это привело к утрате ею цельности стиля, соразмерности человека с окружающим миром. Человек впервые изображается реалистически без идеализации.

 

       
 
   

 

 


 
 

 


 

 

Культура Древнего Рима

Эпигонство (от греч. epigonoi – рожденный) после; пренебрежительное обозначение поздних, измельчавших представителей какого-либо научного течения, школы.

О культуре Древнего Рима в научной литературе высказано немало различных, нередко противоречивых точек зрения. Так, Освальд Шпенглер Древний Рим относил к «эпохе цивилизации», когда «душа культуры» теряет свою творческую потенцию – способность создавать новые духовные ценности. Самобытность римской культуры отрицал и Арнольд Тойнби. Римляне нередко представлялись лишь эпигонами, которые постоянно воевали и подражали греческим образцам, не достигая их высот, не создавая ничего своего.

Такая точка зрения сегодня преодолена, в том числе и учеными России.Выдающийся российский ученый доктор исторических наук Георгий Степанович Кнабе пишет: «Древний Рим играет ключевую роль в истории европейской, да и мировой культуры. … Многие основополагающие духовные представления и нормы общественной жизни, традиционные ценности, социально-психологические стереотипы, переданные Римом Европе (независимо от того, усвоил ли он их от Древней Греции или выработал самостоятельно), на протяжении более полутора тысяч лет, вплоть до XIX столетия, составляли почву и арсенал, язык и форму европейской культуры» [6]. Отрицать величие Древнего Рима невозможно. Римляне были не только отважными воинами, но и великими созидателями: архитекторами, инженерами, строителями, администраторами, юристами, писателями, философами, учеными в разных областях знаний. Культура Древнего Рима – это сложное, многослойное явление, отличающееся большим разнообразием и пестротой форм. Римлян мало интересовала натурфилософия, созерцание Космоса, тайны мироустройства, их больше занимали хозяйственные заботы, житейские будни. Практицизм и рационализм, даже утилитарный подход к знаниям привели к тому, что в Древнем Риме практические методы ведения хозяйства возобладали над теоретическими разработками. По обычаю предков наибольшей ценностью признавались не слова, а деяния. Поэтому не теории, а стремление к прикладному знанию лежали в основе римской культурной традиции. На передний план выходят вопросы управления государством, политика, военное дело. Характерной особенностью римской культуры стал универсализм.

В практической деятельности римлянам не было равных: в области государственного устройства, в строительном деле, сельском хозяйстве и т. п.[7] В центре правоотношений – интересы индивида-собственника, а также ценностная основа правопорядка, ее содержание: справедливость, равенство; целесообразность; добросовестность. Риторика как искусство судебного и политического красноречия стала ступенью в римскую элиту. Термины и понятия составляют основу современной юриспруденции.

Философия, наука и техника

 
Философия становится житейской мудростью, в основных ее направлениях наибольшее значение приобретает этика, морально-нравственные эталоны, имеющие практическую ориентацию.

Характерной особенностью римской культуры стал универсализм, так как Древний Рим стремился стать государством вселенским. Римские мыслители не стремились к оригинальным научным исследованиям, а создавали обширные многотомные труды на основе уже накопленного опыта в сфере разных научных дисциплин, что явилось не компиляцией, а обобщением, систематизацией, описанием энциклопедического характера существующих знаний. Энциклопедичность (многостороннее знание), универсальность стала специфической особенностью римских мыслителей. Энциклопедистами были Варрон, Цицерон, Витрувий, Катон, Цельс, Плиний Старший др.При этом на первый план вышли конкретные науки.


 

Эратосфен стал создателем первой карты Земли («Географические записки»), определения окружности Земли. Большое место занимала санитария и гигиена с использованием терм. Колумелла выдвинул тезис о возможности умножения плодородия почвы, используя вековой практический опыт и достижения сельскохозяйственной теории.

 

 
 

 


Немало нового внесли римляне в развитие техники, особенно связанной со строительным делом. Благодаря техническим приемам и следованию эталонам и идеалам Рима как великого государства оно приобрело особое значение. Рим как столица империи должен был воплощать величие, красоту и мощь уже не полиса (цивитас), а мировой державы. Римляне изобрели бетон как важнейший строительный материал, разработали новый способ возведения зданий, планировки городов, методы использования арок и арочных конструкций, способы создания обширных пространств, свободных от внутренних опор и основанных на сводчатых и купольных конструкциях, что позволило по-новому решать в отличие от греков планировку зданий. Созданы новые типы жилища: виллы для патрициев, инсулы – многоэтажные дома для бедноты. В этом отразился рационализм и практицизм римской культуры.

Благоустройство Рима соответствовало его престижу — водоснабжение, мощеные дороги, оборонительные стены (например, Сервиева стена). Все это потребовало развития техники, инженерного дела, практического применения законов гидравлики, механики, математики и пр. Римляне создали ротационную и водяную мельницу, винтовой пресс, грузоподъемные краны и пр.

В списке занятий, достойных свободного человека, не оказалось живописи, ваяния, которые отнесены к ремеслу. Труд ремесленников приравнивался к рабскому и потому рассматривался как недостойный для свободного римлянина.

Художественная культура Древнего Рима

Особенности и ценности древнеримской культуры достаточно явственно проявляются в художественной культуре. Это – литература, архитектура, изобразительные искусства, музыка и пр., где ярко проявляется взаимовлияние римской, греческой, эллинистической культур, но, как и в сфере философии, науки, усвоение инонациональных традиций происходит не механически, а в соответствии с римскими традициями.

Устное словесное безымянное творчество на ранних стадиях, как и у других народов, было связано с культом, с трудовыми процессами, с праздниками. Это – религиозный гимн, священная песнь (carmen), например песнь Салиев (один из древнейших памятников италийского свободного стихотворного размера). Письменно фиксировалась лишь деловая проза.

Римская литература изначально испытывала влияние Греции, но героический эпос гомеровского типа в Риме не появился, так как мифы сливались с историей, что проявилось в авторских эпопеях: «Пуническая война» Г. Невия, «Летопись» Энния и пр. С III–II вв. появляется собственно римское авторское творчество.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1071; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь