Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Иеродиакон Иувеналий (Голик).



Иеродиакон Иувеналий (Голик).

Конспект

по

ЛИТУРГИКЕ

Курс РПДС.

Г. Рязань 2006-2007 г.

Понятие о Богослужении.

Богослужением вообще называется Богопочитание или угождение Богу добрыми мыслями, словами и делами, т. е. исполнение воли Божьей.

Богослужение началось на земле со времени сотворения первых людей — в раю. Оно состояло в свободном прославлении Бога, Его премудрости, благости, все­могущества и других Божьих совершенств, явленных в сотворении мира и в промысле о нем.

После же своего грехопадения люди должны были еще больше молиться Богу, умоляя Его о своем спасении. В Богослужении людей, после грехопадения, кроме молитв Господь установил жертвоприношения. Жертва выражает мысль, что все, что имеем, не наше, а Божье. Соединение молитв с жертвоприношениями до­лжно было, вместе с этим, и напоминать людям, что, Бог принимает их молитвы ради той жертвы, которую впоследствии принес за всех людей пришедший на землю Сын Божий, Спаси­тель мира.

Сначала Богослужения совершались свободно на открытых местах. Не было ни святых храмов, ни священных лиц. Лю­ди приносили жертву Богу, где хотели, и молились такими слова­ми (молитвами), какие подсказывало им собственное чувство и настроение.

По повелению Божию, во времена пророка Моисея, была устро­ена скиния (первый ветхозаветный храм Единому, Истинному Богу). Были избраны священные лица (первосвященник, священ­ники и левиты), были определены жертвы на разные случаи и были установлены праздники (Пасха, Пятидесятница, Новый год, день очищения и др.) Пришедши на землю Господь Иисус Христос, уча поклонять­ся небесному Отцу на всяком месте, тем не менее часто посещал ветхозаветный Иерусалимский храм, как место особенного, благодатного, присутствия Божия, заботился о порядке в храме и проповедовал в нем. Так же поступали и святые апо­столы Его, пока не было воздвигнуто открытое гонение на христиан со стороны иудеев.

Во времена апостолов, были особенные места для собраний верующих и для совершения таинства Причащения, называвшиеся цер­квами, где богослужение совершалось поставленными на то через рукоположение епископами, пресвите­рами (священниками) и диаконами.

Окончательное устройство христианского Богослужения совершено было преемниками апостольскими, под руководством Ду­ха Святаго и по данной им от апостолов заповеди: «все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14, 40). Этот устано­вленный порядок Богослужения строго сохраняется в нашей свя­той Православной Церкви Христовой.

Православным церковным Богослужением называется служение или служба Богу, состоящая из чтения и пения молитв, чтения Слова Божия и священнодействий (обрядов), совершаемых по определенному чину, т. е. порядку, во главе со священнослужителем (епископом или священником).

От домашней молитвы церковное Богослужение отличается тем, что оно совершается священнослужителями, законно поставленными для этого через таинство священства святою Право­славною Церковью, и совершается преимущественно в храме.

Церковное православно-общественное Богослужение имеет целью для назидания верующих в чтении и песнопениях изложить истинное учение Христово и расположить их к молитве и к покаянию, а в лицах и действиях изобразить важнейшие события из священной истории, совершившиеся для нашего спасения, как до Рождества Христова, так и после Рождества Хри­стова. При этом имеется в виду возбудить в молящихся бла­годарность к Богу за все полученные благодеяния, усилить мо­литву о дальнейших милостях к нам от Него, и получить успокоение нашей душе.

А главное, через Богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом, через совершение таинств при Богослужении, а особенно таинства Св. Причащения, и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни.

 

Храм и его устройство.

Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для Богослужения; новозаветный православный храм устроен по образ­цу ветхозаветного.

Как ветхозаветный храм разделялся на три части: святое святых, святилище и двор; так и право­славный христианский храм делится на три части: алтарь, сред­няя часть храма и притвор.

Как святое святых тогда означало, так и теперь алтарь означает - Царство Небесное.

В Ветхом Завете в святое святых никто не мог входить. Только первосвященник мог входить, один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небес­ное после грехопадения, было закрыто для человека. Первосвя­щенник же был прообразом Христа, и это действие его знаме­новало людям, что придет время, когда Христос через про­литие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небес­ное для всех. Вот, почему, когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента. Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.

Святилищу соответствует, в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел право входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божье.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таин­ства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притвор, для исправления.

Православные храмы строятся алтарем на восток - в сто­рону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божествен­ный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Хри­ста: «Солнце правды», «с высоты Востока», «Восток имя Ему».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т, д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами.

Храм Божий, по своему внешнему виду, отличается от прочих зданий. Большею частью, храм, в своем основании, устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти дьявола. Часто храм устра­ивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Цер­ковь, подобно кораблю, по образу Ноевого ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам веч­ность Церкви Христовой. Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, по­добно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол же заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви - Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божеское и человече­ское) в Иисусе Христе; три главы - три Лица Св. Троицы; пять глав - Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав - семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав - де­вять чинов ангельских, тринадцать глав - Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, стро­ится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.

 

ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ.

Посты и постные дни.

В годовом круге богослужений Церковь установила четыре многодневных поста. По словам святых отцов пост есть мать целомудрия, училище благочестия. Утончая тело, пост призван облегчать наши души к принятию благодати Святого Духа.

Самым значимым среди постов является Великий пост. Он состоит из Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы. Начинается Великий пост за 7 недель до праздника Пасхи. Пост строгий. Вкушение рыбы разрешается только на вход Господень во Иерусалим и на Благовещение пресвятой богородицы, если оно не приходится на дни Страстной седмицы.

Следующим постом является Петров пост или апостольский. Начинается после Недели всех святых (через неделю после Троицы) и продолжается до праздника Свв. апп. Петра и Павла (29 июня / 12 июля). Пост не строгий, разрешается вкушение рыбной пищи.

За 2 недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы начинается Успенский пост (с 1 / 14 августа по 15 \ 28 августа). Пост строгий.

С 15 / 28 ноября начинается Рождественский пост или Филиппов пост (заговение на пост приходится на день памяти св. апостола Филиппа 14 / 27 ноября). Пост не строгий.

Кроме многодневных постов святая Церковь установила и однодневные посты. К ним относятся среда и пятница почти на протяжении всего года, а также сочельник Крещения Господня, Усекновение главы св. пророка и крестителя Иоанна, Воздвижение Креста господня.

 

О Богослужебных книгах.

Первое место в числе Богослужебных книг занимают: Евангелие, Апостол и Псалтирь. Эти книги взяты из Священного Писания - Библии, потому называются священно-богослужебные. Затем следуют книги: Служебник, Часослов, Требник, книга молебных пений, Октоих, Минея месячная, Минея общая, Минея праздничная. Триодь постная, Триодь цветная, Типикон или Устав, Ирмологий и Каноник. Эти книги составлены на основании Св. Писания и Св. Предания, отцами и учителями Церкви, и называются церковно-богослужебные.

Евангелие - это Слово Божье. Оно состоит из четырех первых книг Нового Завета, написанными евангелистами Матфеем, Марком, Лукою и Иоанном. Евангелие содержит в себе описание земной жизни Господа нашего Иисуса Христа: Его учение, чудеса, крестные страдания, смерть, славное воскресение и вознесение Его на небо. Богослужебное Евангелие, имеет ту осо­бенность, что кроме обыкновенного деления на главы и стихи, делится еще на особые отделы, называемые «зачалами». В конце книги помещается указатель когда читать то или другое за­чало.

Апостол, так называется на церковном языке книга, содержащие последующие книги Нового Завета: Деяния Святых Апостолов, соборные послания и послания апостола Павла (кроме книги Апокалипсис). Книга Апостол также, как и Евангелие разделена, кроме глав и стихов, на «зачала», с указанием в конце книги, когда и какое читать «зачало».

Псалтирь — книга пророка и царя Давида. Так называется она потому, что большинство псалмов в ней написаны св. пр. Давидом. В этих псалмах св. пророк открывает перед Богом свою душу, все свои радости, печали, кается в содеянных грехах, прославляет бесконечные Божии совершенства, благодарит Его за все Его милости благодеяния, просит по­мощи во всех своих предприятиях. Вот почему псалтирь и употребляется при Богослужении чаще всех других богослужебных книг.

Книга Псалтирь для употребления при Богослужении разде­лена на двадцать отделений, называемых «кафизмами», а каждая «кафизма» делится на три части, называемые «славами».

Кроме простой Псалтири есть еще Псалтирь «следованная», она отличается тем, что содержит в себе три приложения: а) Часослов, б) тропари и кондаки, выбранные из всех богослужебных книг и в) все молитвословия, которые должны читаться приступающими к Св. Таинству Причащения.

Служебник - книга для священника и диакона. Она содер­жит в себе порядок вечерни, утрени и Литургии. В конце служебника помещены: отпусты, прокимны, величания и месяцеслов, т. е. список святых, ежедневно воспоминаемых церко­вью.

Apxиерейский служебник (или «Apxиерейский чиновник») отличается тем, что содержит в себе еще чин освящения антиминса и чины посвящения в чтеца, диакона, священника и др.

Часослов- книга, служащая руководством для чтецов и певцов на клиросе. Часослов содержит в себе порядок всех повседневных служб, кроме Литургии.

Требник - книга, заключающая в себе чинопоследования Св. Таинств и других треб - чин отпевания и погребения усопших, чин освящения воды, молитвы по рождении младенца, при наречении младенца и воцерковлении его и др.

Октоих или Осмигласник заключает в себе песнопения (тропари, кондаки, каноны и проч.), разделенные на восемь напевов или «гласов». Каждый глас, в свою очередь, содер­жит в себе песнопения на всю седмицу, так что службы Окто­иха повторяются раз в восемь недель. Разделение церковного пения на гласы совершено было знаменитым песнопевцем греческой Церкви св. Иоанном Дамаскиным (VIII в.). Ему припи­сывается и составление Октоиха, хотя надо заметить, что в составлении Октоиха принимали участие св. Митрофан, епископ Смирнский, св. Иосиф песнописец и другие.

Минея Месячная содержит в себе молитвы в честь святых на каждый день года и торжественный службы на праздни­ки Господни и Богородичны, приходящиеся на определенный день месяца. По числу 12 месяцев она разделяется на 12 отдельных книг.

Минея Общая заключает в себе песнопения общие цело­му лику святых, например, в честь пророков, апостолов, мучеников, преподобных и проч. Она употребляется при Богослужении в том случае, если какому-либо святому не соста­влено отдельной службы в Минее Месячной.

Минея Праздничная содержит в себе службы Великих Праздников, извлеченные из Минеи Месячной.

Триодь Постная содержит в себе молитвословия на дни Великаго Поста и на приготовительные недели к нему, начиная с недели Мытаря и Фарисея и до Пасхи. Слово «Триодь» греческое и означает трипеснец. Такое название эта книга и следующая за ней «Триодь Цветная» получили потому, что в них имеются неполные каноны, состоящие всего из трех песней (вместо обычных девяти песней канона).

Триодь Цветная заключает в себе песнопения со дня Св. Пасхи до недели Всех Святых (т. е. до 9-го Воскресения, счи­тая со дня Пасхи).

Ирмологий содержит в себе избранные из различных канонов песнопения, называемые ирмосами (ирмос есть началь­ное песнопение каждой песни канона).

Типикон или Устав содержит в себе подробное указаниe: в какие дни и часы, при каких Божественных службах и в каком порядке должно читать или петь молитвословия, содержашиеся в служебнике, часослове, октоихе и других богослужебных книгах.

ТИПИКОН

Церковный Устав (типикон) – книга, излагающая порядок совершения богослужения суточного круга (утреня, часы, литургия, вечерня, повечерие), седмичного (Октоих), месячного (Минеи), богослужений св. Четыредесятницы и св. Пятидесятницы, a также различные чины соединения этих служб при их совпаде­ниях.

Церковный Устав принят Церковью и действует в ней более тысячи лет.

Церковный Устав приобрел в Церкви силу закона. Церковь смотрит на Церковный Устав не как на обычное произведение человеческого ума, а как на книгу, обязательную для всех священнослужителей и православных христиан при совершении богослужения.

Церковный Устав - плод многовекового живого религиоз­ного опыта великих отцов, учителей и подвижников веры. Со страниц Устава веет и высоким аскетическим духом Великих пустынножителей Египта и Палестины и высоким богословствованием Отцов в период Вселенских Соборов.

Уметь пользоваться Церковным Уставом - это высокое искусство, которым должны овладевать священнослужители. К каждому богослужению необходимо готовиться и только тогда богослужение будет иметь действительно воспитательное религиозное воздействие в духе Православной Церкви. Надо помнить, что каждое богослужение су­точного круга, месячного и Триоди имеет свои характерные осо­бенности.

Полный Типикон явился как результат тех затруднений, которые оказались на практике при отправлении службы по разным книгам и вследствие совпадения суточного строя богослужения с его составом по Триоди, Минее и другим богослужебным книгам.

Книга, называемая теперь Типиконом (от греческого слова tupoj - образец), носит и другие названия, например: "Устав". По преданию, автором ныне действующего у нас Устава, так называемого Иерусалимского, принято считать св. Савву Освященного(V в.). Представителем другой формы Церковного Устава, является св. Феодор Студит (IX в.).

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СОСТАВЛЕНИЯ УСТАВА.

В первые века христианства не было строго определенного и твердо установившегося порядка совершения богослужения. Почти каждая область имела в своих церквах особый устав цер­ковных служб, хотя в главном расположении и последовательности везде одинаковый, но в частностях немного отличавшийся от других уставов. Однако Церковь постоянно и повсюду принимала меры к полному объединению богослужебных последований. Пло­дом такого стремления был Церковный Устав, в первый раз начертанный св. Саввою Освященным.

Прп. Савва Освященный пред своею блаженною кончиною (552 г.) изложил этот Устав письменно и передал его братии. Вследствие постоянных сношений палестинских обителей и пастырей с Иерусалимом на богослужебный Устав св. Саввы оказывали влияния обычаи Иерусалимской Патриархии и обряды храма Воскресения, отчего палестинский Устав имел название "Иеру­салимского".

В VIII веке Устав Иерусалимский был дополнен трудами св. Иоанна Дамаскина и прп. Космы Маюмского. В IX веке иером. Марк, настоятель Лав­ры св. Саввы, впоследствии епископ Идрунтский, присовокупил к Уставу изъяснения, как отправлять богослужение при совпаде­нии, "встрече", двух или. трех праздников в один день, и как со­гласовать праздничные богослужения с воскресными и великопост­ными. Эти изъяснения называются "Марковы главы" и "Храмовые главы".

Кроме Устава Иерусалимского на развитие и образование богослужебных и дисциплинарных порядков имел влияние другой Устав - Студийский. Своим происхождением этот Устав обязан прп. Феодору Студиту (826 г.), настоятелю Студийского монастыря, основанного в г. Константинополе. Студийский Устав был принят в Константинопольском Патриархате и в некоторых областях Ма­лой Азии. Из Константинополя он перешел на Афон, в Южную Ита­лию и был принят в монастырях русских со времени прп. Феодо­сия Печерского (около 1070 г.).

Особенности отличающие Студийский Устав от Иерусалимского, состоят в следующем:

1. во весь год по Студийскому Уставу не полагалось всенощного бдения, а в обычное время отправлялись вечерня, повечерие, полунощница и утреня;

2. на "Господи воззвах" число стихир было меньше, чем в Иерусалимском Уста­ве;

3. Великое славословие на утрене всегда читалось, а пе­лось оно только два раза в год, а именно: на утрене Великой субботы и на утрене Пасхи;

4. по Студийскому уставу Литургию Преждеосвященных Даров полагалось совершать в среду и пяток сырной седмицы и в Великую пятницу, тогда как по Иерусалимскому Уставу в эти дни не полагается никакой литургии, исключение составляют только великие праздники.

Впоследствии Устав Иеру­салимский получил более широкое распространение, чем Устав Студийский.

В Русской Церкви Студийский Устав был введен прп. Феодосием Печерским около 1070 г. в Киево-Печерской Лавре, от­куда он распространился и в другие монастыри.

В XV веке Иерусалимский Устав благодаря своей торжест­венности занял господствующее положение и распространился по всем Церквам и монастырям в Греции, землях южнославянских и на Руси.

Первое печатное издание Типикона в России было в 1610 го­ду при патриархе Гермогене. Но это издание было исправлено патриархом Филаретом. Из последующих изданий Устава важнейшее значение имеет Устав, изданный в 1682 г. при патриархе Иоакиме.

Следующее Издание Типикона было в 1695 г. при патриархе Адриане. В таком виде печатается Типикон без изменений и до настоящего времени.

СОДЕРЖАНИЕ ТИПИКОНА

(его состав)

По своему содержанию Типикон разделяется на два отдела, каждый отдел включает в себя 60 глав.

Первый отдел в свою очередь можно разделить на три части:

I часть - (1-46 гл.) - "Общая", содержащая общие указания о богослужении в воскресные (Тип. 1-8 гл.), седмичные (9-11) и субботние дни (12-15 гл.), указания о некоторых песнопениях (гл. 16-21), о священно­действиях (22-25), излагаются правила, как стоять в храме (26-31), указывается на образ жизни монашествующих (32-46).

II-я часть - (47-51) - "Частная" содержит в себе указания о "знамениях" (знаках) праздников и последования богослужений (указания) для всех дней в году как неподвижных, так и под­вижных.

III-я часть - (52-60) - "Дополнительная" содержит в себе:

1. указания на краткие изменяемые молитвословия, устав которых неодинаков в разные дни одной и той же седмицы;

2. самые молитвословия, на которые в ней есть указания.

Второй отдел Типикона (60 глав) составляет так называе­мые "Храмовые главы", где указывается, каким образом должно совершать службу в храмовой праздник или святому при совпаде­нии с другими праздниками.

 

ЗНАКИ ТИПИКОНА.

 

 

СЛУЖБЫ СУТОЧНОГО КРУГА.

Суточный круг – церковный день.

Несмотря на то, что суточный круг (церковный день) начинается 9 часом, на нем читаются тропарь и кондак предшествующего астрономического дня.

Вечернее Богослужение.

Вечерня бывает вседневная, малая и великая.

Вседневная вечерня совершается в дни, когда не бывает праздника с полелеем или бдением. Накануне праздничных дней она может быть только когда они случаются в сырную седмицу или в седмицы великого поста.

Малая вечерня (сокращенная вседневная) совершается только перед бдением, начинающимся великой вечерней.

Великая вечерня – это праздничная, совершается накануне праздника, а иногда и в самый праздник.

Если Всенощное бдение начинается не великой вечерни, а с великого повечерия, то перед ним не совершается ни малой вечерни, ни 9 часа.

Повечерие бывает малое и великое.

Малое совершается во все дни года, кроме седмичных дней Великого поста.

Великое совершается в седмичные дни Великого поста, во вторник и четверг сырной седмицы и в понедельник, вторник Страстной седмицы.

Утреннее Богослужение.

Включает в себя Полунощницу, Утреню и 1-й час.

Полунощница – это церковная служба, совершаемая в полночь или в любой час ночи до наступления утра.

Полунощница бывает Вседневная, Субботняя и Воскресная.

Полунощница не совершается, если служится Всенощное бдение.

 

Утреня бывает не праздничная (т.е. без полиелея и Великого славословия, когда оно читается, а не поется), Праздничная (с Полиелеем и/или с Великим славословием, когда оно поется) и Пасхальная (Совершается в самый день Пасхи и на Светлой седмице до субботы).

Служба 1 часа по времени соответствует 7- 9 часам утра, когда Иисус был приведен к Пилату и приговорен к смерти. В некоторое дни (Сочельник Рождества, Сочельник Крещения и Великая Пятница) 1 час к утрени не присоединяется, но читается вместе с 3, 6, и 9 часами – Царские часы.

Богослужение дневное.

Состоит из 3, 6, 9 часов, Изобразительных и/или Литургии.

На 3 часе вспоминается Суд Пилата и мучения Христа в притории, а также сошествие Святого Духа на апостолов в День Пятидесятницы.

На 6 часе вспоминается шествие Спасителя на Крестные страдания и Его смерть.

Часы бывают Великопостные, Великие (Царские), Пасхальные и Вседневные.

Великопостные часы совершаются в Среду и Пяток сырной седмицы, в седмичные дни Великого Поста, в Понедельник, Вторник и Среду Страстной Седмицы.

Царские совершаются в Великий Пяток и перед праздниками Рождества Христова и Богоявления.

Пасхальные совершаются в течении всей Светлой Седмицы до Недели о Фоме.

Вседневные оправляются в остальные дни года.

Последование Изобразительных (Обедница – краткая церковная служба, напоминающая Божественную Литургию, но на ней не совершается Евхаристия) совершается в некоторые дни года, как вместе с полной Литургией, так и отдельно от нее.

 

Вседневное Богослужение.

План-схема вечерни и утрени.

ЧАС.

(Схема 9 часа будет совпадать и со схемами других часов).

Свящ: Благословен Бог наш:

Чтец: Аминь, Слава Тебе Боже…, Царю Небесный, Трисвятое, по «Отче наш…»;

Свящ: возглас.

Чтец: Аминь, Господи помилуй 12, Приидите (3-ды), 3 псалма. “Слава, и ныне” “Аллилуйя” (3 раза), Г.п. (3-ды), «Слава» Тропарь прошедшего церковного дня, «И ныне» Богородичен часа.

Если служилось 2-м святым, то читаем так: “Слава, и ныне” “Аллилуйя” (3 раза), Г.п. (3-ды), Тропарь 1-го святого прошедшего церковного дня, «Слава» Тропарь 2-го святого, «И ныне» Богородичен часа.

 

Чтец: Трисвятое, по «Отче наш…»;

Свящ: возглас.

Чтец: Кондак святого прошедшего церковного дня.

Если служилось 2-м святым, то их кондаки читаются попеременно на часах.

 

Чтец: Г.п. – 40 раз, «Иже на всякое время и на всякий час», Г.п. (3-ды), «Слава, и ныне», «Честнейшую», «Именем Господним В.п. Владыко, благослови».

Свящ: возглас.

Чтец: Молитва часа. Сразу после молитвы, без отпуста, священник дает возглас на начало вечерни.

ВЕЧЕРНЯ:

Свящ: Благословен Бог наш:

Чтец: Аминь, Придите (3-ды), 103 псалом.

Если не служилась служба 9-го часа, то после возгласа чтец читает Начальные молитвы, как указано в начале 9 часа, а после «Приидите» читается 103 псалом.

 

Свящ: Великая ектения: «Миром Господу помолимся…», Возглас.

 

По уставу: По Семинарской практике:
Чтец: Рядовую кафизму. Свящ: Малая ектения, Возглас. Опускается

 

Канонарх: (возглашает в глас Октоиха) «Глас…, Господи, воззвах к Тебе, услыши мя».

Хор: (поет из Часослова) «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя», «Да исправится молитва моя».

По уставу: По Семинарской практике:
Чтец: (читает стихи из Часослова) «Положи, Господи», до отметки на 6 Опускается
Канонарх (на 6): «Аще беззаконие назриши, Господи, Господи, кто постоит». Хор: «Яко у Тебе очищение есть», и поется 1-я стихира из Октоиха. Канонарх: «Имене ради Твоего…». Хор: «Упова душа моя на Господа», и поется 2-я стихира из Октоиха. Канонарх (на 4): «От стражи утренния, до нощи…». Хор: «Да уповает Израиль на Господа», и поется 3-я стихира из Октоиха. Канонарх (возглашает во глас Минеи): «Глас…, Яко у Господа милость…». Хор: «И Той избавит Израиля от всех беззаконий его», и поется 1-я стихира святому из Минеи. Канонарх: «Хвалите Господа…». Хор: «Похвалите Его Вси людие», и поется 2-я стихира святому из Минеи. Канонарх: «Яко утвердися милость…». Хор: «И истина Господня пребывает во век» ,и поется 3-я стихира святому из Минеи. На практике поется лишь 2 стихиры из Октоиха и 2 стихиры Святого из минеи, но все же начиная с отметки на 6, а 2 последних стиха опускаются.

Канонарх (возглашает в глас Минеи): «Слава и ныне, Глас…, Слава Отцу, и Сыну и Святому Духу».

Хор: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь», и поется Богородичен на ряду в Минеи, а под среду и пятницу Крестобогородичен.

Если в Минеи есть стихира святому на «Славу», то Канонарх: «Слава, глас…». Хор: «Слава Отцу, и Сыну и Святому Духу» и поется Славник святого из Минеи. Канонарх: «И ныне, глас тойже». Хор: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь», и поется Богородичен по гласу «Славы» из 2 приложения, а под среду и пятницу Крестобогородичен в минеи на ряду.

 

Чтец, а на практике Хор: «Свете тихий…».

Свящ: Вонмем, Премудрость, Вонмем, Прокимен глас…» и читает дневной Прокимен из Часослова.

Хор: пропевает этот Прокимен.

Свящ: читает стих прокимна.

Хор: еще раз пропевает прокимен.

Свящ: читает первую половину прокимна.

Хор: допевает прокимен до конца.

Чтец: «Сподоби, Господи…»

Свящ: Просительная ектения. Возглас. «Мир всем».

Хор: «И духови Твоему».

Свящ: «Главы наша…»

Хор: «Тебе, Господи».

Свящ: Возглас.

По уставу: По Семинарской практике:
Канонарх: (возглашает в глас Октоиха) «Глас… » и первую строчку стихиры из Октоиха. Хор: Поет 1-ю стихиру из Октоиха. Канонарх: «К Тебе возведох…» (из Часослова). Хор: «Дондеже ущедрит ны», и поется 2-я стихира из Октоиха. Канонарх: «Помилуй нас, Господи…». Хор: «И уничижения гордых», и поется 3-я стихира из Октоиха. На практике поется лишь две первые стихиры из Октоиха со своим стихом.

Канонарх: «Слава и ныне, Глас тойже, Слава Отцу, и Сыну и Святому Духу».

Хор: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь», и поется Богородичен на ряду в Октоихе, а под среду и пятницу Крестобогородичен.

Если в Минеи есть стихира святому на «Славу», то Канонарх: «Слава, глас…». Хор: «Слава Отцу, и Сыну и Святому Духу» и поется Славник святого из Минеи. Канонарх: «И ныне, глас тойже». Хор: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь», и поется Богородичен по гласу «Славы» из 2 приложения, а под среду и пятницу Крестобогородичен в минеи на ряду.

 

 

Чтец: «Ныне отпущаеши…», Трисвятое, по «Отче наш…»;

Свящ: возглас.

Хор: Аминь. Тропарь Святого из Минеи, «Слава, и ныне», Богородичен по гласу «Славы» из 4 приложения (надписанный «На вечерни» и на «Бог Господь»).

Свящ: Сугубая ектения, Возглас.

Хор: Аминь.

Свящ: «Премудрость».

Хор: Высокопреосвященнейший Владыко, благослови.

Свящ: возглас.

Хор: Аминь. «Утверди Боже…».

УТРЕНЯ:

Свящ: «Слава Святей…».

Чтец: Аминь, и читается шестопсалмие.

Свящ: Великая ектения: «Миром Господу помолимся…», Возглас. «Бог Господь и явися нам…», со своими стихами.

Хор: «Бог Господь и явися нам…», пропевает 4 раза на глас тропаря святого. Далее поется тропарь 2-ды, «Слава, и ныне», Богородичен по гласу тропаря из 4 приложения. (надписанный «На вечерни» и на «Бог Господь»).

Хор: «Господи, помилуй (3-ды); Слава».

Чтец: «И ныне» Рядовую кафизму на 3 части.

1 и 2 части Чтец заканчивает: «Слава», Далее Хор поет: «И ныне», Аллилуйя (3-ды), Г.п. (3-ды), «Слава». Чтец: «И ныне» и читает 2 и 3 части.

3 часть кафизмы заканчивает Чтец: «Слава, и ныне», Аллилуйя (3-ды).

 

Малая ектения на вседневной службе опускается.

Чтец: Г.п. (3-ды), Седален «Слава, и ныне», Богородичен из Октоиха.

В зависимости от предписаний Типикона, на Утрени может быть 2 или 3 кафизмы, тогда будет и Седальнов по числу кафизм. (По Семинарской практике читается всегда 1 кафизма, но не полностью, а по 3 псалма).

 

Хор: «Господи, помилуй (3-ды); Слава».

Чтец: «И ныне», 50 псалом.

Канон:

Центральной частью Утрени является Канон. Слово «Канон» означает «правило». В Богослужении каноном называется молитвословие, составленное по определенному правилу:

1. Канон состоит из 9 частей, называемых песнями, каждая из которых сложена по образцу Библейских Песней, при этом содержание канона состоит зависит от праздника или дня недели.

2. Каждая песнь состоит их кратких молитв, называемых тропарями, связанных при помощи ирмоса с темой Библейской Песни данной песни Канона. Именно первый тропарь песни называется «Ирмосом», что означает связь. Ирмос всегда поется на соответствующий глас.

3. Как правило, на утрени читается несколько канонов – в соответствии с днем недели и с празднуемым событием.

4. Последние тропари каждой песни называются «Катавасией», они также как и ирмос всегда поются. Катавасии бывают не всегда по каждой песни. Так если служится Служба Вседневная (без знака) или Шестеричная, то Катавасия поется только по 3, 6, 8. и 9 песнях. В дни славословных, полиелейных и бденных служб катавасия поется по каждой песни.

5. По уставу на утрени нет 2 песни канона, которая читается только Великим постом, по вторникам.

Общий план исполнения канона.

В седмичные дни, если служим одному святому, на утрени читается 3 канона:

а) 1-ый канон из Октоиха;

б) 2-ой Канон из Октоиха;

в) Канон Святому из Минеи.

Разберем к примеру Вседневную службу в Понедельник, посвященный воспоминанию Небесных Сил Безплотных.

В Уставе ясно указано, что Канон положено читать на 14. Это значит, что:

1-ый канон Октоиха (в данном случае умилительный) читается на 6. В это число входит и Ирмос, который поется единожды, а тропарей положено читать пять, таким образом получается общее количество тропарей – 6. К каждому тропарю должен предшествовать припев, который зависит от того, кому посвящен данный Канон. В данном случае к умилительному Канону припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

2-ой Канон Октоиха (в данном случае посвященный Небесным Силам Безплотным) читается на 4. К этому Канону припев: «Вся Небесные Силы святых Ангел и Архангел, молите Бога о нас».

3-ий канон Святого, празднуемого в этот день, берется из Минеи. Припев: «Святый… моли Бога о нас».

По Семинарской Практике Канон Исполняется Следующим образом: читается один тропарь 1-го канона из Октоиха, один тропарь 2-го канона из Октоиха и два тропаря Канона из Минеи.

Песнь.

Хор: Поет ирмос первого канона из Октоиха

Чтец:

  1. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», читается один тропарь 1-го канона из Октоиха.
  2. «Вся Небесные Силы святых Ангел и Архангел, молите Бога о нас», читается один тропарь 2-го канона из Октоиха.
  3. «Святый… моли Бога о нас», читается первый тропарь канона святого из Минеи.
  4. «Святый… моли Бога о нас», читается второй тропарь канона святого из Минеи.
  5. «Слава, и ныне».

 

Песнь.

Хор: Поет ирмос первого канона из Октоиха

Чтец:

  1. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», читается один тропарь 1-го канона из Октоиха.
  2. «Вся Небесные Силы святых Ангел и Архангел, молите Бога о нас», читается один тропарь 2-го канона из Октоиха.
  3. «Святый… моли Бога о нас», читается первый тропарь канона святого из Минеи.
  4. «Святый… моли Бога о нас», читается второй тропарь канона святого из Минеи.
  5. «Слава, и ныне».

Хор: Поет катавасию.

На вседневной службе, когда катавасия поется не по каждой песни, она берется из последнего канона и является ее ирмосом. В данном случае катавасией будет ирмос канона святого из Минеи.

 

Свящ: Малая ектения, Возглас.

Чтец: Седален «Слава, и ныне», Богородичен или Крестобогородичен из Минеи.

4 песнь. Исполняется как первая.

5 песнь. Исполняется как первая.

6 песнь. Исполняется как третья.

Свящ: Малая ектения, Возглас.

Чтец: Кондак и Икос святого из Минеи.

7 песнь. Исполняется как первая.






Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.194 с.) Главная | Обратная связь