Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предмет и объект науки о языке. Основные разделы общего языкознания: их предмет и задачи



ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ

(2011/2012)

АО-А

Предмет и объект науки о языке. Основные разделы общего языкознания: их предмет и задачи

Связь языкознания с другими науками

Семиотика (семиология) – наука о знаковых системах. Виды знаковых систем

Язык как знаковая система. Двусторонняя природа языкового знака. Типы отношений между

Языковыми знаками

Система и структура языка. Уровни языковой системы

Фонема и звук. Понятие фонемы как единицы языка. Функции фонемы

Основные акустические признаки звуков речи: высота, сила, длительность, тембр

Акустическая характеристика звуков языка

Дополнительная артикуляция при произнесении согласных звуков (палатализация, веляризация, аспирация, глоттализация, назализация)

Строение речевого аппарата (физиология речи). Активные и пассивные органы речи. Их работа при произнесении гласных и согласных звуков

Артикуляционная характеристика звуков языка. Артикуляция и её фазы

Система гласных (вокализм). Классификация гласных

Система согласных (консонантизм). Классификация согласных

Комбинаторные изменения звуков в речевом потоке

Позиционные изменения звуков

Исторические и фонетические (живые) чередования звуков

Методы и приемы экспериментальной фонетики

Транскрипция и транслитерация

Фонетическое членение речи. Фонетические единицы речевого потока

Слог. Теории слога. Типы слогов

Ударение и его виды

Интонация и её компоненты

Стенография как особая система письма

Структурные типы предложений

Предложение как основная единица синтаксиса. Основные признаки и функции

Актуальное членение предложения. Метод анализа предложений по непосредственно

Составляющим

Грамматика как раздел науки о языке. Разделы грамматики. Морфология и синтаксис

Части речи как самые крупные лексико-грамматические классы слов

Грамматическая категория. Типы грамматических категорий. Грамматическое значение.

Грамматическая форма слова

30. Способы и средства выражения грамматических значений. Средства образования синтетических и аналитических форм. Смешанные аналитико-синтетические формы слова

Словосочетание. Виды подчинительной связи

Морфема как основная единица языка. Фонетически обусловленные и исторически

Обусловленные алломорфы

Морфемный состав слова. Типы морфем по назначению в слове

Морфемная структура слова. Типы исторических изменений в морфемной структуре слова

Синтагматические отношения языковых единиц. Виды синтагм

Словосочетание. Типы синтаксических отношений в словосочетании. Классификации

Словосочетаний

Связь языкознания с другими науками

Язык обслуживает почти все сферы человеческой жизнедеятельности, поэтому изучение языка, установление его места и роли в жизни человека и общества, в познании явлений с необходимостью приводит к широким связям языкознания с другими науками.

 

1. с гуманитарными науками:

 

  • история – н. о прошлом человечества как исторического процесса (локализация тех или иных исторических фактов в языке: монгольское нашествие => изменение словарного состава)
  • антропология – н. о прошлом человека (развитие речевого аппарата)
  • археология – н. о прошлом человечества по историческим источникам (свитки, письма, надгробия)
  • этнография – н. о народах и этносах (язык в сказках, мифах, преданиях)
  • филология – н. о культуре человечества через текст (т.к. люди говорят текстами)
  • грамматология – н. о соотношении между буквами алфавита и звуками речи одного языка
  • семиотика – н. о знаковых системах (язык как знаковая система)
  • социолингвистика – н. о связи между языком и социальными условиями (устаревшие слова и т.п.)
  • социология – н. об обществе и его развитии (социальная природа языка)
  • психология – н. о поведении человека и психических процессах (проблема психологии речи, механизмы речеобразования о восприятия)
  • педагогика – н. о воспитании и обучении человека (методика обучения языкам)
  • религия – особая форма осознания мира (язык как божественное явление)
  • философия – н. о бытии, человеке и мире (осмысление сущности языка через процесс мышления)
  • логика – раздел философии, изучающий отношения мышления и языка (выражение мыслей в языке)

 

2. с естественными науками:

  • математика – н. о пространственных и количественных соотношениях реального мира, путём идеализации свойств объектов (разработка словарей, моделирование речи)
  • физика – н. о свойствах окружающего мира (решение технических задач фонетики)
  • кибернетика – н. о закономерностях процессов управления и передачи информации (язык как система)
  • география – н. о географической оболочке Земли (географические факторы, влияющие на язык)
  • биология – н. о живой природе (эволюция и её влияние на язык)
  • генетика – н. о закономерностях наследственности и изменчивости (влияние изменчивости на язык)
  • анатомия – н. о строении тела живых организмов (строение речевого аппарата)
  • физиология – н. о функционировании и регуляции биологических систем (язык и НС)
  • психиатрия – отрасль медицины, занимающаяся изучением душевных расстройств (речевые ошибки и нарушения)

Также языкознание тесно связанно с религией – особой формой осознания мира, в которой язык рассматривается как божественное явление.

Семиотика. Виды знаковых систем

Семиотика (семиология) – наука о знаковых системах в природе и обществе. В рамках семиотики сложилось несколько направлений:

 

1) биосемиотика (сигналы животных и их поведение)

2) этносемиотика (знаки общества (цвет, жесты))

3) киносемиотика (кино как систему знаков)

4) лингвосемиотика (язык как систему знаков (Ф. де Соссюр))

5) общая семиотика (сравнение, сопоставление и обобщение результатов частных семиотик и формулирующая общие семиотические законы)

 

Существуют системы первичные (природа, газы, жидкости и т.п.) и созданные человеком (искусственные):

 

  • идеальные – системы идей и понятий науки, художественного произведения или искусства в целом
  • технические – искусственные системы, относящиеся к предметам техники
  • знаковые – системы, характеризующиеся материальными элементами, значимыми для системы, не только в силу своих субстанциональных свойств, сколько в силу приписанных им свойств

 

Знак – предъявление некоего представления, которое является заместителем «реальной темы сообщения», в результате чего в нашем сознании возникает некий образ – представления о реальности или предметах, которых может и не быть поблизости в момент их предъявления. Основная функция знака – передавать информацию с помощью заместителя в соответствии с коммуникативностью (способность к передаче и восприятию информации).

 

Искусственные знаковые системы подразделяются на первичные знаковые системы (естественные языки) и вторичные знаковые системы:

 

· транспонирующие – вторичные ЗС, которые перелагают знаки исходной системы в другую (шифрование)

· сигнальные – вторичные ЗС, побуждающие и информирующие о некотором положении дел (дорожные знаки)

· индикаторные – вторичные ЗС, информирующие, но непобуждающие к действию

(дорожные знаки)

 

Свойства ЗС:

 

1. обладают экспонентом – материальной, чувственно-воспринимаемой формой, которая доступна видимому, слышимому, осязательному, обонятельному и вкусовому ощущениям

2. обладают содержанием – совокупностью существенных и отличительных признаков (т.е. отражается в сознании; содержание ЗС «работает» в окружении: красный свет светофора)

3. обладают противопоставленостью другому (другим) знакам в рамках ЗС (красный свет светофора противопоставлен зелёному)

4. обладают условной связью между экспонентом и содержанием знака (экспонент чаще всего не выражает связи с содержанием или выражает её частично)

 

Фонема и звук

Фонема – минимальная кратчайшая единица звукового строя языка, которая реализуется в звуках речи и служит различению смысла слов (не имеет самостоятельного значения, это абстрактный образ, существующий в сознании). Вариант – модификации фонемы, которые не совпадают по звучанию, утрачивают различительной функции ([а], [о], нейтральный звук). Вариации – модификации фонемы, которые не утрачивают различительной функции ([м]-[м’]; [б]-[б’]).

 

Фонемы выполняют следующие функции:

 

  • дистинктивная (различительная) функция – выражается в том, что фонема служит для фонетического опознавания слов и морфем (употребление разных фонем – том-дом-сом-ком):

 

· перцептивная функция – функция доведения звуков речи до восприятия: она дает возможность воспринимать и опознавать звуки речи и их сочетания (грузди-груздь; чередование согласных звуков корня)

· сигнификативная функция – смыслоразличительная функция: функция различения значимых элементов языка – морфем и слов (пот-бот-мот-кот: разные фонемы, а потому выражают разные значения)

 

  • делимитативная функция – функция обозначения границы между двумя последовательными единицами (морфемами, словами); звуковые элементы служат пограничными сигналами, например, сигналом наличия границы слова (начало слова, отмеченное фиксированным ударением, сильный приступ и т.п.).

 

Для складывания и различения значимых единиц языка фонемы должны быть противопоставлены друг другу в системе языка. Такие противопоставления называются оппозициями.

 

Фонема состоит из ряда признаков, не существующих вне фонем, а встречающихся только в единстве фонемы, например признак звонкости, назальности и т.д.:

 

  • дифференциальные (различительные) признаки – замена одного признака на другой (звонкость-глухость, твёрдость-мягкость, назальность-неназальность), ведущая к изменению фонемы (дом – том, дом – Дима, ban – bang)
  • интегральные (неразличительные) признаки – эти признаки лишь «наполняют» состав фонемы, так как в языке нет другой фонемы, прямо и однозначно противопоставленной по этому признаку (признак взрывности у русского [г], т.к. в русском нет щелевого [гh])

 

Аллофон – реализация фонемы, её вариант, обусловленный конкретным фонетическим окружением. В отличие от фонемы, является не абстрактным понятием, а конкретным речевым звуком. Несмотря на широкий диапазон аллофонов одной фонемы, носитель языка всегда в состоянии их распознать.

 

Основной аллофон – такой аллофон, свойства которого минимально зависят от позиции и фонетического окружения. Основные аллофоны:

 

  • для гласных – изолированное произнесение
  • для твёрдых согласных – перед ударным «а»
  • для мягких согласных – перед ударным «и»

 

Наряду с основным аллофоном существует сильная позиция звука – это позиция, в которой возможно максимальное количество фонем данного типа. Для гласных сильной позицией является положение под ударением, для согласных – перед гласным непереднего ряда.

 

Различаются комбинаторные и позиционные аллофоны:

 

Комбинаторные аллофоны – реализации фонем, связанные с определённым фонетическим окружением звуков (назализация, лабиализация). Комбинаторные признаки могут распространяться на несколько слогов.

 

Позиционные аллофоны – реализации фонем, связанные с их фонетической позицией. Под фонетической позицией принято понимать:

 

  • находится ли звук в абсолютном начале слова (после паузы)
  • находится ли звук в абсолютном конце слова (перед паузой)
  • положение звука по отношению к ударению

 

Есть и другое разделение аллофонов:

 

  • обязательные (реализуются в соответствии с нормами языка)
  • факультативные варианты (щелевой [гh])
  • индивидуальные аллофоны (ошибки в произношении)

 

Дистрибуция фонемы – это совокупность всех возможных аллофонов данной фонемы. Аллофоны одной фонемы находятся в отношениях дополнительной дистрибуции. Два разных аллофона одной фонемы не могут существовать в одной позиции.

 

Различия фонемы и звука:

 

1. фонемы характеризуются набором фонетических признаков (т – согл., зубной, глухой)

2. фонемы существуют в виде набора аллофонов (в - о - д - ə - л - а - с)

3. фонема ощущается носителем языка в качестве единого звука

4. фонема есть единица языка, звук – единица речи (аллофоны находят свою реализацию в звуке)

 

Строение речевого аппарата

 

Речевой аппарат (в узком смысле) – это органы, которые непосредственно участвуют в процессе речевого дыхания и голосообразования; в широком смысле – органы речи, дыхания, ЦНС, органы слуха и зрения (для устной и письменной речи). К органам речи, или речевому аппарату в узком смысле, относят:

 

  • губы
  • зубы
  • язык
  • нёбо
  • маленький язычок (увула)
  • надгортанник
  • полость носа
  • глотка
  • гортань
  • трахея
  • бронхи
  • легкие

 

По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные. Активные органы речи производят те или иные движения, необходимые для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся:

 

  • гортань (голосовые связки)
  • язык
  • губы
  • мягкое небо
  • язычок
  • задняя спинка зёва (фаринкс)
  • нижняя челюсть

 

Пассивные органы не производят самостоятельной работы при звукообразовании и выполняют лишь вспомогательную роль. К пассивным органам речи относятся:

 

  • зубы
  • альвеолы
  • твердое небо
  • верхняя челюсть

 

Для образования каждого звука речи необходим комплекс работ органов речи в определенной последовательности, то есть, нужна вполне определенная артикуляция. Артикуляцией называется работа органов речи, необходимая для произнесения звуков.

 

Дыхательные органы – это легкие, бронхи и дыхательное горло (трахея). Легкие и бронхи являются источником и проводником воздушной струи, нагнетая выдыхаемый воздух напряжением мускулов диафрагмы (грудобрюшной преграды).

 

 

1 - щитовидный хрящ; 2 - перстневидный хрящ; 3 - дыхательное горло (трахея); 4 - бронхи; 5 - конечные разветвления бронхиальных веточек; 6 - верхушки легких; 7 - основания легких

 

В более широком смысле ДО это:

 

  • носовая полость
  • глотка
  • голосовые связки
  • гортань
  • трахея
  • лёгкие
  • диафрагма

 

Гортань (ларинкс) – верхняя часть трахеи, состоящая из следующих хрящей трех видов, соединенных друг с другом:

 

  • перстневидный хрящ
  • щитовидный хрящ
  • парный черпаловидный хрящ

 

 

 

работа ОР:

 

а) при произнесении разных типов гласных звуков:

 

Голосовые связки колеблются, а для воздушной струи обеспечен свободный, беспрепятственный проход через ротовую полость. Губы же могут: растягиваться, сворачиваться в трубочку, округляться или же вообще быть не задействованными. Язык может находиться в передней части полости рта (гласных переднего ряда [и], [э]). При артикуляции гласных заднего ряда ([у], [о]) – в задней. Гласные среднего ряда ([ы], [а]) занимают промежуточную позицию. Признак подъема описывает положение языка при движении вверх или вниз. Гласные верхнего подъема ([и], [ы], [у]) характеризуются высоким положением языка в полости рта. Артикуляция гласного нижнего подъема ([а]) связана с низким положением языка. Гласным среднего подъема ([э], [о]) отведено место между названными крайними группами.

 

б) при произнесении разных типов согласных звуков:

 

Произношение согласных обязательно связано с преодолением препятствия, созданного в ротовой полости на пути воздушной струи. Это препятствие возникает в результате сближения органов речи до границ щели ([ф], [в], [з], [ш]) или полной смычки ([п], [м], [д], [к]). Сближенными или сомкнутыми могут оказаться различные органы: нижняя губа с верхней губой ([п], [м]) или верхними зубами ([ф], [в]), определенные части языка с твердым и мягким нёбом ([з], [д], [ш], [к]). Органы, участвующие в создании преграды, подразделяются на пассивные и активные. Первые остаются неподвижными, вторые совершают определенные движения. Воздушная струя преодолевает щель или смычку, в результате чего образуется специфический шум. Последний является обязательной составляющей согласного звука. У звонких шум соединяется с тоном, у глухих он оказывается единственным компонентом звука. Работа голосовых связок заключается в их смыкании в момент начала говорения, в результате чего давление воздуха быстро возрастает, что создаёт дополнительное напряжение под голосовыми связками.

Система гласных (вокализм)

 

Под вокализмом понимают систему гласных. Гласные – звуки, состоящие только из голоса (при их произнесении выходящий воздух не встречает на своём пути преград). Фонетическая функция гласных заключается в организации звуков, обеспечении целостности слога, слова, синтагмы. Классификация гласных производится по следующим критериям:

 

  • степень подъема языка (степень вертикального смещения):

 

· гласные нижнего подъема (язык занимает максимально низкое положение, нижняя челюсть сильно опущена, такие гласные называются широкими (æ ))

· гласные среднего подъема (язык занимает промежуточное положение (е, о))

· гласные верхнего подъема (язык поднят высоко, рот почти не открыт, такие гласные называются узкими (и, у, ы))

 

· степень продвинутости языка вперёд или назад (ряд):

 

· гласные переднего ряда (язык продвинут вперёд (и, е))

· гласные среднего ряда (язык вытянут вдоль всей полости рта (ы, а))

· гласные заднего ряда (язык отодвинут назад (у, о))

 

· положение губ (лабиализация):

 

· лабиализованные (губы округлены (у, о))

· нелабиализованные (губы неокругленны (и, е, а, ы))

 

· положение мягкого нёба:

 

· ротовые (мягкое нёбо поднято, к таким гласным относятся все гласные русского языка)

· носовые (мягкое нёбо опущено, воздушная струя проходит в носовую полость - французский язык)

 

Для некоторых языков существенна классификация по длительности (английский) и тону (китайский).

 

С точки зрения однородности артикуляции, гласные делятся на дифтонги, трифтонги, монофтонги и дифтонгоиды:

 

дифтонг – сложный гласный, возникающий в результате слияния двух гласных в одном слоге и произносимый единым артикуляторным движением. Среди дифтонгов различают:

 

  • восходящие дифтонги (слогообразующим является второй гласный (исп. fuente))
  • нисходящие дифтонги (слогообразующим является первый гласный (нем. Haus))
  • восходяще-нисходящие дифтонги (состоит из двух одинаково ударенных гласных (лит. tauta))

 

трифтонг – сложный гласный, возникающий в результате слияния трёх гласных в одном слоге и произносимый единым артикуляторным движением (juə, aiə, auə ). Среди трифтонгов различают:

 

  • нисходящие (вершиной слога является первый гласный; таковы трифтонги английского языка)
  • восходяще-нисходящие (вершина слога – средний гласный: вьетн. ngoá i «внутри»)
  • восходящие (вершиной слога является последний из трёх гласных)

 

монофтонг – гласный, характеризующийся артикуляционной и акустической однородностью; при его произнесении органы речи не меняют своего положения на всем протяжении артикуляции

 

дифтонгоиды – качественно неоднородные гласные, имеющие в своем составе призвук (i: u: )

Фонетическое членение речи

 

Речи фонетически представляет собой звуковой поток или цепь звучания. Эта цепь распадается на соподчиненные звенья, следующие друг за другом во времени. Фонетические единицы как звенья речевой цепи – это:

 

  • текст
  • фразы
  • такты (синтагмы)
  • слово
  • слоги
  • звуки

 

Текст – самая крупная единица речевого потока, которая в фонетическом плане ограничена паузами и имеет собственный звуковой рисунок. При этом дискуссионным остается вопрос о минимальной протяженности текста, например, может ли считаться текстом одна однословная реплика

Фраза – самая крупная фонетическая единица. Фразы разделяются в речевой цепи паузами, т.е. остановкой звучания. Во время пауз говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы. Фраза объединяется интонацией. Фраза распадается на такты

 

Синтагма – это часть фразы (один или несколько слогов), объединенная ударением. В большинстве языков все знаменательные слова выделяются в отдельные такты, так как имеют свое ударение. Незнаменательные слова примыкают к слову, имеющему ударение, спереди и сзади, образуя с ним один такт. Примыкание спереди называется проклиза, а само примыкающее спереди слово – проклитика. Примыкание сзади называется энклизой, а примыкающее слово – энклитикой

 

Слово – отрезок текста, который выделяется по каким-либо фонетическим признакам. Главным признаком фонетического слова является его цельнооформленность, которая на звуковом уровне достигается определенными фонетическими средствами в зависимости от типа языка. Эти фонетические средства не позволяют фонетическому слову «рассыпаться» в звуковом потоке речи. Такими средствами могут быть, например, ударение, связанное с ним чередование ударных и безударных гласных – во флективных языках; явление сингармонизма – в агглютинативных языках; слоговой акцент – в изолирующих языках (в последнем случае речь идет о цельнооформленности не столько слова, сколько слога, совпадающего с морфемой и зачастую являющегося словом)

 

Слог – часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков; при этом не все звуки могут образовывать слог. Определение слога представляет собой определенную теоретическую сложность, существует несколько теорий слогораздела. Слоги разделяются на звуки

Звук речи – часть слога, произнесенная за одну артикуляцию, т.е. с наличием одной экскурсии и одной рекурсии

 

Ударение и его виды

 

Ударение – это выделение слога (или слова) с помощью фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, выстой тона). Выделяют два типа ударения – словесное и фразовое.

 

Свойства ударения:

 

  • сила
  • долгота
  • длительность
  • напряжение

 

Функции ударения:

 

1) фонетическое объединение слова: обеспечение цельности и отдельности слова путём выделения его интонационного центра, т.е. у. объединяет произнесённые звуки в единое целое

2) смыслоразличительная и форморазличительная функция: различение слов или форм слов (з а мок – зам о к, стр а ны – стран ы )

3) экспрессивная функция: эмоционально-экспрессивная окраска слова (крас и - и - и вый)

4) разграничительная функция: различение границ слов (ударный слог является сигналом начало или конца слова: скрип|к[о, а]|леса)

5) место редукции («а-о» четко слышатся под ударением, но в безударном положении мы имеем нейтральный звук)

 

Словесное ударение – выделение слога в слове теми или иными фонетическими средствами. Ударение является таким же обязательным элементом слова, как и его звуковой состав. Типы словесного ударения:

 

а) по способу выделения слога:

 

1) силовое (динамическое) ударение (сила или интенсивность артикуляции): УС произносится с большей напряженностью и боле сильным выходом, что обеспечивает большую громкость звучания (русский, тюркские, финно-угорские языки)

2) количественное (квантитативное) ударение (долгота произношения): увеличивается длительность звучания УС без усиления его напряженности (английский и русский языки)

3) музыкальное (тоническое) ударение (изменение тона (его повышением или понижением, или комбинированием повышения и понижения): УС выделяется интонационно, т.е. повышение основного тона (китайский язык); музыкальное ударение может быть политоническим: УС может иметь различную интонацию: восходящую или нисходящую

4) качественное ударение: УС выделяется большей чистотой и устойчивостью произнесения (как надо произносить звук под ударением, так он и произносится) (тюркские и финно-угорские языки)

 

б) по месту ударения в слове:

 

1) связанное (фиксированное) ударение – ударение, привязанное к определённому слогу (чешском, венгерском и латышском языках ударение обычно падает на первый слог, в польском – на предпоследний, во французском и турецком – на последний слог)

2) свободное (нефиксированное) ударение – ударение, которое может падать на любой слог слова, однако, оно является фиксированным для определённого слова (русский и английский языки)

3) полусвязанное ударение – ударение, которое может падать на определённый по счёту слог (латинский язык)

 

в) применительно к морфологической структуре слова:

 

1) подвижное (переходное) ударение – ударение, способное перемещаться в разных формах одного и того же слова, т.е. у., не привязанное к какой-либо морфеме (вод а – вод ы )

2) неподвижное (постоянное) ударение – ударение, привязанное к одной морфеме разных словоформ слова (кн и га – кн и гу – кн и ге)

 

г) по силе, длительности и качеству гласных:

 

1) главное ударение – ударение, выполняющее свою непосредственную функцию выделения одного из слогов в составе слова

2) второстепенное ударение – более слабое ударение, которое встречается наряду с основным в многосложных, образованных из двух и более основ словах: кинокартина, лесопитомник, мотогонки

 

Фразовое ударение – ударение, оформляющее законченность фразы и ее коммуникативный тип: повествовательная речь, вопросительная фраза, восклицательная фраза. Фразовое ударение:

 

  • объединяет слова в такты и фразы
  • оформляет законченность фразы
  • определяет коммуникативный тип фразы
  • выражает эмоциональную окраску фразы

 

Различия ФУ и СУ:

 

1) ФУ выделяет слово в конечное синтагме

2) ФУ присутствует в любой фразе

 

Наряду с фонетическими типами ударения выделяют также логическое, или смысловое, ударение, с помощью которого обычно подчеркивают какую-то часть содержания высказывания, например:

 

Как поразили его слова брата

Как поразили его слова брата

Как поразили его слова брата

Как поразили его слова брата

Как поразили его слова брата

 

Из приведенных случаев только в первом примере логическое ударение совпадает с привычными нормами синтагматического ударения. Таким образом, логическое ударение характеризуется подчеркнутым выделением слов во фразе, связанным со смысловыми оттенками фразы. И словесное, и синтагматическое, и фразовое, и логическое ударения выступают в тесном переплетении друг с другом и вместе с интонацией служат членению и выражению содержания высказывания.

 

 

Интонация и её компоненты

 

Интонация – это совокупность ритмико-мелодических компонентов речи:

 

  • мелодика (движение основного тона) – основной компонент интонации, осуществляющийся повышением или понижением голоса во фразе (вопросительное или повествовательное предложение); м. организует фразу, расчленяя её на синтагмы и ритмические группы, связующие её части

 

  • ритм речи – регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов, служащее основой эстетической организацией художественного текста

 

  • темп речи (скорость произнесения её элементов – звуков, слогов, слов) – скорость протекания речи и длительность её звучания во времени: к концу высказывания темп речи замедляется, содержащее произносится быстрее, чем информационно значимое

 

  • интенсивность – степень громкости, сила или слабость произнесения высказывания

 

  • тембр – звуковая окраска речи, передающая её эмоционально-экспрессивные оттенки

 

  • пауза – временная остановка звучания, разрывающая поток речи

 

  • ударение – это выделение слога (или слова) с помощью фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, выстой тона)

 

Функции интонации:

 

1) оформляет высказывание в единое целое (показывает законченность или незаконченность предложения)

2) различает типы высказываний с точки зрения их целенаправленности (выражает побуждение, вопрос или повествование)

3) передача синтаксических отношений между частями предложений или предложениями (выражает перечисление, вводность, пояснение, сопоставление)

4) выражает эмоциональную окраску предложения

5) вскрывает подтекст высказывания

6) характеризует говорящего и ситуацию в целом

 

ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ

(2011/2012)

АО-А

Предмет и объект науки о языке. Основные разделы общего языкознания: их предмет и задачи


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1405; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.15 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь