Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция № 7. Взаимодействие звуков в речевом потоке



Выделяют два основных типа взаимодействия звуков в речи: комбинаторные и позиционные. Если изменения звуков происходят под воздействием соседних звуков, то следует определять данные изменения как комбинаторные. К таковым относят: аккомодацию, ассимиляцию, диссимиляцию, диэрезу, эпентезу, гаплологию, метатезу. Рассмотрим подробнее каждую из разновидностей комбинаторных изменений звуков.

Аккомодация (приспособление) - фонетический процесс, состоящий во взаимовлиянии, которое возникает между согласными и гласными, обычно стоящими рядом. При этом могут возникать так называемые глайды - возникновение переходных или скользящих звуков между гласным и согласным: например, если внимательно вслушаться в произношение слова воля, то можно расслышать между [в] и [о] очень коротенькое [у]. По направлению взаимодействия звуков различают регрессивную и прогрессивную аккомодацию: если предыдущий звук влияет на последующий, то аккомодация прогрессивная: рад - ряд - после твёрдого согласного [а] звучит как среднеязычный звук (что соответствует основному произносительному варианту), а после мягкого согласного звук [а] становится более переднеязычным в силу того, что при произнесении палатализованного (т.е. мягкого) согласного средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу и уже не успевает опуститься вниз для произнесения среднеязычного гласного, а кончик языка оказывается продвинут вперёд (к передним зубам). Таким образом, причина данного фонетического процесса кроется в том, что экскурсия последующего звука приспосабливается к рекурсии предшествующего. Противоположный по направлению влияния процесс - последующий (в русском языке, как правило, согласный) звук влияет на предыдущий - определяется как регрессивная аккомодация: например, стол - столь - звук [о] под влиянием палатилизованного согласного во втором слове становится более заднеязычным, чем в слове стол.

Ассимиляция - это артикуляционное и акустическое сближение (уподобление) однородных звуков (согласных с согласными, гласных с гласными). По результату выделяют 2 вида ассимиляции: полную и частичную. Для полной ассимиляции характерно уподобление взаимодействующих однородных звуков по всем признакам: сшить - [ш: ыт'] - звук [с] полностью уподобился [ш]. Для частичной ассимиляции характерно уподобление звуков по какому-либо признаку или ряду признаков: например, ложка - [лошкъ] - звук [ж] уподобился звуку [к] по признаку глухости. По направлению выделяют прогрессивную и регрессивную ассимиляцию (принцип аналогичен выделению регрессивной и прогрессивной аккомодации): пример первой - хвост [хфост] (диал.), пример второй - травка [трафкъ]. По положению взаимодействующих звуков выделяют контактную - взаимодействующие звуки находятся в непосредственной близости друг от друга (ложка [лошкъ]) - и дистактную - взаимодействующие звуки отделены другими звуками (железо - укр. залiзо) - разновидности ассимиляции.

Случаи ассимиляции гласных получили название " сингармонизм гласных". Явление сингармонизма – отличительное свойство тюркских языков. Оно выражается в использовании гласных одного ряда при формировании того или иного фонетического слова: в турецком языке oda «комната», odada «в комнате», odalar «комнаты», odalarda «в комнатах».

Диссимиляция - это явление расподобления звуков, происходящее, аналогично ассимиляции, между однородными звуками. Аналогично ассимиляции выделяют несколько разновидностей диссимилятивных процессов: прогрессивная пролубь/регрессивная бонба, контактная дохтор/дистактная верблюд.

Диэрезы (или выкидки) комбинаторное взаимодействие согласных звуков, в результате которого происходит выпадение одного из них: например, бывает - бываат (диал.) или выкидка мгновенных согласных т и д, например, в таких словах, как честный, счастливый; или же устранение тех же т и д в группах стк, здк, например, в словах поездка, повестка, то что в школьных грамматиках называется непроизносимыми согласными.

Разновидностью диэрезы является гаплология - явление, состоящее во взаимодействии двух повторяющихся звуков или слогов, один из которых подвергается выкидке: например, траги/ко/комедия - трагикомедия, минера/ло/логия - минералогия. Как видно из примеров, данное явление встречается в процессе образования новых слов способом словосложения.

Эпентезы (или вставки) - комбинаторный процесс, имеющий диссимилятивную основу, состоящий во вставке согласных [в] или [й] между гласными: например, в просторечии говорят Ларивон вместо Ларион или Родивон вместо Родион, а также радиво, какаво (какао).

К диссимиляции тесно примыкают случаи так называемой метатезы (перестановки) смежных и несмежных звуков внутри слова. Современное русское тарелка образовалось от старой формы талерка путем метатезы л и р: р заняло место л, а л соответственно передвинулось на место р. Метатеза часто встречается в детской речи: например, вместо молоток произносится мотолок.

Если звуковые изменения обусловлены не соседними звуками, а местом (позицией) звуков в слове или слоге, то их принято называть позиционными изменениями звуков. К таковым относят: возникновение протез в начале слова, редукция безударных гласных и оглушение звонких согласных в конце слова. Рассмотрим подробнее каждый из случаев.

Протеза - немотивированное прибавление звука в начале слова: например, вострый (вместо острый), ишла (вместо шла), вона (вместо она).

Оглушение конечных звонких согласных характерно для многих, но не для всех индоевропейских языков: например, в русском шов [шоф], но во французском - chauve [шо: в].

Прежде чем перейти к описанию редукции, необходимо рассмотреть природу другого фонетического явления - ударения. Ударение есть выделение в речевой цепи той или иной единицы среди однородных с помощью фонетических средств. Выделяют несколько типов ударения (рис.9).

 

Фразовое ударение - это основное ударение в последовательном ряду ударений фонетической фразы.

Фразовое ударение бывает:

а) синтагматическим – такое ударение фонетически объединяет слова в синтагму. В русском языке каждая синтагма произносится с выделением последнего слова: Красо та спасёт мир;

б) логическим – смысловое выделение наиболее коммуникативно важного для данного высказывания слова:

Он увлекается музыкой?

Он увлекается музыкой?

Он увлекается музыкой?

в) эмфатическим – эмоциональное выделение какого-либо слова во фразе:

Как здорово!

Словесное ударение - это выделение одного из слогов в слове такими фонетическими средствами, как усиление звучности, удлинение слогообразующего звука или изменение тона.

Динамическое ударение – результат физиологического усиления мускульного напряжения, акустически характеризующийся усилением звука. Выделяют сильное и слабое динамическое ударение (русский и, соответственно, украинский языки), свободное и фиксированное, подвижное и неподвижное ударение.

 

Свободное ударение – ударение, не закреплённое за какой-либо позицией в слоге: в русском языке - руки, голова, тарантул.

Фиксированное ударение – ударение, закреплённое за определённой позицией в слове: nat u ra, n au ta, am ā re - лат. язык; dans er, é c o le, universit é.

Подвижное ударение – в разных словоформах одной лексемы оно свободно может перемещаться с одного слога на другой: рук а, р у ки.

Неподвижное ударение – во всех производных от одного и того же слова ударение закреплено за одним и тем же слогом: сол о ма, сол о менный, сол о мка, сол о мы.

Количественное ударение - это выделение одного из слогов в слове посредством удлинения слогообразующего звука.

Музыкальное ударение - это выделение одного из слогов в слове посредством удлинения слогообразующего звука.

Такое позиционное изменение звуков, как редукция, тесно связано с особенностями количественного и динамического ударения.

Редукция - это такой тип позиционных звуковых изменений, при которых гласные в безударном положении ослабевают, т.е. утрачивают часть своей силы и долготы. При утрате гласным в безударной позиции своих основных характеристик говорят о качественной редукцией, в случае же утраты гласным части своей долготы принято использовать термин " количественная редукция". Первая разновидность ярче представлена в языках с сильным динамическим ударением, вторая - с количественным ударением. Например, в слове крушить безударный гласный менее долгий, чем ударный гласный, но он сохраняет свои основные фонетические и артикуляторные характеристики. Таким образом, в описываемом случае мы имеем дело с количественной редукцией. Примером качественной редукции (в сочетании с количественной) является, например, русское слово кошка - [кошкъ] - безударный гласный теряет все основные артикуляторные и фонетические характеристики, становясь неким призвуком неясной природы.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1945; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь