Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раздел I. Что есть философия?



 

Тема 1.Предмет философии. Философские проблемы. Философии и мировоззрение.

Изучение философии, как и любой другой дисциплины, начинается с ознакомления с её предметом, того, что она исследует. Как писал Аристотель, «прежде всего, следует сказать, о чём исследование и дело какой оно науки». Слово «философия» означает «любовь к софии», что переводится как «любовь к мудрости». Однако под «Софией» имелось в виду не субъективное свойство человеческого ума, а некое «великое и приличествующее лишь божеству» объективное качество разумно устроенного и гармоничного мира – космоса (Платон). Человек же ввиду своей смертности и слабости не может по-настоящему слиться с Софией, он может только «любить» её. Поэтому лучше переводить понятие «философия» как «любовь к истине», как «любовь к истине всего сущего».

Считается, что первым, кто употребил слово «философия», был Пифагор (ок. 580-500 до н.э.). Мудры только боги, говорил он, я же – человек, который лишь стремится к божественному, совершенному знанию, но никогда не достигает его. А потому его знание о мире – обыкновенное, естественное, такое, которое человек может создать сам своими собственными силами, опираясь на свои чувственные восприятия, на свой жизненный опыт, на свою способность думать, мыслить, размышлять. Философия – лишь то знание, которое человек добывает своими собственными силами на основе самостоятельных размышлений. Но поскольку «мудрость» - это далеко не всякое знание, а знание самого важного и существенного в мире и в жизни человека, то и философия есть размышление над вопросами, наиболее важными для всех людей. Это не обладание истиной, а жажда истины, неустанный поиск истины.

Аристотель отмечал, что причина появления философии – удивление. Удивляется и спрашивает тот, кто осознал своё незнание. Кто же стремится усовершенствовать свои познания и найти истину, тот и «философствует» Бог – не философ, поскольку он всеведущ, а человек, философствуя, уподобляется Богу в меру своих сил. Этим люди отличаются, с одной стороны, и от животных, которые так же конечны, но они не сознают этого. Осознание человеком своей конечности и своего несовершенства – основа и источник философии и философствования.

Как жажда знания, как «любознательность» вообще, философия родственна всем наукам, но в своём стремлении к абсолютному она схожа с религией. Правда, целью религиозной веры является не познание абсолютного, а «спасение». В философии же приобщение к абсолютному осуществляется исключительно посредством самостоятельного размышления и познания.

Древнее определение гласит: человек есть мыслящее, разумное существо. Разум обнаруживает себя в человеке как способность говорить, высказывать суждения, умозаключать, совершать поступки в соответствии со своими понятиями и размышлениями. Это означает, что человека отличает замещение чисто инстинктивного поведения – свободным самоопределением. Наша свобода определяется возможностью выбора, а этот выбор – нашими понятиями о том, что «хорошо» и что «плохо», что «можно» и что «нельзя», что «красиво», а что «безобразно». Понятия наши, однако, не равнозначны – среди них можно найти наиболее общие и важные, от которых зависят все другие понятия и их связи. Эти основополагающие понятия являются категориями мышления (понятия наибольшей степени общности). Так, категориальной основой любого простого суждения является связь понятий «общее – единичное» («Сократ – человек»). С их помощью мы мыслим обо всём другом, хотя сами они не становятся предметом рассуждения, пока человеку «всё ясно» и жизнь его стабильна. Как утверждал Гегель, философия есть категориальное мышление. Уже в древности первые философы обдумывали такие наиболее общие понятия, как «бытие вообще», «сущность вообще», «истина вообще» и пр. В этих размышлениях, в этих представлениях о мире и о жизни философия поднимается до рефлексии над своим предметом размышления. Философия – это рефлексия над «здравым смыслом» и мировоззрением. Такая рефлексия заставляет человека «выпадать» из мира «готового знания» и привычных способов поведения, становиться в иное отношение к миру, которое в Древней Греции и было впервые названо словом «феория» (теория) или философия. Уже первые философы поражали других своей способностью рассуждать о вещах, которые всем известны, но о которых никто не задумывался, не мог или не смел, поставить вопрос. Они поражали своей духовной самостоятельностью, независимостью от традиции, общественных мнений и верований, стремясь к знанию ради самого знания, а не ради какой-либо практической цели или выгоды.

Аристотель полагал, что науку впервые создали египетские жрецы – люди, у которых впервые в истории появилось свободное время, досуг для теоретических исследований. Философы – это особое сословие мыслителей, людей, для которых важнее всего «мысль разрешить». Так, согласно Геродоту, Солон Афинский отправился в путешествие, «философствуя», «ради теории», т.е. ради простого созерцания мира и людей.

Философия – это высшая форма проявления и реализации способности и страсти человека к познанию. Это высшая форма интеллектуального романтизма, стремление к всеохватывающему, вселенскому познанию «первых начал» и «последних оснований» бытия и познания, размышление или учение о мире, в общем, и в целом. Однако последнее предполагает различные сферы этого всеобщего – природу, общество и человека. В Академии Платона философия была разделена на три части: на физику, этику и логику. Отсюда – три философские науки, соответствующие трём сферам реальности: онтология (учение о бытии), этика (учение о нравственности) и гносеология (учение о познании и знании). Поэтому философия представляет собой синтез и обобщение самых разнородных знаний, а выдающиеся философские учения – энциклопедический синтез знаний эпохи, эпоху, постигнутую и выраженную в мыслях. Философия – это форма общественного сознания, мировоззрение, учение о наиболее общих принципах бытия и мышления; наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления.

Всеобщие свойства мира выражаются через категории философии. Категориями (греч. – высказывание, обвинение; признак) называются понятия наибольшей степени общности: бытие, материя, сознание, движение, пространство, время, отношение, причина и следствие, необходимость и случайность, часть и целое, сущность и явление, общее-особенное-единичное, свобода, истина и др.

Основными философскими принципами являются: принцип развития; принцип познаваемости мира; принцип материального единства мира; принцип единства исторического и логического; принцип восхождения от абстрактного к конкретному и др.

Категории, принципы и всеобщие законы нужны нам для решения различных философских проблем: соотношение материи и сознания, бытия и мышления; сущность идеального; сознание истины; соотношение человека, мира и Бога, веры и разума; души и тела; проблема жизни и смерти; свободы воли, смысла жизни; проблема любви, добра и справедливости и др.

Философские проблемы носят мировоззренческий характер, то есть отношение человека к миру. А потому часто философию отождествляют с мировоззрением. Так ли это?

Мировоззрение – это обобщающая, целостная система представлений о мире, человеке и его месте в мире и в обществе, об отношениях «человек – мир», «человек – человек» и т.д. Понятие мировоззрения шире понятия философии, так как философия формируется на основе того или иного мировоззрения, основными формами которого являются: мифологическое, обыденное, религиозное и научно-философское мировоззрение. Структура же мировоззрения состоит из знаний, ценностей и ценностных установок.

Философия возникла в синкретическом единстве с наукой, общими чертами которых являются: теоретический тип знания и отношение к истине как к высшей ценности.

Отличие философии от искусства заключается в том, что философия есть область теоретического, а искусство – художественного мышления. Философ мыслит абстракциями, поэт – художественными образами.

В религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни. Религиозные же представления выражаются в учении о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять и т.д. Эти фундаментальные религиозные идеи по своему характеру сходны с философскими идеями. Но они в рамках религии не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике. Философия же, напротив, стремится аргументировать все свои утверждения. Религия авторитарна. Философия автономна, в ней разум не подчиняется никакому давлению, и все решения принимает сам.

 

Литература

 

Аристотель. Метафизика. Соч. в 4 т. Т.1. - М.: Мысль, 1975. 980а-983а 23, 1025b-1026а 32.

Гегель. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т.1. – М.: Мысль, 1974. С.57-103.

Давид Анахт. Определения философии / Соч. – М., 1975. С. 33, 52, 99, 100.

Ортега-и-Гассет. Что такое философия? – М.: Наука, 1991.

Платон. Государство / Соч. в 4 т. Т.4. – М.: Мысль, 1994. 474е-500d.

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии, 1989, № 9.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Вспомните несколько определений философии.

2. Что такое философские категории, принципы и законы?

3. Что такое мировоззрение, какова его структура и виды?

4. Какие существуют философские проблемы.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-16; Просмотров: 1385; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь