Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мне плевать, будете вы слушать или нет, я вас презираю, но для протокола, чтобы мои слова попали в печать, должен сказать.



Я уверен, что вы все правильно поймете и станете моими единомышленниками.

Я просто счастлив, что представилась возможность говорить.

Я знаю, что вы необразованные люди, но вспомните об элементарных правилах приличия и послушайте меня.

Это крик моей души - послушайте, а иначе я покончу с собой, неужели вам меня не жалко?

Вы представляете, кто стоит перед вами? Я очень важный человек, и вы должны прислушаться к моему мнению.

Пусть обо мне идет дурная слава, пусть я не выполняю своих обещаний, но я, зная, что никто из вас мне давно не верит, все-таки еще раз, может быть, последний раз, прошу о внимании к собственной персоне...

Да-да, у короткой фразы может быть весьма пространный подтекст. Трактовка фразы. Что вы в нее вкладываете.

Каждый из нас уникален. У всех нас разные отпечатки пальцев. Мы разные. Индивидуальные. Но почему-то многие из нас хотят быть такими же, как все, - одинаковыми. Нет, постарайтесь сохранить и развить свою, подчеркиваю, свою индивидуальность. Учитесь вкладывать в каждое произносимое вами слово свой смысл (подтекст), давайте свою трактовку и говорите спокойно, ровно, убедительно, эмоционально, а главное, не торопясь.

Как этому научиться? Тщательно выполните настоящее задание и с особым вниманием отнеситесь к следующему этюду.

Эпизод N 58

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь...

Произносите слова с разным смыслом. Вкладываете в каждое слово, хотя будете произносить лишь названия цифр, свой подтекст...

Запишите выполнение этюда на пленку. А потом попросите своих знакомых прослушать запись и определить, что вы хотели сказать, почему у вас такая интонация. Сделайте до двадцати разных вариантов.

Можно же произнести "раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь..." так, будто бы большего удовольствия нельзя себе и представить: истома, нега, наслаждение, катарсис - все здесь.

Или произнести так, как будто вы сказку рассказываете.

Вариантов много.

О выполнении, о трудностях, с которыми столкнетесь, о выводах, к которым придете, о своем восприятии не поленитесь написать мне. Договорились?

А главное - постарайтесь запомнить: жить нужно не торопясь, жизнь и так коротка, так стоит ли ее поторапливать, умейте брать от жизни максимум

Коротко и ясно... (задание двадцать восьмое)

Чем значительнее и сложнее то, о чем говорится, тем проще и свободней должна быть манера изложения.
(Стендаль)

Многие думают, что за короткое время невозможно сказать все, что хочется. Нет, для того, чтобы высказать суть, требуется, право, не так уж много времени. Но как быть, когда для выступления дают ограниченное время?

Сокращать. Оставлять только главное. Лучше выступить во второй раз, но не сокращать на ходу, не перепрыгивать от темы к теме. И, конечно, помнить, что при хорошей подготовке можно произвести впечатление и достичь поставленной цели, произнося короткую речь. Чем речь короче, тем лучше. Эффект от короткого выступления всегда больше, чем от пространного.

Опытные ораторы поступают просто - они всегда заканчивают свое выступление раньше, чем председательствующий напоминает о регламенте.

Они знают: если речь получилась, проблема затронула слушателей, то обязательно возникнут вопросы, а отвечая на них, и можно добавить то, что не удалось сказать с первого раза.

Есть и другой прием. Заканчивается время для выступления. Оратор спокойно благодарит всех за внимание и добавляет, что о том-то и о том-то тоже можно было бы сказать, но не стоит утомлять и так уставшую публику, поэтому при первой же возможности... Хорошо бы при этом, обозначая тему, чуть-чуть заинтриговать слушателей. Так, чтобы они поняли: самое-то интересное и не было сказано. Тогда выкрики из зала: "Говорите, говорите, мы будем слушать". Снизойдите и выполните просьбу.

Умение говорить коротко, емко: словам тесно - мыслям просторно - приходит с опытом и, конечно, зависит от вашей эрудиции, убедительности и точности построения речи.

Видимо, все слышали о Федоре Никифоровиче Плевако (публике всегда льстит, когда лектор, выступающий подразумевают, что слушатели не глупее, а умнее его и не менее информированы. Это известный прием: обращаясь к залу, сказать: "Как вы все, не сомневаюсь, знаете..." - и произнести то, что добрая половина, если не три четверти, зала слышит впервые.

Человеку нравится, что в нем видят умного собеседника. Правда, может возникнуть вопрос: а как быть с теми, кто действительно знаком с информацией и ничего нового не узнает? Не волнуйтесь: если вы хорошо говорите, вас будут слушать.

Почему? А почему хорошее стихотворение, даже если его знают наизусть, слушают в хорошем исполнении с удовольствием?

Да потому, что человеку приятно слышать подтверждение: вот произносят умную цитату, поговорку - и он, слушатель, ее знает; читают стихи - а они ему до боли знакомы, а знакомое хорошо воспринимается, и если речь произносят хорошо поставленным голосом, с правильными ударениями, выразительно, то слушатель испытывает радость. Такое же наслаждение бывает от хорошей актерской работы, которую ты готов смотреть десятки раз. Впрочем, так же и с музыкой, когда хорошее музыкальное произведение хочется слушать сотни раз.

Но вернемся к Федору Плевако, который, кстати говоря (здесь "кстати говоря" вполне уместно), советовал начинающим адвокатам: "Слушатели должны понимать без усилий. Оратор может рассчитывать на их воображение, но не на их ум и проницательность. А потому не так говорите, чтобы мог понять, а так, чтобы не мог не понять вас судья".

Вот два случая из жизни Ф. Н. Плевако.

Судят пожилого священника.

Он во время следствия признал свою вину. Был назначен суд. Плевако взял на себя защиту. Коллеги считали, что даже Плевако не сможет ничем помочь своему подзащитному. Подсудимый обвинялся в прелюбодеянии и воровстве.

Начался процесс.

Прокурор произнес убедительную речь.

Плевако не торопясь, но волнуясь, встал и произнес речь всего из нескольких фраз: "Господа присяжные заседатели! Дело ясное. Прокурор во всем совершенно прав. Все эти преступления подсудимый совершил и сам в них признался. О чем тут спорить? Но я обращаю ваше внимание вот на что. Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал вам на исповеди грехи ваши. Теперь он ждет от вас: отпустите ли вы ему его грех?"

И присяжные оправдали подсудимого.

Еще один один пример защитительной речи Ф.Н.Плевако.

Старушка украла жестяной чайник стоимостью менее 50 копеек. Она была потомственная почетная гражданка. Ее защитником был Плевако. Прокурор, зная о том, что будет выступать Плевако, решил заранее парализовать влияние защитительной речи и сам высказал все, что можно было сказать в защиту подсудимой: бедная старушка, горькая нужда, кража незначительная, подсудимая вызывает не негодование, а только жалость. Но собственность священна, все гражданское благоустройство держится на собственности, и, если позволить людям посягать на нее, страна погибнет.

Поднялся защитник Плевако. Он сказал: "Много бед и испытаний пришлось претерпеть России за ее больше чем тысячелетнюю историю. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесять языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела Россия, только крепла и росла, теперь... старушка украла старый чайник ценою в пятьдесят копеек. Этого Россия, уж конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно". И суд оправдал старушку.

Кто-нибудь из читателей скажет: "Так это сам Плевако выступал! Куда мне до него?!"

Никогда, ни при каких обстоятельствах подобных фраз не произносите ни вслух, ни про себя.

И вы можете и должны достичь результата, если серьезно отнесетесь к занятиям. Необходимо верить, верить и еще раз верить в свои возможности. А обрести веру в себя вам помогут книги по психологии, аутогенная тренировка и, самое главное, умение жить так, чтобы вы любили самого себя, нравились себе, не ругали себя, не комплексовали, не злились на самого себя, имели свою программу развития своей личности и планомерно ее выполняли. Вам должно быть интересно жить! Но ведь жить действительно интересно!

Ха! Так и слышу это "ха!" скептика - интересно жить, а где деньги взять, а на что жить, если только один клинический анализ мочи и крови в Москве (есть такая не частная, а государственная клиника) стоит 800 рублей, а зарплата профессора - 900 рублей в месяц!

(Сознательное отступление от темы! Как вы думаете, почему предыдущий абзац появился? Он мне нравится? Пожалуй, нет. Ничего скверного в нем нет, и все-таки если публично говорить о стоимости анализа мочи - что-то безвкусное, неприятное, физиологическое в этом есть. Слух может резануть. По какому принципу появляются подобные строки, если учесть, что о сумме, получаемой профессором МГУ, я уже писал? Принцип один - у кого что болит, тот о том и говорит. Конечно, стоит говорить всегда о том, что тебя волнует, беспокоит, интересует. Но важно, чтобы это в той или иной степени касалось и тех, кто тебя слушает. В противном случае лучше подобные фразы опускать. Я оставил абзац для наглядности, чтобы стала понятнее мысль.)

Жить интересно? Да можно ли бедняку сделать свою жизнь интересной? Обязательно, если быт заставляет думать о деньгах и все силы приходится тратить на поиски денег, нужно все-таки постараться так организовать свою жизнь, чтобы оставалось время и для собственного развития, удовлетворения ваших интересов. Да, увы, я знаю людей, которым все неинтересно. Они зашорены, забиты, жизнь их слишком стереотипна, они зачуханные и затравленные: утро - туалет - скудный завтрак - транспортные передряги - работа, не приносящая им удовлетворения, - обед на работе - терпеливое и механическое выполнение обязанностей на работе - транспортные передряги - скудный ужин - просмотр телепередач с ленивым переключением программ - автоматическая ругань с домашними - туалет и тяжелый сон. Так проходят день, неделя, месяц, год. Ничего нет и ничего не хочется. Жить не хо-чет-ся!

Как быть? Обращаться к врачу. Немедленно менять свой образ жизни. Допускаю, по крайней мере очень бы этого хотел: для кого-то подобные изменения начнутся с занятий в нашей школе. Если среди ваших знакомых есть подобные люди, сделайте доброе дело, вдруг получится, посоветуйте им пройти наш курс.

Как нужно начинать день?

Возможно, многие со мной не согласятся (это тоже ораторский прием, он действует хорошо, но злоупотреблять им нельзя, чувство меры должно подсказать вам, сколько раз можно к нему прибегнуть), но я советую по утрам вставать перед зеркалом и после того, как вы примете холодный душ - великолепная физиотерапевтическая процедура, поднимает настроение лучше всяких лекарств (увы, противопоказана язвенникам), после того, как вы закончите занятия артикуляцией (каждый день - каждый - занимайтесь артикуляцией!), посмотрите на себя, обязательно подмигните, улыбнитесь и постарайтесь полюбоваться собой. И несколько раз произнесите сами для себя (если неловко это делать вслух, произносите про себя) примерно такие фразы: "..." (Впрочем, именно с этих фраз и начнется наша встреча через неделю...)

Я не давал новых этюдов. Почему? Уверен, что многие из занимающихся не успели выполнить прошлые задания. Убедительно прошу их выполнить. Если только читать наши уроки, увы, результата не будет. Вы не станете лучше говорить. А если этюды выполните, вы сами почувствуете разницу: вас станут внимательнее слушать, вам удастся убедить собеседников в своей правоте, люди захотят с вами чаще встречаться, ибо вы интересно рассказываете, умеете слушать, умело подхватываете и развиваете начатую тему.

Да, сегодня я ограничился просто несколькими советами. Интересно, пригодились ли они вам, согласны ли вы с моими выводами.

Я желаю вам самого доброго. И главное - не терять веры в собственное "Я". Обязательно заниматься, да, именно заниматься, а не просто знакомиться с выпусками нашей школы.

Как всегда, жду ваших писем.

Как стать сильным? (задание двадцать девятое)

Молодой защитник выступал в суде по делу одного фермера, предъявившего иск железнодорожной компании за то, что принадлежащий ей поезд раздавил его двадцать четыре свиньи.
Стараясь произвести впечатление на присяжных размером нанесенного ущерба, адвокат заявил:
- Двадцать четыре свиньи, джентльмены! Двадцать четыре! В два раза больше, чем вас!
(Из рассказов старого адвоката)

Эпизод N 60

Я обещал дать примерный текст, который стоит произносить по утрам для того, чтобы настроить себя на спокойное восприятие любых событий, чтобы не терялась, а усиливалась вера в собственные силы. Если веришь в собственное Я, то многое получается, а если веры нет, все валится из рук.

Итак, утро. Вы уже встали. Привели себя в порядок. Неторопливый завтрак (помните, я говорил о том, что нельзя торопиться жить?). Но перед тем, как поехать на работу, пожалуйста, посмотрите на свое отражение в зеркале и спокойно произнесите (можно вслух, а можно и про себя):

"Я поставил перед собой цель. Я сделаю все возможное, чтобы добиться еT. (Заметьте: сделаю все возможное!)

Да, я хочу научиться говорить публично, не стесняясь никого, не боясь, что меня неправильно поймут. Говорят же хорошо другие, и я не хуже.

(Нередко сравнение себя с другими помогает. Каждый из нас не хуже других - это нужно понять. Правда, и не лучше других, и это тоже стоит запомнить. Просто каждый из насиндивидуален, и важно научиться развивать собственную индивидуальность. Вынужден напомнить, что мы используем возможности своего мозга всего на 3-4%.)

Я же умею читать и писать, я же более или менее знаю язык, на котором говорю. Кто мне может помешать узнать этот язык лучше?!

Я обязательно научусь говорить публично, постараюсь научиться.

Я хочу покорить тех, кто меня будет слушать, и многое зависит только от меня - от моей усидчивости, внимательности, моего желания.

Я постараюсь быть мягким, воспитанным.

Я постараюсь продемонстрировать аудитории, что люблю и уважаю их, признателен им за то, что они меня слушают.

Я хочу стать лучше, и я стану лучше, это же зависит только от меня.

Я научусь смотреть в глаза собеседнику.

Я постараюсь увидеть в каждом, кто меня слушает, единомышленника, а не врага.

Я смогу, я сумею, я сделаю, я постараюсь добиться цели!"

После того, как вы произнесете такой текст, внимательно рассматривайте себя в зеркале в течение минуты, а ещT лучше - двух.

Есть выражение: "Он посмотрел на меня пристально" На самом деле наши глаза практически не меняются - меняется мимика. Проговаривая текст, следите, насколько меняется при произнесении тех или иных фраз выражение вашего лица.

Упражнение нужно выполнять минимум десять дней, если вы хотите добиться результата.

"А зачем все это делать? - слышу я голос скептика. - Чем подобные упражнения помогут в овладении хорошей речью?"

Попытаюсь объяснить.

Да тем, что вы таким образом настраиваете себя. Каждому из нас необходим настрой на работу. Люди, умеющие настраиваться, способны вызывать у себя вдохновение, не дожидаясь, когда оно посетит их.

Я помню, как более месяца каждодневно наблюдал за Аркадием Райкиным. Когда до спектакля оставалось три часа, менялись его походка, ритм речи. А за час до спектакля он вообще как бы раздваивался. Да, отвечал на вопросы, но чувствовалось: артист, слушая тебя, поддерживая разговор, сам где-то очень далеко. И вот до начала десять минут. Костюмерша помогает ему одеться, гримерша поправляет грим. За несколько секунд до выхода на сцену, он бросал взгляд на свое отражение в зеркале... И на глазах происходит преображение. Уходии усталость, отступает возраст, появляется искорка в глазах, Аркадий Райкин становится магнитом, притягивает к себе... Но настраивался он на спектакль целый день.

Я знал знаменитую певицу, которая, пока не поругается с кем-нибудь, петь не выходила. Ей для разогрева необходим был скандал: спором, криком, ссорой она распаляла себя - и на эстраде царила.

А у другой не менее знаменитой певицы все происходило наоборот - никто до начала концерта не имел права к ней подступиться.

Чтобы сосредоточиться, ей требовались тишина, спокойствие. Она говорила со всеми шепотом, прохаживалась за кулисами с опущенными глазами. Кто не знал еT манеры подготовки к выступлению, думал, что у певицы случилось несчастье, настолько грустной, одинокой, забытой, обиженной она выглядела. А на сцене становилась сильной женщиной. Она и сегодня поет. Собирает полные залы в Москве, Новосибирске, Риге, Варшаве, Праге и во многих других городах.

У каждого человека свои методы обретения особого самочувствия, комфортного состояния перед выступлением. И неважно, приходится вам говорить перед одним-двумя слушателями или выступать в огромном зале, забитом до отказа.

Постарайтесь проанализировать свой характер. Что требуется вам для того, чтобы обрести хорошую форму?

Я знаю: некоторым важно перед выходом на сцену вспомнить о чем-то веселом, другим - о грустном, третьи лучше всего выступают, если предварительно прослушают любимую мелодию. Некоторые, пока не пройдут пешком минут двадцать в спокойном ритме, не смогут говорить так хорошо Их мысль возникает и формируется в движении.

Знаю одного блестящего полемиста, который, если не выпьет чашки крепкого кофе за пять минут до выступления, не способен публично говорить и две минуты.

Каждый должен научиться настраивать себя исходя из особенностей своего характера и привычек.

Это техника, и овладеть ею, право, не так сложно, как может показаться. Но зачастую мы забываем о необходимости подготовиться к выступлению, считаем, что если у нас есть что сказать, то все в порядке. Нет! Даже если предстоит обычный разговор по телефону, лучше всего на него настроиться, и тогда он пройдет успешнее.

Начиная разговор, старайтесь быть в хорошем настроении. Если мы в плохом настроении, слушатели не должны от этого страдать. Выход один - уметь подавлять свое настроение, управлять своими эмоциями.

Эпизод N 61

Невероятно простой. Тем более что частично вы его уже выполняли. В любом выступлении важен самоконтроль. Увлеченность собственной речью - это отлично. Но когда выступающий по радио, телевидению или просто беседующий человек начинает упиваться собственным голосом, как бы слыша только себя, то, что бы он ни говорил (вполне возможно, умно и интересно), возникнет поразительный эффект - к нему все отнесутся иронично. Поэтому и важно научиться самоконтролю, слышать себя как бы со стороны. На радио многие комментаторы, говоря перед микрофоном, пользуются наушниками, что помогает им слышать самих себя. А как быть, выступая перед публикой?

Когда бы и с кем бы вы ни говорили, прежде чем отвечать на вопрос, сосчитайте до пяти. Идеально продлевать паузу до десяти, но на подобную выдержку мало кто способен.

Сначала этюд не будет получаться, затем вызовет удивление у окружающих, а через неделю принесет невероятную пользу.

Знайте: если сможете так поступать, то вам почти гарантирована защита от непродуманных высказываний, случайных слов и неверной реакции. Прежде чем что-либо сказать, обязательно подумаете: а стоит ли говорить? Вроде бы все об этом знают, но почему-то забывают. И потом приходится оправдываться, выкручиваться и утверждать, что вас неправильно поняли, что, произнося одно, вы имели в виду совсем другое.

Пауза почти в пять секунд - много. Но за это время можно придумать, как лучше отреагировать на обидное слово, как смягчить возникшую острую ситуацию.

Обязательно тщательно проанализируйте выполнение предлагаемого этюда, даже если он покажется вам никчемным. Какие трудности возникли, как изменилась форма вашего общения с другими людьми, к какому результату вы пришли?

Как всегда, я желаю вам успехов. Напоминанию о ведении дневника наблюдений, более тщательном просмотре телепередач, анализе радиопередач и прошу выполнить этот этюд, несмотря на его кажущуюся легкость и простоту.

Как всегда, жду ваших писем. На сегодня получено около ста ваших откликов. Всем посланы ответы. Не скрою: я думал, что писем будет больше.

Мне не нравится этот мир... (задание тридцатое)

Совесть - главная тема века.
(Григорий Козинцев)

Интересно, кому это не нравится этот мир?

А спросите самих себя - вам нравится жизнь, которую вы ведете, вам нравится мир, в котором вы живете?

Среди писем, полученных мною за последние полгода, более половины моих корреспондентов с грустью сообщают, что им не нравится жизнь: она их раздражает, им не нравится мир, в котором они живут, руки от бессилия и невозможности что-то исправить в современной жизни у многих опускаются. Многое злит, но они чувствуют, что ничего сделать не могут, и ощущение своей бесполезности приводит к еще большей безысходности.

Бывают письма с криком "Не могу так жить! Не хочу так жить!"

Все верно. Да не совсем.

Вас не устраивает тот мир, в котором вы живете? Вас все раздражает и огорчает. Вам кажется, что вас не понимают и никогда не поймут другие. Такое, особенно в молодости, бывает нередко. Вы хотели бы все изменить, но сможете ли? Нет, говорите вы, это не в моей власти. Как быть, как поступить, как жить? Оставаться раздраженным, когда злит все - несправедливость, нечестность, черствость других людей? Нет.

Спросите себя: а можете ли вы сами измениться? Стать чуть мягче и внимательнее к другим? А не попытаться ли вам понять других людей? И самое главное, может быть, стоит измениться вам самому, стать чуть другим.

Итак, мне не нравится этот мир. Я не могу его изменить. Но я могу измениться сам, чтобы все-таки понять этот мир и найти свое место в нем. Вы согласны со мной?

"С ВОЛКАМИ ЖИТЬ - по-волчьи выть.
Ни в коем случае.
Изо всех сил сохранить человеческий голос".
(Григорий Козинцев)

Как бы я хотел, чтобы все читающие запомнили слова известного режиссера, снявшего фильмы "Дон-Кихот", "Гамлет", "Король Лир" и другие, человека, как про него многие говорили, с обнаженной совестью, энциклопедически образованного.

Эпизод N 61

Мы занимаемся почти год. Пора переходить к практическим занятиям. В институтах - лабораторные работы, спецкурсы, семинары, лекции, а потом практика. Предлагаемый этюд - практика. Вы можете проверить свои знания и полученные навыки. Вам предлагается на практике использовать все, чему я пытался вас научить.

Найдите в своем окружении человека, которого требуется защитить, станьте временно его адвокатом. Это может быть ваш коллега по работе - ему грозит увольнение, или таким человеком окажется ваш сосед по дому - к нему несправедливо отнеслись... А может быть, таким человеком станет ваш новый знакомый, поведавший вам о своих бедах. Словом, нужно кого-то защищать.

Итак, вы нашли человека, которому требуется помощь. Но, чтобы помочь ему, нужно поговорить, допустим, с главой фирмы, где он работает. Идите к руководителю фирмы, не бойтесь. Вы просите за другого человека.

Не исключаю, что тот, кому вы хотите помочь, нуждается в правовой защите. Можно поискать тех, кто поможет ему. Можно обращаться в правоохранительные органы, суд, милицию, прокуратору. Только все вы должны делать с согласия человека, которому взялись помогать. Это важно - его согласие. Иначе можете только напортить.

Естественно защищать, помогать только тому, кто, на ваш взгляд, достоин этого. И тогда составляйте план защиты. План своей помощи:

  • с кем и когда вам нужно переговорить;
  • подготовьтесь к выступлению соберите как можно больше информации о человеке, с которым вам предстоит встречаться, - возраст, привычки, увлечения, болезни, черты характера, узнайте о его прошлом;
  • не просите, а защищайте; нападение - лучшая защита - в этом афоризме доля истины есть;
  • научитесь отстаивать права человека.

Если вы возьметесь помогать (защищать) человека, которому отказывают в бесплатном лечении, или пенсионера, о котором все давно забыли, вам придется встречаться с чиновниками из администрации вашего района, области.

Подробно записывайте ход вашей защиты.

  • Когда и с кем вы говорили?
  • Как проходила ваша беседа?
  • В чем были ваши ошибки?
  • Как вам удалось доказать права вашего подзащитного?
  • Чему вы научились, к каким выводам пришли?
  • Как вы говорили по телефону, договариваясь о встрече?
  • Насколько коротко вам удалось изложить суть проблемы, точно сформулировать вопросы, расположить к себе новых собеседников?

При подобных ситуациях иногда эффект дает игра, которую я называю "правдивая наивность".

Не все понятно? Объясню.

Допустим, в Тольятти живет некий талантливый молодой человек. Отлично рисует, музыкально одарен, учится в местном институте на отделении, где готовят будущих модельеров. Но мечтает он перейти в текстильную академию, бывший текстильный институт. А ему в переводе отказывают.

Молодой человек решил переходить из одного института в другой и он имеет полное право по конституции учиться там, где ему нравится, но ректор разрешает перевод, только если академии заплатят две тысячи долларов. Платная форма обучения допустима, но никто не отменял и бесплатного обучения в государственном институте. Так почему бы не воспользоваться этим правом?

Когда вам придется говорить с ректором, деканом, то, естественно, встанет вопрос: а вы-то при чем тут? Кто вы такой?

Вы спокойно рассказывайте: вот, мол, так-то и так-то, выполняю этюд по школе "Учимся говорить публично", которая открыта в Интернете, и решил попробовать защитить человека, помочь ему.

Сначала на вас посмотрят как на странного человека, но если вы сможете мягко улыбнуться, показать свою искренность и убедить собеседника, что никакой материальной выгоды от этого дела не имеете, то не исключаю, что к вам отнесутся с вниманием и, вполне возможно, удивятся и постараются помочь. Не так часто один человек просто так вступается за другого. А если вы в разговоре как бы вскользь упомянете, что, вот мол и когда ректор учился, то такой-то профессор помог ему на первых порах, а когда отмечали пятидесятилетие ректора, то его бывшие ученики вспоминали его добрые дела и помощь, ректор проникнется к вам симпатией. (А вы же готовились к беседе, вы же все о ректоре знаете!)

Допускаю, что ректор снова скажет: "Мы разрешаем перевод студентов из другого института в наш только за плату. Или пусть ваш подопечный заново поступает учиться".

Ваша задача - объяснить абсурдность ситуации.

Зачем талантливому человеку терять еще два года?

Вы должны, опираясь на собранные вами отзывы о подопечном, доказать, что личность талантливая, будущий Пьер Карден или Вячеслав Зайцев, а таланту нужно помогать, ибо бездарности пробьются сами.(Сбор отзывов - опять же общение; к кому вы обратитесь: к Вячеславу Зайцеву, к ведущим художникам-модельерам? Как будете их уговаривать посмотреть будущую звезду и его работы?)

Если ректор проявит к вам внимание, то попробуйте задать вопрос-предложение в такой форме: "Я уверен, что вы человек, заинтересованный, чтобы как можно больше талантливых студентов училось в академии, и, видимо, если бы зависело бы только от вас, вы бы разрешили. Но скажите: к кому ещT лучше всего обратиться, чтобы получить подобное разрешение? К министру, председателю комиссии по образованию в Думе?.."

Не исключаю, что вам подскажут, кто такое разрешение может дать. И вам придется идти к тому человеку. А он отреагирует просто: пожалуйста, пусть институт берет, мы не возражаем.

Круг замкнется.

Вы попросите написать бумагу, а вам в ответ: "А почему мы должны указывать академии, как ей поступать? Пусть ректор академии напишет нам письмо, и мы ответим согласием".

"Это с какой стати я буду писать письмо министру? Пусть пишут они сами нам, а мы не откажем".

История длинная. Придется походить по кабинетам, познакомиться с секретарями, помощниками, начальниками управлений. Вас будут переадресовывать от чиновника к чиновнику, но добиться подобного перевода вполне реально.

Ваша наивность ("правдивая наивность") должна обезоруживать чиновников. Нестандартность всегда привлекает. Уверен: никто к ним с подобными просьбами - выполняю задание по школе "Учимся говорить публично", открытой в Интернете", - никогда не обращался.

Если вы проявите терпение, выдержку, будете помнить о воспитанности, то успех гарантирован.

Эпизод N 62

Как научиться говорить выразительно?

Как избежать монотонности в речи?

Возьмите любую пьесу - "Ревизор" Н.В.Гоголя, "Вишневый сад" А.П.Чехова, "Жаворонок" Ануя, можете использовать произведения Мольера, Шекспира - и обязательно прочтите ее вслух.

В пьесе люди говорят.

Только говорят, а вам все о них известно.

Выступление перед публикой - это всегда драматургия, и нужно уяснить для себя жанр, форму, что это - комедия, фарс, скетч, реприза, клоунада, трагедия, мелодрама, моноспектакль и т. д.

Пусть вас не смущает жанр. Прислушайтесь к выступлениям иных политических лидеров. Тут и фарс, и комедия, и реприза.

Правда, большинство из них, увы, сами не знают, в каком жанре выступают, а потому у них вечные проколы.

А знали бы о законах жанра - внимательнее бы относились к произносимым словам, к мизансценам на политической арене.

Прочтите, записывая на магнитофон, минут на 30 любой фрагмент из выбранной вами пьесы.

Прослушайте запись, сделайте сами себе замечания, побудьте радиорежиссером.

С учетом сделанных замечаний еще раз прочтите текст и снова прослушайте его. Проведите анализ двух записей и не поленитесь записать третий раз. Этим вы разовьете свой голос, научитесь говорить с разной интонацией, может быть, поймете, как держать паузу. Обязательно найдите в радиопрограмме трансляцию какой-нибудь пьесы и постарайтесь прослушать ее. После этого в четвертый раз запишите выбранный вами отрывок на магнитофон.

Около шести часов придется потратить на выполнение этюда. Но как много вы приобретете.

Вы научитесь выразительно говорить чужой текст, но потом вам станет легче произносить выразительно свой текст.

Вы на себе ощутите, что каждое выступление должно строиться по законам драматургии, иметь свою завязку, кульминацию, развязку.

Если вы научитесь говорить с подтекстом, то даже в коротких выступлениях у вас появится больше смысла. Речь с подтекстом - речь многоплановая, запоминающаяся.

Я верю в ваш успех.

Задание тридцать первое

-Скажите, вы сейчас выходите?
-Да.
-А впереди вас выходят?
-Да выходят.
-А вы их спрашивали?
-Спрашивала.
-И что они вам ответили?

(Из услышанных в метро разговоров)

Эпизод N 63

Начался новый этап в жизни нашего сервера. Надеюсь, что все, занимающиеся в нашей школе "Учимся говорить публично", - постоянные читатели сервера 1001.

Контрольное задание.

Составьте на две-три минуты речь о сервере 1001. Какой будет ваша первая фраза? Как вы начнете рассказывать о сервере своим знакомым, друзьям, родственникам, коллегам, сможете ли завести разговор о сервере при случайных встречах, найдете ли зацепку, чтобы вдруг перевести разговор на сервер 1001?

Вы у кого-то в гостях. Идет общий разговор - шутки, тосты, рассказы о жизни. Как лучше начать разговор о сервере 1001? Может быть, вспомнить одну из фраз, опубликованных на наших страницах в Интернете? Произнести еT вслух, подождать реакцию, а потом сказать: прочел эту фразу на веб-доске сервера 1001, знаете ли, очень любопытный раздел в Интернете. Я его случайно для себя открыл, а теперь захожу туда регулярно.

Кто-то непременно спросит: а кто делает сервер, какое у него направление, как часто обновляется?

Здесь важно не переборщить. Постарайтесь говорить кратко, четко, уверенно и вроде отстраненно. Вы как бы и не настаиваете на том, чтобы другие его читали, но так интересно рассказываете, что вашим слушателям должно захотеться его читать, а еще лучше - принять участие в его выпусках.

Можно вскользь упомянуть, что там много новостей культуры, что рубрика "Персоналии" позволяет узнавать о многих интересных людях, книга "Почти серьезно-" - лучше понять Юрия Владимировича Никулина, книга "Мне интересны все люди" - ближе узнать одного из организаторов сервера. А рассказ и фотографии Дмитрия Анатольевича Волкова познакомят с уникальным человеком. Упомянуть, что на сервере есть "юмор", "фотогалерея", книга "О мальчике, который учится летать", школа "Соло на клавиатуре".

Выбор тем зависит от состава ваших будущих слушателей. Если соберется молодежь, то лучше всего упор сделать на то, что у нас бывают интервью со звездами, любопытно раскручивается сексуальная тема.

Готовясь к речи, проведите анализ сервера, материалов, помещенных на нем.

Это же всегда подготовка к устной речи. Запишите фамилии авторов, героев, о которых говорится в публикациях.

Но соблюдайте следующие требования:

Речь ваша должна занять не более трех минут (полторы странички машинописного текста).

Постарайтесь сделать первую фразу емкой, интригующей, запоминающейся.

Не забудьте о плавных переходах, чтобы не было ощущения обрыва речи: говорили, рассказывали, убеждали, а потом раз - и остановились.

Никаких лобовых советов - все как бы между прочим. Идеально, если вы сможете кому-то и сервер наш показать. Вдруг вы окажетесь рядом с компьютером, да еще и выход в Интернет будет.

Самое важное - чтобы вам захотели задавать вопросы: что-то уточнить, продолжить обсуждение темы, получить дополнительную информацию. Нужно научиться говорить так, чтобы вызывать вопросы. А потом на них отвечать. Провоцировать, если угодно, вопросы, вовлекать слушателя в беседу, пробуждать и поддерживать в нем интерес к беседе, чтобы он не просто слушал, а участвовал в беседе, как бы спорил с вами, соглашался, думал о том, что вы ему сказали-

Почему я выбрал для контрольного задания рассказ о сервере?

Конечно, я, как, надеюсь, и вы, заинтересован в расширении круга читателей нашего сервера. Хотелось бы, чтобы выросло и число занимающихся в нашей школе.

Предложенная мною тема удобна тем, что к ней легко готовиться. Источник - сервер - перед вами, а что выбрать, зависит только от вашего вкуса, пристрастий, привычек, наклонностей, характера. Но, повторяю, зависит и от того, перед кем вы собираетесь выступить.

Эпизод N 64

Попробуйте подготовить небольшое выступление (для начала все можете написать на бумаге) о пользе учить стихи. Подобное задание я уже вам предлагал, когда речь шла о том, чтобы каждый день выучивать по нескольку строк "Евгения Онегина". Попробуйте не просто высказать эту мысль своим знакомым, а убедить - я подчеркиваю: убедить - их в этом. Проанализируйте, как воспримут разные люди ваши слова. Попытайтесь понять, как вам удалось добиться результата или почему вас выслушали, но вашему совету не последовали. Здесь важен личный пример. Если вы сумеете поразить слушателей своими знаниями и прочтете им фрагменты не только из "Евгения Онегина", но и стихи Сергея Есенина, Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Андрея Вознесенского, Бориса Слуцкого...

Если вы покажете, что ваша память улучшилась после ежедневного заучивания нескольких стихотворных строк, то число ваших сторонников возрастет и ваш авторитет поднимется.

Эпизод N 65

Еще одно задание. Представляю, как могут обидеться на меня ваши начальники, а если вы учитесь, то и ваши преподаватели.







Читайте также:

  1. B. 1. В США говорят по-английски. 2. Эта сумка сделана из кожи. 3. Окно разбито. 4. Владимир был построен в 10 веке. 5. Масло и сыр делают из молока. 6.Этот дом был построен моим дедом.
  2. B. Основной кодекс практики для всех обучающих тренеров
  3. Cosa Nostra история сицилийской мафии
  4. Cyanocobalamin, крайне важного вещества для здоровья тела. Для многих
  5. D. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ХРАНЕНИЯ И ДОСТУПА К ИНФОРМЦИИ О ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
  6. E. Лица, участвующие в договоре, для регулирования своих взаимоотношений могут установить правила, отличающиеся от правил предусмотренных диспозитивными нормами права.
  7. F73.04 Умственная отсталость глубокая с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, связанная с хромосомными нарушениями
  8. F78.81 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения, обусловленные предшествующей инфекцией или интоксикацией
  9. F95.1 Хронические моторные тики или вокализмы.
  10. Homo ergaster, или Мальчик из Турканы.
  11. I Происхождение человека и цивилизации
  12. I. АНАЛИЗ И ПОДГОТОВКА ПРОДОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ПУТИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЯГОВЫХ РАСЧЕТОВ


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.026 с.) Главная | Обратная связь