Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема № 13: « Познание: его уровни и формы»



Гносеология – это раздел философии, в котором изучается: природа познания, возможности и границы, субъект, объект познания, уровни и формы познания, критерии истинности, и т.д.

Познание – это процесс получения знания, обусловленный общественно-исторической практикой, а знание – это результат этого процесса.

В реалистической материалистической концепции познания выделяются следующие функции практики:

- практика – это источник познания;

- практика – это движущая сила познания, обеспечивающая процесс познания техническими средствами познания;

- практика является непосредственной целью познания.

Практика – это процесс опредмечивания и распредмечивания знания, социокультурного опыта и решающий критерий истины.

В европейской философии ключевыми категориями познания являются истина и заблуждение, т.к. главной целью европейской философии и науки является поиск истины.

Истина – есть знание, соответствующее предмету и совпадающее с предметом, адекватное отражение действительности. Заблуждение – это знание, не соответствующее предмету, не совпадающее с ним. Заблуждения неизбежны в процессе познания и выступают закономерным моментом познания, движением к истине. Заблуждение отличается ото лжи как сознательного искажения знания о предмете.

Истина обладает следующими характеристиками:

- она объективна по внешнему содержанию;

- истина субъективна по своей форме;

- истина абсолютна и всегда относительна, т.к. знание о предмете изменчиво и углубляется по мере развития практики;

- истина всегда конкретна.

Знание дифференцируется и выступает в различных формах: науке, мифологии, религии, философии и др. Теоретическое познание ассоциируется с научным познанием, обладающим следующей спецификой:

1. Целью познания является обнаружение объективных закономерностей мира, выраженного в форме закона.

2. Непосредственная цель познания – это объективная истина, получаемая в основном рациональным путем.

3. Научному познанию присущи строгая доказательность и достоверность выводов.

4. Внутренняя непротиворечивость, системность, открытость для критики, опытная проверяемость.

5. Научное познание стремится к необходимости быть воплощенным в практике.

В науке выделяют два уровня познания: эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень познания – это непосредственное исследование реально существующего предмета, в котором обнаруживаются внешние, несущественные связи и отношения. Теоретический уровень исследования – это преобладание рационального момента познания, т.е., наличие понятий, теорий, законов, благодаря которым раскрываются сущностные связи и закономерности развития предметов. В реальном процессе познания эмпирический и теоретический нельзя отрывать друг от друга, граница между ними условна и размыта.

Помимо уровней в исследовании процесса познания выделяют следующие стороны познания: чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание основано на получении информации о мире с помощью органов чувств, формами этого познания будут:

1. Ощущение – первичное. элементарное, далее психологически неразложимое явление. Благодаря ощущениям отражаются отдельные свойства предмета.

2. Восприятие – целостный чувственный образ предмета, формируемый на основе ощущений.

3. Представление – возникает на основе восприятия и ощущения с помощью воображения и памяти, без непосредственного воздействия этого предмета на органы чувств.

Рациональное познание развивается благодаря мышлению и представлено следующими формами: понятие, суждение и умозаключение. Понятия возникают на основе определения и отражают существенные связи и отношения в предмете. В образовании понятия участвуют сравнение, обобщение, абстрагирование. На основе понятия возникает суждение – форма мысли, в которой раскрывается наличие или отсутствие связей и отношений между предметами. В структуре суждения выделяют субъект и предикат. Субъект – это понятие о предмете мысли, предикат (лежащий в основе) - понятие об отношениях или свойствах предмета.

Выделяют следующие функции суждений:

1. Единичные, выражаемые с помощью слов «это», в которых что-то утверждается или отрицается о предмете.

2. Частные, что-то утверждается или отрицается о группе предметов с помощью слов «некоторые» и «часть».

3. Общие - что-то утверждается или отрицается о классе явлений с помощью слов «всякий», «каждый», «никакой»

Умозаключения, содержат в своём составе суждение и имеют определенную структуру. Одни суждения в структуре являются посылками, то есть исходным суждением, вывод - это заключение - новое знание, возникающее между посылками и вторым суждением. Умозаключения могут быть индуктивными и дедуктивными.

В познании используются различные методы.Метод («методос»- греч. - путь к чему-либо) - это совокупность предметов, операций теоретического или практического освоения действительности.

К всеобщим методам познания относится метафизический и диалектический методы. Метафизический метод – это одностороннее видение предмета, как непротиворечивого, неизменного и неразвивающегося. В IXX в. в философии Гегеля возникает диалектический метод, анализирующий явления и процессы, как взаимосвязанные и противоречивые. Принципами диалектического метода являются:

1. Всесторонность рассмотрения объекта.

2. Рассмотрение во взаимосвязи или системный подход. Любой предмет или процесс – это некая открытая система, состоящая из структуры, то есть взаимосвязи элементов.

3. Моментом этого принципа является принцип детерминизма, учение об объективной закономерной взаимосвязи предметов или явлений, одно из которых - причина, другое – следствие.

4. Принцип рассмотрения развития во взаимосвязи исторического и логического. Исторический способ рассмотрения предмета в процессе его изменения, т.е., возникновение предмета и его формирование. Логический способ – это рассмотрение зрелого, устойчивого состояния развития предмета.

Помимо всеобщих, существуют и общенаучные методы познания: анализ и синтез, абстрагирование, формализация, индукции и дедукции и др.

Наука - это одно из форм духовного производства, ориентированная на выявлении законов развития объективного мира. Наука стремится осуществить предметное и объективное исследование действительности.

Как известно, наука возникает в обществах, обладающих вполне определенными структурами дискурса: экономикой свободного рынка, гарантами частной жизни и демократическими формами власти.

Ценности науки исторически формируются в античности с ее правовой риторикой и гностическими традициями, но окончательно устанавливаются в западноевропейских протестантских обществах с их специфическим миром признания рационально-личного знания о Господней воле. Протестантизм произвел переворот в общественном сознании, поставив разум на службу практике, утверждая уважение к любому труду, признавая особую ценность усовершенствований, стимулирующих научный прогресс, и обосновав потребность рационализации производства. М. Вебер усматривает «наукоподобие» протестантского религиозного сознания, сближающего протестантский конфессиональный мир со стандартами научной рациональности.

В истории западноевропейской культуры соединились культуры, акцентирующая формацию рациональности языка и религии, в которой знание сохраняет роль святыни. Возникла научная рациональность, определившая

специфику технологичной цивилизации - нового типа цивилизации в европейских странах XVII - XVIII вв. В такой цивилизации наука занимает особое место, обладая превосходством над другими формами культуры и выступая как единственный способ мышления, имеющий универсальное значение. Возникает особая ориентация - идеология науки - азиентизм, предполагающий, что наука может решить все проблемы человечества, а затем является важной культурной ценностью.

Однако современная постнеклассическая картина мира анализирует мир как открытую систему, для которой объективной, универсальной характеристикой выступает стохастичность. Хаос как нерегулярное движение определяет спонтанность и непредсказуемость системы, в которой велика роль локальных изменений и служебных факторов.

Тем самым, на современном этапе развития человечество должно осознавать противоречивость научно-технического прогресса, его ограниченность и ориентировка на гуманистические аспекты развития, вводя моральные императивы в деятельность ученого.

 






Читайте также:

  1. D. Правоспособность иностранцев. - Ограничения в отношении землевладения. - Двоякий смысл своего и чужого в немецкой терминологии. - Приобретение прав гражданства русскими подданными в Финляндии
  2. D. СОЦИОИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВЕЩЕЙ И ПОТРЕБЛЕНИЯ
  3. I. Методические принципы физического воспитания (сознательность, активность, наглядность, доступность, систематичность)
  4. I. Наименование создаваемого общества с ограниченной ответственностью и его последующая защита
  5. I. Определите значение терминов, сгруппируйте их по темам.
  6. I. Ультразвук. Его виды. Источники ультразвука.
  7. I. Характер отбора, лежавшего в основе дивергенции
  8. II. Вычленение первого и последнего звука из слова
  9. II. Однородные члены предложения могут отделяться от обобщающего слова знаком тире (вместо обычного в таком случае двоеточия), если они выполняют функцию приложения со значением уточнения.
  10. II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА (по источнику «ПОУЧЕНИЕ ГЕРАКЛЕОПОЛЬСКОГО ЦАРЯ СВОЕМУ СЫНУ МЕРИКАРА»
  11. II.1. Общая характеристика отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
  12. III. Проверка полномочий лица, подписывающего договор


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-16; Просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.09 с.) Главная | Обратная связь