Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


V.3. Характерные черты культурного ландшафта



Так что же отличает культурные ландшафты от всех прочих, измененных хозяйственной деятельностью? Каковы их характер­ные черты с геоэкологической точки зрения?

Культурный ландшафт, как и другие природно-антропогенные геосистемы, включает три основные составляющие, три подсистемы: природную, социальную и производственную. Это было показано В. В. Докучаевым еще 100 лет назад в его учении о природных зонах [14]. Названные составляющие взаимодейству­ют друг с другом посредством прямых и обратных вещественных, энергетических и информационных связей. Образование культур­ного ландшафта тогда становится возможным, когда это взаимо­действие достигает полной гармонии, когда подсистемы оптимально соотносятся между собой и целым. Гармоничность культурного ландшафта определяется прежде всего антропогенным фактором, способностью и стремлением социума вести экофильное, рацио­нальное природопользование.

Из сказанного вытекает непреложный вывод: в культурном ландшафте социальная составляющая должна обладать высокой экологической культурой. Какой бы совершенный сельскохозяй­ственный ландшафт ни создали мелиораторы, но если крестьянин-хлебороб не научился в нем по-настоящему культурно работать, деградация земель неизбежна. То же можно сказать о городских, рекреационных и других культурных ландшафтах, эксплуатация которых – большой не только физический, но и интеллектуальный и духовный труд.

Использование культурного ландшафта должно быть таким, чтобы он оптимально выполнял свойственные ему социально-эко­номические функции (ресурсовоспроизводящие, средообразующие, природоохранные и др.). В связи с этим необходимо постоянное поддержание производственно-экологическою потенциала культур­ного ландшафта. В геоэкологии и социальной экологии это требо­вание нашло отражение в законе социально-экологического равно­весия. Суть его в следующем: " Общество развивается до тех пор и постольку, поскольку сохраняет равновесие между своим давлением на среду и восстановлением этой среды..." [34, с. 147]. У Б. Коммонера на этот счет есть меткий афоризм: " ничто не дается даром". К нему он добавляет пояснение: "...глобальная экосистема представ­ляет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно... все, что было извлечено из нее челове­ческим трудом, должно быть возвращено. Платежа по этому вексе­лю нельзя избежать; он может быть только отсрочен" [19, с. 32]. Один из главных законов земледелия так и называется – " закон возврата". Он требует возмещения потерь плодородия возделыва­емых земель путем внесения органических и минеральных удоб­рений, восстановления структуры почвы, оптимизации ее водного и воздушного режимов и т. п.

В свою очередь, поддержание устойчивого функционирова­ния культурного ландшафта, будь он сельскохозяйственным, город­ским или рекреационным, невозможно без организации постоян­ного контроля его состояния. Иными словами, непременной частью культурного ландшафта должен быть мониторинг, главная цель которого – обеспечение текущей информацией систем управ­ления культурным ландшафтом.

В естественных условиях регуляция всех процессов осуще­ствляется механизмами, выработанными в ходе длительной эволю­ции ландшафтной сферы. Биогеохимический круговорот вещества и энергии – главный фактор ее саморегуляции. В антропогенных ландшафтах не удается избежать трансформации, а нередко и пол­ного разрушения этого круговорота. Утраченная саморегуляция замещается антропогенным управлением. Без него культурный лан­дшафт существовать не может. В случае прекращения или ослаб­ления управления, ухода и охраны со стороны человека культур­ный ландшафт деградирует, теряя способность выполнять заданные ему социально-экономические функции. Так происходит с заб­рошенными пахотными землями, превращающимися в бурьянис-тую залежь, дичающими без должного ухода садами и парками, населенными пунктами, дорогами и мостами, лишившимися теку­щего и капитального ремонта, и т. п.

Различают два основных вида управления антропогенными ландшафтами: " мягкое " и " жесткое". " Мягкое" управление на­правлено на мобилизацию природных сил самого ландшафта для поддержания его устойчивости. Оно производится путем воздей­ствия главным образом на биоту и природные воды. Еще А. И. Во­ейков и В. В. Докучаев призывали окультуривать природную сре­ду, преобразуя ее растительный покров, поверхностные и подзем­ные воды. Эти компоненты ландшафта легче других поддаются искусственным изменениям и служат эффективными рычагами мягкого управления.

Естественная и культурная растительность и водоемы – главные элементы экологического каркаса культурных ландшаф­тов, цель которого – поддержание устойчивого функционирова­ния природно-производственных геосистем. Таковы защитные ле­сонасаждения, массивы искусственного залужения, парки, лесо­парки, озера, пруды, реки и т. п. К мягкому регулированию ланд­шафта относится гидромелиорация, ориентированная на оптими­зацию водных режимов земель посредством осушения, орошения и обводнения. Тысячелетия функционируют оазисы, созданные на орошаемых землях в пустынных районах. Уже в эпоху бронзы су­ществовали Самаркандский, Бухарский и Хорезмский оазисы в Уз­бекистане, Мургабский и Тедженский – в Туркмении. В результа­те искусственного осушения в цветущие сады и плантации пре­вращены ранее заболоченные земли Колхиды, освоены под сельскохо­зяйственные угодья болота Полесья. Только с помощью " мягкого" ре­гулирования (полезащитных лесонасаждений, прудов и водоемов) со­здан по проекту В. В. Докучаева культурный сельскохозяйственный ландшафт в Каменной степи на юге Воронежской области.

" Жесткое" ландшафтное регулирование производится, как правило, путем создания инженерно-технических сооружений: гид­роузлов, плотин, шлюзов, каналов, всевозможного рода защитных сооружений в виде дамб, волноломов, водоотводов, опорных сте­нок, водосливных лотков и т. п. Они способны защищать от разрушительных природных процессов города, поселки, железные и шоссейные дороги, промышленные и энергетические объекты, рек­реационные комплексы и др. Для примера сошлемся на опыт за­щиты южноказахстанского города Алм-Аты (бывшая столица Казах­стана) от катастрофических селей. Со дня основания в середине XIX века город неоднократно подвергался их разрушительному воздействию. Сели сходили с гор Заилийского Алатау по долинам рек Малой Алмаатинки и Большой Алмаатинки. В 60-е годы высо­ко в горах, в урочище Медео была возведена грандиозная противоселевая плотина высотой около 300 м. С тех пор она не раз спасала город от катастрофических селей.

Другой пример. Вдоль черноморского побережья Кавказа от Туапсе до Сухуми тянется узкая лента железнодорожного полотна. Она зажата между горами и морем. В результате железная дорога постоянно находится под угрозой разрушения абразионными про­цессами со стороны моря, обвалами, оползнями, оплывинами и селями – со стороны гор. На большей части своего протяжения она " жестко" защищена множеством инженерно-технических сооруже­ний. Среди них: железобетонные буны, волноломы, волноприбойные стенки вдоль берега моря, бетонированные водосливы, водо­отводы, опорные стенки у подножья гор.

Инженерно-технические сооружения, внедряемые в ланд­шафт, являются в нем чужеродным образованием. Они быстро ста­реют, разрушаются природными процессами и сами нуждаются в постоянном уходе и охране. Экологическая и экономическая эф­фективность их со временем падает. Начинает работать " правило старого автомобиля", согласно которому поддержание, разрушаю­щегося инженерно-технического сооружения обходится подчас до­роже строительства нового. Помимо того, техногенные изменения среды способны вызывать неблагоприятные цепные реакции в лан­дшафтах, которые, к сожалению, не всегда учитываются. Приме­ром тому может служить антропогенная катастрофа Аральского моря, водный баланс которого был грубо нарушен в результате не­умеренного разбора воды из Амударьи и Сырдарьи.

Как видно, жесткое управление ландшафтом, хотя и являет­ся иногда единственно возможным, сопряжено с большими эконо­мическими затратами и чревато зачастую неблагоприятными по­бочными эффектами. Прежде чем прибегать к нему, необходимо мобилизовать все резервы естественной регуляции ландшафта пу­тем " мягкой" перестройки его структуры и функционирования. Это требование в первую очередь касается культурных ландшафтов.

Здоровая, экологически благоприятная среда обитания – еще одна характерная черта культурного ландшафта. Не может лан­дшафт быть культурным, если он непригоден для нормального, бе­зопасного проживания в нем человека. Как бы ни был благоустро­ен городской ландшафт, но если его воздушный бассейн насыщен выхлопными газами автотранспорта, выбросами промышленных и энергетических предприятий, его невозможно отнести к культур­ным ландшафтам. Как бы ни было эффективно растениеводство, но если оно сопровождается накоплением ядохимикатов (пестици­дов) и азотных соединений в нижних звеньях агроландшафтной катены, то этот ландшафт далек от культурного.

Особые требования предъявляются и к внешнему облику культурного ландшафта – его пейзажу. Во французской географи­ческой литературе термины " пейзаж" и " ландшафт" используются как синонимы. В отечественной науке они не идентичны. Под пей­зажем в российской школе ландшафтоведения подразумевается внешний облик ландшафта, воспринимаемый визуально с опреде­ленной точки обзора [27]. Восприятие культурного ландшафта дол­жно удовлетворять высоким эстетическим требованиям. Проще говоря, культурный ландшафт должен быть красив. В древнегре­ческой натурфилософии как бесспорная истина признавалось: кра­сивое есть полезное (Сократ). Эта простая оценка красоты апроби­рована временем.

Польза эстетичного ландшафта заключается не только в под­держании физического и духовного здоровья его обитателей, но и в воспитательном потенциале. Красивый ландшафт способен рас­тить экологически и этически совершенного человека. Видно, не­случайно в чарующей красоте царскосельских садов и парков вы­рос поэтический гений А. С. Пушкина и А. А. Ахматовой. Напро­тив, изуродованный производством ландшафт духовно растлевает своих обитателей.

Итак, главные особенности культурного ландшафта с геоэко­логической позиции выражаются в следующем: а) гармонизация природной, социальной и производственной подсистем; б) оп­тимальное и устойчивое функционирование; в) минимизация деструктивных процессов; г) здоровая среда обитания; д) наличие постоянного мониторинга; е) антропогенная регуляция, охрана и уход; ж) высокое художественное достоинство пейзажного облика.


Поделиться:



Популярное:

  1. II.2. Локальные геосистемы – морфологические единицы ландшафта
  2. II.4. Морфологическая структура ландшафта
  3. V. Характерные черты философии русского «религиозно-философского» ренессанса.
  4. А. Бытовая рознь и признаки личной или племенной системы в истории нашего права. - Черты прошлого в современном праве. - Сходство и общность права
  5. Антонимические отношения между словарными единицами. Некоторые общие и различительные черты синонимов и антонимов
  6. Антропогенная динамика ландшафта. Пороговые нагрузки. Обратные связи. Цепная реакция различных ландшафтов.
  7. Возникновение городского ландшафта
  8. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ, СКОТОВОДСТВА И РЕМЕСЛА. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПЕРВОГО ПЕРИОДА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА И ПРОБЛЕМА ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ
  9. Воспитание альтруизма как черты характера
  10. Всем социальным нормам присущи общие черты:
  11. Геофизические процессы в ландшафтах


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1542; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь