Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные лингвистические парадигмы 19-21 веков.



Лекция № 1 и 2

 

Основные лингвистические парадигмы 19-21 веков.

Учение о языке имеет очень долгую историю: оно берет истоки в Древней Индии, Греции и Древнем Риме. Бурное развитие языкознание переживает в 19-20 вв.

В развитии языкознания исторически сменилось несколько этапов. В каждом из них ученые имели свои взгляды на предмет и задачи языкознания, на то, какие методы следует применять для изучения языка. Т.е. каждый этап характеризует определенная научная парадигма.

Научная парадигма (общенаучный термин = методология научного исследования) – модель постановки проблем и совокупность приемов их решения. Понятие научной парадигмы было введено в научный обиход американским историком Томасом Куном в 1962 г. В своем труде «Структура научных революций» Т. Кун раскрывает глубокие связи науки и общества в их историческом развитии. Т. Кун предлагает рассматривать парадигму как научное сообщество, которое руководствуется в своей исследовательской деятельности определенной совокупностью знаний и подходом к языку или другому объекту исследования. Вытеснение одной парадигмы другой происходит в результате научной революции. Перефразируя Т. Куна, парадигма гуманитарного знания – это признанные частью научного сообщества научные достижения, которые в течение определенного времени дают этой части научного сообщества модель постановки проблем и их решений. Известно, что в лингвистике и др. гуманитарных науках парадигмы не сменяют друг друга, но накладываются одна на другую и сосуществуют в одно и то же время, игнорируя друг друга. Появление очередной из них не ведет к исчезновению другой. Происходит лишь смена акцентов в воззрениях на язык, на первый план выдвигаются разные стороны этого феномена. Одни лингвисты применяли понятие парадигмы ко всей истории развития языка от античности до наших дней. По мнению других лингвистов, первая по-настоящему научная парадигма в лингвистике появилась в начале XIX века, поэтому понятие парадигмы применимо только к лингвистике XIX–XX и далее веков. Что касается количества парадигм в лингвистике, этот вопрос остается открытым. Традиционно выделяются три научные парадигмы: сравнительно-историческую, системно-структурную и антропоцентрическую.

«Сравнительно-историческая парадигма была первой парадигмой в лингвистике, ибо сравнительно-исторический метод был первым специальным методом исследования языка. Весь XIX век прошел под эгидой этой парадигмы.

Сравнительно-историческая парадигма связана с господством сравнительно-исторического метода в исследовании языка. Наука занималась вопросами происхождения языков, реконструкцией праязыка, установлением соотношения между родственными языками и описанием их эволюции, создавались сравнительно-исторические грамматики и словари.

Сравнительно-историческая (генетическая, историческая, эволюционная) объединяет те школы и направления которые опираются на принцип историзма и рассматривают язык в его возникновении и развитии, т.е. необратимом, направленном изменении во времени в соответствии с внутренними законами языка и условиями его функционирования. Становление исторического языкознания обязано первой четверти 19 века, философскому, общенаучному климату той эпохи. Внутри самой исторической парадигмы в течение 19 века сменилось несколько подходов.

Вторая лингвистическая парадигма (таксономическая, структурная, системная, системно-структурная) включает те подходы к языку, для которых существенен не эволюционный, а организационный аспект, касающийся внутреннего устройства сложного языкового целого (в отвлечении от фактора времени), выявление и группировка языковых единиц, их систематика и классификации, объединение этих единиц в нерасторжимое целое – языковую систему. Определяющим явился тезис Ф. де Соссюра, согласно которому объектом лингвистики должен быть язык «в себе и для себя». Эта парадигма возникла как реакция на эмпиризм и атомизм эволюционного языкознания 19 века. При системно-структурном языкознании внимание было ориентировано на вещь, имя, поэтому в центре внимания находилось слово. Даже в третьем тысячелетии можно исследовать язык все еще в рамках системно-структурной парадигмы, ибо эта парадигма продолжает существовать в лингвистике. В русле этой парадигмы по-прежнему строятся учебники и академические грамматики, пишутся различного рода справочные издания. В русле этой парадигмы были выполнены фундаментальные исследования, которые стали основой современной науки о языке (материал семинарских занятий).

Третья исследовательская парадигма (антропоцентрическая, коммуникативная, функциональная, коммуникативно-прагматическая) переключение интересов исследователя с объекта познания на субъект, на пользующегося языком человека, анализируется человек в языке и язык в человеке. Антропоцентрическая парадигма возникает в результате осознания того, что «язык, будучи человеческим установлением, не может быть понят и объяснен вне связи с его создателем и пользователем». Целью лингвистического анализа не может считаться просто выявление различных характеристик языковой системы, без обращения к человеку, пользующемуся этим языком. Для языковых исследований представление о человеке выступает в качестве естественной точки отсчета. Антропоцентрическая парадигма опирается на принцип деятельности человека, деятельности общения, коммуникативной, речевой. В русле антропоцентрической парадигмы при исследовании языкового материала широко привлекаются данные других наук о человеке.

Каждая из 3-х названных лингвистических парадигм, испытывая воздействие философских и общенаучных принципов определенной эпохи. Каждая парадигма предполагает новые установки, цели и задачи исследования языка, новые ключевые понятия, новые методики описания и новые подходы при анализе единиц языка.

Таким образом, расширение языкового кругозора европейских ученых, и в первую очередь, их знакомство с санскритом, романтический интерес к древним памятникам, возникновение историко-эволюционного подхода к явлениям природы и общества – вот совокупность условий, приведших к появлению СИЯ.

 

Итак, в языкознании 18 и особенно начала 19 века остро ощущалась потребность в создании нового метода изучения языков, того огромного, обширного материала, который был накоплен к этому моменту. Эта потребность реализовалась в СИМ сравнительно-историческом методе) исследования языковых явлений в работах немецких ученых Франца Боппа, Якоба Гримма, датского исследователя Расмуса Раска и русского лингвиста Александра Христофоровича Востокова, которых считают основателями СИЯ. В лингвистической традиции родоначальником СИЯ считается Ф. Бопп (1791-1867). Родился в Майнце, изучал санскрит, персидский, арабский, древнееврейский, профессор восточной литературы и общего языкознания Берлинского университета. Он, как и др. исследователи, сравнивал разные языки (например, индоевропейские) и отметил многочисленные черты сходства. Если языки имеют сходные черты, значит это свидетельствует об их происхождении из одного источника. В своей работе «Сравнительная грамматика» занимается по сути изучением морфологии. В центре наблюдений стоят корни и флексии. Но соответствия в системе корней не может быть таким прямым доказательством родства языков как соответствия в системе флексий.

VII. Уральские языки.

 

1. Финно-угорские: обско-угорские -- венгерский, хантыйский и мансийский; прибалтийско-финские -- финский (суоми), эстонский, карельский и некоторые другие; волжские -- марийский и два мор-довских (эрзя и мокша); пермские--удмуртский, коми-зырянский и коми-пермяцкий; составляющий отдельную ветвь -- лопарский (саа-ми).

2. Самодийские языки: ненецкий и др.

 

VIII. Тюркские: турецкий, азербайджанский, туркменский, узбекский, киргизский, казахский, татарский, башкирский, чуваш-ский, якутский, тувинский, каракалпакский, карачаево-балкарский и др. Мертвые языки -- орхонский, древнеуйгурский, а также языки хазар, волжских булгар, печенегов и половцев.

 

IX. Монгольские: монгольский, бурятский, калмыцкий и др.

 

X. Тунгусо-маньчжурские: эвенкийский, эвенский, нанайский, удэгейский и др., а также выходящий из употребления маньчжурский.

XI. Чукотско-камчатские: чукотский, ительменский (камчадальский), корякский и др.

XII. Эскимосско-алеутские: алеутский и ряд эски-мосских.

XIII. Китайско-тибетские: китайский, бирманский, тибетский и др.

XIV. Тайские: тайский, лаосский и др.

XV. Австроазиатские: вьетнамский, кхмерский и др.

XVI. Австронезийские языки (малайско-полинезийские).

1. Индонезийские: малайский и возникший на его базе индоне-зийский, яванский и ряд других языков в Индонезии, тагальский (на Филиппинах), мальгашский (на о-ве Мадагаскар) и др.

2. Океанийские: гавайский, тайти, фиджи и др.

Лекция № 1 и 2

 

Основные лингвистические парадигмы 19-21 веков.

Учение о языке имеет очень долгую историю: оно берет истоки в Древней Индии, Греции и Древнем Риме. Бурное развитие языкознание переживает в 19-20 вв.

В развитии языкознания исторически сменилось несколько этапов. В каждом из них ученые имели свои взгляды на предмет и задачи языкознания, на то, какие методы следует применять для изучения языка. Т.е. каждый этап характеризует определенная научная парадигма.

Научная парадигма (общенаучный термин = методология научного исследования) – модель постановки проблем и совокупность приемов их решения. Понятие научной парадигмы было введено в научный обиход американским историком Томасом Куном в 1962 г. В своем труде «Структура научных революций» Т. Кун раскрывает глубокие связи науки и общества в их историческом развитии. Т. Кун предлагает рассматривать парадигму как научное сообщество, которое руководствуется в своей исследовательской деятельности определенной совокупностью знаний и подходом к языку или другому объекту исследования. Вытеснение одной парадигмы другой происходит в результате научной революции. Перефразируя Т. Куна, парадигма гуманитарного знания – это признанные частью научного сообщества научные достижения, которые в течение определенного времени дают этой части научного сообщества модель постановки проблем и их решений. Известно, что в лингвистике и др. гуманитарных науках парадигмы не сменяют друг друга, но накладываются одна на другую и сосуществуют в одно и то же время, игнорируя друг друга. Появление очередной из них не ведет к исчезновению другой. Происходит лишь смена акцентов в воззрениях на язык, на первый план выдвигаются разные стороны этого феномена. Одни лингвисты применяли понятие парадигмы ко всей истории развития языка от античности до наших дней. По мнению других лингвистов, первая по-настоящему научная парадигма в лингвистике появилась в начале XIX века, поэтому понятие парадигмы применимо только к лингвистике XIX–XX и далее веков. Что касается количества парадигм в лингвистике, этот вопрос остается открытым. Традиционно выделяются три научные парадигмы: сравнительно-историческую, системно-структурную и антропоцентрическую.

«Сравнительно-историческая парадигма была первой парадигмой в лингвистике, ибо сравнительно-исторический метод был первым специальным методом исследования языка. Весь XIX век прошел под эгидой этой парадигмы.

Сравнительно-историческая парадигма связана с господством сравнительно-исторического метода в исследовании языка. Наука занималась вопросами происхождения языков, реконструкцией праязыка, установлением соотношения между родственными языками и описанием их эволюции, создавались сравнительно-исторические грамматики и словари.

Сравнительно-историческая (генетическая, историческая, эволюционная) объединяет те школы и направления которые опираются на принцип историзма и рассматривают язык в его возникновении и развитии, т.е. необратимом, направленном изменении во времени в соответствии с внутренними законами языка и условиями его функционирования. Становление исторического языкознания обязано первой четверти 19 века, философскому, общенаучному климату той эпохи. Внутри самой исторической парадигмы в течение 19 века сменилось несколько подходов.

Вторая лингвистическая парадигма (таксономическая, структурная, системная, системно-структурная) включает те подходы к языку, для которых существенен не эволюционный, а организационный аспект, касающийся внутреннего устройства сложного языкового целого (в отвлечении от фактора времени), выявление и группировка языковых единиц, их систематика и классификации, объединение этих единиц в нерасторжимое целое – языковую систему. Определяющим явился тезис Ф. де Соссюра, согласно которому объектом лингвистики должен быть язык «в себе и для себя». Эта парадигма возникла как реакция на эмпиризм и атомизм эволюционного языкознания 19 века. При системно-структурном языкознании внимание было ориентировано на вещь, имя, поэтому в центре внимания находилось слово. Даже в третьем тысячелетии можно исследовать язык все еще в рамках системно-структурной парадигмы, ибо эта парадигма продолжает существовать в лингвистике. В русле этой парадигмы по-прежнему строятся учебники и академические грамматики, пишутся различного рода справочные издания. В русле этой парадигмы были выполнены фундаментальные исследования, которые стали основой современной науки о языке (материал семинарских занятий).

Третья исследовательская парадигма (антропоцентрическая, коммуникативная, функциональная, коммуникативно-прагматическая) переключение интересов исследователя с объекта познания на субъект, на пользующегося языком человека, анализируется человек в языке и язык в человеке. Антропоцентрическая парадигма возникает в результате осознания того, что «язык, будучи человеческим установлением, не может быть понят и объяснен вне связи с его создателем и пользователем». Целью лингвистического анализа не может считаться просто выявление различных характеристик языковой системы, без обращения к человеку, пользующемуся этим языком. Для языковых исследований представление о человеке выступает в качестве естественной точки отсчета. Антропоцентрическая парадигма опирается на принцип деятельности человека, деятельности общения, коммуникативной, речевой. В русле антропоцентрической парадигмы при исследовании языкового материала широко привлекаются данные других наук о человеке.

Каждая из 3-х названных лингвистических парадигм, испытывая воздействие философских и общенаучных принципов определенной эпохи. Каждая парадигма предполагает новые установки, цели и задачи исследования языка, новые ключевые понятия, новые методики описания и новые подходы при анализе единиц языка.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 5294; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь