Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Литературный и письменные языки. Литературный язык и язык художественной литературы, роль школы в преподавании языка и в распространении языковой нормы.



 

Литературный язык — вариант общенародного языка, понимаемый как образцовый. Он функционирует в письменной форме (в книге, газете, в официальных документах и т. д.) и в устной форме (в публичных выступлениях, в театре и кино, в радио- и телепередачах). Для него типично наличие сознательно применяемых правил, т. е. нормы, которой обучают в школе. Письменная разновидность литературного языка наиболее строго кодифицирована, устная тоже регламентируется, в частности орфоэпическими нормами (нормами правильного произношения).

Литературный язык, обслуживающий два или несколько разных народов, имеет соответственные варианты. Так, различают британский и американский варианты литературного английского языка. Ср., например, 'железная дорога': брит. railway—амер. railroad; 'метро': брит. underground — амер. subway (в Англии последнее слово обозначает 'подземный переход, тоннель'); 'багаж': брит. luggage— амер. baggage.

Признаки литературного языка – обработанность, нормированность, стабильность, обязательность для всех членов общества владеющего им, стилистическая дифференциация, универсальность(обслуживает все сферы), наличие устной и письменной форм.

Язык художественной литературы – образная системноорганизованная структура, которая формирует эстетическое знание текста. Включает эмоциональное отношение автора к изображаемому и может включать в себя лексику не входящую в языковые нормы.

 

С возникновением и распространением письма начинается формирование

письменных языков. В условиях массовой неграмотности такой язык — достояние крайне узкого слоя, владение этим языком достигается лишь в результате специальной

профессиональной выучки. Кроме того, письменный язык консервативен, он

придерживается авторитетных образцов, нередко рассматриваемых как священные.

Разговорный же язык народа развивается по своим законам. Постепенно разрыв между

письменным и разговорным языком становится все больше.

Свой письменный язык вырабатывается далеко не у всех народностей. В силу

тех или иных причин у многих народностей функции языка литературы и деловой

переписки выполняет в течение определенного времени чужой язык — язык

завоевателей, авторитетной чужой культуры. Так, в большинстве стран средневековой Европы языком науки, религии и в значительной мере языком деловой переписки и литературы была «средневековая латынь» — язык, по-своему продолжавший традиции классической латыни. Он отчасти использовался и в устном общении внутри узкого слоя

образованных, но не являлся родным ни для одного из народов, населявших эти

страны.

Однако с течением времени повсюду возникает письменность и на родном

языке. Во-первых, у всех народов существовало устное народное творчество,

произведения которого со временем стали записывать и обрабатывать. Во-вторых, и в

деловой письменности, а в определенных случаях и при действиях, связанных с

религиозным культом, начали прибегать к языку народа, поскольку было важно

обеспечить общепонятность того или иного документа или распоряжения властей,

понятность проповеди.

 

Вопрос 18

Три аспекта изучения звукового состава языка. Фонетика.

Звучащая речь может изучаться в 3 аспектах:

- акустическом (физическом), т.е. с точки зрения тех свойств, благодаря которым звуки передаются и воспринимаются.

Тон возникает в результате периодических колебаний (колебания равной длительности), шум в результате непериодических колебаний. При произнесении разных звуков соотношение тона и шума разное. Наибольшее значение тона при произнесении гласных и сонорных согласных. Роль тона уменьшается, когда произносятся другие согласные (б, б’, в, в’), при произнесении глухих согласных тон отсутствует вообще, там идет шум.

Чем больше частота колебательных движений, тем выше звук. Сила звука зависит от амплитуды колебаний. Силу звука нельзя смешивать с громкостью. Тембр зависит от соотношения основного тона и обертонов. Тон – результат колебаний всего ротового аппарата. Обертон – дополнительные тона, которые возникают в результате колебаний отдельных частей органов. Обертоны по звучанию слабы, однако они усиливаются резонаторами, это усиление ведет к изменению тембра звука.

- анатомо-физиологический, т.е. с точки зрения «механизмов» образования и восприятия звуков.

Из дыхательного аппарата воздушная струя под действием сокращающихся ребер, которые давят на диафрагму и заставляют её подниматься, тем самым она давит на легкие, они сокращаются, воздушная струя выталкивается и через трохею и бронхи поступает в гортань. В гортани располагаются голосовые связки. Голосовые связки – мускульные волокна, которые натянуты вертикально, горизонтально и диагонально, такое расположение дает возможность гол., связкам влиять на характеристику звуков. Гортань состоит из нескольких хрящей 1ый перстневидный, 2ой щитовидный (состоит из 2х частей(щитов) они соединены углом и этот стык соединения направлен вперед. Между ними натянуты мускульные пленки – голосовые связки.)

Как только воздушная струя выходит из гортани, она попадает в полость глотки. Из глотки воздушная струя устремляется в ротовой резонатор. На границе ротового резонатора находится небная занавеска. Если она поднята, то воздушная струя легко проходит в ротовую полость, если опущена, то в носовую полость. Активные органы - язык, небная занавеска, губы, нижняя челюсть.

Пассивные органы: зубы, твердое нёбо, альвеолы, верхняя челюсть.

Выделяют три фазы: 1 фаза – приступ (экскурсия), 2 фаза – выдержка, подается воздушная струя, 3 фаза – отступ (рекурсия) возвращение органов речи в исходное положение.

- социальный, или собственно лингвистический, т.е. с точки зрения их функциональной нагрузки. Этот аспект изучается фонологией.

Фонетика (от греч. Phone - звук, голос) – наука о звуковом строе языка.

Предметом введения в языкознание является общая фонетика. Круг ее вопросов достаточно широк. Она изучает: 1) общие условия звукообразования, исходя из возможностей произносительного аппарата человека; 2) акустические особенности звуковых единиц; 3) функциональный аспект звуков речи (учение о фонеме); 4) закономерности сочетания звуков и влияние их друг на друга в потоке речи; 5) природу слога и законы слогоделения; 6) ударение и сингармонизм как средства организации фонетической структуры слова; 7) интонацию как средство организации фразовых единиц; 8) связь звуковой стороны языка с письмом (графикой и орфографией).

В частной фонетике все указанные проблемы рассматриваются применительно к тому или иному конкретному языку.

Фонетика - единственная дисциплина, предметом которой является изучение звуковой материи языка.

Изучение фонетики имеет большое теоретическое и практическое значение. Теоретическое значение состоит уже в том, что фонетико-фонологический ярус является базовым ярусом языка, своего рода основанием, на котором зиждется все языковое здание: и морфемы, и слова, и предложения овеществлены в звуках. Следовательно, без изучения фонетики невозможно изучение ни лексического, ни грамматического строя языка.

 

Практическое значение фонетики неоспоримо. Ее достижения используются в самых различных областях:

1) в создании письменности для бесписьменных народов и в совершенствовании письменности и орфографии старописьменных языков;

2) в методике обучения чтению и письму;

3) в обучении произношению и орфографии неродного языка;

4) в обучении речи глухонемых и тугоухих (сурдопедагогика);

5) в решении ряда технических задач: а) в телефонии и радиотехнике при передаче речи по трактам связи; б) в кибернетике – для разработки проблем автоматизации управления производственными процессами при помощи речевых команд и т.п.

 

 

Вопрос 28

Аккомодация звуков

Комбинаторный процесс.

Аккомодация (относится к комбинаторным изменениям звуков, диссимиляция-глас, ассимиляция - согл, диэреза-выпадение 1го из звуков(солнце), гоплология – выпадение 1 из одинаковых слогов(знаменосец), эпентеза – вставка звука в середине слова(радиво-радио), субституция – замена при заимствовании нехарактерного для языка звука, родным – митинг(meeting), Альтернация – постоянные и закономерные чередования звуков в пределах 1 фонемы(свет-свеча), конвергенция-два звука которые были когда то разными объединяются в 1 фонему(dj-ж) и дивергенция – обратным процесс) – это приспособление друг к другу в потоке речи разнотипных звуков (гласных к согласным, согласных – к гласным) или процесс взаимного влияния звуков разных категорий.

Примеры: рад и р’˙ ад, где [˙ а] во втором случае приспосабливается к мягкому [р’], становясь более передним по ряду по сравнению с гласным [а] в слове рад (аккомодация прогрессивная, контактная)(мать-мять)

Мягкие согласные в ударной позиции, так влияют на гласные непереднего ряда, что органы речи, начинают чуть чуть продвигаться вперед, и гласные непереднего ряда становятся более передними.

По направлению аккомодация может быть прогрессивной или регрессивной. Если отступ предъидущего звука влияет на приступ послеидущего – прогрессивная аккомод., Если приступ послеидущего звука влияет на отступ предъидущего – регрессивная аккомодация.

 

Вопрос 22

Классификация согласных

 

Классификация согласных звуков:

1. По доле возникновения шума, тона: Согласные делятся на шумные и сонорные.

Сонорные: р, л, м, н, й

2. По месту образования преграды все согласные делятся на губные и язычные.

Губные согласные: 1. губно-губные м, н, п, б 2. губно-зубные в, ф 3.межзубные согл th (в русском нет) 4. язычные согласные переднеязычные – с, т, д/среднеязычные й, средненеюные г’, х’/ заднеязычные – г, к, х.

Переднеязычные имеют классификации в зависимости от того с каким органом взаимодействует язык – 1. зубные (з, с) 2. альвеолярные согл 3. небные согл (ш, ж)

 

3. По способу образования:

Все согласные делятся в зависимости от того, как преодолевают преграды в ротовой полости. Если преграда преодолеваемая в ротовой полости образует взрыв, то такие согласные – взрывные.

Смычно-взрывные б, п, к, г, д, т.

Смычно щелевые (аффрикаты) – в начале ротовой полости возникает плотная смыка, но эта смычка резко не размыкается а переходит в щель – с, ч

Фрикативные (щелевые) согл – при их образовании нет плотной смычки а заранее подготавливается нашими органами щель в которую приникает воздушная струя.

Сонорные согл могут быть смычно проходными м, н звук р – смычно дрожащий.

Звук л – смычно боковой. Воздушная струя обтекает преграду по бокам.

Смягчение – палатализация, процесс смягчения при палатализации согл., средняя часть языка приподнимается к тв., небу, отсюда меняется форма ротового резонатора, это приводит к повышению на пол тона звука.

Веляризация (отвердение) – задняя часть спинки языка поднимается к небной занавеске и твердые согласные имеют более низкий тембр. К дополнительной артикуляции так же относят – нозализацию, фаринголизацию(напряжение стенок глотки), ларинголизацию(сужение в области гортани)

 

4. По работе голосовых связок согласные делятся на звонкие и глухие:

- при произнесении Зв., согл – голосовые связки вибрируют(з)

- при произнесении глухих согласных голосовые связки не вибрируют (с)

- всегда звонкий и всегда мягкий согл й

- всегда глухой и мягкий ч

Всегда твердый и глухой с

 

Вопрос 23


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1709; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь