Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Развитие слухового восприятия и внимания



Логопедическая работа по развитию слухового внимания и восприятия подготавливает детей к различению и выделе­нию на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков. На пред­варительном этапе (в первом классе вспомогательной шко­лы) эта работа проводится в виде игровых упражнений.

Примерные игры и игровые упражнения

Кто хлопал?

Дети садятся в разных местах комнаты, выбирается водя­щий. Ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши. Водящий должен определить, кто хлопал.

Что звучит?

Логопед за ширмой воспроизводит звучание инструмен­тов (дудочки, барабана, колокольчика, балалайки и др.). Дети должны отгадать, каким инструментом производится звук.


Тихо — громко

Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Логопед стучит в бубен то тихо, то громко. Если звук бубна тихий, дети идут на носочках, если более громкий, идут обычным шагом, если еще более громкий — бегут. Кто ошибся, тот становится в конец колонны.

Развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале

У умственно отсталых детей часто отсутствует интерес, внимание к речи окружающих, что является одной из при­чин недоразвития речевого общения. В связи с этим важно уже на самом начальном этапе логопедической работы раз­вивать у детей интерес и внимание к речи, установку на восприятие речи окружающих.

Примерные игры и игровые упражнения

Найди картинку

Логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кош­ка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответ­ствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать кар­тинку с его изображением. Игра может проводиться в двух вариантах: а) с опорой на зрительное восприятие артикуля­ции, б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются).

Хлопки

Логопед сообщает детям, что он будет называть различ­ные слова. Как только он назовет животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

Кто летит

Логопед сообщает детям, что он будет говорить слово летит в сочетании с другими словами (птица летит, самолет ле­тит). Но иногда он будет ошибаться (например: собака ле-


тит). Дети должны хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры логопед медлен­но произносит фразы, делает паузы между ними. В даль­нейшем темп речи ускоряется, паузы становятся короче.

Запомни слова

Логопед называет 3—5 слов, дети должны повторить их в том же порядке. Игра может быть проведена в двух вариан­тах. В первом варианте при назывании слов даются картин­ки. Во втором варианте слова предъявляются без зрительно­го подкрепления.

Развитие восприятия речи проводится также с использо­ванием заданий на имитацию слогов. На этом этапе сначала предлагаются слоги без стечений согласных с артикуляторно простыми звуками.

Слоги без стечения согласных (из таблиц Н.Б. Покровс­кого): няк пуль мят пиц мюф лут дыс вые гум ёфь ёк тыпь геф деп вох эфь лефь вик кась лёфь дян пяф хил хуф вый фыл сых яс лень маф буф непь гипь вяф фей дас юц заххас нип шум бяй ныф мям куй гом боть нунь вафь зуфь гань сым бюн холь дяф нень люпъ кик моть мифь зяк ноть лен тух зам хет сёф кать бан вёнь гек тань мёх пась быс тет мофь лям гоф сях фок хул дам пюм бек синь луф бань нах бем сох десь

Слоги со стечением согласных: фсен плисъ вость втот скум касть длаф фсес дыст ность длин плык знун тисть здап зном скес дват скам твим

В дальнейшем переходят к развитию элементарных форм фонематического анализа (см. раздел "Развитие фонемати­ческого анализа и синтеза"). На предварительном этапе раз­вивают умение детей узнавать звук на фоне слова, опреде­лять первый и последний звук. Работа проводится над выде­лением звуков, правильно произносимых детьми после уточ­нения их артикуляции и слухового образа.

Этап постановки звука

Постановка звука представляет собой процесс формиро­вания артикуляции, обучения ребенка произношению звука


в изолированном звучании. На этапе постановки звука фор­мируется навык правильного произношения изолированно­го звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ зву­ка, используется зрительное восприятие артикуляции.

Этап постановки звука у умственно отсталых детей зани­мает больше времени и вызывает гораздо большие трудно­сти, чем у учеников массовой школы, особенно в случаях искажений звуков. Это связано с особенностями высшей нервной деятельности (трудностями перестройки старых ус­ловно-рефлекторных связей), психологическими особенно­стями умственно отсталых детей, нарушением у них артику-ляторной моторики, а также недоразвитием слуховой диф­ференциации звуков.

Особенностью логопедической работы с умственно от­сталыми детьми на этапе постановки звука является макси­мальная активизация ощущений и восприятий разной мо­дальности зрительного образа артикуляции, слухового обра­за звука, кинестетических, тактильных, тактильно-вибра­ционных ощущений.

На данном этапе логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям: 1) развитие восприятия речи, 2) формирование фонематического анализа, 3) развитие ар-тикуляторной моторики, 4) работа по непосредственной по­становке звука.

Развитие восприятия речи, как и на предварительном этапе, проводится с использованием заданий на имитацию слогов. Предлагаются слоги со стечением согласных (кото­рые правильно произносятся). Например, при постановке звука с можно предложить для повторения такие слоги: трит, ртух, трен, кром, урт, тряпь, трар, прень, прит, треп, трюль, ктар, крим и др. в тех случаях, когда звуки р — р' произносятся детьми правильно.

На этапе постановки звука развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза предполагает формирование умения выделять отрабатываемый звук в слове, определять его место, дифференцировать от других звуков прежде всего от далеких артикуляторно и акустически. Например, при постановке звука ш можно дать следующие задания: поднять флажки, если в слове слышится звук ш; отобрать картинки, в названии которых имеется звук ш (предлагаются картинки с изображением рамы, шапки, дома, шубы и т.д.); опреде­лить место звука ш (начало, середина, конец) в словах:


шарф, кошка, карандаш. С учетом уровня овладения фоне­матической стороной речи можно проводить работу и над сложными формами фонематического анализа. Например, детям предлагается определить, какой по счету звук ш в сло­вах шина, кошка, ушанка, мышка; нарисовать графическую схему слова и отметить на ней место звука ш. (Подробнее см. раздел "Развитие фонематического анализа и синтеза".) При этом необходимо помнить, что на этом этапе фонема­тический анализ осуществляется детьми только на основе слухового восприятия слова, без его произнесения.

На этапе постановки звука большое внимание уделяется развитию речевой моторики (кинетической и кинестетичес­кой основы артикуляторных движений). В первом классе на этом этапе продолжается работа по закреплению навыков речевого дыхания, по развитию голоса, артикуляторных дви­жений.

Развитие артикуляторной моторики проводится в виде так называемой артикуляторной гимнастики. Ар-тикуляторная гимнастика представляет собой определенный комплекс упражнений для губ, языка, подготавливающих правильное произнесение звука. Целью артикуляторной гим­настики является отработка каждого элемента артикулятор-ного уклада. Например, для звука ш— губы трубочкой, широкий язык, боковые края приподняты, средняя часть спинки языка опущена, кончик языка приподнят, язык имеет форму чашечки.

Комплекс артикуляторных упражнений определяется нор­мальной артикуляцией звука и характером дефекта. Для каж­дого звука рекомендуется определенная система артикуля­торных упражнений. Так, для постановки звука р нужны артикуляторные упражнения, направленные на поднятие кончика языка, его подвижность и вибрацию, что не требу­ется, например, при постановке звука с.

В отличие от массовой школы, во вспомогательной школе тщательно продумывается постепенное усложнение артику­ляторных упражнений. На этапе постановки звука отраба­тывается более сложный, чем на предыдущем этапе, комп­лекс артикуляторных упражнений, подготавливающих пра­вильное произношение звука.


Артикуляторная гимнастика обычно проводится по под­ражанию, перед зеркалом, на счет. Если движения не по­лучаются, то используется механическая помощь. В даль­нейшем от пассивного выполнения движений переходят к активным действиям.

На этапе постановки звука к артикуляторным упражне­ниям предъявляются те же требования, что и на предвари­тельном этапе. Движения органов артикуляции должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, выпол­няться с нормальным тонусом мышц, без излишнего напря­жения и вялости. Обращается внимание на достаточный объем движений, на умение удерживать на определенное время положение артикуляторных органов, на переключае-мость движений.

После отработки изолированных элементов движения объ­единяются, включаются в единый артикуляционный уклад.

Основными способами постановки звука являются следующие:

1. По подражанию — с опорой на слуховой образ, на зри­
тельное восприятие артикуляции. Это связано с тем, что у
детей достаточно хорошо развито подражание. Однако по
подражанию чаще всего можно поставить звук лишь тогда,
когда он отсутствует. У умственно отсталых детей постанов­
ка звука по подражанию осуществляется чрезвычайно редко.

2. Механический способ постановки с использованием
вспомогательных средств (шпателя, зонда и т.д.). С механи­
ческой помощью артикуляторным органам придается опре­
деленное положение. Например, при губно-зубном произ­
ношении звука с нижнюю губу с помощью пальцев отодви­
гают вниз. При произношении звука д нижней артикуляции
кончик языка отодвигают в глубь рта, вследствие чего полу­
чается звук г.

3. Постановка от других звуков, правильно произноси­
мых, без механической помощи. Например, звук с можно
поставить от звука и. Предлагается произнести звук и и подуть
на спинку языка так, чтобы ветерок "погулял" по язычку.

4. Постановка звука от артикуляторного уклада. Напри­
мер, звук ш можно поставить от "чашечки". Ребенку пред­
лагают сделать "чашечку" вне ротовой полости, убрать ее
внутрь рта и подуть на язык.

5. Смешанный способ постановки, когда используются
различные способы.


 




У умственно отсталых школьников при постановке зву­ка, как правило, используются смешанные способы поста­новки; в большей степени, чем у нормальных детей, приме­няется механический способ постановки.

В процессе закрепления произношения изолированного звука постепенно осуществляется переход от полимодальных подкреплений нормальной артикуляции звука к опоре лишь на кинеститеческие и слуховые ощущения, а в дальнейшем— только на слуховой образ звука.

В первом классе вспомогательной школы, особенно в начале учебного года, проводится индивидуальная постановка звука, в дальнейшем при постановке звука используется как индивидуальная, так и фронтальная форма работы.

Этап автоматизации звука

С физиологической точки зрения этап автоматизации зву­ка представляет собой закрепление условно-рефлекторных ре-чедвигательных связей на различном речевом материале. По­ставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автома­тизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, пред­ложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизно-шения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука требует ак­тивного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильно­го артикуляционного уклада. Она осуществляется по прин­ципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог — более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, что об­легчает их автоматизацию.

Автоматизация щелевых звуков начинается с прямых от­крытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. При закреплении смычных звуков и аффрикат пос­ледовательность иная: сначала автоматизация в обратных сло­гах, затем — в прямых открытых. Позже отрабатывается про­изношение звука в слогах со стечением согласных.

На этом этапе большое место занимает работа по имита­ции слогов с отрабатываемым звуком: сначала слогов без


стечений, затем — со стечением согласных. Например, при автоматизации звука с предлагается повторить слоги: са, сы, со, су, сэ, ас, ус, ыс, ос, эс, вые, сол, воет, оси и др.

Предлагаются упражнения на произношение слогов с пе­реносом ударения: са'са, саса.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опо­рой на слоги (са — сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук — в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простой звукослоговой структуры, затем — в словах со стечением согласных.

На следующем этапе звук автоматизируется в словосоче­таниях, чистоговорках, в предложениях, связной речи. Вначале предлагаются предложения с умеренным включе­нием звука, в дальнейшем автоматизация проводится на ре­чевом материале, насыщенном данным звуком.

Во вспомогательной школе этап автоматизации звуков очень длительный, что обусловлено психофизиологически­ми особенностями умственно отсталых детей.

На этом этапе проводится работа и над сложными фор­мами звукового анализа и синтеза, по формированию уме­ния выделять звук из слова, определять его место по отно­шению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуко­вую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации. Автоматиза­ция звуков очень трудна для умственно отсталых детей, в том числе и потому, что они плохо представляют себе место звука в слове. А если ребенок нечетко представляет себе место звука в слове, то он не может своевременно подгото­вить артикуляторные органы к правильному произнесению звука (в условиях его коррекции), особенно когда звук нахо­дится в середине или конце слова.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над просодической стороной речи: над ударением при автомати­зации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над инто­нацией при закреплении произношения звука в предложе­нии, связной речи.

Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогаще­ние словаря, его систематизация, формирование грамма-


тического строя речи (см. раздел "Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи"). Эта работа тесно связана с уроками русского языка.

Особенностью этапа автоматизации во вспомогательной школе является тщательное планирование уроков, распре­деление тем. В системе уроков по автоматизации звуков предусматривается постепенное усложнение заданий и рече­вого материала.

Например, на этапе автоматизации звука с в слогах и сло­вах предусматривается следующая тематика занятий (1 класс):

1. Автоматизация звука с в прямых открытых слогах: са,
сы, сэ, со, су.

2. Автоматизация звука с в обратных слогах: ас, ос, ыс,
ис, ус
и др.

3. Автоматизация звука с в закрытых слогах (звук в начале
слога): сол, сот, сак и др.

4. Автоматизация звука с в закрытых слогах (звук в конце
слога): лос, тос, кас и др.

5. Автоматизация звука с в слогах со стечением соглас­
ных: ста, ска, ист, ост, уск и др.

 

6. Автоматизация звука с в простых односложных словах
(звук в начале слова): сад, сыр, сок, сук, сух и др.

7. Автоматизация звука с в простых односложных словах
(звук в конце слова): лес, лис, вес, нос.

8. Автоматизация звука с в односложных словах со сте­
чением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.

9. Автоматизация звука с в простых двусложных словах
(звук в начале слова): сани, сыро, сухо и др.

 

10. Автоматизация звука с в простых двусложных словах
(звук в середине, конце слова): оса, косы, весы, овес и др.

11. Автоматизация звука с в двусложных словах со стечени­
ем согласных: сумка, свекла, стакан, стайка, каска и др.

12. Автоматизация звука с в трехсложных словах без сте­
чения согласных: сапоги, сухари, самолет и др.

13. Автоматизация звука с в трехсложных словах со стече­
нием согласных: скамейка, ступени, капуста и др.

Аналогичным образом проводится автоматизация звука с в четырехсложных словах.

Этап дифференциации звуков речи

Этап дифференциации звуков речи является обязатель­ным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями


симптоматики нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей. Известно, что в массовой школе дифферен­циация звуков проводится лишь в том случае, когда звуки заменяются в устной речи. А во вспомогательной школе этап дифференциации звуков проводится даже в том случае, ког­да звук искажается. Это связано с недоразвитием речеслухо-вой дифференциации звуков речи, которое приводит к боль­шому количеству замен в письменной речи умственно отста­лых детей.

Работа по дифференциации звуков осуществляется в сле­дующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формиро­вание фонематического анализа и синтеза.

Особенно важно проводить дифференциацию фонетичес­ки близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, сви­стящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их со­став, которые чаще всего нарушаются у умственно отсталых детей. Определена следующая последовательность дифферен­циации звуков: бп, д — т, г — к, з с, ж ш, с ш, з — ж, ц — с, ч — т, ч— щ.

В процессе развития дифференциации звуков предлага­ются задания на имитацию слогов, например при дифферен­циации с з: са — за са, за — са — са и т.д. Эффектив­ным методом работы является определение фонетической правильности слова. Детям предлагаются слова и асеман-тичные звукосочетания, отличающиеся фонетически сход­ными звуками {кольцо кольсо, ластощка ласточка и т.д.).

Логопедическая работа по дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа: 1) предвари­тельный этап работы над каждым из смешиваемых звуков, 2) этап слуховой и произносительной дифференциации сме­шиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется произноси­тельный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану: а) уточнение арти­куляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактиль­ное восприятие, кинестетические ощущения, б) выделение звука на фоне слога, слова, определение места отрабатыва­емого звука.

На втором этапе сравниваются конкретные смешиваемые звуки в произносительном и слуховом плане. Большое мес­то отводится развитию фонематического анализа и синтеза.

Конкретная методика работы представлена в разделах "Раз­витие фонематического восприятия", "Развитие фонемати­ческого анализа и синтеза".






Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-16; Просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.098 с.) Главная | Обратная связь