Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 5. Культура Возрождения и Реформации.

Обратите внимание на значение следующих слов и словосочетаний: гуманисты, интеллигенция, Возрождение, красота, гармония, совершенство, Джоконда, Собор Святого Петра, реформация, протестантизм, протестантская этика.

Введение Конец четырнадцатого – шестнадцатый века стали переломными в истории Европы. В эту поразительную эпоху произошли важнейшие культурные события, ставшие предвестниками Нового Времени, Новой Европы, Новой истории. Они означали еще не конец средневековья и феодализма, но, безусловно, уже его закат. Это были два глубоких культурных движения Возрождение и Реформация – первое из которых светское, а второе - религиозное. Они были разными по содержанию, но сыграли одну историческую роль: положили конец средневековому христианскому мироощущению европейцев, на их основе выросла новая, нынешняя Европа.
Итальянское Возрождение Родиной культурного течения «Возрождение» была Италия. В 14-16 веках она состояла из множества небольших государств – герцогств, королевств, папской области, городов-республик, занимавшихся морской торговлей с Востоком, ремеслами, враждовавших друг с другом и необычайно богатых. Италия, политически беспомощная, терзаемая борьбой интересов папства, немцев, французов, испанцев, была самой богатой и передовой страной Европы. Итальянцы более, чем кто-либо другой, имели право называть себя наследниками великой античной культуры, не только потому, что они жили в самом сердце античного мира – Италии, но и потому, что именно они смогли столь успешно пересадить на новую культурную почву греко-римские традиции так, что это в итоге изменило весь облик Европы. Одним из источников Возрождения в Италии были социальные особенности этой страны. Со времен крушения Древнего Рима Италия была ареной бесконечных войн, частых смен власти. В итоге феодальное право, которое было, конечно, и в ней, не закрепленное исторической традицией, оказалось слабым и бесконечно нарушаемым. К этому надо добавить, что в богатых городах Италии (а среди них надо назвать, прежде всего, Флоренцию, Рим, Венецию, Неаполь, Геную) значительное число населения состояло из предприимчивых, инициативных людей – торговцев, ремесленников, наемных солдат, нотариусов, менял и прочих. Это была атмосфера конкуренции, поощрявшая развитие индивидуализма вплоть до крайних его проявлений – взаимной вражды и эгоизма. В итоге уже к концу 14 века в Италии сложился прообраз современного общества – бессословного общества граждан-индивидуумов. Политическая и экономическая ситуация выдвигали на передний план не просто авантюристов, но людей в высшей степени одаренных во многих областях и трезвых в своем расчете. Как нигде в Европе в достижении своей славы, власти и богатства они обязаны были, прежде всего, своим собственным способностям. Вопросы морали отступают при этом на задний план. Кратковременность, ненадежность мига удачи обостряла ощущения жажды жизни сильных мира сего. Их существование на пике славы было наполнено роскошью, утонченными достижениями человеческого гения. Дворы правителей итальянских государств заполонили образованные люди – филологи, писатели и поэты, художники и архитекторы – гуманисты, выполняющие обязанности секретарей, учителей, переводчиков, компаньонов и просто гостей-прихлебателей. Не только правители, но и многие богатые горожане, и общество в целом, имеющие досуг, деньги, образование и утонченное воспитание, окружали себя произведениями и мастерами искусства. Гуманисты – особый слой образованных людей-профессионалов, зарабатывающих свой хлеб (часто совсем немалый) собственным творчеством в науке и искусстве. Это первая в Европе, в современном смысле слова, интеллигенция. Италия не была единым государством, и гуманисты часто меняли место службы от одного государя к другому; космополитизм, отсутствие патриотизма были присущи многим из них: «Настоящая родина там, где ученый человек сможет найти себе пристанище», «Мы, кому отечество – мир» (Данте). Дерзкий ум этих людей не знает никаких запретов, в том числе и нравственных. Злословия, сатира, пародия становятся оружием их против врагов. Пьетро Аретино, один из гениальнейших острословов, шантажировал и держал в страхе от своих эпиграмм европейских монархов. Лоренцо Валла, будучи папским секретарем, написал исследование о подложности «Константинова дара» (якобы подаренного папе императором Римской империи Константином города Рима). Вот на такой почве суждено было взойти блистательному Возрождению. Само это слово, по-французски, Ренессанс, было изобретено одним из них, живописцем, архитектором и историком искусства Джорджо Вазари в 16 веке. Колюччо Салютати и Леонардо Бруни ввели в обиход слово humanitas (с латинского – человеческое достоинство, человеческая природа). “Возрождение” и “гуманизм” – ключевые слова для обозначения этой культурной эпохи. Возрождение – это возвращение к жизни культурных традиций Античности, и даже более: это возрождение Памяти о греко-римской эпохе. Эта последняя предстает в глазах итальянцев неким «золотым веком» от которого их отделяют «средние века». Оттуда черпаются художественные и духовные образцы. Основными сферами увлечения гуманистов стали греко-римская античная литература, живопись, архитектура, скульптура. Но было бы большим упрощением сводить культурное движение Возрождения лишь к подражанию Античности. Новая эпоха выдвинула новую идею культурного развития. Возрождение не стало все же полным отрицанием средневековья и тем более христианства. Последнее, так же как и античность было основой, на которой вырос Ренессанс. Новым ценностям было найдено объяснение в христианстве. Меняется место человека в системе мироздания. Если в христианском средневековье – это ничтожное, грешное существо, в отчаянии своем ищущее силы для спасения души, то в новую эпоху Возрождения человека возносят до самых вершин мироздания. Он богоподобен, а значит прекрасен. Великая задача гуманиста – раскрыть божественную природу человека-личности. Красота, гармония, совершенство – вот те качества, которые лежат не только в основе богоподобия человека, но и в природе. Развитие личности, отсюда лежит в преобразовании окружающего мира по законам прекрасного, ища примеры для этого в мире людей и в мире природы. Золотым веком гармонии как раз и виделись из эпохи Ренессанса античные времена. Изобразительное искусство, наряду с римской филологией, риторикой (краснословием), литературой и было основными способами сотворения красоты. Гармоничное развитие личности означало на деле овладение многими искусствами одновременно. Величайший тому пример – Леонардо да Винчи – гениальный художник, скульптор, архитектор, поэт, ученый, инженер. У истоков Возрождения в Италии стоял Данте Алигьери (1265-1321). Вершиной его творчества стала эпическая поэма «Божественная комедия». В поэме повествуется о путешествиях поэта по загробному миру, в ней содержатся описания рая, ада, чистилища, где автору встречаются реальные исторические лица и мифические персонажи. Показан полный испытаний путь заблудшей души к райскому блаженству. На небеса Данте сопровождает его возлюбленная Беатриче, чей образ в поэме становится символом мудрости и красоты. Родоначальником гуманизма считают поэта и философа Франческо Петрарку (1304-1374) - он первым противопоставил средневековому богословия divina studia (божественному знанию) новое мировоззрение - humana studia (человеческое знание). Петрарке принадлежат философские трактаты, но главное – любовная лирика. Сонеты, посвященные Лауре, - это своеобразный поэтический дневник, в котором отразилось противоречие между аскетическим Средневековьем и утверждением нового видения мира. Последователем Петрарки был Джованни Боккачо (1313-1375), автор «Декамерона», собрания реалистических новелл, объединенных общим гуманистическим идеалом и представляющих единое целое. Данте, Петрарка и Бокаччо были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы. Обращение к античному искусству привело к отходу от средневековой условности в изображении и к развитию реалистичности в композиции, человеческом портрете, жанре. Даже с картин святых на нас смотрят реальные человеческие лица. Мадонны изображаются с ликом земных флорентийских или неаполитанских горожанок, очаровавших своей невинностью и прелестью художника. Художественным симовлом эпохи Возрождения стал портрет Моны Лизы (Джоконда) Леонардо да Винчи. В эту эпоху усилиями выдающихся художников и архитекторов (в том числе Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти) был выстроен знаменитый собор Святого Петра в Ватикане – важнейший католический храм и один из самых крупных в мире. Творения великих Рафаэля Санти, Микеланджело Буанароьтти, Леонардо да Винчи (их называют титанами Возрождения), Донателло, Джорджоне, Тициана навечно вошли в сокровищницу шедевров искусства. Множество последующих поколений художников, скульпторов всего мира училось, опираясь на эти прославленные образцы. «Сикстинская капелла» (Микеланджело), «Тайная вечеря» (Леонардо да Винчи), «Сикстинская мадонна» (Рафаэль), Давид (Микеланджело) стоят в первом ряду гениальных творений Ренессанса. Творение красоты, а можно сказать иначе – роскоши, обратной своей стороной имело поощрение в человеке и в обществе стремлений к чувственному и интеллектуальному наслаждению земными, сотворенными человеком (а не богом!) вещами. Для объяснения этих чувственных вожделений на дневной свет из античного прошлого выводилась этика (философия) Эпикура, переделанная в соответствии с христианством. Лоренцо Валла, например, утверждал, что смысл поступков всякого человека – в личном благе и наслаждении. Даже монахи, отрешаясь от земных благ, поступают так, чтобы обрести блага небесные. Увлечение античной поэзией, историографией, философией было почти всеобщим. Цицерон (древнеримский оратор и писатель) являлся непревзойденным идеалом мастерства красноречия и знания латинского. Противоречивость эпохи здесь выражалась в предпочтении гуманистами мертвого латинского языка живому национальному итальянскому. О противоречивости эпохи в целом, вернее ее тщетности, пожалуй, если и можно говорить, то, наверное, в двух отношениях: 1)поиски абсолютной красоты бесконечны и недостижимы, и никакой человеческий гений не исполнит эту задачу до конца; 2)идеал гармонии и совершенства находился совсем далеко от реальной жизни людей, воплощение этого идеала в обществе, вернее, преобразования общества в соответствии с этим идеалом навсегда осталось красивой мечтой. И все же реальные плоды Итальянское Возрождение принесло. Этот непродолжительный расцвет культуры не только дал миру художественные шедевры, современные начала наук и искусств, но и прообраз современного европейского буржуазного общества и европейской интеллигенции.
Северное Возрождение Италия не была единственной страной, переживавшей культурный подъем на закате Средневековья. В этом ряду стоят вместе с ней Нидерланды, Франция, Англия. Испания, Германия. Это было, так называемое, Северное Возрождение (XV-XVII вв.). Всплеск гуманистической культуры в этих странах не имел столь широкого (почти всеобщего) размаха как в Италии. Свое вдохновение художники и гуманисты европейских стран к северу от Италии искали не только в античной, но и в собственной средневековой культуре. В частности, художественные достижения средневековой готики сыграли большую роль в творчестве художников Северного Возрождения (Дюрер, Босх, Брейгель отец и сыновья и другие). Уильям Шекспир в Англии, Франсуа Рабле во Франции, Мигель де Сервантес в Испании, Эразм Роттердамский в Нидерландах стояли у истоков формирования национальных светских культур. Этот процесс принял необратимый характер в силу сложившихся уже в Европе централизованных государств (за исключением Германии) и набирающих силу в городах капиталистических отношений. Человеческая индивидуальность, взятая во внимание вне сословно-корпоративных (феодальных) и религиозных запретов, земные интересы людей, дерзость разума, красота природы – вот те общечеловеческие ценности гуманизма и Ренессанса, на основе которых выросла Новая европейская культура (17-20 века).
Реформация В 16 веке в Европе происходила еще одна крупная культурная революция иного, нежели чем Возрождение, - религиозного характера. Она получила название Реформация. Инициатором этого религиозного движения был немецкий священник Мартин Лютер. 31 октября 1517 года на дверях своей церкви в Виттенберге Лютер прибил свое обращение к мирянам с осуждением злоупотреблений католической церкви (так называемые «95 тезисов»). С этим событием формально связывают начало Реформации. По существу, она означала раскол церкви в Западной Европе. Отпавшая часть организовалась в ряд протестантских церквей и сект (от слова «протест»): лютеранскую (в Германии), кальвинистскую (в Швейцарии), англиканскую (в Англии), пуританизм, баптизм, адвентизм, методизм,, цвинглианство и другие. Всевозможные пороки – алчность, продажность, распутство, в которых погрязло папство, а самое главное – отпущение за деньги грехов (индульгенция), стали причиной возмущения многих истинных христиан в Европе. И задолго до Лютера возникали религиозные течения, призывающие вернуть церковь к «апостольскому» образу жизни (Иисус Христос и его ученики-апостолы жили в бедности). Часто под этим флагом происходили народные восстания против церкви и феодалов. До сих пор церковь с эти справлялась, объявляя эти течения либо ересями, либо заставляя вернуться их в лоно официальной церкви (как это было, например, с францисканским орденом). Но на этот раз расправиться с протестантами оказалось невозможно. Реформация охватила почти все страны Европы. По своему размаху она была гораздо шире, например, чем Возрождение. Религиозные идеи Реформации были доступны сознанию народных низов. Реформацию поддержали многие феодалы, заинтересованные в ослаблении папства, одного из крупнейших собственников в Центральной Европе. Лютер и протестанты не только осуждали грехи церкви. Они пошли дальше. Они объявили папу и священников шарлатанами, отнявшими у человека свободу общения с богом. Внешняя красота, великолепие храмов, церковного убранства, сложность и вычурность обрядов заслонили собою, по мнению протестантов, чистоту истинной веры. Многие католические таинства – культ богородицы, поклонение святым мощям и иконам – были отброшены. Новая протестантская церковь значительно упростила богослужение. Фактически Лютер потребовал возврата к нравственным принципам раннего христианства с присущими ему простотой, искренностью, погруженностью в веру. Спасение возможно лишь посредством перенесения его из сферы внешнего благочестия во внутреннее пространство сознания – в личное верование человека. Непререкаемым остался авторитет священного писания – Библии. Но утверждая непререкаемый авторитет писания, Лютер настаивал на праве каждого на его толкование. В новом вероучении был усилен христианский тезис о ничтожности человеческой души, спасение которой возможно только благодаря отчаянной, беззаветной вере и собственном строгом аскетическом образе жизни. Внутренняя строгость, самодисциплина, неустанный труд становятся нормами образа жизни протестантов. Они не являются условием, каким-то формальным требованием, выполнение которого гарантирует попадание на небеса, но они есть неизбежное следствие истинной, иступленной веры в Христа ибо такой христианин не может вести иного образа жизни. В этой этике человеческого поведения, как мы видим, нет различия между слугой и господином. А труд мирянина не менее важен и богоугоден, чем служба в церкви. Плоды упорного труда, успех дела стали свидетельством христианского усердия. Крупный немецкий историк 20 века Макс Вебер полагал, что протестантская этика как никакая другая способствовала развитию капитализма в Европе. Это была, по сути, капиталистическая трудовая этика. Помимо Лютера вождями Реформации в Европе стали Цвингли и Жан Кальвин. История этого движения была драматичной: религиозные войны, феодальные войны под флагом религиозных, крестьянская война в Германии на фоне Реформации. Ярким событием всемирной истории стала Варфоломеевская ночь – 24 августа 1572 года – истребление в одну ночь католиками более 3 тысяч протестантов в Париже, Лионе, Орлеане, Руане, Бордо. Религиозный фанатизм протестантов часто оказывался направлен и против европейской художественной культуры в лице предметов роскоши, с которой протестанты боролись. Под этим знаком «сожжения суеты» кальвинисты в Швейцарии устраивали костры из произведений искусства и запрещенных ими книг. Гонениям с их стороны подвергались вольнодумцы-ученые.
Заключение Протестантизм и Ренессанс – эти два крупнейших культурных течения Европы – заметно отличаются друг от друга. Если первое религиозное, то второе – светское. Протестантизм (Реформация) был социально широким движением, народные массы принимали в нем самое активное участие. Напротив Возрождение и гуманизм – это расцвет интеллектуальной и художественной элиты – интеллигенции, его плодами пользовалось высшее общество. Но вместе с тем, этим двум разным культурным революциям суждено было сыграть одну историческую роль: они, каждая по-своему, были концом средневековья; в их лице мы видим ростки новой европейской буржуазной культуры. Именно благодаря своим глобальным последствиям для европейской культуры мы говорим о величии этих событий.

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-16; Просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.088 с.) Главная | Обратная связь