Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.



Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.

Чудеса на песке. Песочная игротерапия

Содержание

ОТ АВТОРОВ

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИГР НА ПЕСКЕ

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ИГРЫ В ПЕСОК?

Глава 1 ПЕСОЧНЫЕ УРОКИ: Обучающие игры на песке

1.1. СОВЕТЫ АВТОРОВ

1.2. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК “ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ЛАДОШКИ”

1.3. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, КОРРЕКЦИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ. “ПЕСОЧНАЯ ГРАМОТА”

Глава 2. ПЕСОЧНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. Познавательные игры на песке

2.1. СОВЕТЫ АВТОРОВ

2.2. ВИДЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИГР НА ПЕСКЕ:

2.3. ИСТОРИЯ РОССИИ В ИГРАХ НА ПЕСКЕ

2.4. ИГРА-ЭКСКУРСИЯ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ

Глава 3 ТАЙНЫ НАШЕЙ ДУШИ. Проективные игры на песке

3.1. СОВЕТЫ АВТОРОВ

3.2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ИГРЫ

3.3. ГРУППОВЫЕ ИГРЫ

3. 4. ПРОТОКОЛ ГРУППОВОЙ ИГРЫ

3.5. КОММЕНТАРИЙ К “ПРОТОКОЛУ”

СТИЛЬ СИТУАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Заключение

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОБ АВТОРАХ

ОТ АВТОРОВ

Многие родители часто задают себе и специалистам вопрос: “Когда начинать учить ребенка? ”. Одни говорят - еще в утробе матери; другие -не учите вообще, школа научит; третьи, посоветуют отдать Вашего любимца в руки грамотных специалистов, как только он начнет ходить и говорить. Сделать выбор непросто.

Давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Действительно, ребенок начинает познавать мир, находясь в утробе матери. Причем, учеными установлено, что основой этого процесса является тактильная (кожная) чувствительность. Недаром говорят: “Кожей чувствую”. Появившись на свет, он активно исследует окружающий мир. Собственно, это и есть процесс самообучения. Может, все чаще Вам приходится слышать от специалистов фразу: “Главное, ребенку не мешать! ”

“Как не мешать? Чем я могу ему помешать? ” - задаете Вы себе вопрос. Оказывается, помешать можно, если подходить к ребенку со взрослыми мерками. Как же этого избежать?

Давайте понаблюдаем за нашими детьми. Они тянутся к ярким и далеко небезопасным предметам; могут запустить обе руки в тарелку с манной кашей и с большим удовольствием размажут ее по себе, столу и любимому родителю; им нужно все попробовать “на зуб”; но главное - их просто тянет к тому, что нельзя. Безусловно, все это доставляет взрослым множество хлопот. И мы вынуждены, как заботливые родители и педагоги, ставить перед ребенком череду запретов. Так, кирпичик за кирпичиком, растет и крепнет “Стена Плача”, отделяя и отдаляя миры Ребенка и Взрослого.

Как же сохранить связь между нашими мирами; предоставить ребенку возможность и право развиваться в собственном темпе; направлять, не ограничивая? Давайте отложим на время эти вопросы и обратимся к Ребенку, живущему внутри каждого из нас. Наверняка, ему хочется творить что-то свое; ломать, чтобы почувствовать силу, но при этом чувствовать себя защищенным. Эти желания могут реализоваться в играх с песком.

С каким упоением дети варят супы и каши из песка и кормят ими всех подряд: кукол. Вас, гостей! При этом, они часто повторяют услышанные от Вас реплики: “Чтобы съел все до конца! ”, “Я так старалась! ”, “Здесь много витаминов! ”, “Ложку за маму, ложку за папу” и др. Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается “семья”. Все это - Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно. И это - отражение нашего Взрослого Мира.

Теперь, наверное, Вам легче будет ответить на вопрос: когда и как начинать обучение ребенка. Быть может, тогда, когда Вы интуитивно почувствуете готовность подключиться к процессу его саморазвития. Надеемся, что наша книга поможет Вам в этом.

С уважением, авторы.

ВВЕДЕНИЕ

Просто сыграем, как делают дети,

Что “вне игры”, то для них - мишура,

Это сладчайшее дело на свете –

Общая наша игра!

Кто из нас в детстве не играл “в куличики”? Ведерко, формочки, совок - первое, что Вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Мы с Вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.

Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды. Но как оптимально использовать их мало кто знает. Часто на наши вопросы: “Зачем Вам это нужно? Как Вы с детьми играете в песок? ”, многие работники отвечают: “Песок и вода нужны, чтобы дети чувствовали себя зимой как летом, а играть с ними даже не надо - они это делают сами”. Интересно, что интуитивно педагоги подошли к таинству “песочной терапии”, в основе которой лежит спонтанность проявления ребенка в песочных играх.

Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека “возиться” с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки “жили” в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли “миром”. Поэтому М.Ловенфельд назвала свой игровой метод “мировой методикой”.

Формированием концепции “песочной терапии” (или “sand-play”) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако, для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, нами создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИГР НА ПЕСКЕ

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.

Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

2. “Оживление” абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он “на деле” убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ИГРЫ В ПЕСОК?

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик нз стола –

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру...

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Если Вы будете заниматься с детьми в малой группе (3-4 человека) или индивидуально, его размер - 5Ох7Ох8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Песочные терапевты “любовно” называют ящик с песком “подносом” - по бокам он может быть снабжен ручками для удобства транспортировки. Лучше, если поднос будет именно деревянным, это облегчит перенос песочного опыта в реальную деятельность. Однако, не беда, если Ваш ящик будет из другого материала.

Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера.

Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта - небо.

2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким.

Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным.

Таким образом, песок задает символическую “линию горизонта”.

3. “Коллекция” миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек могут войти:

- человеческие персонажи

- здания: дома, школы, церкви, замки

- животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр.

- машины: сухопутные, водные, космические, боевые

- растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.

- постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота

- естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.

- символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.

- сказочные герои: злые и добрые

- религиозные предметы и сувениры

- живая зелень и пр.

- домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др.

- пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)

Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в Вашей “коллекции”. Сбор оборудования для игр не будет для Вас обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет Вам в этом (фигурками из “Киндера-сюрприза”, деталями конструкторов и пр.). Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Теперь, у Вас есть все, чтобы отправиться вместе с ребенком в увлекательное путешествие по Стране Песочных Игр.

Первая глава нашей книги посвящена ОБУЧАЮЩИМ играм. Они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте.

Вторая глава поведет Вас в страну ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ игр. С их помощью дети узнают о том, как многогранен наш Мир, познакомятся с историей своего города, историческими героями и событиями.

В третьей главе описаны ПРОЕКТИВНЫЕ игры. Вы узнаете о том, что “делает” бессознательное, когда ребенок играет с песком; откроете потенциальные возможности ребенка; увидите творческий полет его фантазии; шагнете вместе с ним в Детский Мир; научитесь вместе с ним сочинять и разыгрывать сказки.

Итак, в Путь!

СОВЕТЫ АВТОРОВ

Перед Вами песок. Естественное желание - погрузить в него руки, ощутив прохладу; пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук. Приятные воспоминания охватили Вас: детство, море, солнце, ощущение бесконечности Мира и ожидание Чуда. Чувства переполняют Вас, и хочется поделиться ими. А рядом - ребенок. Он делает то же, что и Вы. Его маленькие ручки только что соприкоснулись с уникальностью Мироздания, Вечностью. Он стоит на пороге Открытия. Сейчас вы вместе сделаете самые важные шаги по дороге Познания. А наши игры помогут вам в этом.

Отпечатки ваших рук

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях:

“Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты? ”

Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания Ваших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры, ребенок в точности воспроизводит ваши слова, передавая свои ощущения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что Ваши и его ощущения будут не совпадать. Постарайтесь не навязывать ему своего мнения.

Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: “Я перевернул руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе? ” Если у ребенка похожие ощущения, можно обсудить: что лучше сделать, чтобы их изменить. Может подвигать руками?

- “поскользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,

- “пройтись” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,

- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),

- “пройтись” по поверхности песка отдельно каждым пальцем по очередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец -мизинчиком).

- далее, можно группировать пальцы по-два, по три, по-четыре, попять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?

- “поиграть” по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения “вверх-вниз”. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Что же спрятано в песке?

Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем как изменяется песчаный рельеф. Задача: полиостью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.

Чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.

Всем известна пляжная игра “Мина”. Рука одного играющего превращается в “мину”: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего - “сапера”, откопать “мину”, не дотрагиваясь до нее.

“Сапер” может действовать руками, дуть на “мину”, помогать себе тонкими палочками.

Взрослый вместо руки может закапать любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок, по открывающимся частям предмета, ребенок пытается догадаться, что же было закопано.

Можно закапывать не один, а несколько предметов или игрушек, и наощупь узнавать: что или кто это? (вариация игры “Чудесный мешочек”) и т.п.

Любую из игр можно предлагать ребенку в виде сказки. Например:

“В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми.

Это было не по вкусу Дракону, жившему по-соседству. Задумал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось...

Чтобы Принцесса никогда не смогла дарить радость людям. Дракон заколдовал ее в невиданное существо и заточил в подземном замке. Мало того, тот, кто придет спасать Принцессу, своим прикосновением погубит ее. И она навеки останется заколдованной.

Можешь ли ты помочь Принцессе и жителям этой сказочной страны? Попробуй!..”

Наверное, дорогие друзья, многие из Вас в детстве делали “секретики”. Каждый из Вас, наверняка, до сих пор чувствует в руке и видит образ своих стеклышек, фантиков, блестков, цветочков и пр. А ведь “засекречивать” можно не только это, но и буквы, цифры, геометрические фигуры.

Мы предлагаем Вам сказочные задания в форме стихотворных загадок, которые сочинил студент-психолог Института специальной педагогики и психологии Алексей Густышкин.

Отгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапывая разгадку. Или “пишет” отгадку, вылепливая песочные буквы.

Если отгадал загадку,

Вслух сказать не торопясь.

Ты, используя разгадку,

За задание берись

Кто колдует; заклинает;

В ступе по ночам летает?

У избы на курьих ножках

Кто хозяйка? (Бабка Ёжка)

***

Спрятал кто иглу в яйце,

А яйцо хранит в ларце?

Кто всех злее и тощей?

Кто не верит всем?

(Кощей)

Отгадал, не называй,

Вылепи (выкопай) и прочитай.

***

Леший Ёжке к дню рожденья

Сочинил стихотворенье.

В нем желал он счастья ей,

Быть мудрее и

(добрей).

Что за слово Леший здесь не написал?

Вылепи из песка, если отгадал.

***

На розовом облачке феи

Кружились и песенки пели,

Даря вновь и вновь

Всем мир и (любовь).

И, радуясь, дальше летели.

Очень важный дар от фей

Вслух не прочитался.

Итак, наш малыш получил первый опыт успешного взаимодействия с песком. А теперь можно уже начинать учиться. Безусловно, наши игры не заменят Вам и ребенку учебники, но помогут подготовить ребенка к школе, создадут базу для более органичного усвоения учебного материала.

И об этом следующая серия наших игр.

1.3. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, КОРРЕКЦИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ. “ПЕСОЧНАЯ ГРАМОТА”

Путешествия к звукам

Начнем с игры-сказки “Путешествие в страну “А”.

Есть прекрасная страна - Где принцессу зовут А,

(Взрослый ставит в песочницу фигурку, на которой прозрачным скотчем приклеено изображение А, то есть - буква А)

В реке плещутся А-кулы

(в песочнице создается река и помещаются акулята из коллекции “Киндер-сюрприза” на них тоже наклеена буква А)

А-исты в садах живут

(в песочнице создается сад из веточек и появляются птицы на них также наклеена буква А)

А-пельсины и А-рбузы и А-капии цветут

(в песочнице появляются растения, на которых изображена буква А)

Чтобы здесь нам поиграть,

Надо много слов назвать.

Привести сюда друзей

В чьих названьях - А.

- Смелей!

(произнося стихотворную инструкцию, взрослый делает интонационный акцент на звук А)

Для того чтобы начать игру взрослому придется немножко подготовиться:

- отобрать фигурки, в названиях которых есть звук А (5-1О штук),

- наклеить на них букву А,

- подготовленные к игре фигурки расставить рядом с песочницей,

- если нужных фигурок у Вас нет, то можно их нарисовать, вырезать, вылепить,

- приготовить деревянную или пластмассовую букву А, или карточку с ее изображением.

Взрослый одновременно проговаривает стихотворение-инструкцию и вместе с ребенком строит сказочную страну. Таким образом, речь сопрягается с действием. Ребенок становится непосредственным участником процесса - положительная мотивация сформирована... И тут звучит задание, требующее самостоятельной работы. Для того чтобы поиграть в песочнице с привлекательными фигурками, ребенок должен назвать не менее 3 слов, в которых есть звук А. Важно помнить о последовательности предъявления слов, содержащих звук, который Вы отрабатываете. Первыми предъявляются слова, содержащие звук в начале слова, потом -в конце, потом - в середине. Причем, мы стараемся не брать слова, в которых звук слышится не четко. Ребенку могут помочь Ваши вопросы. Например:

“Ты знаешь, у принцессы есть друзья, которых зовут Аня, Антон, и...? ”

“Кто может жить в этой стране? Мама, папа, бабушка и...? ”

“Посмотри на другие фигурки, назови их. В каких именах и названиях ты услышал звук А? ”

“Как ты думаешь, что любит есть принцесса? Кашу, варенье, малину и...”

Когда ребенок назовет слова, взрослый объявляет ему о том, что теперь он получил Ключ в страну принцессы А и является ее Почетным гостем (при этом вручается приготовленная Вами буква или ее изображение на карточке). Он может играть с каждым жителем этой страны и привносить в песочницу других героев.

Маленький комментарий.

Эта простая игра поможет нам решить немало образовательных и психологических задач. И главная из них - развитие фонематического слуха, то есть умения слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове. Именно это является основой формирования правильного звуко-произношения и правописания. В нашей игре звук выступает не абстрактным символом, а живым сказочным существом. С ним интересно познакомиться, его хочется узнать поближе, поиграть с ним и его друзьями, и как можно дольше не расставаться. Подбираемый Вами материал и формы его подачи (яркие фигурки, интонированность речи, пропевание гласных звуков) на первых порах должны облегчить процесс узнавания звука в словах. В дальнейшем, мы усложним ребенку задачу, убрав интонационные акценты и меняя сюжеты инструкций. Так мы познакомим ребенка со множеством звуков.

Как Вы обратили внимание, пока мы не вводили понятие “буква”, хотя и использовали их в играх. Таким образом, опираясь на слуховое, зрительное и тактильно-кинестетическое восприятие, мы готовим ребенка к обучению чтению. Не оперируя пока понятием он уже узнает буквы. И начинает, на первых порах неосознанно, соотносить звуки и их графическое изображение. Это один из элементов опережающего обучения грамоте.

Важно помнить, что у каждого ребенка свой темп усвоения материала. Одному, нужно подольше задержаться в одной стране. Другой, “схватывая все на лету”, жаждет новых игр, приключений, знакомств. Пожалуйста, давайте познакомимся!.. (Стихи Д.Фролова)

С милым звуком Е

“Живет в той сказочной стране

Спокойный, добрый, милый Е.

Он утром Ели объезжает

И все игрушки проверяет.

И мчатся с ним по веткам Ели,

Как по зеленой карусели,

“Медведь” и “Белочка”,

“Скворец”, и “Лев” и даже... “Огурец”!

Но вот, друзья мои, беда –

Забыл другие он слова,

Где тоже есть наш милый Е. Поможем мы его беде? ”

С волшебником И

“На облаке мягком,

Что в небе парит,

Звук И, как волшебник,

Над миром летит...

Он счастье несет,

И добра всем желает,

И где что рассыпалось,

Соединяет!

Он любит Индейцев,

Изюм и Икру,

И любит в песочке

Простую игру!

Он рад и с тобою

В песок поиграть,

Чтоб ты все слова

С звуком И мог назвать! ”

(В стихотворной инструкции уже не дается конкретных указаний по строительству определенной страны. Это позволит Вам и ребенку проявить творческое воображение).

С бедным О

“В огромной, пустынной стране Лнмпопо,

Живет одиноко прекрасный звук О.

Он сирота: ни друзей, ни реки,

Зачахнет звук О там один от тоски!

Что делать, ребята?

Страну как найти?

Как бедный звук

О поскорее спасти?

Отметим, что мы не даем последовательность изучения звуков, т. к. эту методику несложно найти в учебниках и пособиях. Мы предлагаем лишь принцип работы со звуком. На приведенных примерах Вы сможете сами познакомить ребенка с другими звуками (как гласными, так и согласны-

ми), опираясь на свою фантазию, знания и жизненный опыт. Не обязательно, чтобы инструкции к играми были стихотворными. Главное, чтобы они были увлекательными и близкими ребенку.

Опыт показывает, что в такого рода игры с увлечением играют дети уже с 3 лет. Играя, Вы можете вводить понятия “гласных” и “согласных” звуков.

Живые буквы

Непросто маленькому ребенку понять разницу между звуком и буквой. Для него это лишь абстракция. С миром Звуков мы знакомы. Давайте узнаем, кто же такие Буквы. Конечно, дорогой Читатель, Вы знаете, что буква - это графическое изображение звука. Но такая терминология - не для ребенка. Привычное объяснение, что “Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем” - тоже пока рановато. Позовем на помощь игру-сказку.

“Мы уже с тобой побывали в царстве Звуков. И ты, наверное, заметил, что на одежде каждого Звука нарисованы какие-то таинственные знаки. Ты, может быть, уже догадался, что если Звуки не произносят своего имени вслух, то они находят друг друга по этим знакам на одежде. Это нужно не только самим жителям страны Звуков, но и нам, путешественникам, гостям этих стран. Давай вспомним наших старых друзей и внимательно рассмотрим их одежду. (В это время взрослый выставляет фигурки звуков, которые были использованы в предшествующих играх. На каждой фигурке наклеена буква). Вот они, эти знаки! Путешественники по стране звуков назвали эти знаки “Буквами”. Правда, интересное название? Давай его запомним.”

Таким образом, мы разделили понятия “Звука” и “Буквы”. Теперь, мы можем вызывать сказочных жителей не только голосом, проговаривая, пропевая звуки, но и прописывая знаки-буквы на песке. Итак, в наших играх появляются новые персонажи - буквы (пластмассовые и деревянные, вырезанные из плотного картона, наждачной, бархатной бумаги). Это важно для мануалъного осознавания ребенком абстрактных символов. Он должен не только зрительно запоминать буквы, но и подключать к этому телесную память.

Вернемся к игре-сказке.

“В одной сказочной стране, где текла река (или озеро, или было море - в зависимости от того, что захочет построить ребенок), стоял красивый лес (были поля и долины), жил маленький гномик (или другой сказочный герой). (В это время Вы достаете фигурку и ставите ее в песочницу). У гномика был домик (в это время вы предлагаете ребенку поставить домик в любое место песочного листа). Он в нем жил (Вы ставите фигурку рядом с домиком, или просите это сделать ребенка). Рядом с домиком росло дерево (прекрасный сад и пр. - Вы просите ребенка “посадить” дерево). Гномик о нем заботился, поливал его, разговаривал с ним, укрывал, когда было холодно. У нашего гномика было интересное имя - его звали “С-с-с”. Он носил курточку с изображением своего имени (Вы прозрачным скотчем наклеиваете на спину фигурки заранее изготовленную Вами букву “С”). Но самое удивительное было то, что гномик мог произносить, говорить только свое имя: “С-с-с”! Когда он радовался солнышку, выходя утром на крыльцо (ребенок в это время манипулирует фигуркой), он произносил радостно: “С-с-с! ”. Когда ему было холодно, он прятался у себя в домике, разводил огонь в печи и дрожал. А при этом опять произносил только свое имя: “С-с-с”. Когда он злился, он говорил: “С-с-с! ”. Когда ему было приятно, он ел что-то вкусненькое и получал от этого удовольствие, он говорил: “С-с-с! ” (Важно вместе с ребенком произносить этот звук, с различной эмоциональной окраской, чтобы он “ожил”). Но оставим на некоторое время гномика С и познакомимся с еще одним героем нашей сказки.

На другом конце этой сказочной страны тоже стоял домик (мы просим ребенка поставить домик туда, куда он считает нужным). И рядом с ним росло прекрасное дерево (ребенок “сажает” его). А жил в этом домике другой гномик (Вы достаете фигурку и ставите ее рядом с домиком). Звали его - О. Также как и гномик С, гномик О умел произносить, говорить только свое имя. Когда ему было весело, он говорил: “О-о-о-о! ”. Когда он грустил, он тихонько говорил: “О-о-о! ”. Когда он узнавал что-то новое, удивлялся, он говорил: “О-о-о-о! ” Гномик О носил курточку с изображением своего имени (Вы наклеиваете прозрачным скотчем на спину фигурке заранее изготовленную букву “О”). Но оставим ненадолго гномика О и посмотрим, кто еще живет в этой сказочной стране.

Посмотрите, в нашей стране есть еще один домик (который Вы сейчас незаметно поставили на другой край песочницы)! Кто же в нем живет? Кто поливает все эти прекрасные цветы (ребенок “сажает” цветы около домика)? Это еще один житель сказочной страны. Познакомьтесь - гномик К! Он носит курточку с изображением своего имени. И, как и другие жители этой сказочной страны, может произносить только свое имя: “К-к-к! ” Как от говорит, когда радуется? А когда грустит? А когда сердится? А когда удивляется?

Как-то раз, гномикам наскучило сидеть по своим домикам и они пошли страну посмотреть, да себя показать. Ведь им так хотелось иметь друзей. (В это время, совместно с детьми, Вы начинаете передвигать фигурки гномиков по песочнице).

Вот, на поляне встретились два гномика С и О. Они очень удивились друг другу, и каждый из них, естественно, произнес свое имя. (дети говорят удивленно: “С-с-с! ” и “ О-о-о! ”). Наши гномики были очень любопытны, они подходили все ближе и ближе друг к другу. Им даже захотелось прикоснуться к другому, проверить, не сон ли это?! И когда их руки соединились, вдруг..! Каждый из них произнес: “С-о! ” и: “О-с! ” Когда их руки соединялись, они могли произносить не только свое имя, но и имя другого! А когда руки разъединялись, каждый мог произносить только свое имя:

“С-с! ” и: “О-о! ”

Гномиков очень обрадовало то, что они могут произносить что-то новое. И они, взявшись за руки, пошли по дорожке, весело распевая: “С-с-о-о! ” и: “О-о-с-с! ”

В это время гномик К тоже гулял и вот вышел на дорожку, по которой шли гномики С и О.

Когда гномик К увидел весело шагающих и поющих С и О, он очень удивился и произнес: “К-к-к! ” А С и О уже знали, какие интересные вещи происходят, когда соединяются руки. Поэтому они подбежали к гномику К и взяли его за руки. Но вдруг...

Вдруг все загрохотало, засверкало. Гномики закрыли глаза и плотнее прижались друг к другу. Но все стихло также внезапно и быстро, как и началось. Гномики открыли глаза и удивленно произнесли: “СОК! ” И вдруг... у каждого из них в руке оказалось по стаканчику вкусного сока!

Они выпили сок. И радостно заплясали. Разъединяя руки, они произносили только свои имена. Но когда им хотелось сока, они соединяли руки. Они поняли, что умеют творить настоящие чудеса!

А когда солнышко закатилось, наступил вечер, наши гномики разошлись по своим домам. Но каждый из них теперь знал, что он не одинок, и когда им захочется, они вновь встретятся.

Мы попрощаемся с нашими гномиками, а в другой раз поучаствуем в их следующих приключениях. Ведь в этой сказочной стране еще много тех, с кем мы не знакомы...”

В процесс подобных игр наряду с игрушками Вы вводите буквы. Например. Гномик С (фигурка гномика) жил в домике (строится домик). На крышу, дверь или окна Вы помещаете букву С. Рассказывая историю гномика, Вы неоднократно акцентируете внимание ребенка на эту букву. Важно, чтобы ребенок научился соотносить изображение буквы на домике и одежде сказочного существа (чтобы гномик нашел дорогу к своему домику). То же происходит и с другими персонажами. Ваша задача постепенно изъять игрушки из песочницы, оставив одни буквы. Вот так мы учимся читать!

Теперь мы можем усложнить наши игры-сказки. (Стихи Д.Фролова)

“Ночь. Уснула детвора, Вдруг, в кладовке, из угла Вылез сам Король Мышей, Выкрал буквы у детей.

Спрятал тут же их в песок, Чтоб никто найти не смог.

Чтобы дети не читали, Чтобы букв они не знали, Чтобы не было веселья, Чтоб их дон стал подземельем..

Побыстрей детей спасайте, Буквы мигом раскопайте, Назовите все, кто знает, Пусть Король в норе рыдает! ”

Как Вы уже поняли, к этой игре нужно подготовиться:

- отобрать те буквы, с которыми уже знаком ребенок,

- найти фигурки Короля Мышей и детей ( или других сказочных персонажей).

Помните, один из наших принципов - непосредственное, полное проживание процесса. Поэтому в песочнице разворачивается настоящая “пьеса”. Сначала ребенок строит дом, где живут дети. Играет с этими фигурками и знакомыми буквами. Когда наступает “ночь”, ребенок укладывает игрушки и буквы спать в песочнице, а сам закрывает глаза. Тем временем, Вы, зачитывая стихотворную инструкцию, берете на себя роль Коро

ля Мышей и закапываете буквы в песок. Когда ребенок откроет глаза, ему нужно будет найти и откопать буквы, узнать и назвать их. Таким образом, развивается произвольное внимание, память, мышление. Но самое главное - ребенок приобретает еще один успешный опыт в разрешении проблемной ситуации, а это делает его более уверенным и способным в дальнейшем преодолевать жизненные трудности.

Идем дальше. Начинаем слоговое чтение.

“Жили-были буквы. Каждая в своем домике, они и радовались и вздыхали, произнося свое имя. У кого-то был з-з-звонкий голос, у кого-то глухой; один ш-ш-ш-шипел, другой с-с-с-свистел, третий ж-ж-жужал. Все они были очень разные. И все вроде было хорошо, да вот беда - каждый из них видел и слышал только себя. Поэтому в этой стране не было ни общих дорог, ни прекрасных садов. И даже Солнышко не спешило сюда заглядывать. Как ты думаешь, почему? Ты прав, одна буква, какой бы красивой и звучной она не была, не может создать слова, не может быть настоящей волшебницей. Давай поможем буквам, подружим их друг с другом, и они узнают, какие волшебные вещи могут происходить. Сначала познакомим одну букву с другой - образуется пара. Правда, им уже стало веселее. И они уже многое научились делать вместе. Например, сказать:

“Д-а, Н-а, О-х, У-х”. Посмотри, две подружки М и О ходят и поют:

“М-о! ” По-моему, они кого-то ищут. Как ты думаешь кого? Конечно двух друзей Р и Е. Давай их познакомим! Посмотри, они взялись за руки и произошло чудо появилось МО-РЕ. Вот оно (Взрослый совместно с ребенком выкапывают море в песочнице). Непоседливые Р-Е побежали искать новых друзей. И конечно же, нашли их - это были К-А. Они встали рядом и потекла красавица... РЕ-КА! Она впадает прямо в море. (Взрослый с ребенком изображают это на песке). А вокруг стояли ЛЕ-СА и простирались ПО-ЛЯ. Посмотри, какое ты сотворил чудо! Страна ожила! А все благодаря тебе, настоящему волшебнику! ”

По этому принципу Вы можете сочинять и разыгрывать игры-сказки о буквах и слогах, постепенно усложняя и расширяя используемый речевой материал (от слов, состоящих из одного слога, до более сложных слов). Специалисты могут использовать эти сказки для введения понятий “слог-слияние” и “слог-примыкание”. Это один из элементов аналитико-синтетического способа обучения грамоте.

Далее можно предложить ребенку следующую игру. (Стихи Д.Фролова)

“Раз задумал злой Кашей То - волшебные слова:

Перессорить всех людей, “Здравствуй”, “Друг”, “Спасибо”. И слова, какие смог. Если их не откопать, Закопал с сухой песок. То беды не миновать! ”


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1072; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.118 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь