Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Критический реализм в Англии



Расцвет английского критического реализма относится к 30—40-м годам XIX века. В этот период выступают такие замечательные писатели-реалисты, как Диккенс и Теккерей, Бронте и Гаскелл, поэты-чартисты Джонс и Линтон. 30—40-е годы в истории Англии — это период напряженной социальной и идеологической борьбы, период выступления на историческую арену чартистов.

В конце XVIII века в Англии произошел промышленный переворот, который явился мощным толчком для развития капитализма в стране. С этого времени начинается быстрый рост английской промышленности, а вместе с тем и английского пролетариата. В работе «Положение рабочего класса в Англии» Энгельс писал, что Англия 30—40-х годов XIX века была классической страной пролетариата.

Вместе с тем Англия XIX века представляла собой классическую страну капитализма. Уже в начале 30-х годов она вступает в новый этап своего исторического развития, ознаменовавшийся обострением противоречий между буржуазией и пролетариатом. Буржуазные реформы (закон о бедных — в 1834 году, от-¦ мена хлебных законов — в 1849 году) способствовали развитию английской промышленности. В этот период Англия занимает прочное положение на международной арене. Расширяются ее колонии и рынки сбыта. Однако колониально-национальные противоречия обостряются в не меньшей степени, чем классовые.

В середине 30-х годов в стране начинается подъем рабочего движения. Выступление чартистов свидетельствовало о предельном напряжении социальной борьбы. «Начиная с этого момента, классовая борьба, практическая и теоретическая, принимает все более ярко выраженные и угрожающие формы»1.

В период 30—50-х годов обостряется и идеологическая борьба в Англии. Буржуазные идеологи — Бентам, Мальтус и другие — выступили на защиту буржуазного строя. Буржуазные теоретики, историки (Милль, Маколей) восхваляли капиталистическую цивилизацию и стремились доказать незыблемость существующих порядков. Охранительные тенденции получили яркое выражение и в творчестве буржуазных писателей (романы Бульвера и Дизраэли, несколько позднее — произведения Рида и Коллинза).

Тем большее значение и широкий общественно-политический резонанс имело выступление замечательной плеяды английских критических реалистов. Их творчество развивалось в обстановке напряженной идеологической борьбы. Выступая против буржуазно-апологетической литературы, Диккенс и Теккерей уже с самых первых лет своего творчества отстаивали глубоко правдивое и социально значимое искусство. Продолжая лучшие традиции реалистической литературы прошлого, и в первую очередь писателей XVIII века — Свифта, Фильдинга и Смоллета, Диккенс и Теккерей утверждали демократические принципы в искусстве. В своем творчестве английские реалисты всесторонне отразили жизнь современного им общества. Объектом своей критики и осмеяния они сделали не только представителей буржуазно-аристократической среды, но и ту систему законов и порядков, которая была установлена власть имущими для их собственных интересов и выгоды. В своих романах писатели-реалисты ставят проблемы большой социальной значимости, приходят к таким обобщениям и выводам, которые непосредственно подводят читателя к мысли о бесчеловечности и несправедливости существующего общественного строя. Английские реалисты обратились к основному конфликту современной им эпохи — к конфликту между пролетариатом и буржуазией. В романе Диккенса «Тяжелые времена», в «Шерли» Бронте и «Мэри Бартон» Гаскелл поставлена проблема взаимоотношений капиталистов и рабочих. Произведения английских писателей-реалистов имеют ярко выраженную антибуржуазную направленность. Маркс писал:

«Блестящая плеяда современных английских писателей, чьи выразительные и красноречивые страницы раскрыли миру больше политических и социальных истин, чем это сделали все профессиональные политики, публицисты и моралисты, вместе взятые, показали все слои буржуазии, начиная с «высокочтимого» рантье и держателя ценных бумаг, который смотрит на любое предпринимательство как на нечто вульгарное, и кончая мелким лавочником и клерком в конторе адвоката. И как же изобразили их Диккенс и Теккерей, мисс Бронте и миссис Гаскелл? Полными самомнения, напыщенности, мелочного тиранства и невежества; и цивилизованный мир подтвердил их приговор, заклеймив этот класс уничтожающей эпиграммой: «Он раболепен по отношению к стоящим выше и деспотичен к стоящим ниже»2.

Характерную особенность английских реалистов составляет присущее им мастерство сатирического обличения. Сатира, со всем богатством и разнообразием ее оттенков, является острейшим оружием Диккенса и Теккерея. И это вполне понятно. Сатирические приемы обличения помогают писателям с наибольшей очевидностью и убедительностью раскрыть несоответствие между внешней стороной того или иного явления и его подлинной сущностью.

Своекорыстию буржуазных дельцов писатели-реалисты противопоставляли нравственную чистоту, трудолюбие, бескорыстие и стойкость простых людей. В описании людей из народа особенно сильно чувствуется гуманизм английских писателей, и прежде всего Диккенса. В творчестве Диккенса с наибольшей силой проявился и присущий английским реалистам демократизм. Свой положительный идеал писатель видит в бескорыстных и честных тружениках. Только в среде простых людей, утверждает Диккенс, возможно счастье, ибо только здесь могут во всей их красоте раскрываться подлинно человеческие чувства.

Однако английские критические реалисты были далеки от понимания закономерностей исторического развития. Они не были непосредственно связаны с происходившим в стране рабочим движением. Отражая в своих произведениях стремление народных масс к лучшей жизни, писатели-реалисты не могли ни предложить какой-либо определенной программы изменения существующих порядков, ни указать правильных путей борьбы. В их произведениях непомерно большая роль отводится моральному фактору. Проповедь классового мира, морального усовершенствования людей, апелляция к совести власть имущих, примирительные тенденции — все это имеет место во многих произведениях критических реалистов. Очень часто даже лучшие произведения Диккенса и других писателей-реалистов завершаются компромиссными решениями поставленных в них больших проблем социального характера. Однако благополучные концовки, стремление доказать закономерность победы добра над злом приходят в столкновение с правдой жизни, с логикой самой действительности, реалистически изображенной в произведениях. Утопические идеалы английских критических реалистов порождают элементы романтики в их творчестве.

Во второй половине XIX века в Англии не затихает классовая борьба, продолжаются выступления рабочих, однако по своей силе и массовости они значительно уступают рабочему движению предшествующих лет. В рабочем движении усиливается оппортунизм. На многих явлениях общественной жизни Англии сказалось влияние буржуазной идеологии. Во многом оно определило и характер развития литературы тех лет.

В 50—60-е годы, одновременно с Диккенсом, в английской литературе выступали Теккерей, Бронте, Гаскелл. Однако в эти годы произведения крупнейших писателей-реалистов, «представителей блестящей школы английских романистов» (Маркс), уже утрачивают свою былую обличительную силу. В «Пенденнисе», «Генри Эсмонде», «Ньюкомах» сравнительно с «Ярмаркой тщеславия» (1848) значительно снизилась сила сатирического разоблачения Теккереем буржуазно-аристократической Англии. После «Джен Эйр» (1847) и «Шерли» (1849) не появилось сколько-нибудь более значительных произведений Бронте, и если в «Мэри Бартон» (1848) Гаскелл поставила актуальную проблему положения рабочих, то в дальнейшем ее романы уступают этому произведению в идейно-художественном отношении.

Известная идейная ограниченность, свойственная взглядам английских реалистов XIX века и проявившаяся прежде всего в утверждении возможности и даже необходимости классового мира, связанная с боязнью революционного выступления масс, давала себя знать в 50—60-е годы с новой силой.

Большие полотна, отражавшие общественно-политическую и частную жизнь всех классов и социальных слоев английского общества, сменяются романами, более камерного характера, произведениями, в которых делается малоубедительная попытка объяснить зло жизни отдельными, частными пороками капиталистического общества. Что же касается Диккенса, то он в это время был наиболее стойким и последовательным могиканом критического реализма в английской литературе.

Философия позитивизма в значительной степени определила характер творчества Джордж Элиот; в ее романах («Мельница на Флоссе», «Адам Вид») реалистические изображения жизни весьма часто подменяются мелочным копированием действительности, повышенным интересом к проблемам наследственности и явлениям биологического характера. Герои ее книг — простые люди; писательница сочувствует им и внимательно следит за перипетиями их трудной и сложной жизни. Но романы Элиот уводят читателя от правильного разрешения вопросов социального характера и социальных конфликтов. Проповедь мирной эволюции, классового мира звучит в произведениях Элиот.

На тех же позициях стоял и Э. Троллоп — писатель, сделавший целью своего творчества воспевание всего обыденного, мирных будней буржуазного благополучия.

В 50—60-е годы большое распространение получает в Англии детективный, или так называемый «сенсационный», роман — этот излюбленный жанр развлекательной буржуазной литературы. Представители этой разновидности литературы Коллинз и Рид отвлекали читателя от реальной действительности, обращаясь к описанию необычного, страшного и эффектного.

Буржуазные литераторы служили интересам своего класса, не только забавляя, развлекая и льстя; многие из них откровенно восхваляли военную агрессию и колониальные захваты Британской империи. Альфред Теннисон, некогда воспевавший средневековое рыцарство, теперь прославлял викторианскую «процветающую» Англию.

Однако даже в этих сложных условиях лучшие традиции и принципы искусства критического реализма продолжают развиваться в творчестве крупнейшего английского писателя Чарлза Диккенса.

Примечания.

1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 23, стр. 17.

2. New-York Daily Tribune. August I, 1854. p. 4. Цит. по книге " История английской литературы". М., Изд-во АН СССР, 1955, стр. 23.


Чартистская поэзия

 

Движение чартистов. В 30-х годах XIX века Англия вступает в новую эпоху исторического развития, характеризующуюся тем, что противоречия английского буржуазного общества достигают своей зрелости.

После «билля о реформе», проведенного в 1832 году, привилегии феодальных элементов в политической области были урезаны. Либеральная буржуазия была удовлетворена.

Однако после «билля о реформе» массы на опыте убедились, что буржуазия их обманывает, что установление безраздельного политического господства класса капиталистов не несет им ничего, кроме новых, еще более горьких мучений. Поэтому около 1835 года возникают политические организации рабочего класса, позднее объединившиеся в первую партию пролетариата, известную под названием чартистской партии. Создатели этих организаций исходили во многом из опыта борьбы предшествующих поколений демократов: «Лондонского корреспондентского общества», деятельности великих революционных романтиков Байрона и Шелли, а также борьбы национально-освободительной партии «Объединенные ирландцы».

Шелли и Байрон еще в 1812 и 1819 годах пророчески предсказывали, что «билль о реформе» не принесет никакого облегчения в тяжелом положении народа. Они требовали организации самостоятельной революционной партии трудового народа. Первым шагом на пути создания такой партии они считали издание боевого печатного органа, который явился бы могучим средством агитации и сплочения воедино всех демократических элементов, способных бороться за «высшую свободу». Шелли же впервые изложил основы чартистской тактики — тактики подачи петиций, под которыми собирались подписи нескольких миллионов человек. Эти петиции должны были подаваться не для того, чтобы «устыдить» высшие классы, а для того, чтобы убедить массы на их собственном опыте в недействительности никаких иных мер борьбы, кроме революционных. Все эти свои мысли Шелли наиболее подробно изложил в своем главном теоретическом труде — в «Философском взгляде на реформу» (1819).

Исходя из этого, чартисты издавали довольно многочисленную периодику — газеты и журналы, важнейшими из которых являются «Северная звезда» и «Народная газета».

Первоначально рабочее движение шло рука об руку с движением мелкой буржуазии, настроенной в те годы весьма революционно и даже, по выражению Энгельса, «кровожадно». Но в то же время эта мелкая буржуазия заражала пролетариат иллюзиями о «мирном» уничтожении наемного рабства. Предлагая насильственно устранить монархию и лордизм, радикальная мелкая буржуазия мечтала вместе с тем о мирном завоевании парламента трудовыми классами, считая всерьез, что победа чартеров приведет к «всеобщему равенству и братству». Позднее, к 1846 году (после отмены так называемых «хлебных законов»), радикальная буржуазия отошла от чартизма, но все же внутри чартистской партии произошел раскол, ввиду того что часть чартистов подпала под мелкобуржуазное влияние. Вождем правых чартистов (так называемых сторонников «морального воздействия») стал О'Коннор, вождями левых были Джонс и Гарни. С 1846 по 1848 год чартизм переживает пору своего наивысшего расцвета, когда, как писал много лет спустя Энгельс, казалось, что власть перейдет в руки рабочего класса. После 1848 года чартизм переживает период упадка и, наконец, около 1854 года прекращает свое существование. Центр революционной борьбы из Англии переносится в Германию.

Своеобразие и значение поэзии чартистов. Чартисты разделяли мнение революционных романтиков о могущественном воздействии художественного слова на массы, поэтому они привлекли к сотрудничеству в своих газетах множество поэтов из рабочей среды, и это была подлинная поэзия масс. Вожди чартизма Джонс, О'Коннор и Гарни тоже были литераторами. Джонс был даровитым поэтом, критиком и публицистом, Гарни и О'Коннор были талантливыми публицистами и выдающимися ораторами. Поэзия чартистов оказала необычайно сильное влияние на дальнейшее развитие всей демократической культуры Англии.

Отражая антибуржуазные, революционные настроения английского рабочего класса, писатели-чартисты вели непримиримую борьбу с реакционными силами в области литературы — идеологами «феодального социализма» (Дизраэли, Карлейль), «христианского социализма» (Кингсли), с либералами — последователями Мальтуса типа Маколея. Они отстаивали идею пролетарского интернационализма, пропагандировали здоровое, полнокровное, жизнерадостное искусство Шекспира, Мильтона, Бернса, Шелли, Пушкина, Петефи; они считали себя наследниками всего лучшего, что было когда-либо создано человеческой культурой.

Великие английские критические реалисты XIX века многим обязаны чартистам, которые определенным образом влияли на их творчество, содействуя его антибуржуазной направленности.

Однако принципиальное своеобразие чартистской поэзии заключается не в критике капитализма, которая была довольно сильно представлена еще в произведениях романтиков в самом начале XIX века. Описывая лишения и нищету рабочего класса, поэты левого крыла чартизма видели выход в революционной борьбе и в победе над капиталистическим строем; они отвергали всякую возможность классового мира, соглашения с буржуазией. Они создают образ нового героя — пролетария, борющегося за обновление мира. Реалистическое отображение героической борьбы пролетариата было важнейшей заслугой чартистской литературы.

Чартистскую поэзию по степени зрелости принято условно делить на три периода, что совпадает с тремя периодами в развитии движения: зарождением (1835—1842), подъемом (1842—1848) и упадком (1848—1854) чартизма.

Но чартистской литературе, так же как и чартистскому движению в целом, не суждено было соединиться с научным социализмом, поэтому наряду со значительными идейными достижениями чартистской поэзии она в целом неоднородна и отражает многие иллюзии и заблуждения пролетариата той эпохи; даже в творчестве поэтов, писавших в моменты наибольшего подъема этого первого массового движения рабочего класса, есть немало наивного и утопического.

Этим объясняется сравнительно небольшая идейно-художественная ценность произведений поэтов-чартистов, из среды которых выдвинулись только три значительных поэта: Джонс, Линтон и Масси. Произведения этих писателей не потеряли интереса и в наше время.

Ранние проявления поэзии чартистов. Первый период чартизма характеризуется некоторой стихийностью. Пролетариат все еще смутно представлял себе свое место в классовой борьбе, хотя и был настроен антибуржуазно. Наряду с рабочими-поэтами чартизму сочувствуют и мелкобуржуазные поэты, проповедовавшие филантропизм, взывавшие к милосердию правящих классов.

К попутчикам чартизма можно отнести Элизабет Баррет-Броунинг (1806—1861), написавшую знаменитый «Плач детей» — яркий протест против зверской эксплуатации детского труда на капиталистических фабриках. Однако негодование автора «Плача детей» обращено против неумолимых, безжалостных машин, а не против истинных виновников зла.

Самым талантливым среди поэтов-попутчиков был Томас Худ (1790—1845). Он был сыном бедного книготорговца и рано стал зарабатывать на жизнь тяжелым литературным трудом.

Оценивая творчество Худа, Энгельс отмечал, что он «подобно всем юмористам человек с очень чуткой душой».

Всемирно известна его «Песня о рубашке», знакомая русскому читателю по переводу поэта-демократа М. И. Михайлова:

Работай! Работай! Работай,

Пока не сожмет головы, как в тисках!

Работай! Работай! Работай,

Пока не померкнет в глазах!

Строчку - ластовку - ворот...

Ворот - ластовку - строчку...

Повалит ли сон над шитьем - и во сне

Строчишь все да рубишь сорочку.

О братья любимых сестер!

Опора любимых супруг, матерей!

Не холст на рубашках вы носите — нет!

А жизнь безотрадную швей.

Шей! Шей! Шей!..

В грязи, в нищете, голодна...

Постоянно повторяющийся рефрен «Шей! Шей! Шей! » как бы воспроизводит впечатление безостановочно работающей машины, высасывающей все жизненные силы из белошвейки. Случается, что она вспомнит на минуту о другом, прекрасном мире, где есть солнце, тень деревьев, цветы, однако в следующее мгновение эти мечты безжалостно обрываются другим лейтмотивом: «Работай! Работай! Работай! »

О боже, зачем это дорог так хлеб,

Так дешевы тело и кровь?..

Работай! Работай! Работай!

От боя до боя часов!

Работай! Работай! Работай!

Как каторжник в тьме рудников.

Стихотворение заканчивается обращением к богачам; автор стремится разжалобить и устыдить их, что совершенно сводит на нет суровые обличения первых строк.

Тем не менее превосходные художественные качества поэзии Т. Худа были по достоинству оценены передовыми современниками. В России он пользовался в XIX веке самой широкой известностью.

В своем романе «Что делать? » Чернышевский цитирует его «Стансы», как бы резче оттеняя свою мысль о неизбежном торжестве дела демократии:

Черный страх бежит, как тень,

От лучей, несущих день;

Свет, тепло и аромат

Быстро гонят тьму и хлад,

Запах тленья все слабей,

Запах розы все слышней...

Однако творчество самих чартистских рабочих-поэтов в 30-х годах еще довольно слабо и с идейной, и с художественной точки зрения. Главная тема произведений, напечатанных в эти годы, — это жалоба на бедственное положение людей труда в городе и деревне. Значительно реже, воскрешая традиции боевых луддитских песен, поэты-чартисты угрожают миру «сытых и довольных» и зовут к сопротивлению и борьбе за хартию.

Для первого периода характерно анонимное стихотворение «Выезд бедняка», помещенное в «Северной звезде» в 1838 году:

По ухабам и рытвинам грязной дороги

Едут к кладбищу печальные дроги,

Их с грохотом тощая кляча везет,

И мрачный возница угрюмо поет:

«Стучат по каменьям бедняцкие кости,

Истлеет забытый бедняк на погосте! »

Не идут позади ни родные, ни дети,

Знать, никто бедняка не вспомянет на свете...

............

... мне горько и жалко,

Что везут, торопясь, как скотину на свалку, —

Даже доброго слова не скажут, спеша, —

Того, в ком жила человечья душа.

Отсутствие последовательного пролетарского мировоззрения мешало чартистским поэтам 30-х годов понять, что одного протеста недостаточно. Впрочем, это чувствовали даже тогда наиболее одаренные поэты. Стремясь пробудить, всколыхнуть массы, сплотить их, такие поэты пробовали воспользоваться традициями прошлого. Большинство обращалось к приемам агитации Шелли, старалось подражать Байрону и Томасу Муру — певцу свободной Ирландии.

Так, поэт В. Сэнки опубликовал в 1840 году в «Северной звезде» стихотворение, в котором, подражая Шелли, высмеивал и зло издевался над апатией угнетенных рабов капитала.

У Шелли в «Песне английского народа»:

Тебе, народ мой, слава и хвала,

Но ты — рабочая пчела.

У Сэнки:

Англичане, вы — рабы,

Нет для вас иной судьбы,

Как работа, пот и раны,

А плоды пожнут тираны!

Поэт Джонс написал стихотворение, в котором подражает «гениальным пророчествам» Шелли:

Я верю, что когда-то

Наступит этот час,

Все будут равноправны и богаты,

Свобода станет светочем для нас.

Уйдут в века лишенья и невзгоды,

Ил сменит радость и гармония природы.

Везде защиту слабые найдут,

И станет справедливым суд.

Всех будет охранять закон —

Великий мудрый судия,

Ведь честен, неподкупен он,

Вот — высшая мечта моя!

Эрнест Чарлз Джонс (1819—1869) — самый талантливый чартистский поэт и видный деятель английского рабочего движения. Центральное место в зрелом творчестве Джонса занимает образ пролетария, осознавшего свои классовые интересы. В этом заключалось то принципиально новое, что он внес в английскую и мировую революционную поэзию (стихотворения «Наш вызов», «Наше предупреждение» и другие). Поэт показывает высокие моральные качества, духовную чистоту людей труда, которые должны, по его мнению, твердо запомнить одно:

Никто вам не поможет,

Спасенье в вас самих — вперед!

Другая важная тема пролетарской поэзии Джонса — призыв к единению. «Единство и массовость — вот наш путь к успеху! » — восклицает он в стихотворении «Сент-Стефан».

Продолжая лучшие традиции демократии эпохи наполеоновских войн, Джонс выдвигает лозунг: трудящиеся разных наций не должны воевать, ибо война означает усиление реакции. «Все люди — братья! » Этот лозунг, выдвинутый «Братскими демократами» в 1846 году, после 1848 года был заменен Джонсом на «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ». Идею единения выражает стихотворение «Песня рабочего»:

Великая правда нам стала ясна,

Что франкам, британцам, тевтонам не нужно

Кровавой борьбы, что цель их одна!

Так пусть остается тиранам война,

А нации жить будут дружно!

В другом стихотворении, «Век мира», Джонс проводит мысль о том, что «олигархия капиталистов» не может жить без войн, что только там, где власть в руках народа, возможен вечный мир.

В то же время Джонс ни в коем случае не пацифист. «Мы ненавидим кровопролитие, — заявлял он.— Но в тех случаях, где тирания не внемлет разуму, надо заставить ее внять силе».

Летом 1848 года, после подавления массовых выступлений чартистов, Джонс был арестован и брошен правительством на два года в тюрьму. Его обвинили в «подстрекательстве к революции». Режим заключения был чрезвычайно строгим; Джонсу не позволяли ни писать, ни читать. Положение осложнялось болезнью узника. Тем не менее он сумел обмануть надзирателей и продолжал творить. В тюрьме Джонс создал целую большую поэму — «Новый мир». В заточении Джонс не утратил бодрости духа и веры в конечный успех рабочего дела. Он вышел из тюрьмы еще более непримиримо настроенным.

Поэма «Новый мир» излагает точку зрения автора на классовую борьбу. Главным героем поэмы является народ, который постепенно, на кровавых уроках, учится организованности и сплоченности и приходит в конце концов к победе над миром собственников.

Джонс был редактором главных печатных органов чартистов — «Северной звезды» и созданной им в 1852 году «Народной газеты». Благодаря его литературному таланту эти газеты стали лучшими чартистскими газетами. Помимо новых стихов чартистских поэтов и отрывков из своих повестей и повестей других авторов, Джонс помещал в них статьи политического, экономического, исторического и этнографического характера.

В своих повестях Джонс выступал против монархии и капиталистической эксплуатации, разоблачал «мелочное тиранство», тупость, лицемерие английского буржуа.

После окончательного поражения чартизма, начиная примерно с 1855 года, творчество Джонса вступает в полосу кризиса; у него появляются мотивы пессимизма и неоромантизма. В 1869 году Джонс умер.

Долгие годы буржуазная наука замалчивала его творчество, и только коммунистическая английская критика и советские исследователи в наши дни восстановили в правах этого замечательного пролетарского художника и вождя трудовых масс.

Вильям Джеймс Линтон (1812—1897). Вторым по значению чартистским поэтом был Линтон. Его творчество никогда не достигало таких идейных и художественных высот, как творчество Эрнеста Джонса, но он тем не менее тоже был одним из видных поэтов-чартистов; его знали и любили широкие массы народа.

Вильям Джеймс Линтон родился в семье зажиточного буржуа. Он с детства отличался склонностью к рисованию, что побудило родителей отдать его в обучение к граверу. Линтон увлекался демократической литературой конца XVIII века, философией французских просветителей. На его творчество решающее влияние оказали В. Годвин, Т. Пейн, Шелли и Роберт Оуэн. Чтение поэм Шелли явилось для Линтона одновременно и источником вдохновения, и идейным воспитанием. «Чтение «Королевы Маб», — писал он, — наполняло меня страстью к реформе».

Примкнув к чартизму, Линтон вначале держался умеренных взглядов (примыкал к так называемым сторонникам «морального воздействия»). В 1839 году он начинает издавать журнал, имеющий целью просвещение рабочего класса. Постепенно Линтон убеждается в недействительности методов «морального воздействия» и становится на путь революционной борьбы.

В его творчестве вначале преобладает разоблачительная тенденция:

Лендлорд получает доход-

.............

Государству нужен доход...

............

Закону нужен доход...

................

«Христовой» церкви нужен доход.

(«Гимны для лишенных избирательных прав», 1839.)

Эта тенденция сочетается с антивоенной темой:

Мы мира жаждали — вы дали нам войну,

И тяжкий труд, и камни вместо хлеба...

(«Гимны для лишенных избирательных прав».)

Постепенно стихи Линтона приобретают большую социальную глубину. Он разоблачает мальтузианскую внутреннюю политику королевского правительства, едко издевается и над буржуазной «Лигой по борьбе за отмену хлебных законов». Следуя традициям революционной поэзии Байрона и Шелли («Маскарад Анархии», «На посещение Вестминстерского аббатства Георгом IV»), Линтон создает сатирические образы вождей английской и европейской реакции. Таковы строки, Посвященные палачу французской революции Одиллону Барро:

Предатель без ума, без чести,

Палач по самое нутро,

Искариот и Каин вместе —

Лежит здесь Одиллон Барро.

Такова же эпитафия на смерть Тьера:

Рак языка прервал его житье,

И это вряд ли странным назовешь.

Типун венчает мелкое вранье,

А у него вся жизнь — сплошная ложь.

После разгрома и спада чартистского движения в 1848 и 1849 годах Линтон не падает духом, не изменяет делу рабочего класса, хотя в его творчестве и появляются мрачные нотки. Особенно полно мотивы отчаяния проявились в таком произведении, как «Элегия о наших днях»:

Одни за другими осенней порою слетают листы.

Одни за другими уходят герои,

И гибнут надежды одна за другою...

В поэме «Погребальная песня народов» Линтон подводит итоги освободительной борьбы народов во Франции, Италии, Венгрии; эти итоги печальны: реакция торжествует. Как и у Шелли, у Линтона зима отождествляется с реакцией. Зима поразила пышные цветы свободы в июне, и они увяли. Но нельзя смотреть только в прошлое и жить одним лишь сегодняшним днем, надо постоянно смотреть вперед. Близится приход новой весны! Вперед! К новым битвам за свободу человечества! — вот к чему призывает автор «Песни».

К 50-м годам XIX века Линтон приходит к пониманию основной причины неудач английского рабочего движения: это — разлад борьбы ирландских крестьян и пролетариата Англии. В большом цикле (около 45 стихов) «Стихи и доводы против лендлордизма» Линтон развивает некоторые свои идеи о союзе ирландских и английских бедняков, заявляя, что основной причиной неисчислимых бедствий трудовых классов является частная собственность. Линтон призывает бедняков к единению в боевую партию, которая приведет их к победе над миром эксплуататоров:

Смело шествуйте вперед!

В ногу, брат, иди со мною,

Я щитом тебя прикрою!

Твердый шаг нас в бой ведет;

Твердых духом слава ждет:

Дружно шествуйте вперед!

Подобно другим чартистским поэтам, Линтон во многих стихах рисует утопические картины светлого будущего человечества, когда оно сбросит классовый и национальный гнет.

Линтон, подобно Джонсу, был критиком и пропагандистом лучших достижений демократической культуры других стран. Кроме того, он был и историком. Его перу принадлежит, например, правдивая статья о декабристах (см. «Пестель и Рылеев»); он писал статьи о революционных деятелях Франции, Италии, Польши, Венгрии. Будучи лично знаком с Герценом, он переводит его работы с русского языка на английский. Являясь незаурядным художником-гравером, Линтон украсил обложку «Полярной звезды» Герцена силуэтами пяти казненных декабристов. Линтон был одним из первых передовых людей на Западе, которые за русским самодержавием и крепостничеством сумели разглядеть великий русский народ, давший миру Державина, Радищева, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Пестеля, Рылеева, Герцена.

Свой жизненный путь Линтон закончил в Америке, куда вынужден был удалиться после усиления реакции в конце 50-х годов XIX века. Однако и там он продолжает бороться за свободу: проповедует идеи аболиционизма, высмеивает пороки американской «демократии», защищает Парижскую коммуну от нападок официальной прессы.

Джеральд Масси (1828—1907). Уже в период упадка чартистского движения выдвинулся третий значительный рабочий-поэт — Джеральд Масси.

Масси был сыном бедняка. С восьми лет он должен был работать на фабрике. Всего три года посещал он школу для бедных, а в пятнадцать лет ушел в Лондон, где стал чернорабочим. Он начинает посещать собрания чартистов, много учится, изучает классиков английской литературы.

Первый сборник стихов Масси издал в 1847 году («Стихотворения и песни»).

В 1848 году он активно участвует в революционном движении чартистов. С тремя товарищами он начинает издавать журнал «Дух свободы», вступает в политическую организацию рабочих «Ассоциация тружеников». Он примыкает в это время к левым чартистам. После 1848 года Масси продолжает мужественно отстаивать дело свободы. Отражая настроения лучшей части рабочего класса, Масси призывает народ сохранять боевой дух, готовиться к будущим великим битвам за свободу:

Мы не хотим пути иного,

Нам дорог стяг свободы,

И мы, Бойцы сорок восьмого,

Взрастили эти всходы.

Мы, как потомки Спартака,

Пьем за вперед идущего,

Привет вам, новые века,

Ура бойцам грядущего!

Это стихотворение написано в годы жестокой расправы с чартистами, в годы торжества всеевропейской реакции; оно прозвучало смелым вызовом буржуазии, смертельно напуганной призраком своего конца, призраком будущих побед пролетариата.

Подобно Джонсу и Линтону, Масси был критиком и пропагандистом лучших достижений мировой культуры. Его перу принадлежат статьи о Мильтоне, Петефи, Фрейлиграте, Беранже, Эдгаре По, Теннисоне, Вордсворте, Шелли, Джонсе и чартистах.

Масси развивал в своих статьях взгляды Джонса и Линтона, старался поставить лучшие достижения мировой культуры на службу рабочему движению. Остро полемический характер, призыв к борьбе, к объединению бедняков всех наций составляют неотъемлемый элемент его лучших критических работ.

Однако окончательное поражение и спад чартизма привели все же к перерождению Масси. Он отходит сначала на позиции «чистого искусства», затем начинает откровенно восхвалять милитаризм, становится реформистом и христианским социалистом. Главными жанрами чартистской поэзии являются марш, гимн, эпиграмма, сатирическая ода, острая полемическая или публицистическая статья. Эта литература оказалась грозным оружием в руках пролетариата в его борьбе за свои социальные права. Лучшие творения Джонса, Линтона, Масси пережили свое время и вновь появились на страницах английских социалистических журналов и газет в 80-х годах XIX века.

Английская и американская рабочая поэзия наших дней с успехом использует боевые традиции чартистской поэзии в своей борьбе за мир и социализм.


Чарлз Диккенс (1812-1870)

 

Формирование писателя. Общий характер творчества. Творчество Чарлза Диккенса открывает блестящую страницу в истории критического реализма в Англии. С его именем связана целая эпоха в развитии английской литературы. Диккенс принадлежит к тем великим писателям, которые составляют гордость национальной английской культуры.

Чарлз Диккенс родился в семье служащего морского ведомства. С раннего детства ему пришлось узнать нужду и жизненные трудности. Семья жила в бедности. За долги отец будущего писателя был посажен в долговую тюрьму. Освободиться помогло ему случайно полученное небольшое наследство. С десятилетнего возраста Чарлз Диккенс начинает зарабатывать деньги, поступив на фабрику ваксы. Образование, полученное им в детстве, не было сколько-нибудь систематическим. Работа в конторе адвоката, деятельность судебного и парламентского репортера способствовали обогащению жизненного опыта будущего писателя. Годы своего тяжелого детства и юности Диккенс описал впоследствии в романах «Давид Копперфильд» и «Крошка Доррит».

Мировоззрение и эстетические взгляды Диккенса формировались в 30-е годы. Это был бурный и напряженный период в истории Англии. Борьба за избирательную реформу (1832), выступления чартистов определяли собой накаленную атмосферу тех лет. Диккенс не был сторонником чартистского движения; он не разделял взглядов и программы его участников. Но ему были близки и понятны настроения трудовых масс; его возмущала существующая несправедливость и тяжелое положение народа. В творчестве Диккенса нашли выражение его демократические симпатии и протест против социальной несправедливости. Общественный подъем в стране, усиливающееся рабочее движение способствовали расцвету творчества писателя. Романы Диккенса служили делу борьбы, которую вел английский народ против порядков и законов буржуазного общества.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Первоначальное накопление в Англии
  2. III. Промышленный переворот в Англии
  3. Базальные ганглии. Морфофункциональная организация. Функции
  4. Возникновение государственности в Англии. Англосаксонские королевства. Нормандское завоевание Англии 1066 г. Реформы Генриха I и Генриха II.
  5. Вопрос № 2 Схоластика. Полемика реализма и номинализма. Метафизика Фомы Аквинского. Человек и общество в философии Фомы Аквинского.
  6. Вопрос №4. Теории происхождения языка (критический аспект)
  7. Глава VIl. ПОДКОРКОВЫЕ ГАНГЛИИ, ВНУТРЕННЯЯ КАПСУЛА, СИМПТОМОКОМПЛЕКСЫ ПОРАЖЕНИИ
  8. Гражданскому комиссару Англии в Ираке А. Вильсону
  9. Джавахарлал Неру о конфликте Индийского национального конгресса с правительством Англии в связи с вовлечением Инлии в войну (1940 г.)
  10. Избирательные реформы в Англии 1832, 1867, 1884—85 гг. Введение тайного голосования.
  11. Исторические предпосылки развития критического реализма.
  12. Короли и королевы Англии с 1066 г


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 2099; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.121 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь