Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Знания и убеждения. Мировоззрение личности



Хотя хаос – это, казалось бы, самое естественное состояние мира, даже у дошкольников наблюдается потребность не созерцать мир как некий беспорядок, но мысленно упорядочить жизненные впечатления и построить какую-то связную картину реальности как целостности. Это выражается, в частности, в такого рода диалогах: «Откуда Солнце на небе? » – «Его, наверное, сделали». – «Кто? » – «Я думаю, что его сделали космонавты или летчики». – «А откуда Луна? – «Ее тоже сделали только космонавты». – «Почему только космонавты? » – «Потому что они могут долететь до Луны. Луна выше солнца». – «А звезды откуда? » – «Их тоже сделали космонавты из железа блестящего. Потом они его почистили» [ 15]. Итак, дети, не дожидаясь, пока их просветят или сообщат им, что окружающее создали боги, порождают свою «теорию» мироздания. Другое дело, что они рассматривают все окружающее как сделанное людьми, и что при поступлении детей в школу их концепция рухнет под влиянием авторитетных сведений иного рода (науки или религии). Но факт в том, что развивающийся человек жаждет глобального взгляда на мир, несмотря на ограниченность познавательных возможностей. Тем более естественно заботиться о формировании мировоззрения в юности и зрелости.

Психологическая сторона дела здесь состоит прежде всего в следующем. Мировоззрение – это не просто осведомленность, информированность, пусть сколько угодно широкая, но система разносторонне обоснованной ориентировки в мире. Речь идет об обоснованности тех или иных взглядов логическими доводами, рассуждениями, фактами и идеями науки, личной жизненной практикой, народной мудростью; ценностными представлениями, моральными нормами, религиозными святынями, связью с глубокими чувствами; авторитетом власти, выдающихся людей, героев. В результате того или иного «клубка» обоснований взгляды человека приобретают признак относительной устойчивости (твердости); и это выражается в том, что с такого рода взглядами человеку иной раз труднее расстаться, чем с признанием его другими или с жизнью. Твердость взглядов надо понимать не как их «окаменелость», а как разумную обоснованность и психологическую «укорененность», органичную «встроенность» во внутренний мир конкретного человека.

Благодаря указанному качеству взгляды (общие идеи) приобретают признаки побуждений, мотивов; они нераздельно связаны с готовностью человека к соответствующим действиям (или к сдерживанию той или иной активности). Этого рода составляющие мировоззрения называют убеждениями. Зная об убеждениях человека, можно с высокой степенью вероятности предвидеть, как он поведет себя (без внешнего контроля, без «ока государева») в конкретных непредвиденных ситуациях. Вот почему убеждения являются важным признаком человека, почему они могут очень не нравиться тем, кто хотел бы видеть в людях слепое повиновение их власти (и в связи с этим они могут обесцениваться, стать предметом нападок), и, наконец, почему воспитание, формирование должных убеждений – это важнейшая задача общего и профессионального образования, включая и самообразование, самовоспитание.

Не следует однако смешивать взгляды, идеи, с одной стороны, зафиксированные на каких-то внешних носителях информации (изложенные на бумаге, устно, языком изобразительного искусства), и, с другой стороны, усвоенные, внутренне принятые данным человеком. Сами по себе внешние воздействия на людей, несущие мировоззренческую информацию, не имеют магической силы роковым образом влиять на их взгляды, хотя и, как всякие впечатления, создают некоторые условия усвоения соответствующих идей. Нужны еще психологические условия, если мы хотим, чтобы мировоззренческая информация была воспринята и внутренне принята.

Для простоты в мировоззрении как системе можно мысленно выделить а) познавательные (знания, принципы, общие представления) б) поведенческие и в) мотивационные составляющие.

Статус элементов мировоззрения, а не просто «осведомленности», могут приобрести самые разные идеи – от чисто житейских и утилитарных («Моя хата с краю...») до сколько угодно возвышенных, относящихся к чему-то отвлеченному й даже не поддающемуся опытной проверке (что-нибудь о внеземных мирах, «высшем разуме», «карме» и пр.).

Усваивая те или иные достижения общественного сознания, своей профессии (науки, техники, культуры в широком смысле), человек усваивает те или иные мысленные стереотипы, которые по форме могут быть глобальными, хотя и порождены какой-то парциальной практикой. Поскольку они связаны с личной практикой, деятельностью человека, они сопряжены с живейшими эмоциональными переживаниями и как бы наполняют личностным смыслом и обликом истинности некоторые узко профессиональные схемы мышления, которые легко проникают в систему мировоззрения «вот этого» человека и внутренне принимаются как и в самом деле всеобщие.

Например, изучая биологию, сталкиваясь с «цепочками питания» (узнавая, «кто кого ест»), с фактами бескомпромиссной борьбы организмов за существование, человек легко может выработать для себя мировоззренческую схему-формулу (глобальную идею, распространяемую на все и вся), обосновывающую индивидуализм, эгоизм, жесткое противостояние людей и групп в обществе («стенка на стенку» и пр.). Изучая и конструируя технические (рукотворные) системы, человек может искренне впасть в культ идеи построения общества как инженерного сооружения с сопровождающими эту идею требованиями стандартизации, огульного подхода к каждому, тотального «оптимального» управления социальными процессами на основе хороших прямых и обратных связей и пр. Изучая общественные процессы и в какой-то мере управляя ими (находясь в системе государственной службы у «рычагов власти»), человек может легко принять глобальную формулу деления людей на «низы» и «верхи», «элиту» и «толпу»; принадлежа к некоторой «элите», он может усвоить эмоционально сниженное, проще говоря, неуважительное и смутное представление о народе как безликой массе, которую надо «кормить», «обеспечивать» (хотя на самом-то деле народ кормит и себя, и тех, кто считает себя «элитой» или «верхушкой» общества).

Профессиональная причастность к оперированию знаковыми системами толкает человека на формальное отношение к предметам рассмотрения как наделенным несущественными частностями, от которых надо отвлекаться. Если такого рода стереотипы мысли возводятся в ранг мировоззренческих взглядов, то это тоже неправомерный перенос частных схем мышления на мир в целом. Оперирование искусственными и естественными языками, понятными не всем, легко толкает на, казалось бы, обоснованное деление людей на немногих «умных» и многих «дураков». Если человек профессионально причастен к миру восприятия и создания художественных ценностей, то и здесь найдутся тенденции неправомерно переносить парциальные схемы на мир и общество в целом – легко рождается деление людей на «таланты и толпу», «тонко чувствующих и тупых», «творческих и нетворческих».

Полезно отдавать себе отчет в обстоятельствах охарактеризованного рода, поскольку связь мировоззренческих знаний с личной практикой, со «злобой дня» – важное условие превращения простой осведомленности в убеждения. Как видим, на пути этого превращения могут быть и серьезные внутренние помехи в виде профессиональных схем, стереотипов мышления. Полезно не забывать, что любая «лично пережитая» истина имеет всегда ограниченную область корректного приложения; и ^ределалш этой области она может стать и абсурдом И вме-стг с тем, формируя у себя мировоззренческие взгляды, нужно обязательно создавать условия для их «личностного переживания» к своей деятельности. В этом и парадокс, и важное условие становления мировоззрения конкретного человека.

Одно из условий формирования убеждений мы уже отмечали – рано возникающую потребность в построении связной vpTifflbi мира. Важно отдавать отчет в том, что это условие неспецифично в том смысле, что на его основе может сложиться не обязательно истинная, но и мифологическая картина мира (была бы лишь связной, «складной» сказкой).

Важное условие превращения знаний в убеждения – самостоятельное порождение идей, принципов, представлений (а не «выучивание заданных уроков»). Мировоззрение нельзя «вбить в голову», надо создать условия, чтобы человек сам пришел к своим убеждениям. Для этого нужно и время, и терпение от всех, кто заинтересован в этом процессе.

Упражнение,

Примените к себе и кому-либо другому фрагмент опросной методики для диагностики некоторых особенностей мировоззрения, приведенный ниже [8]. Анализ и оценка полученных фактов – на ваше усмотрение (нам важно «прикоснуться» к реальности мировоззрения хотя бы в какой-то «точке», а не «выучить» что-то о нем). 1. В студенческой группе при выборе участников команды веселых и находчивых (КВН) факультета было признано необходимым включить в ее состав самых «находчивых» студентов Б. и Н. Однако решение это оказалось трудно выполнимым в силу сложившихся между ними отношений взаимной отчужденности, личной неприязни и, по мнению многих, даже вражды.

Оба студента, предложенных в состав команды, наотрез отказались сотрудничать друг с другом. Каждый ссылался на непродуктивность совместной деятельности. Чувство взаимной неприязни (тем более вражды), по их мнению, требует огромных нервных затрат, не способствует согласию в поиске оптимальных решений конкурсных задач.

Вы находитесь на месте студента Б. Как вы поступите в данном случае? Выберите ответ: *< „, », а) откажусь от контактов с нежелательным партнером;

б) соглашусь все-таки сотрудничать;

в) воздержусь от собственного решения, но выполню требование группы.

2. При дальнейшем обсуждении группой сложилось мнение, что студент Б. должен участвовать в конкурсе в роли капитана команды.

Вы находитесь на месте студента Н. Как вы поступите в данном случае? Выберите ответ:

а) откажусь от контактов с нежелательным партнером;

б) соглашусь все-таки сотрудничать;

в) воздержусь от собственного решения, но выполню требование группы.

3. Большинство студентов группы согласились с выступлениями Б. и Н., отказавшимися сотрудничать в команде. Вы находитесь на месте студента Б. Как вы поступите в данном случае? Выберите ответ:

а) откажусь от контактов с нежелательным партнером;

б) соглашусь все-таки сотрудничать;

в) воздержусь от собственного решения, но выполню требование группы.

 

7.8. Возрастные кризисы и психические новообразования развития человека

Не любое изменение системы есть ее развитие. О развитии системы уместно говорить тогда, когда сохраняются складывающиеся в ней изменения. При этом развитие, включая и динамику личности, вовсе не обязательно идет желательным путем. В упражнении к § 7.3 мы фактически столкнулись с явлениями деградации личности (ее аномального, деструктивного развития). Чтобы развитие системы стало «прогрессивным», нужно «приложить к делу голову и руки». Часто исповедуемая людьми неявная «презумпция», что все, дескать, «само идет к лучшему», что все, что ни случается, есть «прогресс», хотя и Утешает, но едва ли верна.

Развитие психики происходит не только в связи с возрастными изменениями человека и даже не только человека. Выделяют биологическое развитие психики (доисторическое), историческое развитие психики (образа мыслей, особенностей чувств, поведения народов на разных ступенях цивилизации).

Можно различать возрастное и функциональное развитие психики (функциональным можно считать то, которое происходит в рамках определенного возраста и выражается, например, в совершенствовании психической регуляции в связи с обучением).

Далее мы сделаем краткий обзор некоторых перипетий возрастного развития психики. Знать об этом каждому полезно, чтобы в сравнительном плане лучше осознавать особенности своей психики и оптимально строить отношения с другими людьми (все они так или иначе всегда «помечены» и возрастом).

Кризисом (противоречием) развития будем называть столкновения внешних и внутренних условий развития, сопровождающиеся сильными эмоциональными переживаниями, нарушениями его (развития) непрерывности и переходом психического склада человека к новой качественной определенности.

Кризисы являются зонами разграничения этапов, фаз, периодов развития. Принятые в отечественной психологии периоды онтогенетического развития психики перечислены в §2.1.

Не следует недооценивать так называемый кризис новорож-денности (переход от внутриутробного образа жизни к внеут-робному, т. е. переход от одного типа питания к другому, от темноты к свету, к новым температурным и иным воздействиям; здесь возможен изрядный «удар» по органам чувств и нервной системе ребенка). Решающие обстоятельства нормального развития здесь создаются взрослыми (без этого рожденное существо неумолимо погибло бы через несколько часов). Важное (хотя и не единственное) психическое новообразование примерно в конце первого месяца жизни – положительная эмоциональная реакция на появление в поле зрения ребенка взрослого, сопровождающаяся движениями и звуками («комплекс оживления» в ответ, скажем, на лицо матери). Это начало стадии младенчества.

В младенчестве в ходе совершенно необходимого обмена ласками между взрослым и ребенком у последнего бурно развиваются воспринимающие и двигательные системы. Возникает общение по поводу предметов. Мир ребенка сильно расширяется, и к концу первого года происходит своеобразное отделение ребенка от взрослого (кризис первого года). Вслед за этим идет преддошкольный возраст, в ходе которого интенсивно развиваются речь, предметные действия, а следовательно, и восприятие, ум. Возрастает самостоятельность ребенка и назревает так называемый кризис трех лет – «Я сам (сама)! » Ребенок претендует на самостоятельность замыслов, намерений, выражая это в форме несговорчивости, упрямства, если у взрослых недостает ума по-новому строить отношения с детьми. Это переход к дошкольному возрасту. Ребенок стремится освоить мир взрослых, делать то, что они (мама, шофер, продавец и т.п.), но это наталкивается на ограниченные возможности ребенка. Противоречие это разрешается в появлении и бурном развитии специальной выразительной деятельности – игры. Дошкольный возраст – это возраст разнообразных игр (ролевых, сюжетных, дидактических, игр с правилами), в которых и происходит стремительное развитие психики детей. Кстати, игровые правила – это модели общественных законов, и именно здесь, а не в юности, закладываются основы гражданского сознания, правосознания. В юности уже поздновато, и приходится решать соответствующие задачи психокоррекции, перевоспитания, что непросто.

В дошкольных играх, предполагающих реализацию разных ролей, формируются, в частности, ценнейшие особенности психики, необходимые для успешного учения в будущем, скажем, способность видеть среду с разных точек зрения (они до какого-то времени для ребенка просто не существуют). Чтобы учиться, надо, в частности, чтобы предметом рассмотрения, внимания стала мысль другого человека – учителя. Формируется и способность действовать вопреки ситуации, но сообразно правилу, например, моральной норме («нельзя», хотя физически и можно; «нужно», хотя и трудно, и т.п.). В дошкольном возрасте появляются уже элементы учения и труда (в виде выполнения обязательных заданий, а не «понарошке»).

Дошкольный возраст завершается «кризисом семи лет», когда ребенок начинает испытывать потребность в серьезной деятельности, игры перестают его удовлетворять. Именно это (вместе с возросшей произвольностью психической регуляции и способностью вставать на точку зрения другого), а вовсе не Умение выводить и читать буквы, важно как признак готовности к школе.

Младшему школьнику приходится затрачивать много усилий, чтобы научить себя учиться, освоить деятельность учения. Вспоминать надо не то, что само приходит в голову, а то, о чем спрашивают; замечать надо то, что нужно, думать о заданном. Все это очень непросто. Основные психологические приращения младшего школьника – это возрастание произвольной регуляции своей активности и осознание своих собственных изменений (как субъекта), происшедших в учебной деятельности (новые знания, умения, новое свое положение среди взрослых и сверстников).

Подростковый возраст и без науки называют трудным, кризисным, переходным; это период интенсивного полового созревания. У человека формируется новое представление о себе самом, появляются новые чувства, переживания, обостряется интерес к личным качествам, становится демонстративным стремление к взрослости, самостоятельности и независимости, к освобождению от покорности взрослым. Одновременно происходит расширение знаний о мире, развитие мышления. Главным для подростка является уже не то, что происходит «под носом», дома, в школе, но в широком мире. Учебные интересы мало-помалу начинают связываться с профессиональными мечтами и идеалами.

Ранняя юность (для некоторых это старший школьный возраст, а для иных – профессиональное образование) – возраст ориентации на будущее, на обдумывание профессионального жизненного пути (профессиональное самоопределение). Биологические признаки юности – завершение периода полового созревания. Кризисность ситуации здесь в том, что социальная зрелость, достойное и оправданное место в обществе (за счет умения приносить какую-то полезную «лепту» людям) еще должны быть обретены.

Развитие психики от молодости к старости не следует понимать как простое ухудшение функций. По мере обретения опыта человек находит индивидуально своеобразные способы адаптации к обществу, людям, работе. Это компенсирует (возмещает) утраты (например, ослабление памяти и других «душевных и физических сил»). Мы еще вернемся к периоду психической зрелости, расцвета, «акме» его душевных сил. Но прежде несколько штрихов о психологии старения и старости.

По мере старения человека его место и роли среди людей меняются (дети повзрослели; на работе появились более молодые и дееспособные люди); соответственно надо менять свои

стереотипы восприятия жизненных ситуаций и поведения. Если человек это плохо сознает, то для него надвигающаяся старость выглядит как бедствие, период «доживания». При разумном же отношении к старению человек находит новые для себя смыслы существования и может сознавать себя счастливым не только потому, что он «был тем-то и тем-то», но и потому, что в своем теперешнем возрасте он находит возможности быть нужным другим.

Поскольку в ходе старения сокращаются прежние социальные связи, человек может столкнуться с проблемой одиночества (не в том смысле, что вокруг него мало людей, а в том, что им «некогда» с ним серьезно общаться; забота молодых о пожилых – это и обеспечение их общением. Не все одинаково успешно адаптируются к старости. Удовлетворенность человека социальными взаимоотношениями – важная основа ощущения счастья в этом возрасте.

Вернемся к периоду зрелости. Он очень продолжителен и в нем выделяют, в свою очередь «молодость», «расцвет», «позднюю зрелость» и др. (по А.К. Марковой. 1996). Психическое развитие в любом возрасте не является однонаправленным и не сводится непременно лишь к совершенствованию психических функций, способностей и пр. Развитие диалектично в том смысле, что в нем есть не только обретения, новообразования, но и утраты, факты изживания каких-то свойств. Во второй половине зрелости возможно появление такого психического новообразования как мудрость (умение, способность решать сложные, необычные жизненные задачи). Это качество основывается на самоотверженности, относительной беспристрастности, жизненном опыте, развитом практическом уме, неспешности, на усвоении ранее неявных для человека законов жизни людей и общества. Вместе с тем в этом возрасте есть и утраты (скажем, быстродействия, работоспособности).

На любом этапе жизни взрослого человека возможно появление «биографических кризисов» – тяжело переносимых событий (не только внешних, но и внутренних стечений обстоятельств). Чтобы с ними справляться, требуется мобилизация творческих сил человека.

Упражнение,

Проделайте с собой небольшой опыт (сокращенно по Е.И. Головахе и А.А. Кронику, 1984). Имея в виду свою

жизнь в целом, напишите перечень из 10–15 ее основных событий. Событием считайте все, что вам заблагорассудится, т. е. не долго думая. Обработайте данные.

• Пронумеруйте события составленного списка.

• Выделите (как-то обозначьте) события а) прошлого, б) настоящего и в) будущего (если вы подумали только о прошлом, то составьте заново список).

• Выделите (лучше сделать это в виде специальной выписки) пары событий, находящиеся в следующих отношениях:

а) цель – средство (скажем, «буду учиться, чтобы надежнее обеспечить повышение по службе»; назовем эти связи потенциальными (возможными);

б) причина – следствие (например, «пошла на выставку, поэтому заинтересовалась художественным вышиванием»); назовем эти связи реализованными, состоявшимися;

в) от состоявшихся событий к желаемым или избегаемым в будущем («читал много детективной литературы – хочу сменить профессию – стать дознавателем или следователем»); это связи актуальные, ныне длящиеся, текущие.

Теперь нам легче понять психологическую сущность так называемых «биографических кризисов» взрослых, или кризисов середины жизни [3]... Их разновидности:

1. Кризис нереализованное™. Выражается в том, что в сознании человека мало, слабо представлены реализованные связи событий жизни. Ему кажется, что он мало чего достиг, «не состоялся», «жизнь уже проходит, а я все еще в тени...» и пр. Дело не в том, чего он достиг или не достиг фактически, с точки зрения окружающих и т.п. Они могут его высоко ценить и считать вполне успешным: «у него прекрасные дети», ... «чего еще желать? » и т.п.

Дело в мысленной картине жизни самого человека, в его «самоедстве», которое может быть связано с весьма нелегкими переживаниями. Он может как бы не видеть некоторых своих достижений, мало их ценить и, таким образом, серьезно нуждается в том, чтобы лучше осознать или чтобы ему другие растолковали, что он многое сделал, достиг, что у него «все, как у людей» и пр.

2. Кризис опустошенности. Выражается в том, что в сознании человека по тем или иным причинам слабо представлены актуальные, текущие связи, соединяющие его прошлое с будущим («распалась связь времен»). Возникает представление, что жизнь прошла; все, что могло, состоялось, что ничего влекущего вперед нет, «сил нет», «авантажу нет» и пр. Такое состояние может возникать после длительных периодов напряженной работы, борьбы и сопровождаться подавленностью настроения, нежеланием приняться даже за простое дело и пр. Здесь тоже требуются мобилизация саморегуляции и правильная самооценка, а также соответствующее понимание и моральная поддержка окружающих.

3. Кризис бесперспективности. Выражается в слабой пред-ставленности потенциальных связей в мысленной картине жизни. Прежние цели достигнуты, «все необходимое есть», а на душе тошно – новые цели как-то «не вырисовываются», кажутся недостижимыми или кем-то «перехвачены», «закрыты». Не виден «свет в конце тоннеля»; кажется, что некуда стремиться. У человека есть и силы, и активность, но он затрудняется в определении своих жизненных программ. Это еще один случай, когда мы должны быть друг к другу внимательны и культивировать моральную поддержку, душевную помощь.

Указанные выше кризисы могут «накатывать» на человека в некоторых сочетаниях («опустошенность и бесперспективность» и т.д.)

Указанного рода противоречия развития не связаны жестко с календарными возрастами. Человек может сам и не отдавать себе отчета в том, что с ним происходит (просто становится другим – тревожным, подавленным, пассивным, злобным, суетливым). «Биографические кризисы» протекают индивидуально неповторимо. Нужна прежде всего некая психологическая грамотность и культура, чтобы их распознавать, не принимать за чудачество или дурашливость и с пониманием относиться к людям и к себе.

Знать обо всем этом важно и для того, чтобы лишний раз не искать вокруг себя виноватых, «козлов отпущения», «мальчиков для битья» и пр. – «Не ищи в селе, а ищи в себе», – вещает народная мудрость.

Разновидностями кризисов являются и потеря работы, утрата прежней трудоспособности по каким-либо причинам, выход на пенсию («шок отставки»). Во всех случаях подобного рода

происходит: а) отделение человека от той группы людей, к которой он себя внутренне причислял и в которой был так или иначе признан, б) отделение от тех занятий, дел, которым человек многие годы жизни отдавал время, силы и благодаря которым жизнь его была наполнена смыслом. Во внутренней картине жизни рушатся представления о предстоящем, и будущее время в сознании заметно свертывается («потеря будущего»). Это переживается тяжело.

Выход здесь состоит в активном поиске новых путей включения себя в жизнь общественного окружения. Замечено, что если человек предвидел ситуацию «отставки» в качестве одного из вероятных вариантов жизненного пути, то он легче переносит этот период. Он оказывается психологически готовым к нему (продумывал в своей фантазии запасные варианты и пр.). Более того, он может видеть в «отставке», выходе на пенсию некоторое облегчение (освобождение от ограничений, жестких предписаний, связанных с прежней работой). Он может создавать и реализовывать замыслы, о которых раньше некогда было помыслить всерьез, и находит себе увлекательные и полезные занятия.

Вопрос о «смысле существования» может быть актуален не только в пожилом возрасте. Если он вас не волнует, это, возможно, значит, что у вас здесь все в порядке. Хорошо, если образ будущего неразрывно связан с представлением о любимой работе (жизненный путь без этого – бессмыслица). Но жизнь сложна, и важна готовность строить смыслонаполнение жизни на все ее этапах.

Есть люди, которым трудно бывает самим совладать с ситуациями неотвратимых жизненных трудностей. Им нужно помогать.

Вопросы и темы для размышления

1. Не лучше ли поменьше копаться в душе?

2. Для чего мне знать о кризисах развития?

3. Есть ли вокруг меня люди, находящиеся в состоянии кризиса психического развития?

Тема 1. Выдающиеся личности в моей профессии. Тема 2. Мои идеалы жизни и деятельности Тема 3. Мои жизненные принципы (убеждения). Тема 4. Мои достижения в деятельности. Тема 5. Удивительные люди рядом со мной.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Онтогенез и жизненный путь человека // Избранные психологические труды. – М., 1980. T.I.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.

3. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности. Дисс. канд. психол. наук. – М., 1994.

4. Бочкарева Г. Г. Психологическая характеристика мотива-ционной сферы подростков-правонарушителей// Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М, 1972.

5. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988.

6. Возрастная и педагогическая психология. – М., 1973.

7. Залесский Т.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. – М., 1994.

8. Залесский Т.Е., Редькина Е.Б. Психодиагностика убеждений и ориентации личности. – М., 1996.

9. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986.

10. Корсунцев И.Г. Философия развития. – М., 1995

11. Леонгард К. Акцентуированные личности. – М., 1981

12. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. – Калуга, 1994.

13. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л, 1960.

14. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.

15. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

IV Психология и профессия

Часто, наслаждаясь произведением., мы презираем, исполнителя его, так, например, благовонные мази и пурпурные одежды мы любим., а красильщиков и пар-срюмерных. мастеров считаем, неблагородными..

Плутарх

«Ъоги трудового народа – не что иное, как идеальные работники, мастера своего дела. Вулкан и JIlop – кузнецы, У& ба, С^Эрейя – отличные стряпухи, Т)иана – удачливая охотница, Т^еинемейнен. - музыкант.

• М. Горький

Одно из самых, удивительных заблуждений - заблуждение о том. что счастье человека в том., чтобы ничего не делать.

% Л.Н. Толстой

Каждая специальность, если только она оплодотворена любовью и знанием дела, таит в себе поистине неисчерпаемые возможности для творчества

А.С. Яковлев

Психология и труд

Люди создают не только материальные продукты, но и состояния внутреннего мира других, людей, упорядоченность общественных, процессов, услуги, информацию, художественные образы – все это области труда в широком, смысле слова психологические признаки труда: предвосхищение ценного результата., сознание обязательности его достижения, владение внешними и внутренними средствами деятельности, ориентировка в системе межлюдских отношений, связанных с производством ценностей. < We только человек должен годиться для трудового поста, работы, но и трудовой пост должен проектироваться и создаваться как соответствующий свойствам человека. Один из путей установления взаимосоответствия человека и работы – выработка индивидуального стиля деятельности, поскольку в сходных внешних условиях внутренние условия деятельности индивидуально своеобразны.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1018; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.076 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь