Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культурные универсалии и культурная картина мира



Культурные универсалии – понятия, выражающие те черты культурных явлений, которые встречаются во всех культурах. Универсалии культуры выражают те характеристики культурного опыта, которые значимы для любой культуры (огонь, вода, смех, слезы, верх-низ, мужское-женское и т. п.).

Культурные универсалии отражают культурную картину мира.

В строгом, узком смысле в культурную картину мира входят первичные интуиции, национальные архетипы, образный строй, способы восприятия времени и пространства, «самоочевидные», но недоказанные утверждения, вненаучные знания. В широком смысле, наряду с перечисленными элементами, в культурную картину мира включают и научные знания.

Культурная картина мира – это более или менее целостная система представлений об устройстве мироздания, своем месте в нем
и т. д. Это не только представления людей об окружающей их реальности и о мире в целом, культурная картина мира представляет и определенное отношение человека к явлениям действительности, определяемое существующими в культуре ценностями.

Отмечается различие картин мира на разных исторических этапах, а также в цивилизациях Запада и Востока. В частности, для архаических культур, характерна мифологическая картина мира.

В парадигме христианского мировоззрения мир представлялся творением Бога, характерна теоцентрическая картина мира.

В Новое время, с развитием астрономии, физики, математики, химии и других наук, утвердилась научная картина мира.

Процесс изменения парадигм в картине мира продолжается и в наше время.

Если говорить о различии видения мира в цивилизациях Запада и Востока, необходимо отметить, что картина мира «западного» человека антропоцентрична, логична, рациональна и прагматична. Картина мира «восточного» человека «космична», у него существует понимание единства всего живого, желание жить в гармонии с природой, социумом и миром в целом.

 

Культурные ценности и нормы

 

Важнейшими компонентами картины мира являются культурные нормы и ценности.

Культурные нормы есть определенные образцы, правила поведения, действия, познания. Они складываются, утверждаются уже в обыденной жизни общества. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.

Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те изменения, которые происходят в обществе.

Ценности возникают в результате осмысления человеком значимости для него тех или иных объектов (материальных или духовных).

Все разнообразие ценностей можно условно упорядочить и классифицировать на основании выделения тех сфер жизни, в которых они реализуются:

– витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни. Уровень потребления, экологическая безопасность;

– экономические ценности: наличие равных условий для товаропроизводителей и благоприятных условий для развития производства товаров и услуг, предприимчивость;

– социальные ценности: общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;

– политические ценности: патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы, гражданский мир;

– моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность, верность, любовь к детям, справедливость, порядочность, взаимопомощь, уважение к старшим;

– религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать, Священное Писание и Предание.

– эстетические ценности: красота, гармония, стиль и т. д.

Каждая сфера культуры приобретает свойственное ей ценностное измерение.

 

Культурные традиции и новации

 

Во всех сферах культуры существуют традиции. Можно говорить о научных, религиозных, моральных, национальных, трудовых и других традициях. Традиции – это элементы культурного наследия (идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т. д.), которые сохраняются и передаются от поколения к поколению в первозданном виде.

Благодаря им развивается общество, так как молодое поколение не занимается изобретением нового, а усваивает человеческий опыт, «отсеянные» временем нормы культуры.

Необходимо отметить, что помимо традиций существуют и другие механизмы передачи социокультурного опыта, такие, например, как обычаи, обряды и ритуалы.

Культура не может не обновлятся. Творчество, изменение являются другой стороной развития общества. Новация (от лат. novation – обновление, изменение) является способом обновления культуры. Единство традиции и обновления – универсальная характеристика любой культуры.

Различное соотношение традиций и обновления, творчества в культуре дает основание для классификации обществ на традиционные и современные. В традиционных обществах традиция господствует над творчеством. Культурные образцы воспроизводятся в «первозданном» виде.

В современном обществе базисной ценностью является обновление, новаторство.

Инновацию (нововведение) можно рассматривать как ряд результатов процесса получения и использования новации. К инновациям можно отнести Изобретение новых образов, символов, норм и правил поведения, новых форм деятельности, направленных на изменение условий жизни людей.

Инновационная культура, в противоположность традиционной, восприимчива к новациям и динамична.

В современном обществе идет гонка за новизной. Это дает значительный эффект. Опытная наука за 300 лет своего существования в странах, охваченных научно-технической революцией, дала возможность повысить уровень жизни в 15–20 раз. Однако эта гонка ведет к тому, что социальные и культурные подсистемы подвергаются постоянному давлению, что порождает кризисные явления.

 

Межкультурные коммуникации

 

Динамическое понимание культуры не предполагает строгой стабильности культурной системы, она до определённой степени может меняться и модифицироваться в зависимости от социальной ситуации.

В последнее время в связи с процессами глобализации и интенсивной миграции всё большее значение приобретают исследования по межкультурной коммуникации.

Понятие «межкультурная (кросскультурная, межэтническая) коммуникация» (или «межкультурная интеракция») ввели в научный оборот Г. Трейгер и Э. Холл в 1950-х гг.

Культурная коммуникация – сообщение людей друг с другом по специально организованным каналам (транспортным, информацион­ным).

Культурная коммуникация основана на двух шагах:

1) установление контакта в виде определенного энергетического канала (канала понимания или обще­ния) и

2) трансляцию определенного информационного объема по установ­ленному каналу в соответствии с его пропускной способностью.

Рассмотрен­ная специфика культурной коммуникации предполагает определенную последовательность: сначала общение – далее сообщение. В противном слу­чае культурная коммуникация просто не состоится вдвоем подлинно культурном качестве.

Культурная коммуникация предполагает определенную меры совпадения семантической (смысловой) и энергетической составляющих.

В целом, выделяют следующие типы коммуникаций:

По количеству участников и расстояния между ними:

– межличностная (малая группа, в том числе семья) – минимальное количество участников, непосредственные отношения. Характер общения зависит от расстояния;

– межгрупповая/внутригрупповая – расстояние больше, как и количество участников общения;

– профессиональная (при бизнесе);

– массовая (через средства массовой коммуникации);

– межкультурная (между разными культурами, включая всё предыдущие, извлекаемые электронными средствами коммуникации).

Интергация, ассимиляция, аккультурация образуют некоторое общее смысловое поле, объемлющее собой широкий спектр разнообразных процедур, которые возникают при взаимодействии, как отдельных индивидов, так и целых групп с инокультурным окружением.

Интеграция (от лат. integration – восполнение, восстановление) обозначает состояние внутренней целостности того или иного культурного образования, а также согласованность между различными ее элементами. Кроме того, под интеграцией часто понимают процессы, результатом которых должна стать такая взаимосогласованность различных субъектов культуры. Различными исследователями интеграция культуры (или интеграция культур) интерпретируется по-разному, в качестве ведущего момента выделяются различные стороны культурной деятельности:

– конфигурационная, или тематическая, интеграция представляет собой интеграцию по сходству. Она имеет место тогда, когда различные элементы культуры или различные культуры соответствуют общему паттерну, имеют одну сквозную общую «тему». Например, основой культурной интеграции западноевропейских стран на протяжении многих столетий служила христианская «тема».

– стилистическая интеграция проистекает из эстетического стремления членов группы к аутентичному выражению собственного опыта. Она представляет собой взаимную адаптацию интенсивно ощущаемых элементов опыта, основанную на спонтанном творческом порыве и формирующую специфический «стиль»: стиль эпохи, времени, места, народа, культуры.

– логическая интеграция представляет собой интеграцию культурных элементов или культур на базе логического согласования, приведения в непротиворечивость различных логически-идеологических позиций системы. Она в идеале предполагает отсутствие в восприятии этих элементов их носителями, людьми, «когнитивного диссонанса». Логическая интеграция проявляется в форме развитых научных и философских систем.

– коннективная интеграция – это интеграция на уровне непосредственной взаимосвязи различных составных частей культуры или различных культур. Непосредственный контакт людей, налаживание прямых отношений, частое общение по различным вопросам – все это весьма способствует согласованию культурных установок, корректировке взглядов.

– функциональная (адаптивная) интеграция характерна в первую очередь для культур современности. Такая форма интеграции нацелена на повышение функциональной эффективности, прежде всего экономической, отдельного человека и всего культурного сообщества. Примерами функциональной интеграции могут служить такие реалии сегодняшней жизни, как мировой рынок, мировое разделение труда, Всемирный банк реконструкции и развития и пр.;

– регулятивная интеграция связана со сглаживанием и нейтрализацией культурно-политических конфликтов. Регулятивная интеграция особенно активно происходит в рамках мировой политики (например, организация ООН).

При рассмотрении различных вариантов межкультурного взаимодействия часто используют термин «ассимиляция». Под ассимиляцией в культурологическом знании подразумевают процесс, в результате которого члены одного этнокультурного образования утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другого образования, с которым они находятся в непосредственном контакте. Термин «ассимиляция» часто применяется для обозначения особой политики доминирующей этнокультурной группы в отношении этнических или культурных меньшинств, направленной на планомерное подавление их культуры и создание таких социальных условий, при которых участие меньшинств в институциональных структурах доминирующей группы ставится в прямую зависимость от принятия ими ее культурных норм и ценностей.

Тем не менее коммуникативные процессы, неизменно возникающие при ассимиляции, играют подчас огромную роль при формировании совокупного образа того или иного культурного типа.

Впервые понятие «аккультурация» начали применять американские культурантропологи в конце XIX в. в связи с исследованием процессов культурного изменения в племенах северо-американских индейцев. Первоначально оно имело узкое значение и обозначало процессы ассимиляции, происходившие в индейских племенах при их соприкосновении с культурой белых американцев.

С 1930-х гг. термин «аккультурация» закрепился в американской и европейской антропологии, став стержневым при «полевых» этнографических и этнологических исследованиях. Наиболее часто к этому понятию обращались Ф. Боас, М. Мид, Б. К. Малиновкий, Р. Линтон, М. Дж. Херсковиц. Они определяли его как «совокупность явлений, возникающих вследствие того, что группы индивидов, обладающие разными культурами, входят в перманентный непосредственный контакт, при котором происходят изменения в изначальных культурных паттернах одной из групп или их обеих».

В период после Второй мировой войны значение термина «аккультурация» значительно расширилось. Его стали применять в исследованиях, посвященных взаимодействию и взаимовлиянию незападных культур: испанизации, японизации, китаизации, руссеизации и пр.

Итак, в современном культурологическом знании под аккультурацией понимают различные процессы взаимодействия различных культур, в ходе которых происходят их изменения, усвоение ими новых элементов, и в результате смешения разных культурных опытов появляется принципиально новое культурное образование.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1467; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь