Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Рекомендовано Научно-методическим советом по культурологии



Министерства образования РФ для высших учебных заведений

в качестве учебника по дисциплине «Культурология»

Москва

Высшее образование


УДК 008 ББК 71.0я73 К90

Научные редакторы:

Солонин Ю.Н., — доктор философских наук, профессор, декан философского ф-та СПбГУ, зав. кафедрой философии культуры и культурологии;

Каган М.С., — доктор философских наук, профессор кафедры философии культуры и культурологии философского ф-та СПбГУ

К90

Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М.: Высшее образование, 2007. — 566 с.

ISBN 5-9692-0098-0

Предлагаемый учебник представляет собой всестороннее и систематическое изложение основных проблем культурологического знания. В нем показана специфика культурологии как междисциплинарной науки и как учебной дисциплины; рассматриваются онтологические аспекты культуры, ее место в структуре бытия, проблемы типологии культур. Большое место уделено анализу состояния культуры в современном мире.

Учебник полностью соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по дисциплине «Культурология».

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений.

УДК 008 ББК 71.0я73

По вопросам приобретения обращаться в книготорг «Юрайт» Тел.: (495) 744-00-12.

E-mail: [email protected]. www.urait.ru

Покупайте ваши книги:

— в нашем офисе: 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1;

— через интернет-магазин: www.books.urait.ru; e-mail: [email protected].

ISBN 5-9692-0098-0

©Коллектив авторов, 2005

©ООО «Высшее образование», 2007


Оглавление

Введение......7

Раздел I. КУЛЬТУРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

Глава 1. Культура как предмет изучения. .... 13

1.1. Появление культуры как объекта гуманитарного знания......13

1.2. Аспекты постижения культуры......15

1.3. Проблема специфичности культуры.....19

1.4. Сущностные характеристики культуры.....22

Глава 2. Структура культурологии....27

2.1. История культуры.....30

2.2. История культурологических учений......30

2.3. Социология культуры......32

2.4. Культурная антропология......34

2.5. Прикладная культурология....35

Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи. .... 37

3.1. Культурология и философия культуры......39

3.2. Культурология и философия истории.....47

3.3. Культурология и культурная антропология.....54

3.4. Культурология и социология культуры......57

3.5. Подходы к изучению культуры......60

Контрольные вопросы.......66

Литература......66

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Глава 4. Культура и цивилизация. ..... 69

4.1. Культура......69

4.2. Цивилизация.....74

Глава 5. Субъект культуры. ... 82

5.1. Субъект культуры — человек культуры....:....82

5.2. Культурная самоидентичность......91

5.3. Инкультурация и социализация......100

Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды (семиотика культуры).....110

6.1. Информационно-семиотический подход к культуре.....110

6.2. Основные типы знаковых систем культуры......117

6.3. Вторичные моделирующие системы......127

4 Оглавление

Глава 7. Культурные ценности и нормы....134

7.1. Ценности......134

7.2. Регулятивы и нормы.......142

7.3. Ментальное поле культуры.....154

Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур.....163

8.1. Коммуникация......163

8.2. Интеграция, ассимиляция, аккультурация.......164

8.3. Социокультурная коммуникация.....170

8.4. Культурные традиции и инновации....173

Глава 9. Культура в социальном пространстве.....183

9.1. Социальные институты культуры.......183

9.2. Дисциплинарно-символические пространства культуры....188

9.3. Культурная модернизация......193

Контрольные вопросы.......201

Литература.......202

Раздел III. ОНТОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза....... 205

10.1. От биологической формы бытия — к антропо-социо-культурной.......205

10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение....211

10.3. Культура и натура (природа, космос)....222

Глава 11. Антропологические аспекты культуры.......227

11.1. Культура и человек.......227

11.2. Культура и общество.....239

11.3. Функционирование культуры....246

11.4. Историческая динамика бытия культуры......252

Контрольные вопросы.......257

Литература.......258

Раздел IV. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Глава 12. Типологические характеристики культур......261

12.1. Культура и культуры. Проблема типологии......261

12.2. Традиционная и инновационная культуры....263

12.3. М. Мид: постфигуративная, кофигуративная и префигуративная культуры....267

12.4. Ю. Лотман: семиотические типы культур....270

12.5. Субкультура и контркультура.......278

12.6. Массовая и немассовая культуры.....286

Глава 13. Этническая, национальная и региональная типологизация культур....... 296

13.1. Народ, этнос, нация.....296

13.4. Региональная типологизация культуры.....302

Глава 14. Историческая типологизация культуры....315

14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход......315

14.2. Локальные социокультурные миры.......332

14.3. Законы истории и развитие культуры.....333

Оглавление 5

Глава 15. Исторические особенности русской культуры.....338

15.1. «Востоко-Запад».....338

15.2. Христианско-православное начало культуры.......340

15.3. Византийско-имперские амбиции и мессианское сознание......341

15.4. Из культурной изоляции — к интеграции с европейской культурой.....343

15.5. Разрыв между этнической и национальной культурами.....346

15.6. Традиции и современность....349

Контрольные вопросы.......356

Литература.......356

Раздел V. КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Глава 16. Современная мировая культура....359

16.1. Определяющая роль европейской культурной традиции в мировой культуре.....360

16.2. Основные черты современной мировой культуры.......368

16.3. Современная культурная ситуация как переходная эпоха.......378

Глава 17. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма.... 387

17.1. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе 387

17.2. Модели культурной универсализации......404

17.3. Культура и глобальные проблемы современности.......426

Контрольные вопросы.......439

Литература.......440

Раздел VI. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Глава 18. Развитие культурологической мысли от эпохи просвещения до начала ХХ в...443

18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения....444

18.2. Эволюционизм как теория культуры.....454

18.3. Проблемы культуры в «философии жизни».......459

Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций. ..... 476

19.1. Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов....477

19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры.....482

19.3. А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры....492

19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры....503

Глава 20. Основные культурологические течения ХХ в. ...... 516

20.1. Франкфуртская школа.......516

20.2. Постмодернизм......524

Контрольные вопросы.......536

Литература.......536

Словарь терминов.....537

Персоналии.... 551

 


Авторы:

Дианова В.М., д-р филос. наук, проф. - 16.3, 17.1, 18.3 (совм. с Иконниковой С.Н.), гл. 20;

Иконникова С.Н., д-р филос. наук., проф. - гл. 2, 18.1 (совм. с Диановой В.М.), 18.2, гл. 19;

Каган М.С., д-р филос. наук, проф. - гл. 4, 10, 11;

Кармин А.С., д-р филос. наук, проф. - гл. 6, 7, 12.1-12.4, 13, 14, 15;

Соколов Б.Г., канд. филос. наук, доц. - 16.1, 16.2, гл. 17;

Соколов ET., д-р филос. наук., доц. - гл. 5, гл. 8, 9, 12.5, 12.6, словарь терминов, персоналии;

Солонин Ю.Н., д-р филос. наук, проф., декан философского факультета СПбГУ - введение, гл. 1, 3.

 

Научные редакторы: Солонин Ю.Н., д-р филос. наук, проф., декан филос. ф-та СПбГУ, зав. кафедрой философии культуры и культурологии; Каган М.С., д-р филос. наук, проф. кафедры философии культуры и культурологии философск. ф-та СПбГУ.


Введение

Культурология прочно вошла в состав современного гуманитарного знания. Она — необходимый элемент всякого серьезного образования, и прежде всего университетского.

Хотя человек давно осознал особенность своего существования, выделившую его из природного мира в специфическую, им самим созданную среду, он долго не мог найти точные средства описания и познания этой специфичности. Необходим был целый ряд предпосылок объективного и субъективного характера, чтобы постижение особой сферы человеческого бытия и деятельности по ее созданию и развитию привело к появлению культуроведческой науки. Выделению культурологии в самостоятельную область знания предшествовали длительное развитие наук о человеке и обществе и накопление фактов и наблюдений над его духовной жизнью. В отличие от других областей знания культурология возникла совсем недавно — около ста лет назад. В системе образования нашей страны она утвердилась еще позже — в течение двух последних десятилетий.

Включение культурологии в систему учебных дисциплин явилось следствием широкого признания того, что, чем бы ни занимался человек, какому бы виду деятельности он себя ни посвятил, к какой бы профессии ни готовился, без знания основных понятий и проблем культурологии, без понимания закономерностей культурных процессов и особенно без ясных представлений о культурных перспективах человечества он будет подобен слепцу без поводыря внутри лабиринта. Жить в культуре и ничего о ней не знать — преступно, ибо в этом случае каждое действие человека может оказаться — и оказывается! — разрушительным для культуры. Поэтому в данном учебнике с настойчивостью проводится мысль о том, что культурология — фундаментальная наука, а как учебная дисциплина — базовый предмет в системе образования и подготовки кадров.

Для удовлетворения растущего интереса к проблемам истории и теории культуры, обеспечения потребностей учебного процесса в России в последнее время создана обширная база учебной литературы. Она включает в себя уже несколько поколений книг. Их

8 Введение

быстрая смена в решающей степени определяется успехами культуроведческой науки, в результате которых наше знание о культуре и тенденциях ее развития, достигнутое к началу XXI в., принципиально отличается от того, каким оно было в 1980-е гг., когда появились первые учебники по культурологии, и даже от того, что мы знали о культуре пять лет назад.

Интенсивный рост знаний о культуре получает отражение в постоянном совершенствовании учебных программ по культурологии, введении новых стандартов, содержащих все более серьезные требования к изучающим этот предмет. Авторы данного издания стремились представить учебный материал так, чтобы он, во-первых, отвечал современному уровню мировой культурологической науки по глубине знания и широте охвата проблем и тем и, во-вторых, соответствовал дидактическим требованиям, как существующим, так и прогнозируемым на ближайшее будущее. Таким образом, перед читателем — учебник самого современного типа.

Система образования является сегодня чрезвычайно сложной и многоцелевой. Учащийся средней школы может получить лишь начала культурологического знания, самое общее представление о культуре. Высшие же образовательные учреждения вне зависимости от их профиля и отраслевой принадлежности обязаны обеспечить основательную подготовку своих студентов по базовым дисциплинам, в том числе по культурологии. Это особенно касается университетов, а также институтов и академий социогуманитарного профиля. Именно студентам и учащимся такого рода заведений и предназначен данный учебник. Он свободен от односторонности в трактовке материала, сознательно не ориентирован на специфику вузов, с тем чтобы избежать упрощеного и поверхностного изложения материала. Культура рассматривается в нем во всей полноте своего проявления. Таким образом, учебник рассчитан на изучение культурологии по самым полным университетским программам и может быть использован в качестве базового для вузовских программ сокращенного объема.

Культурология как система наук о культуре и наиболее общая ее теория включают неисчислимое множество проблем и тем. Изложить их все — задача неразрешимая, да и ненужная. Знания концентрируются в понятиях, выводах, законах, принципах и других научных формах, находящихся в системном соотношении, содержательной и логической соподчиненности. Учитывая это, авторы попытались избежать распространенных ошибок в выборе учебного материала. Прежние учебники, написанные разными авторами, часто оказывались не совместимыми друг с другом и не

Введение 9

соответствовавшими требованиям учебных программ. Разноголосица нередко объяснялась неправильно понимавшимся принципом плюрализма. Но культура — это объективная данность, способ жизни людей, реализующих себя в многообразных культурных формах бытия, которые точно фиксируются наукой и не зависят от методологических и идейных принципов исследователей. Поэтому результаты научных изысканий имеют в целом объективный характер, и сами методологические принципы не столько противостоят друг другу, сколько согласуются и соотносятся между собой, представляя многомерность, многоплановость, содержательное и функциональное богатство культуры и культурной жизни человека. Таким образом, плюрализм не может оправдать произвола и тенденциозности материала многих предшествующих учебников по культурологии.

В основе данного учебника лежит системный подход к пониманию предмета культурологии. Организация содержания базируется на системообразующих понятиях, овладение которыми обеспечивает возможность самостоятельного усвоения более частного и производного материала, даже если он не входит в данную книгу. Этот же подход дает возможность избежать методологической односторонности. Будучи не столько общенаучным методом, сколько философски проработанным пониманием действительности, системный взгляд в последнее время получил новое развитие на основе синергетического истолкования динамики сверхсложных самоорганизующихся систем, к числу которых относится и культура. Синергетика позволяет не только видеть культуру в аспекте устойчиво сохраняющейся функциональной системы, но и раскрывать механизмы распада культур и последующего формирования из хаотичного многообразия их элементов новых устойчивых культурных структур. По отношению к этому методологическому, точнее, философско-методологическому подходу все другие методологии исследования культур выступают в качестве более или менее частных и взаимодополняющих. Данный учебник впервые излагает проблемы культурологии именно с этих позиций.

Материал учебника организован следующим образом. В гл. 1 содержится самое общее введение в материал, имеющее целью показать, как культура была «открыта» человеком, каким образом стала предметом его размышлений и — позднее — научных изысканий. В связи с тем что культура изучается многими науками, в этой главе дается также общее представление о специфике предмета культурологии, об особенностях культурологии, отношению к другим наукам о культуре и другим подходам к ее изучению.

10 Введение

Глава 2 имеет методико-методологический характер — она знакомит с основными понятиями культурологии, т.е. с языком этой науки, и главными аспектами видения культуры как целостной системы: таковы семиотический, деятельностный, коммуникативный, аксиологический (ценностный) и другие аспекты интерпретации культурного феномена.

В гл. 3 дается представление о культуре как об объективной данности и осуществляется ее сопоставление с другими формами бытия природы, общества и человека. Это наиболее философская из всех глав учебника. Ее изучение требует особенного внимания.

«Культура вообще» — это абстракция, она нигде не существует в своем чистом виде. В действительности мы имеем дело с конкретными культурами, принадлежавшими определенным историческим эпохам и сменявшими друг друга. В наше время мы также живем в многокультурном мире: отдельные культурные образования сосуществуют, взаимодействуют, конкурируют, сливаются и распадаются. В связи с этим возникают принципиальные вопросы типологии и классификации культур, их взаимодействия и внутреннего строения. Эти общетеоретические проблемы рассматриваются в гл. 4.

Какими бы важными и интересными ни были вопросы общетеоретического характера, их значимость определяется прежде всего тем, что они составляют платформу и необходимую предпосылку понимания того культурного мира, в котором мы живем. Он не только многообразен и противоречив — в нем заметна тенденция к культурной универсализации жизни, закрепленной понятием «глобализация». Развитие этого процесса происходит под одновременным воздействием многих факторов социогенного, техногенного, экогенного и иного характера. Очертания наступающей новой культуры, возможности управления процессом ее становления — эти темы имеют не академический характер, а вполне практический смысл, затрагивающий человека и человечество в целом. Они освещаются в гл. 5.

Заключительный раздел посвящен изложению сущности различных подходов к изучению культуры, основанных на разных философских, методологических, а порой и политических принципах. Раздел дает представление о широте диапазона научного и философского постижения культуры, без которого немыслимо полноценное человеческое существование.


 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 737; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь