Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 8 Понятия «этнос» и «этничность»



Люди, населяющие нашу планету, образуют множество разнообразных общностей. Особое место среди них как по значимости в культуре, так и но устойчивости в истории занимают общности, именуемые в повседневном русском языке народами, а в научной литературе — этносами. Сам по себе термин «этнос» используется в этнологической литературе уже довольно давно, однако научное осмысление его как специального понятия для обозначения особой общности людей произошло, по существу, лишь в последние десятилетия. Это понятие в современной этнологии неразрывно связано с понятием этничности. В 1960—90-х гг. в мире появилось огромное количество научных публикаций но этой проблеме. Благодаря им термин «этничность» прочно закрепился в категориальном аппарате политологии, истории, этнологии, социологии и других социальных наук.
Возросший интерес к проблемам этноса и этничности объясняет-ся прежде всего значительным повышением роли этнических отношений в общественной жизни многих государств и народов, в связи с ''ем игнорировать их было уже просто невозможно. Так сама жизнь опровергла господствовавшее с начала XX столетия в мировом общественном мнении и этнологической науке убеждение, что фактор этничности будет постепенно терять свое значение вследствие провесов модернизации, индустриализации, демократизации, разви-ТИя фажданского общества. Та же точка зрения преобладала в отече-Ственном обществоведении. Однако историческая практика показала, что этничность, а также связанные < ней различные формы эт^^Н центризма и даже национализма не только не утратили, но Jm значительно усилили своп позиции в современной я литической и культурной жизни. Этнические проблемы стоят в на- « стоящее время Чрезвычайно остро во многих регионах мира, в row числе в республиках бывшего Советского Союза.
Однако, несмотря на остроту современных этнических процее- * сов и пристальное внимание к ним представителен ( амых разных наук, как отечественная, гак и мировая этиология до с их пор не вы- ^ работала общепринятого понимания сущности ее основных понятий — этноса и этничности.
Вплоть до конца XVIII в. термин «этнос» употреблялся очень or- а раниченно. II лишь в XIX в. он стал применяться в па\ иной пперату- '] рев значении «народ». Во многом это является зас.туюй известного немецкого этнолога А. Бастина, который рассматривал понятия «на- ] родиый» и «этнический» как синонимы, а под понятием этнический» подразумевал культа рно-спецпфнчеекпй облик народа.
Значительный вклад в разработку теории этнос а в 19'20-х гг. внес русский этнограф СМ. Шпрокогоров. Согласно ею определению, «этнос есть группа людей, говорящих па одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, ук-J ладом жизни, хранимых п освященных традицией и отличающих его от таковых других групп» (Широкогоров С..М. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. Шанхай, 1923. С. 13).
Широкое обращение к этнической проблематике произошло в 1960-х гг. К этому времени в научный обиход вошли многие термины. В частности, в англоязычной литературе широкое распространение получил термин -ethnicity •• (русский перевей - «этничность»). Наряду с ним за рубежом стало использоваться понятие «eihnic» для обозначения индивида в качестве представителя онре-деленной этнической группы.
В отечественной этнологии за термином эт нос с самого начала1 утвердилось значение «народ». Вместе с тем для обозначения раз-, личных форм этнических общностей и отношений употребляются производные от этого слова термины, среди них — понятие •этничность» как некая категория, обозначающая наличие отличительны^ черт этнических групп пли идентичное гей. Этот термин акцентируй ет внимание прежде всего на полиэтническом характере большинства современных обществ. Среди этнологов также нет единства в окделении содержания этого понятия. Достоверно только то, что i мин «этничность» пришел в отечественную этнологию из западной науки, где иод ним понимают что-то вроде совокупности характерных культурных черт этнической группы. Это соответствует анг-оязычной трактовке этого термина, согласно которой этническая группа рассматривается как часть более широкого социокультурного окружения, находящаяся с этим окружением в конфликтных отношениях, что находит свое выражение в специфике тех культурных черт • которые определяются как этничность.
Для отечественной этнологической науки характерно преобладание взглядов на этнические общности как на реально существующие объекты, которым свойственно, как любым биосоциокультурным сне темам, строго последовательное поэтапное развитие: рождение, функционирование, взаимодействие, эволюция, смерть или трансформация. Подробно эти теории освещены в § 3.5. Здесь лишь отметим, что внимательный и строго научный анализ этиологических теорий п концепций позволяет представить этнос как бпосоциаль-( ную общность людей, обладающую следующими этноднфференци-рующимн признаками:
— этнонимом — самоназванием этноса. При этом следует отличать этнонимы от политонимов (наименований общегосударственных и областных), топонимов (названий местности), лпнгвонпмов (названий языков), конфесспонпмов (названий религий). В некоторых случаях они взаимосвязаны или совпадают друг с другом. Так, слово «японец» может быть этнонимом, лингвоннмом (японский ■ зык), политонимом (Япония), топонимом (Японские острова);
" — этнокультурными особенностями, которые проявляются в языке, религии, обычаях, обрядах, народном искусстве и фольклоре, нормах этики и т.п. Благодаря этим особенностям все люди разделяйся на две группы: «мы» - «они»;
— антропо-пепхологически.мп признаками, т.е. отличительными Чертами во внешнем физиологическом облике и в психологическом ск-'аде характера человека, что, в свою очередь, осознанно или неосознанно, в массовом или индивидуальном сознании может иденти-рнцироваться с общностью происхождения. Зачастую именно эти /Ризнаки являются исходными, начальными при определении этнической принадлежности;
единством территории, что сыграло в свое время важную роль 11 '" " енезе и формировании современной этнической карты мира, но утратило свое этнодифференцирующее значение в настояпЙ время из-за массовых миграций.
В силу различных комбинации и соотношении них признаков» этнологии принято выделять три основных исторических типа этноса: племя, народность, нация. Каждый из них соответствовал определенной стадии исторического процесса: племя — первобытной-народность — рабовладельческой и феодальной: нация - капиталистической формации. А поскольку сегодня в мире одновременно су. ществуют все эти типы общественных отношений, то п в современной этнической картине мира мы можем наблюдать все типы этносов.
Структура этноса. Структура этноса в каждой нории определяется по-своему в зависимости от понимания его с\ щн< »< nil 1ри этом большинство исследователей согласны с тем. что структура этноса перархична — представляет собой иерархическую < < 'подчиненность, включающую следующие уровни: а) собственно эт ни-, ческий, состоянии'! из этнических общностей и этносоциальных организмов, т.е. совокупности людей, обладающих наибольшей ин- 1 тенсивностью этнических свойств и выступающих в качестве самостоятельных единиц этнических пр«шест < > в: б) м и к р о \ р о в е н ь, состоящий из микроэтнических единиц, т.е. наименьших < останных частей этнических общностей, в качестве которых выступают отдельные индивиды как носители этнических признаков и семья как наименьшая по численности этносоциальная группа. в< к производящая основные элементы этнической культуры; в) макроуровень, объединяющий «субэтнические» подразделения (с убэтносы) — общности, у которых этнические свойства выражены с меньшей интенсивностью, чем у основных этнических единиц, но которые осознают свою этническую общность и имеют специфические черты культуры; г) метауровен ь, охватываю mini суперэтносы, т.е. этнические образования, сложившиеся из нескольких основных этнических общностей, но обладающие этническими свойствами меньшей интенсивности, чем каждая из общностей в отдельности (например, европейское сообщество, исламский мир и т.д.).
Каждый из отмеченных уровней обладает своими особенностями. Так, основным объективным критерием для выделения этнокультурных метаобщностей служат те или иные компоненты культу ры. Поэтому они могут быть металингвистическими метаконфеС сиональными, метахозяйственными и т.н. При этом. пмпмо обидно*, i по соответствующему основному компоненту культуры (языку, пп'пи, типу хозяйства), такие образования имеют сходные черты некоторых смежных сферах повседневной культуры.
Особое место в этнической иерархии занимают микроэтпнчс-кие единицы — неделимые далее основные этнические общности. Поскольку предел делимости этноса, при котором его свойства в основном сохраняются, представляет отдельный человек, то, очевидно он и является собственно этнической мнкроединицей. К последней следует, видимо, отнести и основную элементарную общественную ячейку — семью, которой принадлежит важная роль в воспроизводстве этноса и главных этнических свойств.
Специфические особенности субэтносов обычно связаны с их происхождением. В одних случаях это бывшие этносы, постепенно утратившие роль основных этнических общностей, в других — бывшие этнические группы, осознавшие совместно с другими свою общность, в третьих — социальные общности, обладающие специфическими чертами культуры (например, казачество). Особое место принадлежит субэтносам, образовавшимся на основе расовых групп. Например, американские негры, которых можно рассматривать в качестве субэтноса североамериканской нации.
Исходя из такой структурной организации этносов, один и тот же- человек может одновременно входить в несколько этнических общностей разных уровней. Так, можно считать себя русским (основная этническая общность), донским казаком (субэтнос) и славянином (межэтническая общность).
В вопросе о структуре этносов следует учитывать, что многие из них не представляли и не представляют собой какие-то монолитные образования. Внутри они различаются локальной спецификой разговорного языка, культуры и быта, имеют иногда самоназвание и как бы двойственное самосознание. Например, поморы и различные группы казаков, обладающие самосознанием, будут представлять собой субэтносы русского народа, а северные и южные русские — его этнические группы. Внутренние подразделения этносов часто ведут Г*°е " Расхождение от вошедших в пего племенных компонентов.
с редко они возникают при социально-религиозной дифференциации этноса, а также при сильном расширении этнической территории, когда мигрирующие части этноса попадают в различную природную среду, взаимодействуют с различными этносами и т.д. Говоря о структуре этноса, не следует забывать, что помимо вер-н°й структуры, представляющей собой, как мы уже говорили, иерархическую соподчиненность, этносы обладают и развитой г& Щ ри м hi i л ль и ой структурой. Речь идет о том, что внутри каждого этн^И са существуют различные социальные группы, слои и классы. Все они, являясь представителями одного этноса и демоне грпруя в силу j этого единые стереотипы поведения, восприятия своих и чужих, осознают свою принадлежность к одному народу. Но при этом разли- А чие социально-классовых интересов заставляет по-своему преломлять единые этнические константы, формируя у каждй группы свой собственный образ мира.
Естественно, возникает вопрос о причине существования такой сложной и разветвленной вертикальной и горизонтальной структуры этноса. Можно предположить, что. являясь открытой системой, этнос связан множеством сложных обратных связей с окружающим миром. Некоторая сложность этноса (но не слишком большая) повышает сопротивляемость и приспособляемое! ь парода к этим изменениям. Поэтому, даже если изначально этнос возник как монолитное образование, в процессе этногенеза формируется его сложная структура.
В заключение необходимо подчеркнуть, что все этнические объединения любого уровня представляют собой динамические образования, подверженные различного рода изменениям.: -)тн изменения нередко сопровождаются трансформацией одною вида общностей в другой. Например, у какой-либо этнической группы может поя-виться самосознание этнического характера, и она в таком случае превратится в субэтнос. В свою очередь, субэтнос может трансформироваться в этническую группу. Аналогичные превращения могут также иметь место между метаэтническими и темп видами метаобщ-ности, которые не обладают этническим самосознанием. Этническая история человечества знает немало подобных превращений^
Изучение этничности в современной науке. Этнос нельзя искусственно сформировать или произвольно расформировать. Основой любого этноса являются люди, вступающие в разнообразные отношения между собой и осознающие свои этнические признаки и особен ности. В связи с этим в этнологии важное значение приобретает понятие этничности.
Важную роль в изучении этничности сыграли работы норвежек го ученого Фредерика Барта (р. 1928). Он обратил внимание на та что характеристики, используемые для определения зтнпческ^ групп, не могут сводиться к сумме содержащегося в пределах этнирейх границ культурного материала. Этнические группы (или этносы) определяются прежде всего теми характеристиками, которые ( lMu члены группы считают для себя значимыми и которые лежат в основе самосознания. Таким образом, этничность — это форма социальной организации культурных различий.
Как правило, этничность формируется и существует в контексте тою социального опыта, с которым идентифицируют себя сами люди пли их идентифицируют другие люди как члены определенной этнической группы. С внутри групповой точки зрения, этничность основывается на комплексе культурных черт, которыми члены данной этнической группы отличают себя от всех других групп, даже если они в культурном отношении близки. Различия, проводимые по отношению к другим, обычно довольно определенны, тогда как внешние представления о группе часто обусловлены стереотипными характеристиками. При этом кровная родственность или другие объективные критерии не играют определяющей роли. Так, цыгане в разных странах мира отличают себя не только от нецыган, но и от других групп цыган; проживающие в России и Китае эвенки считаются одним народом, хотя сами они осознают прежде всего свою принадлежность к различным локальным группам.
Первое необходимое условие существования этничности — наличие дихотомического отношения «мы — они». Если такого отношения нет. говорить об этничности бессмысленно, поскольку она предполагает отношение между группами людей, члены которых рассматривают друг друга как различающиеся по каким-либо культурным характеристикам. При этом границы ЭТНИЧНОСТИ первоначально проходят по антропологическим признакам самоидентификации людей, имеющих общие родовые корни, которые уходят в историческую почву генетического и социального единства. Характерные фенотипнческие и генотипические черты, но особенно, историческая родина — все это отличает «нас» от «не нас» в этническом отношении.
Кроме того, этничность не существует вне сравнения и вне ком-уникации. Только в ходе взаимодействия с иной этнической груп-oii проявляется своя этническая «индивидуальность». В этом задается основной признак этничности, так как многие характери-1111 группы могут, меняться, но дихотомия между членами данной гда HOCI" ^' С'< < нами*)11 членами других общностей («не нами») все-хрТ1цС1аеГСЯ именно поэтому этническая идентичность может со-ит вся даже без единого языка, территории, устойчивых признаков общей культуры, как. например, у цыган. 11< > ка цыгане осознают спою особость. сравнивая себя с представителями других народов, нет оснований сомневаться в наличии цыганской этничности.
Этничность включает в себя также идентификационный, культурный и символический аспекты. Что касается первого, то на личностном уровне этничность выступает в качестве особой формы «я»-конценции. Степень выраженности этнического «я» зависит от того, как человек определяет самого себя. В структуре характеристик личности этническая принадлежность занимает существенное место. При этом в кризисной, нестабильной ситуации значимость этнического «я» существенно повышается, а в период соцпальпойус-тойчивости ослабевает, уступая место сугубо социальным характеристикам.
Культурный и символический аспекты обусловлены наличием в современном обществе различных областей культуры, границы которых определяются не территорией или государством, не формальным членством в группе, а возможностями коммуникационных систем. По мере развития общество становится все более структурированным и социально дифференцированным, различия начинают преобладать над подобием, и в этих условиях объединяющим культуру началом служит совместная символическая среда. Общепринятая и понятная всем членам этнической группы, система символов способствует культурной консолидации в пределах данной этнической группы и осознанию своего единства.
Исходя из сказанного, этничность может быть определена как особая характеристика личности, состоящая в ощущении, переживании своей принадлежности к определенной группе пли общности людей, формирующаяся на основе их генетическою и социального единства и проявляющаяся в форме сравнения «нас» с «не нами» в ходе группового взаимодействия с другими этносами.
Каждому этносу свойственна совокупность обязательных специфических признаков, которые в своем единстве и образуют понятие «этничность». Ранее этот термин практически не встречался в этнологической литературе. Однако с начала 1970-х гг. в связи с рез ким ростом активности этнических меньшинств и обострением -жэтнических отношений не только в странах третьего мира, но и индустриально развитых государствах Запада вокруг проблемы ничности стала развертываться острая дискуссия. В результате п ^ вились многочисленные теории, предлагаемые для объяснен природы и сущности этноса, этнической идентичности, ассимиции. дискриминации, этнических конфликтов и т.д. Однако все существующие на сегодняшний день теории и концепции могут быть сведены к трем основным подходам к пониманию этнического феномена — примордиалистскому, инструменталистскому и конструктивистскому.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1161; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь