Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 2. УКАЗ ОБ ОБРАБОТКЕ ПУСТУЮЩИХ ЗЕМЕЛЬ



Если не медлить с наведением порядка [в государстве], то алчные чиновники не смогут поступать корыстно и наживаться за счет народа[400]. А если многочисленные чиновники не смогут совместно оттягивать [выполнение казенных дел], то у земле­дельцев появятся свободные дни[401]. Если алчные чиновники не смогут поступать своекорыстно и наживаться за счет народа, то земледельцы не будут разоряться. А если земледельцы не разоряются и еще имеют свободные дни, пустующие земли будут непременно обработаны <…>

Если взимается налог с коли­чества зерна[402], [собранного земледельцами], это значит, что правитель установит единый [для всех закон о налоге] и народ успокоится[403]. Если правитель . Если правитель 'введет единый [закон о налоге], то он будет пользоваться доверием, а если он будет пользо­ваться доверием, чиновники не осмелятся творить нарушения… Если низшие перестанут осуждать правителя, а чи­новники перестанут тяготиться службой, то взрослый люд ста­нет усердствовать в земледелии и не захочет менять [свое за­нятие]. А если взрослый люд станет усердствовать в земледе­лии и не будет менять [свое занятие], то и молодежь[404] станет усердно учиться [навыкам земледельца]. Когда же молодежь станет усердно учиться [навыкам земледельца], пустующие земли будут непременно обработаны…

Если музыка и красивые одежды не будут распространены по всем уездам, народ во время работы не станет обращать внимания [на одежды], а во время отдыха не станет внимать [музыке]. Если [народ] во время отдыха не станет внимать [музыке], то душа его будет чиста[405]. Если [народ] во время работы не станет обращать внимания [на одежды], он обяза­тельно сосредоточит свои помыслы лишь на Едином[406]. А коль помыслы [народа] сосредоточены лишь на Едином и душа его чиста, пустующие земли будут непременно обработаны…

Если сосредоточить в одних руках [право собственности] на горы и водоемы[407], то людям, ненавидящим земледелие, лен­тяям и стремящимся извлечь двойную [прибыль][408] нечем будет кормиться. А если им нечем будет кормиться, они непременно обратятся к земледелию. А когда они обратятся к земледелию, пустующие земли будут непременно обработаны…

Если усилить наказания и ввести систему взаимной ответственности за преступления[409], вспыльчивые и раздражитель­ные перестанут драться [из-за своих личных интересов][410], упрямцы перестанут сутяжничать, лентяи перестанут бродяж­ничать, исчезнут люди, растратившие имущество, а ловкие льстецы и люди с черным сердцем уже не смогут обманывать [народ]. Когда в пределах границ переведутся эти пять кате­горий людей, пустующие земли будут непременно обработаны.

Если лишить народ [права] самовольного распоряжения переселением[411], то глупцам-земледельцам и земледельцам-смутьянам нечем будет кормиться, и они обязательно [вновь] займутся землепашеством. …

Если, не делая ни [для кого] исключения, издать указ об использовании (на государственных] повинностях юйцзы[412], то это следует сделать согласно [подворным спискам], а также сделать более обязательным их освобождение[413]. Приказываю подыскать им постоянную казенную службу и снабдить их оп­ределенным довольствием[414]. Тогда они не смогут уклоняться от [государственных] повинностей, а крупным чиновникам невозможно будет заполучить их [в личное распоряжение]; юйцзы перестанут бродить и служить [другим] людям и непре­менно обратятся к земледелию. А когда они обратятся к зем­леделию, пустующие земли будут непременно обработаны.

Высшие государственные сановники и чиновники в ранте да фу не должны увлекаться пространными рассуждениями, оживленными спорами, а также странствовать и предаваться [праздной] жизни. Если они будут лишены возможности [праздно] жить на одном месте или разъезжать по всем уездам, то земледельцы не услышат о разных переменах и не будут взирать на них как на образец для подражания[415]. Если зем­ледельцы будут лишены возможности внимать их рассужде­ниям о переменах и взирать на них как на образец для подра­жания, то умные земледельцы не покинут своих привычных занятий, а глупые земледельцы не поймут, [что можно жить иначе]… А коль умные зем­лепашцы не станут покидать свои привычные занятия, пустую­щие земли будут непременно обработаны…

Управление всеми уездами страны должно осуществляться по единому образцу, и тогда уклоняющиеся от истинного пути не осмелятся менять эту систему управления, а если кто-либо совершит проступок и его снимут с должности, то [он] уже не сможет скрыть тех, кто его рекомендовал [на это мес­то]. Если рекомендации скрывать будет невозможно, то среди чиновников исчезнут нарушители… Если люди, уклоняющиеся от истинного пути, не смогут обманывать…, то [самих] чиновников станет меньше[416] и на­род не будет страдать. Когда чиновники не будут творить на­рушений, в народе исчезнут праздношатающиеся. А если в народе исчезнут праздношатающиеся, то [основное] занятие не придет в упадок. Если чиновников станет мало, то налоги[417] не будут обременительны, народ не будет страдать, и у земледельцев появится много дней. А когда у земледельцев появится много дней, то и налоги будут не столь обремени­тельны, их [основное] занятие не придет в упадок, и пустующие земли будут непременно обработаны.

Глава 3. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ И ВОЙНА

Обычно правитель поощряет людей [при помощи двух средств]: казенными должностями и рангами знатности; госу­дарство добивается процветания (при помощи двух средств]: земледелием и войной. Ныне все люди добиваются казенных должностей и рангов знатности, не занимаясь земледелием и войной, а при помощи ловких рассуждений и пустых учений. Это и называется делать людей ленивыми. У того, кто делает людей ленивыми, государство непременно ослабеет, а у того, чье [государство] ослаблено, оно непременно будет расчлене­но. Тот, кто хочет процветания государства, внушает людям, [что можно] получить казенные должности и ранги знатности, занимаясь лишь Единым. Поэтому [не имеющие заслуг] не смогут получить казенные должности и ранги знатности. Если государство запретит [пустые] речи[418], народ вновь станет прос­тым, а коль народ прост, он не развратится. Если люди видят, что блага, которые раздает царь, исходят лишь из одного источника, [они непременно] займутся Единым. Если люди займутся только Единым, они не будут нерадивы в своих за­нятиях, а когда люди не будут нерадивы [в своих занятиях], то у них будет много силы. А если у людей много силы, госу­дарство могущественно.

… Для того, кто стремится к процветанию страны, государственные законы ясны, и поэтому [ему] не надобны умные люди… Государство может достичь спокойствия благодаря земле­делию и войне, так же как и правитель будет в почете [лишь] благодаря земледелию и войне… Если должности предоставляются по определенной системе, – государство управляется хорошо. Когда [усилия народа] сосредоточены на Едином, – государство богато. Богатое и хорошо управляемое государство – путь к господству [в Поднебес­ной][419]. Поэтому и говорят: «Путь к господству [в Поднебес­ной] заключается в том, чтобы правитель сам сосредоточил [усилия народа] на Едином»[420]…

… Если в государстве есть десять [паразитов]: Ши цзин, Шу цзин[421], ли, музыка, добродетель, почитание старых порядков, человеколюбие, бескорыстие, красноречие, острый ум, правитель не сможет найти ни одного человека, которого он смог бы использовать для обороны или [наступа­тельной] войны. То государство, в котором стремятся устано­вить хорошее управление с помощью этих десяти [паразитов], будет расчленено, (как только] явится враг; [а если даже] враг «не явится, оно непременно будет бедным. Если же государ­ство избавится от этих десяти [паразитов], то враг не посмеет явиться, а если он и явится, то непременно будет отброшен. [Если такое, государство] поднимает войска и выступает в по­ход, оно непременно побеждает; если же оно удерживает вой­ска [дома] и не выступает в поход, то непременно становится богатым…

Совершенномудрые и умные правители являются таковыми не оттого, что они способны разбираться во всех явлениях до мельчайших подробностей, а потому, что они постигли сущ­ность всех явлений. [Секрет] их хорошего управления страной заключается в присущей им способности отобрать самое су­щественное… Совершенномудрый знает, что составляет сущность хоро­шего управления государством, поэтому он заставляет людей вновь обратить все свои помыслы к земледелию. А когда все помыслы обращены к земледелию, то люди просты и ими можно легко управлять. … Действительно, когда люди будут заняты с утра до вечера в земледелии, то они полюбят правителя [как родного] и будут готовы жертвовать жизнью ради выполнения его приказов.…

Обычно добивающийся хорошего управления беспокоится, как бы народ не оказался рассеян, и тогда невозможно будет подчинить его какой-то одной [идее]. Вот почему совершенно-мудрый добивается сосредоточения [всех усилий народа] на Едином, дабы объединить [его помыслы]. … Пра­витель совершенствует [метод] поощрений и наказаний и при его помощи подкрепляет свои наставления [о необходимости] сосредоточения [всех усилий народа] на Едином. <…> [Он] устраняет всех тех, кто бесполезен[422]; обуздывает придержи­вающихся легковесных учений и тех, кто занят порочными делами, – все это делается ради сосредоточения усилий [лю­дей] на земледелии. И это приведет потом к обогащению госу­дарства[423] и [поможет] объединить силы народа.

Глава 4. УСТРАНЕНИЕ СИЛЬНЫХ[424]

Устранение силы при помощи сильного ведет к ослаблению, устранение силы при помощи слабости ведет к усилению[425]. Если государством [управляют] при помощи добродетельных методов, в нем непременно появится масса преступников. …

…Обычно правителю важно, чтобы было много изменений; для государства важно, чтобы было мало изменений. Государ­ство, у которого много [различных] дел, будет расчленено. Правитель, у которого мало дел, будет могуществен[426]. …

Земледелие, торговля и управление – три основные [функ­ции] государства. …

Если [правитель] добивается хорошего управления с по­мощью закона, [его государство] станет сильным; если прави­тель добивается хорошего управления, опираясь на доброде­тельных чиновников, [его государство] будет расчленено…

… Если государство сильно и ни с кем не воюет, то внутрь страны проникает яд: появляются ли, музыка и па­разиты, приносящие вред [трем] функциям, и тогда государ­ство будет непременно расчленено. Если же государство [силь­но] и поэтому ведет войну, то яд проникает к противнику, в государстве исчезают ли, музыка и паразиты, приносящие вред [трем] функциям, и оно непременно усилится. [Государст­во], где на должности выдвигают людей прославленных и на­значают на посты по заслугам, называется сильным. …

Если наказания суровы, а награды незначительны, – пра­витель любит народ, и народ готов отдать жизнь за правителя. Если же награды значительны, а наказания мягки, – прави­тель не любит народ, и народ не станет жертвовать жизнью ради правителя[427]. Если процветающее государство применяет наказания, народ извлекает выгоду и боится [правителя], если оно применяет награды, народ извлекает выгоду и любит [пра­вителя].

… В стране, добившейся владычества [в Поднебесной], на каждые девять наказаний приходится одна награда; в силь­ной стране на каждые семь наказаний приходится три награ­ды; в стране, обреченной на гибель, на каждые пять наказа­ний приходится пять наград. …

[Правитель, который] внушает трепет, одним [усилием] до­бивается десятикратной [выгоды], одним звуком своего голоса добивается успеха. Поэтому тот, кто может внушать трепет, будет владычествовать [в Поднебесной].

…Государство, в котором при решении дел исходят из суж­дения [каждых] десяти общин, – слабое; государство, в ко­тором при решении дел исходят из суждения [каждых] пяти общин, – сильное[428]. Государство, которое устанавливает по­рядок за один день, достигнет владычества [в Поднебесной]; государство, которое устанавливает порядок за [день и] ночь, будет сильным; государство, которое медлит с наведением порядка, будет расчленено.

Если имена всех жителей государства при рождении зано­сить в списки[429] и выскабливать их после смерти, то народ перестанет уклоняться [от уплаты налога] зерном, и поля не будут зарастать сорной травой. И тогда государство станет богатым, а богатое государство – могущественно. В государ­стве, где наказаниями избавляются от [новых] наказаний, воцаряется порядок; в государстве, где наказания вызывают [новые] наказания, воцаряется смута. Поэтому и говорят: «Коль наказываешь, то карай сурово за мелкие проступки», и тогда исчезнут наказания, дела увенчаются успехом, а государство усилится. Если сурово карать за тяжкие преступле­ния и легко за мелкие проступки, возрастет число наказаний, появятся неурядицы, и государство будет расчленено. Нака­зания порождают силу, сила порождает могущество, могуще­ство порождает величие, вселяющее трепет, а величие, все­ляющее трепет, порождает доброту. Доброта исходит от силы.

… Могущественное государство знает тринадцать видов подсчета: числа едоков в стране; числа взрослых мужчин и женщин; старых и слабых; чиновников и воинских начальни­ков; тех, кто добывает себе пропитание речами; богатых; по­головья лошадей и быков; количества сена и соломы. Если тот, кто хочет сделать свою страну сильной, не знает ничего об этих тринадцати видах подсчета, то его государство, не­смотря на благоприятные природные условия и многочислен­ность населения, будет все слабее и слабее и в конце концов будет расчленено.…






Читайте также:

  1. D. ОХРАНА ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ В СИЛУ ПОЛОЖЕНИЙ ДВУСТОРОННИХ СОГЛАШЕНИЙ
  2. F70.99 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения, обусловленная неуточненными причинами
  3. F71.98 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения, обусловленная другими уточненными причинами
  4. F73.04 Умственная отсталость глубокая с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, связанная с хромосомными нарушениями
  5. I. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
  6. V. Методические указания к выполнению контрольной работы.
  7. Абсцисса минимума кривой совокупных затрат, полученных путем сложения все указанных затрат, даст оптимальное значение количества складов в системе распределения.
  8. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
  9. Алфавитно-предметный указатель
  10. АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПРЕПАРАТОВ
  11. Алфавитный указатель рекламных англоязычных терминов
  12. Аннотированный указатель имен


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-16; Просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.09 с.) Главная | Обратная связь