Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Следует молиться против празднословия

 

Выше мы уже приводили поучения о том, что если слушаешь чье-то празднословие, и не можешь его остановить, то следует молиться, например, Иисусовой молитвой.

Но повторение молитв помогает и в обучении молчанию вообще.

Иосиф Оптинский (Письма, п.499): «Приучайся к молчанию, да молитву твори Иисусову, то и пустоты меньше будет; а от празднословия всегда пустота бывает».

Лука Крымский «Чем больше человек сосредоточен на главном, внутреннем, на истинном, чем больше времени полагает на чтение Евангелия, Святого Писания, творений Святых Отцов, тем более проникается их мудростью и неохотой праздно болтать. Приобрести власть над языком – дело великое!».

Троицкие Листки (ст. 173): …Тут вы, конечно, спросите: можно ли молиться во время работы, если, по пословице, два дела разом не можно взять в руки? Когда же работать, если все молиться? — Но, друзья мои: всегда ли вы молчите во время работ своих? Нет. Что же вы делаете? Да ведете пустые речи, либо распеваете песни, иногда перебраниваетесь? Часто поднимаете сильный говор и шум. Мешает ли этот говор и шум вашим работам? Работам не мешает, а душам много вредит. Итак, чем пустые речи говорить, лучше, не в пример, други, лучше — краткие молитвы творить, творить как можно чаще, творить при всяком удобном случае; а таких случаев у вас и не перечесть. Например, впрягаешь коня в соху, или вола в плуг, скажи про себя или вслух: "Господи благослови!" — Проводишь борозду на поле или ряд на лугу, произноси по временам: "Господи помилуй, Господи помоги!" Видишь, что работа идет хорошо, говори: "Слава Тебе Господи!" Видишь, что дурно, вздохни и помолись: "Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси меня, угодники Божии помолитесь о мне!" Чувствуешь, что на ум приходят дурные мысли? Огради себя крестным знамением и скажи: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного, или грешную; Ангел, Хранителю мой, сохрани меня!" Не уберегся? Согрешил мыслию или словом? Воздохни с покаянием, и сокрушением сердца: "Боже милостив буди мне грешному!" … Идя своей дорогою, чаще произноси: "Боже милостив буди мне грешному, Боже милостив буди мне грешному!" Словом, при всяком удобном случае повторяй: «Господи помилуй, слава Богу за все, Мати Божия не остави нас», и тому подобное. — Трудна ли такая молитва? Сами видите, возлюбленные, что нет. Мешает ли она работе? Не только не мешает, но много помогает, и всякое дело ваше делает похожим на нее же — святую молитву. Отнимает ли у вас нужное для работы время? Нет, нет. Она отнимает время только у пустых речей, у негодных песен; у всякого греха и дурного дела. Посему опять говорю: молитесь, непрестанно молитесь, как велит святой Апостол Христов Павел. Без молитвы же ничего не начинайте, ни продолжайте, ни кончайте».

Вообще, естественная способность и потребность в общении, пораженная грехом, не дает говорить духу, слово которого – молитва.

Феофан Затворник «У органов слова есть потребность, чтобы их приводили в движение, или раздражали. Отсюда болтливость, смехотворство, празднословие, шутки. Они налагают молчание на внутреннее слово духа — молитву».

И выходит, что чем меньше общения, тем больше свободы духу, конечно, если христианин занимается духовным чтением, богомыслием и молитвой.

И последнее, что есть по сути первым, празднословам следует молиться Богу об избавлении от этого порока.

Тихон Задонский(Об истинном христианстве, кн.2, §335): ««Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Пс.140:3). …Потому должно от Бога помощи просить, чтобы помог нам управлять им, и говорить только то, что полезно, а о том, что вредно — молчать».

 

Преподобный авва Исаия:

Хранение уст в разуме возбуждает мысль к Богу; многословие бывает причиной уныния и раздражительности.

Храни слух – и не согрешишь языком.

Храни язык твой, да просветится сердце твое.

 

Святитель Тихон Задонский:

 

Как много зол от необузданного языка! Потому христиане должны заботиться о том, чтобы его хранить в ограде своей и не допускать ему свободно исходить, как говорит апостол: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак. 1, 26). И Христос грозит судом необузданному языку: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36). Если за слово праздное – тем более за слово скверное, срамное, хульное, укорительное, оскорбительное дадут ответ. Поэтому так сильно слово Божие увещевает нас к хранению языка: «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иак. 1, 19) «Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла... и делай добро» (Пс. 33, 13-15)

«Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Пс. 140:3). Никакими членами телесными не согрешает так человек, как языком, а особенно трудно его удержать во время скорби и напасти. Потому должно просить помощи у Бога, чтобы помог нам справиться с ним, и говорить только то, что полезно, и молчать о том, что вредно.

 

Святитель Феофан Затворник:

 

«При многословии не миновать греха» (Притч. 10, 19). Внимательные к себе христиане называют все чувства окнами души: если их открыть, уйдет вся внутренняя теплота. Но самое широкое отверстие, просторная дверь, в обилии пропускающая эту теплоту, есть язык, которому дается воля говорить сколько и что дет. Какой вред вниманию и внутреннему строю наносят все чувства в совокупности, такой же причиняет многословие, ибо оно касается предметов всех чувств и заставляет душу, не видя, видеть, не слыша, слышать, не осязая, осязать. Что внутри – мечтание, то вовне – многословие; но последнее пагубнее, ибо оно фактично и потому более впечатлительно. К тому же с ним в близкой связи самомнение, дерзость и самочиние – эти подобные буре разорители внутреннего строя, оставляющие за собой нечувствие и ослепление. Как после этого избежать греха многословия?!

 

Иер. Петр Серегин

 

№799. Об ответственности за празднословие.(Бездна растления).

Господь Иисус Христос предупредил нас, что мы дадим ответ, то есть понесем ответственность (будем наказаны) за всякое слово праздное, лишнее, сказанное без нужды и необходимости. Но если мы отвечаем за грех не только тот, который сами совершаем, но и за тот, который совершен по данному нами соблазну; это значит - согрешает и отвечает не только тот, кто празднословит, но и тот, кто дает к этому повод (соблазн), т.е. слушает это празднословие и сочувствует ему. Тем более осужден будет тот, кто дает повод своим вниманием к осуждению и клевете. Если же мы сочувственно слушаем празднословие, осуждение и клевету по человекоугодию - тем хуже, потому что согрешаем уже празднословием, осуждением и человекоугодием, а это все вытесняет из души тишину, страх Божий и благоговение перед Богом. В этом состоянии и молитва замирает.

Горе нам, окаяннейшим пустословам и сквернословам. Почему забываем слово Свящ. Писания, - по словам своим оправдаешься и по словам своим осудишься.

И если к тому же вспомнить другие наши грехи, то какая бездна растления греховнаго раскрывается нам в нашем сердце...

 

№739. Дешевые источники жизни.

Часто мы жалуемся на то, что трудно отстать от греховных навыков и приобрести добродетели. Нет мы еще не хотим оставить грех и порочныя услаждения.

Не мы ли постоянно ищем глазами вокруг себя новых предметов привязанности, а затем загораемся страстью любоимения овладеть ими? Не мы ли вслушиваемся в празднословие, чтобы осудить ближняго и на этом утвердить свое самомнение и гордость? Не мы ли утучняем свою плоть покоем и объядением до забвения о духовном? Не мы ли одновременно отвращаемся и удаляемся от единаго истиннаго источника жизни - Бога и избираем себе кладенцы (колодцы) сокрушенные и отравленные? И все это только потому, что мы хотим этого и стремимся к гнили греховной. Не делая серьезной попытки освободиться от власти греховных имеющихся навыков, мы ищем новых цепей и вяжем себя ими.

Опомнись, неосновательный человек, и не оправдывайся. Встань, спящий, и воскресни из мертвых!

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.087 с.) Главная | Обратная связь