Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Познавательные и интеллектуальные игры как средство познания окружающего мира
Познавательные и интеллектуальные игры как средство познания окружающего мира Практически любая игра познавательна. Однако существует особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, на передаче важных сведений, информации о мире, игры, осмысленно ориентированные на обучение ребенка. В научной литературе игры детей дошкольного и младшего школьного возраста принято называть дидактическими или познавательными, игры детей старшего возраста — интеллектуальными. Мы полагаем, что понятие " познавательные" распространяется практически на все типы детских игр. Термин " дидактические" (от греч. " поучение" ) правомерен по отношению к играм, целенаправленно включаемым в раздел дидактики (теории и методики обучения). Такие определения, как " обучающие", " учебные", " предметные" (имеются в виду игры по учебным предметам — литературные, математические, биологические и др.), входят в понятие " дидактические". Учебно-познавательная игра позволяет заложить в обучение предметный и социальный контексты, важные для будущей, трудовой деятельности. В играх данного типа моделируются адекватные по сравнению с обычным обучением условия формирования личности, необходимые для профессиональной деятельности в будущем. В " контекстном" обучении достижение чисто дидактических целей сливается с воспитательными, развивающими целями, что активизирует процесс познания. Начиная игру, нужно постараться сконцентрировать внимание собравшихся с помощью интересных приемов: представления гостей, церемониала знакомства; звуковых, световых, технических эффектов; кинопролога, музыкальной увертюры, общей песни, ритуала подъема флага и т.д. Организуя основную часть мероприятия, педагог должен попытаться объединить слово, образ, показ, творческую деятельность, конкурсность. Не следует забывать и о занимательности. Она может быть рассыпана по композиции (т.е. основной части), может быть собрана в один блок. Сюда относятся: общие песни, коллективные игры, конкурсы, забавы и аттракционы, танцы, концертные номера, сюрпризы, выступления гостей и др. Завершающая часть должна быть четкой, яркой, краткой. Здесь уместны: награждения, раскрытие секретов, коллективная оценка, принятие решения, ритуал, общая песня и т.п. Последнее включает в себя подведение итогов и анализ игры. Какие бы формы игры ни были избраны, они должны отвечать следующим требованиям: Игра должна содействовать сплочению коллектива. Иметь познавательное значение. Активизировать общественную деятельность учащихся. Обеспечивать мыслительную активность участников игры. Создавать условия для детского творчества. Соответствовать принципу: " Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц". При проведении игры педагогу необходимо помнить, что игра должна исключать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко. Некоторые игры требуют наличия инвентаря, различных предметов и атрибутов. Необходимо следить за их пригодностью. Вещи и предметы, используемые в игре, должны быть безопасны, удобны для детей и гигиеничны. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Ребята должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила и операции, знать точный перевод терминов и понятий, усвоить идею каждой игровой роли. Кроме того, игра по своему содержанию должна быть педагогична, ее выбор зависит также и от возраста играющих, их физического развития, кругозора. Конец игры должен быть результативным — победа, поражение, ничья. Он должен быть ярким, эмоциональным, содержать анализ.Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных очков, баллов или оценкой. Игра требует столь же внимательного отношения к себе, как и другие средства воздействия на ребят, например, труд. Игра важное средство развития и воспитания, средство живое, яркое, радостное. Помните: вся воспитательная сущность игр отражается в их правилах. Организуя познавательную игру, не стоит забывать и о зрителях. Чтобы привлечь внимание учащихся, можно использовать следующие приемы: красочное объявление; афишу; плакаты; рекламы, нестандартные по форме, сюжетные, с интригующим текстом; пригласительный билет; приглашение — письмо, открытку, визитку; " живую рекламу"; объявление по радио и телевидению. Отбирая игроков для участия в познавательной игре, необходимо заранее сообщить им тему программы, а также области знаний, о которых пойдет речь. Желательно указать список литературы, которой можно воспользоваться при самоподготовке. Это могут быть словари, справочники, энциклопедии. Их не обязательно читать от корки до корки, главное — найти ответ на нужный вопрос. При необходимости можно воспользоваться аудио-, видео- и наглядными материалами, а также услугами интернета. Возможна и организация консультаций, где участники могут индивидуально получить нужную информацию и задать интересующие их вопросы. Знания, полученные игроками, по достоинству оценит жюри, в которое могут войти учителя-предметники и специалисты разных областей. Желательно, чтоб их оценки были объективными, справедливыми и не вызывали спорных вопросов. Помните, что любая игра ни в коем случае не должна быть похожей на урок, дополнительную работу по изучению пройденного в школе материала. Главное, к чему должен стремиться педагог, — зажечь искорку интереса к той или иной области знаний. Только такая искра может вызвать цепную реакцию увлеченности, пытливости, поиска, создать ту атмосферу, в которой наиболее пышно произрастает древо познания. Конспект-занятие Конспект познавательно-развлекательного занятия по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну дорожных знаков» Цели: - Закрепить знания детей о правилах дорожного движения; о правилах поведения пешехода. - Развивать умственные способности и зрительное восприятие. - Учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением. - Воспитывать быстроту реакции. - Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов. Материал: дорожные знаки, макет светофора, 2-е машинки (для игр), плакаты по ПДД, костюм инспектора ДПС, дидактическое пособие «Окружающий мир. Дорожная безопасность» С. Вохринцева. Действующие лица: Ведущий – воспитатель Светофор - ребенок Регулировщик – ребенок Дорожные знаки – дети Торопыжка (придуманный персонаж) – ребенок Ведущий: Дорогие мои ребятишки, девчонки и мальчишки! Сегодня поведаю историю. А история эта про мальчишку Зовут его Торопыжка Сорванец и шалунишка. Он веселый, озорной, Непоседливый, смешной. Всем хорош, но вот беда – Он торопиться всегда. Торопыжка очень торопиться на день рождения к своей подружке Маше, но вот беда, он позабыл все правила дорожного движения, все дорожные знаки перепутались в его голове. По дороге он чуть не попал под машину, два раза перебегал дорогу на красный свет светофора. По городу, по улице Не ходят просто так: Когда не знаешь правила, Легко попасть впросак. Все время будь внимательным И помни наперед: Свои имеют правила Шофер и пешеход. Ребята, давайте нашему Торопыжке расскажем о правилах дорожного движения и пригласим главных гостей – светофора и постового. Светофор: Здравствуйте ребята! Я вежливый и строгий. Я известен на весь мир, Я на улице широкой – Самый главный командир. У светофора окошечка три, При переходе на них посмотри. Если в окошке красный горит, «Стой! Не спеши! » - он говорит. Красный свет - идти опасно! Подожди постой немножко! Не рискуй собой напрасно! Если вдруг желтое вспыхнет окошко. Подожди, постой немножко. Если в окошке зеленый горит, Теперь идти мы можем. Ты, светофор, хороший друг Шоферам и прохожим. 1-ый ребенок: Посмотрите, постовой Встал на нашей мостовой. Быстро руку протянул, Ловко палочкой взмахнул. Вы видали? Вы видали? Все машины сразу встали! Дружно встали в три ряда И не едут никуда. Постовой: Своим жезлом полосатым Быстро я кручу-верчу. Пешеходы и машины Подчиняются ему! Ведущий: А давайте-ка, ребята В гости знаки позовем. И приятное знакомство С ними дружно заведем. 2-ой ребенок: Эй, водитель осторожно! Ехать быстро невозможно. Знают люди все на свете – В этом месте ходят дети! (Знак «ДЕТИ») 3-ий ребенок: Пешеход! Пешеход! Помни ты про переход! Подземный, надземный, Похожий на зебру. Знай, что только переход От машин тебя спасет! (Знак «ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД») 4-ый ребенок: Никогда не подведет Нас подземный переход. Дорога пешеходная На двух колесах я качу Двумя педалями верчу Я не мыл в дороге рук, Поел фрукты, овощи. Забелел и вижу пункт Знак водителей стращает, Въезд машинам запрещает! Не пытайтесь с горяча Ехать мимо кирпича! (Знак «ВЪЕЗД ЗАПРЕЩЕН») 8-ой ребенок: Коль водитель вышел весь, Ставит он машину здесь, Чтоб, не нужная ему. В этом месте пешеход Терпеливо транспорт ждет. Он пешком устал шагать, Никого не обгонять, В игре участвуют две команды: команда девочек и команда мальчиков. На полу расставлены кегли. Игроки поочередно змейкой провозят машину на веревочке, стараясь не задеть кегли. Вернуться, передать эстафету следующему участнику. Желтый свет засветил. Подождите – нет пути! (ведущий показывает желтый флажок.. Свет зеленый впереди Вот теперь переходи! (ведущий показывает зеленый флажок. Дети топают ногами.) 11-ый ребенок: Не доедешь без бензина До кафе и магазина. Этот знак вам скажет звонко: «Рядышком бензоколонка! » (Знак «АВТОЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ») 12-ый ребенок: Коли вам нужна еда, То пожалуйста сюда. Эй, шофер, внимание! Скоро пункт питания! (Знак «ПУНКТ ПИТАНИЯ») 13-ый ребенок: Знак «Осторожно переезд» - Знак «Дорожные работы» Чинит здесь дорогу кто-то. Этот знак ну очень строгий, Коль стоит он на дороге. Говорит он нам: «Друзья, Ездить здесь совсем нельзя! » (Знак «ДВИЖЕНИЕ ЗАПРЕЩЕНО») Все время будь внимательным И помни наперед: Свои имеют правила Шофер и пешеход. Познавательные и интеллектуальные игры как средство познания окружающего мира Практически любая игра познавательна. Однако существует особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, на передаче важных сведений, информации о мире, игры, осмысленно ориентированные на обучение ребенка. В научной литературе игры детей дошкольного и младшего школьного возраста принято называть дидактическими или познавательными, игры детей старшего возраста — интеллектуальными. Мы полагаем, что понятие " познавательные" распространяется практически на все типы детских игр. Термин " дидактические" (от греч. " поучение" ) правомерен по отношению к играм, целенаправленно включаемым в раздел дидактики (теории и методики обучения). Такие определения, как " обучающие", " учебные", " предметные" (имеются в виду игры по учебным предметам — литературные, математические, биологические и др.), входят в понятие " дидактические". Учебно-познавательная игра позволяет заложить в обучение предметный и социальный контексты, важные для будущей, трудовой деятельности. В играх данного типа моделируются адекватные по сравнению с обычным обучением условия формирования личности, необходимые для профессиональной деятельности в будущем. В " контекстном" обучении достижение чисто дидактических целей сливается с воспитательными, развивающими целями, что активизирует процесс познания. Начиная игру, нужно постараться сконцентрировать внимание собравшихся с помощью интересных приемов: представления гостей, церемониала знакомства; звуковых, световых, технических эффектов; кинопролога, музыкальной увертюры, общей песни, ритуала подъема флага и т.д. Организуя основную часть мероприятия, педагог должен попытаться объединить слово, образ, показ, творческую деятельность, конкурсность. Не следует забывать и о занимательности. Она может быть рассыпана по композиции (т.е. основной части), может быть собрана в один блок. Сюда относятся: общие песни, коллективные игры, конкурсы, забавы и аттракционы, танцы, концертные номера, сюрпризы, выступления гостей и др. Завершающая часть должна быть четкой, яркой, краткой. Здесь уместны: награждения, раскрытие секретов, коллективная оценка, принятие решения, ритуал, общая песня и т.п. Последнее включает в себя подведение итогов и анализ игры. Какие бы формы игры ни были избраны, они должны отвечать следующим требованиям: Игра должна содействовать сплочению коллектива. Иметь познавательное значение. Активизировать общественную деятельность учащихся. Обеспечивать мыслительную активность участников игры. Создавать условия для детского творчества. Соответствовать принципу: " Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц". При проведении игры педагогу необходимо помнить, что игра должна исключать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко. Некоторые игры требуют наличия инвентаря, различных предметов и атрибутов. Необходимо следить за их пригодностью. Вещи и предметы, используемые в игре, должны быть безопасны, удобны для детей и гигиеничны. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Ребята должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила и операции, знать точный перевод терминов и понятий, усвоить идею каждой игровой роли. Кроме того, игра по своему содержанию должна быть педагогична, ее выбор зависит также и от возраста играющих, их физического развития, кругозора. Конец игры должен быть результативным — победа, поражение, ничья. Он должен быть ярким, эмоциональным, содержать анализ.Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных очков, баллов или оценкой. Игра требует столь же внимательного отношения к себе, как и другие средства воздействия на ребят, например, труд. Игра важное средство развития и воспитания, средство живое, яркое, радостное. Помните: вся воспитательная сущность игр отражается в их правилах. Организуя познавательную игру, не стоит забывать и о зрителях. Чтобы привлечь внимание учащихся, можно использовать следующие приемы: красочное объявление; афишу; плакаты; рекламы, нестандартные по форме, сюжетные, с интригующим текстом; пригласительный билет; приглашение — письмо, открытку, визитку; " живую рекламу"; объявление по радио и телевидению. Отбирая игроков для участия в познавательной игре, необходимо заранее сообщить им тему программы, а также области знаний, о которых пойдет речь. Желательно указать список литературы, которой можно воспользоваться при самоподготовке. Это могут быть словари, справочники, энциклопедии. Их не обязательно читать от корки до корки, главное — найти ответ на нужный вопрос. При необходимости можно воспользоваться аудио-, видео- и наглядными материалами, а также услугами интернета. Возможна и организация консультаций, где участники могут индивидуально получить нужную информацию и задать интересующие их вопросы. Знания, полученные игроками, по достоинству оценит жюри, в которое могут войти учителя-предметники и специалисты разных областей. Желательно, чтоб их оценки были объективными, справедливыми и не вызывали спорных вопросов. Помните, что любая игра ни в коем случае не должна быть похожей на урок, дополнительную работу по изучению пройденного в школе материала. Главное, к чему должен стремиться педагог, — зажечь искорку интереса к той или иной области знаний. Только такая искра может вызвать цепную реакцию увлеченности, пытливости, поиска, создать ту атмосферу, в которой наиболее пышно произрастает древо познания. Конспект-занятие Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 759; Нарушение авторского права страницы