Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Малый офсет. Малые офсетные машины обычно предназначены для печати на листах формата А4 (297 x 210 мм), а также на листах А3 (двойной формат А4) или чуть больших, до 320x450 мм включительно.

Шелкография

.

Шелкографией называют способ трафаретной печати, в котором в качестве формного материала используются специальные нейлоновые или металлические сетки частотой 4-200 нитей/см и толщиной примерно 18-200 мкм. Обычно пробельные элементы формируют непосредственно на сетке фотохимическим способом. Для изготовления печатной формы может быть использован как сухой плёночный фотослой (капиллярная плёнка), так и жидкая фотоэмульсия, высушиваемая на сетке после нанесения. В обычном состоянии фотослой смывается водой. В подавляющем большинстве случаев экспонирование проводится контактным способом. После экспонирования УФ-излучением фотослой полимеризуется и перестаёт смываться водой, за исключением участков, не подвергшихся облучению (закрытые изображением позитива). Смытые участки сетки становятся печатающими элементами.

Печать может проводиться практически по всем материалам — бумага, пластик, ПВХ, стекло, керамика, металл, ткань, кожа и т. д. соответствующими красками. Краски могут различаться по типу связующего — водные, сольвентные (на основе растворителей), ультрафиолетового отверждения, пластизоли (требующие температурную фиксацию).

Также шелкография используется для печати деколей (переводных картинок) с последующем обжигом или без.
И для нанесения «Скретч» (стираемого) слоя для лотерейных билетов и карточек оплаты.

Своё название «шелкография» этот способ получил из-за патента процесса трафаретной печати, выданный в 1907 году под названием англ. Silk screen printing — печать шелковым ситом. Считается, что этот способ печати возник в глубокой древности, но современный вид трафаретная печать приобрела в середине прошлого века. Благодаря особенностям технологии шелкография позволяет печатать как на плоских, так и на цилиндрических поверхностях. Сейчас трафаретная печать применяется не только в полиграфии, но и в текстильной, электронной, автомобильной, стекольной, керамической и других отраслях промышленности.

Одной из особенностей шелкографии является возможность получать толстый красочный слой от нормальных 8 - 10 мкм до 500 и более (для офсета красочный слой составляет 1-2 мкм) с впечатляющей укрывистостью и яркостью цвета. Также можно широко использовать спецэффекты — глиттеры (блёстки), объёмную печать, имитацию бархата или резины.

Ризография

Одной из разновидностей трафаретной печати является ризография, которую относят к способам оперативной полиграфии. Ризография — печать с использованием печатной формы, изготовленной прожиганием термоголовкой микроотверстий в формном материале (мастер-плёнке) для образования печатающих элементов. Ризографию используют для оперативного размножения на бумаге одноцветной или многоцветной (полноцветная печать невозможна). Этот способ экономически эффективен при печати продукции небольшими тиражами (от 20 до 1.000 экз.). При сильном увеличении можно увидеть, что штрихи на оттиске состоят из точек и напоминают пунктирные линии. В качестве оригиналов могут быть использованы бумажные документы или файлы. Печать на ризографе производится с разрешением до 600 dpi. Ризограф (Дупликатор, Копипринтер) — это экологически чистое, быстрое и экономичное оборудование, которое может располагаться в любом помещении.

Области применения

Трафаретная печать является одним из технологичных способов печати. Она охватывает самые различные области применения: от ручных работ до высокотехнологичных промышленных решений, от самых малых форматов при изготовлении печатных плат до самых крупных плакатов порядка 3х6 м и от единичных экземпляров до больших тиражей. Способом трафаретной печати запечатываются бумага, текстиль, керамика и синтетические материалы в виде полотна, отдельных листов, а также такие изделия различного предназначения и формы, как банки, бокалы и панели.

Палитры красок характеризуются большим разнообразием. Находят широкое применение специальные краски для самых разнообразных областей. В трафаретном способе для печати иллюстраций находит широкое применение четырёхкрасочная печать. Применяемые для трафаретной печати аппараты, машины и устройства охватывают как обычные приспособления иустановки, используемые в кустарном производстве, так и большие машины для работ в промышленных масштабах.

 

Изначально тампопечать возникла в Швейцарии. Здесь с помощью данного метода наносили изображение на циферблаты всем нам хорошо известных швейцарских часов. Тогда еще эта процедура происходила посредством тампона из желатина, с помощью которого переносили изображение.

В ХХ веке была разработана и запущена первая электрическая машина для тампопечати.

Появившиеся позже тампоны из вулканизированного силикона повлекли за собой всплеск популярности и востребованности тампонной печати, наблюдающийся и по сей день.

В основе принципа тампонной печати лежит метод, напоминающий глубокую печать. Печатное изображение наносится с помощью тампона или роллера.

На данный момент с помощью этого метода запечатывают различные предметы с разными характеристиками структуры и формы (значки, теннисные мячи, шариковые ручки, одежду и т.д.).

Цифровая печать – Различаются: ч\б и цветные устройства. Лазерные и Струйные. Офисные, интерьерные и широкоформатные. Принтеры и копировальные устройства.

 

 

Офсетная печать

Для большей части изданий офсетная печать (листовая или рулонная) является единственно возможной. Электростатическая печать(цифровая) применяется, как правило, при изготовлении малых тиражей книг. Конкурентом вышеперечисленных способов остается только процесс высокой печати Другие способы печати – глубокая, трафаретная печать – используются довольно редко. Очень вредное пр-во офсетная печать

Хотя технические принципы офсетной печати остаются неизменными, используемые в книгопроизводстве офсетные печатные машины можно разделить на три основные категории. Это малые офсетные машины, листовые офсетные машины и рулонные офсетные машины.

Малый офсет. Малые офсетные машины обычно предназначены для печати на листах формата А4 (297 x 210 мм), а также на листах А3 (двойной формат А4) или чуть больших, до 320x450 мм включительно.

В книгопроизводстве такие машины используются для малотиражных изданий. Их применение эффективно при тиражах от 50 до 750 экз. Здесь обычно используются бумажные и пластиковые печатные формы, получаемые непосредственно с оригинал-макета с помощью автоматических систем изготовления форм (или с помощью определенных типов фотонаборных устройств).

Большинство оборудования этого типа предназначено для однокрасочной печати, но существуют также машины для двухкрасочной печати, используемые в основном для выполнения небольших коммерческих заказов.

Листовой офсет. Листовые офсетные машины составляют добрую половину от всего парка печатных машин. Формат листов для таких машин начинается с А3 и выше – от 320x450 мм до 1200x1600 мм или даже еще больше, КАК ПРАВИЛО используется в наружной печати.

Машины бывают одно двух , четырех, пяти и т.д до 10 секций с переворотом.

Число отт \час от 8000 до 15000

Малые тиражи от 200 до 5000 шт

Большие машины от А2 от 500 до 30000

И А1 от 1000 до 1000 000

Толщина бумаги до 1мм

Сушки ИК , УФ машины

Дополнительные секции сушки

Оснащаются стола просматровыми..денситометрами

Страны производители:Германия Гейдельберг, Ман Роланд, КБА Рапида

Япония: Сакурай,Шинохара. Райоби

Чехия(ромайор), Израиль, Россия(рыбинск, Планета)

Что печатают на машинах до А3 формата визитки, бланки конверты,

От А2 листовки буклеты плакаты ит.д

Рулонный офсет. Рулонные офсетные машины, как правило, используются для печати изданий с большим тиражом, и в особенности для многотиражной цветной печати. Здесь важно помнить, что они осуществляют не только печать, но и фальцовку листов: конечным продуктом для всех рулонных офсетных машин являются сфальцованные тетради, готовые к подборке и переплету.

Машины с сушкой имеют встроенное оборудование – обычно с газовым или электрическим нагревателем – в результате они допускают использование бумаги лучшего качества с меньшими абсорбирующими свойствами. Хотя оборудованием для сушки комплектуются и некоторые однокрасочные рулонные печатные машины, чаще всего это машины для цветной печати, имеющие от четырех до восьми печатных секций и способные работать с одним, двумя или тремя рулонами одновременно. Рулонные офсетные машины имеют два основных преимущества по сравнению с листовыми офсетными машинами: они гораздо более производительные, и в качестве готового продукта выдают сфальцованные тетради.

Но у них есть и недостатки: форматы, предлагаемые основными типами рулонных машин, довольно строго ограничены по сравнению с возможностями гибкого задания форматов для листовых машин, в результате чего имеет место больший расход бумаги и большее количество бумажных отходов.

Устройство офсетной машины

Однокрасочные односторонние машины. Это базовый тип печатных машин, используемых в офсетной печати. В своей типовой конфигурации они состоят из формного цилиндра, несущего печатную форму и расположенного в верхней части машины. Непосредственно рядом с формным цилиндром размещаются устройства увлажнения и подачи краски. Печатная форма сначала увлажняется; затем покрывается краской; далее изображение переносится на цилиндр. Бумага проходит между офсетным цилиндром и печатным цилиндром, расположенным под офсетным цилиндром.

 

В книгопроизводстве большие однокрасочные односторонние печатные машины используются в основном для черно-белых изданий с большим тиражом. Их можно, конечно, использовать и для цветной печати, хотя с точки зрения экономичности это вряд ли целесообразно. Для осуществления многокрасочной печати необходимо сделать четыре машинных прогона с каждой стороны листа, т.е. по сравнению со специальными четырекрасочными печатными машинами время цикла здесь увеличивается в четыре раза.

Процесс печати в четыре краски на однокрасочных машинах называется печатью "сырое-по-сухому", в противовес печати "сырое-по-сырому", используемой в специальных четырехкрасочных машинах, где каждая краска печатается непосредственно поверх предыдущей

 

Подготовка. Прежде всего, требуется подготовить для работы бумагу, выдержанную при нужной температуре и влажности. Стопка листов помещается на подающий стол печатной машины. Поверх этой стопы кладут некоторое количество макулатурных и новых листов для приладочных работ.

Далее готовят подающий и приемный механизмы, а печатные формы в каждой секции закрепляются на соответствующих формных цилиндрах, как правило с использованием штифтовой системы совмещения (приводки). Затем подготавливают к работе увлажняющие и красочные валики.

С печатных форм смывается защитный слой коллоида, машина запускается и печатаются нескольких листов книги. После этого производится точная настройка размещения форм каждого из блоков по окружности и в боковом направлении, чтобы добиться верного совмещения; печатаются еще ряд листов и проверяется расположение оттиска на листе.

В это же время проверяется красочная насыщенность оттиска. Подача краски при офсетой печати регулируется набором переключателей, каждый из которых управляет подачей краски для отдельной зоны или дорожки – кольцевой части поверхности формного цилиндра. Каждый переключатель настраивается до тех пор, пока количество краски каждой дорожки не будет обеспечивать наилучший результат при печати данной формы.

Во-вторых, следует как можно быстрее настроить систему подачи краски. Для этого предназначен ряд систем компьютерного управления, такие как MAN CCI фирмы Roland или CPC от Heidelberg. Их использование начинается с операции сканирования формы: новая, подготовленная печатная форма сканируется в компьютерный файл (на диске или ленте). Далее диск или лента передаются в устройство управления печатной машиной, которое автоматически активизирует настройку системы подачи краски для соответствующего комплекта используемых печатных форм.

При печати необходимо поддерживать постоянный баланс вода/краска, а также регулировать степень увлажнения и подачу краски в требуемых пределах. Необходимо постоянно следить за уровнем красочной насыщенности и точностью совмещения на оттисках и, если установлены шкалы оперативного контроля печати (см. раздел 6.3.2), они должны измеряться и оцениваться периодически путем сравнения с подписным листом-эталоном и цветопробой.


увеличить изображение
Рис. 10.10. Управление подачей краски является важным элементом для достижения качества офсетной печати

На приемном конце машины следует принимать меры против отмарывания краски путем нанесения специального защитного слоя из распылителя и аккуратного складирования, а также формировать удобные в обращении стопы листов, пригодные для отделочных работ.

Проблемы в офсетной печати

Дефект оттиска в виде затеков увлажняющего раствора можно отнести к типичным и часто встречающимся дефектам на оттисках офсетной печати. Он возникает при чрезмерной подаче увлажняющего раствора на печатную форму в процессе печати тиража. До появления этого дефекта печатник, скорее всего, не обращал внимания на необходимость регулирования подачи увлажняющего раствора, хотя на печатной форме был заметен его избыток. Появление затеков на оттисках сигнализирует о невнимательном отношении печатника к увлажнению и к подаче увлажняющего раствора.

Чрезмерная подача увлажняющего раствора приводит не только к появлению затеков, но и создает ряд других проблем:

  • образуется эмульсия «вода в краске», что снижает скорость высыхания краски и уменьшает ее интенсивность;
  • избыток увлажняющего раствора с печатной формы попадает на красочные накатные валики, а оттуда — в печатную краску, которая начинает эмульгировать ( Попадание увлажняющего раствора в краску, которая становится более “короткой”, накапливается на красочных валиках. При эмульгировании краска имеет матовую поверхность, переходит на увлажняющие валики, снижается интенсивность на оттиске, плохо закрепляется на бумаге) ;
  • возможно тенение (Появление на оттиске легкой сплошной вуали, которая наблюдается и на печатной форме) из-за изменения свойств печатной краски, особенно при возникновении эмульсии «краска в воде»;
  • может возникать перетискивание (переход печатной краски на оборотную сторону оттисков на приемном столе под воздействием веса верхних оттисков в стопе) или отмарывание (переход краски на оборотную сторону оттисков при их прохождении в машине);
  • с ухудшением свойств краски снижается качество оттисков, в частности уменьшается резкость изображения;
  • происходят деформации (растяжение) запечатываемого материала, что вызывает неприводку красок на оттиске.

РАСТИСКИВАНИЕ

Методы контроля

ШКАЛА ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ

Контрольная шкала, содержащая тест-элементы для оценки отдельных параметров печатного процесса (растискивания, скольжения, двоения, подачи краски, точности совмещения красок, воспроизведения светов и теней и пр.). Шкала расположена на обрезном поле печатного листа. Применяется при однокрасочной и триадной печати, как в пробной, так и при печатании тиража.

ШКАЛА ЦВЕТОВОГО ОХВАТА

В полиграфии - оттиск, содержащий цветовые поля каждой отдельной краски, двойные и тройные наложения красок в различных количественных соотношениях, а также наложения с черной краской. По шкалам цветового охвата, изготовленным на печатной бумаге разных видов, легко определить, получится ли при печатании конкретными красками заданный цвет. Шкалы цветового охвата находят широкое применение при контроле цветоделения.

Денситометр - это один из приборов, который предназначен для измерения оптической плотности изображения на фотоформе или на оттиске в проходящем или отраженном свете.

Плотности красок

 

 

СПЕКТРОФОТОМЕТР - оптический прибор, предназначенный для разложения сложных излучений в спектр и измерения мощностей выделенных участков. Спектрофотометр в полиграфии используют в компьютерных издательских системах для измерения цвета или его RGB- или CMYK-эквивалентов, а также совместно с программой управления цветом для создания цветовых профилей. Спектрофотометр используют также для контроля и оценки синтеза цвета в процессе печати на печатных машинах, для анализа цвета печатных красок и их смесей.

 

1. Цифровая печать и цветное копирование

 

Лазерные принтеры

Основная статья: Лазерный принтер

Технология — прародитель современной лазерной печати появилась в 1938 году — Честер Карлсон изобрёл способ печати, названный электрография, а затем переименованный в ксерографию. Принцип технологии заключался в следующем. По поверхности фотобарабана равномерно распределяется статический заряд, после этого светодиодным лазером на фотобарабане снимается заряд, — тем самым на поверхность барабана помещается скрытое изображение. Далее на фотобарабан наносится тонер. Тонер притягивается к разряженным участкам поверхности фотобарабана, сохранившей скрытое изображение. После этого фотобарабан прокатывается по бумаге, и тонер переносится на бумагу коротроном переноса, либо валом переноса. После этого бумага проходит через блок термозакрепления для фиксации тонера, а фотобарабан очищается от остатков тонера и разряжается в узле очистки.

Первым лазерным принтером стал EARS (Ethernet, Alto, Research character generator, Scanned Laser Output Terminal), изобретённый в 1971 году в корпорации Xerox, а серийное производство было налажено во второй половине 70х. Принтер Xerox 9700 можно было приобрести в то время за 350 тысяч долларов, зато печатал он со скоростью 120 стр./мин.

[править] Струйные принтеры

Основная статья: Струйный принтер

Принцип действия струйных принтеров похож на матричные принтеры тем, что изображение на носителе формируется из точек. Но вместо головок с иголками в струйных принтерах используется матрица, печатающая жидкими красителями. Картриджи с красителями бывают со встроенной печатающей головкой — в основном такой подход используется компаниями Hewlett-Packard, Lexmark. Фирмы , в которых печатающая матрица является деталью принтера, а сменные картриджи содержат только краситель. При длительном простое принтера (неделя и больше) происходит высыхание остатков красителя на соплах печатающей головки. Принтер умеет сам автоматически чистить печатающую головку. Но также возможно провести принудительную очистку сопел из соответствующего раздела настройки драйвера принтера. При прочистке сопел печатающей головки происходит интенсивный расход красителя. Особенно критично засорение сопел печатающей матрицы принтеров Epson, Canon. Если штатными средствами принтера не удалось очистить сопла печатающей головки, то дальнейшая очистка и/или замена печатающей головки проводится в ремонтных мастерских. Замена картриджа, содержащего печатающую матрицу, на новый проблем не вызывает.

Для уменьшения стоимости печати и улучшения других характеристик принтера применяют систему непрерывной подачи чернил.

Печатающие головки струйных принтеров создаются с использованием следующих типов подачи красителя:

  • Непрерывная подача (Continuous Ink Jet) — подача красителя во время печати происходит непрерывно, факт попадания красителя на запечатываемую поверхность определяется модулятором потока красителя. Утверждается, что патент на данный способ печати выдан(англ.) Вильяму Томпсону (William Thomson) в 1867 году.
    В технической реализации(англ.) такой печатающей головки в сопло под давлением подаётся краситель, который на выходе из сопла разбивается на последовательность микро капель (объёмом нескольких десятков пиколитров), которым дополнительно сообщается электрический заряд. Разбиение потока красителя на капли происходит расположенным на сопле пьезокристаллом, на котором формируется акустическая волна (частотой в десятки килогерц). Отклонение потока капель производится электростатической отклоняющей системой (дифлектором). Те капли красителя, которые не должны попасть на запечатываемую поверхность, собираются в сборник красителя и, как правило, возвращаются обратно в основной резервуар с красителем. Первый(англ.) струйный принтер изготовленный с использованием данного способа подачи красителя выпустила Siemens в 1951 году.
  • Подача по требованию (Drop-on-demand(англ.)) — подача красителя из сопла печатающей головки происходит только тогда, когда краситель действительно надо нанести на соответствующую соплу область запечатываемой поверхности. Именно этот способ подачи красителя и получил самое широкое распространение в современных струйных принтерах.

    На данный момент существует две технические реализации данного способа подачи красителя:
    • Пьезоэлектрическая (Piezoelectric Ink Jet) — над соплом расположен пьезокристалл с диафрагмой. Когда на пьезоэлемент подаётся электрический ток он изгибается и тянет за собой диафрагму — формируется капля, которая впоследствии выталкивается на бумагу. Широкое распространение получила в струйных принтерах компании Epson. Технология позволяет изменять размер капли.
    • Термическая (Thermal Ink Jet), также называемая BubbleJet — Разработчик — компания Canon. Принцип был разработан в конце 70-х годов. В сопле расположен микроскопический нагревательный элемент, который при прохождении электрического тока мгновенно нагревается до температуры около 500 °C, при нагревании в чернилах образуются газовые пузырьки (англ. — bubbles — отсюда и название технологии), которые выталкивают капли жидкости из сопла на носитель. В 1981 году технология была представлена на выставке Canon Grand Fair. В 1985-ом появилась первая коммерческая модель монохромного принтера — Canon BJ-80. В 1988 году появился первый цветной принтер — BJC-440 формата A2, разрешением 400 dpi.

[править] Сублимационные принтеры

Термосублимация (возгонка) — это быстрый нагрев красителя, когда минуется жидкая фаза. Из твёрдого красителя сразу образуется пар. Чем меньше порция, тем больше фотографическая широта (динамический диапазон) цветопередачи. Пигмент каждого из основных цветов, а их может быть три или четыре, находится на отдельной (или на общей многослойной) тонкой лавсановой ленте (термосублимационные принтеры фирмы Mitsubishi Electric). Печать окончательного цвета происходит в несколько проходов: каждая лента последовательно протягивается под плотно прижатой термоголовкой, состоящей из множества термоэлементов. Эти последние, нагреваясь, возгоняют краситель. Точки, благодаря малому расстоянию между головкой и носителем, стабильно позиционируются и получаются весьма малого размера.

К серьёзным проблемам сублимационной печати можно отнести чувствительность применяемых чернил к ультрафиолету. Если изображение не покрыть специальным слоем, блокирующим ультрафиолет, то краски вскоре выцветут. При применении твёрдых красителей и дополнительного ламинирующего слоя с ультрафиолетовым фильтром для предохранения изображения, получаемые отпечатки не коробятся и хорошо переносят влажность, солнечный свет и даже агрессивные среды, но возрастает цена фотографий. За полноцветность сублимационной технологии приходится платить большим временем печати каждой фотографии (печать одного снимка 10х15 см принтером Sony DPP-SV77 занимает около 90 секунд). Стоимость печатающих механизмов фотопринтера Canon Selphy CP-510 всего 59? 99.

Наиболее известными производителями термосублимационных принтеров являются Canon и Sony.

Фирмы-производители пишут о фотографической широте цвета в 24 бит, что больше желаемое, чем действительное. Реально, фотографическая широта цвета не более 18 бит.

 

Цифровой офсет

 

Формирование изображения в цифровых офсетных машинах второго поколения

Формирование изображения происходит следующим образом: ровный красочный слой формируется уже внутри модуля BID, и при сближении поверхностей BID и фотоформы происходит отрыв красочного слоя от модуля и его перенос на BID на тех участках, где достаточно велика разница потенциалов.

Такая технология обеспечивает формирование ровного слоя краски, что определяет равномерность запечатки плашек. Кроме того, машина с BID менее требовательна к обслуживанию.

 

Что такое цвет

[править] Физиология восприятия цвета

Средние нормализованные спектральные характеристики чувствительности цветовых рецепторов человека — колбочек. Пунктиром показана чувствительность палочек — рецепторов сумеречного зрения. Ось длин волн на графике имеет логарифмический масштаб

Ощущение цвета возникает в мозге при возбуждении и торможении цветочувствительных клеток — рецепторов глазной сетчатки человека или другого животного, колбочках. У человека и приматов существует три вида колбочек — «красные», «зелёные» и «синие», соответственно. Светочувствительность колбочек невысока, поэтому для хорошего восприятия цвета необходима достаточная освещённость или яркость. Наиболее богаты цветовыми рецепторами центральные части сетчатки.

Каждое цветовое ощущение у человека может быть представлено в виде суммы ощущений этих трех цветов (т. н. «трёхкомпонентная теория цветового зрения»). Заметим, что у птиц и рептилий зрение четырёхкомпонентно и включает рецепторы ближнего ультрафиолета, выше 300 нм. При достижении необходимой для восприятия цвета яркости наиболее высокочувствительные рецепторы сумеречного зрения — палочки — автоматически отключаются.

Субъективное восприятие цвета зависит также от яркости и скорости её изменения (увеличения или уменьшения), адаптации глаза к фоновому свету (см. цветовая температура), от цвета соседних объектов, наличия дальтонизма и других объективных факторов; а также от того, к какой культуре принадлежит данный человек (способности осознания имени цвета); и от других, ситуативных, психологических моментов.

Цветовая температура


Вы наверняка встречали в описаниях мониторов заявление о возможности выбирать цветовую температуру изображения, например, 6500 или 9300 К, а профессиональные модели обеспечивают даже плавную ее регулировку. Что это, такое - цветовая температура?

Понятие цветовой температуры в физике

Любое тело с температурой, отличной от 0 K, испускает излучение. Такое излучение называется температурным, или тепловым излучением. Для него характерен непрерывный спектр. По мере нагревания тело излучает сначала преимущественно в инфракрасной части спектра, затем в красной части видимого спектра, и далее с повышением температуры - в желтой, фиолетовой и ультрафиолетовой частях спектра. Например, разогретая добела металлическая пластина, остывая, меняет цвет от бело-голубого через желтый, оранжевый к ярко-красному, затем к вишневому и, наконец, становится темной, практически прекращая излучать в видимой части спектра.

Почему это происходит? Дело в том, что при нагревании тела максимум мощности излучения смещается из инфракрасной в ультрафиолетовую часть спектра. пример: если вы посмотрите на Солнце в зените, оно будет однозначно белым. Если же свет Солнца равномерно ослабить, оно приобретает желтоватый оттенок [1].

Тут вводится понятия черного тела и серого тела. Под черным телом в физике понимается тело, которое при любой температуре поглощает вс§ падающее на него излучение с любой длиной волны, ничего не отражая. Серое тело, в отличие от черного, не полностью поглощает падающее на него излучение, однако равномерно ослабляет излучение с любой длиной волны [2].

Черное тело, как и все остальные тела, при нагревании начинает излучать. И поскольку оно поглощает весь падающий на него свет, то спектральный состав излучения черного тела будет зависеть только от его температуры, то есть на спектр излучения черного тела не влияет свет, падающий на него от другого источника, поскольку он полностью поглощается.
температура Солнца (около 6500 К) и других звезд. Кстати, Солнце и звезды являются практически идеальными черными телами

 

Понятие цветовой температуры в колориметрии
В колориметрии к понятию цветовой температуры подходят с точностью до наоборот. В самом деле, если мы можем определить по составу спектра света цветовую температуру его теплового источника, то никто не может помещать нам определить спектральное распределение, опираясь на цветовую температуру.

Понятие "цветовая температура" в физике относится к тепловым источникам света и указывает, как распределится энергия по разным длинам волн в спектре источника света. Однако монитор не является тепловым источником - он же, в конце концов, не разогревается, как "лампочка Ильича"! Поэтому понятие "цветовой температуры" для монитора немного преобразовано: если на вашем мониторе установлена цветовая температура 6500 К, то при воспроизведении белого цвета он постарается максимально близко сымитировать спектр излучения черного тела, нагретого до этой температуры, - например Солнца [4]. Разумеется, это не означает, что ваш монитор будет нагреваться до такой температуры; это означает только, что распределение энергии в видимом спектре излучения монитора будет соответствовать распределению энергии в видимом спектре Солнца. Таким образом, нетепловые источники света метамерны идеальному черному телу (см. рис. 3, 7, 8 статьи). В таблице приведены уровни цветовой температуры для некоторых источников света.


Источник света Цветовая температура
Лампы накаливания 2800-3200 К
Люминесцентные лампы 4100 К
Ксеноновые лампы 5290 К
Импульсные ксеноновые лампы (вспышки) 6000 К
Дневной свет 6500 К
Северное небо 7500 К
1] Цвет Ощущение, которое возникает в мозгу человека после того, как световые излучения различного спектрального состава, отразившиеся от окрашенных поверхностей, попадают на сетчатку глаза. Аналогичное действие оказывают световые излучения, непосредственно испускаемые светящимися телами. Цвет характеризуется светлотой, цветовым тоном и насыщенностью. [2] Цветовоспроизведение Чтобы технически воспроизвести какой-либо цвет, необходимы три стадии. Первая - аналитическая. На этой стадии определяют, из каких количеств синих, зеленых и красных лучей состоит данный цвет. Вторая - градационная. На этой стадии определяют, как изменится последовательность светлот всего сюжета и, соответственно, цветов при воспроизведении. Третья - синтетическая. На этой стадии непосредственно воспроизводят цвет смешением излучений или окрашенных сред. Цветовоспроизведение бывает двух видов: аддитивное (излучениями) и субтрактивное (красками). [6] Окраска Это физические свойства поверхности предмета избирательно отражать или поглощать падающий свет. Она придает цвет ахроматической поверхности или изменяет его. Окраска делится на три вида. Первый - краска проникает в структуру окрашиваемого тела и изменяет его цвет. Второй - красящее вещество образует цветную непрозрачную пленку, покрывающую окрашиваемое тело. Третий - красящее вещество покрывает тело прозрачной окрашенной пленкой и совместно с цветом тела создает новый цвет. Указанные виды окраски могут действовать и совместно. Окраска физически может оцениваться спектральными кривыми отражения, пропускания или оптическими плотностями. [7] Световое излучение (Свет, видимое излучение) Это излучение, которое может непосредственно вызывать зрительное ощущение. Любые нагретые тела испускают излучения, которые называются лучистым потоком. Та часть излучений, которая эффективна по отношению к глазу (то есть глаз ее видит), называется световым потоком. Лучистый поток измеряется в ваттах, световой - в люменах. [19] Насыщенность Два оттенка одного тона могут различаться степенью блёклости. Например, при уменьшении насыщенности синий цвет приближается к серому. Степень выраженности цветового тона в цветовом ощущении. Насыщенность показывает, насколько цвет далек или близок к цвету монохроматического излучения того же цветового тона. В колориметрии за единицу принимается насыщенность цветов спектральных излучений. Глаз воспринимает спектральные излучения как самые насыщенные [10] Яркость Часть светового потока, который отражается от предмета и попадает на сетчатку глаза. насыщенные оттенки, относимые к одному и тому же цвету спектра, могут отличаться друг от друга степенью яркости. К примеру, при уменьшении яркости синий цвет постепенно приближается к чёрному. Обозначается буквой В. Численно равна отношению силы света источника в рассматриваемом направлении к площади проекции светящейся или отражающей свет поверхности на плоскость, перпендикулярную этому направлению. [11] Освещенность Эта величина показывает мощность светового потока, падающего на единицу площади поверхности. Измеряется в люксах (лк). [12] Светлота Общее ощущение, которое вызывают предметы, сильнее или слабее отражающие свет. Ощущения светлоты при просмотре изображения обычно имеют три ступени: света, полутона, тени. Просто сказать:Степень близости цвета к белому [13] Градация Последовательность оптических характеристик объекта (обычно это оптические плотности или логарифмы яркостей), расположенных по возрастанию или убыванию. Является мерой изобразительной информации иллюстраций. В программах обработки изображений представлена в виде регулируемого графика - Curves. [. [15] Оптическая плотность Логарифмическая величина, обратная коэффициенту пропускания t для пропускающих свет оптических сред и обратная коэффициенту отражения r для отражающих свет поверхностей. Обозначается буквой D и определяется по формуле D = lg(1/t) или D = lg(1/r). Иными словами, оптическая плотность есть мера почернения изображения. Оптическую плотность можно измерить при помощи специального прибора - денситометра - или визуально, сравнивая с ранее измеренной шкалой плотностей. [16] Оптическая среда Это среда, в которой распространяется световой поток. Прозрачная среда не рассеивает лучей света, мутная - рассеивает в различных направлениях. Если световой поток в основном отражается от поверхности, то среда - отражающая с той или иной степенью светорассеяния. Оптическая среда (ее иногда называют несамосветящимся телом) всегда уменьшает световой поток. Уменьшение равномерно по длинам волн, если среда ахроматическая, и избирательно, если цветная. Если оптическая среда преобразует одни лучи света в другие, то она начинает светиться сама. Такая среда называется люминесцентной. [17] Основные излучения, цвета, краски Под основными понимаются излучения, краски или цвета,. Смешивая основные в одинаковых количествах, получаем ахроматический цвет. Под одинаковым количеством понимают относительные количества, необходимые для получения ахроматических цветов. Например: если

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.158 с.) Главная | Обратная связь