Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция 2: Этнические общности Австралии и Океании



 

1. Этнические общности Австралии и Тасмании

2. Народонаселение Меланезии

3. Этнические общности Микронезии

4. Этнический состав Полинезии

 

Литература основная:

1. Этнография: Учебник / Под ред. Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова –

М., 1982.

2. Этнология: Под ред. Миськовой Е.В., Мехедова Н.Л., Пименова

В.В. – М., 2006.

Литература дополнительная:

1. Воляновский Л. Материк, который перестал быть легендой – М., 1990.

2. Кабо В.Р. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. – М., 1969.

3. Народы мира. Историко-этнографический справочник – М., 2004.

4. Тадевосов Г.Т. Этнология: Словарь-справочник. – М., 1998.

Основные понятия темы: аборигены, экзогамия, тотемистические центры, таро, ямс, батат, тапа, мана, “мореплаватели солнечного восхода”, кохау ронго-ронго, политеизм,

 

1. Этнические общности Австралии и Тасмании

 

Австралия и Океания самые малые части света, их общая площадь составляет 9 млн. кв. км., из них 7, 7 млн. приходится на австралийский материк. Население современной Австралии составляет 19 млн. На 95% оно состоит сейчас из потомков Европейцев и лишь 2% составляют коренные обитатели континента – аборигены.

В Австралию первые люди проникли около 40 тыс. лет назад из Юго-Восточной Азии. Они смогли это сделать, так морские пространства между Азией и Австралией были тогда гораздо уже. Нигде в Австралии не обнаружены даже примитивные формы земледелия и животноводства. Основой жизни всех без исключения племён служили охота и собирательство. Орудия труда очень просты и их набор был ограничен: деревянные копья, каменный нож и топор, деревянная дубинка или бумеранг.

На большей части Австралии жилище у аборигенов отсутствовало. Лишь у некоторых племён принято было сооружать временные хижины их веток и коры, но чаще всего обходились примитивными заслонами от ветра. Одежды в нашем смысле слова аборигены не знали, а ходили круглый год обнажёнными, но у ряда племён известен обычай ношения набедренных повязок из травы. На юге континента и на острове Тасмания известны плащи из шкур кенгуру. Этнологам удалось установить, что эффективность традиционной охотничьей и собирательской деятельности аборигенов настолько высока, что на добывание пищи у них уходило не более двух-трёх часов в день. В пищу у аборигенов шло многое из того, что европейцу и в голову не придёт считать съедобным: змеи, ящерицы, личинки насекомых, кенгуру, опоссумы. Использовались и растительные ресурсы: дикорастущие злаки, корнеплоды и фрукты.

Общественная организация аборигенов состояла из племени, локальной группы и семьи. Племя аборигенов насчитывало 50 человек, обладало определённой территорией, самоназванием, его представители разговаривали на одном языке, его представители осознавали себя особой культурной общностью. В то же время племя не имело общего вождя и других органов власти, оно редко собиралось в полном составе. Наиболее тесные контакты у аборигенов происходили в локальной группе – коллективе, не превышающем 50 человек. Костяк такой группы составляли мужчины, которые считались наследниками территории группы и хранителями священных мест. Жены же их происходили их других групп.

Семья у аборигенов могла быть полигамной (многобрачной), т. е мужчина мог иметь несколько жён. Наиболее важный обычай, который регулировал браки среди аборигенов – обычай экзогамии. Экзогамия – это обычай, запрещающий вступать в брак с человеком своего рода или локальной группы. Если у европейцев родственники и свойственники определяются и описываются по кровным отношениям, например, «брат отца», «сестра матери». То абориген с рождения оказывается в системе родственных групп, каждая из которых имеет для него определённое название, означающее набор его прав и обязанностей по отношению к его членам. Так, словом «мать» абориген называет не только женщину, которая его родила, а целую группу женщин, которые входят в его локальную группу.

Преобладающей формой верований австралийцев был тотемизм, т е. вера в сверхъестественное родство между какой-то группой людей, с одной стороны, и определённым видом животных или растений, явлением природы – с другой. У каждой группы аборигенов есть свой тотем, которого члены группы считают своим братом, священным символом их единства. В особых местах – тотемистических центрах – члены тотемной группы периодически совершают магические обряды, цель которых – обеспечить благополучие, плодовитость вида животных или растений, считающегося тотемом, и тем самым - своё собственное благополучие. Характерны для аборигенов и магические верования, т. е. представления о возможности человека сверхъестественным путём влиять на других людей и природу. Менее выражены в австралийской религии анимистические представления, хотя вера в злых духов и душу существовала. Аборигены Австралии не имели храмов и жрецов, хотя «специалисты» культа – колдуны и знахари – у них выделились.

После 1788 года – года основания первого в Австралии британского каторжного поселения – аборигены и их культура постоянно испытывали мощное разрушительное воздействие пришельцев. В итоге численность аборигенов за полтора века сократилась в 5 раз (с 300 тыс. до 60 тыс.). К середине 20 в. они уцелели лишь в пустынных местностях в центре и на западе Австралии, а также на севере, где из-за тяжёлого климата европейцы жить не могут. На острове Тасмания коренные жители полностью исчезли ещё в 70-х годах 19 в. Условия жизни аборигенов стали улучшаться лишь после второй мировой войны. Акции протеста аборигенов, а также выступления гуманистически настроенных англо-австралийских общественных деятелей привели к тому, что в 1967 годы в результате общенационального референдума аборигены были официально признаны гражданами страны. С тех пор многое изменилось к лучшему: численность аборигенов благодаря улучшению их материального положения и медицинской помощи практически восстановлена; аборигены получили все основные гражданские права, в том числе права на земли, которые сохранились у них к 70 – 80-м гг. 20 в.

Англо-австралийцы. Современная англо-австралийская нация берёт своё начало 26 января 1788 г. В этот день на побережье Австралии были высажены британцами 736 каторжан и 294 военных для их охраны. В формировании англо-австралийцев основную роль сыграли выходцы из Англии, Шотландии, Ирландии. В 30-50-х гг. 19 века на континенте стало бурно развиваться овцеводство и золотопромышленность, что привлекло в Австралию свободных поселенцев. С этого времени белое население стало расти быстрыми темпами. К началу 20-го века сформировалась англо-австралийская нация в результате объединения австралийских колоний Великобритании и получения новой страной статуса доминиона. Возникновению Австралии как единого государства и рождению англо-австралийской нации благоприятствовали тесные экономические и культурные связи, установленные между разными районами Австралии ещё в колониальное время.

Хотя все компоненты, из которых сложилась англо-австралийская нация, в значительной степени перемешались большинство белых австралийцев помнит страну исхода своих предков. Между потомками выходцев из Англии, Шотландии и Ирландии до сих пор сохраняются некоторые культурные отличия. Так, большинство австралийцев английского происхождения числится в приходах англиканской церкви, лица ирландского происхождения – в приходах католической, граждане шотладского происхождения – в приходах пресвитерианской церкви.

Англо-австралийская нация приобретала свои права и политические возможности постепенно. В 1949 г. стало официально использоваться наименование «австралиец», которое заменило определение «британский подданный». С 1959 г. в официальных переписях появилось наименование «австралиец» вместо прежнего «британец». В 1972 г. введён особый австралийский паспорт; в конце 1970-х гг., несмотря на значительные затраты, Австралия перешла на метрическую систему, поменяв мили на километры, футы на метры, фунты на килограммы. С 1984 г. в торжественных случаях вместо британского гимна «Боже, храни королеву», исполняется собственный гимн «Вперёд, прекрасная Австралия! ». В 1986 г. английская королева подписала «Австралийский пакт», предоставляющий Австралии самостоятельность в области законодательной, исполнительной и судебной власти. Тем не мене Австралия остаётся членом Британского содружества наций и британская королева по-прежнему считается главой австралийского государства.

Большинство англо-австралийцев живёт в индивидуальных домах в один и два этажа. Особенностью этих жилищ по сравнению с жилыми домами в Великобритании является наличие веранд. Сравнительно недавно австралийские жилища строили в крупных городах в основном из кирпича и крыли черепицей; в небольших городах, пригородах и сельской местности дом сооружался чаще всего из дерева, а в качестве кровли – гофрированное железо. В последнее время – современные мировые строительные материалы.

Подавляющая часть (86%) англо-австралийцев живёт в городах, причём основная масса горожан – жители 6 штатов, расположенных на побережье или вблизи его. Города Австралии сравнительно молоды: самые «старые» их них насчитывают 200 лет существования. В конце прошлого века лица, работавшие по найму ( рабочие, включая батраков, и служащие) составляли 87% всего самодеятельного населения. Большая части из них была занята в промышленности, торговле, финансовых учреждениях и сфере обслуживания. Доля населения, занятого в сельском хозяйстве, невелика.

2. Народонаселение Меланезии

 

В состав Меланезии, которая в переводе с древнегреческого означает «чёрные острова», входят Новая Гвинея, архипелаг Бисмарка, острова Д, Антраксто, Тробриан, архипелаг Луизиада, Соломоновы острова, острова Санта-Крус, Новые Гебриды, Новую Каледонию, острова Луайоте, Фиджи и Ротуму. Площадь Меланезии 969 тыс. кв. км., из которых 6/7 приходится на Новую Гвинею, второй по величине остров мира. В Меланезии живёт около 8 млн. человек.

Подавляющее большинство населения Новой Гвинеи составляют папуасские народы. Их общая численность сейчас составляет 4, 3 млн. человек (85% населения острова). В этническом отношении папуасское население острова делится примерно на 600 этносов. Большая часть этих народов невелика по численности и насчитывает от нескольких сот до нескольких тысяч. Самые крупные из папуасских этносов: энга (200тыс. человек), чимбу – 180 тыс.

Самой крупной языковой семьёй, на которой говорят папуасы, является трансновогвинейская семья. На ней говорит 85% всех папуасов. Кроме папуасов на Новой Гвинее обитают также народы, говорящие на австронезийских языках, Их обычно называют меланезийцами. По своей численности они сильно уступают папуасам (более 200 тыс. человек).

По своему внешнему облику (антропологическому типу) папуасы относятся к веддо-австралоидной расе, для представителей которой характерны тёмная кожа, чёрные курчавые волосы, карие глаза, слегка выступающая вперёд челюсть, широкий нос и утолщённые губы, а у мужчин – также обильно растущие борода и усы.

По своим занятиям подавляющее большинство папуасов – земледельцы. Основные возделываемые культуры – таро, ямс, батат, бананы, сахарный тростник, кокосовая и саговая пальмы, хлебное дерево. Традиционные орудия труда – каменный топор или тесло, сажальный кол и узкая лопата. Реже встречаются мотыги. Каменные и деревянные орудия сейчас вытеснены железными. Каждая папуасская семья имеет 5-6 участков в разных местах: на одном вскапывают землю, на другом производят посадку, на третьем и четвёртом – прополку, на пятом выкапывают из земли клубни, на шестой участок, где клубни выкопаны, пускают свиней.

Животноводство у папуасов развито слабо. Единственными домашними животными до прихода европейцев были свинья, собака и курица. В последнее время в некоторых деревнях появился крупный рогатый скот.

Рыболовство, если не считать нескольких прибрежных селений, развито слабо. Ремесло у папуасов ещё не отделилось от земледелия, Всё, кроме некоторых орудий труда и одежды, они делают сами.

Папуасы селятся обычно небольшими деревнями. В большинстве папуасских деревень число жителей не превышает 100-150 человек. Как и в некоторых других районах Океании взрослые мужчины живут у папуасов отдельно от остальных жителей, в особом мужском доме. Хижины у папуасов – свайного типа или наземные. Пол в свайных постройках состоит из бамбуковых стволов, в наземных – земляной. Стены сооружаются из бамбука и древесной коры, иногда - из грубо обработанных досок. Хижины кроются пальмовыми листьями, Форма дома прямоугольная, реже – круглая. Традиционное жилище сохраняется довольно стойко. Домов современного типа в деревнях мало.

Одежда мужчин-папуасов состоит из пояса, изготовленного из тапы (вымоченной и отбитой древесной коры). Он несколько раз обертывается вокруг бёдер и пропускается между ног. Женская одежда представляет собой юбочку из растительных волокон или травы. Украшения носят преимущественно мужчины. Это браслеты, ожерелья, серьги, носовые вставки. Украшением служат также татуировки и окраска тела. Женщины украшают себя значительно реже.

Пища у папуасов в основном растительного происхождения. Мясо употребляют редко. Приготовляют пищу в земляной печи, которая представляет собой яму, куда вперемежку с раскалёнными на костре камнями укладывают завёрнутые в листья куски пищи. Огонь раньше добывали трением. Сейчас используют спички, Покупают теперь и соль, а раньше добывали из золы.

Папуасы делятся на племена. Это довольно аморфные объединения, связанные единством языка и культуры, но не имеющие какой-либо племенной организации, племенных вождей и т.п. Род у папуасов отцовский. Несколько родов объединены в союзы, но это не племена, а либо группа родов, связанная общностью происхождения, либо группа соседних родов, находящихся в постоянном контакте. Союз родов самая крупная социальная организация, которая имелась у папуасов к моменту контактов с европейцами.

Традиционные верования папуасских народов заметно отличаются между собой. У некоторых групп важную роль играла такая примитивная форма верований, как тотемизм. Весьма широкое распространение получила вера в магию. Для многих групп папуасов было характерно почитание предков в примитивной форме культа черепов. В настоящее время большинство населения Новой Гвинеи исповедует христианство в форме протестантизма или католицизма. Однако христианизация папуасов имеет поверхностный характер, стойко сохраняются старинные верования: по местным понятиям, мужчина, не прошедший инициацию, не может считаться полноправным членом общества.

Меланезийцы. За пределами Новой Гвинеи основную часть населения составляют меланезийцы. В Меланезии проживают более 200 этносов. Они подразделяются на 2 основные группы: народы говорящие на австронезийских и папуасских языках. Первые, при этом, значительно преобладают. Народы Меланезии невелики по численности. Самый крупный из них – толаи на Новой Британии насчитывает 90 тыс. человек. Численность других этносов составляет несколько сот или несколько тысяч человек.

Среди меланезийцев преобладает меланезийский антропологический тип, для которого характерны тёмная кожа, толстые губы, широкий нос, умеренно курчавые волосы, среднеширокое лицо. Основное занятие меланезийцев – ручное земледелие. Важнейшие возделываемые культуры – ямс, таро, кокосовая пальма, хлебное дерево, бананы, пизанг, саговая пальма. Главной товарной культурой в Меланезии является кокосовая пальма. На островах Меланезии распространена подсечно-огневая система земледелия.

Вторая па значению отрасль экономики – рыболовство (почти исключительно морское), причём на небольших островах эта отрасль служит единственным средством существования. Рыболовство в Меланезии считается исключительно мужским занятием. Охота из-за бедности животного мира никогда не имела существенного значения для меланезийцев.

Из отраслей ремесла наиболее развито было у меланезийцев плетение из растительных волокон циновок, корзин, сумок. Ткачество не было известно, а гончарство было слабо развито, Им занимались преимущественно женщины.

Традиционные дома меланезийцев прямоугольные в плане и имеют массивную крышу, которая нависает над стенами. По форме она двускатная. В качестве кровельного материала используют листья пальмы, банана или пандануса. Стены делаются из циновок, плетня, травы, досок, бамбука, тростника. Иногда стены отсутствуют и жилище состоит из крыши на столбах. Кроме жилищ для отдельных семей в Меланезии были распространены вместительные мужские дома. Сейчас в Меланезии можно встретить и европейские дома. В них живут иностранцы и богатые аборигены.

Из средств передвижения важнейшее значение имели лодки. Использовали однодеревки, выдолбленные из дерева, крупные сшитые из досок лодки. Они были снабжены вёслами, однако иногда имелся и парус.

Одежда меланезийцев была минимальной. Кое-где она отсутствовала совсем. В большинстве же случаев одеждой служили набедренные повязки, передники, юбочки, пояса с пучком травы спереди. Они изготовлялись из тапы, травы, листьев, циновок и другого материала. Сейчас в меланезийских поселениях можно немало встретить людей, одетых в европейский костюм. Украшения (гребни, серьги, ожерелья, браслеты и т.п.) носят преимущественно мужчины.

Пищу меланезийцу приносит его хозяйство. Свиное мясо, и другие мясные продукты употребляются редко. Зато довольно часто аборигены едят рыбу. Мясо и рыба приготовляются в земляной печи. Огонь прежде добывался «выпахиванием» (трением острым концом палочки вдоль дощечки). Сейчас используют покупные спички.

По уровню общественного развития меланезийцы превосходят папуасов. Наиболее распространённая форма общественно организации у меланезийцев – сельская община, внутри которой выделяются несколько больших семей., часто принадлежащих к большим родам.. Земля является собственностью всей деревни., но каждая семья обрабатывает свой участок, сохраняя право на эту землю. Род на большинстве островов Меланезии – материнский. Повсюду строго соблюдается обычай экзогамии. Жена обычно поселяется в доме мужа.

К настоящему времени большинство населения Меланезии христианизировано. Однако эта христианизация во многом формальна. Наиболее типичным традиционным верованием является вера в некую таинственную силу, называемую мана, которая присуща разным предметам и явлениям природы, а также некоторым могущественным людям.

3. Этнические общности Микронезии

 

Микронезия по этническому составу значительно проще не только Папуасии, но Меланезии, но и Полинезии: здесь живёт лишь полтора десятка народов. Крупнейшие из них чаморро – более 70 тыс. человек; гилбертцы – 64 тыс.; маршальцы – более 25 тыс. Всё население Микронезии говорит на языках австронезийской семьи. В Микронезии можно наблюдать различные антропологические типы: полинезийский, меланезийский, южно-азиатский.

Ко времени первых контактов с европейцами население Микронезии занималось земледелием и рыболовством. Земледелие получило наибольшее развитие в Западной Микронезии. Чаморро – единственный народ Океании, возделывавший рис, народу белау было известно искусственное орошение. В Западной Микронезии выращивались также ямс, таро, бананы, кокосовая пальма, хлебное дерево, сахарный тростник. Земля обрабатывалась палкой с заострённым концом или каменной мотыгой.

В Восточной Микронезии земледелие явно уступало рыболовству. Оно достигло здесь высокой степени совершенства. Сети достигали 30-40 м. в длину и снабжались поплавками из колен бамбука.

Охота в Микронезии была развита слабо. Её объектами были птицы, летучие мыши, черепахи. Охотились островитяне с помощью копья и пращи. Из домашних животных были известны лишь куры и собаки.

Дома на Марианских островах, Палау и Яп возводились на каменных столбах и сваях, Крыши и стены домов делались из пальмовых листьев, Жилище на Каролинских, Маршалловых и островах Гилберта представляли собой четырёхугольное строение с двускатной крышей и без стен. Иногда дома знати сооружались на каменном фундаменте.

В качестве средства передвижения использовались лодки (обычно двойные или с балансиром).

Одежда повсюду была минимальной. Мужчины носили набедренные повязки, женщины – юбочки их травы или разрезанных листьев. На некоторых островах замужние женщины обёртывали бёдра кусками лыка, Кое-где одежда полностью отсутствовала.

В пищу употребляли рыбу, плоды выращиваемых растений, реже – кур и собак, а также добытых на охоте летучих мышей, птиц, и черепах.

Для Микронезии был характерен первобытнообщинный строй, находившийся на стадии разложения, Население делилось на сословия, между которыми существовали непреодолимые социальные барьеры. На некоторых островах, например на Яп, представители высших и низших сословий не должны были даже совместно есть, знатные не могли принимать пищу, которую готовили в одном горшке с едой простолюдинов. На некоторых островах были неравны по своему социальному положению целые деревни и округа.

Вместе с тем на большинстве архипелагов продолжал сохраняться материнский род, На островах Палау и Яп существовали мужские и женские союзы. Брак у меланезийцев был преимущественно парным, женщина занимала в семье и обществе высокое положение. Основной хозяйственной ячейкой была большая семья, а самой крупной социальной единицей – род. Лишь на островах Яп и Маршалловы возникли более крупные объединения.

Население одних островов полностью христианизировано, в то же время на других сохраняют силу прежние религиозные верования: культ предков, культ мёртвых, вера в душу и духов, некоторые элементы шаманизма. Нередко эти верования сосуществуют с христианством.

4. Этнический состав Полинезии

Полинезия – многоостровье – включает в свой состав архипелаги Тонга, Самоа, Таити, Маркизские, Кука; острова: Новая Зеландия, Гавайские, Пасхи и другие.

Расовый тип полинезийцев специфичен. Для него характерны тёмно-смуглая кожа, высокий рост, широковолнистые волосы, средняя степень развития третичного волосяного покрова, слегка прогнатное лицо и средневыступающий широкий нос.

Полинезийские языки относятся к восточноокеанийской ветви австронезийской семьи. Всего насчитывается три десятка отдельных полинезийских языков. Число самих полинезийских народов больше – 40. Среди полинезийских народов самыми большими являются: новозеландские маори, Самоа, Тонга, гавайцы, и таитяне.

Основными занятиями полинезийцев являлись( в том числе и сейчас) ручное земледелие и рыболовство. Главные культуры полинезийцев: кокосовая пальма, хлебное дерево, банан, ямс, батат, тыква, кабачки. Наиболее распространённым земледельческим орудием был деревянный кол, который сейчас вытеснен покупной железной лопатой. В отличие от Меланезии в Полинезии земледелием занимаются и мужчины и женщины, а на острове Тонга только мужчины.

Полинезийцы были искусными мореплавателями. Их даже назвали «мореплавателями солнечного восхода». Помимо малых судов для прибрежного плавания (лодки с балансиром и плоты) в Полинезии повсюду сооружались большие суда с двумя корпусами, несущими платформу и до трёх матч с прямыми и косыми парусами (пахи). Такие суда достигали 40 м в длину и до 10 в ширину. Самые крупные из них могли вместить до 300 человек. Скорость таких судов достигала 20 км. в час. Полинезийские суда сооружались без единого кусочка металла и исключительно каменными орудиями труда. Высокого уровня достигло и навигационное искусство полинезийцев. Направление плаванья полинезийские мореходы определяли главным по звёздам, которых они знали множество. На тренированный глаз «мореплавателя солнечного восхода» без труда находил на ночном небосводе даже такие звёзды, которые средний европеец без специальных оптических приборов и не увидит. Полинезийские навигаторы определяли чётко своё местонахождения и направление плавания по температуре, цвету, и солёности воды; направлению полёта птиц, форме облаков.

Полинезийское общество в прошлом было разделено на сословия-касты. Власть вождей высших рангов была безусловной. Неподчинение вождю простолюдина нередко каралось смертью. Сами вожди обожествлялись. При появлении вождя простой народ должен был в знак почтения обнажить тело и опуститься на землю. Обращаться к верховному вождю можно было только используя специальные выражения: так королевский дом нужно было называть «небесным облаком», его лодку – «радугой». Король почти никогда не обращался к народу сам, для этого существовали специальные вожди-ораторы. Вождь не мог сам брать пищу, для этого существовала почётная должность вождя-кравчего, который кормил «живого бога». Король не мог притронуться к земле без того, чтобы она не стала запретной для прочих. Поэтому, когда он покидал свою резиденцию, его носили на руках специальные носильщики.

Отмеченные правила связаны с очень важными для полинезийцев понятиями – табу и мана. Мана – это некая священная безликая сила, которая в различной степени концентрируется в предметах и людях. Чем больше мана – тем более священным считался предмет или человек. Король был средоточием максимального количества манна, раб – человек полностью лишённый её. Отношение к манна определялось понятием табу, которое означало не просто запрет, а целую серию предписаний правильного поведения, Неправильный поступок человека (преступление, поражение в поединке, даже нечаянное нарушение этикета) снижало количество манна, либо полностью уничтожало её, и это означало, что человек становился табу, т.е. в повседневной жизни окружающие избегали общения с ним боясь нанести вред собственной мана.

Сословья-касты в Полинезии были замкнутыми: принадлежность к ним передавалась по рождению от родителей; переход из одной касты в другую был невозможен. Все виды деятельности распределялись между кастами.

Религия полинезийцев определяется понятием политеизм. Они поклоняются большому количеству (несколько сот) богов, но главными считались четыре: Тане – солнечное божество, олицетворение мужского начала, бог-творец; Ту – бог войны; Ронго – бог – покровитель земледелия, олицетворение плодородия; Тангороа – бог – создатель Земли и людей. В Полинезии существовали храмовые центры, почитаемые на всех островах. Одним из самых известных был храм в местности Опоа на острове Раитеа в архипелаге Таити. Здесь существовала жреческая школа, куда даже из далёких мест знать привозила своих сыновей.

В Полинезии не было письменности как таковой, если не считать загадочных кохау ронго-ронго – деревянных пластин, покрытых пиктографией (рисунчатое письмо), найденных на о. Пасхи. Многолетние попытки расшифровать эти надписи успехом не увенчались, Некоторые учёные полагают, что рисунки с о. Пасхи – не письменность, а знаки, служившие для запоминания длинных молитв, которые читались жрецами во время храмовых обрядов.

В 19 в. почти все острова Полинезии были захвачены европейскими державами и США. В результате - Гавайские острова стали одним из Штатов США. Франция, захватив ряд островов, создала существующую ныне, Французскую Полинезию

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Водный баланс Австралии. Водообеспеченность материка. Артезианские бассейны.
  2. ЖУРНАЛИСТИКА АВСТРАЛИИ И ОКЕАНИИ
  3. Исторические общности людей (род, племя, народность, нация)
  4. Лекция 3: Этнические общности Америки
  5. Лекция 5: Этнические общности Азии
  6. Лекция, прочитанная Алексом Подолинским на ежегодном общем собрании Биодинамической сельскохозяйственной ассоциации Австралии в 1977 г.
  7. Лекция, прочитанная Алексом Подолинским на ежегодном общем собрании Биодинамической сельскохозяйственной ассоциации Австралии в 1978 г.
  8. Лекция, прочитанная Алексом Подолинским на ежегодном общем собрании Биодинамической сельскохозяйственной ассоциации Австралии в 1980 г.
  9. Лекция, прочитанная Алексом Подолинским на ежегодном общем собрании Биодинамической сельскохозяйственной ассоциации Австралии в 1981 г.
  10. Лекция, прочитанная Алексом Подолинским на ежегодном общем собрании Биодинамической сельскохозяйственной ассоциации Австралии в 1988 г.
  11. Национальный состав населения мира и этнические процессы


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1612; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь