Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР ПРИГИМАЛАЙСКОГО РЕГИОНА



 

Расы, языки, природа. На северо-востоке Южноазиатского субконтинента, на стыке Южноазиатской, Центральноазиатской и Юго-Восточноазиатской историко-культурных областей живут не только южные европеоиды, но и люди монголоидного антропологического типа. Речь идет о населении королевств Непала и Бутана, обитатели которых говорят на языках тибето-бирманской языковой семьи (ладакхи, бхотии, нева-ры). Монголоиды есть и в Республике Бангладеш, и в северо-восточном штате Индии — Ассаме, где они говорят на тибето-бирманских и мон-кхмерских (кхаси) языках. Наряду с ними (в равнинной части этих территорий) проживают ассамцы и бенгальцы, обладающие всеми чертами европеоидов.

Горный рельеф указанных районов придает расселению местных народов мозаичность: подчас население соседних долин отличается друг от друга и по языку, и в хозяйственно-культурном отношении. По мере подъема в горы земледелие на искусственных террасах (где выращивают рис, горох, горчицу, куку-

 

 

рузу) мало-помалу уступает место скотоводству, которое становится главным занятием населения, вместо обычных дхоти (мужская одежда) и сари (женская несшитая одежда — обычное одеяние сельских жительниц равнин) появляется шерстяная одежда и сапоги, вместо индийских верований широкое распространение получает буддизм. Замужние женщины северных горных долин не ставят на лбу тику, не красят пробор прически растительным красителем, как это принято у жительниц равнин Индии, но носят большое золотое кольцо в носу, а кисти рук и икры татуируют. У горных народов, некогда занимавших равнины, сохраняется общинно-родовой уклад жизни; они не придерживаются кастовой системы и индуизма, а сохраняют древние верования или буддизм; часть из них приняла христианство. Они с давних времен практикуют подсечно-огне-вое земледелие, что привело к почти полному сведению первоначальных тропических лесов. Место этих лесов заняли знаменитые на весь мир чайные плантации.

Хозяйство. Влажный жаркий климат и обилие рек (Ганг, Брахмапутра и др.), озер и прудов позволяют получать в течение года три урожая — осенний, зимний и летний — риса, служащего здесь основной продовольственной культурой. (Само слово «пища, еда» уже в древнеиндийских языках имело конкретное значение — «вареный рис».) Крупные народы Восточного Индостана занимаются пашенным земледелием, а у малых народов (мунда и дравидов) сохраняется ручное земледелие (подсечно-огневое и террасное). Регион богат полезными ископаемыми, и теперь Восточный Индостан — наиболее развит в промышленном отношении, что имеет немаловажное значение для включения некастовых племен в хозяйственную и общественную жизнь.

Огромную роль в жизни региона издревле играла транзитная торговля со странами Центральной Азии. 1 U-рез его города и оазисы проходили караваны, следовавшие Великим шелковым путем; местные жители выступали в этой торговле купцами-посредниками, проводниками и погонщиками.

 

 

«Чистейший лотос истины»: буддизм в Южной Азии. Господствующей религией здесь стал буддизм. Будда явился людям рожденным в 623 г. до н. э. земной женщиной — супругой правителя небольшого государства Южного Непала. Это был век Лао-Цзы и Конфуция в Китае, Зороастра в Персии и Пифагора в Греции. Назвали его Гаутама Сиддхартха. Повзрослев, принц Гаутама заметил, что люди болеют, стареют, умирают, задумываются о смысле жизни. Он решил помочь им в поисках истины и в 29 лет отправился в Индию, где в течение 6 лет бродил по долинам Ганга. К 35 годам он почувствовал близость истины и погрузился в медитацию. Медитируя, Гаутама и стал Буддой — просветленным, которому открыты все законы мироздания. Сорок пять лет ходил Будда по Индии и проповедовал свое учение на двух священных языках — пали и санскрите. Он ушел из жизни восьмидесятилетним.

Буддизм не приспособился к кастовой системе Индии и, в конце концов, практически исчез, сохранившись лишь в северных провинциях этой страны, южных районах Бангладеш, а также в Непале, Бутане, и Шри-Ланке.

Некоторые из символов и священных предметов буддизма значительно древнее его самого. Например, почитание смоковницы (под которой Сиддхартха достиг просветления) восходит к древнему культу деревьев. Колесо — старинный символ Солнца и царской власти — стало символом Учения (сама буддийская проповедь именовалась «поворотом колеса дхармы»).

Основным культовым сооружением являлась ступа — искусственный колоколообразный холм, как правило, увенчанный зонтом. Прообразом для них послужили встречающиеся в некоторых районах Индии курганы, относящиеся еще к добуддийской эпохе. В них некогда хоронили умерших в сидячем положении, в позе «йоги». Одним из наиболее распространенных типов сооружений в архитектуре буддизма являются дзонги — колоссального размера монастыри-крепости. В прошлом при возникновении опасности в дзонгах укрывалось все окрестное население.

 

В стены буддийских святилищ вмуровано большое число вращающихся молитвенных колес в виде деревянных барабанов с выгравированным на них религиозным текстом. Сделано это для того, чтобы молящиеся во время посещения храма могли вращать их руками: это символизирует многократное чтение молитвы. Монастыри играли значительную роль в политической жизни.

Как и у приверженцев индуизма, у буддистов покойников не хоронят, а сжигают на костре. Почетной считается кремация на берегу священных рек, особенно Багмати. Родные покойного облачаются в траурные одежды белого цвета, а сыновья умершего сбривают волосы, бороду и усы.

Для буддизма характерно большое число служителей культа — лам; в иных местах они составляют пятую часть мужского населения. Это связывают не только с духовными потребностями, но и с древним социальным институтом полиандрии (многомужества). В распространенных здесь крупных семьях старший сын обычно делит супружеские права на жену со своими братьями. Дети от такого коллективного брака считаются общими. Полагают, что полиандрия могла развиться из обычая калыма (выкуп за невесту): одну жену на всех братьев было легче себе позволить, чем платить калым за нескольких жен. Нередко младшие сыновья отказывались от женитьбы, становились ламами и уходили в монастыри. И сейчас в свадебной процессии рядом с женихом сидит его младший брат или племянник, который призван заменить жениха в случае его смерти и стать мужем его вдовы и отцом его детей.

 

Особенности семейного быта. В основе современного семейного быта по-прежнему лежат древние традиции, регулирующие жизнь любого члена общества. Еще не забыт обычай по утрам или в конце дня, перед отходом ко сну выражать свое уважение родителям, прикасаясь головой к ногам отца или матери. В Катманду (столице Непала) доныне сохранился культ живой богини Кумари. Ее выбирают из числа самых красивых и отважных девочек 4 —5-летнего возраста.

 

 

Живет Кумари в особом доме, в полной изоляции от внешнего мира. Только раз в год, в праздник Кумари-джатра ее сажают в повозку и провозят по улицам города. По достижении полового созревания пребывание Кумари в ее доме заканчивается, и на ее место выбирают новую живую богиню.

В 1963 г. был введен новый свод законов, формально отменивший кастовую систему. В Непале и Бутане между брахманами и членами других каст резких профессиональных различий не существовало. Это объясняется тем, что лишь немногие брахманы, иммигрировавшие из Индии, продолжали быть священнослужителями на новом месте.

 

5. ЕВРОПЕЙСКИЕ КОЛОНИАЛЬНЫЕ ЗАХВАТЫ В ИНДИИ

 

«Недовольство есть стимул к прогрессу» (Ма-хабхарата). Из европейцев первыми в Индию проникли португальцы. Васко да Гама с помощью арабского лоцмана открыл морской путь в Индию вокруг Африки и достиг порта Каликут на юго-западном побережье Индии. Это важнейшее достижение европейской цивилизации обернулось конфузом: привыкшие иметь дело с туземцами Африки или Америки португальцы привезли правителю Каликута в качестве подарков и образцов своих товаров для обмена бочонок меда, несколько кусков грубой ткани в полоску да пару ниток бус. Но драгоценности на правителе Каликута, встречавшем первые португальские корабли, стоили больше, чем все эти корабли, вместе взятые. Увидев скудные дары португальцев, он лишь рассмеялся. Европейцев прежде всего интересовали пряности, чрезвычайно ценимые в Европе как чуть ли ни единственное известное в ту пору средство консервации пищевых продуктов. Португальцы принесли в Индию католицизм и познакомили индийцев своих колоний с инквизицией. Людей тысячами отправляли на костер, нимало не беспокоясь о том, что общины христиан (так называемых сирийских) мирно обитали на юге Индии с первых веков нашей эры.

 

 

Торговые контакты португальцев с Индией начались с акций пиратства: у них просто не было достаточного количества товаров, способных заинтересовать индийских купцов. Португальцы положили начало европейским колониальным захватам в Индии. Теперь это уже прошлое, хотя и совсем недавнее: последние португальские «карманы» на индийской земле — колонии Гоа, Диу и Даман — были ликвидированы только в 60-е гг. XX в. Теперь Гоа — популярнейший во всем мире курорт. Одним из напоминаний об этом периоде индийской истории являются географические названия, например название крупнейшего порта страны — Бомбея, которое происходит от искаженных португальских слов «бом баия» — «хороший залив».

За португальцами последовали голландцы, французы... Топивале — «эти, в шляпах» — так в Средние века и в начале Нового времени индийцы называли европейцев. Употребляли и прозвище, распространенное на Ближнем Востоке, — «фиранги», т. е. франки. К ним относили португальцев, англичан, французов, голландцев, датчан, «руси».

Презрение к «туземцам» мешало европейцам перенимать сложившиеся за тысячелетия привычки, помогавшие приспособиться к индийскому климату. «Эти, в шляпах» упорно ходили в одеждах из тяжелого бархата или сукна, много пили, сохраняли преданность ростбифу и свиной отбивной. Возводя свои дома и поселки, англичане не обращали внимания на опыт здешней архитектуры, создавали себе маленькую Англию или Францию, даже кустарник стригли. Европейцы в этих местах редко праздновали свое пятидесятилетие, о чем свидетельствуют таблички старого английского кладбища форта Сент-Джордж в Мадрасе.

Особенно тяжелые последствия имела английская экспансия в Индию. Почти на два столетия Индия стала «жемчужиной Британской империи», а по существу — аграрно-сырьевым придатком Англии и рынком сбыта для ее промышленности. Англичане захватили в свои руки природные богатства и внешнюю торговлю Индии, стремились увековечить техническую отсталость

 

 

страны. Сбыт дешевых английских товаров привел к упадку индийских ремесел, снижению роли городов. Колонизаторы ввели систему постоянного земельного налога — заминдари, огромные земельные площади были изъяты из производства продовольствия и отданы под технические культуры — сахарный тростник и джут (стеблеволокнистое растение), хотя жизни многих индийцев постоянно угрожала голодная смерть.

Чтобы увековечить свою власть над Индией, английская колониальная администрация проводила политику разобщения населявших ее народов (вспомним уже упоминавшееся преимущественное использование сикхов и гуркхов в англо-индийской армии). По тем же причинам консервировалась кастовая система, разжигалась рознь между религиозными общинами, поддерживалась обособленность многочисленных мелких племенных групп. Их исконные земли при поддержке англичан захватывали индийские феодалы. Знаменателен итог британской национальной политики в Индии: после ухода англичан последовал раздел страны на два государства — Индию и Пакистан, сопровождавшийся кровавыми столкновениями между представителями индуистской и мусульманской общин.

Культурное влияние Англии на народы Южной Азии было ограниченным и противоречивым. Британское господство затормозило развитие индийской культуры, а в ряде случаев привело к утрате ее достижений. Накануне завоевания Индия по развитию культуры существенно не уступала Европе. Превращение страны в колонию привело к снижению уровня грамотности индийцев, консервации пережитков, бытовавших в индийском обществе, ориентации просвещения на нужды колониального управления и т. п. Многие памятники национальной культуры были уничтожены, разграблены или вывезены в метрополию. Заимствования в архитектуре кажутся искусственными и чуждыми традициям и культуре региона. Внезапный отрыв от остальной Азии был одним из самых значительных и прискорбных последствий английского владычества в Индии.

 

 

Хотя и не они определяют культурное воздействие Англии на Индию, можно привести и положительные стороны этого влияния. Англичане исследовали и разрабатывали природные богатства Индии, были вынуждены развивать медицинское обслуживание, систему образования, построенную по английскому образцу и включавшую в себя школьное образование, колледжи и университеты. Английский язык стал в Индии одним из языков межнационального общения, в ряде случаев более охотно используемым для этой цели, как «нейтральный» язык по сравнению с языками межнационального общения, возникшими на индийской почве, например хинди.

Для Южной Азии характерен процесс европеизации, который затронули святая святых индусского общества — семью, особенно в средне- и высшекастовых слоях населения. Мужья и жены стали называть друг друга по имени, мужья не только разрешают женам показываться в обществе посторонних мужчин, но и могут вести их под руку по улицам (по традиционному этикету жена должна идти на шаг позади мужа), девушкам даже разрешается выбирать себе мужа.

Само участие в борьбе против общего врага способствовало объединению индийцев, преодолению ими национальной, религиозной, кастовой обособленности, осознанию себя гражданами одного отечества.

 

НОВОЕ ВРЕМЯ – НОВЫЕ ВЕЯНИЯ

Экономика и этнические группы. В современной Индии национальные культуры переплетаются с интернациональной культурой человечества. Торговля и промышленность Индии и соседних с ней стран до начала XX в. развивались медленно. Характерно, что в этих отраслях хозяйства были заняты те слои общества, для которых они были наследственными профессиями в течение веков. Ахмадабад, новый центр текстильной промышленности, был ремесленным и торговым центром в эпоху Моголов и даже раньше. Среди гуджа-ратцев с древних времен было много купцов, ремес-

 

ленников и мореплавателей. Из них вышли теперь известные руководители промышленности и торговли. Марвари (кастовая община раджастханцев) из Радж-путаны контролировали внутреннюю торговлю и финансы. Они и поныне представляют крупный денежный капитал, но теперь принимают участие и в промышленности. У синдхов (крупный этнос в Пакистане и Индии) также сложились старые торговые традиции, и из своего центра в Шикарпуре или Хайдарабаде (на Инде) они распространили свою деятельность на Переднюю Азию и другие страны. Калькутта была и остается главным центром английского капитала и промышленности; в деловой сфере там господствуют англичане, но их влияние начинают оспаривать марвари и гуджаратцы. Бомбей стал центром принадлежащей индийцам промышленности, торговли, банковского, страхового дела и т. п. Доминирующее положение во всем этом занимают парсы (потомки персов-зороаст-рийцев), гуджаратцы, марвари. Маратхи преуспевают в медицине, адвокатуре, науке; из них выходят хорошие солдаты, большое число их занято в качестве рабочих на текстильных фабриках. Пенджабцы играют видную роль в мелкой торговле и кустарной промышленности.

Особенно интенсивно развивалась промышленность Индии во время Первой мировой войны, когда прекратился приток английских товаров.

После обретения независимости в 1947 г. страна достигла заметного прогресса в социально-экономической области. Главным направлением развития экономики Индии остается сельское хозяйство, обеспечивая существование 65% населения и составляя основную долю экспорта при том, что и пашут, и собирают урожай по-прежнему вручную. Во второй половине XX в. произошла индустриализация страны. Ее главной целью стали рост производства и повышение конкурентоспособности национальной экономики путем интенсивного внедрения рыночных механизмов и развития связей с иностранными вкладчиками капитала и поставщиками технологий. Крупнейшими торговыми партнерами Индии являются США, Япония и страны

 

ЕЭС. Основу экспорта за океан составляют текстиль и программное компьютерное обеспечение.

Важнейшим достижением индустриализации индийцы считают собственное ядерное оружие. Впервые ядерные испытания Индия провела 8 мая 1974г., а затем в мае 1998 г. Ядерная энергия дает стране электричество. В этом регионе ядерным оружием обладает также Пакистан. Между этими государствами до сих пор продолжается застарелый конфликт — спор по поводу территории Кашмира. Ядерные аргументы двух государств явно не способствуют конструктивному решению проблемы.

В Индии в сотрудничестве с Россией развиваются программы по освоению космоса. В 1969г. в Индии была запущена первая космическая ракета.

Индустриализация повлекла за собой более интенсивное складывание крупных наций. В соответствии с этим потребовалось изменить административное деление страны. Прежнее деление, отличавшееся чрезвычайной дробностью (в колониальный период в Индии насчитывалось более 600 княжеств) и резкими различиями в площади и населении между административными единицами, было заменено системой лингвистических штатов, совпадающих в основных чертах с территориями расселения индийских этносов. В их создании изначально большую роль играли местные индийские лидеры, затем во главе народов стали крупнейшие национальные партии: Совет народа Ассама, Федеральная партия Манипура, Керальский конгресс, Национальная конфедерация Джамму и Кашмира и др. Распространились такие понятия, как «ассамец», «бенгалец».

 

Языки и этнические процессы. Уже в рамках древней индийской литературы определились некоторые локальные литературы, предвещавшие будущее развитие национальных литератур. Некоторые из местных языков — хинди, бенгали, гуджарати, маратхи, урду, тамильский и телугу — стали литературными с давних пор, на них были написаны художественные и иные произведения (эпические поэмы, сборники песен

 

 

и стихов). Язык маратхи, например, сформировался с XIII по XVII в. в результате деятельности средневековых поэтов-проповедников, воспевавших красоту и милосердие Витхобы (местная ипостась Кришны). Серьезные труды чаще писали на санскрите или персидском языке; предполагалось, что каждый образованный человек знает один из них. Эти два классических языка долгое время играли ведущую роль и тем самым препятствовали развитию народных языков индийских провинций. Издание книг и газет преодолело сдерживающее влияние классических языков.

Вопрос о языке межнационального общения очень важен для любой страны с полиэтничным (многонациональным) населением. До сих пор не оставляется мысль о том, что таким языком может стать один из индийских языков. Существенную роль в осуществлении попытки формирования общеиндийского языка играет кинематограф. Полагают, что ближе всего к народной форме фильмы, озвученные на языке хинди. Их понимают даже на юге Индии, в Тамилнаде. Индийская кинематография использует хинди, в котором нет избытка слов ни из санскрита, ни из персидского языка. Газеты и художественная литература тоже стремятся очищать свой язык. Частично объединяющую функцию выполняет английский язык. Таким образом, для Индии характерен билингвизм (двуязычие) — использование местных языков в быту и на работе и английского — для общения с согражданами из других провинций и получения информации общечеловеческого значения.

 

Межэтнические конфликты. Государства Южноазиатского региона полиэтничны. Одно из центральных мест в их политической жизни занимает борьба за распределение власти и различных социальных благ между представителями отдельных этносов. Национальная политика не смогла обеспечить бесконфликтной социально-политической интеграции наций в общем государстве.

Показателен сингальско-тамильский конфликт в Шри-Ланке. Эта страна может быть отнесена к поли-

 

 

национальным государствам: сингалы составляют 3/4 всего населения, тамилы — чуть меньше 1/5, мавры и малайцы — более 7, 5%, бюргеры (потомки голландцев) — 0, 3%. Причиной межнациональной напряженности, возникшей уже в первые годы независимости (1950-е гг.), стал целый комплекс разногласий, уходящих корнями в прошлое.

Зачастую очень важным элементом самоопределения этноса становится религия. Для противостоящих национальных общин Шри-Ланки характерно почти полное совпадение этнической и конфессиональной принадлежности: сингалы на 95% буддисты, тамилы — на 90% индуисты.

С приходом к власти в стране националистически настроенных сингальских лидеров национальная политика была ориентирована на сингализацию — предоставление сингалам предпочтений в различных областях (политической, экономической, культурной). Сингальский язык был провозглашен единственным государственным языком. Для поступлении на государственную службу знание сингальского языка стало обязательным, результатом чего стало резкое сокращение числа тамилов на административной службе.

Посредническую миссию по урегулированию межобщинного конфликта в Шри-Ланке (перешедшему с 70-х гг. в вооруженную форму) приняла на себя 11пднм, организовавшая в 1985 г. переговоры противоборствующих сторон. Индийско-ланкийское мирное соглашение 1987г. признало необходимость сохранения суверенитета и территориальной целостности Шри-Ланки. Но впоследствии конфликт приобрел характер иорвбы за власть между различными тамильскими группировками, усугубляемой противостоянием сингальских националистических сил.

Этническую окраску может приобрести и межкон-фесенопальный (межрелигиозный) конфликт— в таком случае его называют этноконфессиональным. Ярким примером такого конфликта могут служить события в североиндийском штате Пенджаб. Раздел британской Индии в 1947 г. на два государства привел

 

к тому, что сикхи стали в Пенджабе религиозным меньшинством. На конфессиональные различия наложились экономические интересы: после образования независимой Индии сикхи стали испытывать жесткую торгово-предпринимательскую конкуренцию в городах.

Лидеры сикхов повели борьбу за создание панд-жабиязычного лингвистического штата. В 1960г. Пенджаб был объявлен двуязычным штатом, но это не удовлетворило ни одну из общин. Поэтому в 1966 г. территории Пенджаба с сикхским населением были выделены в отдельный штат с прежним названием, а территории с индусским населением стали новым штатом (Харьяна). К 80-м гг. XX в. сикхские экстремистские группировки пришли к идее создания сикхского государства — Халистана. Основные требования, предъявленные центральному правительству, касались проблем экономического, территориального и религиозно-символического характера. Среди притязаний остается и требование о признании сикхов отдельной нацией и предоставлении им на этом основании самой широкой автономии.

Начался рост экстремистских движений. Особой остроты конфликт достиг в середине 1980-х гг., когда с обеих сторон были совершены акты насилия. Центральное правительство приняло ряд военных мер против сикхов. Правительственные войска штурмовали главную сикхскую святыню — Золотой храм в г. Амритсаре, превращенный сепаратистами в крепость. Сикхские экстремисты, в свою очередь, совершили убийства премьер-министра Индии Индиры Ганди и лидера ведущей сикхской организации Лонговала, которому они не могли простить заключения компромиссного соглашения с центральным правительством страны.

Возможность отделения Пенджаба от Индии маловероятна. Путь террора и военных действий, избранный частью сикхской верхушки для достижения своих политических целей, не находит поддержки у народов Индии. Пенджаб интегрирован в общеиндийскую экономику. Значительная часть сикхской общины проживает за пределами Пенджаба. Дисперсное расселение

 

сикхов и индусов в Пенджабе сводит к минимуму возможность выкраивания территорий с «чисто» сикхским населением для создания будущего Халистана. Кроме того, успех сепаратистского движения зависит от иностранной военной помощи, объем которой для этого, как полагают, недостаточен.

ЕМ. Ларина

Глава 9


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1073; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.054 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь