Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Серии тематических проповедей



Подготовка тематических планов проповеди позволяет составить целую серию проповедей по некоторым обширным темам. И здесь мы наблюдаем почти неограниченное разнообразие для развития различных тем и сюжетов, но в связи с тем, что мы ограничены форматом книги, приведем всего несколько примеров.

" Портрет совершенного Человека" позволяет составить следующую серию проповедей:

" Любовь Иисуса"; " Лик Иисуса"; " Руки Иисуса"; " Слезы Иисуса"; " Крест Иисуса";

" Кровь Иисуса"; " Имя Иисуса".

Изучив приведенные выше примеры планов тематических проповедей, можно сделать вывод, что все пункты планов серии проповеди должны основываться не на названии, а на определенной теме, относящейся к ним. Например, для составления тематического плана под названием " Любовь Христа" можно использовать любую из тем: определение Его любви, проявление Его любви, объекты Его любви.

В случае, когда пастор усмотрит необходимость ознакомить своих прихожан с некоторыми ошибочными суждениями, он может выбрать основную тему " Распространенные заблуждения верующих" и составить серию проповедей:

" Заблуждения свидетелей Иеговы";

" Заблуждения мормонов";

" Заблуждения " христианской науки" ";

" Заблуждения адвентистов седьмого дня";

" Заблуждения мунистов";

" Заблуждения спиритизма".

Тема " Высокий уровень развития жизни" может служить основой следующих проповедей:

" Упорядоченная жизнь";

" Освященная жизнь";

" Содержательная жизнь";

" Жизнь в молитве";

" Полноценная жизнь".

Другая замечательная серия может называться " Истинно христианская жизнь", проповеди из этой серии будут называться так:

" Как стать истинным христианином";

" Как стать духовным христианином";

" Как стать полезным христианином";

" Как стать успокоенным христианином";

" Как стать счастливым христианином";

" Как стать побеждающим христианином".

В наше время особое значение приобретает тема " Христианский дом", в нее могут войти следующие проповеди:

" Создание христианского дома";

" Отношение жены к мужу и Богу";

" Ответственность мужа перед женой и перед Богом";

" Преимущества водительства";

" Домашняя дисциплина";

" Семейные ценности";

" Что угрожает христианскому дому";

" Счастливая семейная жизнь".

Тема " Изучение Библии" может объединять следующую серию проповедей:

" Истинна ли Библия? ";

" Не противоречит ли себе Библия? ";

" Можно ли доверять Библии? ";

" Как нам понять Библию? ";

" Можно ли доверять русским переводам Библии? ".

Изучение основных тем, изложенных в Библии, приведет к составлению серии проповедей. Рассмотрим для примера Первое и Второе послания к фессалоникийцам. Эти послания содержат несколько фундаментальных тем, из которых мы узнаем, как Павел проповедовал ранним христианам о Боге, Иисусе Христе, Святом Духе, Священном Писании, пути спасения, втором пришествии Христа, верующих, сатане. Все перечисленные темы могут быть изучены на основании текста одного или обоих посланий.

Для примера рассмотрим второе пришествие Христа. Изучая Первое послание, легко заметить, что в каждой главе упоминается тема второго пришествия. Таким образом, можно составить план:

 

Название: " Блаженство христианской надежды".

Тема: Влияние, оказываемое на верующего верой во второе пришествие.

I. Эта вера придает терпения (1: 10).

II. Эта вера обещает вознаграждение за труды (2: 19).

III. Эта вера утверждает сердца во святыне (3: 13).

IV. Эта вера утешает в печали (4: 13).

V. Эта вера обогащает молитвы (5: 23).

Обращает на себя внимание еще одна тема Первого и Второго посланий. Слово " братия" встречается по меньшей мере 24 раза в этих двух книгах - 17 раз в Первом послании и 7 раз во Втором. Анализ использования этого слова в контексте книги дает возможность подготовить ряд интересных проповедей, связанных между собой.

Прежде чем закончить обсуждение темы серии проповедей, следует отметить, что при подготовке проповедей, связанных между собой одной темой, важно соблюдать два правила. Во-первых, проповеди не должны быть длинными. Даже если проповеди серий отличаются определенным разнообразием, аудитория быстро теряет интерес, когда одна и та же тема обсуждается слишком долго. Во-вторых, проповеди, составляющие одну серию, должны следовать друг за другом в определенном логическом порядке. Небрежное расположение таких проповедей не окажет того воздействия, какое могут оказать проповеди, тщательно подготовленные и находящиеся в верном порядке. Если серия проповедей тщательно спланирована, слушающие легко определят логическую связь между ними. Это также будет поддерживать интерес аудитории по мере приближения к кульминационному моменту.

Заключение

Мы еще далеко не исчерпали тему подготовки тематической проповеди, но студент, внимательно изучивший эту главу, очевидно, уже освоил основные принципы составления плана тематической проповеди, изложенные в ней.

Упражнения

1. Составьте план проповеди по одной из тем, перечисленных в главе " Разнообразие тем". Убедитесь, что каждый пункт вашего плана раскрывает тему и обоснован библейскими цитатами.

2. Составьте план проповеди по выбранной вами теме, каждый пункт обоснуйте текстом Библии. Следите за соблюдением принципов, изложенных выше.

3. Найдите значимое слово или выражение, неоднократно встречающееся в Новом Завете, и составьте план проповеди на основе этого слова или выражения.

4. Подберите одну обширную тему и 6 подходящих к ней названий для серии проповедей. Составляя список этих названий, подумайте над максимально эффективным порядком их расположения. Составьте план одной из проповедей серии.

5.В соответствии с правилом четырех основных принципов подготовки тематической проповеди составьте план тематической проповеди " Ценности Бога", в котором пункты будут представлять собой сравнение детей Бога и ценностей Бога.

6. Изучите Послание к Филиппийцам и составьте список пяти фундаментальных тем. Составьте тематический план одной из проповедей на какую-либо из этих тем.

7.При помощи приложений к Библии произведите анализ слова " прощать".

Текстуальная проповедь

Определение

Принимаясь за изучение текстуальных планов проповеди, надо отметить, что они значительно отличаются от тематических планов проповеди. В тематической проповеди определяющим пунктом являлась тема, в текстуальной же проповеди мы основываемся на тексте. Обратите внимание на определение текстуальной проповеди: Текстуальная проповедь - это проповедь, составные части которой основываются на тексте, представляющем собой небольшой библейский отрывок. Каждая составная часть ее служит указанием, а текст составляет тему проповеди.

В соответствии с этим определением, основные пункты плана текстуальной проповеди берутся непосредственно из текста. В этом отношении пункты плана должны строго находиться в рамках текста.

Текст может представлять собой строку из библейского стиха или целый стих, или даже 2-3 стиха. Некоторые авторы трудов по гомилетике не ограничивают размеры текста для текстуальной проповеди, но мы возьмем за правило не использовать для одной проповеди более трех библейских стихов.

Вторая часть определения гласит, что каждый тезис, составленный на основе текста, служит " указанием". Это значит, что пункты плана предназначены для указания, какие положения будут упомянуты в проповеди. Иногда текст столь многозначен и насыщен, что можно пропустить некие истины и утверждения, способные помочь раскрытию темы проповеди. Иногда, чтобы раскрыть названную тему, необходимо обратиться к иным библейским отрывкам. Иными словами, основные пункты плана текстуальной проповеди Должны быть составлены на основе текста, но логическое развитие этих тезисов может опираться как на этот текст, так и на другие библейские отрывки.

Далее в определении говорится, что " текст составляет тему проповеди". Это и есть основное отличие от тематической проповеди, где мы начинаем работать, исходя из темы или сюжета. В данном случае мы будем начинать наш анализ с изучения текста, где и указаны основные идеи проповеди.

Примеры планов текстуальной проповеди

В качестве первого примера обратимся к тексту книги Ездры 7: 10, где говорится: " Потому что Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде".

Внимательно изучив этот отрывок, мы заметим, что стих посвящен целям жизни Ездры; таким образом, можно составить следующий план:

I. Он посвятил себя изучению Слова Божьего (" Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень" ).

II. Он посвятил себя исполнению закона Божьего (" и исполнять его" ).

III. Он посвятил себя обучению закону Божиему (" и учить в Израиле закону и правде" ).

Подходящей темой в данном случае будет изучение целей жизни Ездры.

Каждый наш тезис, в соответствии с определением, будет " служить указанием", то есть определять то, что следует рассказать о выбранном тексте.

В первой части проповеди мы будем говорить о цели Ездры изучать Слово Божие. Однако в Ездры 7: 10 не содержится достаточно информации для раскрытия первого тезиса плана, значит, нам надо найти другие библейские источники для нашей проповеди.

Изучив контекст Ездры 7: 10, мы увидим, что в 6м стихе той же главы говорится: " Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь, Бог Израилев". В стихах 11, 12 и 21 также говорится, что Ездра был " учителем закона Бога небесного". Далее, стихи 14 и 25 указывают на то, что познания Ездры в области закона Божьего были признаны даже Артаксерксом, царем Персии. Таким образом, мы узнаем, что Ездра имел глубокие знания закона Божьего, но не был удовлетворен своими знаниями и посвятил себя более глубокому изучению закона. И делал он это, несмотря на соблазны и безнравственность, царившие в верховном суде, где он, как известно, занимал высокое положение.

Читая Слово Божие, включающее исторические книги и Псалтирь, Ездра, безусловно, получал глубокие впечатления. В книге Иисуса Навина 1: 8 он мог прочитать: " Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно". В Притчах 8: 34-35 он прочитал: " Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих! Потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа". Затем, в Иеремии 29: 13, он мог прочитать призыв Бога к нему: " И взыщите Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим". Наверняка подобные отрывки запали в душу " учителю закона Бога небесного совершенному" из Вавилона и вдохновили его, со всеми его знаниями закона Божьего, искать всем сердцем более сокровенные знания.

Сравнив вышесказанное с первым тезисом, можно вывести два подпункта. Обратите еще раз внимание на первый основной пункт плана " Он посвятил себя изучению Слова Божьего" и проследите, как ход нашей мысли привел нас к подпунктам, то есть к тому, что мы еще можем сказать по первому тезису:

1. Он сделал это, несмотря на высокое положение в суде.

2. Он стремился к познанию всем сердцем.

Второй основной пункт плана по Ездры 7: 10 гласит: " он посвятил себя исполнению закона Божьего". В соответствии с определением текстуальной проповеди второй пункт плана служит указанием, чему следует уделить внимание при раскрытии этого тезиса. Итак, мы должны обсудить исполнение Ездрой закона Божьего; таким образом, можно предложить следующие подпункты:

1. Посвятил себя исполнению закона Божьего с готовностью.

2. Посвятил себя неукоснительному исполнению закона Божьего.

3. Посвятил себя постоянному исполнению закона Божьего.

В Ездры 7: 10 ничего не говорится о том, кто и как должен был исполнять волю Бога. Это можно узнать из других частей книги Ездры, особенно из глав 8 и 9.

В третий пункт плана, в котором говорится о том, что Ездра посвятил себя обучению закону Божиему, можно выделить следующие подпункты:

1. Он обучал с душевной радостью.

2. Он обучал Божий народ.

В тексте не говорится о том, что Ездра учил Слову, чтобы объяснить всем его смысл, это станет ясным при прочтении книги Неемии 8: 5-12.

Записывая план проповеди по Ездры 7: 10 полностью, мы еще яснее понимаем, что каждый основной пункт этого плана служит указанием. Подпункты представляют собой дальнейшее развитие идеи, указанной в основном тезисе, но материалы, используемые для раскрытия темы, имеют отношение к другим библейским отрывкам.

 

Название: " Тот, кто ставит главное на первое место".

Предмет: Цель жизни Ездры.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1847; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь