Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Упражнения III юношеского разряда для четырех мальчиков



Расценка элементов

I. Пирамида: нижний лежит на 10, 0 спине, ноги подняты; средний — в полуприседе, опираясь лопат­ками на ступни нижнего; второй средний — в стойке плечами на руках нижнего с опорой на его колени; верхний — в стойке на коленях среднего, который под­держивает за пояс (рис. 168) II. Пирамида: нижний лежит на 10, 0 спине; средний — в полуприседе за головой нижнего лицом к не­му; второй средний — на бедрах среднего (полуколонна); верх­ний — в стойке плечевым хватом на руках нижнего с поддержкой второго среднего (рис. 169) III. Исходное положение — средние в полуприседе боком друг к другу, верхний — лицом к средним в 2—3 шагах от них; нижний — за средними (рис. 170):

1. Верхний — броском средних 2, 0
под ступни прыжок вверх-вперед
через них, приземляясь перед
нижним с его поддержкой за
руки

2. Верхний —прыжком встать на 1, 0
бедра нижнего, отклониться
назад

3. Верхний — соскок на пол, пе­ 2, 0
рекат назад в упор на лопатки
подняв ноги и броском нижнего

за голени полупереворот назад

4. Верхний — прыжок вверх-на­ 2, 0
зад на соединенные руки средних

5. Верхний — сальто назад в
группировке из седа с поддерж­
кой средних во время призем­
ления

Ну вот, ребята, мы и разобрали уп­ражнения всех видов акробатики. К


Рис. 170

нашей общей радости, мы с Андреем Ивановичем видим, что программа III разряда доступна для вас. Чтобы вы­полнять ее более качественно, на сле­дующем заседании клуба мы рассмот­рим правила судейства акробатичес­ких упражнений, а затем проведем учебные соревнования (прикидку). Ак­робатам, отлично справившимся с программой III юношеского разряда, мы подготовим новые, более сложные и интересные задания.

Восьмое заседание клуба. Изучение правил соревнований и организации судейства

Знание правил соревнований по­могает избавиться от многих ошибок, поэтому советую очень серьезно от­нестись к их освоению.

В каждом виде спорта имеются свои правила выполнения упражне­ний, за соблюдением которых внима­тельно следят и участники, и судьи.



Например, при прыжках в длину су­ществует одно главное правило, за­прещающее переступать линию оттал­кивания. Прыжок легкоатлета, пере­ступившего ее хотя бы на несколько миллиметров, даже не замеряется. Вместе с тем судьи совершенно не принимают во внимание длину раз­бега, его скорость, красоту или ус­тойчивость приземления. Совсем иной подход судей к оценке акробатичес­ких прыжков: если акробат после вы­полнения сальто хотя бы слегка кос­нулся пола рукой или коленом, саль­то считается невыполненным. Кроме того, оценке подлежит не только уп­ражнение в целом, но и каждое от­дельное движение или поза. Если спортсмен не освоит особый, гимна­стическо-акробатический, стиль вы­полнения движений, он не сможет получить высоких оценок.

Для гимнастического стиля харак­терны четкие и выразительные дви­жения, легкое и свободное исполне­ние. Освоение стиля можно сравнить с приобретением почерка: у перво­классника, научившегося ровно и чет­ко писать палочки и буквы, будет в дальнейшем более красивый почерк, чем у того, кто не добился совершен­ства в чистописании. Изменить по­черк или стиль в дальнейшем почти невозможно. Не случайно так много внимания уделяют учителя четкости и правильности письма в первые го­ды обучения, а тренеры — точности в выполнении движений.

Как же вам вырабатывать гимна­стический стиль и контролировать се­бя? Доступнее всего обоюдная про­верка друг друга — взаимообучение. Каждый из вас должен знать основы техники разучиваемых упражнений, своевременно подмечать отклонения от правильного выполнения и добивать­ся исправления замеченных ошибок. Легче всего осуществлять такой конт­роль на простейших положениях и эле­ментах. При переходе к более слож­ным упражнениям происходит то же самое, что и при письме: научивший­ся красиво писать буквы так же хо­рошо напишет и слова, состоящие из них, а хорошо освоивший простейшие элементы и упражнения сохранит


этот стиль и во время выполнения более сложных упражнений.

Судейство вольных упражнений

Упражнения III юношеского раз­ряда оценивают двое или трое судей. Максимальная оценка за исполне­ние— 10 баллов. При любом откло­нении от образцового выполнения из этой суммы производятся сбавки:

— за мелкие ошибки —0, 1 балла,

— за значительные —0, 3 балла,

— за грубые — 0, 5 балла.

— за невыполнение элемента — полная его стоимость.

Мелкие ошибки: неточности в положении тела, рук, головы, ног; недостаточно оттянуты или разведены носки ног; не полностью выпрямле­ны ноги или разведены колени; пе­реступания одной ногой или незначи­тельные колебания для сохранения равновесия.

Значительные ошибки: не­плотная группировка при кувырках и перекатах, при выполнении равнове­сия нога ниже уровня головы; незна­чительное сгибание тела в стойке на лопатках; прыжок сделан неточно или с потерей равновесия до двух шагов.

Грубые ошибки: отсутствие группировки в перекатах, кувырках; мост с согнутыми руками и ногами, значительное сгибание тела в стойке на лопатках; отсутствие прогибания в равновесии; потеря равновесия с тре­мя переступаниями или шагами; удер­жание равновесий и мостов менее 3 сек.

Ошибки невыполнения: до­полнительная опора рукой или коле­ном при кувырках, перекатах, мостах, стойках, равновесиях; подсказывание или помощь со стороны; удержание стоек, равновесий или мостов менее 2 сек.

При судействе парных и групповых упражнений кроме перечисленных ошибок могут быть нарушения согла­сованности движений. Если судьи за­метят, что один из партнеров отстает или спешит, то сделают следующие сбавки:

0, 1 балла — за неодновременное


выполнение отдельных элементов в пределах до 1 сек.;

0, 3 балла — за отставание или опе­режение в отдельных элементах на 2—3 сек.;

0, 5 балла — за несогласованное вы­полнение всего упражнения.

Каждый судья самостоятельно под­считывает сумму сбавок за все допу­щенные ошибки и вычитает эту сум­му из 10 баллов. Свою оценку он по­казывает участникам, зрителям и дру­гим судьям. Окончательную оценку выводит старший судья: при двух оценках складывает их и делит попо­лам, при трех — отбрасывает высшую и низшую, а среднюю оставляет как окончательную.

Думаю, что это не так сложно, и предлагаю попробовать. Галя будет выполнять упражнение, а Саша, Пе­тя и Аля судить. Саша — старший судья. Вот вам оценочные книжки с цифрами, обозначающими целые и де­сятые доли балла. Галя, выйди на исходное положение, стань лицом к судьям в стойку «смирно» и после разрешения старшего судьи начинай упражнение. Закончив его, также по­вернись к судьям, а потом уходи. Судьи, будьте внимательны!

Теперь приготовьте оценки и все вместе покажите их по команде Са­ши. Показали: 9, 1; 9, 1; 9, 2. Саша, по­кажи окончательную оценку. Пра­вильно— 9, 1 балла.

Сейчас упражнение выполнит Аля, оценивать будут Петя и Галя. Петя, ты старший судья. Вызывай.

— Для выполнения вольных уп­
ражнений вызывается Аля Мосоши­
на, — объявил Петя.

После того, как Аля выполнила упражнение, Петя скомандовал:

— Оценки приготовить. Показать!
9, 0; 9, 3. Окончательная оценка 9, 15
балла.

Петя справился с задачей, да и все ребята, вероятно, поняли принцип выведения оценок.

Судейство прыжков

Осуществляется по тому же прин­ципу и с теми же сбавками, но имеет некоторые особенности. Середина до-


рожки во время соревнований отме­чается линией, являющейся ориенти­ром точности выполнения упражне­ний для участников и судей. Края ограничиваются двумя боковыми ли­ниями, расстояние между которыми равно 1, 5 м. Если участник, выпол­няющий упражнение, сместился за боковую линию, ограничивающую ши­рину дорожки, то все прыжки, испол­ненные за ее пределами, не засчиты­ваются. Если при выполнении упраж­нения, состоящего из трех элементов, последнее заканчивается за линией, оценивать такое упражнение следует из 5, 5 балла, даже в том случае, ес­ли оно сделано без заметных ошибок.

И еще. Упражнения, состоящие из нескольких элементов, должны выпол­няться в заданном темпе или с его ускорением. При полной остановке участника в какой-либо части упраж­нения все элементы, выполненные после остановки, не засчитываются.

Специфичные ошибки прыжков.

Мелкие (0, 1 балла): незначи­тельное сгибание или разведение ног и рук; незначительная потеря темпа или отклонение от средней линии; не­большой шаг или подскок при при­землении; небольшие отклонения в технике выполнения переворотов и поворотов.

Значительные (0, 3 балла): значительное сгибание или разведе­ние ног и рук; большой шаг (выпад) или два переступания при приземле­нии; значительная потеря направле­ния (отклонение до ограничительной линии); значительная потеря темпа движения; значительные отклонения в технике выполнения элементов.

Грубые (0, 5): потеря темпа, близкая к остановке; пробежка в три и более шага после приземления; сход за ограничительную линию одной ру­кой или ногой; приземление на сог­нутые ноги или мах согнутыми нога­ми при переворотах; небрежное ис­полнение упражнения.

Судейство парных и групповых упражнений

Участники парных и групповых уп­ражнений обязаны:


ИЗ


а) выступать в единой спортивной
форме;

б) одновременно и четко выходить
на ковер и уходить с него после вы­
полнения упражнений;

в) выполнять упражнения III юно­
шеского разряда точно в соответст­
вии с записью: без изменений, допол­
нений, перестановок и пропусков эле­
ментов;

г) все балансовые элементы (под­
держки, упоры, стойки, равновесия)
фиксировать по 3 сек., пирамиды в
тройках — по 4 сек., в четверках — по
5 сек.

Мелкие ошибки (сбавка 0, 1 балла): неточные положения тела, го­ловы, рук или ног; недостаточно чет­кие и уверенные движения; дополни­тельные перехваты руками или пере­ступания ногами; перекаты с пяток на носки или незначительные смещения партнеров; недостаточно оттянутые или разведенные носки и колени; вы­нужденный шаг при соскоке или по­тере равновесия.

Значительные ошибки

(сбавка 0, 3 балла): несогласованные действия партнеров; значительное на­пряжение при выполнении элементов, колебания при выполнении балансо­вых упражнений; два вынужденных шага при потере равновесия или в


соскоке; небрежный выход или уход с ковра.

Грубые ошибки (сбавка 0, 5 балла): потеря равновесия с гремя и более переступаниями или шагами; время удержания балансовых элемен­тов— до 2 сек.; чрезмерное напряже­ние, сгибание ног, сильные колеба­ния, легкое касание о пол или парт­нера при потере равновесия.

Ошибки невыполнения (сбавка — полная стоимость элемен­та):

Время удержания балансовых элементов — менее 2 сек.; дополнитель­ная опора о пол или партнера; полное искажение элемента или замена од­ного элемента другим. Сбавка за каж­дую недостающую секунду при фик­сации пирамид в тройках и четвер­ках — 1 балл.

За ошибки, допущенные в кувыр­ках, переворотах, сальто, делаются те же сбавки, что и при выполнении прыжков и вольных упражнений.

А сейчас проведем учебные сорев­нования. Первыми выступают пары. Женские пары будет судить тройка, а смешанные и юношеские — трое из четверки. Прошу участников сделать разминку, а судей приготовить кар­точки на каждую пару по следующей форме:


Личная карточка

участника соревнований по акробатике на первенство_
Разряд________ Пол_______

 

п/п Фамилия, имя Год рождения Организация Вид акробатики
2 3 4 Климова Галина Мосошина Альбина 1970 1971 Школа № 1 » Женская пара »

Сумма баллов 36, 5 114

 

 

 

Упражнения Оценки судей Окончательная оценка
старшего 1-го 2-го
I обязательное II » III » IV вольное 9, 1 9, 2 8, 8 9, 3 9, 0 9, 2 9, 1 9, 4 9, 3 9, 1 9, 0 9, 2 9, 1 9, 1 9, 0 9, 3
Место _1_

Подписи судей_________________________________


Итак, начинаем. У нас две пары девочек, две смешанные и две юно­шеские. Зоя Максимова, ты старший судья. Вызывай. Полученные оценки заноси в карточку и выводи оконча­тельный балл. В то время как ваша бригада готовит, показывает и выво­дит оценку, Сергей Лисовский вызо­вет и начнет оценивать со своей бригадой упражнения юношеских и смешанных пар.

Судьи! Вы должны одина­ково строго и справедливо оценивать и друзей, и това­рищей, и незнакомых вам спорт­сменов. Таков долг каждого спортив­ного судьи.

Итак, пары выполнили все упраж­нения. Девочки, выступающие по прыж­кам, приготовьтесь к соревнованиям, а мальчики будут оценивать ваши прыжки. К выполнению упражнений готовятся также тройка и четверка. Тройку будет оценивать женская па­ра, а четверку — Саша, Петя и Ви­тя. Участникам размяться, судьям при­готовить карточки участников сорев­нований. В заключение соревнований будут выступать мальчики по прыж­кам, а оценивать их будут девочки (в официальных соревнованиях участ­ник не может быть судьей, поэтому взаимное судейство не разрешается).

* * *

Друзья, подведем итоги учебных соревнований. Мы с Андреем Ивано­вичем даже не ожидали таких высо­ких результатов. Спасибо, ребята! Вы хорошо подготовились и удачно вы­ступили во всех видах акробатики, а участникам пар мы даже решили дать более сложные упражнения для тренировок и участия в показатель­ных выступлениях. Их освоение вплот­ную приблизит наши пары ко II юно­шескому разряду, а участие в пока­зательных выступлениях придаст уве­ренность в своих силах, выдержку и спокойствие, которые пригодятся на соревнованиях.

О подготовке к соревнованиям и показательным выступлениям мы по­говорим на следующем заседании клуба.


Девятое заседание клуба. Подготовка к соревнованиям и показательным выступлениям

Друзья, наступил период непосред­ственной подготовки к соревнованиям. В это ответственное время на протя­жении 1—2 месяцев акробаты долж­ны:

1) постепенно сокращать время
разминки и цодготовки к выполне­
нию комбинаций, так как правилами
соревнований к каждому очередному
упражнению разрешается готовиться
5—7 мин.;

2) выполнять комбинации в целом,
а не по элементам (частям). Нача­
тое упражнение проделывать до кон­
ца даже в тех случаях, когда произо­
шел срыв или случайная остановка,
так как в соревнованиях предостав­
ляется только одна попытка на каж­
дое упражнение;

3) замечать и исправлять свои
ошибки и ошибки товарищей по
команде. Объяснение ошибок должно
быть предельно кратким (назвать
только 1—2 главные ошибки), при­
чем в доброжелательной (необидной)
форме;

4) в парах и группах репетировать
четкий выход и уход. Выполняя уп­
ражнение, не переговариваться и не
делать замечаний друг другу. При
неудачных исполнениях в первую оче­
редь найти и признать свои ошибки,
а потом ошибки партнера.

Более качественной подготовке к соревнованиям способствуют показа­тельные выступления. Их участники привыкают к присутствию зрителей, непривычной обстановке, освещению и т. д. Нередко в показательных вы­ступлениях акробаты выполняют по 2—3 комбинации подряд и увеличи­вают время удержания пирамид, стоек, равновесий и поддержек, что развивает специальную выносливость и повышает надежность выступления в соревнованиях.

Нельзя забывать и о других, не менее важных сторонах показатель­ных выступлений. Они служат укра­шением спортивных, пионерских и дру­гих праздников, демонстрируют си­лу и ловкость тренированного челове-



ка; вовлекают в ряды спортсменов-акробатов широкие массы юношей и девушек.

В подготовке к соревнованиям или показательным выступлениям нет ме­лочей. Иногда свалившийся тапочек, размотавшийся эластичный бинт, рас­стегнувшийся крючок или молния вы­зывают неожиданный смех в зале, и спортсмен начинает допускать ошибки.

Однажды я был свидетелем казу­са, который произошел с одной мало­опытной парой из-за плохо пришитой пуговицы. Это случилось во время концерта, проходившего в текстиль­ном техникуме. Верхним в паре был шестиклассник школы № 40 Володя Свистунов, отличавшийся исключи­тельной гибкостью, на которой и был построен номер.

Молодой конферансье, захотев­ший, вероятно, рассмешить зрителей, а возможно и случайно, объявил но­мер так: «Выступает пара акробатов: студент Владимир Павлов и ученик школы сорок Свистунов». Зал загро­хотал от хохота, причина которого ос­тавалась непонятной акробатам, ко­торые уже вышли на сцену и вынуж­дены были переждать. Пара начала выступление с нескольких несложных стоек и перешла к выполнению одно­го из необычных и интересных упраж­нений: верхний делал кольцо в поло­жении поддержки под живот, а ниж­ний трижды прокручивал его вперед в этом положении на прямых руках. Обычно первое и второе вращения зрители смотрят затаив дыхание, а на третьем непременно начинают хло­пать. И вдруг вместо аплодисментов зал вновь взрывается громом хохо­та, и прежде, чем акробаты сообрази­ли, в чем дело, занавес закрылся, и ведущий объявил, что в связи с тех­ническими неисправностями на сце­не номер временно прекращается. Это усилило смех, так как технической неисправностью была оторвавшаяся пуговица, без которой широкие шел­ковые шаровары легко соскользнули с пояса.

Володя отличился не только гиб­костью, но и невозмутимостью. Он взял услужливо предложенную булав-


ку, быстро заколол брюки, и акроба­ты вновь предстали перед развеселив­шейся публикой. Выступление про­должалось успешно: зрители не жалея ладоней подбадривали понравивших­ся акробатов, но в финале, когда Во­лодя начал делать мост на прямых ру­ках партнера, захватив руками свои ноги, булавка не выдержала напря­жения и расстегнулась. «Трюк» с па­дением шелковых шаровар с пояса на колени повторился, а зрители, даже самые неулыбчивые, вновь были ох­вачены приступом смеха. Если бы аналогичная история произошла на соревнованиях, то невнимательность спортсмена отразилась бы на резуль­татах всей команды, так как в по­добных случаях вторая попытка уча­стникам не дается. Так что будьте аккуратны и внимательны!

Как выступать и что показывать

Юные акробаты обычно считают, что интересными могут быть показа­тельные выступления только масте­ров спорта или акробатов, близких к этому званию. Это мнение глубоко ошибочно. Если через несколько ме­сяцев занятий начинающий легко сде­лает шпагат, он получит не меньшее одобрение зрителей, чем мастер спор­та, выполнивший сальто в шпагат. Но для того, чтобы выступления понра­вились зрителям, необходимо выпол­нить ряд условий.

1. Программа выступлений долж­
на быть разнообразной и представ­
лять несколько, а если это возможно,
то и все виды акробатики.

2. Вольные упражнения, парные
композиции, прыжки, пирамиды троек
и четверок в программе должны че­
редоваться.

Рис. 171




 


 


3. Показательные выступления бу­дут восприняты с большим интересом, если их проводить с музыкальным со­провождением. В последние годы спортсмены-акробаты используют для соревнований и показательных вы­ступлений магнитофонные записи. Это доступно и вам, ребята. Сделайте их


сами или с помощью родителей, со­блюдая следующие правила: музыка должна быть без слов, записана на отдельной кассете, с одной стороны, на одной дорожке, со скоростью 19 м в минуту. На кассете указывают вид акробатики, фамилии выступающих и номер упражнения (рис. 17),




 


 


4. Чтобы привлечь внимание зри­телей, начните программу с интерес­ного группового выступления, а да­лее расставьте номера так, чтобы их сложность и интерес возрастали. За время, необходимое для смены кассет, объявите исполнителей номера и рас-


скажите об успехах их в спорте, уче­бе или общественно полезном труде.

Выступления в различных видах акробатики строятся следующим об­разом:

— в акробатических прыжках уча­ствует вся группа занимающихся. Они




 


 


прыгают один за другим по 2—4 раза, делая различные упражнения в быст­ром темпе (под музыку типа галоп);

— пары выполняют два-три уп­
ражнения программы своего разряда
или одну-две композиции, специаль­
но составленные для показательных
выступлений. С ними вы познакоми­
тесь чуть позже;

— тройки и четверки делают по
4—6 пирамид из упражнений своего
разряда или дополнительных, с кото­
рыми вы уже знакомы;


— вольные упражнения III юно­шеского разряда можно показывать как в одиночном, так и в групповом исполнении, дополняя их различными равновесиями, стойками, упражнения­ми на гибкость и др. При подготовке к групповому исполнению следует осо­бое внимание уделить согласованно­сти движений всех участников.

Для вольных упражнений, пирамид и парных композиций используйте плавные, напевные мелодии.


Рис. 172

Композиции пар девочек

I. И. п. — лицом друг к другу в 5—6 ша­гах (рис. 172):

1. Колесо навстречу друг другу, встать
соединив руки.

2. Фронтальное равновесие с захватом
ноги под пятку, подняв ее вверх-в
сторону.

3. Нижняя ■ — с поворотом направо встать
на левое колено; верхняя ■ — держась
за руки партнерши, встать левой но­
гой на ее правое колено, прогнуться,
согнуть свободную ногу назад.

4. Нижняя — переход в полуприсед ноги
врозь; верхняя — встать на обе ноги.

5. Нижняя — сгибая ноги, сесть и лечь
на спину, удерживая верхнюю.

6. Верхняя — равновесие на левой ноге.

7. Нижняя — поочередно подставляя но­
ги, перевести верхнюю в поддержку
под живот.

8. Обе — отвести руки в стороны.

9. Верхняя — встать и за руки поднять
партнершу.

10. Обе — кувырок назад на колени, про­
гнуться с полуповоротом (нижняя на­
лево, верхняя направо).

11. Принять основную стойку.

II. И п. — лицом друг к другу, соединив руки (рис. 173):


Рис. 173 (Продолжение на стр. 121) 120

1. Нижняя — в полуприседе; верхняя-—
стать на ее бедра, прогнуться, оття­
гиваясь назад.

2. Верхняя — равновесие на правой.

3. Верхняя — приставить ногу, отводя ле­
вую руку в сторону.

4. Нижняя — перехватиться руками за
бедра верхней.

5. Верхняя — наклон назад до опоры ру­
ками на пол.

6. Верхняя — перейти в стойку на полу
полушпагатом с поддержкой нижней.

7. Верхняя — опуститься на пол в полу­
шпагат; нижняя—равновесие держась
за руки верхней.


Л



Рис. 173

8. Нижняя — выпрямиться с поворотом
кругом; верхняя — стать на колени.

9. Верхняя — мост на коленях; нижняя —
мост, опираясь на бедра нижней.

10. Обе — выпрямиться, кувырок вперед на левую ногу, правая вперед, стать на правую, левая сзади на носке, пра­вая рука вперед, левая вверх, левая вниз-назад.

III. И. п.—лицом друг к другу в 3—4 ша­гах (рис. 174):

1. Обе — равновесие соединив одну ру­
ку.

2. Обе — кувырок назад в полушпагат:
верхняя левой, нижняя правой вперед.

3. Обе — кувырком вперед стойка на ло­
патках.

4. Нижняя — перекатом вперед лечь на
спину, согнув ноги; верхняя — перека­
том вперед встать.

5. Верхняя — стойка плечами на руках
с опорой о колени нижней.

6. Верхняя — развести ноги в шпагат.

7. Верхняя — перекидка вперед на одну
ногу и поворот кругом.

8. Нижняя — кувырок назад на колени.

9. Верхняя — равновесие на плече ниж­
ней с поддержкой за руки.

10. Верхняя — сход на пол через упор на руках.

11. Обе — прогнуться, соединить руки; верх­няя — оттянуться вперед; нижняя — назад.

12. Обе — выпрямиться и встать с пово­ротом налево.



Рис. 174

 



Рис. 175

Композиции для смешанных пар

I.И. п. — лицом друг к другу в 2 шагах (рис. 175):

1. Верхняя —равновесие на правой с
захватом левой за голень или колено;
нижний — поддерживает левой рукой,
стоя в выпаде левой вперед.

2. Верхняя — выпрямиться; нижний — ку­
вырком вперед лечь на спину, ноги
поднять.

3. Верхняя — толчком ног поддержка под
живот на ступнях.

4. Верхняя — переход в стойку плечами
на руках нижнего с поддержкой ру­
ками за голени.

5. Верхняя — развести ноги в шпагат.

6. Верхняя — опереться коленом о ступ­
ню нижнего, руки в стороны.

7. Верхняя — прогибаясь, перекидка впе­
ред с помощью нижнего и поворот
кругом.

8. Верхняя — через упорна руках встать
на колени согнутых ног нижнего; ниж­
ний — встать, удерживая партнершу
на коленях.

9. Верхняя — равновесие согнув ногу; ниж-

ний — поддерживает за руки, стоя в выпаде.

10. Нижний — взяться руками за пояс
верхней и поднять ее на прямые ру­
ки в поддержку под спину.

11. Нижний — опустить партнершу на пле­
чо, присесть и поставить ее на пол;
верхняя — шагом вперед колесо.

12. Оба — повернуться направо, основная
стойка.

II. И. п. — лицом друг к другу, нижний—в выпаде правой вперед, руки соединены скрестно (правая с правой, левая с ле­вой) (рис. 176):

1. Верхняя — равновесие на правой, сги­
бая левую назад, прогнуться.

2. Верхняя — вход на плечи нижнего сбо­
ку с одновременным поворотом нале­
во.

3. Оба — руки в стороны.

4. Нижний — соединить руки с партнер­
шей и поворот налево; верхняя — рав­
новесие на левой.

5. Верхняя — через упор на руках сход
на пол.

6. Верхняя — перекидка назад в стойку
на полу с поддержкой нижнего за но­
гу.

7. Нижний — взяв партнершу за пояс,
поднять ее в стойку на коленях, при­
няв положение полуприседа.

8. Верхняя — стойка кольцом одной.

9. Верхняя — соединить ноги; нижний —
поднять партнершу на плечо, поддер­
живая ее под живот.

 

10. Нижний — подбросить партнершу вверх
и поймать ее на предплечья в поддерж­
ку под спину; верхняя — во время толч­
ка сделать поворот кругом.

11. Верхняя — прогнуться до опоры рука­
ми о пол и через стойку на руках
стать на ногу.


Рис. 176 (Продолжение на стр. 123)



III.
IV.

Рис. 177

Рис. 176


12. Нижний — стать на правое колено, верхняя—опираясь правой рукой на левую руку партнера, сделать шпагат, опираясь правой ногой на руку и ко­лено нижнего; оба — встать в основ­ную стойку. И. п. — лицом друг к другу (рис. 177):

1. Верхняя — придерживаясь руками за
плечи или запястья партнера, прыгнуть
вверх-вперед в поддержку под живот
на прямых руках партнера.

2. Верхняя — руки в стороны.

3. Нижний — полуприсед: верхняя — стать
на бедра партнера, придерживаясь за
его плечи.

4. Оба — соединить руки за запястья,
прогнуться.

5. Оба —отвести руку в сторону.

6. Нижний — перехватиться руками за
бедра партнерши; верхняя— прогнуть­
ся в полумост.

7. Верхняя — перейти в стойку на полу
полушпагатом с поддержкой нижнего
за голень или носок.

8. Верхняя — стать на ноги; нижний —
поворот кругом и лечь на спину.

9. Верхняя — стать на кисти рук нижне­
го, положенные на пол у плеч, и пры­
гнуть вверх; нижний — выпрямить ру­
ки, удерживая партнершу под ступни.

 

10. Нижний — согнуть руки и поднять
прямые ноги; верхняя — равновесие на
правой ноге с поддержкой руками или
рукой за ступни партнера.

11. Верхняя—сход вперед, опираясь на
ноги нижнего.

12. Верхняя — наклоном назад лечь на
ступни партнера.

13. Верхняя — опираясь на согнутые руки
нижнего, через стойку на руках стать
на ноги на пол и прыжком через упор
на руках стать на колени согнутых
ног нижнего.

14. Нижний — стать в полуприсед, удер­
живая партнершу на коленях.

15. Верхняя — сесть на плечо партнера,
поддерживающего за руки, согнуть ле­
вую ногу.

16. Верхняя — сход на пол; оба — поворот
налево.

И. п.—лицом друг к другу в 2—3 шагах (рис. 178):

1. Верхняя — отталкиваясь правой ногой о соединенные на коленях руки ниж­него, прыжок вверх в равновесие сог­нув ногу назад; нижний — поднять и удерживать партнершу на уровне гру­ди.

2. Нижний — поворот на 180° переступа­ниями.

3. Верхняя—соскок на пол толчком ниж­
него, поддерживающего за руки, и
прыжком стать на его колени.

4. Нижний — сесть и лечь на спину, удер­
живая партнершу на коленях; верх­
няя — сход на пол за голову нижне­
го через упор на руках.

5. Верхняя — стать на ладони нижнего и
наклоном назад сделать мост, опира­
ясь руками на колени.



6. Нижний — силой выпрямить руки и поднять партнершу в мост на руках и коленях. 7. Верхняя — согнуть ногу. 8. Верхняя — перекидкой назад встать на пол; нижний — сопровождая партнер­ шу, садится на пол. 9. Верхняя — равновесие на левой с под­ держкой за правую руку нижнего. 10. Верхняя — соскок назад, нижний — по­ворот кругом в стойку на коленях. 11 Верхняя — прыжок на плечи партне­ра, опираясь на его руки; нижний — взяться руками за голени. 12. Нижний — встать, удерживая партнер­ шу на плечах. 13. Верхняя — равновесие на плече, сог­ нув ногу. 14. Верхняя — опираясь руками на руки партнера, сесть на его плечо, согнув правую ногу. 15. Верхняя — из седа на плече встать на бедро нижнего; нижний — принять по­ ложение выпада, поддерживая парт­ нершу рукой. 16. Верхняя — фронтальное равновесие на правой, подняв левую вверх- в сторо­ ну. 17. Верхняя — сход на пол; оба — принять основную стойку.

Композиции для пар мальчиков

I. И. п. — нижний за верхним в 2 шагах (рис. 179):

1. Верхний — кувырок назад в стойку на
руках на полу с поддержкой нижне­
го за голени.

2. Нижний — перехватиться руками за
пояс верхнего и поднять его в стой­
ку руками на коленях.

3. Верхний — согнуть руки и взяться ру­
ками за голени партнера; нижний —
то же, но перехватиться за голени.

4. Не останавливаясь в этом положении,
партнеры делают два кувырка вперед
и оба встают, нижний — перед верх­
ним.

5. Нижний — поворот направо в полупри-

сед, верхний — вход на плечи сбоку; оба — руки в стороны.

6. Нижний — взять за голени партнера,
сделать поворот направо и сесть, удер­
живая верхнего на плечах.

7. Нижний — встать, удерживая верхне­
го на плечах.

8. «Падающая колонна» и кувырки впе­
ред.

9. Верхний — перекат назад в группиров­
ке на лопатки; нижний — соединить
руки с партнером.

10. Верхний — полет дугой броском ниж­него за руки; оба — поворот налево. II. И. п.— лицом друг к другу в 2 шагах (рис. 180):

1. Верхний —отталкиваясь ногой о бед­ро нижнего, стоящего на колене, и с опорой на его руки прыжок согнув ноги через партнера.


Рис. 178

Рис. 179 (Продолжение на стр.125)




2. Верхний—не останавливаясь, кувырок вперед и перекатом назад стойка на лопатках ноги врозь. 3. Нижний — поворот кругом и с неболь­ шого разбега прыжком кувырок впе­ ред через верхнего. 4. Верхний — перекатом вперед встать, поднять левую ногу вперед и сделать сальто назад броском нижнего под ногу. 5. Верхний — кувырком вперед с прямы­ ми ногами лечь на спину; нижний — взять за руки партнера со стороны головы. 6. Верхний — полет дугой с поворотом на 180° броском нижнего за руки. 7. Нижний — кувырком вперед лечь на спину согнув ноги; верхний — стойка головой на соединенных руках нижне­ го с опорой на колени. 8. Верхний — толчком нижнего переход в стойку плечами на руках нижнего со­ гнувшись и, в темпе, переворот впе­ ред прогнувшись. 9. Верхний — повернуться кругом, за ру­ ки поднять партнера и толчком с но- Рис.179 ги сзади вход на плечи нижнего. 10. Верхний — соскок вперед в группиров- ке или согнувшись с поддержкой ниж­него под руки во время приземления. 11. Верхний — сальто вперед броском ниж­него под ногу. III. И. п. — лицом другу к другу в 5—6 ша­гах (рис. 181): 1. Верхний — кувырок вперед, нижний — кувырком вперед лечь на спину, ноги поднять. 2. Верхний — стойка плечами на руках нижнего с поддержкой за голени. 3. Верхний — кувырок вперед, опираясь руками на пол за головой нижнего, и поворот кругом. 4. Верхний — из упора на руках нижнего согнув ноги горизонтальная поддержка под спину. 5. Верхний — стать вперед на пол и под­ нять за руки нижнего. 6. Верхний — из упора лежа полупере­ ворот вперед броском нижнего за но­ ги. 7. Верхний — кувырок и прыжком пово­ рот кругом; нижний — наклон вперед. 8. Верхний — с разбега кувырок вперед по спине нижнего на пол, не останав­ ливаясь, кувырок вперед и стойка на голове ноги врозь.   9. Нижний — с разбега кувырок вперед прыжком через нижнего, стоящего на голове, и прыжком поворот кругом. 10. Верхний — кувырком вперед лечь на спину, ноги вперед и броском нижне­ го за голени полупереворот назад. 11. Верхний — броском нижнего под ступ­ ню сальто назад в группировке с под­ держкой за руки во время приземле­ ния.

Рис. 180

 




 


Рис. 181


Первые соревнования

Самостоятельные тренировки ре­бят продолжались успешно. Команда настойчиво и упорно готовилась к со­ревнованиям: занятий никто не про­пускал, все охотно помогали друг дру­гу и участвовали в прикидках, не­сколько раз выступали перед уче­никами младших классов своей шко­лы. Последняя тренировка проводи­лась накануне отъезда в присутствии Бориса Павловича и Андрея Ивано­вича.

— Ну что ж, — сказал в конце тренировки Андрей Иванович, — на­ступила пора показать, что вы на за­нятиях не зря трудились и сможете отстаивать честь своей школы и го­рода. Во время соревнований вы долж­ны стремиться сделать упражнение не хуже, чем на наших прикидках. Для этого вам надо выступать смело и уверенно. Не завидуйте противникам, получившим высокие оценки, а учи­тесь у них. Зависть — плохая союз­ница спортсмена. Победа готовится в


процессе многолетних тренировок, мы же пока будем учиться выступать и внимательно наблюдать за другими спортсменами, запоминать, как и ка­кие упражнения выполняют лучшие акробаты. Короче говоря, забудьте о судьях и «сражайтесь» сами с собой. Если вы сделаете упражнения хоть чуть-чуть лучше, чем на тренировках или прикидках, вы победили.

В добрый путь

Итак, вы закрываете последнюю страницу моей книги. Знайте, что в ней нет ни одной выдуманной исто­рии. Все они рассказывают о реаль­ных событиях и о людях бескорыстно преданных акробатике. Надеюсь, что и на вас п


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1121; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.14 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь