Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Краткий устав Божественной Литургии



Вопросы для III курса по Литургике

 

Определение Богослужения.

2. Когда совершалось первое богослужение, в чем была его суть?

3. Признаки богослужения.

4. Литургическое время.

5. Богослужебная символика.

6. Смысл христианского богослужения?

7. Что такое богослужение?

8. В чем связь Ветхозаветного и Новозаветного богослужений?

9. Евхаристия как смысл всего Новозаветного богослужения.

10. Осмогласие.

11. Система богослужебных кругов.

12. Суточный богослужебный круг.

13. Седмичный богослужебный круг.

14. Литургические темы седмичного круга.

15. Годовой богослужебный круг.

16. Переходящие и непереходящие праздники.

17. Какие существуют посты и постные дни в Православной церкви?

18. Три периода в организации литургического времени годового круга.

19. Цветная Триодь.

20. Период пения октоиха.

21. Постная Триодь.

22. Краткий устав Божественной Литургии св. Иоанна Златоуста /порядок, символика, значение/.

23. Краткий устав Всенощного бдения /порядок, символика, значение/.

 

 

Для IV курса, кроме вышеуказанного

 

Сравнение Божественной Литургии свт. Иоанна Златоуста с Римо-католической Мессой.

Ординарный чин мессы.

Тридентский, экстраординарный чин.

Ключевые положения Тридентского и II Ватиканского соборов относительно литургической реформ.

 

 

БОГОСЛУЖЕНИЕ, одно из важнейших проявлений чело­веческой религиозности, состоящее в совершении особых действий, цель которых — установление или демон­страция связи (лат. religio) с Божест­вом. Во всех религиях основным выражением богослужения выступает общественный культ. К богослужению в широком смысле могут также относиться соблюдение риту­альных запретов, следование опреде­ленным нравственным принципам и т. п. Особенно ярко понимание всей жизни верующего как непрестанного богослужения проявляется в христианстве: « Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». (Рим 12.1-2).

Первое богослужение совершалось человеком еще в раю: соблюдая запрет вкушать от древа познания добра и зла (и под­тверждая этим свою зависимость от Бога), Адам и Ева вкушали от древа жизни и пребывали в богообщении (Быт 2. 9, 3. 22). Грехопадение нару­шило простоту и совершенство рай­ского богослужения. У отпавшего от Бога челове­чества богослужение стало принимать различные формы в зависимости от системы ве­рований, которую разделяла та или иная община, и от культурной среды, в которой она пребывала. Богослужебные обычаи, практиковавшиеся человече­ством, чрезвычайно разнообразны как с обрядовой, так и с содержательной стороны: от самых возвышенных и приближающих человека к Богу до полностью искаженных грехом и яв­ляющихся по сути служением уже не Богу, а демонам (напр., мн. языческие культы содержат такие извращения, как сакральная проституция, идолослужение, человеческие жертвопри­ношения и т. п.).

Тем не менее можно указать ряд признаков, характерных для богослужения. Явля­ясь местом встречи со Святым, оно и само свято; культовые формы, в которые заключено богослужение, считаются установленными Богом, или кем-то из приближенных к Нему людей; по­рядок богослужения регламентирован и консервативен (ненарушимы обряды, текст, язык богослужения), ибо с Богом нельзя общаться как с обычным собе­седником; по той же причине участво­вать в богослужении можно лишь очистившись, отсюда ритуаль­ные и этическими запре­тами (пост, ограничения, воз­держание, ношение особых одежд и т. д.). Необходимость знания сути обря­да и пребывания в ри­туальной чистоте ведет к тому, что в общинах верующих выделяются свя­щеннослужители, полностью посвя­тившие себя богослужению. Для него от­водят священные места и время. Встречи со Святым естест­венно ожидать там, где Его присут­ствие более очевидно, — в местах Бого­явлений или наблюдения необычных природных явлений (горы, источники…), поэтому богослужение обычно проходит в этих местах, в специально устроенных зданиях — храмах; находясь в которых человек считается гостем Бога (поэтому храмы зачастую наделялись правом убежища).

Вовлеченность человека в природные циклические процессы, протекающие во времени (смена дня и ночи, времен года и т. д.), вела к установлению сис­темы праздников, постов и т. д., соот­несению богослужения с определенными часами суток, днями недели, основными этапами жизни человека как в более узком смысле: утро, день, вечер, ночь, так и более широком: рождение, вступление во взрослый возраст, бра­косочетание, смерть. Общинный ха­рактер богослужения как правило выражает­ся в форме общей трапезы; где Богу выделяется часть пищи, указы­вающей на Его непосредственном участии в трапезе.

Об­ряды богослужения, обозначающие невидимое содержание культа имеют знаковый характер; особая роль отводится слову, становя­щемуся в контексте богослужения священным, по этой причине в богослужении используются особые формы текста — молит­ва, гимн, благословение, пророчество и др.

В христианстве человечество полу­чило возможность вновь вступить, обретя во Христе спасение, в живо­творящее общение с Богом, и богослужение стало средством, ведущим к обожению. Христианское богослужение совершается только благодаря Воплощению Сына Божия, Его Крестным страданиям, смерти, Воскресению и Вознесению на небо, событию нисшествия Свя­того Духа на апостолов в день Пяти­десятницы. Принесенное в жертву на Кресте, воскресшее и вознесшееся к Богу человечество Спасителя ста­ло источником обожения, из которого Св. Дух передает божественную жизнь. Местом явления этого источника лю­дям служит основанная Господом Иисусом Христом Церковь, возглав­ляемое Самим Христом сообщество верующих, а средством — церковное богослужение, через участие в котором члены Церкви могут приобщиться к божественной жизни. Т. о., Церковь представляет собой способ явления жертвы Хрис­товой, а ее богослужение в своей высшей точке — актуализацию совершенного Богом спасения.

Богослужение есть место встречи Бога, нисхо­дящего к человеку и всему творению в Своем спасительном домострои­тельстве, и человека, отвечающего на Его полный любви зов и восходящего к Нему в мо­литве и в форме совершения опре­деленных символических действий. Критиками культа неоднократно вы­сказывались сомнения в необходимо­сти внешних обрядовых действий для приобщения к спасительным дея­ниям Христовым. Подобные сомне­ния основываются на подспудном убеждении в малозначимости тела человека по сравнению с его душой. Это противоречит христианскому учению о природе человека, согласно которому человек — это не душа только, но душа, соединенная с телом. Поэтому и в богослужении внешние проявления тесно свя­заны с внутренним духовным содер­жанием. При этом богослужение не есть ни прос­тое совершение человеком неких дей­ствий (поскольку Бог не нуждается в них), ни восполнение человеком действий божественных (поскольку действие Божие совершенно само по себе); человек — это образ Божий, поэтому он может (и должен) образно, в форме культа, вновь и вновь актуализировать благодатную силу раз совершенных спасительных действий Божьих; богослужение постоянно обновляет в человеке образ Божий, а в мире — присутствие Божие.

Христианское богослужение есть продолжение и вос­полнение ветхозаветного, готовив­шего людей к пришествию благодати. Во время Своей земной жизни Гос­подь Иисус Христос участвовал в культе храма и синагоги (Лк 2.22-39, 41-50; Ин 2. 13; 10. 22; 18.20), пропо­ведовал в местах богослужебных со­браний иудеев (Мк 14.49; Ин 18. 20), требовал верности духу богослужения (Мф 23. 16-23; Ин 2. 3-17). Исполнив Сам ветхозаветный культ, Господь этим завершил его. Своей Жертвой Он пре­взошел жертвы Ветхого завета; Его воскресшее Тело — это новый Храм (Ин 2.19-22), Который лишает ветхое иерусалим­ское богослужение значимости (Ин 4. 21).

Во время Тайной вечери, следовав­шей порядку еврейской ритуальной трапе­зы, Господь Иисус Христос преподал Своим ученикам таинство Евхарис­тии, указывая на замену ветхозавет­ных прообразовательных жертв Сво­ей единственной Жертвой (см.: Евр 5-10; Откр 5.6). Принимая в Евхарис­тии под видом хлеба и вина Тело и Кровь Христовы, верующие получа­ют участие в Его человечестве, приоб­щаются к спасительным плодам Его Жертвы и наследуют вечную жизнь; Евхаристия есть высшая степень диа­лога между Богом и человеком, богослужения по преимуществу. Вокруг Евхаристии, как вокруг центра, расположены и сама Церковь, и ее священнодействия, как важнейшие — Крещение и Миро­помазание, вводящие человека в Цер­ковь и открывающие ему доступ к Евхаристии; Покаяние и Елеосвяще­ние, восстанавливающие возмож­ность евхаристического общения для человека, впавшего в духовную или телесную немощь; Священство и Брак, поставляющие человека на определенное служение в Церкви, — так и все остальные.

Богослужения подразделяются на суточное, седмичное (недельное) и годовое.

Евхаристия – всегда центр и он неподвижен. Полный цикл каждого вида богослужения составляет круг. Для богослужения характерна оппозиция между вневременным и временным: Господь Христос пострадал единожды, принеся великую Жертву – Милость мира, теперь Таинства (напр. Крещение в Смерть Господню или участие в Тайной Вечери — Евхаристии) являются актуализацией, благодатным возобновлением в человеке Жизни Вечной. Таинства совершаясь во времени по содержанию вне временны. В Евхаристии мы реально, действительно, энергийно участвуем в первой Тайной Вечери. И это чудо мира!!! Человек существует во времени, поэтому Церковь установила праздники — ряд разных временных богослужебных циклов, с целью освящения времени, жизненного пространства, сознания человека в его разных аспектах.

Суточный круг – девять служб: вечерня (Великая, Малая, вседневная (будничная)), повечерие (великое и малое), полунощница (будничная, субботняя, воскресная и пасхальная), утреня (Праздничная (полиелейная, славословная) и вседневная), часы (обычные, Царские, Великопостные, Пасхальные) (1-й, 3-й, 6-й, 9-й) Литургия (обедница, последование изобразительных).

Службы, освящающие разные временные отрезки дня. Вечер – 9 час, вечерня, повечерье. Ночь – полунощница, Утро – утреня, 1 час. День – 3, 6-й час, Литургия. Вечерня совершается до заката. На закате Ужин. Повечерие: — после Вечери, т.е. после ужина. Полунощница в полночь, ночью. Утреня — начинается глубоко ночью, а оканчивается на рассвете; на Афоне утреню начинают: в будние дни — в 3-4 ч утра, в праздники на час раньше. Вечерня на Афоне начинается в 3-4 ч дня (по нашему времени), оканчивается — в полседьмого, часов в 7 или 8 уже ложатся спать. Встают в 2-3 ч утра. 1-й час и т.д.

Сейчас как правило службы объединяют таким образом: Вечером служат — 9-й час, вечерню, утреню и 1-й час (повечерие, полунощницу читают отдельно, келейно либо опускают вообще), а Утром — 3-й, 6-й час и Литургию. Суточный круг начинается с вечерни. 9-й час относится к прошлому дню (тропарь и кондак еще прошлого дня). Смыкается старый круг и новый круг.

Седмичный круг: Воскресение — малая Пасха — День Господень, воскресная литургия — Центр. Дни седмичного круга делятся на 3 категории: Воскресные, Субботние, будничные или седмичные дни. Литургические темы дней седмицы в текстах Октоиха. В современной богослужебной системе, существующей более двух тысяч лет, каждый день седмицы имеет две литургические темы (располагаются по порядку, по ходу Священной истории): Понедельник (сотворение Бесплотных сил, грехопадение) — покаянная тема и песнопения в честь Бесплотных сил (ангелов, архангелов). Вторник (эпоха Ветхого Завета) — покаянная тема и прославление Иоанна Предтечи как венца Ветхозаветной истории. Среда (спасение, содеянное Христом) — прославление Креста Господня, распятие Господа на кресте и Божия матерь как давшая Ему жизнь. Четверг (основатели Церкви) — прославление апостолов и святителя Николая как их приемника. Пятница (Крест и Божия Матерь, т.к. в пятницу Христос был распят) — как и в среду, прославление Креста и Божией Матери[1]. Суббота — всех святых (как плоды, которые Церковь принесла в своей истории) и заупокойная тема (в первые века христиане не разделяли святых и просто усопших. В эпоху гонений, все, кто умер исповедуя Христа считались святыми. Поэтому эти две темы переплитаются). Воскресенье — 1-й день седмицы по Библии: день сотворения мира, (начало творения) 3 темы — Воскресение Христово, прославление Креста и Божией Матери.

Из этих литургических тем вторая является, как правило, менее важной и может опускаться, особенно если случается 2 святых. Типикон не соединяет больше 3-х служб. Среда и пятница — постные дни т.к. в эти дни, произошли предательство Иудино и распятие Христа.

Годичный круг. Существуетдва годовых круга подвижных и неподвижных праздников. Подвижные связаны с Пасхой, неподвижные фиксированы. Существуют свои циклы праздников господский, богородичный, святительский, преподобнический и др.

Церковный календарь начинается 1 сентября. Важнейший из праздников - Пасха: праз­дник праздников, который стоит особо. Следом по значимости идут двунадесятые праздники - двенадцать самых важных празд­ников. Они обычно перечисляются следующим образом:

1. Рождество Богородицы (8/21 сентября);

2. Воздвижение Честного и Животворящего Креста (14/27 сентября);

3. Введение Богородицы во Храм (21 ноября/4 декабря);

4. Рождество Христово (25 декабря/7 января);

5. Богоявление (крещение Христа в Иордане) (6/19 января);

6. Сретение Господне (принесение младенца Христа во храм) (2/15 февраля);

7. Благовещение Богородицы (25 марта/7 апреля);

8. Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи);

9. Вознесение Господне (40 дней после Пасхи);

10. Пятидесятница (на Западе известен как Духов день, на Востоке - как Троица) (50 дней после Пасхи);

11. Преображение Господне (6/19 августа);

12. Успение Богородицы (15/28 августа).

Таким образом, три из двунадесятых праздников зависят от даты Пасхи и являются переходящими, остальные — непереходя­щие. Семь праздников посвящены Господу и пять — Богородице (Сретение (2/15 февраля) иногда причисляют к праздникам Господа, и тогда восемь праздников оказываются Господними и четыре - Богородичными). Существует также большое число других праздников разной значимости. Среди них наиболее важны следующие:

1. Обрезание Господне (1/14 января);

2. Собор трех святителей (30 января/12 февраля);

3. Рождество св. Иоанна Крестителя(24 июня/7 июля);

4. Праздник св. Петра и Павла (29 июня/12 июля);

5. Усекновение главы св. Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября);

6. Покров Богородицы (1/14 октября);

7. Память Николая Чудотворца (6/19 декабря);

8. Праздник всех святых (первое воскресенье после Пяти­десятницы).

Кроме праздников, существуют посты. Православная церковь всегда рассматривала человеческую личность как един­ство души и тела и потому настаивала на том, что тело, как и душу, надлежит упражнять и дисциплинировать. «Пощение и держание себя в узде есть первая добродетель: мать, корень, ис­ток и основание всякого блага» (Каллист и Игнатий Ксанфопулы, в Добротолюбии, т. 4).

В течение года соблюдаются четыре основных поста: Великий пост — семь недель до Пасхи; Петров пост — начинается в понедельник, на восьмой день после Пятидесятницы, и заканчивается 28 июня/11 июля, нака­нуне праздника св. Петра и Павла; продолжительность колеблет­ся от одной до шести недель; Успенский пост — длится две недели, 1-14/14-27 августа; Рождественский пост — длится сорок дней, с 15/28 ноября по 24 декабря/6 января.

В добавление к этим четырем большим постам все среды и пятницы - а в некоторых монастырях еще и понедельники — счи­таются постными днями (за исключением периода между Рож­деством и Богоявлением, во время Пасхальной (Светлой) неде­ли и в течение недели после Пятидесятницы). Воздвижение Кре­ста, Усекновение главы Иоанна Крестителя и канун Богоявления тоже считаются постными днями.

Кроме указанных двух кругов подвижных и неподвижных праздников необходимо различать ТРИ КРУГА организации ЛИТУРГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ: Первый круг — Цветная Триодь. Заключает в себе восемь недель Цветной Триоди, начиная от Пасхи до Пятидесятницы. Недели: 1) св. Пасхи, 2) Фомы, 3) Мироносиц, 4) Розслабленного, 5) Самаряныни, 6) Слепого, 7) св.Отцов 1-го Вс. Собора и 8) св. Пятидесятницы. (Дни седмиц начинаются воскресными днями и оканчиваются субботою, во втором и третьем круге начинаются понедельниками и оканчиваются воскресеньями за исключением Страстной седмицы, оканчивающейся субботою). Второй круг — тридцать две недели, начиная с недели Всех Святых до недели о Закхее включительно (в некоторые церковные года бывает от 33 до 37-ми недель). Третий круг Постная Триодь. Заключает в себе десять недель, от Мытаря и Фарисея до Пасхи. Церковный год начинается 1-го сентября по старому стилю (Церковное Новолетие).

Святителя Иоанна Златоуста

 

Проскомидия (приуготовительная служба): приготовление хлеба и вина для евхаристии, совершается в алтаре

(таинство собрания [2] )

 

Литургия оглашенных (Литургия Слова)

 

Благословенно Царство… (таинство Царства)

Великая ектения

Антифоны

Первый антифон (псалом 102).

Малая ектения

Второй антифон (псалом 145)

Единородный Сыне (гимн св. Юстиниана VI в.)

Малая ектения

Третий антифон (Во царствии Твоем – Блаженны, нагорная проповедь Мф. 5: 2–12).

Малый вход (Вход с Евангелием — таинство Входа).

Приидите, поклонимся…

Тропари и кондаки

Трисвятое – Ангельская песнь: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Восхождение к горнему престолу)

Чтение Писания (таинство Слова)

Прокимен – стихи, обычно из псалмов,

Апостол (чтение из Деяний или Посланий)

Аллилуарий – поется девять или, иногда, три раза, со вставками стихов из Писания,

Чтение Евангелия

Проповедь (часто переносится на конец службы)

Ходатайство о Церкви

Сугубая ектения

Заупокойная ектения (если есть)

Ектения об оглашенных

Просительная ектения

 

Целование мира и Символ веры (исповедание веры влюбви и единомыслии таинство единства )

Святое возношение – Анафора (Евхаристический канон)

 

Вступительный диалог (praefatio): Станем добре, станем со страхом… Милость мира

Благодать Господа нашего И.Христа… И со духом Твоим.

Горе имеим сердца. Имамы ко Господу.

Таинство Благодарения: Благодарим Господа. Достойно и праведно

Ангельское славословие (Sanktus): Победную песнь поюще… Свят, Свят, Свят…

Установление (institutio): Приимите, ядите… Аминь .

Таинство воспоминания (anamnesis): Пийте от нея, вси… Аминь .

Призывание Святого Духа (epiclesis): Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся.

Тебе поем, Тебе благословим (Освящение Даров)

Ходатайство (intercessio): Изрядно о Пресвятей… Достойно есть В первых помяни, Господи… И всех, и вся .

И даждь нам единеми усты… Аминь .

И да будут милости… И со духом Твоим.

 

Просительная ектения после освящения даров

 

Отче наш — Молитва Господня ( Таинство усыновления )

Яко Твое есть Царство… Мир всем. И духови твоему.

Главы ваша Господеви приклоните. Тебе, Господи

Благодатию и щедротами… Аминь.

Благословение и отпуст

С миром изыдем. О имени Господни. Господу помолимся. Господи, помилуй.

Заамвонная молитва. Буди Имя Господне…

Благословлю Господа (псалом 33)

Благословение Господне на вас… Аминь

Слава Тебе, Христе Боже… Слава и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови.

Отпуст великий. Многолетие. Целование креста, раздача антидора.

 

 

Таинство Собрания, Таинство Царства, Таинство Входа, Таинство Слова, Таинство Приношения, Таинство Единства, Таинство Возношения, Таинство Благодарения, Таинство Воспоминания, Таинство Святого Духа, Таинство Причастия.

 

 

Краткая схема Всенощной

(Великая Вечерня в соединении с Утреней)

Отверзаются царские врата

Тропарь. («Богородице Дево» — прославление Той, через которую пришел Сын Божий).

(Каждение хлебов, если была лития. Благословение хлебов (если была лития) как прообраз пяти Евангельских хлебов, которыми Господь насытил 5000 человек; Мф. 14: 13-21; Мк. 6: 31-44; Лк. 9: 11-17; Ин. 6: 1-14). В древности, когда всенощное бдение длилось всю ночь, христиане в это время шли в трапезную и подкрепляли свои силы этими благословенными хлебами

Буди Имя Господне... (Это песнопение и следующий за ним 33-й псалом, из которого поется самая его торжественная часть, служит переходным этапом к службе утрени).

Псалом 33-й Благословлю Господа..., заканчивая словами:...не лишатся всякого блага.

Священник: Благословение Господне на вас... Аминь.Закрываются царские врата.

 

Приходит исполнение времен, осуществляется чаяние ветхозаветных праведников. Более 2000 лет назад «Слово плоть бысть», Сын Божий входит в пространство и время, в нашу земную историю. С этого момента с Ветхого Завета снимается покров тайны и открывается новая сущность веры, которая заключена в откровении о Боге любви — Святой Троице.

УТРЕНЯ (с полиелеем)

Ектения великая.

Бог Господь, и явися нам... (со стихами – взяты из 117 псалма) Песнь явившемуся Христу. Это радостное благовестие ветхозаветного пророка об ожидаемом Спасителе мiра (Пс. 117, 19-29) звучит ликующим утверждением: Господь (Ягве) есть Бог, Он явился нам. Благословен Грядущий во имя Господне! Этот пророческий глас прославляет первое и второе пришествие Христовы. Хор поет «Бог Господь» на положенный глас, этим же напевом будет петься тропарь праздника.

Тропари. Воскресные тропари кратко говорят о том подвиге Спасителя, который в дальнейшем подробно будет освещаться в других частях утрени. Под праздники поется тропарь празднуемого события — краткое повествование о житии святого: о том, что стало возможно, благодаря Божественному воплощению Сына Божия и освящения Им мира.

Кафизмы. Малая ектения.

 

Отверзаются царские врата.

ПОЛИЕЛЕЙ. ХВАЛИТЕ ИМЯ ГОСПОДНЕ... (пс. 134, 135) Радость Воскресения!!! Смысловая кульминация Всенощного бдения.

 

Величание (если есть) – краткий стих, прославляющий празднуемое событие. Каждение всего храма.

Чудо Православного богослужения состоит в повторении неповторимого. Каждый раз в священнодействиях Церкви во времени разворачиваются вечные, вневременные события, духовное содержание которых оживает перед внутренним взором молящихся. Святой, икона которого поставлена на аналое и окружена священнослужителями, как видимый присутствует в храме среди молящихся, отвечая этим на общую любовь верующих (что выражается традиционным обращением: «Прииди и стани с нами»). Если икона изображает какое-либо событие, то оно таинственно, благодатно актуализируется, «повторяется» в храме, а священники, как достойнейшие, присутствуют у самого его совершения. Т.о. в этом месте богослужения снимается оппозиция прошлое — настоящее, временное — вечное, в Боге все едино и все живы. Прославление святого или события здесь достигает высшей степени непосредственности, когда все верующие во главе со священнослужителями окружают самого виновника торжества и беседуют с ним лицом к лицу, «якоже аще бы кто глаголал своему другу».

 

На воскресной всенощной тропари: Ангельский собор... (написаны преп. Иоанном Дамаскиным в VIII веке, поются на 5-й глас). Они символизируют Радость Пасхального торжества.

Ектения малая.

 

Степенны (антифоны) («От юности моея» если положено Уставом) (написаны преп. Феодором Студитом в IX веке, названы «степенными» потому, что своим содержанием они перекликаются со «степенными псалмами», т.е. псалмами, которые пелись при восхождении по ступеням ветхозаветного храма (пс. 119-133). Третий стих каждого антифона всегда посвящен Святому Духу). «От юности моея» — констатация реальности земного бытия с указанием пути оживления и возвышения — светом Единой Троицы.

 

Вынос Евангелия. Прокимен (Прокимны воскресные непосредственно посвящены событию Воскресения и содержат прошение о «возстании» Господа, явления Его силы, помощи, спасения верующих..)

Чтение Евангелия – смысловое причастие Слову Божию.

На воскресной всенощной: Воскресение Христово видевше... (песнопение, составленное из нескольких воскресных стихир является апогеем воскресного торжества «малой Пасхи»)

50-й псалом (одна из лучших покаянных молитв всего Ветхого Завета, особенно просьба о чистом сердце и Духе Святом, что было даровано человечеству в пришествии Христовом) После всеобщего ликования, чтение покаянного 50-го псалма является своеобразным отрезвляющим «взрывом», внесенным на пиршество черепом, опускающим человека на землю, возвращающего его к правильному, трезвенному покаянно-радостному душевному состоянию. Врываясь своим покаянным тоном в самую светлую часть бдения, он регулирует (модулирует) молитвенную атмосферу богослужения, успокаивает психо-эмоциональный накал предшествующей части богослужения, напоминает человеку о его положении на земле — болезненному подчинению страстям, греху, смерти.

Слава: Молитвами Апостолов... И ныне: Молитвами Богородицы... Помилуй мя, Боже... Стихира (воскресная или праздника). Диакон: Спаси, Боже, люди Твоя... Закрываются царские врата.

Канон. (Ирмосы, тропари… катавасия ) смысловое погружение в контекст праздника.

После 3-й и 6-й песни канона малая ектения. По 8-й песни канона: Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим. Каждение всего храма. Величит душа моя Господа... (Лк. 1: 46-55).

По 9-й песни канона малая ектения. Эксапостиларий (светилен).

Первая песнь канона составлена по образцу благодарственной песни пророка Моисея и сестры его Мариам, воспетой ими после чудесного перехода через Красное море (Исх. 15: 1-19).

Вторая — по образцу обличительной песни Моисея, составленной им для обличения израильтян в нарушении Закона Божия (Втор. 32: 1-43). Из-за своей крайней суровости она поется только Великим постом. В течение года ее пропускают (начало этой практики относится уже к X веку).

Третья песнь сложена по образцу благодарственной песни святой Анны, матери пророка Самуила, за разрешение ее неплодства: «Утвердися сердце мое в Господе…» (1 Цар. 2: 1-11).

Четвертая — по образцу песни пророка Аввакума, содержащей предсказание о Воплощении Сына Божия и Божественной силе Воплощения: «Господи услышах слух Твой и убояхся…» (Авв. 3: 1-19).

Пятая — по образцу песни пророка Исаии, содержащей также пророчество о Спасителе мира и плодах Его искупительного подвига: «От нощи утренюет дух мой…» (Ис. 26: 9-19).

Шестая — по образцу благодарственной молитвы пророка Ионы за избавление его от смерти во чреве китовом: «Возопих в скорби моей ко Господу Богу… » (Иона 2: 3-10).

Седьмая и восьмая песни составлены по образцу благодарственной песни трех отроков, чудесно спасшихся в пещи Вавилонской: «Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки…» (Дан. 3: 26-56; 67-88). Необходимо отметить, что в виде трех отроков вверженных в горящую пещь и угасивших пламень через пение и славословие Богу: «Благословен еси, Господи Боже Отец наших…» представлен весь образ православного богослужебного пения. Три отрока Анания, Азария и Мисаил, отказавшиеся поклониться золотому истукану, были брошены в страшную, горящую пещь. Воспев хвалу Богу, вместе с ангелом, который «отрясе пламень огненный от пещи», они показали пример верности Богу в славословии, пении, прообразовав собой Святую Троицу, а также Воплощение Христово. Это пение угасило пламень и показало путь к открытию Божественной милости. В противоположность такому пению народные толпы язычников, кланяющиеся идолу под звуки труб, свирелей и всяких других музыкальных орудий «мiра сего», показывали противоположный образ пения, пения падшего мiра. Две разные стороны: еврейские отроки, поющие с ангелом, и народные толпы, кланяющиеся под звуки музыкальных инструментов идолу — это два пути реализации жизни как ответа Богу, на Его Любовь или отказа от этой любви в поклонении и служению твари, вместо Творца.

Девятая песнь содержит прославление Божией Матери. Она применена к песни святого Захарии, отца Предтечи Господня Иоанна (Лк. 1: 68-79).

Всякое дыхание... «Хвалитные псалмы» - последние в книге Псалмов (148, 149, 150). В этих псалмах все призывается к восхвалению Бога: в 148 – все мироздание, в 149 – Церковь и в 150 – различные силы человеческой души, представленные в виде музыкальных инструментов. К последним стихам этого псалма в воскресные, субботние и праздничные дни добавляются Стихиры на хвалитех – Последний этап в торжественном и радостном приобщении содержанию празднуемого события.

И ныне. Богородичен (под воскр. день Преблагословенна еси…). Отверзаются царские врата.

Вопросы для III курса по Литургике

 

Определение Богослужения.

2. Когда совершалось первое богослужение, в чем была его суть?

3. Признаки богослужения.

4. Литургическое время.

5. Богослужебная символика.

6. Смысл христианского богослужения?

7. Что такое богослужение?

8. В чем связь Ветхозаветного и Новозаветного богослужений?

9. Евхаристия как смысл всего Новозаветного богослужения.

10. Осмогласие.

11. Система богослужебных кругов.

12. Суточный богослужебный круг.

13. Седмичный богослужебный круг.

14. Литургические темы седмичного круга.

15. Годовой богослужебный круг.

16. Переходящие и непереходящие праздники.

17. Какие существуют посты и постные дни в Православной церкви?

18. Три периода в организации литургического времени годового круга.

19. Цветная Триодь.

20. Период пения октоиха.

21. Постная Триодь.

22. Краткий устав Божественной Литургии св. Иоанна Златоуста /порядок, символика, значение/.

23. Краткий устав Всенощного бдения /порядок, символика, значение/.

 

 

Для IV курса, кроме вышеуказанного

 

Сравнение Божественной Литургии свт. Иоанна Златоуста с Римо-католической Мессой.

Ординарный чин мессы.

Тридентский, экстраординарный чин.

Ключевые положения Тридентского и II Ватиканского соборов относительно литургической реформ.

 

 

БОГОСЛУЖЕНИЕ, одно из важнейших проявлений чело­веческой религиозности, состоящее в совершении особых действий, цель которых — установление или демон­страция связи (лат. religio) с Божест­вом. Во всех религиях основным выражением богослужения выступает общественный культ. К богослужению в широком смысле могут также относиться соблюдение риту­альных запретов, следование опреде­ленным нравственным принципам и т. п. Особенно ярко понимание всей жизни верующего как непрестанного богослужения проявляется в христианстве: « Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». (Рим 12.1-2).

Первое богослужение совершалось человеком еще в раю: соблюдая запрет вкушать от древа познания добра и зла (и под­тверждая этим свою зависимость от Бога), Адам и Ева вкушали от древа жизни и пребывали в богообщении (Быт 2. 9, 3. 22). Грехопадение нару­шило простоту и совершенство рай­ского богослужения. У отпавшего от Бога челове­чества богослужение стало принимать различные формы в зависимости от системы ве­рований, которую разделяла та или иная община, и от культурной среды, в которой она пребывала. Богослужебные обычаи, практиковавшиеся человече­ством, чрезвычайно разнообразны как с обрядовой, так и с содержательной стороны: от самых возвышенных и приближающих человека к Богу до полностью искаженных грехом и яв­ляющихся по сути служением уже не Богу, а демонам (напр., мн. языческие культы содержат такие извращения, как сакральная проституция, идолослужение, человеческие жертвопри­ношения и т. п.).

Тем не менее можно указать ряд признаков, характерных для богослужения. Явля­ясь местом встречи со Святым, оно и само свято; культовые формы, в которые заключено богослужение, считаются установленными Богом, или кем-то из приближенных к Нему людей; по­рядок богослужения регламентирован и консервативен (ненарушимы обряды, текст, язык богослужения), ибо с Богом нельзя общаться как с обычным собе­седником; по той же причине участво­вать в богослужении можно лишь очистившись, отсюда ритуаль­ные и этическими запре­тами (пост, ограничения, воз­держание, ношение особых одежд и т. д.). Необходимость знания сути обря­да и пребывания в ри­туальной чистоте ведет к тому, что в общинах верующих выделяются свя­щеннослужители, полностью посвя­тившие себя богослужению. Для него от­водят священные места и время. Встречи со Святым естест­венно ожидать там, где Его присут­ствие более очевидно, — в местах Бого­явлений или наблюдения необычных природных явлений (горы, источники…), поэтому богослужение обычно проходит в этих местах, в специально устроенных зданиях — храмах; находясь в которых человек считается гостем Бога (поэтому храмы зачастую наделялись правом убежища).

Вовлеченность человека в природные циклические процессы, протекающие во времени (смена дня и ночи, времен года и т. д.), вела к установлению сис­темы праздников, постов и т. д., соот­несению богослужения с определенными часами суток, днями недели, основными этапами жизни человека как в более узком смысле: утро, день, вечер, ночь, так и более широком: рождение, вступление во взрослый возраст, бра­косочетание, смерть. Общинный ха­рактер богослужения как правило выражает­ся в форме общей трапезы; где Богу выделяется часть пищи, указы­вающей на Его непосредственном участии в трапезе.

Об­ряды богослужения, обозначающие невидимое содержание культа имеют знаковый характер; особая роль отводится слову, становя­щемуся в контексте богослужения священным, по этой причине в богослужении используются особые формы текста — молит­ва, гимн, благословение, пророчество и др.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1328; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.112 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь