Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Насыщайте проповедь Писанием



Я всегда говорю, что хорошая проповедь “насыщена Писанием, ” а не “основана на Писании, ” потому что Писание - это больше (и никак не менше! ), чем просто основание для проповеди. Проповедь, провозглашающая величие Бога, не может начинаться с прочтения отрывка из Библии, а заканчиваться чем-то другим. Такой подход принижает ценность Писания.

Общаясь с молодыми проповедниками, я неизменно даю им один и тот же совет: “Цитируйте Писание! Цитируйте Писание! Снова и снова говорите прихожанам слова из Библии! Показывайте им, откуда вы черпаете свои мысли”. Большинство людей с трудом видят связи между предложениями и словами, которые так очевидны нам, проповедникам. Им необходимо постоянно, снова и снова цитировать Писание. Эдвардс затрачивал огромные усилия на то, чтобы только выписать отрывки, которые подтверждали основные мысли проповеди. Он читал стих за стихом, дабы пролить свет на обсуждаемую тему. В понимании Эдвардса текст Библии подобен “лучу света, исходящего от солнца праведности. Слова праведности - свет, просвещяющий разум служителя и свет, которым он освещает слушателей. Слова Писания - огонь, зажигающий сердца”.12

Однажды Эдвардс, вспоминая свои ранние годы работы пастором, написал о радости, которую он испытывал при изучении Писания: “ Когда я читал его, часто случалось, что каждое слово касалось моего сердца. Они были так созвучны моему сердцу, эти сладостные и сильные слова. Казалось, что из каждого предложения вырывался свет и влага, освежающая душу, да так, что я буквально не мог отвести глаз от этого стиха. Подолгу задерживаясь на каждом предложении, я видел неожиданные богатства, сокрытые в нем, почти каждый отрывок изобиловал чудесами”.13 Можно только удивляться его глубоким познаниям Слова, не считая того, что он к тому же очень близко знаком с лучшими достижениями богословия, этики и философии своего времени. Будучи студентом, он написал: “Решено, что буду изучать Писание постоянно, неизменно, часто, чтобы самому возрасти в его постижении”.14 “Постоянно, ” “неизменно” и “часто” - вот источник богатства знаний Библии, так ясно видимых в проповедях Эдвардса.

Размышляя над стихом, он обычно записывал сотни мыслей, хватался за любую нить и следовал за ней, покуда мог. “В своих исследованиях Слова еще с самого начала служения я придерживался следующего метода: записывать и применять в своей жизни, и таким образом, углубляться в познание любой детали. Я хватался за любую мысль, которая могла прийти мне в голову при чтении, размышлении, разговоре. Я хватался за любую мысль, которая обещала пролить свет на любой важный вопрос”.15 Его перо стало глазом, проникающим в смысл Писания. Подобно Джону Кальвину, Эдвардс учился, когда писал, и писал, когда учился (Кальвин высказал эту мысль в введении к своей книге “Основы христианской религии”). Сравнивая наши методы работы над Словом Божьим с методами, которыми пользовался Эдвардс, мы можем обнаружить, что мы крайне поверхностны.

Читать Эдвардса означает читать Библию глазами того, кто глубоко понимает ее и чувствует всем своим сердцем. Его проповеди были насыщены Писанием. Такими должны стать и наши проповеди. Давайте последуем совету Эдвардса: “Хорошо знайте богословие, хорошо познакомьтесь с письменным Словом Бога, будьте сильными в познании Писания”.16

Используйте сравнения и образы

Опыт и Писание подсказывают, что сердце людей хорошо понимает язык живых образов, восхищающих воображение, а не язык абстрактных мыслей. Эдвардс, конечно, был метафизиком и философом высшего ранга. Он верил в важность теории, однако хорошо понимал, что цель его проповеди - пробудить новые чувства. Поэтому Эдвардс прилагал немалые усилия, чтобы нарисовать перед глазами слушателей картину славы Небес - их красоту, и муки ада - его невыносимый ужас. В его проповедях абстрактное богословие и учение облекались в форму обычных жизненных событий и житейского опыта.

Серено Дуайт писал, что “тем, кто был обращен ко Христу через труды Эдвардса, не нужно объяснять, что все его работы, хотя и в высшей степени метафизические, богаты иллюстрациями, его проповеди изобилуют различного рода примерами, призванными оставить долгое, неизгладимое впечатление”.17

В своей самой знаменитой проповеди “Грешники в руках разгневанного Бога” Эдвардс обращается к следующему стиху из Писания: “Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя” ( Откр 19: 15 ). Эдвардс говорил: “От этих слов у меня мурашки бегут по коже. Даже если там было бы сказано только “гнев Бога, ” в душе уже возник бы парализующий страх. Но там сказано “ярость и гнев Бога.” Ярость! Ярость Иеговы! Как это ужасно! Можно ли передать словами или осознать, что стоит за этим? ”18

Эдвардс бросает нам, проповедникам Слова Божьего, вызов. Кто из нас может найти такие образы и сравнения, чтобы произвести в душах людей глубокие переживания, когда мы говорим им о действительности существования ада и Небес? Мы не посмеем отвергать образы ада, воссозданные Эдвардсом, равно как не посмеем отвергать Библию, ибо, по его собственному мнению, с которым я вполне согласен, он только нащупал такие сравнения и примеры, которые хотя бы отдаленно смогли передать ужас и страх слов “точила вина ярости и гнева Бога Вседержителя”.

Сегодня же мы делаем все с точностью до наоборот. Мы крайне многословны, рассказывая об ужасе ада, но при этом уводим людей от библейского откровения так далеко, как это только возможно. Отчасти именно поэтому наши попытки показать притягательность Небес и восхитительный блеск Его славы оказываются такими жалкими. Будет лучше, если мы, разделив поприще с Эдвардсом, обратимся в поиски образов, примеров и сравнений, оставляющих глубокий след в душах наших прихожан. Эдвардс прибегал к сравнениям не только когда говорил об аде и Небесах. Он использовал аналогию со скальпелем хирурга, чтобы объяснить некоторые виды проповедей. Он использовал сравнение с человеческим эмбрионом и эмбрионом животного, чтобы показать принципиальную разницу между невозрожденным грешником и рожденным от Духа верующим, обладающим теперь новыми, святыми чувствами. Он сравнил чистое сердце и оставшиеся в нем нечистоты с мехами молодого вина и оседающим осадком. Он представлял святость сердца в виде сада Бога, в котором растут всевозможные прекрасные цветы. Его проповеди изобиловали подобными сравнениями. И все это служило одной цели - высветить истину, сделать ее доступной пониманию и возгреть в сердцах святые чувства.

Исторгайте страхом

Эдвардс ясно представлял себе ад. Но еще лучше он представлял Небеса. Когда я вспоминаю последние годы учебы в Мюнихском университете, то перед моими глазами живо возникает картина: я и моя жена Ноэл, сидя на диване, вместе читаем одну из проповедей Эдвардса “Небеса - это мир любви”. Величественная картина! Я уверен, что если бы мы, проповедники, сегодня смогли бы нарисовать в воображении прихожан подобные великие картины славы, страстно желая познать Бога, как это делал Эдвардс, то обязательно наступило бы новое возрождение церквей.

Те, кто умещает в своих сердцах Небеса, более всех содрогаются от страшных картин ада. “Это учение ужасно и странно, но оно от Бога”.19 Поэтому для Эдвардса грозы Иисуса были особым проявлением любви. “Кто же скажет “безумный, ” подлежит геенне огненной” ( Мт 10: 28 ). Эдвардс же мог молчать там, где говорил Иисус. Геенна ожидает каждого, кто не обратится к Богу. Любовь предупреждает их угрозами Господа.

Сегодня редко можно услышать, как проповедник использует в проповеди угрозы и предупреждения. Обычно приводят две причины, почему этого следует избегать. С одной стороны, такой прием вызывает чувство вины и страха, что считается “непродуктивным”. С другой стороны, с точки зрения догматики, такой подход неоправдан, потому что святые “навечно пребудут в благодати” и поэтому не нуждаются в угрозах и предупреждениях. Эдвардс отверг оба аргумента. Если страх и чувство вины отражают истинное положение вещей, то их использование в проповеди разумно и является проявлением любви. Святые пребывают в благодати тогда, когда они слушаются библейских предупреждений и пребывают в любви к Богу. “Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть” ( 1 Кор 10: 12 ).

Эдвардс писал, что Бог установил все в церкви таким образом, что “когда в сердцах людей любовь гаснет, тогда должно уступать место страху. Им нужен страх, чтобы удержать от греха и пробудить в них стремление заботиться о своих душах. Но Бог все устроил так, что когда в сердцах живет любовь, то страх должен быть изгнан, должен исчезнуть”.20

С другой стороны, Эдвардс говорит о том, что “Божий гнев и страх будущего наказания как побуждающие к послушанию относятся ко всякому роду людей: не только к грешнику, но и к любящему Бога”.21 Эдвардс также писал, что святая любовь и надежда - это наиболее действенные средства, способные смягчить сердце и наполнить его ужасом греха, то есть раболепным страхом ада.22 Проповедь об аде никогда не должна заканчиваться на предмете своего повествования. В рай никого нельзя загнать страхом. Небеса предназначены для тех, кто возлюбил чистоту, а не для тех, кто ненавидит боль. Тем не менее, Эдвардс писал: “Некоторые утверждают, что пытаться привести людей страхом в Небеса бессмысленно. Но я полагаю, что вполне разумно исторгать человека из ада страхом, точно так же, как разумно будет спасти человека из горящего здания”.23

Поэтому хорошая проповедь - это проповедование библейского предостережения собранию святых. Ап. Павел писал галатам: “...Предваряю вас, ... что поступающие так Царствия Божия не наследуют” ( Гал 5: 21 ), или в Послании к римлянам: “...Не гордись, но бойся” ( Рим 11: 20 ). Ап. Петр писал: “И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего...” ( 1 Пет 1: 17 ). Подобные мрачные предостережения только помогают проповеднику явить словом и нарисовать щедрыми красками величественные обетования и пейзажи Божьего Царства, подобно тому, как Ап. Павел писал в Послании ефесянам, что в грядущих веках Бог явит “преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе...” ( Еф 2: 7 ).

Взывайте и умоляйте

Может ли такой убежденный кальвинист, как Эдвардс, взывать к людям и умолять их избежать наказания ада и беззаветно возлюбить Небесное Царство? Разве учение Кальвина о полной развращенности человека, безусловном избрании и безграничной благодати не делает подобное взывание абсолютно бессмысленным?

Эдвардс изучал кальвинизм по Библии, и поэтому ему удалось избежать многих ошибок, которые так часто совершаются современными проповедниками. Он никогда не утверждал, что безусловное избрание, безграничная благодать, сверхъестественное возрождение свыше или же неспособность неверующего человека обратиться к Богу делает призыв к покаянию бессмысленным. Он говорил: “Грешников... нужно искренно призывать прийти и принять Спасителя, отдать свое сердце Ему, используя при этом каждый аргумент, способный спасти и приободрить, любой аргумент, который только можно найти в Евангелии”.24

Я вспоминаю, как несколько лет тому назад я присутствовал на одной проповеди, прочитанной в духе Реформации. Проповедь была по первому Посланию коринфянам, 16 главе. Проповедник закончил леденящим душу словами: “Кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет анафема” ( стих 22 ). Он просто бегло сослался на этот стих, но в его словах не было слышно горячего призыва к людям полюбить Христа и избежать ужасного проклятья. Неужели такое может быть?! Это в традициях гиперкальвинизма: говорить, что цель Бога - спасти избранных, что дает право проповеднику призывать ко Христу только тех, кто каким-то образом показал, что он ожил духом к вечной жизни. Такой подход порождает проповеди, которые дают грешникам лишь знание о раскаянии, но не приводят их ко Христу. Эдвардс, а после него и Чарльз Сперджен хорошо понимали, что такой “кальвинизм” не имеет права на существование, так как он противоречит Писанию и недостоин традиций Реформации.

Эдвардс стал автором книги с интересным названием “Свобода воли”, в которой он писал: “Нравственное управление человечества Богом, Его отношение к человеку как существу моральному, Его обращение к нам с заповедями, наказами, призывами, предупреждениями, увещеваниями, обетованиями, угрозами, наградами и наказанием не противоречит мысли о том, что Бог предопределил события всякого рода во всей вселенной”.25 Другими словами, призыв к слушателям открыть свои сердца для проповеди не противоречит высокому учению о суверенности воли Бога.

Несомненно, что когда мы проповедуем, то результаты проповеди, к котором мы стремимся - от Бога, в Его руках. Но это не должно мешать нам искренне взывать к прихожанам, чтобы они откликнусь в своих душах, потому что, как объясняет Эдвардс:

 

Нас нельзя назвать существами пассивными, также нельзя утверждать, что Бог делает какую-то часть работы, а мы - остальное. Напротив, Бог делает все и мы делаем все. Бог все производит, мы все делаем. Ибо Он производит в нас то, что мы делаем. Бог - единственный автор всего и источник всего; мы же - делатели. Мы, если смотреть с различных точек зрения, полностью пассивны и полностью активны.

В Писании мы можем найти свидетельство того, как одни и те же действия исходят и от Бога и от человека. Сказано, что Бог обращает к покаянию ( 2 Тим 2: 25 ); сказано также, что человек обращается к Богу ( Деян 2: 38 ). Бог творит новое сердце ( Иез 36: 26 ) и также нам заповедано сотворить новое сердце ( Иез 18: 31 ). Бог обрезает сердце ( Втор 30: 6 ) и нам также заповедано обрезывать свои сердца ( Втор 10: 16 )... И все эти стихи не противоречат стихам: “Бог производит в вас и хотение и действие...” ( Фил 2: 13 )26

 

Поэтому Эдвардс пытался найти в сердцах своих слушателей отклик на Слово Божье, чтобы они спаслись. “Итак, если вы, зная о спасении, проявляете благоразумие и не собираетесь отправляться в ад, то пришло время! Вот сейчас - время благоприятное! Наступил день спасения... Не ожесточайте свои сердца сегодня! ”27 Практически в каждой проповеди Эдвардса был довольно длинный раздел применения, в котором он раскрывал использование доктринального учения в жизни и взывал к слушателям за ответом. Он взывал, увещевал и умолял их откликнуться на призыв Бога.

Вероятнее всего, Бог соблаговолил явить Свою пробуждающую силу через проповедь, в которой любовь явилась через строгие слова Господа, несравненные обетования святым были обильны и призывы звучали неистово и милосердно - и ни один из слышавших Слово Бога не уходил с пустым сердцем. Как печально слышать пасторов, лишь повествующих об истинах, а не использующих их для призыва людей. Хорошая проповедь умоляет и взывает к ответу на Слово Божье.

Проникайте в глубины сердца

Сильная проповедь подобна хирургу. Благословленная помазанием Святого Духа, она обнаруживает, режет и удаляет очаг инфекции, то есть грех. Серено Дуайт, один из биографов Эдвардса, писал о нем так: “Его познания человеческого сердца, знание законов, по которым оно живет, едва ли можно сравнить со знаниями любого среднего проповедника”.28 Я могу подтвердить, что когда читаю проповеди Эдвардса, то чувствую себя пациентом на операционном столе.

Откуда же у Эдвардса было такое знание человеческой души? Он проводил мало времени с прихожанами Нортхэмптонской церкви. И Дуайт утверждает, что не знал другого человека, который бы так стремился к уединению, чтобы посвятить свое время чтению и размышлениям. Для пуритан была весьма характерна склонность к самоанализу, которую и унаследовал Эдвардс. Тридцатого июля 1723 года, когда Эдвардсу исполнилось 19 лет, он сделал запись в своем дневнике: “Я решил приложить все усилия, чтобы научить себя выполнять свои обязанности путем самоисследования и самоанализа, чтобы знать все причины, по которым я их не выполняю. Хочу найти в собственных мыслях все тайные отговорки”.29 Неделей позже он написал: “Твердо убежден, что сердце человека лживо, что чрезмерный... аппетит ослепляет разум, полностью подчиняя его себе”.30 Дуайт был совершенно прав, когда говорил, что Эдвардс изучал анатомию человеческой души путем близкого знакомства со своей собственной душой.31

Эдвардс также был убежден, что в горячих религиозных переживаниях времен духовного возрождения необходимо было “отделять пшеницу от плевел”. “Трактат о религиозных чувствах”, который изначально существовал в виде отдельных проповедей, прочитанных Эдвардсом в 1742-43 годах, является образцом безжалостного разбора такого порока, как самообман в вере. Эдвардс, невзирая на лица, смотрел в корень проблемы, обращаясь к истокам нашей развращенности. Подобное внимательное и длительное изучение религиозных переживаний прихожан своей церкви позволило Эдвардсу глубоко понять все чувства их душ.

Эдвардс обладал весьма необычным видением Писания, которое он рассматривал как свидетельство Самого Бога о наших сердцах. К примеру, он заметил, что религиозные чувства галатов были настолько глубоки и искренни, что они были готовы “исторгнуть свои глаза и отдать Павлу” ( Гал 4: 15 ). Эдвардс также замечает, что в одиннадцатом стихе той же главы Павел говорит: “Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас”, из чего Эдвардс делает проницательный вывод, что интенсивность религиозных чувств (готовность исторгнуть свои глаза) не является надежным признаком их подлинности и истинности (поскольку труд Павла мог оказаться напрасным).32 Многие годы уходят на то, чтобы стать настоящим врачом-хирургом человеческих душ. Но это позволяет срывать покров с тайн нашего сердца. Не раз это помогало пробудить к жизни церковь.

Эдвардс писал, что каждый служитель Слова “должен быть знаком с религией, наполненной чувствами, не отвергать операций Духа Божьего и реальности сатанинских обманов”.33 Снова и снова, перечитывая его проповеди, я ощущаю, что все тайны моего сердца обнажены. Все потаенные уголки моей души высвечены. Лживые мысли и чувства выставлены наружу. И вот пробуждающая красота новых истинных чувств влечет меня. Я читаю - и они пускают корни, укрепляются в моей душе.

И вновь Эдвардс сравнивает проповедника с хирургом. “Обвинение служителя в том, что после возвещения истины он не дал утешения людям, пробуждающимся от духовного сна - подобно обвинению хирурга в том, что он, начав вскрывать скальпелем нарыв, причинив пациенту сильную боль, остановился, как только услышал крики, в результате так и не дав отток гною. Такой “милосердный” врач, останавливающий свою руку при первом же вздрагивании больного... подобен тому, кто плохо лечит, и говорит: “Мир, мир, а мира нет” ( Иер 6: 14 ).34 Эта аналогия, приведенная Эдвардсом, хорошо раскрывает суть его собственных проповедей. Никто из нас не захочет оказаться на операционном столе в роли больного, никто из нас не захочет, чтобы нас резали скальпелем, но какая же это великая радость - избавиться от раковой опухоли! Поэтому хорошая проповедь подобна хорошей операции, которая проникает в самые глубины нашего сердца.


Поделиться:



Популярное:

  1. Вот уже две тысячи лет евангелие проповедуется во всех краях. Кто-то послан с проповедью и к твоим современникам, к твоим землякам. Но кто, если не ты?
  2. Глава 4. Проповедь: серьёзная и радостная
  3. Догматическое богословие и догматы веры. Признаки догматов. Значение истин веры, засвидетельствованное Священным Писанием: (Ин. 14,1; Мф. 28, 19; Мк. 16, 16; Евр. 11,16; 1 Ин. 5, 20; 1 Ин. 4, 3.).
  4. Как подготовить библейскую проповедь
  5. Превозносите Бога: Проповедь Эдвардса
  6. Проповедь убедит людей только если они увидят: проповедник нас понимает, только если он свяжет Божью истину с их жизнью.
  7. Проповедь, распространение веры
  8. Проповедь: серьезная и радостная
  9. РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ЧТО ТАКОЕ ПРИЗЫВНАЯ ПРОПОВЕДЬ
  10. Различия и сходства с Библейским описанием этого события
  11. Святой Дух привёл слушателей на твою призывную проповедь: принять то решение, к которому Он их подготовил.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь