Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


V. Викторианская (вятская) группа



Еп. Виктор (Островидов)

Окончил Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.

Пострижен в монашество во время учения в академии.

По окончании академии состоял иеромонахом Иерусалимской Духовной Миссии, затем, с 13 янв. 1909 г., — смотрителем Архангельского Духовного училища.

22 сент. 1910 г. назначен настоятелем Зеленецкого монастыря Петроградской епархии с возведением в сан архимандрита. Управлял монастырем до самой революции. Был наместником Александро-Невской лавры.

26 дек. 1919 г. хиротонисан во епископа Уржумского, вик. Вятской епархии.

В 1923 г. был назначен епископом Глазовским и временно управляющим Вятской епархией.

В 1926 г. поручено управление Ижевской и Боткинской епархией.

Во время обновленчества твердо стоял за православие, в 1927 г. оказался во главе оппозиции против митр. Сергия в Вятской и Боткинской епархиях. «Причиной этого оказался его горячий, прямой характер, не терпящий компромиссов» (митр. Мануил).

Еп. Виктор, по-видимому, и раньше относился с предубеждением к митр. Сергию. Своему другу, еп. Уржумскому Авраамию, он пишет:

«Его заблуждения о Церкви и спасении в ней человека мне ясны были еще в 1911 году, и я писал о нем в старообрядческом журнале, что придет время и он потрясет Церковь».

«Неизвестно, была ли наложена на еп. Виктора какая-либо мера взыскания. В известных нам постановлениях Синода о запрещении уклонившихся в разделение имя еп. Виктора не упоминается. Может быть, митр. Сергий оставил его без наказания, принимая во внимание, что он и так уже фактически был удален от своей кафедры» (митр. Мануил).

...В конце апреля 1928 года сослан в Соловки, поручил возглавляемые им приходы еп. Димитрию (Любимову) в Ленинграде.

(Митр. Мануил сообщает далее, что под влиянием бесед с соловецкими епископами, и в особенности настойчивых убеждений арх. Илариона (Троицкого), еп. Виктор примирился с митр. Сергием, о чем, якобы, сообщил Вятской пастве, «вероятно, в начале 1929 года». Подтверждения этому сообщению мы не имеем).

Епископ Виктор скончался 19 июля 1934 года «в обители преп. Зосимы и Савватия» (т. е. в Соловках).

Из воспоминаний соловецкого врача проф. И. М. Андреева (приводится у прот. Польского):

«С 1928 по 1930 г. включительно епископ Виктор находился в 4-м отделении СЛОН (Соловецкий Лагерь Особого Назначения), на самом острове Соловки, и работал бухгалтером канатной фабрики...

...Господь хранил наши «катакомбы» (см. «еп. Максим» — Л. Р.) и за все время с 1928 по 1930 г. включительно мы не были замечены. Владыка Виктор был небольшого роста, полный, со всеми ласков и приветлив, с неизменной светлой радостной тонкой улыбкой и лучистыми светлыми глазами. «Каждого человека надо чем-нибудь утешить »— говорил он и умел утешить всех и каждого. Для каждого встречного у него было какое-нибудь приветливое слово, а часто даже и какой-нибудь подарочек... Все... посылки через несколько дней владыка раздавал, не оставляя себе почти ничего. «Утешал он очень многих, часто совершенно ему неизвестных заключенных, особенно жалуя так называемых «урок» (от слова «уголовный розыск»), т.е. мелких воришек, присланных как «социально вредных», «по изоляции», по 48 статье.

...Оба владыки (Виктор и Максим) любили друг друга, неторопливо, никогда не раздражаясь и не споря, а как бы внимательно рассматривая с разных сторон одно сложное явление (подч. Андреевым). Владыка Максим был пессимист и готовился к тяжелым испытаниям последних времен (подч. Андреевым), не веря в возможность возрождения России. А владыка Виктор был оптимист и верил в возможность короткого, но светлого периода, как последнего подарка с неба для измученного русского народа. В конце 1930 г. владыка Виктор кончал свой трехлетний срок концлагеря, но вместо освобождения был отправлен на Мий-Губу. Больше я с ним не встречался и о судьбе его ничего не слыша№.

Еп. Иларион (Вельский)

Родился в 1893 г. в Олонецкой губ. Окончил Дух. семинарию.

1 окт. 1924 г. хиротонисан во еп. Каргопольского из игу-мнов Александро-Невской лавры.

В 1926-27 г.г. управлял Смоленской епархией.

Упоминается еп. Поречским, вик. Смоленской епархии.

В отличие от Илариона «великого», арх. Верейского, имел прозвище «маленький».

В диссертации И. Снычева упоминается в составе «вятской группы» без указания кафедры.

О его пребывании в Соловках упоминает Дейбнер.

Соловецкий врач, проф. И. М. Андреев, (Польский, т. 1, стр. 23) упоминает еп. Илариона (викария Смоленского) вместе с еп. Виктором и еп. Нектарием (Трезвинским) — в Соловках.

О дальнейшей его судьбе сведений не имеем.

Еп. Нектарий (Трезвинский)

Родился в семье священника с. Яцек Васильковского уезда. Пострижен в монашество.

В 1917 г. окончил Киевскую Дух. Академию со степенью кандидата богословия.

Возведен в сан архимандрита.

С 1918 по 1920 г. был архимандритом Александро-Невской лавры.

3 июня 1924 г. хиротонисан во еп. Велижского, вик. Полоцкой епархии.

В 1924 г. управлял Полоцкой епархией.

С 1925 г. — еп. Яранский, вик. Вятской епархии.

Из обновленческого журнала «Вестник Св. Синода» (1926, № 7, стр. 7) известно, что в 1925 г., получив приглашение принять участие в подготовке к собору, он выпустил «по существу правильное, но по форме чрезвычайно резкое» (слова митр. Мануила) послание:

«Богомерзкого обновленческого движения отрицаюся и анафематствую оное. Богомерзкий, разбойничий т. н. собор 1923 года в Москве со всеми его постановлениями анафематствую, со всеми примкнувшими к сему обновленческому соблазну обещаюсь не иметь канонического общения. Православные вятичи! Волк в овечьей шкуре, обновленец архиеп. Иосиф обратился к верующим... Блюдите, православные, како опасно ходите. Дние лукави суть...»

В том же послании еп. Нектарий называет обновленческое духовенство безблагодатным, их таинства — не имеющими силы, евхаристию не совершающейся (остаются простые хлеб и вино), и призывает не ходить в обновленческий собор, а следовательно и не участвовать в их съезде.

В 1927 или 1928 г. он уволен на покой.

В октябре 1930 г. упоминается как епископ, запрещенный в священнослужении. Несколько лет проживал в Казани, будучи «удален от управления епархией» (т.е. в ссылке — Л. Р.).

...Год смерти неизвестен. Скончался в Гурьеве (на Каспийском море).

Соловецкий врач, проф. И. М. Андреев, (Польский, т. 1, стр. 28) рассказывает, что еп. Нектарий был на Соловках году в 1929 вместе с еп. Виктором и еп. Иларионом (Вельским).

Дейбнер упоминает еп. Нектария как находящегося (приблизительно в 1939 г.) в ссылке, в Казани.

VII. Отдельные епископы

Еп. Амфилохий (Скворцов)

Родился в 1885 г. в семье псаломщика села Норваш Ци-вильского уезда Казанской губ.

Окончил Казанскую Дух. семинарию и Академию. Поступил на миссионерское отделение по собственному призванию. Намечался на замещение кафедры истории и обличения ламаизма, а также монгольского языка.

22.111.1907 — поступил в монашество.

1908 — иеродиакон.

1909 — студент 3-го курса, командирован на летние каникулы в Астраханскую калмыцкую степь для изучения калмыцкого языка и православной миссии.

1910 — блестяще защитил кандидатскую диссертацию на миссионерскую тему.

1910-1911 — слушал лекции на восточном факультете СПб университета, чтобы изучить монгольский язык до свободного понимания священных рукописей ламаизма.

С 1911 — преп. Казанской Дух. Академии по кафедре монгольского языка и обличения ламаизма.

1912-1913 — командировка на два года по личной просьбе в Монголию и Забайкалье для изучения тибетского языка и богосл. литературы ламаизма.

1922 — хиротонисан во еп. Мелекесского, вик. Уфимской епархии.

В 1923 г. арестован и сослан в Красноярск.

В 1925 г. на предложение обновленческого архиепископа образовать общую комиссию для примирения и участия в Соборе 1925 г. отправил резко отрицательное письмо, где заявил: «Наше примирение с Вами возможно только тогда, когда Вы отречетесь от своих заблуждений и принесете всенародное покаяние».

С апреля 1928 г. — еп. Донской и Новочеркасский.

С 1929 г. — еп. Енисейский и Красноярский.

В начале 1930 г. самовольно покинул епархию и, перейдя в Даниловскую оппозицию (по И. Сьычеву — по совету митр. Кирилла — Л. Р.), удалился в там шние леса, где основал свой скит.

К епархиальной работе не возвращался, продолжая пребывать в оппозиции правого уклона (но не иосифлянского). Вёл борьбу с раскольниками Сибири. Обратил в христианство троих китайцев. («Правый уклон» — неточное выражение митр. Мануила — Л. Р.).

Знавшие его и многочисленные почитатели отзывались о нем как о благоговейном и мудром старце. Других сведений о нем не сохранилось. Скончался в 1946 г.

Труды:

1. Религиозно-нравственные переводы на калмыцкий язык как средства миссионерского воздействия. «Православный Собеседник», 1914, январь, стр. 31.

— 604 —

2. Отзыв о сочинении студента Казанской Духовной Академии Александра (Углянского) на тему: «Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский и Нежинский (1805-1866)». «Прав. Собеседник», 1915, май, стр. 271-275.

О нем:

«Православный Собеседник» 1907, апр., стр. 537-588

1910, сент., стр. 430 1912, янв., стр. 9-11

«Церк. Вед.» 1911, № 23, стр. 216

«Изв. Каз. Епархии» 1912, N2 16, стр. 525

1914, № 48, стр. 1555

«Вестн. Св. Синода» (обновленческий) 1926, № 7, стр. 7

Отчет Каз. Дух. Ак. за 1909-1910 уч. год, стр. 23, 24, 26

за 1910-1911 уч. год, стр. 23 за 1912-1913 уч. год, стр. 18, 22

Протоколы заседаний совета Дух. Академии

за 1907г., стр. 98

за 1908г., стр. 127

за 1909 г., стр. 63, 122

за 1910г., стр. 136, 139, 165

за 1911 г., стр. 53, 147, 163, 165, 166

за 1912 г., стр. 5

за 1913г., стр. 9-11

«Именной список ректоров и инспекторов Духовных Академий и семинарий на 1917 год», стр. 37.

Еп. Синезий (Зарубин)

Окончил художественное училище.

Был архимандритом Спасо-Голутвинского монастыря.

13 июня 1926 г. хиротонисан во еп. Острогожского, вик. Воронежской епархии.

В этом же году переименован епископом Уразовским, вик. той же епархии.

С дек. 1926 г. — еп. Колымский, вик. Якутской епархии, а затем еп. Якутский и Вилюйский. В 1928 г. — еп. Ижевский. 26 февраля 1930 г. уволен на покой, согласно прошению.

Пребывал на покое в Ижевске. Совершал богослужения в Успенской церкви без разрешения правящего епископа. Явно проявил свой отход от митр. Сергия.

4 июня 1930 г. Синодом предан суду архиереев и оставлен под запрещением вплоть до покаяния.

Год смерти неизвестен. Неизвестно также, покаялся ли он в своем отходе от митр. Сергия.

Митр. Мануил сообщает об одной интересной личной особенности еп. Синезия:

«Это был оригинальный архиерей. Проповеди говорил по два-три часа, не замечая того, был в храме народ или нет. Однажды случилось даже так, что он говорил проповедь, а молящиеся, утомленные его многословием, все ушли из храма, а он все говорил и говорил. Наконец, церковный сторож подошел к нему и сказал: «Довольно». Только тогда он, удивленный словами сторожа, окончил беседу в пустом храме».


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 890; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь