Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СПОСОБ СОЗЫВА ВЕРУЮЩИХ К БОГОСЛУЖЕНИЮ



(о колокольном звоне)

В Православной Церкви на богослужение православные христиане созываются посредством колокольного звона. Колокола составляют одну из принадлежностей христианского храма. Колокольный звон в церквях имеет глубокий смысл и значение. Он — не предмет роскоши и эстетического удовольствия. Церковный звон не только оповещает о времени богослужения, но и подготавливает христиан к богослужению.

Звон производит на душу христианина благодатное действие; такое мнение является общепризнанным в Православной Церкви. Звон – это уже богослужение, совершаемое звуками музыки.

«В Ветхом Завете иудеев созывали к богослужению посредством звуков серебряных труб; ветхозаветное богослужение, как известно, состояло преимущественно из музыки; в воспоминание об этом, в знак неразрывной связи с ним новозаветного богослужения, более духовного и возвышенного, это последнее имеет свою священную музыку в колокольном звоне. Колокольный звон есть наиболее простой, строгий и безыскусный род музыки».

Как и церковные богослужения, церковный звон имеет свою историю. В первые века христианства, во времена гонений епископы созывали верующих к богослужению через специально посылаемых за ними лиц, либо после каждого богослужения договаривались, где и когда будет проходить следующее богослужение. После прекращения гонений вошли в употребление различные способы созыва к богослужению. «Например, в египетских монастырях братия созывались стуком в дверь кельи. Молоток для стука в дверь кельи (будильный молоток) — самое древнее орудие созыва к богослужению (IV-V вв.)».

Позднее христиане стали созываться звуками трубы илирога, звуками тока, клепала, била. Они были распространены почти повсеместно. Било представляет собой деревянную, железную или медную доску изогнутой или прямой формы; по этой доске ударяют молотком, сделанным из такого же материала, как и доска. Била различают:

1) по материалу: деревянные, железные;

2) по величине: «великое», «малое» и самые большие, называемые «тяжкая»;

3) по способу употребления: ручные и подвесные.

Ручное било держат рукой или кладут на левое плечо серединою; подвесное вешают на цепи или веревке, продетой в середину била. В било ударяют молотком, в результате чего получается требуемый звук. Характерно, что если удар производится ближе или дальше от середины доски, получается звук разной высоты и образуется целая гамма тонов (особенно на металлическом биле), благодаря чему звон в било получает вполне музыкальный характер. Сообразно с характером каждого била и звону усвояется различное символическое, внутреннее значение.

1) Ударение в «малое» било второе название («бильце»), которое положено совершать перед малой вечерней, повечерием, полунощницей и часами, как малозвучное и глуховатое, означает голос древних пророков — как бы сень и прообраз будущих событий.

2) Ударение в «великое» било, которое положено совершать на праздничных утренях, дающее звонкий и далеко разносящийся по воздуху звук, знаменует апостольскую проповедь («во всю землю изыдевещание их и в концы вселенныя глаголы их») — проповедь Евангелия;

3) ударение в «тяжкая» другое название праздничные. Оно напоминает нам о будущем суде и знаменует ту апостольскую трубу, которая созовет всех на всеобщий суд.

Колокола появились гораздо позже, чем «била» и «клепала». Впервые они стали входить в употребление как средство созыва христиан на богослужение на Западе, в одной из областей Италии ¾ Кампании. Вначале они были небольших размеров и делались из меди или листового железа. Есть предание, по которому изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому († 411), т. е. в конце IV или в начале V века. Есть несколько сказаний об этом. По одному из этих сказаний, Св. Павлин во сне увидел полевые цветы - колокольчики, которые издавали приятные звуки. После своего сна епископ велел отлить колокола, имевшие форму этих цветов. Но, очевидно, Св. Павлин не ввел колоколов в практику Церкви, так как никакие источники того времени не упоминают о колоколах. Только в начале VII века Римскому Папе Савиниану (преемнику Св. Григория Двоеслова) удалось придать колоколам христианское значение. С этого времени колокольный звон стал постепенно употребляться христианами, и в течение VIII и IX веков в Западной Европе колокола прочно вошли в практику христианского Богослужения. На Востоке, в Греческой Церкви, колокола стали употребляться со второй половины IX века, после того, когда в 865 г. венецианский дож Урсус прислал в дар императору Михаилу 12 больших колоколов. Колокола эти были повешены на башне при Софийском соборе. Но у греков колокола не вошли в обширное употребление. На Руси колокола появились с принятием христианства. Они проникали сюда и из Византии, и с Запала. Об этом упоминает летопись с XI века (колокола — военная добыча завоевателей). В XIV веке летописи упоминают о колоколах на Руси — колокольнях Пскова и Новгорода и колокольных мастерах Москвы и Твери. С развитием литейного дела колокола с VIII века стали лить из меди, иногда добавляя к ней серебро.

Уставное церковное название колокола — «кампан», или «звон». «Звон» — от русского слова «звонить», а «кампан» — или от латинского слова campus — «поле» (место их литья; поле — место, где для путешествующих нет препятствий; так и высокий удар медного колокола

разносится всюду), или — более вероятно — от римской провинции Кампания, где, как уже сказано, впервые появились колокола.

Колокол – металический инструмент (как правило, отлитый из так называемой колокольной бронзы), источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. При этом, в различных моделях, раскачиваться может как купол колокола (это западная традиция) так и его язык, по которым бьют молоточком или бревном снаружи.

Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече).

В устройстве колокола находится десять элементов: хомут, корона, голова, поясок, талия, звуковое кольцо, губа, устье, язык, заплечики.

 

Устройство типичного колокола:

1) хомут;

2) корона;

3) голова;

4) поясок;

5) талия;

6) звуковое кольцо;

7) губа;

8) устье;

9) язык;

10) заплечики.

Цель употребления колокольного звона: призывать верующих в храм на молитву и возвещать тем, кто не присутствует за богослужением, о времени отправления богослужений, о самых главных моментах богослужения, а также выражать торжество Церкви. В зависимости от совершаемого богослужения существуют различные способы звона. В основном различаются два вида звона: благовест и собственно звон.

Благовест — звон, при котором ударяют в один колокол или в несколько колоколов, но не во все вместе, а по очереди в каждый колокол. Благовест называется так потому, что сообщает добрую весть о начале в храме Божием богослужения, и о том, что милосердие Божие еще долго терпит над нами, что Господь с высоты небес внимает нашим молитвам. Да и сам призыв верующих в храм есть добрая, радостная весть для благочестивого и доброго сердца. «Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень» (Пс. 121, 1) — говорит пророк Давид. Так веселится и доброе сердце, слыша звон, призывающий в дом Господень.

Благовест представлен следующими видами:

а) благовест в собственном смысле слова — мерные, неторопливые удары в один колокол;

б) перезвон — многократное последовательное ударение от большого колокола до малого в каждый из них; этот прием повторяется несколько раз;

в) перебор — медленное однократное ударение в каждый колокол по порядку, с последующим одновременным ударом во все колокола.

Звон в собственном смысле слова есть одновременное ударение в несколько колоколов.

Звон, совершающийся в три приема, то есть троекратное повторение музыкального периода гармонического сочетания, называется трезвоном. Трезвон может быть:

а) « трезвон во вся» (35 глава Типикона);

б) « трезвон в двои», то есть в два колокола (Царские часы читаемые в Великую Пятницу).

Изучив детально смысл и назначение церковного звона, мы можем убедиться в великом значении этого явления в церковный жизни. Христианин, услышав звон, невольно отрывает все мысли и помыслы от земли, возносит свой ум к горнему, сердце его наполняется радостным, светлым чувством; звон колокола очищает мысли человека от скверн и дает добрый помысл, как будто в него вливается небесная гармония, отголоски далекого рая, и он чувствует заботу Всевышнего Бога о нас. И до сих пор, услышав церковный благовест, русский человек набожно крестится и вспоминает о Боге. В этом заключается огромное духовное и нравственное значение церковного звона: он не дает засыпать совести и душе, постоянно напоминая ей о бытии Божием, о вечной правде, о великой христианской любви. Не напрасно колокола называются благовестниками: действительно, их звон наполняет душу радостью и надеждой.

В русской Церкви есть традиция отливать колокола с изображением икон Пресвятой Троицы, Матери Божией и месточтимыми святыми. На колоколе пишут дату отлива и благотворителей или того человека, который заказал отлить колокол. На одном из колоколов имеется надпись: «Благовествуй миру радость велию». Таким образом, церковный звон — глашатай Церкви, ее внешний голос, тогда как богослужение — голос внутренний. Христианин, услышав звон, обязан перекреститься со словами: «Господи, помилуй» (трижды) или: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», или: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь