Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Утреня в Великим славословием.



До канона сохраняется схема вседневной утрени с тем отличием, что по кафизмам есть малая ектения.

Канон:

1. Если поется Октоих: канон 1-й Окто-иха на 4-ре, канон 2-й Октоиха на 4-ре, канон Минеи - на 6-ть.

2. Если Октоих не поется: каноны толь-ко Минеи (если Преполовение Пасхи, отдание Вознесения и Пятидесятницы, то каноны только из Триоди).

3.Если в субботу, в период пения Октоиха:

а) В храме Спаса или Богородицы: канон храма на 6-ть (из службы храмовому празднику) и Минеи на 8-мь.

б) В храме святого: канон Богородицы на 6-ть (Октоих, воскресная утреня, рядового гласа) и Минеи на 8-мь.

Ирмосы - первого канона.

Катавасия - рядовая по уставу, поется по каждой песни.

По 9-й песни: катавасия, малая ектения, («Достойно есть...» не поется).

Свящ: «Яко Тя хвалят…».

Чтец: Светильны Минеи (если поется Цветная Триодь, то светильны Триоди).

Хор: «Всякое дыхание».

Чтец: Хвалитные псалмы (Часослов).

Хор: Стихиры «на хвалитех», Минея. (Перед пением стихиры, на «И ныне», диакон открывает Царские Врата).

Свящ: «Слава Тебе показавшему нам свет»

Хор: Великое славословие, Трисвятое, тропари по уставу.

Устав тропарей:

1.В седмичный день - тропарь Минеи, «Слава и ныне»: богородичен воскрес-ный (3-е приложение) по гласу тропаря.

2.В субботу - тропарь Минеи, «Слава и ныне»: богородичен воскресный уходящего гласа (прошедшей недели).

3.В период пред- и попразднства, пения Цветной Триоди - тропарь Минеи, «Слава и ныне»: тропарь праздника.

4.На преполовение Пятидесятницы, в отдания двунадесятых праздников - только тропарь праздника.

Диак: Сугубая ектения.

Свящ: «Яко милостив...».

Диак: Просительная ектения.

Свящ: «Яко Бог милости и щедрот...», главопреклонная молитва, возглас - «Твое бо есть...». (Если священник служит без диакона, то эти две ектении он говорит перед престолом, а не на амвоне).

Диак: «Премудрость».

Хор: «Владыко благослови».

Свящ: «Сый благословен...».

Хор: «Честнейшую херувим...».

Свящ: «Слава Тебе, Христе Боже...».

Хор: «Слава и ныне», «Господи помилуй» (3р), «Благослови».

Свящ: (На амвоне), полный отпуст по уставу.

Хор: «Великого господина...» (Священник уходит в алтарь, целуют с диаконом престол и диакон закрывает Царские Врата).

Чтец: 1-й час. (Тропари и кондаки как на полиелейной службе).

Свящ: Малый отпуст (на амвоне в епитрахили).

Хор: «Господи помилуй» (3р).

Утреня праздничная. (Полиелейная).

Свящ: «Слава Святей...».

Хор: «Аминь».

Чтец: Малое славословие. Шестопсалмие (во время 2-й половины священник на амвоне тайно читает утренние молитвы).

Диак: Мирная ектения. «Бог Господь» со стихами.

Хор: «Бог Господь» во глас 1-го тропаря. Тропари по уставу.

Устав тропарей на «Бог Господь»:

а) В седмичный день: тропарь Минеи - 2р. «Слава и ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря (3-е приложение).

б) В субботу: тропарь Минеи - 2р. «Слава и ныне»: богородичен воскресный уходящего гласа.

в) В период пред- и попразднства, пения Цветной Триоди: тропарь праздника - 2р. «Слава»: тропарь Минеи. «И ныне»: тропарь праздника.

г) В Господские и Богородичные праздники, их отдание: тропарь праздника - 2р. «Слава и ныне»: тропарь праздника.

Хор: «Господи помилуй» - 3р., «Слава».

Чтец: «И ныне», кафизмы утрени. По окончании - «Слава и ныне», «Аллилуйя» - 3р.

Диак: Малая ектения.

Свящ: «Яко Твоя Держава...».

Чтец: Седальны Минеи (Если читались 2 кафизмы, то возглас по 2-ой кафизме - «Яко благ и человеколюбец...»).

Полиелей.

(Духовенство исходит на середину храма).

Хор: «Хвалите имя Господне...».

Духовенство: на середине храма поет величание, затем священник совершает каждение храма (диакон предшествует ему со свечой в руке)

Хор: Величание со стихами избранного псалма (Ирмологий или Псалтирь, ч. II). По окончании каждения - «Слава и ныне», «Аллилуйя» - 2р.

Духовенство: 3-й раз «Аллилуия» и еще раз величание.

Диак: Малая ектения (посреди храма).

Свящ: «Яко благословися имя Твое...».

Хор: «Аминь».

Чтец: Седальны Минеи (диакон уходит в алтарь за Евангелием).

Хор: «От юности моея...».

Диак: (На амвоне, с Евангелием в руках, лицом к народу; перед диаконом по обе стороны стоят 2 пономаря, держа в руках горящие малые выносные свечи) «Вонмем. Премудрость вонмем. Прокимен...» (говорит прокимен).

Хор: Прокимен (2, 5 раза).

Диак: «Господу помолимся».

Хор: «Господи помилуй».

Свящ: «Яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши...».

Хор: «Аминь».

Диак: «Всякое дыхание...».

Хор: «Всякое дыхание...» (2, 5 раза). (Если священник служит без диакона, то он после «Всякого дыхания…» полагает Евангелие на престол и читает с престола).

Диак: «И о сподобитися нам...». (Идет на середину храма, становится перед священником и открывает Евангелие. По бокам - пономари со свечами).

Хор: «Господи помилуй» (3р).

Диак: «Премудрость, прости услышим...».

Свящ: «Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Свящ: «От (имя рек) святаго Евангелия чтение».

Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Диак: «Вонмем». (Держит открытое Евангелие в руках).

Свящ: Читает Евангелие.

Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». (Диакон относит Евангелие в алтарь и полагает на престол.

Чтец: 50 псалом.

Хор: «Слава: Молитвами...» (называет чин и имя празднуемого святого). «И ныне: Молитвами Богородицы...», «Помилуй мя Боже...», стихира по 50-м псалме (Минея).

Диак: «Спаси Боже...» (на амвоне).

Хор: «Господи помилуй» (12р).

Свящ: «Милостию и щедротами...».

Хор: Ирмосы 1-го канона. Канон совершается также, как и на утрени в великим славословием. На практике в это время совершается помазание народа елеем). (После помазания священник уходит в алтарь и Царские Врата закрываются).

Каноны на праздничной полиелейной утрени:

а) Бденный или полиелейный святой в седмичный день: канон Богородице из Минеи - на 6-ть (если нет на ряду, то молебный канон Богородице из Следованной Псалтири, 1-я часть) + канон святому Минеи на 8-мь (в храме Спаса и Богородицы - храма на 6-ть, Минеи на-8-мь).

б) В период пред- и попразднства, Цвет-ной Триоди: канон праздника на 6-ть и Минеи на 8-мь.

Седальны по 3-й песни:

а) Период пения Октоиха: все седальны Минеи.

б) В пред- и попразднство, период пения Цветной Триоди: кондак и икос праздника, седален Минеи, «Слава и ныне»: седален праздника.

По 6-й песни: кондак и икос святого.

Светильны по 9-й песни:

а) Период пения Октоиха, пред- и попразднство: все светильны Минеи.

б) Если полиелейный святой в период пения Цветной Триоди: «Слава»: светилен Минеи, «Слава и ныне»: 2-й светилен Триоди.

Хор: «Всякое дыхание».

Чтец: Хвалитные псалмы (Часослов).

Хор: Стихиры «на хвалитех». (Перед пением стихиры на «И ныне» диакон открывает Царские Врата).

Стихиры «на хвалитех»:

а) На полиелейной утрени в седмичный день: Все стихиры Минеи, на 4-ре.

б) В период пред- и попразднства, стихиры Минеи на 6-ть: праздника - 3, святого - 3, «Слава»: святого, «И ныне»: праздника.

в) В седмичные дни периода Цветной Триоди, на 6-ть: стихиры Триоди - 3 (если в Триоди нет хвалитных стихир, то поются стихиры из стиховни утрени), стихиры Минеи - 3, «Слава» - Минеи, «И ныне» - Триоди.

Свящ: «Слава Тебе показавшему нам свет»

Хор: Великое славословие, Трисвятое, тропари по уставу:

1.В седмичный день - тропарь Минеи, «Слава и ныне»: богородичен воскресный (3-е приложение) по гласу тропаря.

2.В субботу - тропарь Минеи, «Слава и ныне»: богородичен воскресный уходящего гласа (прошедшей недели).

3. Если великий святой в период пред- и попразднства, в отдание двунадесятого праздника - тропарь Минеи, «Слава и ныне»: тропарь праздника.

4.В праздники Господские и Богородичные - только тропарь праздника.

Диак: Сугубая ектения.

Свящ: «Яко милостив...».

Диак: Просительная ектения.

Прим: Если священник служит без диакона, то эти две последние ектении он говорит перед престолом, а не на амвоне.

Свящ: «Яко Бог милости и щедрот...», главопреклонная молитва, возглас - «Твое бо есть...».

Диак: «Премудрость».

Хор: «Владыко благослови».

Свящ: «Сый благословен...».

Хор: «Честнейшую херувим...».

Свящ: «Слава Тебе, Христе Боже...».

Хор: «Слава и ныне», «Господи помилуй» (3р), «Благослови».

Свящ: (На амвоне), полный отпуст по уставу.

Хор: «Великого господина...»

Чтец: 1-й час.

Служба вседневная.

Час.

Свящ: «Благословен Бог наш...». (В епитрахили, на амвоне, завеса закрыта).

Чтец: Обычное начало и последование 9-го часа.

В конце 9-го часа:

Свящ: «Боже, ущедри ны...».

Чтец: Молитва 9-го часа (Священник одевает фелонь и выходит на амвон).

 

Вечерня ( после 9-го часа ).

Последование см. выше

Утреня.

Последование см. выше

Час.

Свящ: (В епитрахили на амвоне) (после первого часа) - полный отпуст по уставу.

Хор: «Великого Господина...».

Особенности утрени с великим славословием.

Последование см. выше

Служба полиелейная.

Час.

(Как на вседневной службе, см. выше)

Вечерня.

Последование см. выше

Полиелейная утреня.

Последование см. выше

Всенощное бдение.

Вечерня.

Открыты Царские Врата, каждение алтаря.

Диак: «Востаните». (На амвоне, лицом к народу).

Хор: «Владыко благослови». (Если без диакона, то сразу «Слава святей…»).

Свящ: «Слава Святей...» (перед престолом).

Хор: «Аминь».

Свящ: «Приидите поклонимся...» (4р).

Хор: 103 псалом. (Священник совершает каждение храма, диакон предшествует ему со свечой в руках).

Диак: Мирная ектения.

Свящ: «Яко подобает...».

Хор: «Блажен муж...».

Диак: Малая ектения.

Свящ: «Яко Твоя держава...».

Хор: «Господи воззвах» (во глас первой стихиры). «Положи Господи...» (псалмы на «Господи воззвах»). (Диакон совершает каждение храма). Стихиры на 10-ть или на 8-мь. На «И ныне» - догматик или стихира по уставу, в это время диакон открывает Царские Врата и совершается вход.

Стихиры на «Господи воззвах», на бдении.

1) Господские и Богородичные праздники в седмичный день: все стихиры праздника.

2) Бденный святой в седмичный день: стихиры Минеи на 8-мь, «и ныне»: воскресный догматик по гласу славной стихиры Минеи. (если суббота, то догматик уходящего гласа).

3) Бденный святой в период пред- и попразднства. пения Цветной Триоди (в седмичный день: праздника - 3, святаго - 5, «Слава»: святого, «И ныне»: праздника (если суббота, то на «И ныне» поется догматик уходящего гласа.

На воскресном бдении, на 10-ть.

1) Богородичные двунадесятые в неделю: стихиры Октоиха - на 4-ре, Минеи - на 6-ть, «Слава и ныне» - стихира Минеи.

2) Господские и Богородичные недвунадесятые, бденных святых: Октоиха - на 4-ре, Минеи - на 6-ть, «Слава» - Минеи, «И ныне» - воскресный догматик настоящего гласа.

3) Шестеричный святой: Октоиха - на 6-ть, Минеи - на 4-ре. Малый святой: Октоиха - на 7-мь, Минеи - на 3, «Слава» - Минеи, «И ныне» - догматик настоящего гласа.

4) В период пред- и попразднства:

а) Если святой праздничный или шестеричный: Октоиха - на 3, Минеи - на 7-мь, (праздника - на 3, святого - на 4-ре). «Слава» - святого, «И ныне» - догматик текущего гласа.

б) Если святой малый: Октоиха - на 4-ре, праздника - на 3, Минеи - на 3. «Слава» - праздника, «И ныне» - догматик текущего гласа.

Диак: «Премудрость прости».

Хор: «Свете тихий».

Диак: «Вонмем».

Свящ: «Мир всем». (Священник и диакон на горнем месте).

Диак: «Премудрость вонмем». Прокимен дня.

Хор: Прокимен дня (2, 5 или 4, 5 раза).

Диак: «Премудрость». (Царские Врата закрываются).

Чтец: «... чтение».

Диак: «Вонмем».

Чтец: Читает паремии (Минея или Триодь).

Диак: Сугубая ектения.

Свящ: «Яко милостив...».

Хор: «Аминь», «Сподоби Господи...».

Диак: Просительная ектения.

Свящ: «Яко благ и человеколюбец...» Главопреклонная молитва. Возглас «Буди держава...». (Открываются Царские Врата).

Хор: Стихиры литии из Минеи. (Священник Царскими Вратами выходит в притвор. Каждение храма диаконом).

Диак: «Спаси Боже...».

Хор: «Господи помилуй» - 40 раз.

Диак: «Еще молимся о великом господине...».

Хор: «Господи помилуй» - 50 раз.

Диак: «Еще молимся о богохранимой стране нашей...».

Хор: «Господи помилуй» - 30 раз.

Диак: «Еще молимся о еже сохранитися...».

Хор: «Господи помилуй» - 3 раза.

Диак: «Еще молимся о еже услышаши...».

Хор: «Господи помилуй» - 3 раза.

Свящ: «Услыши ны, Боже,...».

Хор: «Аминь».

Свящ: «Мир всем».

Хор: «И духови Твоему».

Диак: «Главы наша Господеви приклоним».

Хор: «Тебе Господи».

Свящ: «Владыко многомилостиве...».

Хор: «Аминь». Стихиры на стиховне по уставу. (Вход духовенства в храм).

В неделю:

1. Господские и Богородичные праздники, пред- и попразднство, в отдание праздника: Стихиры Октоиха. «Слава и ныне»: Стихира праздника (Минея).

2. Любой святой в неделю: Стихиры Октоиха. «Слава»: Минеи, «и ныне»: богородичен 1-го приложения по гласу «Славы» (если попразднство, то стихира праздника).

В седмичный день: Стихиры только Минеи. (Если богородична на «И ныне нет на ряду, поется богородичен 1-го приложения по гласу славной стихиры).

Хор: «Ныне отпущаеши...».

Диак: Трисвятое по «Отче наш...».

Свящ: «Яко Твое есть Царство...».

Хор: Тропари по уставу:

Тропари по «Ныне отпущаеши» на бдении:

а) Двунадесятые, а также бденные Господские и Богородичные праздники, в том числе и в неделю: тропарь праздника - 3 раза.

б) Бденный святой в седмичный день: тропарь святого - 2 раза. «Богородице Дево...» - 1 раз.

в) Бденный святой в неделю: «Богородице Дево...» - 2 раза. Тропарь святому (Минея) - 1 раз.

г) В пред- и попразднство в неделю: «Богородице Дево...» 2 раза. Тропарь праздника - 1 раз.

д) Любой святой в неделю (в том числе и полиелейный, но кроме бденного): «Богородице Дево...» - 3 раза.

Прим: В недели Постной и Цветной Триоди - особенный устав для каждого конкретного дня, указан в Типиконе, XLIX, L главы.

(Диакон во время пения тропарей кадит трижды стол с хлебами, затем аналой с иконой праздника и иерея).

Диак: «Господу помолимся».

Хор: «Господи помилуй».

Свящ: «Господи Иисусе Христе Боже наш...» - молитва на благословение хлебов.

Хор: «Аминь». «Буди имя Господне» - 3 раза. 33-й псалом до половины. (Священство уходит в алтарь).

Свящ: «Благословение Господне...».

Хор: «Аминь». «Слава в вышних Богу...». (Малое славословие).

Чтец: Шестопсалмие. (Царские Врата закрываются. (Если бдение совершается в седмичный день, то утреня отправляется по схеме полиелейной утрени (стр. 9-13).

 

Далее утреня по схеме полиелейной утрени:

Прим: На практике молитва «Спаси, Боже, люди Твоя...» на утрени опускается (если была лития). И потому сразу после стихиры по 50-м псалме следует возглас «Милостию и щедротами...».

Воскресная утреня.

Свящ: «Слава Святей...».

Хор: «Аминь».

Чтец: Малое славословие. Шестопсалмие (во время 2-й половины священник читает тайно на амвоне утренние молитвы).

Диак: Мирная ектения. «Бог Господь» со стихами.

Хор: «Бог Господь» во глас 1-го тропаря. Тропари по уставу.

Устав тропарей на «Бог Господь»:

а) В случае любого святого: тропарь воскресный, гласа недели - 2р. «Слава»: тропарь Минеи. «И ныне»: богородичен воскресный по гласу «Славы», 3-е приложение.

б) Если 2 святых: тропарь воскресный 1 раз, тропарь 1-го святого (Минея). «Слава»: тропарь 2-го святого (Минея). «И ныне»: богородичен воскресный по гласу тропаря.

в) В праздники Богородицы, Господские не двунадесятые, отдания двунадесятых праздников: тропарь воскресный - 2р. «Слава и ныне»: тропарь праздника.

г) В пред- и попразднство: тропарь воскресный - 2р. «Слава»: тропарь Минеи, «И ныне»: тропарь праздника.

д) Если 2 святых в пред- и попразднство: воскресный - 1р. Тропарь 1-го святого (Минея). «Слава»: тропарь 2-го святого. «И ныне»: тропарь праздника.

Хор: «Господи помилуй» - 3р., «Слава».

Чтец: «И ныне», кафизмы утрени. По окончании - «Слава и ныне», «Аллилуия» - 3р.

Диак: Малая ектения.

Свящ: «Яко Твоя Держава...».

Чтец: Седальны Октоиха. (Если читались 2 кафизмы, то возглас по 2-ой кафизме - «Яко благ и человеколюбец...».

Полиелей.

(Духовенство исходит на середину храма).

Хор: «Хвалите имя Господне...». Далее возможны два варианта:

а) В неделю: Духовенство сразу после исхода в храм начинает каждение.

Хор: После «Хвалите имя Господне...», поет тропари «Ангельский собор...».

б): Если в неделю есть великий святой, то по окончании «Хвалите имя Господне…» трижды поется величание святому (1 раз священство + 2 раза хор со стихами избранного псалма), а затем тропари «Ангельский собор...».

По окончании тропарей:

Хор: «Слава и ныне», «Аллилуия» - 3р.

Диак: Малая ектения. (Посреди храма).

Свящ: «Яко благословися имя Твое...».

Хор: «Аминь».

Чтец: Ипакои Октоиха. (Диакон идет в алтарь за Евангелием).

Прим: Если Богородичный праздник или великий святой в неделю: ипакои Октоиха, седален Минеи по 1-ой кафизме, седален Минеи по 2-й кафизме, «Слава»: седален Минеи по полиелеи. «И ныне»: богородичен седальна по полиелеи.

Хор: Степенны по гласу

Диак: (На амвоне, с Евангелием в руках; лицом к народу, перед диаконом по обе стороны стоят 2 пономаря, держа в руках горящие малые выносные свечи) «Вонмем. Премудрость вонмем. Прокимен...» (говорит прокимен).

Хор: Прокимен (2, 5 раза).

Диак: «Господу помолимся».

Хор: «Господи помилуй».

Свящ: «Яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши...».

Хор: «Аминь».

Диак: «Всякое дыхание...».

Хор: «Всякое дыхание...» (2, 5 раза).

Прим: Если священник служит без диакона, то он после «Всякого дыхания…» полагает Евангелие на престол и читает с престола.

Диак: «И о сподобитися нам...». (Идет на середину храма, становится перед священником и открывает Евангелие. По бокам - пономари со свечами).

Хор: «Господи помилуй» (3р).

Диак: «Премудрость, прости услышим...».

Свящ: «Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Свящ: «От (имя рек) святаго Евангелия чтение».

Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Диак: «Вонмем». (Держит открытое Евангелие в руках).

Свящ: Читает Евангелие.

Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», «Воскресение Христово...» (диакон стоит на амвоне с Евангелием, лицом к народу. По бокам пономари со свечами).

Чтец: 50 псалом. Диакон (если нет диакона, то священник) полагает Евангелие на аналой, откуда перед этим убирают икону Воскресения Христова.

Хор: «Слава: Молитвами апостолов...», «И ныне: Молитвами Богородицы...», «Помилуй мя Боже...», стихира «Воскрес Иисус от гроба...».

Диак: «Спаси Боже...» (на амвоне).

Хор: «Господи помилуй» (12р).

Свящ: «Милостию и щедротами...».

Хор: Ирмосы 1-го канона. Канон совершается также, как и на утрени в великим славословием. На практике в это время совершается помазание народа елеем). После помазания священник берет Евангелие и подымается на амвон, откуда осеняет Евангелием народ и уносит его в алтарь, где полагает Евангелие на престол. Царские Врата закрываются. Когда священник осеняет Евангелием народ, пономари ставят свечи перед амвоном, затем уносят их в алтарь.

Каноны на воскресной утрени.

а) Если малый святой: Октоих: канон воскресен - на 4-ре, крестовоскресный - на 3, Богородице - на 3. Минея - святому на 4-ре.

б) Шестеричный святой и полиелейный (если 1 канон): воскресный на 4-ре, крестовоскресный - на 2, Богородице на 2, Минеи - на 6-ть.

в) Бденный святой, полиелейный (если 2 канона): воскресный на 4- ре, Богоро-дице на 2, Минеи - 8-мь.

г) 2 святых: воскресный на 4-ре, крестовоскресный на 2, Богородице - на 2, 1-й канон Минеи - на 3, 2-й канон Минеи -на 3.

д) Праздничный святой в неделю, в период пред- и попразднства: воскресный на 4-ре, праздника - на 4-ре, святого (Минеи) на 6-ть.

е) Малый и шестеричный святой в неделю в период пред- и попразднства: воскресный на 4-ре, Богородице на 2, праздника на 4-ре, святого на 4-ре.

Седальны по 3-й песни:

а) Двунадесятый богородичный праздник в неделю: кондак и икос Октоиха, седален празднико, «Слава и ныне» седален праздника (еще раз).

б) Недвунадесятый богородичный праздник или любой святой (два святых) в неделю: кондак и икос святого (или богородичного праздника), кондак 2-го святого (если есть), седальны Минеи.

в) Любой святой в неделю в период пред- и попразднства: кондак и икос праздника, кондак и икос святого, седален святого, «Слава и ныне», седален праздника.

г) В недели Постной и Цветной Триоди: см. особенный устав для каждого конкретного дня.

По 6-ой песни:

а) Если двунадесятый праздник в неделю: кондак и икос праздника.

б) В недели Постной (кроме 4-й и 5-й недели Великого Поста) и Цветной Триоди: кондак и икос Триоди.

в) Все остальные недели + 4-я и 5-я недели Великого Поста: кондак и икос Октоиха.

По 9-ой песни:

Хор: Катавасия.

Диак: Малая ектения.

Свящ: «Яко тя хвалят…».

Диак+хор: «Свят Господь Бог наш» (во глас недели).

Чтец: Светильны.

На воскресной утрене.

а) Один святой (любой) в неделю: экзапостиларий евангельский (Приложение Октоиха; номер экзапостилария соответствует номеру прочитанного на утрени воскресного Евангелия). «Слава»: светилен Минеи. «И ныне»: Богородичен евангельского экзапостилария (Октоих).

б) Два святых в неделю: экзапостиларий евангельский, 1-й светилен Минеи. «Слава»: 2-й светилен Минеи. «И ныне: Богородичен евангельского экзапостилария.

в) В период пред- и попразднства: также, как в пунктах а) и б), но только на «И ныне» читается светилен праздника.

г) В недели Постной Триоди: евангельский экзапостиларий (Октоих). «Слава»: Триоди. «И ныне»: Триоди.

д) В недели Цветной Триоди: устав указан в Цветной Триоди на ряду (для каждого конкретного дня).

Хор: «Всякое дыхание».

Чтец: Хвалитные псалмы (Часослов).

Хор: Стихиры «на хвалитех»:

На воскресной утрени: на 8-мь.

а) Если святой Минеи не имеет хвалитных стихир: Октоиха: 8, «Слава»: евангельская стихира (приложение Октоиха, номер стихиры соответствует номеру воскресного Евангелия, читанного на утрени), «и ныне»: «Преблагословенна еси Богородице Дево...»

б) Если есть в Минее хвалитные стихиры: Октоиха - 4, Минеи - 4 (вместе со «славной», два последних припева берутся из стиховни великой вечерни, Минея). «Слава»: стихира Евангельская; «и ныне»: «Преблагословенна еси Богородице Дево...».

Прим: Перед пением «Преблагословенна еси Богородице Дево…» диакон открывает Царские Врата.

Свящ: «Слава Тебе показавшему нам свет»

Хор: Великое славословие, Трисвятое, тропарь по уставу:

а) Если 1, 3, 5, 7 гласы: «Днесь спасение миру…».

б) Если 2, 4, 6, 8, гласы: «Воскрес из гроба...».

Диак: Сугубая ектения.

Свящ: «Яко милостив...».

Диак: Просительная ектения.

Прим: Если священник служит без диакона, то эти две последние ектении он говорит перед престолом, а не на амвоне.

Свящ: «Яко Бог милости и щедрот...», главопреклонная молитва, возглас - «Твое бо есть...».

Диак: «Премудрость».

Хор: «Владыко благослови».

Свящ: «Сый благословен...».

Хор: «Честнейшую херувим...».

Свящ: «Слава Тебе, Христе Боже...».

Хор: «Слава и ныне», «Господи помилуй» (3р), «Благослови».

Свящ: (На амвоне), полный отпуст по уставу.

Хор: «Великого господина...»

Чтец: 1-й час.

Тропари и кондаки на часах:

1) Малый и шестеричный святой в неделю: тропарь воскресный, «Слава»: тропарь Минеи, кондак только воскресный.

2) 2 святых в неделю: на 1-м и 6-м часах: тропарь воскресный, «Слава»: тропарь 1-го святого. На 3-м и 9-м часах: тропарь воскресный, «Слава»: тропарь 2-го святого, кондак воскресный на всех часах.

3) Богородичный праздник, бденный святой, полиелей, и славословие в неделю: тропари на всех часах: воскресный, «Слава»: Минеи, кондаки: на 1-м и 6-м часах: воскресный на 3-м и 9-м - Минеи.

4) Если в период пред- и попразднства в неделю:

а) Малый и шестеричный святой: на 1‑ м и 6-м часах: тропарь воскресный, «Слава»: тропарь праздника, кондак праздника. На 3-м и 9-м часах: тропарь воскресный, «Слава»: тропарь праздника, кондак воскресный.

б) Великий святой (от славословия и выше): на 1-м часе: тропарь воскресный, «Слава»: тропарь праздника, кондак праздника. На 3-м часе: тропарь воскресный, «Слава»: тропарь святого, кондак воскресный. На 6-м часе: тропарь воскресный, «Слава»: тропарь праздника, кондак святого. На 9-м часе: тропарь воскресный, «Слава»: тропарь святого, кондак праздника.

Свящ: Малый отпуст (на амвоне в епитрахили).

Хор: «Господи помилуй» (3р).

Часы. Идейное содержание часов. Виды часов.

Дневное время Церковь освящает Часами. Часы возникли из монашеского псалмопения, благодаря св. Пахомию Великому (æ 348).

Виды часов:

1. Обычные.

2. Великопостные.

3. Царские.

4. Пасхальные

Идейное содержание.

1. Час 1.:

а) Покаянная молитва (Псалмы).

б) Р.Х. (Богородичен «Что Тя наречем…»; «Христе Свете Истинный…»).

в) Взятие Христа под стражу и суд у первосвященника («Стопы моя направи…»)

2. Час 3.

а) Покаянная молитва (Псалмы).

б) Суд у Пилата.

в) Событие 50-цы (тропарь «Господи, иже пресвятаго Твоего Духа…».)

3. 6 час.

а) Упование на Бога (псалмы, Богородичен «Яко не имамы…»).

б) Распятие Спасителя (Тропарь «Иже в шестый день…».

4. 9 Час.

а) Стремление в Царствие Небесное (Псалмы).

б) Смерть Спасителя на Кресте (Тропарь «Иже в 9-й час…»; «Иже нас ради рождейся…»).

Час 1-й.

Начальных молитв нет.

Псалмы:

5 «Глаголы моя внуши Господи, разумей звание мое…»

89 «Господи прибежище был еси нам в род и род…»

100 «Плоть и суд воспою Тебе Господи…»

Богородичен «Что тя наречем о благодатная…»

Тропарь часа (только на великопостных)

«Заутра услыши глас мой, царю мой и Боже мой.

Глаголы моя внуши Господи, разумей звание мое.

Яко к Тебе помолюся, Господи»

Библейские стихи (118 пс. Стихи 133-135).

«Стопы моя направи…»

Возглас:

«Боже ущедри ны и благослови ны…»

Конечная молитва

«Христе свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека грядущего в мир, да знаменается на нас свет лица твоего, да в нем узрим свет неприступный, и исправи стопы наша к деланию заповедей твоих, молитвами пречистыя твоея матере, и всей твоих святых, Аминь.»

Отпуст

Если утреня праздничная, то - малый

Если утреня вседневная, то - полный

Час 3-й.

Начальные молитвы:

Свящ: «Благословен Бог наш…»

Чтец: «Аминь», «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе», «Царю небесный…», «Святый Боже…» - 3, «Слава и ныне», «Пресвятая Троице…», «Господи помилуй» - 3, «Слава и ныне», «Отче наш…»,

Свящ: «Яко Твое есть Царство…»

Чтец: «Господи помилуй» - 12, «Приидите поклонимся…» и т.д.

Псалмы:

16 «Услыши Господи правду мою…»

24 «К Тебе Господи возведох душу мою…»

50 «Помилуй мя Боже, помилуй мя…»

Богородичен «Богородице, Ты еси лоза Истинна…»

Тропарь часа (только на великопостных)

«Господи, иже пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом твоим низпославый, того не отъими от нас, но обнови нас молящих ти ся.

Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Не отвержи мене от лица твоего, и духа твоего святаго не отъими от мене.»

Библейские стихи (67 пс).

«Господь Бог Благословен…»

Возглас

«Молитвами святых отец наших…»

Конечная молитва

«Владыко Боже отче вседержителю…»

Час 6-й.

Начальных молитв нет.

Псалмы:

54 «Боже во имя Твое спаси мя…»

54 «Внуши Боже молитву мою…»

90 «Живый в помощи вышнего…»

Богородичен «Яко не имамы дерзновения…»

Тропарь часа (только на великопостных)

«Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в раи дерзновенный адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери Христе Боже и спаси нас.

Внуши Боже, молитву мою, и не презри моления моего.

Аз к Богу воззвах и Господь услыша мя.»

Библейские стихи (пс. 78 стихи 8-9).

«Скоро да предварят ми щедроты…»

Возглас:

«Молитвами святых отец наших…»

Конечная молитва

«Боже и Господи сил, и всея твари…»

Отпуст

Если утреня праздничная, то - малый

Если утреня вседневная, то - полный

Час 9-й.

Начальные молитвы:

см. выше 3-й час.

Псалмы:

83 «Коль возлюблена селения Твоя…»

84 «Благоволил еси Господи землю Твою…»

85 «Приклони Господи, ухо Твое…»

Богородичен «Иже нас ради рождейся от девы…»

Тропарь часа (только на великопостных)

«Иже в десятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование Христе Боже.

Да приближится молитва моя пред тя Господи, по словеси твоему вразуми мя.

Да внидет прошение мое пред тя Господи, по словеси твоему избави мя.»

Библейские стихи (Дан. 3: 34-35).

«Не предаждь нам до конца…»

Возглас

«Боже ущедри ны и благослови ны…»

Конечная молитва

«Владыко Господи, Иисусе Христе Боже наш…»

Пасхальные часы.

Свящ: «Благословен Бог наш…»

Хор: «Аминь», «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим в гробех живот даровав» - 3,

«Воскресение Христово видевше, поклони1мся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши» - 3,

«Предварившия утро яже о Марии и обретшыя камень отвален от гроба слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мервыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены: тецыте и миру проповедите, яко воста господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий»

«Аще и во гроб…»

«Во гробе плотски, во аде же с душею и на земли был еси

«Слава»

«Яко живоносец, яко рая краснейший

«И ныне»

«Вышняго освещение Божественныя селения радуйся

«Господи помилуй» 40

«Слава и ныне»

«Честнейшую херувим...»

«Именем Господним благослови Отче»

Свящ: «Молитвами святых отец наших...» (всегда)

Хор: «Аминь», «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим в гробех живот даровав» - 3, «Слава и ныне», «Господи помилуй» - 3, «Благослови»

Свящ: «Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш....»


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 2151; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.242 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь