Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предпразднство и попразднство



Праздник всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня принадлежит к числу двунадесятых.

Он имеет один день предпразднства, 13 сентября, и семь дней попразднства. День отдания - 21 сентября.

Предшествующие празднику Воздвижения суббота и Неделя (воскресенье) называются субботой и Неделей пред Воздвижением.

В субботу перед Воздвижением прокимен: " Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте". Стих: " Все языцы восплещите руками...". Апостол (Кор., зач. 126). Евангелие (Мф., зач. 39), а затем рядовое[62].

В неделю перед Воздвижением прокимен: " Спаси, Господи, люди Твоя...", Апостол (Галат., зач. 215); Евангелие (Ин., зач. 9), а затем рядовое[63].

Суббота же и неделя, следующие за днем Воздвижения, называются субботой и неделей по Воздвижении. В субботу по Воздвижении на литургий прокимен праздника. Апостол читать особый (Кор., зач. 125) и Евангелие (Иоанна, зач. 30); в неделю по Воздвижении прокимен праздника " Спаси Господи люди Твоя...", Апостол (Галат., зач. 203) и Евангелие (Марка, зач. 37), а также петь прокимны и Аллилуарии[64].

Особенности богослужения праздника

Перед началом малой вечерни или перед началом всенощного бдения, если не служится малая вечерня, иерей износит Честный Крест из сосудохранилища, полагает его на жертвеннике и украшает венком из живых цветов. После отпуста малой вечерни (если она служится) или перед началом всенощной иерей и диакон в облачениях подходит к жертвеннику. Диакон, взяв благословение на кадило и кадя Честный Крест произносит тихо: " Благослови, владыко". Иерей - " Благословен Бог...". Диакон читает (тихо): Трисвятое по " Отче наш..." Затем служащие поют (тихо) тропарь Кресту: " Спаси, Господи, люди Твоя...", " Слава, и ныне: Вознесыйся на крест волею...".

Во время пения иерей поднимает на главу Крест и в сопровождении двух свещеносцев со свечами и диакона с кадилом переносит Честный Крест на престол и полагает его на место Евангелия, а Евангелие поставляет справа от Дарохранительницы (как на литургии). Перед престолом ставится зажженная свеча.

Всенощное бдение (вся служба по Минее). На великой вечерни: После мирной ектении " Блажен муж" поется только тогда, когда праздник случится в воскресенье или понедельник. Если же праздник приходит на вторник, среду, четверг, пятницу и субботу, то " Блажен муж" не поется. (Это же относится и к остальным Господским праздникам). После входа - прокимен дня. Подобно празднику Преображения и другим двунадесятым Господским праздникам, на великой вечерни поется великий прокимен: " Бог наш на небеси и на земли..." только в том случае, если праздник случится в субботу, а в субботу вечером - великий прокимен: " Господь воцарися...".

Если праздник случится в другие дни, то на великой вечерни - прокимен дня, а великий прокимен поется вечером в самый праздник. Паремии три:

1 - Исход, гл. 15-16 повествует о горькой воде и ропоте людей;

2 - Притчей, гл. 3 о Божием наказании и вразумлении;

3 - пророка Исаии гл. 60. Если все люди будут служить Богу, то спасутся.

На литии, на " Бог Господь" и в конце утрени поется тропарь (гл. I): " Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство".

На утрени: полиелей совершается в алтаре. После полиелея - величание:

" Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия (т.е. от рабства врагу - диаволу)".

Прокимен: " Видеша вси концы земли спасение Бога нашего". Стих: " Воспойте Господеви...". Евангелие - от Иоанна, зач. 42. (Тропари " Ангольский Собор", даже если праздник случится в воскресенье, не поются. Евангелие читается в алтаре и на середину церкви не выносится.

После Евангелия поется: " Воскресение Христово видевше..." (в какой бы день праздник ни случился) и читается 50-й псалом. (Царские врата закрываются). " Слава: Молитвами апостолов...", " И ныне: Молитвами Богородицы...". Стих: " Помилуй мя, Боже..." и стихира праздника: " Крест Христов...".

Канон - св. Космы Маиумского. Ирмосы по дважды. Тропари на 13. По 3-й песни - седален, " Слава, и ныне" - тойже. По 6-й песни - кондак и икос. Катавасия и ирмосы канона - " Крест начертав...". Припев к канону: " Слава, Господи, Кресту Твоему честному". На 9-й песни " Честнейшую не поем, а припев и ирмос песни.

Припев: " Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень". Ирмос 9-й песни: " Тайн еси, Богородице, рай (Ты - таинственный рай, Богородица), невозделанно возрастивший Христа, Имже Крестное живоносное на земли насадися древо. Тем (поэтому)ныне (кресту) возносиму, покланяющеся ему Тя величаем".

Указанный припев припевается на 9-й песни и к каждому тропарю 1-го канона; а к тропарям 2-го канона, который имеет только одну 9-ю песнь, поют припев: " Величай, душе моя, Животворящаго Креста Господня воздвижение".

Вынос Креста

Во время великого славословия священник в полном облачении совершает с диаконом каждение (трижды) вокруг св. Престола, на котором лежит св. Крест.

По окончании великого славословия священник отдает кадило диакону, трижды поклоняется перед Престолом и во время пения особым напевом последнего " Святый Боже..." поднимает Крест на главу. (В это время царские врата бывают открытыми). Через горнее место он выходит из алтаря северными дверями с идущим впереди его диаконом (с кадилом)(против солнца).

Обойдя о Крестом внутреннюю часть храма, священник подходит к царским вратам и произносит возглас: " Премудрость, прости". Хор поет (трижды): " Спаси, Господи, люди Твоя..."

Крест обычно выносится на середину храма и полагается на уготованном аналое. Священник совершает вокруг него троекратное каждение и после этого поет (если не совершается чин Воздвижения): " Кресту Твоему покланяемся, Владыко..." (трижды), творя земной поклон после каждого пения тропаря.

То же поет и хор.

После этого, при пении стихир праздника, молящимся совершается поклонение Кресту и целование его.

Затем диакон произносит сугубую ектению: " Помилуй нас, Боже...", и далее все совершается по обычаю.

Чин воздвижения Креста

(см.: " Богослужебные указания" на 1950 г.).

Этот чин совершается в соборах и приходских церквах, с благословения епархиального архиерея.

После выноса Креста на середину храма и троекратного каждения настоятель совершает три земных поклона перед св. Крестом. Затем, взяв на главу Честный Крест с живыми цветами, он становится на уготованное для этой цели место (кафедру) лицом к востоку и начинает первое воздвижение.

Перед Крестом, на некотором расстоянии, становится Диакон (держа в левой руке свечу, а в правой кадило) и громко возглашает:

" Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси". Хор поет: " Господи, помилуй (100 раз).

В начале пения " Господи, помилуй" настоятель трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины " сотницы" медленно преклоняет главу свою с Крестом, насколько можно низко, " на пядь до земли". По мере опускания Креста звучание хора понижается, стихает. При пении второй половины " сотницы" настоятель медленно поднимается. С такой же постепенностью хор переходит на более высокие и сильные звуки и заканчивает громким и торжественным " Господи, помилуй". При пении " Господи, помилуй" в 97-й раз настоятель выпрямляется и опять трижды осеняет Крестом на восток. (При соборном служении два сослужащих священника поддерживают настоятеля под руки, облегчая ему преклонение, а другие два священнослужителя поливают Крест благовонным маслом, символизирующим собой благодать Святого Духа).

После этого настоятель с Крестом обращается лицом на запад. Диакон переходит на противоположную сторону, и стоя перед Крестом, возглашает:

" Еще молимся об оставлении грехов Великого Господина и отца нашего Пимена, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и господина нашего (имя рек) епископа... и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси". Хор - " Господи, помилуй" (100 раз).

Настоятель совершает второе воздвижение, как и первое. Третье воздвижение - лицом на юг. Диакон возглашает:

" Еще молимся о стране нашей, властях и воинстве ея. Рцем вси". Хор - " Господи, помилуй" (100 раз).

Четвертое воздвижение - лицом на север. Диакон возглашает: " Еще молимся о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленней (находящейся в беде и угнетении), здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси".

Пятое воздвижение - опять лицом к востоку. Диакон возглашает: " Еще молимся о всех служащих и служивших во святей обители сей (или храме сем), отец и братий наших, о здравии, и о спасении, и оставлении грехов им рцем вси".

После пятого воздвижения Креста Господня поется " Слава, и ныне" и кондак: " Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже: возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу".

При пении кондака настоятель полагает Крест на аналое. Затем поется " Кресту Твоему..." (трижды с земными поклонами), стихиры на поклонение Кресту и далее все по чину.

Если был совершен чин Воздвижения, то сугубая ектения опускается и произносится сразу просительная: " Исполним утреннюю молитву нашу". Если же чин Воздвижения не совершался, тогда после поклонения Кресту и стихир Кресту произносятся обе ектении - сугубая и просительная.

На литургии - антифоны праздника. Входные стих: " Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть". Сразу после входного стиха - тропарь и кондак праздника. Вместо Трисвятого - " Кресту Твоему покланяемся, Владыко..." (поется только в день праздника). Прокимен, гл. 7: " Возносите Господа Бога...". Апостол (Кор., зач. 125), Евангелие от Иоанна, зач. 60. Задостойник: припев: " Величай, душе моя, пречестный Крест Господень" и ирмос: " Тайн еси, Богородице, рай...". Причастен: " Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи".

Праздник Воздвижения - единственный Господский праздник, который не имеет в служебнике особого отпуста. Отпуст в конце всенощного бдения и литургии праздника такой же, как седмичный в среду и пятницу, только без упоминания празднуемых святых Минеи. В практике начало принято произносить как в отпусте воскресного дня: " Воскресый из мертвых Христос.. ", так как служба посвящена не только Кресту, но и воспоминанию воскресения Христова (пение тропаря: " Воскресение Христово видевше..." на утрени и др.).

В день праздника Воздвижения установлен пост, подобно тому, какой бывает в среду и пяток (рыба не разрешается). Он установлен в воспоминание страданий Господа, претерпевшего смерть на Кресте, и для внушения того, что почитание Креста связано с умерщвлением плоти (см.: Типикон, послед. 14 сентября и гл. 33).

В попразднство на литургии после входа поется: " Приидите, поклонимся..." с праздничным окончанием: " Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: Аллилуиа".

Животворящий Крест, вынесенный в праздник Воздвижения, лежит в храме на аналое до отдания праздника. В день отдания Воздвижения, после отпуста литургии, священник совершает вокруг аналоя с Крестом каждение (трижды) и при пении тропаря и кондака вносит Крест в алтарь, полагая его на св. престоле (см.: Типикон, послед. 2 августа).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 1309; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь